Станковая, монументальная, декоративная живопись. Особенности и различия монументальной, станковой, миниатюрной живописи Станковая живопись картины и авторы

Как гласит древняя легенда - живопись произошла от девушки в древние времена, когда она обвела на стене тень своего любимого мужчины. Что ж, в этой легенде кроется глубокий смысл, ведь начало живописи дало именно потребность в портрете человека.

Портрет, натюрморт, пейзаж, сюжет - это жанры, относящиеся к станковой живописи. А почему именно "станковая живопись"? Все потому, что название происходит от слова “станок”, т.е. это живопись, выполненная на мольберте.

Кстати, слово мольберт (от "Malbrett") имеет немецкие корни и расшифровывается как “доска для рисования”.

Станковая живопись - это род живописи, независящий от каких-либо объектов и является полностью автономным художеством. Например, есть монументальная живопись, которая привязана к архитектурным строениям. Она подразумевает украшение стен, потолков и других строений. Есть декоративная живопись - роспись стекол, одежды, посуды, мебели и т.д. Но станковая живопись воспринимается как самостоятельная единица. Это словно окно в другую реальность или время.

Самыми известными художниками этой живописи считаются: Пабло Пикассо, Винсент Ван Гог, Иван Айвазовский, Михаил Врубель, Диего Веласкес и другие.

4 основных жанра станковой живописи

Мир живописи огромен! И чтобы это как-то разграничить, начали появляться жанры станковой живописи, которые помогали художникам сориентироваться в своей сфере и обобщить художественные особенности.

Интересно ! Когда-то было время, в котором каждый жанр имел свой ранг. Самыми низкими считались жанры пейзаж и портрет, а высшим по рейтингу был сюжетный жанр исторической разновидности. Еще тогда знаменитый Вольтер считал эти установки несправедливыми. Для него все жанры были хороши, не считая скучных.

1. Портрет.

Перед художником этого жанра стоит непростая задача. Чтобы написать портрет человека, нужно иметь опыт и зрелое мастерство. Кажется, что это легко, но портрет должен не просто быть схожим с оригиналом, а и быть живым.

Как говорил Крамской - "написать надобно бы так, словно оно улыбается, не то нет, теперь как губы дрогнули, словом, черт знает что, живой!".

Вспомните, наверняка вы видели портреты, на которых изображен человек с точной схожестью. Но что-то в нем было не так, будто подменили его. Схож, но не похож. Знакомо?

Все потому что нужно не только точно срисовывать формы лица человека, надо еще прочувствовать его внутренний мир, а еще лучше - хорошо знать человека. Вот тогда можно в полной мере передать “живого” человека на холст, что называется - личность. Убедиться в этих словах можно посмотрев на портреты Веласкеса, Серова, Рембрандта или Репина.

2. Пейзаж.

В этом жанре художник передаёт зрителю всю полноту переживаний и эмоций от восприятия природы: морской вид, ландшафты, строения и т.п. Художник не только изображает природу определенного места, а и вкладывает в картину своё мировоззрение, настроение и мысль, связанное с объектом.

Интересно ! Если вспомнить знаменитую "Владимирку" И. Левитана, картина сразу же вызывает какое-то чувство скорби, грусти и тяжести. А ведь на картине изображена дорога, по которой арестантов гнали на каторгу в царские времена.

Нельзя не упомянуть мастеров советского пейзажа:

  • М. Сарьян;
  • Г. Нисский;
  • С. Герасимов.

3. Сюжет

У сюжетной живописи существует 5 подвидов: исторический, бытовой, мифологический, религиозный и батальный. Сей жанр требует от художника восстановить всю полноту событий - атмосферу, людей, жизненные приоритеты, время, чувства и т.д. Словно живописец возобновляет один, но очень яркий и точный фрагмент из прошлого.

Некоторые картины этого жанра могут восприниматься человеком легко. А другие могут требовать каких-то познаний в области и особого внимания (например, религиозные или мифологические картины).

Исторический и батальный подвиды связаны между собой. Первый подвид живописец изображает так, будто картина - это портал в прошлое, который показывает все проблемы того времени: жизнь, предрассудки и убеждения. Во втором подвиде художник старается передать враждебную атмосферу, военную жизнь, битву за родину, храбрость воинов и патриотизм народа.

Что касается бытового подвида, тут мастер акцентирует наше внимание на обыденных вещах в повседневной жизни так, что на картине они воспринимаются по-новому и необычно.

С улыбкой вспоминаются персонажи Анатолия Козельского: надо же, столько юмора и фантазии - восхитительно!

4. Натюрморт.

Это французское слово расшифровывается как «мертвая природа». Живописец этого жанра изображает неодушевленные предметы: еду, интерьер, цветы и т.п. Но это отнюдь не слепое повторение формы и цвета объекта, художник также оставляет на картине свои думы, настроение и переживания.

В своих натюрмортах "Снедь московская. Мясо, дичь" и "Снедь московская. Хлеба" И. Машков передает свое восхищение и ликование от даров природы, а также жизнеутверждающий взгляд и оптимизм, который всегда был свойственен советским людям.

Как мастера пишут станковую картину?

Классика станковой живописи - холст, масляные или темперные краски. Иногда используются пастель, акварельные краски, гуашь и даже тушь (на дальнем Востоке). Ну и никуда без старого, доброго мольберта. Уже прошли столетия, а это все тот же трех- или четырехногий инструмент.

Кстати, знали ли вы, что в прошлые века в качестве основы для станковой живописи использовали дерево? На Западе художники брали рисовую бумагу, шелк и пергамент. Но сейчас, конечно же, это проклеенный и прогрунтованный холст.

Так сложилось исторически, что чаще всего картину пишут маслом. Краски долго сохраняют яркость и свой цвет.

Не реже используют и темперные краски. Они отличаются равномерной просушкой и не дают трещин (кракелюр), как это может случаться с некоторыми масляными красками. Темпера - это строгая и жесткая техника. Например, для перехода тонов живописец накладывает один слой на другой, а объем выявляется путем изменения тона пигмента либо штриховкой.

В заключение

Опытный мастер не сразу берет кисть и начинает творить шедевры! Сначала художник начинает с эскиза, потом занимается контурами обстановки, формами предметов и построением будущей картины (композицией).

Когда это готово, художник приступает к изучению людей, обстановки, нужных поз, света, психологического настроя и т.д. Все это дает художнику сложить готовую картину в голове, уже после чего, он начинает писать. Только так картина получается живой и становится объектом нашего восхищения.

P . S . Пара слов об обучении станковой живописи.

В России обучение станковой живописи проводится в художественном училище имени Г.К.Вагнера (Рязань), в институте имени В. Сурикова (Москва) и в институте имени Е. Репина (Петербург).

Живопись - вид изобразительного искусства, который разделяется на шесть видов . Все шесть видов характеризуются созданием изображения при помощи нанесения красок на какую-либо поверхность.

  1. Станковая живопись - это живопись, которая наносится на холст, доски или другую поверхность. Станковая живопись не зависит от места написания, то есть изображение красками на стене или каких либо объектах и поверхностях определённой местности не относятся к станковой. Станковая живопись создаётся при помощи различных красок: масляные, акриловые краски, темпера и другие. Чаще всего станковая живопись создаётся на холсте, который натянут на раму или наклеен на картон.
  2. Монументальная живопись - это вид живописи, когда изображение при помощи красок наносится непосредственно на стены, потолки, поверхности зданий и сооружений. К монументальной живописи относится также фреска (живопись по сырой штукатурке).

    Декоративная живопись - способ декоративного украшения стен, предметов интерьера, мебели. Относится к декоративно-прикладному искусству. Сюда же можно отнести монументально-декоративную живопись (декоративная роспись на стенах, панно).

    Театрально-декоративная живопись или Декорационная живопись - живописное украшение стен, предметов интерьера, мебели (декораций) и так далее в театральных постановках.

    Миниатюрная живопись - живописные произведения малых форм. В миниатюре краски наносятся на поверхности небольших форм - на фарфоре, кости, камне, дереве, металле и др.

    Иконопись - живопись на религиозную тематику.

Живопись в изобразительном искусстве подразделяется на жанры . Таких жанров существует большое количество. Как пример, что такое жанры живописи, можно назвать: портрет, пейзаж, натюрморт, историческая и батальная живопись, религиозная и мифологическая живопись, марина, анимализм, фигуративная живопись и так далее.

Живопись подразделяется не только на виды и жанры, но также и направления : классицизм, романтизм, академизм, реализм, модернизм, экспрессионизм, абстракционизм, фовизм, кубизм, футуризм, супрематизм, сюрреализм, поп-арт и другие.

Также живопись подразделяется на техники , которые характеризуются способами и методами создания изображений художником - способ нанесения, вид красок, способ подготовки холста или другой поверхности: энкаустика (с воском), темперная (с яйцом), акварельная живопись, живопись гуашью, акрилом, пастелью, граттаж, лессировка, пуантилизм, живопись сухой кистью, живопись керамическими и силикатными краски, сфумато, сграффито, карнация, смешанные техники и так далее.

Вашей компании или организации необходимо качественное оборудование? В «Эпицентр техно» вы можете выбрать Бетономешалки из большого ассортимента. Строительное, сварочное и насосное оборудование, компрессоры, электродвигатели, электростанции и многое другое.

«Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, неразлучна с человеком», - писал Ф. М. Достоевский.

Действительно, история свидетельствует о том, что человек всегда был неразлучен с искусством. В горах, в пещерах разных стран мира сохранились древние наскальные изображения. Эти выразительные рисунки животных и охотников были сделаны еще в те времена, когда люди не умели писать.

Памятники искусства говорят нам, какое огромное значение оно имело в жизни человека и человеческого общества. Древние греки создали прекрасный миф о музах - вечно юных сестрах, олицетворяющих искусства и науки. Мельпомена - муза трагедии, Талия - комедии, Терпсихора - танцев, Клио - муза истории… Миф рассказывает, что когда бог Аполлон - покровитель искусства, поэзии и музыки - появлялся в сопровождении муз, то вся природа внимала их пению… Музыка, музей - эти слова произошли от слова Муза.

Поэтический миф о музах-сестрах не утратил своего смысла. У каждого вида искусства свои выразительные средства: в музыке - это звук, в изобразительном искусстве - цвет, линия и т. д., в литературе - слово. Но родственная сущность всех видов заключается в том, что искусство - это одна из форм общественного сознания, в основе которой лежит образное отражение явлений действительности.

К изобразительным искусствам, связанным со зрительным восприятием, относятся: живопись, графика и скульптура. Эти искусства создают изображение на плоскости (живопись и графика) и в пространстве (скульптура).

Картину, рисунок, эстамп, скульптуру, которые имеют самостоятельное значение, то есть не связаны с каким-либо художественным ансамблем или с чисто практическим назначением, мы называем станковыми произведениями . Определение это происходит от слова «станок» (в данном случае - мольберт), на который ставится холст, когда пишется картина. И даже то, что картина обязательно вставляется в раму, подчеркивает независимость, то есть отъединенность станковой живописи от окружающей среды. Рама отделяет картину, создает возможность воспринимать ее как самостоятельное художественное целое. Некоторые станковые живописные произведения репродуцированы в книге.

В отличие от станковой монументальная живопись по своему назначению и характеру связана с архитектурным ансамблем. Фреска, мозаика, панно, витражи органично входят в архитектуру, дополняя и обогащая художественное оформление интерьера или всего здания. Прекрасными образцами монументальной живописи являются фрески Рафаэля в Ватиканском дворце, росписи Микеланджело в Сикстинской капелле. Высочайшего уровня монументальная живопись достигла в византийском и древнерусском искусстве.

В наше время монументальная живопись находит широкое применение в дворцах культуры, клубах, театрах, станциях метрополитена, вокзалах и т. д. Многие из вас видели мозаики в метро, созданные по эскизам П. Корина, А. Дейнеки и других советских мастеров. Росписи интерьера Автовокзала и Музея Вооруженных Сил в Москве (художник Ю. Королев), росписи Музея Циолковского в Калуге (группа художников во главе с А. Васнецовым), витражи литовских мастеров, чеканные панно грузинских художников украсили многие новостройки наших городов.

Международную известность завоевало монументальное искусство современной Мексики. Мозаики Сикейроса и других крупных художников отражают героическую борьбу мексиканского народа за свою независимость.

Не всегда можно провести резкую грань между станковым и монументальным произведением искусства. Это объясняется тем, что качеством монументальности обладает нередко и станковая живопись. А монументальные произведения иногда имеют и самостоятельное значение, воспринимаясь как законченные станковые картины.

Существует еще очень большая область декоративно-прикладного искусства. Это художественно выполненные мебель, посуда, одежда, ткани, ковры, вышивки, ювелирные изделия и т. д. Однако некоторые виды декоративно-прикладного искусства (гобелен, чеканка, декоративная скульптура) можно также рассматривать как самостоятельные произведения. Живопись, которая предназначена для украшения или выявления конструкции и назначения предмета и не имеющая явно самостоятельного значения, называется декоративной.

Таким образом, живопись разделяется на станковую, монументальную и декоративную.

, картоне , доске , бумаге , шёлке), и предполагает самостоятельное и не обусловленное окружением восприятие .

Основные материалы станковой живописи - масляные , темперные и акварельные краски, гуашь , пастель , акрил . На Дальнем Востоке получила преимущественное распространение живопись тушью , (в основном - монохромная), зачастую интегрирующая каллиграфию .

Особое место занимает монотипия - псевдотиражная техника живописи, использующая характерный для эстампа приём нанесения красочного слоя на бумагу отпечатыванием с доски (металлической, пластиковой, стеклянной).

Европейская картина, как правило, отделяется от окружения рамой или паспарту , восточная традиция оставляет живопись в листе или свитке, иногда дублируя на декоративное основание.

Станковая живопись - один из основных видов изобразительного искусства , наиболее богатый жанрами и стилями .

Обучение станковой живописи ведется в художественных школах и студиях, в средних художественных училищах и художественных институтах, крупнейшими из которых в России являются в Петербурге , Рязанское художественное училище им. Г.К.Вагнера в Рязани и в Москве .


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Станковая живопись" в других словарях:

    Разновидность живописи, которая, в отличие от монументальной, не связана с архитектурой, имеет самостоятельный характер. Произведения станковой живописи (картины) можно переносить из одного интерьера в другой, показывать в др. странах. Термин… … Художественная энциклопедия

    Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую либо твёрдую поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность… … Художественная энциклопедия

    Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую либо поверхность. Живопись важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей.… … Большой Энциклопедический словарь

    И; ж. 1. Изобразительное искусство, воспроизводящее предметы и явления реального мира с помощью красок. Масляная, акварельная ж. Ж. маслом. Портретная, пейзажная ж. Жанровая, батальная ж. Заниматься живописью. Интересоваться живописью. Уроки… … Энциклопедический словарь

    живопись - и, только ед., ж. 1) Вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления реального мира с помощью красок. Акварельная живопись. Портретная живопись. История развития живописи. 2) собир. Произведения этого вида искусства. Выставка… … Популярный словарь русского языка

    ЖИВОПИСЬ - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости с применением красок и цветных материалов. Система цветовых сочетаний (колорит) позволяет передавать тончайшие нюансы действительности, а в целом изобразительные… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    Живопись античная - росписи восковыми красками (энкаустика) или темперой по штукатурке, мрамору, известняку, дереву, глине; известны росписи обществ, и жилых сооружений, склепов, надгробий, а также произв. станковой живописи. Болып во памятников др. гр. живописи… … Античный мир. Словарь-справочник.

    живопись - ▲ художество посредством, цветовой тон живопись искусство, изображающее действительность красками. станковая живопись: картина произведение живописи. полотно. холст. диптих. триптих. монуметально декоративная живопись: стенная роспись,… … Идеографический словарь русского языка

    ЖИВОПИСЬ, и, жен. 1. Изобразительное искусство создание художественных образов с помощью красок. Уроки живописи. Школа живописи. 2. собир. Произведения этого искусства. Стенная ж. Станковая ж. | прил. живописный, ая, ое. Живописная мастерская.… … Толковый словарь Ожегова

    Вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую либо твёрдую поверхность. Как и др. виды искусства (См. Искусство), Ж. выполняет идеологические и познавательные задачи, а … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Джотто ди Бондоне. Станковая живопись , Юрий Астахов , Эпоха Предвозрождения вызвала к жизни гуманистическое искусство Джотто ди Бондоне. Его фрески закрепили за художником славу первого мастера того времени. Во многом именно он определил… Категория: Зарубежные художники Серия: Шедевры живописи Издатель:

Образы живописи очень наглядны и убедительны. Она способна передавать объемы и пространства, природу, воплощать общечеловеческие идеи, события исторического прошлого и полет фантазии, раскрывать сложный мир человеческих чувств и характера. Живопись может быть однослойной (выполняется сразу) и мнослойной, включающей подмалевки и пессировки , наносимые на просохший красочный слой прозрачный и полупрозрачный слои краски.
Этим достигаются тончайшие нюансы и оттенки цвета.
Построение объема и пространства в живописи связано с линейной и воздушной перспективой , пространственными свойствами теплых и холодных цветов, свето-теневой моделировкой формы, передачей общего цветового фона полотна . Для создания картины, кроме цвета, необходимы хороший рисунок и выразительная композиция . Художник, как правило, начинает работу рад полотном с поиска наиболее удачного решения в эскизах. Затем, в многочисленных живописных этюдах с натуры, он прорабатывает необходимые элементы композиции.

СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ .
Станковыми называются картины, которые имеют самостоятельное значение (пишутся на станке). У станковой живописи много жанров.

Жанр (франц. "манера", "вид", "вкус", "обычай", "род") - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.
Жанр может отмечаться в названии картины (прим. "Торговец рыбой").

Жанры станковой живописи :

По тому, что изображено на картине :
1.Портрет
2.Пейзаж
3.Натюрморт
4.Бытовой (жанровый)
5.Исторический
6.Батальный
7.Анималистический
8.Библейский
9.Мифологический
10.Сказка

1.Портрет - изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности.
Виды портрета : поясной, поплечный, погрудный, портрет в рост, портрет на фоне пейзажа, портрет в интерьере (комнаты), портрет с аксессуарами, автопортрет, двойной портрет, групповой портрет, парный портрет, костюмированный портрет, миниатюрный портрет.

По характеру изображения все портреты можно разделить на 3 группы :
а) парадные портреты , как правило предполагают изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим), обычно на пейзажном или архитектурном фоне;
б) полупарадные портреты (возможно не совсем во весь рост, нет архитектурного фона);
в) камерные (интимные) портреты, в которых используется поплечное, по грудное, поясное изображение, чаще на нейтральном фоне.

Русские художники-портретисты: Рокотов, Левицкий, Боровиковский, Брюллов, Кипренский, Тропинин, Перов, Крамской, Репин, Серов, Нестеров

2.Пейзаж (франц. "место", "страна", "родина") - изображает природу, вид местности, ландшафт.
Виды пейзажа : сельский, городской, морской (марина), городской архитектурный (ведута), индустриальный.
Пейзаж может носить лирический, героический, эпический, исторический, фантастический характер .

Русские художники-пейзажисты: Щедрин, Айвазовский, Васильев, Левитан, Шишкин, Поленов, Саврасов, Куинджи, Гробарь и др.

3.Натюрморт (франц. "мертвая природа") - изображает своеобразные портреты вещей, их тихую жизнь. Художники изображают самые обычные вещи, показывают их красоту и поэтичность.

Художники: Серебрякова, Фальк

4.Бытовой жанр (жанровая живопись) - изображает повседневную жизнь человека и знакомит нас жизнью людей давно ушедших времен.

Художники: Венецианов, Федотов, Перов, Репин и др.

5.Исторический жанр - изображает значимые исторические события, события прошлого, былинные времена. Этот жанр часто перелеплетается с другими жанрами: бытовым, батальным, портретом, пейзажем .

Художники: Лосенко, Угрюмов, Иванов, Брюллов, Репин, Суриков, Ге и др.
Суриков, выдающийся мастер исторической живописи: "Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова", "Меньшиков в Березове", "Переход Суворова через Альпы", "Покорение Сибири Ермаком".

6.Батальный жанр - изображает военные походы, сражения, ратные подвиги, боевые действия.

7.Анималистический жанр - изображает мир животных.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ.

Всегда связана с архитектурой. Украшает стены и потолки, полы, проемы окон.

Виды монументальной живописи (различаются в зависимости от техники исполнения):

1.Фреска (итал. "по сырому") - пишется по сырой известковой штукатурке красками (сухой пигмент, краситель в порошке), разведенными водой. Высыхая,известь выделяет тончайшую кальциевую пленку, которая закрепляет находящиеся под ней краски, делает живопись несмываемой и очень прочной.

2.Темпера - краски разведенные на яйце,казеиновом клее или синтетическом связующем веществе. Это самостоятельный и распространенный вид стенной живописи. Иногда темперой пишут по уже сухой фреске. Темпера быстро высыхает и при высыхании меняет цвет.

3.Мозаика (лат. "посвященная музам") - живопись, выложенная из небольших кусочков цветных камней или смальты (специально сваренное непрозрачное цветное стекло)

4. Витраж (франц. "остекление", от лат. "стекло") - живопись, выполненная из кусочков прозрачного цветного стекла, соединенных между собой свинцовыми полосками (спаивание свинцом)

5.Панно (франц. " доска", "щит")
- а) часть стены или потолка (плафон), выделенная лепной рамой или ленточным орнаментом и заполненная живописью;
б) выполнено красками на холсте, а затем прикреплено к стене. Для наружных стен панно может быть выполнено из керамических плиток.

АРХИТЕКТУРА

Архитектура - искусство создавать здания и их комплексы, образующие среду для жизни людей. От других видов искусства отличается тем, что выполняет не только идейно-художественные, но и практические задачи.

Виды архитектуры :
общественная (дворцовая);
общественная жилая;
градостроительство;
реставрация;
садово-парковая (ландшафтная);
промышленная.

Выразительные средства архитектуры :
композиция здания;
масштаб;
ритм;
светотень;
цвет;
окружающая природа и застройка;
живопись и скульптура.

1. Композиция здания - расположение его основных частей и элементов в определенной последовательности. Композиция здания очень важна, так как от нее зависит впечатление, которое производит здание . Создавая архитектурную композицию архитектор пользуется различными приемами: чередованием и сочетанием различных пространств (открытых и закрытых, освещенных и затемненных, сообщающихся и изолированных и др.); различных объемов (высоких и низких, прямолинейных и криволинейных, тяжелых и легких, простых и сложных); элементов ограждающих поверхностей (плоских и рельефных, глухих и ажурных, однотонных и красочных). Выбор композиции зависит от того, для чего здание предназначается.

Виды композиции :
- Симметричная . Одинаковое расположение элементов здания относительно оси симметрии, которая отмечает центр композиции. Такие здания были характерны для архитектуры эпохи классицизма.
- Асимметричная . Главная часть здания смещается в сторону от центра. Используются различные, контрастные по форме, материалу и цвету объемы, что приводит к динамичному архитектурному образу. Характерно для современного строительства.
Прием симметрии и асимметрии при композиции отдельных элементов, расстановке колонн, окон, лестниц, дверей и т.д.

2. Ритм .Большое организующее значение в архитектурной композиции принадлежит ритму, т.е., четкому распределению повторяющихсч с определенным интервалом объемов и деталей здания (анфилад комнат и залов, последовательных изменений объемов помещений, группировке колонн, окон, скульптур)

Виды ритма :
-Вертикальный ритм . Чередование отдельных элементов в вертикальном направлении. Придает зданию впечатление легкости, устремленности вверх.
- Горизонтальный ритм . Чередование элементов в горизонтальном направлении.Делает здание приземистым, устойчивым.
Собирая, сгущая отдельные детали в одном месте и разряжая их в другом, архитектор может подчеркнуть центр композиции, придать зданию динамичный или статичный характер.

3. Масштаб . Пропорциональное соотношение здания и его частей. Определяет величину отдельных частей и деталей здания по отношению к величине всего здания в целом, к человеку, окружающему пространству и другим постройкам. Масштаб здания зависит не от размеров здания, а от общего впечатления, которое оно производит на человека.

4. Светотень . Свойство, выявляющее распределение светлых и темных участков на поверхности формы. Усиливает и облегчает зрительное восприятие архитектурной формы, придает ей более живописный вид. Искусственное освещение объемов зданий используется на уровне уличного, магистрального и подсветки. Отраженный свет в интерьере создает иллюзию легкости форм.

Особенность архитектуры как искусства заключается в создании единства архитектурной композиции из множества архитектурных форм. Простейшее средство создания единства- придание объему здания простой геометрической формы. В сложном ансамбле здания единство достигается соподчинением: главному объему (композиционному центру) подчиняются второстепенные части здания. Композиционным средством также является тектоника.

Тектоника -художественно выявленное конструктивное строение здания.

5. Цвет . Часто используется в архитектурных сооружениях, особенно во внутренних помещениях (особенно в постройкам в классическом стиле и барокко). Для современного интерьера характерны яркие, светлые тона.

6. Живопись и скульптура .К художественным средствам создания композиционного единства постройки относится монументальное и прикладное искусство, в частности скульптура и живопись, сочетание которых с архитектурой получило название "синтез искусств".

7. Окружающая природа и застройка .Архитектура тяготеет к ансаблевости. Для ее сооружений важна вписанность в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж. Формы архитектуры обусловлены: природно (зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света); социально (зависят от характера общественного строя, эстетических идеалов, утилитарных и художественных потребностей общества).

Архитектура тесно связана с развитием производительных сил и техники. Ни одно искусство не требует такого сосредоточения коллективных усилий и материальных средств , например: Исакиевский собор строили 500 тысяч человек в течение 40 лет.

Триединство архитектуры: польза, прочность, красота. Другими словами, это важнейшие составляющие архитектурного целого: функция, конструкция, форма (Витрувий, I в. н.э. древнеримский архитектурный теоретик). Строительство стало архитектурой тогда, когда целесообразная постройкам обрела эстетический вид.

Архитектура зародилась в глубокой древности. В Древнем Египте грандиозные сооружения создавались во имя духовно-культовых целей (гробницы, храмы, пирамиды). В Древней Греции архитектура обретает демократический облик и культовые сооружения (храмы) уже утверждают красоту, достоинство грека-гражданина. Возникают новые виды общественных построек: театры, стадионы, школы. А зодчие следуют гуманистическому принципу красоты, сформулированному Аристотелем: "Прекрасное должно быть не слишком большим и не слишком маленьким". В Древнем Риме зодчие широко применяют арочные сводчатые конструкции из бетона. Новые типы сооружений, форумы, триумфальные арки и колонны отражают идеи государственности и военной мощи . В Средние века архитектура становится ведущим и самым массовым видом искусства . В устремленных к небу готических соборах выражался религиозный порыв к Богу, и страстная земная мечта народа о счастье. Архитектура Возрождения развивает на новой основе принципы и формы античной классики, вводится новая архитектурная форма - этаж.Классицизм канонизирует композиционные приемы античности.

Единство архитектурной композиции подразумевает единство стиля, которое создается совокупностью признаков, типичных для искусства определенного времени. На стиль каждой эпохи влияли различные факторы: идеологические и эстетические взгляды, материалы и техника строительства, уровень развития производства, бытовые запросы, художественные формы.

Стиль - сумма элементов, которые раскрывают особенности данной эпохи.
Стиль - исторически сложившаяся совокупность художественных средств и приемов, которые характеризует особенности искусства определенного времени.
Стиль присутствует во всех видах искусства, но формируется преимущественно в архитектуре. Архитектурный стиль формируется десятилетиями, а то и веками, например в Древнем Египте стиль сохранился в течение 3 т.л., в связи с чем получил название канонический (канон (норма, правило) - свод правил, сложившийся в процессе художественной практики и закрепленных традицией).

Основные принципы египетского стиля, характерные для всего искусства Древнего Египта :
- единство изображений и иероглифических надписей;
- вертикальное изображение предметов и людей (менее значимое изображается на плоскости выше);
- построчное изображение сложных сцен горизонтальными поясами;
- разномасштабность фигур, величина которых зависит не от расположения в пространстве, а от значимости каждой из них;
- изображение фигуры человека как бы с разных точек зрения (фаснопрофильное) - принцип распластывания фигуры на плоскости (когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаза в фас).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА.

Календарно-тематическое планирование зависит от возраста учащихся. Идеальный вариант - наличие уроков в 5(6)-11 классах, на это рассчитана государственная программа Ю. А. Солодовникова и Л. Н. Предчетенской. Необходимо учитывать что специфику работы в среднем и старшем звене различны. Старшеклассники уже способны к восприятию обобщенных представлений, заключенных, например, в понятии стиля, где преобладает явление принципа "от общего к частному". Учащиеся среднего звена, особенно в 5-6 классах, еще не всегда готовы к осознанию стиля, то есть еще не владеют умением видеть общую закономерность во многих конкретных явлениях. Этот навык развивается постепенно, поэтому в среднем звене больший результат дадут уроки "погружения" в какое-либо произведение, событие, явление, жизненный и творческий путь автора, например, "Мифы Древней Греции", "Рождение оперы", "Флорентийская коммерата". Эти занятия могут проходить в виде инсценировок, деловых игр, викторин, диспутов и т.д. При этом ученики получают информацию, связанную с конкретными героями, особенностями выразительных средств конкретного искусства. Умение за этими "частными" моментами увидеть общие закономерности возникает на подсознательном уровне. Зато хорошо, ярко и надолго запоминаются конкретные образы и ситуации.
Позже, ученики, накопившие опыт общения с отдельными произведениями искусства, явлениями культуры, получает способность осознать, сформулировать и выразить обобщение суждение. Этот момент наступает, когда ученик подходит к 9 классу, реже к 8 классу. У учащихся 8 и 9 классов восприятие отличается. 8 класс - этап переходного возрастного периода, который проявляется по разному. В одном случае восьмиклассники уже готовы для более сложного уровня восприятия, в другом - нет. Подобная ситуация решается учителем в каждом конкретном случае.
Если в школе МХК изучается с 5 по 11 класс, то наиболее результативным может быть подход, состоящий из двух ступеней. Уроки в 5-7(8) классах - это увлекательные "погружения" в мир конкретных явлений культуры, искусства и т.д., с использованием активных практических форм работы. Это могут быть инсцинирование, игры, диспуты, использование компьютерных программ, исследования при помощи интернета, работа над проектами, викторины и т.д. При этом принцип историзма сохраняется - в тематическое планирование учитель включает ключевые произведения и явления культуры, отражающие различные этапы ее развития. Очень хорошо, если это будет сочетаться с курсом истории, которую параллельно проходят учащиеся. Возможна связь с уроками ИЗО, литературы, музыки и т. д.
Концепция, избранная учителем в качестве основы может определять различный материал и виды деятельност. Солодовников предлагает в качестве возможного принципа организаций предмета опора на мифологию. Но возможны и другие принципы.
Выйдя на вторую ступень, имея знания о конкретном явлении культуры, учащиеся 9-11 класса могут еще раз пройти этот путь, но уже с точки зрения стилей, особенности художественного образа в ту или иную эпоху. Отдельные представления, полученные ранее, складываются в единую систему взаимосвязей, становятся ясны причины и следствие.

Составляя программу для 6-8 класса учитель может взять за основу содержание факультативного курса МХК Даниловой, где из обширного и разнопластного материала учитель может выбрать то, что ему наиболее близко и отвечает условиям его работы.
Возможен и такой вариант планирования уроков МХК в среднем звене, когда концентрический принцип действует в каждом классе, т.е. в каждом классе ученики последовательно проходят темы касающиеся искусства Древнего Мира, Средневековья, Востока, России, Ренессанса и т.д.



Статьи по теме: