Сообщение на тему хлестаковщина как общественное явление. Хлестаковщина как социальное явление

Перечитываем классику

Комедия Николая Васильевича была представлена на суд публики в далёком 1836 году. С тех пор минуло почти два века и сменилось несколько исторических эпох. Но ситуация и персонажи, изображённые в этом произведении, никуда не делись. Как такое явление, как хлестаковщина, это то феноменальное когда ничтожество чувствует подаренный ему судьбой звёздный час. И наслаждается неожиданным счастьем. Комедия Гоголя до сих пор актуальна. И отнюдь не только потому, что школьникам каждый год предлагают писать сочинения на тему хлестаковщина?" В "Ревизоре" содержится ответ на этот вопрос. Но простая попытка перечитать ещё раз это известное со школьной программы произведение неизбежно приводит к вопросу о том, изменилось ли за эти годы хоть что-нибудь в России кроме названий должностей чиновников? Разумеется, изменилось. Класс российского чиновничества увеличился многократно, и его благосостояние заметно улучшилось. Чиновники стали более уверенными в своей полнейшей безнаказанности. И взятки они сегодня берут отнюдь не только борзыми щенками.

Как создавалась эта комедия?

Принято считать, что замысел этого произведения был подсказан Гоголю Пушкиным. Но в самой фабуле комедии "Ревизор" нет ничего особенного. Таких сюжетных построений, основанных на том обстоятельстве, что человека ошибочно принимают за того, кем он на самом деле не является, в мировой литературе более чем достаточно. Но будучи перенесённой в реалии Российской Империи, такая интрига просто не могла не затронуть основ существующих в ней государственных устоев. Современники свидетельствуют о том, что замысел "Ревизора" возник у Пушкина, когда он путешествовал по Оренбургской губернии, собирая материалы о восстании Емельяна Пугачёва. Некоторые уездные чиновники принимали поэта за инспектора из столицы, путешествующего исключительно с целью сбора компрометирующей их информации. Пушкин совершенно не торопился разуверять их в этом заблуждении.

С высочайшего одобрения

Все, кто был причастен к созданию этой комедии, не могли не понимать, что сценическая её судьба будет нелёгкой. Поскольку невозможно было не замечать того, что выведенная в ней хлестаковщина - это, помимо всего прочего, ещё и лихое издевательство над государственной бюрократической машиной. Постановка этой пьесы на сцене стала возможна только после личного обращения Василия Андреевича Жуковского к Государю Императору. Поэт сумел убедить в том, что комедия не направлена против устоев государства, а только высмеивает проворовавшихся провинциальных чиновников. Государь позволил себя уверить в том, что подобная сатира не может принести административной системе ничего кроме пользы. Но перед зрителями произведение предстало в сокращённом виде.

Главный герой

Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга, волею случайных обстоятельств оказался весьма значительной персоной. Конечно, в глубине души он догадывается, что здесь что-то не так, и его, скорее всего, с кем-то перепутали... Но какое это имеет значение, когда все вокруг замерли перед ним с чувством священного ужаса и трепета? И мелкий писарь из столичной конторы раздувается, как мыльный пузырь, до невероятных размеров. В итоге перед читателем и перед зрителем предстаёт наглядный ответ на вопрос о том, что такое хлестаковщина. Это самовлюблённое ничтожество, достигшее вершины величия в его понимании. Но Ивана Александровича несёт волна вдохновения, и он до такой степени входит в роль важной персоны, что уже сам верит в то, что оказался на вершине не случайно. Что такое хлестаковщина? Это явление потери берегов и отрыва от реальности. Но вместе с тем это ещё и готовность воспринимать любого обнаглевшего проходимца как важную государственную персону.

Монолог

Ярче всего в комедии повествует о себе сам главный герой. Делает он это самоотрешённо и вдохновенно. До такой степени, что сам верит в ту ахинею, которую несёт перепуганным чиновникам. Ничтожество почувствовало свою власть над аудиторией и в своём монологе раскрывается с максимальной откровенностью. Хлестаков вовсе не бездарен, когда вещает о мнимом значении и величии своей персоны. Так что, помимо прочего, хлестаковщина - это ещё и поэтическое вдохновение. Без этого своеобразного драйва и куража авантюрист бы просто не состоялся. Вся сюжетная интрига комедии Гоголя основана на том, что в узком месте сошлись вдохновенное ничтожество и заинтересованная в нём публика. И они нашли полнейшее взаимопонимание.

Обитатели уездного города

Но не менее Ивана Александровича Хлестакова интересны и облечённые властными полномочиями чиновники захолустного городка. У всех у них, образно выражаясь, "рыльце в пушку". У всех у них есть веские основания бояться появления в подведомственном им населённом пункте загадочного "ревизора". Никакой ответ на вопрос о том, что такое хлестаковщина, невозможен без этого проворовавшегося чиновничества. Без них это явление просто не могло состояться, и мелкое ничтожество никогда бы не смогло вознестись над ними на вершину славы и успеха. Городское начальство и купечество, несущее ему взятки и подношения, не менее смешны, чем сам "ревизор". С особой выразительностью представлены в комедии жена и дочь городничего. Анна Андреевна и Марья Антоновна конкурируют за внимание приезжего проходимца. Их не надо обманывать, они сами рады обмануться.

"Городничий глуп, как сивый мерин..."

Гомерически смешной и вместе с тем жалкой фигурой является первое административное лицо уездного города Антон Антонович Свозник-Дмухановский. Это при том, что просто глупым его назвать язык не поворачивается. Напротив - он очень умён и всё просчитал заранее. У него всё под контролем, правильно отстроена разведка и контрразведка, о приближении к городу ревизора-инкогнито он уведомлен задолго до визита и у него есть возможность для подготовки к этому событию. Ошибся он, подобно сапёру, только один раз. И этой своей ошибкой обеспечил несколько поколений российских школьников экзаменационными билетами на темы "Ревизор, Хлестаков и хлестаковщина". Достаточно того факта, что в Антоне Антоновиче некоторые провинциальные губернаторы видели намёк на себя и всячески препятствовали в своих городах постановке комедии Гоголя "Ревизор". У них были для этого все основания. Уж очень всё получилось похоже, вплоть до мелких бытовых подробностей и случайного совпадения имён и фамилий.

Немая сцена

Оглушительная по выразительности сцена завершает гоголевское Хлестаков и хлестаковщина отпраздновали победу, а всё уездное начальство осталось в круглых дураках. Вроде бы иначе и быть не могло. Но всё было бы как обычно, не ошибись градоначальник по поводу непонятного постояльца в городской гостинице. Где произошёл системный сбой? Он случаен или закономерен? Как так получилось, что столь ничтожное существо отпраздновало триумф и с богатыми трофеями отбыло в неизвестном направлении, а большая группа влиятельных коррупционеров застыла в оцепенении, не в силах постигнуть масштаба обрушившейся на них катастрофы? Вопросы эти остаются без ответов. Можно лишь не сомневаться в том, что Иван Александрович Хлестаков до конца своих дней будет с восторгом вспоминать и это странное приключение, и тот небольшой городок, куда его случайно занесла судьба. Это были, безусловно, лучшие мгновения в его жизни.

Подводя итоги

Что до нас хотел донести своей комедией Николай Васильевич Гоголь? Хлестаков и хлестаковщина как явление заслуживают отдельного осмысления на фоне событий, изложенных писателем. Как это так получается, что такое количество, на первый взгляд, совершенно не глупых людей попадает под воздействие совершенного ничтожества? Хлестаковщина - это исключительно русское явление? Или она столь ярко расцвела на российской почве из за благоприятных для неё обстоятельств? Но простой взгляд в сторону современной политической сферы позволяет удостовериться в том, что хлестаковщина нередко лежит в основе успеха множества политических лидеров и более мелких функционеров. Чтобы в этом убедиться, достаточно включить телевизор. А веселее, чем в политике, дела обстоят только в том, что именуется расплывчатым определением "шоу-бизнес". Гоголевский Хлестаков наверняка сделал бы в нём блестящую карьеру.

Основная идея комедии Гоголя «Ревизор» – обличение пороков российского чиновничества. Уездный город, где происходят события произведения, – это зеркало страны, типичный, не частный случай. Порядки города N – следствие бюрократической системы современной писателю России, когда служили лицам, а не делу, когда каждый, или почти каждый, находясь на службе, старался обмануть другого. Взятки, ничегонеделанье были в порядке вещей, вспомним, например, что, заискивая перед лжеревизором, городничий ловко подсовывает Хлестакову вместо двухсот рублей четыреста и радуется, когда тот берет деньги. Сам Гоголь замысел «Ревизора» определил так: «В «Ревизоре» я решил собрать в кучу все дурное в России, какое я точно знал, все несправедливости.. . и за одним разом посмеяться надо всем» . В связи с этим связана необычность общественного конфликта «Ревизора» , который выражается в раскрытии внутренней противоречивости, несостоятельности и нелепости общественного устройства. Оригинальность конфликта комедии заключается в том, что в пьесе нет положительного героя. Положительный идеал автора формируется на основе негатива: отрицания реалии русской жизни, обличения и высмеивания пороков. Главное действие пьесы разворачивается вокруг одного события – в уездный город едет ревизор из Петербурга, причём едет он инкогнито. Это известие будоражит чиновников: «Как ревизор? Вот не было заботы, так подай!» , и они начинают суетиться, пряча свои «грехи» к приезду проверяющего. Особенно старается городничий - он спешит прикрыть особенно большие «дыры и прорехи» в своей деятельности. За ревизора принимают мелкого чиновника из Петербурга Ивана Александровича Хлестакова. Хлестаков ветрен, легкомыслен, «несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове» , и сама возможность принять его за ревизора - абсурд. Именно в этом и заключается своеобразие интриги комедии «Ревизор» . Поначалу Хлестаков даже не понимает, что его принимают за высокопоставленного государственного служащего. Он ничего не делает для того, чтобы обмануть провинциальных чиновников, они сами себя обманывают («сами себя высекли») . Чиновникам важно только то, чтобы не обнаружились их «грешки» . Комичны эпизоды, где каждый из городских чиновников приходит к Хлестакову и делает упор на грехи другого, стараясь спрятать свои. Мнимому ревизору ничего не остаётся, кроме как вести себя в соответствии с поставленными условиями. В обществе городничего и чиновников он чувствует себя все более свободно: запросто обедает у городничего, ухаживает за его женой и дочкой, «одалживается» у чиновников, принимает «приношения» от «рядовых» просителей. Постепенно Хлестаков входит во вкус: если сначала он робко выпрашивает обед, то от Бобчинского и Добчинского он требует «денег нет у вас?» , выдумывает себе фантастическую карьеру и жизнь. С образом Хлестакова связано понятие «хлестаковщины» . Это воплощение желания сыграть роль повыше той, что тебе предназначена. Кроме того, это еще и воплощение пустоты существования, ничтожество, возведенное в n-нную степень, как сказал Гоголь: «возникшая до высшей степени пустота» .

Хлестаков - центральная фигура комедии Гоголя «Ревизор». Герой этот - один из самых характерных в творчестве писателя. Благодаря ему появилось даже слово хлестаковщина, которое обозначает явление, порождённое российским бюрократическим строем. Чтобы понять, что такое хлестаковщина, нужно поближе познакомиться с героем. Хлестаков - это молодой человек, любитель погулять, промотавший деньги и поэтому постоянно в них нуждающийся. По воле случая он оказался в уездном городе, где его приняли за ревизора. Когда местные чиновники наперебой пытаются Хлестакову предложить деньги, он удивлён. Но, поняв, в чём дело, решает повернуть ситуацию в свою пользу. С помощью лжи эта «фитюлька» выдаёт себя за «значительное» лицо, заставляет трепетать всех чиновников. А в конце пьесы спокойно удаляется, оставив в дураках всех чиновников вместе с городничим. Но ведь он не одинок в своей лжи. «Всякий хоть на минутку… делался или делается Хлестаковым». Это прослеживается в каждом герое пьесы. Городничий мечтает о ряпушке и корюшке, которых он будет есть в Париже. Как это похоже на суп, прибывший из Парижа для Хлестакова. А вспомните монолог Городничего о том, как ему везде на станциях дают лошадей, а «все дожидаются: все эти титулярные… » А он обедает где-то у губернатора. И вдруг этот монолог прерывается много говорящим «… а там - стой, городничий! » Не напоминает это вам монолог завравшегося Хлестакова? «А любопытно взглянуть ко мне в переднюю… графы и князья. » И вдруг: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвёртый этаж… » Посмотрят на себя настоящих и Хлестаков, и Городничий - и давай сочинять опять. А монолог слуги Хлестакова Осипа - ещё один вариант вранья. Прислушаемся к его словам: «… житьё в Петербурге лучше всего. Жизнь тонкая: театры, собаки тебе танцуют. » На улице Осипу кричат: «Почтенный! » Ох, как это напоминает хлестаковское: «Вон, говорят, Иван Александрович идёт! » Осип стал в чём-то в душе похожим на своего хозяина. В каждом, кто соприкасается с Иваном Александровичем, появляется что-то «хлестаковское». И поэтому так символично звучат слова зарвавшегося героя: «Я сам себя знаю. Я везде, везде. » «Всякий хоть на минуту… делался или делается Хлестаковым». Хлестаковщина растлевает неотвратимо каждого. Это порождение российского общества, в котором царили жадность, ложь, лицемерие, трусость, чинопочитание. Талант Гоголя раскрыл нам сущность этого явления. Это ложь, фразёрство, себялюбие, инфантилизм, желание пустить пыль в глаза. Это и манерность, и простодушный эгоизм. И опасно это явление тем, что может скрываться под достаточно привлекательной личиной.

В произведении Гоголя "Ревизор" присутствует такое понятие, как хлестаковщина. Что это за понятие? Как его отнести к обществу?
В данном произведении автор высмеивает глупость чиновников, за которыми кроятся многие грехи. За народом никто не следит, улицы грязны, отношение к больным самое ужасное. Письма вскрывает глава почтового отдела - почтмейстер. Именно для этих целей и существует Ревизор. Он карает всякие нарушения и исправляет их.
Узнав про прибытие в их городок Ревизора "верхушка" города испугалась этого. В добавок к испугу они нашли Лжеревизора, которым был Хлестаков, и приняли его по лучшему разряду. Хлестаков, поняв, что его держат за высшый чин, принял роль и стал лгать всем чиновникам и простым людям. Он выдумал историю своей жизни в Петербурге и стал возвышать свою планку, замечая, что этим он вызывает ужас и восторг. Достаточно погостив у городничего Хлестаков уехал домой, после чего все узнали реальный облик Хлестакова.
В настоящее время можно представить, что существуют такие же люди, как Хлестаков. Приняв их за другого человека, они могут лгать и получать собственную выгоду, учитывая глупость тех людей. Совесть у такого человека редко просыпается. Но все же люди имеют душу и могут правильно поступить в такой ситуации.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Сочинения 8 класс

    • "Проводы ополчения" сочинение 8 класс

      На картине Юрия Ракшина «Проводы ополчения» запечатлен момент, когда родные: жены, матери, дети – провожают воинов на «Куликовскую битву» . Воины изображены на заднем плане картины. Они как будто покрыты туманом. А центральное место на полотне занимают именно провожающие. Это женщины, дети и старики. Общая беда объединила и простых крестьян, и знать. Нам предоставлен только фрагмент картины, но...

    • Воспевание любви и свобоы в поэме Лермонтова "Мцыри"

      Поэма М. Ю. Лермонтова "Мцыри" - это поэма не о юном послушнике, а о молодом мятежнике, пожертвовавшем жизнью ради свободы.Еще маленьким мальчиком Мцыри был пленен и увезен из родного села, от друзей и близких. Однако ни тяготы пути, ни тяжелая болезнь не смогли укротить его свободолюбивой души.Никогда не покидала взрослеющего юношу мысль о свободе, о возвращении на родину. Хотя, казалось бы,...

    • Жизнь в уездном городе до приезда ревизора

      Одним из первых произведений Николая Васильевича Гоголя была комедия «Ревизор» , где он вывел на сцену целую галерею русских типов. Комедия не клевета на современную писателю жизнь, а ее отражение. Эпиграф к комедии подтверждает это: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”.В произведении показывается жизнь в уездном городе после получения известия о прибытии ревизора. Эта весть напугала...

    • Жизнь в уездном городе перед приездом Ревизора

      В произведении Гоголя "Ревизор" показывается жизнь в уездном городке после получения известия о прибытии ревизора. Эта новость нарушала чиновников так как дела у них в городе шли не очень то благоприятно. Город не ухожен, на улицах творится беспорядок, а сами чиновники нарушают множество законов.Почтмейстер не выполняет своих обязанностей, из-за чего все посылки задерживаются, а он сам больше...

    • Значение "Немой сцены" в комедии "Ревизор"

      В комедии Гоголь задумал посмеяться над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего». Он сумел в своей пьесе «собрать в одну кучу все дурное в России», какое он тогда знал, все несправедливости. Тема «Ревизора» сама по себе носила острый политический характер. Но самое главное, что хотел показать Гоголь, – не пороки отдельных людей, а ложные понятия об обязанностях, присущие большинству...

    • Читая повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка", мы становимся свидетелями того, как на фоне исторических событий зарождается верная и нежная любовь. Молодой офицер Петр Гринев, прибыв по распоряжению начальства в Белогорскую крепость, был очарован дочерью коменданта Машей Мироновой. Несмотря на отзывы Швабрина, пытавшегося очернить ее в глазах приезжего, он быстро понял, что Маша-...

    • Комедия Ревизор краткое содержание

      Ее герои - жители уездного города, городничий, его жена, два квартальных Добчинский и Бобчинский, слуга Осип, едва образованный судья Ляпкин - Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника и почтмейстер, и главный герой - Хлестаков. Сюжет комедии разворачивается вокруг некоего ревизора, который должен посетить город и за которого по ошибке принимают Хлестакова - молодого человека без царя в...

    • Короткое сочинение Капитанская дочка 8 класс

      Главный герой повести Петр Гринев. Он предстает перед нами молодым человеком из небогатой дворянской семьи. Отец его – Андрей Петрович Гринев- был простым военным. Еще до рождения Гринев был записан в полк. Петр получил домашнее образование. Сначала его обучал Савельич- верный слуга. Позже для него специально был нанят француз. Но вместо получения знаний Петр гонял голубей. По заведенной...

    • Комедия,Ревизор" была очень современна и своевременна для того времени. Автор высмеивает пороки чиновников.Завязка всей истории начинается с известия о приезде важного чиновника - ревизора. В маленьком городке имели место быть большие нарушения. Они были в различных сферах деятельности. городничий и его помощники спешно начинают придумывать план действий. Надо как то отвлечь ревизора от...

    • Краткое сочинение про Мцыри 8 класс

      Конечно, «Мцыри» является романтической поэмой не только из-за места действия, но и благодаря главному герою. Что же необычного в образе Мцыри? Его сосредоточенность на колоссальной, огромной страсти, его мужество и его воля. Тоска Мцыри по родине становится какой-то необъятной, выходящей за привычные по человеческим меркам масштабы. Мцыри обладает гордой и неизмеримо-глубокой натурой. Именно...

Всем доброго дня! Зовут меня Оксана, и я мама не слишком усердного школьника, которому недавно дали задание написать сочинение на тему «что такое хлестаковщина». Помаялся мой сынок с изложением мыслей и пришел ко мне за помощью, за подробным разъяснением понятия. Сочинение мы вместе написали, а потом решили вместе, и написать эту статью в помощь другим школьникам и их родителям. Статья кратко отвечает на вопрос о том, что же это за такое явление - хлестаковщина, как появилось понятие и когда уместно его употребление.

Определение и происхождение понятия «хлестаковщина»

«Хлестаковщина» - понятие, которое пришло в русскую речь из бессмертной комедии Гоголя – «Ревизор». Что такое хлестаковщина можно понять, изучив личность и характер главного героя произведения – Ивана Александровича Хлестакова.

Господин Хлестаков - это человек безобидный, но пустой, не имеющих никаких целей и серьезных интересов в жизни. Все его занятия заключаются в праздном кутеже и флирте с прекрасными дамами. Он ничему не научился ни в детские годы, ни служа в канцелярии. Его служба ему нравится приглашениями на обед к начальнику и раболепием тех, кто ниже его по чину. Жизнь Хлестакова пуста, но он не признается в этом, ни самому себе, ни окружению. Поэтому он с увлечением сочиняет о себе и своей жизни самые нелепые небылицы. По воле судьбы и случая, будучи принят за столичного ревизора Хлестаков активно использует ситуацию в своих целях. И тупое ограниченное общество городка Н не может вывести наглеца на чистую воду, веря всем его выдумкам и не смея им возразить.

Изучив характер главного героя комедии классика можно прийти к выводу, что хлестаковщина – это бесцельное и бесполезное проматывание жизни, наглость, эгоизм, пустословие и бахвальство. Общество, окружающее Хлестакова столь же лицемерно, как и он сам. А потому понятие «хлестаковщина» используется для описания бюрократического окружения главного героя и применимо и для современных реалий.


Термин «хлестаковщина» актуален в современном мире: он метко и емко описывает бюрократию политиков в некоторых государствах, а потому комедия классика остается едкой сатирой на систему даже в 21-м веке. Надеюсь, наше краткое изложение на тему того, кто такой Хлестаков и хлестаковщина поможет вам лучше понять и само определение, и вызовет желание перечитать одно из лучших произведений русской классической литературы.



Статьи по теме: