Сочинение: Сравнение семей в романе Л.Н. Толстого «Война и мир (Литература)

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ЛЕВ ТОЛСТОЙ

Добро и зло в романе-эпопее Л. М. Толстого «Война и мир»

Да здравствует весь мир!

Л. Толстой

Если поставить вопрос о том, в чем заключается главная идея творчества Л. Толстого, то, видимо, самым верным ответом будет такой: утверждение общения и единения людей и отрицание разобщения и разъединения. Такие две стороны единой и постоянной мысли писателя. В эпопее оказались резко противопоставлены два лагеря тогдашней России - народный и протинародний.

В итоге развития романа на протяжении двух томов, до той половины, которая посвящена событиям 1812 года, главные герои остаются обманутыми действительностью во всех надеждах. Процветают лишь ничтожные люди: Друбецькі, Берги, Курагіни. Лишь эпоха 1812 года смогла вывести героев из состояния неверия в жизнь. Андрей Волконский нашел свое место в жизни, в героической общенародной действия. Князь Андрей - этот рыцарь без страха и упрека - в итоге мучительных духовных исканий присоединяется к народу, потому что он отказался от старых своих мечтаний о командной наполеоновскую роль по отношению к народу. Он пришел к пониманию того, что история делается здесь, на поле боя. Он говорит Пьеру: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду». Эпоха 1812 года разрушила преграды между князем Андреем и людьми. Нет больше в нем заносчивой гордости, аристократической кас-товості. Автор пишет о герое: «Он был предан делам своего полка, он был заботливым в своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли «наш князь», им гордились и его любили». Подобно этому, Пьера солдаты назовут «наш господин». Всю свою жизнь Андрей Волконский искал возможности участвовать в настоящий, большой действии, важном для жизни, для людей, в которой сливается мое и общее. И он пришел к пониманию того, что возможность такого действия - только в единении с народом. Участие князя Андрея в народной войне нарушила его аристократическую замкнутость, открыло его душу для простого, естественного, помогла понять Наташу, понять свою любовь к ней и ее к нему.

У Пьера, который переживает те же мысли и чувства, что и князь Андрей, именно в бородінських главах появляется особое понимание: они - солдаты, ополченцы, народ, возникает особенно острое ощущение того, что только они и являются истинными выразителями действия. Пьер увлекается их величием и самопожертвованием. «Солдатом быть, просто солдатом! - думал Пьер, засыпая».

В романе «Война и мир» говорится о такую эпоху, когда человек находится на первом плане. Люди, непосредственно ответственные за развитие действия, которые творят ее (эпоху), становятся из «маленьких» людей великими людьми. Именно это и показано Толстым в картинах Бородинского боя. Про всех людей можно будет - после народной победы - сказать то, что Наташа говорит о Пьере: все они - вся Россия «с мораль-ной бани» вышли! Пьер - главный герой «Войны и мира», это доказывается и всем его положением в романе. Именно над Пьером восходит звезда 1812 года, предвещая и чрезвычайные беды, и необычайное счастье. Его счастье, его торжество неотрывны от торжества народного. С образом этой звезды сливается и Наташа Ростова, вернее, ее характер.

По мнению Толстого, Наташа-сама жизнь. Натура ее не терпит остановки, пустоты, незаполненности жизни. Она всегда чувствует в себе - всех.

Пьер говорит княжне Марье о своей любви к Наташе: «Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил всю жизнь и люблю так, что без нее не могу представить жизни».

Толстой подчеркивает душевное родство Наташи и Пьера, такие их черты: жадность к жизни, страстность, любовь к красивому, простодушную доверчивость. Роль характера Наташи в «Войне и мире» большая. Она - сама душа радостного человеческого общения, в ней сочетаются стремление действительного, полного жизни для себя - по желанию такого же жизнь для всех; душа ее открыта для всего мира.

Я написала лишь о трех характерах, которые, несомненно, выражают главную мысль Толстого. Путь Пьера и князя Андрея - это путь ошибок и ложных взглядов, но все же путь обретения, чего не скажешь о судьбе Николая Ростова, чей путь - путь потерь, когда он не смог отстоять в эпизоде с Телєгіним свою правоту, когда Телегин украл кошелек у Ростова, «у своего брата украл», но это не только не мешает, но как будто помогает ему делать карьеру. Эти эпизоды задевают душу Николая Ростова.

Когда ветераны полка обвинили Ростова в том, что он врет и что среди павлоградцев нет воров, то у Николая были слезы на глазах и он говорил: «Я виноват». Хотя Ростов был прав. Потом тільзітські главы, торжество переговоров между императорами - все это странно воспринимает М. Ростов.

В душе Николая Ростова поднимается бунт, возникают «странные мысли». Но этот бунт заканчивается полной его человеческой капитуляцией, когда он кричит на офицеров, что осуждают этот союз: «Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать». Этими словами завершается духовная эволюция Николая Ростова. И этот герой отрезал себе путь к Бородино, будет с него верный аракчеєвський рубака, «когда прикажут».

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - одно из самых знаменитых произведений русской литературы, действие которого тесно связано с историей России начала XIX века. Это было время наполеоновских войн, когда французская армия победоносно шествовала по Европе, продвигаясь к границам нашей Родины. Единственной силой, способной остановить это движение, оказался русский народ, поднявшийся на борьбу с захватчиками. Теме Отечественной войны 1812 года посвящена большая часть романа «Война и мир», на страницах которого автор рисует образы русских воинов, вставших на защиту Родины, их исключительный героизм, мужество, верность присяге.
Но все эти замечательные качества проявляются лишь тогда, когда солдатам понятно, за что они сражаются. Поэтому потерпела неудачу военная кампания 1805-1807 годов. Это была война на чужой территории за чужие интересы. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу. Русские солдаты, находясь вдали от Родины, не осознавая целей кампании, не хотят понапрасну класть свои жизни. В результате, во время Аустерлицкого сражения русские войска в панике побежали назад.
Если же битва оказывается неизбежной, русские солдаты готовы стоять насмерть. Так и произошло во время Шенграбенского сражения. Показав чудеса мужества, русские войска приняли на себя главный удар. Небольшой отряд под командованием Багратиона сдерживал натиск врага, «в восемь раз» превосходящего его численностью. Большую храбрость проявило и подразделение офицера Тимохина. Оно не только не отступило, но и нанесло ответный удар, что спасло значительную часть армии.
С большой симпатией относится автор к капитану Тушину. Его портрет ничем не примечателен: «маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог…в одних чулках». В его «фигурке» было что-то «совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». Капитан живет с солдатами одной жизнью: ест и пьет с ними, поет их песни, участвует в их разговорах. Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами. Но во время Шенграбенского сражения он преображается: вместе с горсткой солдат проявляет удивительное мужество и героизм, храбро исполняя свой воинский долг. Поражает его особое отношение к бою. Капитан называет орудия по именам, ласково говорит с ними, ему мерещится, что это он бросает ядра в неприятеля. Пример командира заставляет солдат весело сражаться и весело умирать, смеяться над адъютантом, приказывающим уходить с позиции и трусливо прячущимся от ядер. Все они знают, что спасают отступающую армию, но не осознают собственного подвига. На примере таких скромных героев Толстой показал истинный патриотизм русских воинов, основанный на чувстве долга и верности присяге.
Но особенно сильно патриотизм русских солдат проявился во время Отечественной войны 1812 года, когда враг вторгся на территорию России.
По мнению Андрея Болконского, исход сражения зависит от того чувства, которое живет во всех участниках битвы. Это чувство – народный патриотизм, огромный подъем которого в день Бородина убеждает Болконского в том, что русские непременно победят: «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» Осознавая важность предстоящего боя, солдаты даже отказываются пить положенную им водку, потому что это «не такой день».
Описывая сражение глазами Пьера Безухова, автор отмечает высокое чувство товарищества, сознание долга, физическую и моральную силу солдат и ополченцев. На Бородинском поле французская армия впервые столкнулась с противником, чей моральный дух оказался настолько высок. Толстой считает, что именно поэтому французы потерпели поражение.
Автор показывает нам, что чем более грозной становится опасность, тем сильнее разгорается огонь патриотизма и тем сильнее становится сила народного сопротивления.
Следствием этого явилась партизанская война, развернувшаяся на оккупированных французами территориях. Против захватчиков поднялся весь народ – солдаты, мужики, казаки и даже женщины. Ярким представителем партизанской войны в романе, человеком, воплотившим в себе главные настроения и чувства русского народа, является партизан отряда Денисова Тихон Щербатый. Это «самый нужный человек» в отряде. Он отважен, храбр, французы для него – враги, и он уничтожает их. Именно Тихон Щербатый соединяет в себе те черты народа, которые особенно проявились в грозную для Отечества пору: ненависть к захватчикам, неосознанный, но глубокий патриотизм, мужество и героизм в бою, стойкость и самоотверженность. Партизанская война в понимании Тихона Щербатого, Денисова, Долохова и других – это возмездие за разорение и гибель русских людей, это дубина, которая «со всей грозной и величественной силой…поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Это воплощение «чувства оскорбления и мести».
Но отходчивое русское сердце не может долго держать в себе ненависть и ожесточение. Их быстро сменяет милосердие к бывшим захватчикам. Так, встретив в лесу голодных и замерзших капитана Рамбаля и его денщика Мореля, русские проявляют сострадание: «солдаты окружили французов, постелили больному шинель и обоим принесли каши и водки». При этом один из рядовых говорит: «Тоже люди… И полынь на своем кореню растет». Бывшие враги, несмотря на причиненное ими зло, в своем теперешнем жалком и беспомощном состоянии заслуживают снисхождения.
Итак, воссоздавая картины прошлого, Толстой показал нам множество самых разных, порой незнакомых друг другу, русских солдат. Мы видим, что большинство из них объединяет ненависть к захватчикам, глубокий патриотизм, верность долгу и присяге, безмерная храбрость и стойкость. Но самое главное, каждый из них готов пожертвовать жизнью во имя спасения Родины. В этом заключается сила русского воина.
Таким образом, Л.Н.Толстой своим романом «Война и мир» утверждает, что народ, имеющий таких защитников, невозможно поработить.

Образ русского воина в романе «Война и мир» (2 вариант)

Л.Н.Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и человеческого, несмотря ни на что. Этот опыт сказался в романе "Война и мир". В нем нарисованы две войны, которые во многом противопоставлены друг другу. Война на чужой территории за чуждые интересы шла в 1805 - 1807 годах. И истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Вот почему стояли героически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем, как вспоминает князь Андрей накануне Бородинского сражения. Война 1812 года в изображении Толстого носит совершенно другой характер. Над Россией нависла смертельная опасность, и в действие вступили те силы, которые автор и Кутузов называют "народным чувством, скрытой теплотой патриотизма". Кутузов, накануне Бородинского сражения, объезжая позиции увидел ополченцев, надевших белые рубахи: они готовы к смерти за Родину. "Чудесный, бесподобный народ", - волнением и слезами произнес Кутузов. В уста народного полководца вложил Толстой слова, которые выражают его мысли. Толстой подчеркивает, что в 1812 году Россию спасли не отдельные личность, а усилия всего народа в целом. По его мнению, в Бородинском сражении была одержана русскими нравственная победа. Толстой пишет, что не только Наполеон, но все солдаты и офицеры французской армии испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стояли в конце сражения так же, как и в начале его. Французы были морально сломлены: оказывается русских можно убить, но не победить. Адъютант докладывает Наполеоны со скрытым страхом о том, что французская артиллерия, бьет в упор, а русские продолжают стоять. Из чего же складывалась эта непоколебимая сила русских? Из совместных действий армии и всего народа, из мудрости Кутузова, чья тактика - "терпение и время", чья ставка прежде всего на дух в войсках. Эта сила складывалась из героизма солдат и лучших офицеров русской армии. Вспомните, как ведет себя солдаты полка князя Андрея, поставленные в резерв на пристрелянном поле. Их положение трагично: под не проходящим ужасом смерти они стоят более восьми часов без еды, без дела, теряя людей. Но князю Андрею "делать и приказывать было нечего. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряд смыкались. Если отбегали солдаты, то они тотчас же поспешно возвращались". Вот пример того, как выполнение долга перерастает в подвиг. Эта сила складывалась из патриотизма не на словах, а на деле лучших людей из дворянства, таких, как князь Андрей. Он отказался служить в штабе, а взял полк и во время сражения получил смертельную рану. И Пьер Безухов, сугубо штатский человек, едет в Можайск, а затем и на поле сражения. Он понял смысл фразы, которую услышал от старого солдата: "Всем народом навалиться хотят... Один конец сделать. Одно слово - Москва". Глазами Пьера нарисована картина сражения, героизм артиллеристов на батарее Раевского. Эта непобедимая сила складывалась из героизма и патриотизма москвичей, которые покидают родной город, как ни жалко им оставлять на погибель свое имущество свое имущество. Вспомним, как Ростовы покидали Москву, стараясь увезти на подводах самое ценное из дома: ковры, фарфор, одежду. А потом Наташа и старый граф решают отдать подводы раненым и все добро сгружают и оставляют на разграбление врагу. В то же время ничтожный Берг просит одну подводу, чтобы вывезти из Москвы прекрасный шкаф, который он купил задешево... Даже во время патриотического подъема никогда не обходится без бергов. Непобедимая сила русских складывалась из действий партизанских отряов. Одни из них подробно описан Толстым. Это отряд Денисова, где самый нужный человек - Тихон Щербатый, народный мститель. Партизанские отряды уничтожали наполеоновскую армию по частям. На страницах IV тома возникает образ "дубины народной войны", которая поднялась всей грозной и величественной силой и гвоздила французов, пока не кончилось их нашествие, пока в душе народа чувство оскорбления и мести не сменилось чувством презрения и жалости к аповрженному врагу. Толстому ненавистна война, и он рисует не только картины сражений, но и страдание всех людей на войне, будь то враги или нет. Отходчивое русское сердце подсказало, что можно пожалеть обмороженных, грязных, голодных французов, взятых в плен. Это же чувство и в душе старого Кутузова. Обращаясь к солдатам Преображенского полка, он говорит, что пока французы были сильны, мы их били, а теперь и пожалеть можно, ведь тоже люди. У Толстого патриотизм неотделим от гуманизма, и это естественно: простым людям война всегда была не нужна. Итак, Толстой рисует войну 1812 года как народную, Отечественную, когда на защиту Родины поднялся весь народ И сделал это писатель с огромной художественной силой, создав грандиозный роман - эпопею, которому нет равных в мире.

Женщины в романе

Многие женские образы в романе «Война и мир» Толстова имеют прототипы в реальной жизни автора. Это, например, Мария Болконская (Ростова), ее образ Толстой писал со своей матери, Волконской Марии Николаевны. Ростова Наталья старшая очень похожа на бабушку Льва Николаевича – Пелагею Николаевну Толстую. Наташа Ростова (Безухова) имеет даже два прототипа, это жена писателя, Софья Андреевна Толстая и ее сестра, Татьяна Андреевна Кузьминская. Видимо, поэтому Толстой с такой теплотой и нежностью создает этих персонажей.

Поразительно, с какой точностью он передает чувства и мысли людей в романе. Автор тонко чувствует и психологию тринадцатилетней девочки – Наташи Ростовой, с ее сломанной куклой, и понимает горе взрослой женщины – графини Натальи Ростовой, потерявшей младшего сына. Толстой словно показывает их жизнь и мысли так, что читатель как будто видит мир глазами героев романа.

Несмотря на то, что писатель рассказывает о войне, женская тема в романе «Война и мир» наполняет произведение жизнью и разнообразием человеческих взаимоотношений. Роман полон контрастов, автор постоянно противопоставляет друг другу добро и зло, цинизм и великодушие.

Причем, если отрицательные персонажи остаются постоянными в своем притворстве и бесчеловечности, то положительные герои совершают ошибки, терзаются муками совести, радуются и страдают, вырастая и развиваясь духовно и нравственно.

Ростовы

Наташа Ростова – одна из главных фигур романа, чувствуется, что к ней Толстой относится с особой нежностью и любовью. На протяжении всего произведения Наташа постоянно меняется. Мы видим ее сначала маленькой бойкой девочкой, потом смешливой и романтичной девушкой, и в конце – это уже взрослая зрелая женщина, мудрая, любимая и любящая жена Пьера Безухова.

Она совершает ошибки, порой заблуждается, но при этом внутреннее чутье и благородство помогают ей понимать людей, чувствовать их душевное состояние.

Наташа полна жизни и очарования, поэтому даже при весьма скромной, как описывает Толстой, внешности она привлекает к себе своим радостным и чистым внутренним миром.

Старшая Наталья Ростова, мать большого семейства, добрая и мудрая женщина, кажется очень строгой на первый взгляд. Но, когда Наташа утыкается в ее юбки, мать «притворно сердито» строжится на девочку и все понимают, как сильно она любит своих детей.

Зная, что подруга находится в тяжелом материальном положении, графиня, стесняясь, дает ей денег. «Annette, ради бога, не откажи мне, - сказала вдруг графиня, краснея, что так странно было при ее немолодом, худом и важном лице, доставая из-под платка деньги».

При всей внешней свободе, которую она предоставляет детям, графиня Ростова готова идти на многое ради их благополучия в будущем. Она отваживает Бориса от младшей дочери, мешает браку сына Николая с бесприданницей Соней, но при этом совершенно понятно, что все это она делает только из любви к своим детям. А материнская любовь – самое бескорыстное и светлое из всех чувств.

Немного особняком стоит старшая сестра Наташи – Вера, красивая и холодная. Толстой пишет: «улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно».

Ее раздражают младшие братья и сестра, они ей мешают, главная забота для нее – она сама. Эгоистичная и погруженная в себя, Вера не похожа на своих родных, она не умеет любить искренне и бескорыстно, так как они.

К ее счастью, полковник Берг, за которого она вышла замуж, очень подходил ей по характеру, и они составили прекрасную пару.

Марья Болконская

Запертая в деревне со старым и деспотичным отцом, Марья Болконская предстает перед читателем некрасивой грустной девушкой, боящейся отца. Она умна, но не уверена в себе, тем более что старый князь постоянно подчеркивает ее некрасивость.

В то же время Толстой говорит о ней: «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. Но княжна никогда не видела хорошего выражения своих глаз, того выражения, которое они принимали в те минуты, когда она не думала о себе. Как и у всех людей, лицо ее принимало натянуто-неестественное, дурное выражение, как скоро она смотрелась в зеркало». И после этого описания хочется приглядываться к Марье, наблюдать за ней, понять, что же творится в душе у этой робкой девушки.

На самом деле княжна Марья – сильная личность со своим сложившимся взглядом на жизнь. Это хорошо видно, когда она вместе с отцом не хочет принимать Наташу, но после смерти брата все-таки прощает и понимает ее.

Марья, как многие девушки мечтает о любви и семейном счастье, она готова выйти замуж за Анатоля Курагина и отказывается от брака только ради сочувствия к мадмуазель Бурьен. Благородство души спасает ее от подлого и мерзкого красавца.

К счастью Марья встречает Николая Ростова и влюбляется в него. Сложно сразу сказать, для кого этот брак становится большим спасением. Ведь он спасает Марью от одиночества, а семью Ростовых от разорения.

Хотя это и не так важно, главное, что Марья с Николаем любят друг друга и счастливы вместе.

Другие женщины в романе

В романе «Война и мир» женские образы рисуются не только в прекрасных и радужных тонах. Толстой изображает и весьма неприятные персонажи. Он всегда косвенно определяет свое отношение к героям повествования, но никогда не говорит о нем прямо.

Так, оказываясь в начале романа в гостиной Анны Павловны Шерер, читатель понимает, насколько она фальшива со своими улыбками и показным гостеприимством. Шерер «… преисполнена оживления и порывов», ведь «быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением…».

Кокетливая и глупая княгиня Болконская не понимает князя Андрея и даже боится его: «Вдруг сердитое беличье выражение красивого личика княгини заменилось привлекательным и возбуждающим сострадание выражением страха; она исподлобья взглянула своими прекрасными глазками на мужа, и на лице её показалось то робкое и признающееся выражение, какое бывает у собаки, быстро, но слабо помахивающей спущенным хвостом». Она не хочет меняться, развиваться, и не видит, как наскучил князю ее легкомысленный тон, нежелание задумываться над тем, что она говорит и что делает.

Элен Курагина, циничная самовлюбленная красотка, лживая и бесчеловечная. Не задумываясь, ради развлечения, она помогает брату соблазнить Наташу Ростову, разрушив не только жизнь Наташи, но и князя Болконского. При всей своей внешней красоте Элен уродлива и бездушна внутренне.

Раскаяние, муки совести – все это не про нее. Она всегда найдет себе оправдание и тем более аморальной она предстает перед нами.

Заключение

Читая роман «Война и мир», мы окунаемся в мир радостей и печалей вместе с персонажами, гордимся их успехам, сопереживаем их горю. Толстому удалось передать все те тонкие психологические нюансы человеческих взаимоотношений, которые составляют нашу жизнь.

Заканчивая сочинение на тему «Женские образы в романе «Война и мир», мне хочется еще раз обратить внимание на то, как точно и с каким пониманием психологии выписаны женские портреты в романе. С каким трепетом, любовью и уважением относится Толстой к некоторым женским персонажам. И как безжалостно и четко показывает безнравственность и фальшь других.

Тест по произведению

Зерно прозревает в СЕМЬЕ,
В СЕМЬЕ человек вырастает.
И всё, что потом обретает,
Приходит к нему не извне.

Семья - это родство не только по крови.

В романе «Война и мир» Л.Н.Толстого семья выполняет своё высокое истинное назначение. Становление личности человека во многом зависит от семьи, в которой он растет. Как говорил Сухомлинский, семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Однако в мире существует не только добро, но и в противовес ему зло. Есть семьи, связанные лишь фамилией. Ее члены не имеют ничего общего между собой. А ведь интересно, кем станет человек, личность которого формировалась в атмосфере безразличия и отсутствии ласки? Три семьи – Болконские, Курагины и Ростовы – как бы являют собой то самое добро и зло. На их примере можно подробно рассмотреть все то семейно-человеческое, что только бывает на свете. А собрав их воедино, получить идеал.

Представители старшего поколения совершенно не похожи между собой. Считающий пороками праздность и суеверие, добродетелями — деятельность и ум Болконский. Хлебосольные, простодушные, простые, доверчивые, щедрые Наталья и Илья Ростовы. Очень известный и достаточно влиятельный в обществе человек, занимающий важный придворный пост Курагин. Между ними нет ничего общего, кроме того, что все они семейные люди. У них совершенно разные увлечения и ценности, разный девиз, под которым они идут вместе со своей семьей (в том случае, если эта семья существует).

По-разному представляются отношения между старшим поколением и детьми. Изучив и сравнив это «качество», можно подтвердить или оспорить термин «семья», которым объединены эти люди.

Семья Ростовых наполнена доверчивостью, чистотой и естественностью. Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций, свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм, верность семейным отношениям. Все это включает в себя, казалось бы, идеальная семья, главное в отношениях которой — любовь, жизнь по законам сердца. Однако и у такой семьи есть пороки, что-то, что не позволяет ей стать эталоном. Возможно, немного жесткости и строгости не помешало бы главе семейства. Неумение держать хозяйство привело к разорению, а слепая любовь к детям действительно закрыла глаза на правду.

Семье Болконских чуждо проявление сентиментальности. Отец — непререкаемый авторитет, вызывающий благоговение со стороны окружающих. Он сам занимался с Марьей, отрицая нормы воспитания в придворных кругах. Отец любит своих детей, а они почитают и любят его. Их связывают трепетные чувства друг к другу, желание заботиться и оберегать. Главное в семье — жизнь по законам ума. Быть может, недостаточное проявление чувств отдаляет эту семью от идеала. Воспитанные в строгости, дети носят на себе маски, и лишь некая крохотная часть их излучает искренность и восторженность.

А можно ли назвать семьей Курагиных? Их история не несет в себе той «родовой поэзии», которая свойственна семьям Болконских и Ростовых. Курагиных объединяет только родство, они даже не воспринимают друг друга, как близких людей. Дети для князя Василия лишь обуза. Он относится к ним безразлично, желая их сплавить побыстрее. После слухов о связи Элен с Анатолем князь, заботясь о своим имени, отдалил от себя сына. «Семья» здесь — кровные узы. Каждый член семьи Курагиных привык к одиночеству и не чувствует потребности в поддержке близких. Отношения фальшивы, лицемерны. Этот союз – один большой минус. Семья сама по себе отрицательна. Как мне кажется, это и есть то самое «зло». Пример семьи, которой просто не должно быть.

Семья для меня – это настоящий маленький культ. Семья – это дом, в котором хочется остаться навсегда, а ее основанием должны стать любящие друг друга люди. Качества двух семей – Ростовых и Болконских – я хотела бы воплотить в своей семье. Искренность, забота, понимание, любовь, переживание за близкого, умение оценить ситуацию и не идеализировать своих детей, желание воспитать полноценную личность – вот то, что должна представлять собой настоящая семья. Строгость и рассудительность Болконских, любовь и покой Ростовых – вот то, что способно сделать семью по-настоящему счастливой.

Понятие семьи в романе описывается со всех сторон.

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой представляет нам различные типы людей, различные социальные слои, различные миры. Это и мир народа, мир простых солдат, партизан, с их простотой нравов, «скрытой теплотой патриотизма». Это и мир старого патриархального дворянства, с его неизменными жизненными ценностями, представленный в романе семьями Ростовых и Болконских. Это и мир высшего света, мир столичных аристократов, равнодушных к судьбам России и озабоченных лишь собственным благополучием, устройством личных дел, карьерой и развлечениями.

Одна из характерных картин жизни большого света, представленных в начале романа, — вечер у Анны Павловны Шерер. На этом вечере собирается вся знать Петербурга: князь Василий Курагин, его дочь Элен, сын Ипполит, аббат Морио, виконт Мортемар, княгиня Друбецкая, княгиня Болконская... О чем говорят эти люди, что составляет их интересы? Сплетни, пикантные истории, глупые анекдоты.

Толстой подчеркивает «обрядовый», церемониальный характер жизни аристократии — принятый в этом обществе культ пустых условностей подменяет настоящие человеческие отношения, чувства, настоящую человеческую жизнь. Устроительница вечера, Анна Павловна Шерер запускает его, словно большую машину, и следит далее, чтобы «все механизмы» в ней «работали» ровно и бесперебойно. Более всего Анна Павловна озабочена соблюдением регламента, необходимых условностей. Поэтому ее пугает слишком громкий, взволнованный разговор Пьера Безухова, его умный и наблюдательный взгляд, естественность поведения. Люди, собравшиеся в салоне Шерер, привыкли скрывать свои истинные мысли, пряча их под маской ровной, ни к чему не обязывающей любезности. Поэтому Пьер так разительно отличается от всех гостей Анны Павловны. Он не обладает светскими манерами, не может поддержать легкий разговор, не умеет «войти в салон».

Откровенно скучает на этом вечере и Андрей Болконский. Гостиные и балы ассоциируются у него с глупостью, тщеславием и ничтожеством. Разочарован Болконский и в светских женщинах: «Ежели бы ты только мог знать, что такое эти порядочные женщины...», — с горечью говорит он Пьеру.

Одной из таких «порядочных женщин» является в романе «энтузиастка» Анна Павловна Шерер. Она имеет в запасе много различных вариантов мимики, жестов, чтобы затем применить каждый из них в наиболее подходящем случае. Ей свойственна придворная ловкость и быстрота такта, она умеет поддержать легкий, светский, «приличный» разговор, умеет «вовремя войти в салон» и в «нужный момент незаметно выйти». Анна Павловна прекрасно понимает, с кем из гостей она может говорить насмешливо, с кем можно допустить снисходительный тон, с кем нужно быть подобострастной и почтительной. Почти по-родственному обращается она с князем Василием, предлагая свою помощь в устройстве судьбы его младшего сына Анатоля.

Другая «порядочная» женщина на вечере Шерер — княгиня Друбецкая. Она приехала на этот светский раут лишь затем, чтобы «выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну». Она мило улыбается окружающим, приветлива и любезна со всеми, заинтересованно слушает историю виконта, но все ее поведение — не более чем притворство. В действительности же Анна Михайловна думает лишь о своем деле. Когда же разговор с князем Василием состоялся, она возвращается к своему кружку в гостиной и делает вид, что слушает, «дожидаясь времени», когда можно уехать домой.

Манерность, «светский такт», преувеличенная любезность в беседах и совершенная противоположность в мыслях — таковы «нормы» поведения в этом обществе. Толстой все время подчеркивает искусственность светской жизни, ее фальшивость. Пустые, бессодержательные разговоры, интриги, сплетни, устройство личных дел — таковы основные занятия светских львов, важных чиновных князей, приближенных к императору особ.

Одним из таких важных князей в романе является Василий Курагин. Как замечает М. Б. Храпченко, основное в этом герое — «устроительство», «постоянная жажда преуспевания», которая сделалась второй натурой его. «Князь Василий не обдумывал своих планов... У него постоянно, смотря по обстоятельствам, по сближению с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые составляли весь интерес его жизни... Что-то влекло его постоянно к людям сильнее или богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми».

Князя Василия влечет к людям не жажда человеческого общения, а обычная корысть. Здесь возникает тема Наполеона, с образом которого в романе соотносится практически каждый из персонажей. Князь Василий в своем поведении комически снижает, даже где-то опошляет образ «великого полководца». Подобно Наполеону, он умело маневрирует, строит планы, использует людей в своих целях. Однако цели эти, по Толстому, мелки, ничтожны, в основе их — та же «жажда преуспевания».

Так, в ближайших планах князя Василия — устройство судеб его детей. Красавицу Элен он выдает замуж за «богатого» Пьера, «беспокойного дурака» Анатоля мечтает женить на состоятельной княжне Болконской. Все это создает иллюзию заботливости героя по отношению к семье. Однако в действительности в отношении князя Василия к детям нет подлинной любви и сердечности — он просто не способен на это. Равнодушие его к людям распространяется и на семейные отношения. Так, со своей дочерью Элен он разговаривает «тем небрежным тоном привычной нежности, который усваивается родителями, с детства ласкающими своих детей, но который князем Василием был только угадан посредством подражания другим родителям».

1812 год совершенно не меняет образ жизни петербургской аристократии. Анна Павловна Шерер по-прежнему принимает гостей в своем шикарном салоне. Большим успехом пользуется и салон Элен Безуховой, претендующий на некую интеллектуальную элитарность. Французов здесь считают великой нацией и восхищаются Бонапартом.

Посетители и того и другого салона, в сущности, равнодушны к судьбе России. Жизнь их течет спокойно и неторопливо, и нашествие французов, похоже, не слишком заботит их. С горькой иронией Толстой отмечает это равнодушие, внутреннюю пустоту петербургской знати: «С 1805 года мы мирились и ссорились с Бонапартом, мы делали конституции и разделывали их, а салон Анны Павловны и салон Элен были точно такие же, какие они были один семь лет, другой пять лет тому назад».

Обитателям салонов, государственным мужам старшего поколения, вполне соответствует в романе и золотая молодежь, бесцельно прожигающая жизнь в карточных играх, сомнительных развлечениях, кутежах.

Среди этих людей и сын князя Василия, Анатоль, циничный, пустой и никчемный молодой человек. Именно Анатоль расстраивает брак Наташи с Андреем Болконским. В этом кругу и Дол охов. Он почти открыто ухаживает за женой Пьера, Элен, цинично рассказывает о своих победах. Он практически вынуждает Пьера устроить дуэль. Считая Николая Ростова своим счастливым соперником и желая отомстить, Долохов втягивает его в карточную игру, которая буквально разоряет Николая.

Таким образом, изображая в романе большой свет, Толстой обнажает фальшь и неестественность поведения аристократии, мелочность, узость интересов и «чаяний» этих людей, пошлость их образа жизни, деградацию их человеческих качеств и семейных отношений, их безразличие к судьбам России. Этому миру разобщенности, индивидуализма автор противопоставляет мир народной жизни, где в основе всего лежит человеческое единение и мир старого патриархального дворянства, где понятия «чести» и «благородства» не подменяются условностями.



Статьи по теме: