Скачать пластическая анатомия для художника. Анатомия для художников

Эта часть посвящена тем аспектам анатомии человека, которые вам потребуются, чтобы научиться рисовать человека . Вам не нужно знать каждую отдельную мышцу и все внутренние органы, но вы должны знать все, что влияет на форму и поверхность тела. Эти знания должны включать в себя: скелетную структуру, основные группы мышц, которые держат тело, и распределение жировых отложений под кожей.

Если вы хотите изучить этот вопрос более подробно, есть много доступной литературы по анатомии для художников , которые содержат исчерпывающую информацию по этой теме. Но я считаю, что художнику необходимо обладать лишь небольшим фондом основных анатомических знаний для своих нужд, так что здесь мы будем рассматривать только основные составляющие структуры организма и простую механику его работы.

Следует подчеркнуть, что хороший рисунок фигуры человека имеет мало общего с анатомической схемой. Однако, если вы не знаете основные аспекты, ваши рисунки будут более убедительными.

Кости

Нормальный человеческий скелет состоит из 206 костей , обеспечивая мобильную вспомогательную структуру для тела и защиту для жизненно важных органов. Есть также сесамовидные кости, которые образуются в сухожилиях и непосредственно не связаны с другими. Они не учитываются в общей сложности (206) и здесь мы их не будем брать в расчет и обсуждать. Кости связаны друг с другом жесткими, гибкими связками. В суставе каждая артикуляционная кость покрыта тонким слоем хряща, который носит на себе всю тяжесть износа. Весь сустав заключен в капсулу соединительной ткани, которая выделяет синовиальную жидкость, чтобы обеспечить смазку.

Центральное место в скелетной системе человека занимает позвоночник — гибкий столбец, состоящий из 33-х позвонков, поддерживающий череп, плечевой пояс, грудную клетку и таз. Руки связаны с плечевым поясом, а ноги с тазом.

Плечевой пояс включает ключицы и лопатки. Плечевая кость вписывается в небольшое гнездо в лопатке, что позволяет делать широкий диапазон движения руки в плече.

Грудная клетка образует бочкообразный гибкий каркас, который защищает сердце, легкие, пищевод и другие структуры.

Таз прочно прикреплен к нижней части позвоночника, которая поддерживает кишечник и другие внутренние органы и передает вес верхней части тела ногам. Бедренные кости связаны твердо в чашеобразной полости в области таза. Хотя все люди разные, кости среднего женского скелета меньше и легче, чем у мужского. Грудная клетка более узкая, а бедра относительно шире, чем у мужчин. Кроме того, женский позвоночник имеет более акцентированный изгиб наружу от поясницы.

Художнику необходимо знать, что не бывает совершенно прямых костей. Если руки и ноги нарисовать с совершенно прямыми костями, они будут выглядеть негибкими и жесткими. Кривизна костей очень сильно связана с ритмом действий фигуры. Это поможет создать впечатление жизни.

Мышцы

Есть чуть более шестисот произвольно-сокращающихся мышц в организме человека, но для наших целей необходимо обсудить лишь:

  • крупные поверхностные мышечные группы , которые влияют на форму тела и ответственны за движения конечностей, а также
  • гораздо более сложные мышцы, которые влияют на движение лица .

Это все скелетные мышцы . Большинство скелетных мышц прикрепляются обоими концами к костям (через сухожилия) и действуют подобно натяжению пружины в плане того, что они способны сокращаться; при этом они дают возможность одной кости вращаться относительно другой, как рычаг. Мышцы, которые дают выражение на лице связывают кость и кожу.

Мышца состоит из тысяч волокон , каждое из которых контролируется нервным окончанием. Эти нервные окончания реагируют на сигналы от мозга, выпустив незначительное количество ацетилхолина, который заставляет мышечные волокна сокращаться вдоль их длины, и они становятся короче и толще.

Иллюстрация ниже показывает действие бицепса на переднюю часть руки . Когда он сокращается, рука согнута. Выпрямляет руку другая мышца — трицепс, которая находиться на задней поверхности предплечья. Чтобы разогнуть руку, трицепс должен сократиться, а бицепс расслабиться. Все мышцы, отвечающие за движения скелета спарены таким образом, чтобы для каждой мышцы, тянущей в одном направлении, была другая расположенная так, что она может потянуть в противоположную сторону.

Вообще весь комплекс мышц задействован для каждого движения тел а: сгибание руки включает в себя множество мышц помимо бицепса и трицепса. Один набор мышц обеспечивает основную движущую силу, в то время как противоположные мышцы обеспечивают расслабление и удлинение. Между тем, другие обездвиженные суставы нужны для стабилизации равновесия организма.

Мышцы расположены одинаково в мужском и женском организме, а дифференцированной жировые отложения на груди и бедрах вызывают гендерные различия формы тела. Мы рассмотрим их позже.

В статье использовались материалы из книги Ron Tiner «Figure Drawing without a model».

Енё Барчаи

Енё Барчаи - профессор, много лет преподававший в Будапештской высшей школе изобразительных искусств. Эта книга - результат его многолетней педагогической деятельности.

Общеизвестно, что без знания анатомии невозможно верно передать особенности фигуры человека, характер его движений. Профессор Барчаи пользуется для показа человеческого тела методом художественного изображения. Его анатомические рисунки не только точное воспроизведение человеческих костей и мускульной системы, но и работы художественной ценности. Книга -хороший справочник для начинающего художника при изучении строения человеческого тела. Она представляет большой интерес для каждого мастера изобразительного искусства, а также для всех тех, кто имеет какое-нибудь отношение к искусству, ибо она общедоступным и художественным методом знакомит с вечной темой изобразительного искусства - человеческим телом.

ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», серийное оформление, 2000.


Другие материалы по теме: Книги для скульпторов и художников

Карин Хессенберг

Книга посвящена рассмотрению практических вопросов связанных с созданием трехмерных композиций из глины,гипса и дерева. Данное издание познакомит читателя с техникой работы с указанными материалами, даст практические советы. Книга будет полезна начинающим любителям творчества.

Издательство "АРТ_РОДНИК", 2006г.

Джек Хамм

В книге излагаются основы рисования человеческих голов и фигур, представлено более тысячи пошаговых иллюстраций.

Это книга, созданная американским художником еще в 1962 году, не теряет своей привлекательности для широкого круга начинающих художников.

Издательство "Поппури", Минск, 2007г.

Вильгельм Танк

Haстоящее Издание представляет собой авторизованный перевод оригинального немецкого издания "W Tank. Klеinе Тieranatomiс", вышедшего в Дрездене в 1955 году. Автор текста и иллюстраций Вильгельм Танк. Труд немецкого профессора знакомит читателя с основополагающими для художника особенностями строения тел различных животных, учит осознанно передавать внешнюю форму, согласовывая ее характерные признаки с внутренним строением организма. Книга незаменима для всех, кто стремится овладеть классическими приемами художественного творчества и научиться мастерской передаче характерных и наиболее выразительных признаков представителей животного мира.

ООО "Издательство Астрель", 2004г.

М.Ц. Рабинович

Описывается пластическая анатомия человека и животных. Книга написана художником, имеющим высшее медицинское образование, благодаря чему изложен только тот материал, который имеет практическую ценность для художников; этим и особенно изложением методики изображения на анатомических основах книга выгодно отличается от других руководств того же профиля.

Предназначается для учащихся средних специальных учебных заведений изобразительного искусства. Может быть использован в практической работе художника.

Издательство "Высшая школа", 1978г.

Наталья Рымарь

Как правильно нарисовать кошку; об анатомическом строении животного, кошачьей мимике и рисовании кошки в движении рассказывает книга.

Для широкого круга читателей.

Издательство "АСТ", Москва, 2008г.

Название : Атлас анатомии человека для художников.

В настоящем учебном пособии собрана и систематизирована обширная информация об анатомии человеческого тела с точки зрения ее внешней, пластической формы, на основании мышечной массы и скелета. В соответствии с учебными задачами издание содержит переработанные копии рисунков многих известных художников, таких как: Баммес, Барчаи, Валледжо, а также иллюстрации, созданные с помощью новейших достижений компьютерной графики, фотографии моделей в различных движениях. Книга является самым полным по содержанию учебным пособием для тех, кто желает научиться натурному и ассоциативному рисованию человека. В разделах книги последовательно и полно изложены подробные сведения о пластике человеческого тела в целом, а также его фрагментах: головы и шеи, торса, рук и ног, кистей рук и ступней. Показана также пластика тела в многочисленных сложных позах и движениях. Материал подается в доступной форме, нагляден, лаконичен. Книга адресована студентам средних специальных и высших учебных заведений: дизайнерам, графикам, живописцам, прикладникам, модельерам, архитекторам и всем, кто просто любит рисовать.


В длительном процессе обучения художника последней и самой ответственной частью является натурное рисование живой «модели» - фигуры обнаженного человека в простых и сложных позах.
К этому этапу приступают те, кто уже постиг мастерство рисования с натуры натюрморта, пейзажа, античных гипсовых слепков и овладел секретами различных художественных материалов и техник.
Важной частью всего учебного процесса является самостоятельная работа над тонкостями рисования. Поэтому ученику важно иметь под рукой толковое учебное пособие, которое поможет постичь секреты натурного рисования человека. Подготовленное к изданию художником-графиком Андреем Кузнецовым учебное пособие по пластической анатомии человека является именно такой книгой. Этот уникальный учебный материал необходим широкому кругу читателей: студентам средних, средних-специальных и высших учебных заведений, готовящих художников-профессионалов, и всем, кто просто любит рисовать.

СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ 3
ВНЕШНИЕ ФОРМЫ 5
ОСИ И ПЛОСКОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА 5
СПЕЦИАЛЬНЫЕ АНАТОМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ 5
ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ЧЕЛОВЕКА 5
СКЕЛЕТ 6
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О СКЕЛЕТЕ 6
Кости 6
Суставы 7
Типы суставов 7
Виды движения в суставах 7
ЧЕРЕП 8
Общий обзор 8
Особенности в строении черепа 9
Движения, степени свободы, соединения костей черепа 10
Возрастные особенности костей черепа 11
Зубы 11
КОСТИ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ 12
Общий обзор 12
Кости плечевого пояса 12
Ключица 12
Лопатка 12
Кости свободной верхней конечности 12
Кости плеча 13
Кости предплечья 13
Кости кисти 13
Движения, степени свободы, соединения костей верхней конечности 13
КОСТИ ТУЛОВИЩА 22
Общий обзор 22
Позвоночный столб 23
Шейные позвонки 23
Грудные позвонки 23
Поясничные позвонки 23
Крестец 24
Грудная клетка 24
Движения, степени свободы,соединения костей туловища 24
Особенности в строении костей туловища, пункты туловища 24
КОСТИ НИЖНЕЙ КОНЕЧНОСТИ 28
Общий обзор.. 28
Кости таза 28
Тазовая кость 28
Кости свободной нижней конечности 29
Кости бедра 29
Кости голени 29
Кости стопы 30
Движения, степени свободы, соединения костей нижней конечности 31
Особенности в строении нижней конечности, пункты нижней конечности 38
МЫШЦЫ 40
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О МЫШЦАХ 40
ОСНОВЫ МЕХАНИКИ ТЕЛА 41
МЫШЦЫ ГОЛОВЫ 42
Жевательные мышцы 42
Мимические мышцы 42
Мышцы верхней области головы 42
Мышцы средней области головы 43
Мышцы нижней области головы 44
Общий вид мышц головы 46
МЫШЦЫ ШЕИ 48
Поверхностные мышцы 48
Мышцы, расположенные выше подъязычной кости 48
Мышцы, расположенные ниже подъязычной кости 49
Глубокие мышцы шеи (боковые) 49
Предпозвоночные мышцы 49
Общий вид мышц шеи 49
МЫШЦЫ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ 52
Мышцы плечевого пояса 52
Мышцы свободной верхней конечности 53
Мышцы плеча, 53
Мышцы предплечья 54
Мышцы кисти 57
Общий вид мышц верхней конечности 58
Рисунки мышц верхней конечности 60
МЫШЦЫ ТУЛОВИЩА 62
Мышцы груди 62
Поверхностные мышцы 62
Мышцы живота 63
Мышцы передней стенки живота 63
Мышцы боковой стенки живота 63
Мышцы спины 64
Поверхностные мышцы 64
Средний слой 65
Глубокие мышцы 65
Общий вид мышц туловища 66
Поведение некоторых мышц туловища при выполнении различных движений 67
Рисунки мышц туловища 67
МЫШЦЫ НИЖНЕЙ КОНЕЧНОСТИ 69
Мышцы таза 69
Внутренние мышцы таза 69
Наружные мышцы таза 70
Мышцы свободной нижней конечности 71
Мышцы бедра 71
Мышцы голени 72
Мышцы стопы 73
Общий вид мышц нижней конечности 74
Рисунки мышц нижней конечности 75
РАБОТА МЫШЦ 79
ПЛАСТИКА 84
ПЛАСТИКА ГОЛОВЫ И ШЕИ 84
ЧАСТИ ЛИЦА. ГЛАЗ, УХО. НОС, ГУБЫ 86
МИМИКА ЛИЦА 88
ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА В РИСУНКЕ И ЖИВОПИСИ 90
ГОЛОВА. ПРОСТОЙ И СЛОЖНЫЙ РАКУРС 92
ПЛАСТИКА ШЕИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ДВИЖЕНИЯХ ГОЛОВЫ 94
ПЛАСТИКА ТЕЛА. СЛОЖНЫЙ РАКУРС 97
ПЛАСТИКА ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА В ЦЕЛОМ 98
ПЛАСТИКА КИСТИ 104
ПЛАСТИКА ЧЕЛОВЕКА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ТЕЛА И В ДВИЖЕНИИ 107
ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРСПЕКТИВЕ 130
ПРОПОРЦИИ ЧЕЛОВЕКА 131
ОСОБЕННОСТИ ПРОПОРЦИЙ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ 131
ПРОПОРЦИИ И ВИДЫ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ 133
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОПОРЦИЙ 133
ПРОПОРЦИИ ГОЛОВЫ 133
НАТУРНЫЕ ЗАРИСОВКИ 136

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Атлас анатомии человека для художников - Кузнецов А.Ю. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

A NATOMY

ВЕРА ВЕЛИЧКО

ЧЕЛОВЕК КАК ИСКУССТВО

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ ФОРМЫ

СЕКРЕТЫ ЖИВОГО ТЕЛА

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ

Москва «Полиграфиня»

ВЕРА ВЕЛИЧКО

А НАТОМИЯ

ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ

Москва «Полиграфиня»

Величко В. А.

А 00 Анатомия для художников. Учебное пособие. Москва, ООО «Полиграфиня», 2013. 209с.

© Вера Величко

ISBN 000-0-00000-000-0

У каждого художника есть на полке книга по анатомии,

и возможно не одна. О днако единицы детальноизучили эти книги - чаще всего у нас не хватает на это ни времени, ни сил.М ы закрываем эти книги, испуганные объемом материалов,

и говорим себе - «как только появится свободное время, прочитаю от корки до корки» Э та книга написана для того, чтобы сберечь ваше время

и психику. О на представляет собой сборник практических советов, прведенных в наглядной системе.О на легка в использовании, понятна даже начинающим художникам,

и полезна даже опытным.

И так, приятного чтения!

8 В ВЕДЕНИЕ

2 0 А НАТОМИЯ КИСТИ

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ТРАЕКТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ ХАРАКТЕР РАКУРСЫ

5 4 О Т ПЛЕЧА ДО ЗАПЯСТЬЯ

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ РАКУРСЫ

7 4 М УЖСКОЙ КОРПУС

10 2 Ж ЕНСКИЙ КОРПУС

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ДИНАМИКА ФОРМЫ СОКРАЩЕНИЯ

В ВЕДЕНИЕ

ОБ ИССКУСТВЕ ПЕРЕДАЧИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЫ

Микеланджело

Буонарроти Сотворение Адама

ВВЕДЕНИЕ ОБ ИСКУССТВЕ ПЕРЕДАЧИ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЫ

Человеческое тело - это сложнейшая система объемов, находящихся в постоянном движении. Мало только изучить анатомию - нужно знать (или даже чувствовать), как эти объемы взаимодействуют друг с другом в разных позах, как изменяются мышцы в напряженном или в расслабленном состоянии.

Все это - язык тела, который повествует зрителю о том, что происходит на картине. И ошибка художника приведет к неверной интерпретации происходящего.

От наскальной живописи до

фотореализма

Столетиями люди художники учились изображать действи-

тельность, постепенно переходя от упрощенных форм

к реализму. Как ученые изобретали механизмы или открыва-

ли законы природы, так художники открывали один за другим

изобразительные законы и изобретали новые материалы для

рисования. Человеческая фигура от упрощенной, плоскостной

модели становилась все более живой, объемной, реальной.

Таков и путь эволюции каждого отдельного художника в насто-

ящем. Так что не расстраивайтесь, если пока что ваши люди

больше похожи на египетские фигурки, чем на персонажей

из реальной жизни. На все нужно время, и чем больше вы

рисуете с натуры - тем лучше.

Немая беседа

Как я уже говорила, язык тела - это средство передачи сюжета

на картине. Посмотрите внимательно на роспись Микелян-

джело, проанализируйте образы Адама и Бога. В принципе,

каждый зритель может интерпретировать изображение

по-разному, но общая канва очевидна всем - связь между

творцом и творением, миниатюра их общения.

Это выражено жестами рук, поворотом головы, общими поза-

ми персонажей и общей композицией.

Перед тем, как рисовать иллюстрацию, подумайте, какими

должны быть позы и расположение героев, чтобы передать

нужные вам чувства и ситуацию.

Микеланджело

Буонарроти Сотворение Евы

Характер образа

На этой картине Микелянджело мы видим не только сюжет, но и характер каждого персонажа. Я живо представляю себе эту сценку - как Ева пытается что-то втолковать Богу, тот ей пытается объяснить что-то, и сам уже не рад, что сотворил женщину, а Адам дрыхнет, надеясь, что все решится само собой. Ему в целом до лампочки, он еще слишком молод. Характер передается не только позой, но и личными особенностями персонажей - телосложением, выражением лица, манерой держаться и пр. Мы можем создать первичное впечатление о человеке, основываясь только на его внешности. Существуют устойчивые типажи, типа «Молодая успешная мамашка», «Злобный старик», «Мечтатель», «Наивная девица»...

Художник должен знать, какими особенностями обладает тот или иной типаж, и использовать их сознательно - в противном случае на вашей иллюстрации может появиться красная шапочка с лицом законченной стервы или неуместно добродушный маньяк.

Пророк Исайя

Тонкие черты лица, изящные жесты, непринужденность в позе. Впечатление: Интеллектуал, любит филосовствовать на любые темы.

Пророк Иоиль

Сосредоточен на чтении, утонченные, но суровые черты лица. Впечатление: Философ, немного сноб, не любит, когда его отвлекают попусту и болтают глупости.

Пророк Иезекииль

Крупные черты лица, красноватый нос, динамичная поза. Впечатление: Спорщик, немного бунтарь, возможно - недалекого ума.

Пророк Иеремия

Большое тело, темное лицо, слегка опущенные плечи, взгляд в пол.

Впечатление: Молчаливый и сильный песонаж, многое

Кстати, если этот наплыв убрать, а пресс напрячь - ощущение будет уже иное, как будто он пытается удержаться в падении. Бедро левой ноги тоже расслаблено, и смещено наплывом вниз. И так далее...

Сокращения

Еще один важный момент - умение правильно работать с сокращениями. На нашей картине левая голень у мальчика

короче, чем правая, в сокращение уходит левая рука. В некоторых позах человеческое тело выдает нам сюрьпризы - сочетание сокращений и положений разных частей тела выдает совершенно неожиданный результат, фигура становится не похожа сама на себя. Обратите внимание на спину мальчика, как ведет себя левая лопатка. Такие формы трудно предугадать, даже если досканально знать анатомию.

О некоторых подобных моментах я вам расскажу в этой книге, но все мне их, конечно, не охватить. Поэтому помните главное правило - как можно больше рисовать с натуры. Всегда ходите с блокнотиком под рукой, не ленитесь посвятить порой выходные походу в музей скульптуры - там куча натуры, и вся она неподвижна. И даже когда не рисуете - внимательно смотрите на людей, подмечайте особенности, старайтесь запомнить, как что выглядит. Вы должны «почувствовать» человеческое тело, изучить его повадки, понять логику его строения.

И тогда даже при рисовании из головы вы будете интуитивно понимать, что правильно, а что нет.

А НАТОМИЯ КИСТИ

ИЛИ САМОЕ СЛОЖНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ



Статьи по теме: