Синий экспресс творчества зинаиды серебряковой. Запретная любовь гениальной художницы (Зинаида Серебрякова)

После посещения долгожданной выставки Зинаиды Серебряковой в Инженерном замке Третьяковской галереи делюсь впечатлениями. Здесь представлено более двухсот работ художницы из российских и французских коллекций, некоторые из которых приехали в Россию впервые. Это по большей части картины, написанные в эмиграции после разлуки с детьми и трепетом перед предстоящей неизвестностью. Её работы удивительно сочетали в себе современность и тонкое следование классическим традициям; искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал о Зинаиде Серебряковой как о художнице возвышенно-мечтательной, спокойной, отрешенной от тревог времени, обращенной к прекрасному прошлому.


Тата с овощами, 1923 год


В студии Осипа Эммануиловича Браза, 1905-1906 годы


В студии. Париж, 1905-1906 год

Тематика картин на выставке самая разнообразная: пейзажи (русские, марокканские, европейские), самобытные сценки из крестьянского быта, очаровательные и трогательные портреты детей, которые экспонируются как в основной коллекции, так и в отдельном зале, так называемой Детской ; портреты близких, знакомых, жанровые сценки и так далее. Памятуя, что у меня много друзей немосквичей, я постаралась выбрать для вас не самые известные полотна.


Деревенская девушка, 1906 год



Так заснул Бинька, 1907 год


Борис Серебряков, 1908 год


Портрет няни, 1908-1909 годы


Фруктовый сад, 1908 год


Портрет студента, 1909 год


Портрет Жени Серебрякова, 1909 год


Вид из окна. Нескучное, 1910 год


Портрет Ольги Константиновны Лансере, 1910 год


Зеленые яблоки на ветках, 1910 год. Донецкий областной художественный музей


Портрет Михаила Николаевича Бенуа, 1910 год, ГРМ
Один из моих любимых портретов Зинаиды Евгеньевны)


Портрет Екатерины Лансере с ребёнком. Начало 1910-х годов


Зимний пейзаж, 1910 год


Портрет Лолы Браз, 1910 год Николаевский художественный музей им. В.В. Верещагина г. Николаев


Купальщица, 1911 год, Частная коллекция


Кормилица с ребенком, 1912 год


Портрет кормилицы, около 1912 года


Борис Серебряков, 1913 год


Фото с выставки Сергея Михеева


Крестьяне, обед, 1914-1915 годы


Обувающаяся крестьянка, 1915 год


Две крестьянские девушки


Портрет Е.Е. Лансере в папахе, 1915 год. ЧС, Москва


Эскизы росписей ресторана Казанского вокзала, 1916 год



Персия Сиам


Турция (Одалиска) Индия


Две одалиски, 1916 год
В 1915-1916 годах Серебрякова совместно с другими мирискуссниками работала над декоративным оформлением ресторана Казанского вокзала и исполнила несколько эскизов к панно, представляющему аллегории стран востока.


Купальщицы, 1917 год


Тата и Катя (У зеркала), 1917 год


На террасе в Харькове, 1919 год
Последние счастливые денёчки...


Карточный домик, 1919 год

>
Портрет Сергея Ростиславовича Эрнста, 1921 и 1922 годов


Портрет Е.И. Золотаревского в детстве, 1922 год. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск


Мальчики в матросских тельняшках, 1919 год Девочки у рояля, 1922 год


Портрет художника Дмитрия Бушена, 1922 год


Натюрморт с атрибутами искусства, 1922 год


Портрет Анны Ахматовой, 1922 год


На кухне. Портрет Кати, 1923 год


Портрет Ольги Иосифовны Рыбаковой в детстве, 1923 год


Тата балерина, 1924 год


Автопортрет, 1920-е годы

Революция принесла только беды: сначала сожгли их дом вместе с библиотекой, множеством рисунков и холстов, а два года спустя от сыпного тифа умер муж Борис Серебряков. Изрядно намаяшись в стране Советов, в поисках работы Зинаида Александровна вынуждена была уехать в 1924 году в Париж, став эмигранткой первой волны с трудной, но и одновременно прекрасной судьбой. Младшие сын и дочь уехали вместе с мамой, со старшими она смогла встретиться лишь через сорок лет.



Версаль. Крыши города, 1924 год


Портрет архитектора А.Я. Белобородова, 1925 год


Портреты княгини Ирины Юсуповой и князя Феликса Юсупова, 1925 год


Сандра Лорис-Меликова, 1925 год


Портрет сына Сергея Прокофьева Святослава, 1927 год, пастель


Портрет Фелисьна Какана, 1928 год. Частное собрание


Марракеш. Вид с террасы на горы Атласа, 1928 год


Освещенная солнцем, 1928 год


Кастеллан. Долина, 1929 год


Люксембургский сад, 1930 год


Люксембургский сад, 1930 год


Коллиур. Катя на террасе. 1930 год


Ментона. Пляж с зонтиками, 1930 год


Корзина с виноградом на окне. Ментона, 1931 год


Мария Бутакова, урожденная Евреинова, 1931 год


Портрет Марианны де Брауэр, 1931 год. Частное собрание


Обнаженная со спины, 1932 год


Обнаженная с красным шарфом, 1932 год. Частное собрание


Лежащая марокканка, Марракеш, 1932 год


Марокканец в зеленом, 1932 год


Молодой марокканец, 1932 год. Частная коллекция

Марокканские мотивы занимают значительное место в творчестве Серебряковой. Она побывала в этой стране дважды. Марокко очаровал художницу, необыкновенный его колорит вдохновил её. Здесь была написана целая серия работ, в основном это портреты. Чтобы представить эти работы хотя бы поверхностно, не хватит даже моих, достаточно ёмких постов) Выставка картин в Париже имела оглушительный успех, вот только Зинаиде Евгеньевне не удалось продать ни одной работы. Она была прекрасным художником, но плохим менеджером.



Этюд женщины, 1932 год. Частная коллекция


Марокканка в розовом платье, 1932 год



Англия, 1933 год


Женщина в голубом, 1934 год

З. Серебрякова, 1900-е гг.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967) – художница.

Зинаида Серебрякова родилась 12 декабря 1884 г. в усадьбе Нескучное Курской губернии. Она была младшей из шести детей в семье скульптора Евгения Александровича Лансере (1848-1886) и его жены Екатерины Николаевны (1850-1933), урождённой Бенуа.

Отец умер, когда Зинаиде было два года, и мать с детьми уехала из Нескучного в Петербургскую квартиру отца – Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898). В доме деда всё жило искусством: выставки, театр, Эрмитаж. Мать Зинаиды в молодости была художником-графиком, рисованием увлекались дядя Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) и старший брат Евгений Лансере .

В семье не удивились, когда одарённая девочка решила стать художницей. Несколько лет она меняла школы, страны и учителей в поисках того, что ей было нужно. В 1900 г. – художественная школа княгини Тенишевой. Через год несколько месяцев в школе Ильи Репина . Потом год в Италии. В 1903-1905 гг. ученичество у портретиста О.Э. Браза (1873-1936). В 1905-1906 гг. – Академия Гранд Шомьер в Париже.

В 1905 г. Зинаида Лансере вышла замуж за Бориса Серебрякова, приходившегося ей двоюродным братом. Они знали друг друга с детства. А в 1910 г. художница Зинаида Серебрякова получила признание за картину "За туалетом" . Семейное счастье и радость творчества!


Октябрьский переворот застал Зинаиду Серебрякову в Нескучном. В 1919 г. умер от тифа муж. Она осталась с четырьмя детьми и больной матерью. Имение разграбили, и в 1920 г. она уехала в Петроград на квартиру деда. Там нашлось место после уплотнения.

Серебрякова уехала в Париж в 1924 г. и не вернулась. Через некоторое время к ней удалось переправить детей Сашу и Катю. Матери и оставшимся с ней Тате и Жене она помогала, чем могла.

Половину жизни гениальная художница Зинаида Серебрякова прожила в нищей парижской эмиграции. За рубежом слава пришла к ней после смерти. А на Родине? В СССР в 1960 г. после 36 лет разлуки к ней в Париж приехала дочь Татьяна Борисовна Серебрякова, Тата. Но художница не решилась последовать за ней в Россию. На переезд сил не было. Только весной 1965 г. 80-летняя художница осуществила свою мечту – приехала Москву на открытие своей первой в СССР выставки.

Серебрякова – радость жизни

В шарфе, 1911 г.

Купальщица, 1911 г.

Пьеро. Портрет 1911 г.

Девушка со свечой, 1911 г.

В красном. Портрет 1921 г.

Биография Серебряковой

Зинаида Серебрякова.
Автопортрет 1930 г.

З.Е. Серебрякова.
Автопортрет 1946 г.

З.Е. Серебрякова.
Автопортрет 1956 г.

  • 1884. 28 ноября (12 декабря) – рождение в имении Нескучное Белгородского уезда Курской губернии в семье скульптора Евгения Александровича Лансере и его жены Екатерины Николаевны (урождённой Бенуа) дочери Зинаиды.
  • 1886. 23 марта – смерть отца от туберкулёза. Осень – переезд в Петербург к родителям матери – академику архитектуры Николаю Леонтьевичу Бенуа и бабушке Камилле Альбертовне.
  • 1893. Учеба в Коломенской женской гимназии.
  • 1898. 11 декабря – смерть деда Н.Л. Бенуа.
  • 1899. Лето – первое лето после смерти деда, целиком проведённое в имении Нескучное.
  • 1900. Окончание гимназии и поступление в Художественную школу М.К. Тенишевой.
  • 1902. Поездка Екатерины Николаевны с дочерьми Екатериной, Марией и Зинаидой в Италию на Капри – "Каприйские" этюды.
  • 1903. Март – переезд в Рим, знакомство под руководством А.Н. Бенуа с искусством Античности и Возрождения. Лето – работа в Нескучном над пейзажами и зарисовками крестьян. Осень – поступление в мастерскую О.Э. Браза (обучение в ней до 1905 года).
  • 1905. Весна – посещение организованной С.П. Дягилевым исторической выставки портретов в Таврическом дворце. 9 сентября – вступление в брак с Борисом Анатольевичем Серебряковым. Ноябрь – отъезд с матерью в Париж для занятий в Академии де ля Гранд Шомьер. Декабрь – приезд в Париж мужа, поступившего в парижскую Высшую школу дорог и мостов.
  • 1906. Обучение в Академии де ла Гранд Шомьер. Апрель – возвращение в Петербург. 26 мая – рождение в Нескучном сына, названного в честь отца художницы Евгением.
  • 1907. 7 сентября – рождение сына Александра.
  • 1908-1909. Серебрякова писала пейзажи и портреты в Нескучном.
  • 1910. Февраль – участие в VII выставке Союза русских художников в Петербурге тринадцатью работами. Приобретение трёх работ Третьяковской галереей.
  • 1911. Декабрь – участие в выставке "Мира искусства" в Москве. Серебрякова избрана членом объединения.
  • 1912. 22 января – рождение дочери Татьяны.
  • 1913. 28 июня – рождение дочери Екатерины.
  • 1914. Май-июнь – поездка в Северную Италию (Милан, Флоренция, Падуя, Венеция). По пути – Берлин, Лейпциг, Мюнхен.
  • 1915. Ноябрь – участие Серебряковой в выставке этюдов, эскизов и рисунков "Мира искусства" в Петрограде.
  • 1916. Декабрь – участие в выставке "Мира искусства" в Петрограде. Работа над эскизами панно для Казанского вокзала. Изображения восточных красавиц в росписи вокзала не появились.
  • 1917. Январь – Серебрякова выдвинута на звание академика Академии художеств. С.Р. Эрнст закончил монографию о творчестве Серебряковой, вышедшую в 1922 г.
  • 1918. Серебрякова с матерью и детьми жила в Харькове на временных квартирах. Иногда приезжала в Нескучное.
  • 1919. Январь – Зинаида Серебрякова приехала к мужу в Москву. 22 марта – смерть Б.А. Серебрякова от сыпного тифа в Харькове. Осень – имение Нескучное разграблено и разрушено. Ноябрь – переселение с матерью и детьми в Харьков. Конец года – участие в "Первой выставке искусств Харьковского Совета рабочих депутатов".
  • 1920. Январь-октябрь – работа в Археологическом музее при Харьковском университете. Декабрь – возвращение в Петроград.
  • 1921. Апрель – переезд семьи Серебряковой в "дом Бенуа". Приобретение Обществом поощрения художеств ряда произведений художницы с последующей передачей их в Русский музей и Третьяковскую галерею.
  • 1922. Май-июнь – участие в выставке "Мира искусства" в Петрограде. Начало работы в Хореографическом училище и Мариинском театре над зарисовками артистических уборных, портретами балерин.
  • 1924. Январь – участие в выставке художников "Мира искусства". 8 марта – открытие в Нью Йорке выставки ста русских художников в США. Из 14 картин Серебряковой две проданы. 24 августа – отъезд Серебряковой из СССР. 4 сентября – приезд в Париж.
  • 1925. Весна – Серебрякова в Англии у двоюродной сестры H.Л. Устиновой. Май-июнь – работа над заказными портретами. Лето – приезд во Францию сына Александра. Переезд с сыном в Версаль, работа над этюдами в Версальском парке.
  • 1927. 26 марта - 12 апреля – выставка Серебряковой в галерее Ж. Шарпантье. Июнь-август – приезд в командировку Е.Е. Лансере .
  • 1928. Март – приезд в Париж дочери Кати. Лето – работа в Брюгге над портретами членов семьи барона Ж.А. де Броуэра. Декабрь – начало шестинедельной поездки в Марокко.
  • 1929. Январь – завершение поездки в Марокко. 23 февраля - 8 марта – выставка марокканских работ Серебряковой в галерее Бернхейма младшего. 30 апреля - 14 мая – выставка Серебряковой в галерее В.О. Гиршмана.
  • 1930. Январь-февраль – участие в выставке русского искусства в Берлине. Лето – поездка на юг Франции, создание многочисленных пейзажей в Коллиуре и Ментоне. Участие в выставке русского искусства в Белграде.
  • 1931. Март-апрель – участие в выставках портретов Французского объединения деятелей искусств. Июль-август – поездка в Ниццу и Ментону. Ноябрь-декабрь – выставка (совместно с Д. Бушеном) в Антверпене и Брюсселе.
  • 1932. Февраль-март – поездка в Марокко: работа над портретами, пейзажами, бытовыми сценами. Лето – работа в Италии: пейзажи Флоренции и Ассизи. 3-18 декабря – выставка Серебряковой в галерее Ж. Шарпантье, статьи А.Н. Бенуа и К. Моклера. Декабрь – участие в выставке "Русское искусство" в галерее "Ренессанс" в Париже. Участие в выставке "Русская живопись двух столетий" в Риге.
  • 1933. 3 марта – смерть матери в Ленинграде. Апрель – участие в выставке портретов Французского объединения деятелей искусств. Лето – поездка в Швейцарию и на юг Франции. Переезд на улицу Бланш на Монмартре.
  • 1934. Апрель – участие в выставке портретов в Доме художников в Париже. Июль-август – Серебрякова в Бретани: работа над пейзажами, портретами кружевниц и рыбаков.
  • 1935. Весна – участие в выставке русского искусства в Лондоне. Лето – поездка в Эстень (Овернь), создание натюрмортов с виноградом. Конец года – подготовка к росписи холла виллы барона Ж.А. де Броуэра "Мануар дю Реле". Участие в выставке "Русское искусство XVIII-XX столетий" в Праге.
  • 1936. Работа над панно для Мануар дю Реле. Декабрь – Серебрякова в Бельгии для "примерки" четырёх панно в холле Мануара.
  • 1937. Апрель – Серебрякова в Бельгии для сдачи панно и доработки карт, написанных сыном Александром. Июнь – посещение советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Июнь-август – поездки в Бретань, на юг Франции, в Пиренеи.
  • 1938. 18 января - 1 февраля – выставка Серебряковой в галерее Ж. Шарпантье в Париже. Июнь-август – поездки в Англию и на Корсику. У Серебряковой резкое ухудшение здоровья – невроз сердца. По рекомендации врачей она уехала в Италию, в Сан Джиминьяно. Декабрь – операция глаза.
  • 1939. 6 мая – смерть К.А. Сомова. Июль-август – Серебрякова в Швейцарии: работа над портретами и пейзажами. 3 сентября – вступление Франции во Вторую мировую войну. Переезд на улицу Кампань Премьер.
  • 1940. Начало года – прекращение почтовой связи с родными в СССР. 14 июня – вступление немецких войск в Париж.
  • 1941. 22 июня – нападение Германии на СССР. Осень – участие тремя работами в Осеннем салоне. Работа над пейзажами Тюильри и Люксембургского сада.
  • 1942. Операция по поводу базедовой болезни. Смерть в тюрьме в Саратове брата H.Е. Лансере, арестованного в 1938 г.
  • 1944. 25 августа – освобождение Парижа.
  • 1946. 13 сентября – смерть в Москве брата Е.Е. Лансере . Декабрь – возобновление переписки с родными.
  • 1947-1948. Серебрякова в Англии: работа над заказными портретами и натюрмортами.
  • 1949. Август – поездка во французские провинции Овернь и Бургундию для работы над заказными портретами.
  • 1951. Начало постоянного экспонирования в СССР произведений Серебряковой на выставках из частных собраний и фондов музеев.
  • 1953. Лето – Серебрякова в Англии: работа над пейзажами.
  • 1954. Май-июнь – девятидневная выставка работ, вместе с А.Б. и Е.Б. Серебряковыми, в мастерской на улице Кампань Премьер.
  • 1955. Ноябрь – решение завещать несколько своих работ музеям в Советском Союзе.
  • 1956. Август – встреча у А.Н. Бенуа и в своей мастерской с приехавшим из Москвы Ф.С. Богородским.
  • 1957. Май-сентябрь – посещения Серебряковой вице президентом Академии художеств СССР В.С. Кеменовым.
  • 1958. Март – встреча Серебряковой с В.С. Кеменовым и послом СССР во Франции С.А. Виноградовым, которые предложили вернуться на Родину. Июнь – посещение гастрольного спектакля МХАТа "Вишнёвый сад", встреча с руководством театра и актрисой К. Ивановой.
  • 1960. 9 февраля – смерть А.Н. Бенуа в Париже. Апрель – первый приезд в Париж дочери Татьяны после тридцатишестилетней разлуки. 15 декабря – открытие выставки "Семья Бенуа" в Лондоне, в которой Серебрякова участвовала тремя пейзажами.
  • 1961. Обращение Т.Б. Серебряковой в правление Союза художников для организации выставки матери в СССР. Март – посещение Серебряковой сотрудниками советского посольства, визит С.В. Герасимова, Д.А. Шмаринова, А.К. Соколова для просмотра работ.
  • 1962. 17 февраля – участие четырьмя работами в вечере в пользу русских инвалидов Первой мировой войны.
  • 1964. Май – приезд из Москвы дочери Татьяны. Весна-лето – Серебрякова отбирала и приводила в порядок работы для выставки в Москве. Отправка работ при помощи советского посольства. Осень – переписка по поводу оформления афиши и каталога выставки.
  • 1965. Май-июнь – выставки Зинаиды Серебряковой в Москве в Выставочном зале Союза художников и Киеве в Киевском Государственном музее русского искусства.
  • 1966. Февраль – визит к Серебряковой искусствоведа И.С. Зильберштейна. Март-апрель – выставка картин Серебряковой в Ленинграде в Русском музее, прошедшая с огромным успехом. Весна – визит директора Русского музея В.А. Пушкарёва. Русский музей приобрёл с выставки 21 работу Серебряковой. Декабрь – первый приезд в Париж сына Евгения.
  • 1967. Весна – приезд в Париж Евгения и Татьяны для свидания с матерью. Создание портретов Татьяны и Евгения, В.А. Пушкарёва. 19 сентября – Зинаида Евгеньевна Серебрякова умерла после непродолжительной болезни. Похоронена на кладбище Сен Женевьев де Буа под Парижем.

Картины Серебряковой

Удачно начавшаяся жизнь талантливой художницы З.Е. Серебряковой, после 1917 г. превратилась в годы странствий, страданий и воспоминаний о прошлом. Она разрывалась между потребностью творить и необходимостью зарабатывать деньги для содержания семьи. Но всегда картины Серебряковой – это красота и гармония, открытый и доброжелательный взгляд.

Серебрякова в Москве

  • Комсомольская, 2. Казанский вокзал. В 1916 г. З. Серебрякова по приглашению дяди А.Н. Бенуа участвовала в росписи вокзала.
  • Лаврушинский, 10. Третьяковская галерея. После выставки, организованной в 1910 г. объединением "Мир Искусства", Третьяковка приобрела несколько картин Серебряковой.

Зинаида Серебрякова. Перед зеркалом (автопортрет). 1910 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Wikipedia.org

Зинаиду Серебрякову (1884 – 1967 гг.) ждала счастливая жизнь. Красивая и добрая девушка. Вышла замуж по большой любви. Родила четверых здоровых детей.

Радостные будни счастливой матери и жены. У которой была возможность реализовываться. Ведь она, как и многие дети в роду Лансере-Бенуа, рисовала с раннего детства.

Но все начало рушиться в 1917 году. Ей было 33 года. Прекрасный мир обернулся чередой лишений и страданий.

Почему Серебрякова не вписалась в новую эпоху? Что вынудило ее уехать в Париж навсегда? Почему она будет разлучена с детьми на целых 36 лет? А признание придёт к ней лишь за год до смерти в 1966 году?

Вот 7 картин художницы, которые поведают нам о ее жизни.

1. За туалетом. 1909 г.


Зинаида Серебрякова. За туалетом (автопортрет). 1909 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Wikipedia.org

Необычный автопортрет. Девушка отражена в зеркале. Мы это понимаем по двойной свече. Белоснежное нижнее белье. Белый цвет в интерьере. Женские безделушки перед зеркалом. Розовый румянец. Большие глаза и непосредственная улыбка.

Все так обаятельно и свежо. Это словно аллегория беззаботной молодости. Когда настроение хорошее даже утром. Когда впереди ждёт день, полный приятных забот. И в запасе столько красоты и здоровья, что хватит ещё на многие годы.

Зинаида Серебрякова в детстве была болезненным и замкнутым ребёнком. Но ее детская худоба превратилась в изящную фигуру. А замкнутость – в скромный и доброжелательный характер.

Ее знакомые отмечали, что она всегда выглядела моложе своих лет. И в 40, и в 50 лет она почти не менялась внешне.

Автопортреты З. Серебряковой (в возрасте 39 и 53 лет).

Автопортрет “Перед зеркалом” был написан в счастливые годы жизни. Она вышла замуж за своего двоюродного брата, в которого была сильно влюблена. Она уже родила двоих мальчишек. Жизнь шла своим чередом в их родовом имении Нескучное.

2. За завтраком. 1914 г.


Зинаида Серебрякова. За завтраком. 1914 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Art-catalog.ru

На картине трое детей Серебряковой. Женя уткнулся носом в стакан. Саша обернулся. Таня тоже внимательно смотрит, положив ручку на тарелку. Четвёртый ребёнок, Катя ещё на руках кормилицы. Она слишком мала, чтобы садится за общий стол.

Почему же картина называется “За завтраком”? Ведь на столе мы видим супницу.

До революции было принято устраивать два завтрака. Один был лёгким. Второй – более сытным. Который впоследствии стал называться обедом.

Сюжет картины очень простой. Как будто сделан фотоснимок. Рука бабушки, разливающей суп. Вид на стол немного сверху, с высоты взрослого человека. Непосредственные реакции детей.

Мужа за столом нет. Он инженер-путеец. И в это время был в командировке в Сибири. На строительстве железной дороги.

3. Беление холста. 1917 г.


Зинаида Серебрякова. Беление холста. 1917 г. . Artchive.ru

В 1910-ые Серебрякова создаёт цикл работ с крестьянами. Которые работали в ее поместье. Она вставала очень рано и бежала с красками в поле. Чтобы сделать этюды с натуры.

Серебрякова была эстетом. Простые женщины у неё все красивы. Пропуская образы через себя, они выходили у неё очищенными и ясными. Даже самый обыкновенный человек становился особенным. Самая неприглядная вещь – изумительной.

Ее картины составляли разительный контраст с произведениями других художников. В то время восхищались роскошным Врубелем и неординарным Шагалом.

Слева: . 1890 г. Государственная Третьяковская галерея. Справа: . День рождения. 1915 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Среди этих ярких, экспрессивных образов непритязательные крестьянки Серебряковой стояли особняком. Но ее все равно ценили. И даже присвоили звание академика в начале 1917 г.

Но жизнь, полная признания и достатка уже совсем скоро рухнет. Как карточный домик.

4. Карточный домик. 1919 г.


Серебрякова Зинаида. Карточный домик. 1919 г. , г. Санкт-Петербург. Artchive.ru

Это одна из самых печальных картин Серебряковой. На ней нет феерии светлых красок. Только грустные дети. Хрупкий карточный домик. И даже лежащая кукла приобретает зловещий смысл. В жизни Серебряковой произошла трагедия…

На дворе 1919 год. Крестьяне толпой подошли к дому хозяев. Они решили предупредить Зинаиду, что дело совсем плохо. Вокруг разграблены почти все усадьбы. И в случае чего, они будут не в силах защитить хозяйку с детьми.

Серебрякова посадила детей и мать на телегу. Они уехали навсегда. Через несколько дней усадьбу подожгут.

О муже не было известий целый год. Он был в тюремном заключении. По пути домой он подхватит брюшной тиф. И быстро угаснет на руках жены.

Серебрякова была однолюбом. Уже тогда она поняла, что ее счастливая жизнь навсегда закончилась. Замуж она уже никогда не выйдет.

5. Снежинки. 1923 г.


Зинаида Серебрякова. Балетная уборная. Снежинки (балет “Щелкунчик”). 1923 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. Artchive.ru

На руках Серебряковой было четверо детей и стареющая мать. Нужно было кормить семью. И она решила переехать в Петербург. Надеясь там на заработки.

Часто рисовала балерин в Мариинке. В театре, который когда-то спроектировал ее прадед.

Балерины изображены не на сцене. А за кулисами. Поправляющими волосы или пуанты. Опять эффект фотоснимка. Мгновение жизни красивых, элегантных девушек.

Но в Петербурге работа ей приносила сущие копейки. Ее картины никак не вписывались в новую эпоху.

От художников требовали переквалифицироваться в плакатчиков и дизайнеров советского быта. Передовые Степанова и Родченко охотно подчинились призыву “Художник – на производство”.

Слева: Варвара Степанова. Проект спорт-одежды. 1923 г. Справа: Александр Родченко. Плакат “Лучших сосок не было и нет”. 1923 г.

Нищета преследовала семью. Серебрякова решила поехать на заработки в Париж. Думала, на пару месяцев. Но оказалось, навсегда.

6. Освещённая солнцем. 1928 г.


Серебрякова Зинаида. Освещённая солнцем. 1928 г. Калужский государственный музей. Avangardism.ru

В Париже дела поначалу пошли неплохо. Писала на заказ портреты.

Однако Серебряковой не хватало умения отстаивать свои интересы. Дарила портреты или продавала за копейки, лишь бы завоевать симпатии богатых клиентов. Многие пользовались этой щедростью. В результате работала чуть ли не себе в убыток. Выкручивалась. Делала самодельные краски. Чтобы продолжать работу.

Однажды – удача. Барон Броуэр заказал Серебряковой панно для своего особняка. Ему так понравилась работа художницы, что он даже спонсировал ее поездку в Марракеш. Где она набралась невероятных впечатлений.

Там и был написан ее шедевр “Освещённая солнцем”. Невероятное ощущение от картины. Зной, от которого “плавится” воздух и щемит глаза. В контрасте с тёмной кожей улыбчивой марокканки.

Поразительно, что картина написана за 30 минут! Коран запрещает людям позировать. Поэтому Серебрякова работала с феноменальной скоростью, чтобы закончить рисунок за полчаса. На большее ее марокканские модели не соглашались.

Но яркие впечатления лишь временно приглушали душевную боль. Советская власть разрешила выпустить из страны только двух ее детей, Сашу и Катю (младшего сына и младшую дочь).

Двух оставшихся детей, старшего Женю и Татьяну, по непонятным причинам так и не выпустили. С ними она увидется лишь 36 лет спустя.

7. Спящая натурщица. 1941 г.


Зинаида Серебрякова. Спящая натурщица. 1941 г. Киевский музей русского искусства. Gallerix.ru

В Париже Зинаида создала много ню. Они написаны в неоклассическом стиле. Как у старых мастеров. Ее обнаженные похожи на или Джорджоне. Красивые. Нежные. Розовокожие.

В Серебряковой не было ни капли русской крови. По происхождению она была француженка (в девичестве Лансере). Но во Франции она себя ощущала русской. Ни с кем не дружила. Круглосуточно работала.

К тому же она была вновь не в моде. Балом правил стиль Ар-деко.

Зинаида Лансере, по мужу Серебрякова, родилась под Харьковом. Ей было суждено родить четверых детей, овдоветь, сменить Харьков нв Петроград, а потом и на Париж и там успокоиться на кладбище Сен-Женевьев- де-Буа.

Она родилась и выросла в семье, где не одно поколение поклонялось искусству. Прапрадед Катерино Кавос - родом из Италии, музыкант, автор опер, симфоний; прадед, Альберт Кавос - архитектор; родной дед - Николай Бенуа - зодчий, академик. Отец Зинаиды - известный скульптор Николай Лансере.

После смерти отца Зина жила у деда, Николая Бенуа, где царила творческая атмосфера, а духом искусства пронизана сама обстановка дома. Столовую украшали картины, написанные ее матерью, ученицей Академии художеств. В комнатах стояла антикварная мебель работы старинных мастеров. В доме собирались известные люди: Бакст, Сомов, Дягилев и другие.

Сама Зина с детства любила рисовать. Она нигде основательно не училась рисованию: всего два месяца в частной школе рисования под руководством И.Репина, два года занималась в мастерской О.Э.Браза. Но она так умела учиться, впитывать в себя все полезное и уже в 17 лет легко научилась работать акварелью в два-три цвета, добиваться чистоты и красоты тона.

По состоянию здоровья в 1901 году ее увезли в Италию, где она увлеченно и много рисовала горные пейзажи с богатой растительностью, море с прибрежными камнями, узкие, залитые солнцем улицы, дома, интерьеры комнат.

В 1905 году Зина вышла замуж за инженера-путейца Серебрякова и отправилась с ним в свадебное путешествие в Париж. Там она поступила в школу-мастерскую, где упорно занималась, подражала импрессионистам. Но кроме улиц и домов Парижа ее интересовал быт крестьян, зарисовывала скот, телеги, сараи.

Вернувшись в Москву, Зинаида много пишет, особенно любит писать портреты. В журналах о ней стали говорить, что у нее "большой, красочный темперамент". Она стала выставляться среди уже известных живописцев, и ее заметили. Позже А.Бенуа так писал о выставке работ Серебряковой:" ...она одарила русскую публику таким прекрасным даром, такой "улыбкой во весь рот", что нельзя ее не благодарить..."

В картинах Серебряковой были отмечены полная непосредственность и простота, истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное. Все ее работы поражают жизненностью, прирожденным мастерством. И деревенские парни, и студенты, и комнаты, и поля - все у Серебряковой выходит ярким, живущим своей жизнью и милым.

Перед первой мировой войной художница побывала в Италии, в Швейцарии, где написала множество пейзажей. Вернулась домой летом 1914 года, где ее встретили хмурые и растерянные мужские лица, причитающие солдаты и ревущие девки.

В 1916 году Александру Бенуа предложили роспись Казанского вокзала в Москве, тогда он привлек к работе признанных мастеров - Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева и среди этих избранных оказалась и Зинаида Евгеньевна Серебрякова.

В 1918 году имение Нескучное, где жили Серебряковы, сгорело. Семья переехала в Харьков. Борис Анатольевич, муж Зинаиды, в 1919 году заразился сыпным тифом и умер.

Серебряковы жили скудно, иногда на грани нищеты. Художница была вынуждена подрабатывать на рисовании наглядных пособий. Тянулась безрадостная жизнь. Тогда Серебряковы переехали в Петербург, поселились в пустующую квартиру деда Н.Л.Бенуа. Хоть как-то прожить, художница поступает на службу в мастерскую наглядных пособий за нищенское жалованье.

А тем временем в 1924 году в Америке была выставка Серебряковой, на которой было продано около 150 картин. По тем временем это были очень большие деньги, особенно в разрушенной Стране Советов. Поселившийся В Париже с семьей Александр Бенуа звал их к ним. Тем более, что ей поступил заказ на панно из Парижа. Что сделает мать четверых детей, живущих в "невыездном" Советском Союзе? Оставит их и метнется во Францию? Или все-таки останется с ними? На руках кроме детей у Серебряковой еще больная мать. Средств к существованию - ноль.

Серебрякова решила ехать. Биографы утверждают:"Впоследствии она раскаялась и хотела вернуться в Россию, пусть даже в СССР. Но это ей не удалось." Но почему не удалось? Или все-таки не хотелось? Например, Марине Цветаевой это удалось. Зинаиде Серебряковой - нет. Хотя к ней, во Францию, приезжал старший брат, Евгений Лансере, советский профессор. Он работал в Тбилиси и был командирован в Париж решением Наркомпроса Грузии. Двоих детей удалось-таки отправить к ней во Францию, еще двое остались в России - Серебрякова увидится с одной из дочерей лишь через 36 лет, во время хрущевской оттепели.

Франция не принесла Серебряковой счастья. Денег было мало, жила почти нищей жизнью. Детям отсылала копейки. И очень раскаивалась в своем решении уехать из России. И творчество периода эмиграции было не таким ярким, брызжущим красками, темпераментом. Все лучшее осталось дома.

Автобиография З. Е. Серебряковой

(Отвечаю по вопросам).

1. Родилась я в нашем имении «Нескучное» (Курск[ой] губ[ернии] Белгородского уезда) 12 дек[абря] 1884 г. (Уже с давних пор, в указании года моего рождения, вкралась ошибка - помечено 1885 г., м. б. оттого, что я род[илась] в самом конце 1884 г.?..

2. Художеств[енное] образ[ование] получила, главн[ым] образом, в семье моего деда, Николая Леонтьевича Бенуа, куда мы переехали после смерти моего отца, Евг[ения] Александровича] Лансере, в 1886 году: все в нашей семье занимались искусством - мои братья Евг[ений] Евгеньевич] и Ник[олай Евгеньевич] (архитектор), моя мать, мой дядя - Александр Николаев[ич] Бенуа, мои сестры. После окончания Коломенской Женск[ой] гимназии я поступила в Художествен[ную] школу кн. М. К. Тенишевой, руководил школой И. Е. Репин. Но, к сожалению, пробыла там всего 25 дней и И. Е. Репина ни разу не видела, так как школу закрыли! Но там я впервые начала работать с натуры (май 1901 г.). Затем я поступила в мастерскую худож[ника] О. Э. Браза (1903–1904) (1904–1905).

3. Нигде в других учебн[ых] заведениях не училась ни в России, ни на Западе.

4. Преподавательской деятельностью не занималась.

5. К сожалению, путешествовала мало по России: в детстве проводила лето то в Петергофе, то в Финляндии. После смерти моего деда Ник[олая] Леон[тьевича] Бенуа в 1898 г. стали ездить на лето в «Нескучное». После замужества в 1905 г. оставалась там до поздней осени, и даже зимой.

Во время гражданской войны «Нескучное» погибло (было сожжено), и я с детьми и моей матерью жила в Харькове 3 года. Там я работала в Археологическом музее, рисуя находки из курганов (ожерелья и пр.) скифов. (Эти рисунки, кажется, еще по сей час в музее Археолог[ическом] в Харькове).

Да, забыла, что ездила в 1911 г. и 1913 г. в Крым, где провела по одному мес[яцу] весну - Ялта, Гурзуф; 2-й раз - Симеиз, была, точнее проездом, в Бахчисарае.

За границей была впервые в 1902 г. в Италии на ост[рове] Капри, а затем 3 мес[яца] в Риме (1902–1903). После замужества, в 1905 году провела с мужем и моей мамой зиму в Париже - 1905–1906 гг. Посещала тогда художественную] школу Academie de la grande Chaumiere (но руководителей школы, худ[ожников] Simon и Doche ни разу не видела).

В 1914 году была 1,5 мес[яца] в Италии - Венеции, Флоренции и Милане и через Швейцарию, Вену и Киев вернулась в Нескучное (как раз накануне объявления войны).

6. Не работала ни в каких других видах искусства, кроме живописи.

7. Перечень выставок, в которых участвовала, или самостоятельных - прилагаю отдельно.

8. Состояла членом Общества «Мир искусства» с 1910 г. В Париже состою членом «Синдиката французских художников» с 1947 г.

(З. Серебрякова: Сборник материалов и каталог экспозиции к 100-летию со дня рождения художника. М., 1986. С. 44–46)

Из книги Путник по вселенным автора Волошин Максимилиан Александрович

Из книги Автобиография. Автонекролог автора Гумилев Лев Николаевич

Автобиография Я, Лев Николаевич Гумилев, родился в 1912 году, осенью, 1 октября по новому стилю. В этот день, что очень редко бывает, пошел снег. Родился я на Васильевском острове в родильном доме, но родители мои жили в Царском Селе, в маленьком домике, который заработал мой

Из книги Мое взрослое детство автора Гурченко Людмила Марковна

АВТОБИОГРАФИЯ Папа часто с удовольствием рассказывал о себе. Я попробую воспроизвести его речь как можно точнее, потому что без этой речи нет моего папы.Мой папа, Марк Гаврилович Гурченко, родился в деревне Дунаевщина Рославльского района Смоленской области. Он родился в

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь первая: В Бессарабии автора Керсновская Евфросиния Антоновна

Автобиография Я могла не гнаться за большим заработком: я приоделась, обзавелась постельным бельем, одеждой, обувью на все сезоны. Был у меня запас муки, сахара, круп, постного масла. Можно было разнообразить свою работу. Я то бралась выкорчевывать акации, тополя и ясени,

Из книги Фатьянов автора Дашкевич Татьяна

2. Автобиография В один из зимних вечеров, а именно 19 декабря 1943 года он вспомнил не слишком давнишнюю встречу. С думами о Москве, родных и друзьях, припомнился ему и ЦДЛ, куда он любил захаживать в мирное время. Оказавшись ненадолго в Москве в январе 1942 года, он забежал туда

Из книги Зинаида Серебрякова автора Русакова Алла Александровна

Т. Б. Серебрякова Детство Зинаиды Серебряковой Когда я беру в руки альбомчик, куда моя бабушка вклеивала детские рисунки своей дочери, будущей художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, я вспоминаю ее рассказы о детях и их жизни. Многое из того, что окружало в ранние годы

Из книги Павел Филонов: реальность и мифы автора Кетлинская Вера Казимировна

Д. В. Сарабьянов. Об автопортретах Зинаиды Серебряковой Нередко критики, желая похвалить художника-женщину, произносят сакраментальные слова о ее «мужской руке». Даже Александр Бенуа назвал работы Зинаиды Серебряковой «мужественными». Между тем мне кажется, что самое

Из книги Ласковая кобра. Своя и Божья автора Гиппиус Зинаида Николаевна

Е. Дорош. На выставке Серебряковой <…> Художники обычно упрекают писателей в так называемом литературном подходе к искусству живописи, и хотя обвинение это не лишено основания, хотя и мне представляется, что живопись, в отличие от других искусств - например от

Из книги автора

А. П. Остроумова-Лебедева о творчестве З. Е. Серебряковой <…> Членом нашего общества («Мира искусства». - А. Р.) также была замечательная художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова, рожденная Лансере. Она, живя несколько лет в деревне, в небольшом имении «Нескучное»

Из книги автора

Е. Г. Федоренко. Семья З. Е. Серебряковой <…> Когда Зинаида Евгеньевна была еще девушкой, то все они - она, ее сестры и братья - любили кататься верхом на лошадях, любили устраивать какие-нибудь веселые «представления». Как-то летом под вечер (была уборка урожая -

Из книги автора

Е. Б. Серебрякова о матери (в связи с открытием выставки произведений З. Е. Серебряковой в посольстве России в Париже в 1995 году) Мама уехала из России и поселилась во Франции, в Париже, в 1924 году. Материально ей было очень тяжело. В 1925 году к ней приехал брат, в 1928 году - я.

Из книги автора

Н. Лидарцева. В мастерской у художницы Зинаиды Серебряковой На днях мне привелось посетить в ее ателье эту замечательную русскую художницу, выставки которой когда-то славились в Париже, в самых крупных выставочных галереях, но которая, к сожалению, продолжая работать,

Из книги автора

М. Б. Мейлах. Дети Серебряковой (разговор с Екатериной Серебряковой) В парижской мастерской Серебряковых, странным образом хранящей петербургскую атмосферу (мне она напомнила квартиру-студию Браза напротив Новой Голландии, с теми же окнами во всю стену, - во времена

Из книги автора

Основные даты жизни и творчества З. Е. Серебряковой 1884, 28 ноября (10 декабря) - рождение в имении Нескучное Белгородского уезда Курской губернии (ныне - Харьковская область Украины) в семье скульптора Евгения Александровича Лансере и его жены Екатерины Николаевны

Из книги автора

Письма П. Н. Филонова к Е. А. Серебряковой 1Ленинград. 6 августа 1937.Хорошая, светлая моя родимая Катюша! Спасибо, что порадовала меня письмом. Я как живую увидел тебя в нем. Представилось мне, как ходишь ты по Сиверским крутым берегам, сидишь в лесу, под соснами собираешь



Статьи по теме: