Русская культура XVI века. Презентация по истории России на тему "Русская культура в конце XV - XVI вв." (6 класс) Презентация по русской культуре 16 века

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI ВЕКА Разработка учителя истории Бухариной И.В. МАОУ «Средняя школа № 18 с углублённым изучением английского языка» Вахитовского района г. Казани

2 слайд

Описание слайда:

СОДЕРЖАНИЕ ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI ВЕКА; НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ; ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ; 4. ПОЛЕМИКА ИВАНА ГРОЗНОГО И АНДРЕЯ КУРБСКОГО; « ДОМОСТРОЙ»; «ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ»; КОНЦЕПЦИЯ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»; ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. НЕСТЯЖАТЕЛИ И ИОСИФЛЯНЕ; ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. ЕРЕСИ; ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ; АРХИТЕКТУРА; ИКОНОПИСЬ; ВЫВОДЫ.

3 слайд

Описание слайда:

ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI ВЕКА: Формирование единого Российского государства, Освобождение страны от татаро-монгольского господства, Завершение формирования русской народности. ОНИ НЕ ПРОСТО ОКАЗЫВАЛИ ВОЗДЕЙСТВИЕ, НО И ОПРЕДЕЛЯЛИ СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА.

4 слайд

Описание слайда:

НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ. КНИГОПЕЧАТАНИЕ – ВАЖНЕЙШЕЕ ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ XVI В. «АПОСТОЛ» 1564 год В 1564 Г. ДЬЯКОНОМ ОДНОЙ ИЗ МОСКОВСКИХ ЦЕРКВЕЙ ИВАНОМ ФЁДОРОВЫМ И ЕГО ПОМОЩНИКОМ ПЕТРОМ МСТИСЛАВЦЕМ БЫЛ НАПЕЧАТАН «АПОСТОЛ» - ПЕРВАЯ РУССКАЯ КНИГА С ВЫХОДНЫМИ ДАННЫМИ.

5 слайд

Описание слайда:

ШРИФТ И ЗАСТАВКИ «АПОСТОЛА» НЕ УСТУПАЛИ ЗАПАДНЫМ ОБРАЗЦАМ. КАК И ВСЯКОЕ НОВШЕСТВО, КНИГОПЕЧАТАНИЕ БЫЛО ВСТРЕЧЕНО В МОСКВЕ С ИСПУГОМ И НЕПОНИМАНИЕМ. КНИГОПЕЧАТНИКОВ СТАЛИ ОБВИНЯТЬ В КОЛДОВСТВЕ. ФЁДОРОВ И МСТИСЛАВЕЦ УШЛИ В РЕЧЬ ПОСПОЛИТУЮ, ГДЕ ВО ЛЬВОВЕ ПРОДОЛЖАЛИ ПЕЧАТАНИЕ РУССКИХ КНИГ. ЗДЕСЬ БЫЛ ВЫПУЩЕН ПЕРВЫЙ РУССКИЙ БУКВАРЬ С ГРАММАТИКОЙ. НЕ ЗАМЕРЛО ПЕЧАТНОЕ ДЕЛО И В МОСКВЕ. НА ПЕЧАТНОМ ДВОРЕ ТРУДИЛИСЬ НИКИФОР ТАРАСИЕВ, АНДРОНИК ТИМОФЕЕВ-НЕВЕЖА И ДРУГИЕ. ПАМЯТНИК ИВАНУ ФЁДОРОВУ В МОСКВЕ

6 слайд

Описание слайда:

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ XVI ВЕК ДАЛ ЯРКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗВИТИЕМ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА, УКРЕПЛЕНИЕМ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ, СТАНОВЛЕНИЕМ НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО СЛОЯ – ДВОРЯНСТВА. В КОНЦЕ 1540 – НАЧАЛЕ 1550-Х ГОДОВ ПИШЕТ СВОИ ЧЕЛОБИТНЫЕ ЦАРЮ ИВАНУ ГРОЗНОМУ ИВАН ПЕРЕСВЕТОВ. ОН РАЗВИВАЕТ В НИХ ИДЕЮ СИЛЬНОЙ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ, КОТОРАЯ ДОЛЖНА ПРОТИВОСТОЯТЬ «ЛЕНИВЫМ И НЕРАДИВЫМ» БОЯРАМ, ОПИРАЯСЬ НА НАДЁЖНЫХ «ВОИННИКОВ» - ДВОРЯН. С ЛИЧНОСТЬЮ ИВАНА ПЕРЕСВЕТОВА НЕ ВСЁ ЯСНО. В СВОЁ ВРЕМЯ БЫЛО ДАЖЕ ВЫДВИНУТО ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ЧТО ЗА ЭТИМ ИМЕНЕМ СТОЯЛ САМ ИВАН ГРОЗНЫЙ. УЖ ОЧЕНЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЭТОГО ПУБЛИЦИСТА ПЕРЕКЛИКАЮТСЯ С ИДЕЯМИ ЦАРЯ. В ЕГО ПОНИМАНИИ ПРАВИТЬ «ПО ПРАВДЕ» - ЗНАЧИТ ЖАЛОВАТЬ «ВОИННИКОВ» И ЖЕСТОКО КАРАТЬ ВСЕХ ПРЕСТУПИВШИХ ЦАРСКУЮ ВОЛЮ. ОТДЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ ИВАНА ПЕРЕСВЕТОВА ОКАЗАЛИСЬ СОЗВУЧНЫ ОПРИЧНОЙ ПРАКТИКЕ.

7 слайд

Описание слайда:

В 1560-Х ГОДАХ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РУСИ ОКАЗЫВАЮТСЯ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО И БЕЖАВШЕГО В ЛИТВУ АНДРЕЯ КУРБСКОГО. В СВОЕЙ ПЕРЕПИСКЕ ОНИ ВЫДВИГАЮТ 2 ВАРИАНТА УСТРОЙСТВА: ПОЛЕМИКА ИВАНА ГРОЗНОГО И АНДРЕЯ КУРБСКОГО ИВАН ГРОЗНЫЙ: ИДЕАЛ - ДЕСПОТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ; ЦАРЬ - АБСОЛЮТНАЯ ВЛАСТЬ, ПОДДАННЫЕ - БЕЗОГОВОРОЧНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ. КНЯЗЬ АНДРЕЙ КУРБСКИЙ: ИДЕАЛ – ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО, СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ.

8 слайд

Описание слайда:

« ДОМОСТРОЙ» ЯРКИМ И СВОЕОБРАЗНЫМ ПАМЯТНИКОМ ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ «ДОМОСТОРЙ», НАПИСАННЫЙ ЧЛЕНОМ ИЗБРАННОЙ РАДЫ СИЛЬВЕСТРОМ ЭТА КНИГА, ПОСВЯЩЕННАЯ ИСКУССТВУ «ВЕСТИ ДОМ», ПОМИМО БОГАТЕЙШЕГО БЫТОВОГО МАТЕРИАЛА, ИНТЕРЕСНА И СВОЕЙ ОСНОВНОЙ МЫСЛЬЮ: ПОРЯДОК В ДОМЕ, ПО СИЛЬВЕСТРУ, ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО ПРИ АБСОЛЮТНОЙ ВЛАСТИ ГЛАВЫ СЕМЬИ, КОТОРЫЙ ДЕРЖИТ ПРОЧИХ ДОМОЧАДЦЕВ В СТРАХЕ И ТРЕПЕТЕ. «ДА УБОИТСЯ ЖЕНА МУЖА СВОЕГО…» «НЕПОРОТОЕ ДИТЯ – ПЛОХО ВОСПИТАННОЕ ДИТЯ…» «КАК СОХРАНИТЬ МЕХА…» «КАК КОПТИТЬ ОСЕТРОВ…» «ПЛЁТКА НЕ МУЧИТ, А УЧИТ…»

9 слайд

Описание слайда:

«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ» «ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ» БЫЛИ СОСТАВЛЕНЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ. В НИХ ВОШЛИ ЖИТИЯ СВЯТЫХ, РАСПОЛАГАВШИЕСЯ ПО МЕСЯЦАМ В СООТВЕТСТВИИ С ДНЁМ ПАМЯТИ КАЖДОГО СВЯТОГО, А ТАКЖЕ МНОЖЕСТВО ИЗВЕСТНЫХ «ДУШЕПОЛЕЗНЫХ» ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПЕРЕРАБОТАННЫХ В ДУХЕ ПРОСЛАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ РУСИ КАК ГЛАВНОГО ЦЕНТРА ПРАВОСЛАВИЯ. ДВЕНАДЦАТИТОМНЫЕ «ЧЕТЬИ-МИНЕИ» ЯВЛЯЛИСЬ СВОЕОБРАЗНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ ЦЕРКОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVI ВЕКА.

10 слайд

Описание слайда:

ЧИТАЛИ «ЧЕТЬИ-МИНЕИ» И «ДОМОСТОРЙ» В ОСНОВНОМ ЗАЖИТОЧНЫЕ ПОСАДСКИЕ И СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ. БОЯРЕ И ОБРАЗОВАННЫЕ ДЕТИ БОЯРСКИЕ, ДЬЯКИ УВЛЕКАЛИСЬ ГРЕЧЕСКИМИ, ВИЗАНТИЙСКИМИ И ПРОЧИМИ ПЕРЕВОДНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ, ТРУДАМИ МАКСИМА ГРЕКА И ДРУГИХ АВТОРОВ. МАКСИМ ГРЕК

11 слайд

Описание слайда:

«МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» В КОНЦЕ XV ВЕКА НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. В ЕЁ ОСНОВЕ ЛЕЖАЛА КОНЦЕПЦИЯ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ». АВТОРОМ ЕЁ ЯВЛЯЛСЯ ПСКОВСКИЙ ИНОК ФИЛОФЕЙ, СЧИТАВШИЙ, ЧТО ПЕРВЫЙ РИМ ПОГИБ ПОД УДАРАМИ ВАРВАРОВ ИЗ-ЗА СОХРАНЕНИЯ ЯЗЫЧЕСТВА, ВТОРОЙ РИМ – КОНСТАНТИНОПОЛЬ – ПАЛ ПОД УДАРАМИ МУСУЛЬМАН ИЗ-ЗА ГРЕХОВ И ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ МОСКВА, ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ СТАЛА ТРЕТЬИМ РИМОМ, А ЧЕТВЁРТОМУ - НЕ БЫВАТЬ. МОНАХ ФИЛОФЕЙ

12 слайд

Описание слайда:

ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. НЕСТЯЖАТЕЛИ И ИОСИФЛЯНЕ В XVI ВЕКЕ РОССИЙСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ ВСТУПИЛИ В ПОРУ ЦЕРКОВНО - ФИЛОСОФСКИХ ИСКАНИЙ. В 1502 -1504 ГГ. РАЗВЕРНУЛАСЬ БОРЬБА НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ И ИОСИФЛЯН. ИДЕОЛОГОМ НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ БЫЛ ОСНОВАТЕЛЬ МОНАСТЫРЯ НА РЕКЕ СОРКЕ НИЛ (СОРСКИЙ), СЧИТАВШИЙ,ЧТО НЕОБХОДИМО ПОДНИМАТЬ АВТОРИТЕТ ЦЕРКВИ ПУТЁМ СТРОГОГО ИСПОЛНЕНИЯ ПРАВИЛ И ОБРЯДОВ, АСКЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. НИЛ ОСУЖДАЛ СТЯЖАНИЕ ЦЕРКОВЬЮ БОГАТСТВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЛАДЕНИЕ ЗЕМЛЯМИ (СТОРОННИКИ СОРСКОГО ПОЛУЧИЛИ НАЗВАНИЕ «НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ»). НИЛ СОРСКИЙ

13 слайд

Описание слайда:

НЕСТЯЖАТЕЛЯМ ПРОТИВОСТОЯЛИ ИОСИФЛЯНЕ – СТОРОННИКИ ИГУМЕНА ПОДМОСКОВНОГО ВОЛОЦКОГО МОНАСТЫРЯ ИОСИФА, КОТОРЫЙ НАСТАИВАЛ НА НЕОБХОДИМОСТИ ДЛЯ ЦЕРКВИ ИМЕТЬ БОЛЬШИЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. В 1503 ГОДУ НА ЦЕРКОВНОМ СОБОРЕ ПО ИНИЦИАТИВЕ ИВАНА III БЫЛ ПОСТАВЛЕН ВОПРОС ОБ ОТКАЗЕ ЦЕРКВИ ОТ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ. В ЭТОТ МОМЕНТ ИОСИФЛЯНЕ ПОДДЕРЖИВАЛИ УДЕЛЬНЫХ КНЯЗЕЙ В ИХ БОРЬБЕ ПРОТИВ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКОЙ ВЛАСТИ, И ЭТО СТАЛО ДЛЯ ИВАНА III ЕЩЁ ОДНИМ ПОВОДОМ ПОДДЕРЖАТЬ НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ. ПОЗЖЕ, ПРИ ВАСИЛИИ III , НЕСТЯЖАТЕЛИ ВОСПРОТИВИЛИСЬ РАЗВОДУ ЦАРЯ С СОЛОМОНИЕЙ САБУРОВОЙ И ПОДВЕРГЛИСЬ ОПАЛЕ. ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ ВЛАСТЬ ПОВЕРНУЛА ОТ ПОДДЕРЖКИ НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ К ПОЛИТИКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ШИРОКИХ ПРИВИЛЕГИЙ. ИОСИФО-ВОЛОЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ

14 слайд

Описание слайда:

ПОБЕДА ИОСИФЛЯН ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛИЛА ДАЛЬНЕЙШУЮ ПОЛИТИКУ ЦЕРКВИ В ОТНОШЕНИИ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ. ЦЕРКОВЬ ВСЁ БОЛЕЕ НАСТОЙЧИВО ПОДДЕРЖИВАЕТ ИДЕЮ САМОДЕРЖАВИЯ.

15 слайд

Описание слайда:

ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. ЕРЕСИ В СРЕДЕ ОБРАЗОВАННЫХ ЛЮДЕЙ В XVI ВЕКЕ ПРОДОЛЖАЮТ РАЗВИВАТЬСЯ ЕРЕСИ, НАПРАВЛЕННЫЕ ПРОТИВ ОФИЦИАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ. В СЕРЕДИНЕ XVI ВЕКА В МОСКВЕ РАСПРОСТРАНИЛИСЬ ВОЗЗРЕНИЯ СЛУЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА МАТВЕЯ БАШКИНА. ЕМУ ПРЕТИЛА ПРОПОВЕДЬ ОФИЦИАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ, ОПРАВДЫВАВШАЯ СОВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК КАК ДАННЫЙ БОГОМ. «ХРИСТОС ВСЕХ БРАТИЕЙ НАРИЦАЕТ, - ОТМЕЧАЛ МАТВЕЙ, - А МЫ ХОЛОПОВ ДЕРЖИМ». ОН ПОРВАЛ КАБАЛЬНЫЕ ЗАПИСИ И ОТПУСТИЛ НА ВОЛЮ СВОИХ ХОЛОПОВ. БАШКИН ВОСПЕВАЛ РАЗУМ И КНИЖНОЕ УЧЕНИЕ, КРИТИЧЕСКИ ТРАКТОВАЛ БИБЛЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ, ОТВЕРГАЛ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБРЯДЫ И ТАИНСТВА. ПОСТРИГШИЙСЯ В МОНАХИ БЕГЛЫЙ ХОЛОП ФЕОДОСИЙ КОСОЙ ПОШЁЛ ЕЩЁ ДАЛЬШЕ, ЗАЯВЛЯЯ, ЧТО У ХРИСТИАН НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВЛАСТЕЙ, И ПОТОМУ ПРИЗЫВАЛ НЕ ПЛАТИТЬ НАЛОГОВ И НЕ ПОДЧИНЯТЬСЯ ФЕОДАЛАМ.

16 слайд

Описание слайда:

ПРЕДСТАВ ПЕРЕД ЦЕРКОВНЫМ СОБОРОМ В 1553 Г., МАТВЕЙ БАШКИН ХРАБРО ОТСТАИВАЛ СВОЁ «ИСТИННОЕ ХРИСТИАНСТВО». ПОСЛЕ ПЫТОК ОТКАЗАЛСЯ ОТ НЕГО, БЫЛ ПРЕДАН АНАФЕМЕ И СОСЛАН В ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ФЕОДОСИЙ КОСОЙ БЫЛ ПРЕДАН ЦЕРКОВНОМУ СУДУ, НО СУМЕЛ БЕЖАТЬ В ЛИТВУ. ВСЕ ЕРЕСИ XIV – XVI ВЕКОВ ВЫЗЫВАЛИ БРОЖЕНИЕ В УМАХ ГОРОЖАН, НО ОНИ ПОЧТИ НЕ ЗАТРАГИВАЛИ ОСНОВНОГО ЖИТЕЛЯ РОССИИ – КРЕСТЬЯНИНА, ПОЭТОМУ НЕ ВЫЛИЛИСЬ, КАК В ЕВРОПЕ, В ШИРОКОЕ РЕФОРМАЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ.

17 слайд

Описание слайда:

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ К XV – XVI ВЕКАМ В РОССИИ ЗАМЕТНО ВЫРОС УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.РУССКИЕ МАСТЕРА ЛИЛИ МЕДНЫЕ И БРОНЗОВЫЕ ПУШКИ, ЖЕЛЕЗНЫЕ ОРУДИЯ. МАСТЕР АНДРЕЙ ЧОХОВ (ЧЕХОВ) С 1568 ПО 1632 ГОДЫ ИЗГОТОВИЛ МНОЖЕСТВО ПУШЕК КАЛИБРОМ ОТ 92 ДО 470 ММ, ДЛИНОЙ ДО 6 М, ВЕСОМ ОТ 1,2 ДО 7,2 Т. В 1586 Г. ОН ОТЛИЛ ЦАРЬ-ПУШКУ ДЛЯ КРЕМЛЯ.ЕЁ ДЛИНА 5,34 М, КАЛИБР 890 ММ, МАССА СТВОЛА 40 Т. ПРАВДА, ЭТА ПУШКА НИ РАЗУ НЕ СТРЕЛЯЛА. С 1590 ГОДА РУССКИЕ МАСТЕРА СТАЛИ ДЕЛАТЬ ПУШКИ НА ЛАФЕТАХ,ЧТО УВЕЛИЧИЛО ИХ ПОДВИЖНОСТЬ.

18 слайд

Описание слайда:

АРХИТЕКТУРА НАИБОЛЕЕ ЯРКИМ СТИЛЕМ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ ЭТОГО ВРЕМЕНИ ЯВЛЯЕТСЯ ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ. В НЁМ КАМЕННЫЕ ЦЕРКВИ ОБОГАЩЕНЫ ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕРЕВЯННЫХ КОНСТРУКЦИЙ, В ЧАСТНОСТИ НЕВИДАННОЙ РАНЬШЕ КОНСТРУКЦИЕЙ ВЕРХА ЦЕРКВИ В ВИДЕ ШАТРА.

19 слайд

Описание слайда:

ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ ШЕДЕВРОМ И САМЫМ РАННИМ ОБРАЗЦОМ ШАТРОВОГО СТИЛЯ СТАЛА ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОМ ПОД МОСКВОЙ..

20 слайд

Описание слайда:

СОБОР ПОКРОВА НА РВУ ВЕРШИНОЙ РУССКОГО ЗОДЧЕСТВА XVI В. ЯВЛЯЕТСЯ СОБОР ПОКРОВА НА РВУ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ВЗЯТИЮ КАЗАНИ (БОЛЕЕ ИЗВЕСТЕН КАК ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО – В ЧЕСТЬ ЗНАМЕНИТОГО МОСКОВСКОГО ЮРОДИВОГО, ВСЕГДА НОЧЕВАВШЕГО В ОДНОМ ИЗ ЕГО ПРИДЕЛОВ). ПОСТРОЕННЫЙ РУССКИМИ МАСТЕРАМИ БАРМОЙ И ПОСТНИКОМ ЯКОВЛЕВЫМ, СОБОР СОСТОИТ ИЗ 8 НЕСИММЕТРИЧНЫХ РАЗНОВЕЛИКИХ СТОЛПООБРАЗНЫХ ХРАМОВ, ОКРУЖАЮЩИХ НАХОДЯЩУЮСЯ В ЦЕНТРЕ ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ С ВЫСОКИМ ШАТРОМ, УВЕНЧАННЫМ МАЛЕНЬКОЙ МАКОВКОЙ. В ЕГО КОМПОЗИЦИИ ЗАКЛЮЧЕНА ВАЖНАЯ ИДЕЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ВОКРУГ МОСКВЫ РАЗНЫХ ЗЕМЕЛЬ..

21 слайд



Особенности развития русской культуры XVIв. Развитие культуры России XVIв., как и во все времена,была не только обусловлена социальным,экономическим, и политическим развитием общества, но само являлось важнейшей составной частью исторического развития в целом. Культура,не обособленная грань об- щественной жизни,а одно из её прояв- лений,теснейшим образом связанных со всеми другими.Уровень и характер раз- вития культуры зависит от общего уровня социально-экономического развития общест ва,так и в определённой степени от пре дыдущих традиций и накопления культур- ного наследия. Рубеж XV - XVI вв.- перелом в исто- рическом развитии русских земель.Яв- ления характерные этому времени ока- зали прямое воздействие на духовную жизнь России,на развитие ее культуры, предопределили характер и направление историко-культурного процесса.


Книгопечатание. Около 1553 г. - первая типография в России, но имена печатников не известны гг. - дьяк одной из кремлевских церквей Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец на Печатном дворе напечатали первую книгу с выходными данными ("Апостол"). К концу XVI в. типографии работали не только на Никольской улице (ныне 25- Октября), но и в Александровской слободе. Но печатная книга не вытеснила рукописную, так как печатали в основном богослужебные книги. Русская культура XVI века.


Произведение, в котором подчеркивалась идея преемственности власти московских государей от византийских императоров. Переписка князя А.М. Курбского с Иваном Грозным. О путях и методах централизации, об отношении монарха и подданых вели яростный спор талантливые и политические противники - Курбский и Иван IV г. - Иван IV получил послание князя Курбского из-за рубежа (Литвы), обвиняющее его в тирании. Регламентация русской жизни. "Домстрой" попа Сильвестра (приближенного Ивана IV), что в переводе на современный русский язык означает "домоводство". Книга эта содержит и наставления церковного характера, и советы по воспитанию детей и жены. Сказание о князьях Владимирских" "


На протяжении всего века продолжалось строительство московских укреплений. При Глинской в Москве были построены стены Китай-города, защищавшие центральную часть посада. Конец XVI в. - "городовых дел мастер" Федор Савельевич Конь возвел кольцо укреплений "Белого города" длиной около 9,5 км с 27 башнями (проходило по линии нынешнего бульварного кольца). Конь построил также Кремль в Смоленске, ему приписывают стены Симонова монастыря в Москве и Пафнутьева (в Боровске) монастыря. Последние годы XVI в - создание последней внешней линии укреплений Москвы - "Скородома" (деревянной стены по земляному валу). "Скородом" проходил по линии нынешнего Садового кольца. Вторая треть XVI в. - в каменное зодчество проникает из деревянного шаровой стиль. Шедевр этого стиля - церковь Вознесения в селе Коломенском (в черте Москвы) гг. - архитектор Постник Яковлев и Барма построили на Красной площади собор Покрова, что на рву, в честь взятия Казани. Архитектура XVI в.


В это время в живописи продолжалась традиция Андрея Рублева. Особенно выделялись фрески Дионисия. Лучшие его росписи сохранились в Ферапонтовом монастыре в Белозерском крае. Вторая половина XVI в. - появление портретизма и изображений, с чертой реального сходства. Живопись.


Наименее известная и до сих пор во многом загадочная страница в истории русского средневекового искусства. Не много сохранилось икон, происходящих из Твери и ее окрестностей. Они довольно разнообразны по стилю и относятся главным образом к позднему периоду самостоятельности тверской культуры. Кроме того, некоторые иконы неизвестного происхождения могут быть предположительно отнесены к искусству Твери на основании их стилистической близости к достоверным тверским произведениям. Поэтому сейчас можно лишь в общих чертах представить основные этапы в развитии тверской живописи. Живопись древней Твери

Слайд 2

www.сайт

Культура этого времени тесно связана с историческими событиями в стране. XVI век для Руси стал временем образования и централизации власти в Московском княжестве. В основном, именно там начинает бурно развиваться архитектура.

Слайд 3

Архитектура

В основе архитектуры Руси лежит шатровый стиль. О происхождении шатров точной информации нет. Они пришли на смену крестово-купольным постройкам и церквям.

Слайд 4

  • Крупнейшие здания в шатровом стиле, построенные в XVI в.:
  • Храм Вознесения в Коломенском. Он характеризуется удивительным архитектурным декором и узорами.
  • Собор Василия Блаженного. Его построил зодчий Бармой.
  • Слайд 5

    Другие известные постройки на Руси этого времени:

    • Кремль в Москве. Конечно, Кремль был построен еще до XVI в., однако в это время его начали перестраивать. Архитекторы Кремля были иностранцами, поэтому в стиле смешаны западноевропейский и русский стили.
    • Новый Успенский собор, построенный итальянцем Фиораванти. За основу архитектор брал Владимирский Успенский собор.
  • Слайд 6

    • Архангельский собор Кремля. В этой постройке соединились традиционные формы и венецианский стиль.
    • Благовещенский собор Московского Кремля. Этот собор - истинно русская постройка, с традиционными особенностями и чертами.
  • Слайд 7

    Живопись

    Как таковой живописи в современном понимании этого слова не существовала. Под живописью в то время понималось иконописание. XVI в ознаменован распространением ереси и гонением иконописцев. Из-за этого, художники начали изображать лики святых на иконах с оттенением.

    Слайд 8

    Помимо иконописания, художники могли писать на своих полотнах изображения храмов, соборов и церквей. Наиболее известные картины этого времени:

    • «Рождественский собор Ферапонтова монастыря»
    • «Собор Богородицы»
    • «Покров Богородицы».
  • Слайд 9

    Литература

    Вся литература, которая была в то время, в большинстве своем, писалась от руки.

    Однако именно в это время литература преобразовывается. В XVI веке появляются новые жанры:

    Повести (« Повесть о Дракуле»)

    Беллетристика (« Александрия» об Александре Македонском)

    Рассказы.

    Также, в XVI в. на Руси зарождается книгопечатание.

    Слайд 10

    Книгопечатание

    • XVI в. Характеризуется появлением книгопечатания на Руси. Первой напечатанной книгой является «Апостол».
    • Ее напечатал дьяк Иван Федорович. В основном все напечатанные книги носили богослужебный характер. О художественной литературе в XVI в речь еще не шла.
  • Слайд 11

    Известные труды, напечатанные в XVI в.:

    • « Апостол»
    • «Букварь с грамматикой»
    • Челобитные Ивану грозному от Ивана Пересветова.
    • Домострой и др.
  • Слайд 12

    Музыка

    В XVI веке создается новая технология пения- троестрочное пение. Развитие в музыкальном и певческом направлении произошло благодаря созданию певческого хора дьяков в Московском княжестве.

    Посмотреть все слайды

    https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Архитектура работы архитекторов – представителей итальянского Ренессанса фактически, вся архитектура XVI века проходит под знаком все большего усвоения черт итальянской архитектуры ш атровый стиль – вместо купольного барабана высокая башня в виде шатра, на самом верху небольшой купол

    Архангельский собор М осковского К ремля архитектор Алевиз Новый

    Колокольня Ивана Великого архитектор Бон Фрязин

    собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного)

    Декоративная отделка церкви – узорочье

    церковь Вознесения в Коломенском

    архитектор Федор Конь стены Белого города в Москве крепостные стены в Смоленске

    Иконописание изображение богословских понятий в зримых образах; сложный сюжет; усложнение понятийного аппарата иконописного искусства; стремление к отражению в одном произведении множества конкретных событий и идей

    фрески мозаика

    Четырехчастная икона, 1547 г.

    Андрей Рублев Троица

    Дионисий Богоматерь Одигитрия Фрески из Ферапонтова монастыря

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Презентацию подготовила учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 3 г. Комсомольска-на-Амуре Сафонова Ольга Вячеславовна Культура России XVI века

    Миниатюра

    Книгопечатание около 1553 год - начальный этап развития русского книгопечатания; в 1563 была открыта типография Ивана Федорова

    Литература Записей устно-поэтического народного творчества этого времени не сохранилось. Но о народных песнях, игрищах упоминают некоторые литературные сочинения, документы, например Стоглав, соборные послания и т. д. События той эпохи получили отражение в сказках Расцветает жанр исторической песни

    Фольклор. Сказки В “Сказке о Борме-Ярыжке ” ее герой, простой русский человек, добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства в Вавилоне-граде. Сходный сюжет развивался в “Повести о Вавилонском царстве” , но в ней речь идет о регалиях для византийского императора.

    Фольклор. Пословицы В пословицах и песнях, поговорках и загадках, словах и поучениях отразилась живая народная речь, меткая и острая. Таковы, к примеру, пословицы, которые вписал царь Грозный в свое послание старцам Кирилло-Белозерского монастыря: “Жалует царь, да не жалует псарь”, “ дати волю царю, ино и псарю”.

    «Лицевой летописный свод» – рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования Ивана Грозного

    «Домострой» - домоводство (размышления о воспитании детей и семейной жизни, бытовые советы)

    Переписка Ивана Грозного и князя А.М. Курбского А. М. Курбский о бвинял царя в жестокости и деспотизме; о б ответственности государя перед народом Иван Грозный о тстаивал свои самодержавные права; н е царь должен служить народу, а народ – царю. «Жаловать своих холопей волен, а и казнить волен же»

    Великие Четьи-Минеи, митрополит Макарий ч етьи – книги для чтения м инеи – сборники, где произведения расположены по дням, когда их рекомендуется читать Великие Четьи-Минеи – сборник, где жития святых располагались по порядку дней, когда отмечалась их память

    Наука и техника Расцвет литейного дела - школа литейного мастерства Андрея Чохова Царь - пушка

    Изобретения - боярский холоп Никита смастерил большие деревянные крылья

    Медицина – лечцы (лекари), первая аптека для царской семьи, аптекарский приказ

    Использованы материалы Интернет-ресурсов http:// www.russianculture.ru/fulle.asp?id=9 http://ru.wikipedia.org 5af8fc56bb0d.jpg Mitr_Makarij.jpg http://libhistory.ru/img/248527__29.jpg http://historydoc.edu.ru/attach.asp%3Fa_no%3D2123 http://bibliotekar.ru/rus/97.files/image003.jpg http://days.pravoslavie.ru/Images/ib3080.jpg http://i046.radikal.ru/0810/05/b5dcca7bf669.jpg Смоленская крепостная стена | Свод петровских памятников http://www.moscowvision.ru/img/sk91.jpg http://www.moscowvision.ru/img/sk321.jpg http://www.avialine.com/img/repphotos/repphoto_8267_1577.jpg moskov-tsarstvo.livejournal.com














    1 из 12

    Презентация на тему: Русская культура 16 века

    № слайда 1

    Описание слайда:

    Русская культура 16 века. Ничего нет лучше, крашеМилой родины твоей.Оглянись на предков наших,На героев прошлых дней.Вспоминай их добрым словом -Слава им, борцам суровым,Слава нашей стороне,Слава русской старине! Н. Кончаловская

    № слайда 2

    Описание слайда:

    Особенности развития русской культуры XVIв. Развитие культуры России XVIв., как и во все времена,была не толькообусловлена социальным,экономическим,и политическим развитием общества, но само являлось важнейшей составнойчастью исторического развития в целом.Культура,не обособленная грань об-щественной жизни,а одно из её прояв-лений,теснейшим образом связанных совсеми другими.Уровень и характер раз-вития культуры зависит от общего уровнясоциально-экономического развития общества,так и в определённой степени от предыдущих традиций и накопления культур-ного наследия.Рубеж XV - XVI вв.- перелом в исто-рическом развитии русских земель.Яв-ления характерные этому времени ока-зали прямое воздействие на духовнуюжизнь России,на развитие ее культуры,предопределили характер и направлениеисторико-культурного процесса.

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Русская культура XVI века. Книгопечатание. Около 1553 г. - первая типография в России, но имена печатников не известны. 1563 - 1564 гг. - дьяк одной из кремлевских церквей Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец на Печатном дворе напечатали первую книгу с выходными данными ("Апостол"). К концу XVI в. типографии работали не только на Никольской улице (ныне 25-Октября), но и в Александровской слободе. Но печатная книга не вытеснила рукописную, так как печатали в основном богослужебные книги.

    № слайда 4

    Описание слайда:

    Сказание о князьях Владимирских" - произведение, в котором подчеркивалась идея преемственности власти московских государей от византийских императоров.Переписка князя А.М. Курбского с Иваном Грозным. О путях и методах централизации, об отношении монарха и подданых вели яростный спор талантливые и политические противники - Курбский и Иван IV. 1564 г. - Иван IV получил послание князя Курбского из-за рубежа (Литвы), обвиняющее его в тирании.Регламентация русской жизни. "Домстрой" попа Сильвестра (приближенного Ивана IV), что в переводе на современный русский язык означает "домоводство". Книга эта содержит и наставления церковного характера, и советы по воспитанию детей и жены.

    № слайда 5

    Описание слайда:

    Архитектура XVI в. На протяжении всего века продолжалось строительство московских укреплений. При Глинской в Москве были построены стены Китай-города, защищавшие центральную часть посада. Конец XVI в. - "городовых дел мастер" Федор Савельевич Конь возвел кольцо укреплений "Белого города" длиной около 9,5 км с 27 башнями (проходило по линии нынешнего бульварного кольца). Конь построил также Кремль в Смоленске, ему приписывают стены Симонова монастыря в Москве и Пафнутьева (в Боровске) монастыря. Последние годы XVI в - создание последней внешней линии укреплений Москвы - "Скородома" (деревянной стены по земляному валу). "Скородом" проходил по линии нынешнего Садового кольца. Вторая треть XVI в. - в каменное зодчество проникает из деревянного шаровой стиль. Шедевр этого стиля - церковь Вознесения в селе Коломенском (в черте Москвы). 1554 - 1561 гг. - архитектор Постник Яковлев и Барма построили на Красной площади собор Покрова, что на рву, в честь взятия Казани.



  • Статьи по теме: