Резонер - это кто? Что такое резонерство - болезнь, психическое отклонение или особенность мышления? Проверочная работа по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" (8 класс)

РЕЗОНЕР

РЕЗОНЁР

[фр. raisonneur raisonner - рассуждать] - 1) лит. в драматургии: персонаж пьесы, прямо выражающий идеи, морально-этические взгляды автора; 2) человек, который любит рассуждать о нравственности, поучать, наставлять.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

РЕЗОНЕР

(фр., от raison - причина). Любящий рассуждать, говорить в нравоучительном тоне, человек, утомляющий длинными рассуждениями и глупыми противоречиями. Одна из ролей сценического искусства.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

РЕЗОНЕР

ведущий длинные нравоучительные рассуждения, имеющий пристрастие к бесполезным объяснениям и ни к чему не ведущим спорам; так называется одно из подразделений (амплуа) из общей совокупности сценических ролей.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

РЕЗОНЕР

любящий вести рассуждения нравоучительного характера.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

РЕЗОНЕР

франц. raisonneur , от raison , причина. Любящий рассуждать.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Резонёр

(фр. raisonneur raisonner рассуждать)

1) персонаж литературы 17-18 вв. (особенно комедий), не принимающий активного участия в развитии действия и призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные суждения с авторских позиций;

2) амплуа актеров, игравших роли таких персонажей;

3) человек, склонный к пространным рассуждениям нравоучительного характера.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Резонёр

резонёра, м. [фр. raisonneur ] (книжн.). 1. Человек, любящий вести пространные рассуждения, преимущ. нравоучительного характера. Нудный резонёр. 2. Традиционное действующее лицо в старой комедии, устами к-рого автор высказывает свои взгляды, нравоучения (лит.). 3. Название соответствующего актерского амплуа.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Резонёр

а, м. , одуш. (фр. raisonneur raisonner рассуждать).
1. Человек, который любит вести длинные рассуждения нравоучительного характера.
Резонёрство - склонность к такого рода рассуждениям.
Резонёрский - характеризующий поведение резонёра.
2. Действующее лицо пьесы, романа, обычно выражающее отношение автора к описываемым событиям.
| В литературе 17-18 вв., особенно комедиях, р. - почти непременный персонаж, не принимающий активного участия в действии и призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные суждения с позиций автора.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "РЕЗОНЕР" в других словарях:

    Традиционное действующее лицо в старой комедии, устами которого автор высказывает свои взгляды, нравоучения (Ушаков) См. болтливый... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.… … Словарь синонимов

    Персонаж пьесы (или романа), не принимающий активного участия в действии, являющийся только свидетелем, дающим моральные оценки всему происходящему. Персонаж Р. (в более широком смысле) встречается и в средневековом, и в возрожденческом, и в… … Литературная энциклопедия

    - (франц. raisonneur) (устаревшее выражение) сценическое амплуа; актер, исполняющий роли рассудочных людей, склонных к назидательным рассуждениям … Большой Энциклопедический словарь

    Театральный термин: в старой комедии лицо, представляющее в противоположность увлечениям одних, испорченности других разум.здравый смысл, умеренность, нравственность. Таковы например Клеонт в Тартюфе, Стародум в Недоросле. Современная драма… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Род. п. а. Из франц. raisonneur, возм., через нем. Räsoneur … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Театральный термин: в старой комедии лицо, представляющее в противоположность увлечениям одних, испорченности других разум, здравый смысл, умеренность, нравственность. Таковы, например, Клеонт в Тартюфе, Стародум в Недоросле. Современная драма… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Резонёр I м. Персонаж литературы эпохи классицизма (особенно комедий), не принимающий активного участия в развитии действия, но призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные с точки зрения автора суждения. II м. Тот … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    резонер - Заимств. во второй половине XIX в. из франц. яз., где raisonneur суф. производное от raison «разумное объяснение» < лат. ratio «разум». См. рациональный … Этимологический словарь русского языка

Резонер - это, если объясняться простыми словами, человек, который склонен скучно и пространно рассуждать о чём-либо, не зная при этом сути того, о чем он говорит. К тому же его речи носят нравоучительный это понятие толкуется более подробно и понятно, так что для полного представления следует рассмотреть и его.

Варианты толкования

Стоит отметить, что "резонер" - это многогранный термин. Например, в психопатологии он обозначает утрату способности и возможности мыслить конкретно. Резонеры не преследуют определенную цель, не используют в доводах никаких фактов и не способны делать четкие и недвусмысленные выводы.

Есть ещё один вариант толкования. Только он касается не психологии, а литературы. Герои-резонеры - это такие персонажи произведения, которые не принимают практически никакого участия в развитии сюжета или действия. Иными словами говоря, они лишь свидетели, констатирующие происходящее. Эти герои встречаются чаще всего в классическом и средневековом театрах. Однако пика популярности использование подобных персонажей достигло в период буржуазной литературы. И резонеры в таких произведения были не просто констататорами - в этих героях авторы выражали объективность и логичность, критикуя через них печальную (на тот момент) действительность. Ярким примером может стать Чацкий из произведения "Горе от ума" - именно он высказывается о проблемах реально рассуждая о жизни.

Характеристика резонеров

Итак, следует подробнее рассмотреть данное понятие в психологии. Резонер - это человек, который просто не может мыслить конкретно. Зачастую его специфическое мышление сопровождается излишними эмоциями, пафосом, а также экспрессией, проявляющейся в огромных количествах. Всё это, конечно, выглядит неестественно. Высокопарность, многословие, а также витиеватость речи - это характерные черты, присущие такому человеку, которого называют "резонер". Психология и медицина трактуют это как болезнь. На самом деле так и есть. Резонерство - это один из многочисленных видов Ученые отнесли это заболевание к мотивационно-личностной группе.

Феноменология

Резонерство называют ещё словесной опухолью. Как узнать вообще, что у человека есть это нарушение? Его речь наполнена чересчур вычурными и сложными выражениями, очень абстрактными фразами, терминами, толкование которых резонер сам не разумеет, а также различными понятиями, не уместными в конкретном случае. Пожалуй, это самые узнаваемые признаки. Резонер - это человек, которому не интересна конечная мысль. Ему нравится непосредственно процесс изложения своих идей. Хотя изрекаемые им мысли трудно окрестить данным понятием. Ведь идея - это нечто конкретное, прообраз, существующий в У резонера такого нет, у него просто поток слов, не связанных между собой по смыслу.

Как узнать резонера?

У таких людей аморфное мышление. То есть без определенного содержания. Как узнать, что перед вами стоит резонер? Всё просто. Даже при обсуждении простых бытовых вопросов резонеру будет сложно сформулировать свои мысли. Иными словами, даже покупку макарон они будут рассматривать с точки зрения космологии или философии. Хотя на самом деле резонеры всегда выдают себя быстро. Ведь такое мышление не может не отразиться на их жизни, мировоззрении. Они увлекаются странными вещами, им нравится то, что нормальному, здоровому человеку кажется диким и неприемлемым. В медицине это называется метафизической интоксикацией.

Так что узнать резонера не так уж и трудно. Намного сложнее понять его и уйти от беседы с таким человеком. У людей с настолько разным мышлением просто не получится спокойно существовать рядом, даже минимальное количество времени.

ДРАМАТУРГИЯ

Типичные вопросы по драматическим произведениям

    В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? Классицизм, реализм

    Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами? Диалог

    Определите жанр произведения.

Фонвизин «Недоросль» - комедия

Грибоедов «Горе от ума» - комедия

Гоголь «Ревизор» - комедия

Островский «Гроза» - драма

Чехов «Вишневый сад» - комедия

Горький «На дне» - драма

    Одним из характерных приёмов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии? Говорящие

    Как в литературоведении называют персонажей, которые не появляются на сцене?

Внесценические

    Как называется герой, который выражает авторскую позицию? Резонёр

    Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении? Конфликт

    Тип конфликта? Общественный, любовный, социальный

    К какому этапу в развитии действия относится данный фрагмент? Завязка, кульминация, развязка

    Укажите название рода литературы, к которому принадлежит пьеса…? Драма

    Как называется развернутое высказывание одного героя? Монолог

    Назовите термин, которым обозначается высказывание героев в пьесе. // Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге? Реплика

    Как называется часть акта (действия) драматического произведения, в которой состав действующих лиц остаётся неизменным? Сцена

    Назовите термин, который используется в литературоведении для обозначения выражения, ставшего крылатым? // Актер произносит емкую, лаконичную фразу: «Без имени – нет человека». Как называется такой вид изречений?// Как называются изречения героев, отличающиеся краткостью, емкостью мысли и выразительностью? Афоризм

    В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.// Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? Экспозиция

    Что является главным средством характеристики в данном фрагменте пьесы? Речь

    Назовите средство художественной изобразительности

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ДРАМАТУРГИИ

Ф.И.О. произведение

Новаторство

Традиции

Денис Иванович Фонвизин

Комедия «Недоросль»

«Недоросль» является сатирической комедией , в которой, по словам Гоголя, писатель вскрыл «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей». Сценически Митрофан – тот самый недоросль, о котором говорит название пьесы, – лицо второстепенное, но история его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых. Это означает уже не просто постановку проблемы воспитания, а рассмотрение обстоятельств, которые влияют на формирование личности , что соответствует задачам реализма. Отсюда и возникает своеобразный сплав традиционных и новаторских элементов в комедии. И наконец, новаторство «Недоросля» проявилось в том, что сохраняя одну линию развития интриги (за руку и сердце Софьи борются несколько претендентов: искренно любящий ее и любимый ею Милон, а также узнавшие о богатом приданом Скотинин и Митрофан, вернее, его мать, старающаяся устроить счастье сына), Фонвизин включает в пьесу несколько взаимосвязанных проблем. Основные из них – это проблемы крепостного права, воспитания и формы государственной власти, которые в комедии, как и в действительности, взаимообусловлены. Автор также ставит вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений, об образовании дворян и другие.

Построена по правилам классицизма (правила трёх единств: единство места, времени и действия); использует и такой прием классицизма, помогающий раскрытию характеров героев, как говорящие имена и фамилии; в духе классицизма рисует Фонвизин и своего любимого героя Стародума как героя-резонера, высказывающего авторскую точку зрения; как и следует положительному герою в пьесах классицизма, Стародум говорит правильным, книжным языком. Но Фонвизин расширяет узкие рамки классицизма, вводя в речь героя и другие индивидуальные черты: афористичность, насыщенность архаизмами.

Александр Сергеевич Грибоедов

Комедия «Горе от ума»

Художественная форма пьесы, созданной Грибоедовым, была действительно очень необычна и непривычна для его современников, поскольку сочетала в себе традиционные и новаторские элементы. комедия, как никакое другое произведение, соединила в себе черты, которые были свойственны и сопротивлявшемуся новым веяниям классицизму, и бурно набирающему силы романтизму, и делающему первые шаги реализму. В этом смысле «Горе от ума» остается одним из самых уникальных художественных созданий начала ХIХ века в русской литературе. Во-первых, его комедия была написана «не шестистопными ямбами с пиитическими вольностями, а вольными стихами, как до того писались только басни». Во-вторых, она была написана «не книжным языком, которым никто не говорил, а живым, легким разговорным русским языком ». В-третьих, «каждое слово комедии Грибоедова поражало быстротою ума, и почти каждый стих в ней превращался в пословицу или поговорку». В-четвертых, комедия Грибоедова «отвергла искусственную любовь, резонеров, разлучников и весь пошлый истертый механизм старинной драмы». Грибоедов удивительным образом сумел соединить «общественную комедию» с любовной драмой, а кроме того, усилил сюжетное напряжение выдумкой о сумасшествии Чацкого, Он вводит в комедию романтического героя, “исключительного человека в исключительных обстоятельствах” (это характерно для романтизма). Чацкий открывает галерею “лишних ” людей в русской литературе: Онегин, Печорин, Базаров. Все они стоят как бы вне общества, не могут найти применения своим силам, переживают любовную драму и противостоят не понимающему их обществу. Еще одно новшество А. С. Грибоедова, позволившее ему расширить временные рамки произведения и указать характерные черты целой эпохи, затронуть даже правление Екатерины II, - это внесценические персонажи.
Наиболее примечательным из них является Максим Петрович, екатерининский вельможа, умевший всем угодить и сгладить любую ситуацию.

Грибоедов сохранил единства времени (действие комедии происходит в течение одного дня) и места (все действие протекает в доме Фамусова). А. С. Грибоедов в комедии продолжает традиции Д. Фонвизина - он использует “говорящие” фамилии. Сюжет комедии также напоминает типичные классицистические произведения. Странствующий герой, возвращающийся в дом, где он рос; юношеская любовь, сохранившаяся после трех лет разлуки; служанка, которой Софья доверяет свои сердечные тайны; строгий отец Софьи, девушки на выданье, который обеспокоен поисками достойного жениха (“Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!”), и, наконец, любовный треугольник, в котором на самом деле задействованы шесть человек: Софья, Молчалин, Чацкий, Фамусов, Лиза и Петруша, - все это довольно распространенные элементы сюжета для классического произведения.

Николай Васильевич Гоголь

Комедия «Ревизор»

Развивая тенденции Грибоедова, он создает совершенно новую по принципам построения и предметам обличения комедию. Оглядываясь на произведения своих предшественников, Гоголь приходит к выводу, что любовная интрига уже исчерпала себя. Видя, что она становилась основой драматургического конфликта слишком часто, Гоголь решет избрать иной путь. Он находит новый сюжет , более актуальный для современности: сюжет о ревизоре. «Ревизор» - реалистическая комедия . Все герои - типичные характеры. Ситуация, показанная в комедии, необычна, но развивается вполне реально; исключительность ситуации психологически оправдана. В драматургии XVIII века миру пошлому, миру обличительному всегда противопоставляется начало светлое. В комедии Гоголя нет идеала, нет никакого другого, кроме изображаемого. Отсюда можно сделать вывод, что все, что происходит в пьесе, является нормой, законом действительности. Единственным положительным персонажем в пьесе является смех, призванный обличить и осмеять общественные пороки. Образ этого города - это не конкретный образ, а собирательный . По концентрации здесь всяких злоупотреблений нереален, но при этом типичен. Новаторство Гоголя в комедии «Ревизор» заключается в том, что он изображает ситуацию, при которой обман происходит непроизвольно, так как Хлестаков ни за кого себя не выдает, и лишь его внутренняя пустота и пассивность подтверждают возможность возникновения такой ситуации. Хлестаков - гениальное открытие Г оголя, который считал его самым сложным и трудным персонажем своей пьесы. Основная черта его характера состоит, по выражению Гоголя, «в стремлении сыграть роль чином выше своего собственного». В этом заключается наиболее существенная черта «хлестаковщины» как социально-исторического явления. Хлестаков - ничтожество, которое силой обстоятельств было вознесено на пьедестал. Все действия пьесы основывается на поведении героев в экстренной ситуации приезда ревизора, соответствующем характеру каждого из них.

Гоголь продолжает традиции Фонвизина и Грибоедова, но в то же время он преодолевает назидательные черты драматургии и создает образец социальной
и к тому же веселой комедии. Предшествующую драматургию Гоголь ценил за то, что она вскрывала болезни и раны современной жизни.

Александр Николаевич Островский

Драма «Гроза»

Гроза это драма , а не трагедия. В основе ее лежиҭ не трагедия отдельной личности, а конфликт Катерины и темного царства, и хотя Катерина погибаеҭ, по жанру это именно драма. При этом в ней есть и комедийные традиции это касаеҭся сатирического изображения нравов патриархальной купеческой среды. Островский впервые в драматургии показал эҭу среду, за что и получил прозвище Колумб Замоскворечья, что подчеркиваеҭ его роль как первооткрывателя темы. Соотвеҭственно, важное значение приобреҭаюҭ речевые характеристики героев , отражающие их уровень образования и кульҭуры, манеры поведения, отношение к жизни. Важную роль играюҭ в драме символы, подчеркивающие душевное состояние героев либо отношение к ним автора. Так, один из символических образов птица, с которой не один раз сравниваеҭ себя Катерина. Также один из наиболее значительных символов в драме, имеющих связь и с ее названием, символ грозы, обозначающий разлад в душе Катерины, Божью кару за совершенный ею грех. Наконец, можно указать на то, что с образом Кулигина связан громоотвод как символ просвещения, знаний, которые тот пыҭаеҭся нести своим землякам, жителям Калинова. Н. А. Добролюбов, рассматривая вопрос о новаторстве А. Н. Островского-драматурга, отмечаеҭ две характерные особенности. Во-первых, некую нравственную несообразность, отраженную в конфликте драмы. Традиционная борьба чувства и долга в душе героини разрешае ҭ ся в пользу чувства , и это вызываеҭ сострадание чиҭателя. Катерина преступница, с точки зрения нравственных и религиозных устоев грешная жена, изменившая мужу, но чиҭатели сочувствуюҭ грешнице, нарушившей свой долг.
Во-вторых, что еще более важно, в драме, разумееҭся, не соблюдаюҭся классические единства, но нарушение единства действия здесь привело к совершенно особенному новаторскому изображению героев. Множество героев драмы Глаша, Феклуша, Кулигин не связаны непосредственно с конфликтом драмы, не имеюҭ к нему прямого отношения. Для чего же нужны эҭи второстепенные персонажи? Они создаю ҭ фон, на котором развивае ҭ ся действие.

Творчество Островского - наследие реализма Гоголя.

Антон Павлович Чехов Пьеса, комедия «Вишневый сад»

Пьеса Чехова «Вишневый сад», написанная на рубеже двух веков, в корне отличалась от пьес Фонвизина, Грибоедова (уже соединивших в своем творчестве черты классицизма и реализм), Гоголя и даже Островского. В ней нет ни конфликта или действия, создающего «электричество» пьесы, ни любовного треугольника, ни даже привычной композиции . Чехов полностью отходит от канонов классицизма. Каждый герой индивидуально не наделенная ярлыком; это живой человек.

Нет как таковой ни кульминации, ни развязки действия. Пьеса будто бы и ни о чем. Какой-то момент из жизни каких- то людей. Произведение начинается и заканчивается многоточием.

Но быт у Чехова - это не только фон, на котором развиваются события, как у Островского, это история, за которой скрыта другая, история душ. Поэтому конфликт развивается не на сцене, а в душах героев.

«Новая драма» Чехова, как все гениальное, явила ряд последователей, например, М. Горький («На дне»)

Максим Горький Социально-философская драма «На дне»

«На дне» - вершина горьковской драматургии и одно из самых сильных драматических произведений нашего века, а по меркам того времени и самое передовое. Драматургическое мастерство Горького отличается большим своеобразием. Внимание автора сосредоточено на показе социальных типов и явлений, а само изображение действительности отличается глубокой обобщенностью. В пьесе несколько идейно-тематических планов, которые в большей или меньшей степени связаны с основной идеей. Важная особенность драмы Горького отсутствие в ней центрального героя и разделения персонажей на положительных и отрицательных. Главное внимание автор уделяет самосознанию героев, выявлению их социальных и философских воззрений. Если в ранних своих произведениях писатель не касался причин, порождавших это явление, то в пьесе «На дне» прозвучал суровый приговор общественному строю, который был повинен в страданиях людей. Всем своим содержанием пьеса призывала бороться за революционное преобразование действительности. С этим связано высокое мастерство речевой характеристики в драматургии Горького . Знаменательно, что в пьесе «На дне» писатель совершенно отказался от «босяцкого» жаргона. Но как прекрасно речь действующих лиц пьесы передает разнообразие их характеров, настроений, чувств и мыслей!

Горький не часто пользуется формой развернутого монолога. Преобладает в его пьесах диалог, реплика, иногда сказанная невзначай, но всегда до предела насыщенная внутренний смыслом. В своих речевых характеристиках Горький стремился к тому, чтобы личность характеризовалась всесторонне: я с точки зрения классовой, и с точки зрения индивидуальных особенностей. Он добивался того, чтобы каждая реплика, каждое слово героя с максимальной выразительностью раскрывали его характер.

Продолжает традиции Чехова

Документ

Наследии Эсхила 90 драматических произведений (трагедий и драм... , немногочисленны и невелики по размеру. Вопрос № 8. Эсхил. ... больших мировоззренческих вопросов , в свете которых аттические драматурги V в. ... всего «софист», типичный представитель «второй...

  • Вопросы к экзамену по русской литературе реалистические рассказы Горького

    Вопросы к экзамену

    Персонала. “По костюму это был типичный босяк, по лицу... ярко проявился и в драматургии . В пьесе «На... насущные вопросы современности, по значительности... произведений . Тут и разложение дворянской усадьбы ("Пугливая тишина", "Стена") и драматическая ...

  • Программа по литературе для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе и программы

    Программа

    Шекспир. Сведения о жизни драматурга . « Ромео и Джульетта... ММП Проблемные вопросы по тексту. Работа по формированию умений... ММП Беседа, проблемные вопросы Анализ драматического произведения , превращение Хлестакова в... финала пьесы. Типичность образов героев...

  • РЕЗОНЕР (франц. raisonneur, от raisonner – рассуждать), сценическое амплуа. Тип ролей, представляющий рассудочных людей, склонных к назидательным высказываниям, риторическим сентенциям и т.п.

    Это амплуа в максимальной степени отражает особенности дорежиссерского, актерского театра, – не только как сценического искусства, но и одной из его главных составляющих, драматургии. Если в режиссерском театре на главную мысль, идею спектакля работают все его составляющие (актерский ансамбль, музыка, сценическоеоформление, свет и т.д.), то в актерском театре существовала реальная опасность искажения основной идеи за счет неудачного (или, напротив, слишком яркого) исполнения той или иной роли. Главная мысль, «нравственный императив» автора должен быть непременно заложен в текст кого-нибудь из героев спектакля.

    Развитие европейской культуры 17–18 вв. в целом сделало актуальным ее ярко выраженный морализаторский характер. На смену Возрождению, с его амбивалентной трактовкой нравственности, мощной карнавализацией действительности, пришла эпоха Просвещения, декларировавшая реставрацию высокой (даже ханжеской) морали, аскетизм, борьбу против «распущенности и нечестивости». Этим тенденциям способствовало увеличение влияния церкви на все области светской жизни. Такие особенности эпохи Просвещения весьма наглядно отразились на развитии театра, как наиболее живого, «сиюминутного» вида искусства. Практически все жанры театра того времени, будь то трагедия, мещанская драма, или комедия , так или иначе обращались к проблемам добродетели. Персонажи драматургии четко делились на «положительных» и «отрицательных»; в финале спектакля добро должно было торжествовать (в трагедии – хотя бы на уровне декларации, нравственного урока уцелевшим персонажам и, конечно, зрителям). Этот этап развития театрального искусства известен под названием классицизма.

    Общие тенденции театра классицизма породили особое распространение амплуа резонера. В уста подобных персонажей драматурги имели возможность вложить моральную оценку происходящего на сцене, провозгласить гражданские и нравственные идеалы. Недаром сценическая школа классицизма, следовавшая общей эстетике этого стиля, сложилась как искусство героической декламации, приподнято-поэтического выражения чувств героя. Эта художественная традиция обусловила появление таких персонажей, как, Клеонт в Тартюфе Мольера . По сути противоречащий всей эстетике яркой, почти фарсовой, театральной комедии, резонер Клеонт становится нравственным alter ego драматурга, изобличая пороки и призывая к торжеству добродетели.

    Примеры ролей резонеров можно найти практически в каждой пьесе драматургов-классицистов (Ф.Шиллер , Г.Лессинг , П.Бомарше , Г.Филдинг , Р.Шеридан и др.).

    Для русского театра классическим, идеальным примером роли резонера можно считать роль Стародума в Недоросле Д.Фонвизина. В театре подобные роли зачастую определялись термином «благородный отец». Однако существовали и иные разновидности амплуа резонера: «герой-резонер», «комик-резонер», «характерный резонер».

    По определению Михаила Чехова, «амплуа – категория скорее организационная, чем эстетическая». Этот принцип нашел свое отражение в Таблицах амплуа , составленных в 1922 В.Мейерхольдом, В.Бебутовым и И.Аксеновым по поручению Научного Отдела Государственных высших Режиссерских Мастерских. Определяя функции амплуа «моралиста (резонера)» как «умышленное ускорение развития действия путем введения в него норм морали», авторы предъявляют к необходимым данным актера минимальные требования: «Глубокий бас. Сложение безразлично», что фактически является признанием чисто служебного назначения подобного персонажа. В эпоху актерского театра роли резонеров традиционно считались наименее интересными.

    С развитием режиссерского театра творческие возможности «резонерских» ролей коренным образом изменились. Основополагающим принципом театрального воплощения роли становится не «амплуа», но «трактовка». У актеров, следующих замыслу режиссера, появляется возможность придать любому сценическому образу глубину и объем, меняя традиционно сложившиеся представления о той или иной роли. Так, в частности, в конце 1970-х на сцене Ленинградского Театра Драмы и Комедии Л.Додин поставил спектакль Недоросль , ставший одним из ярчайших событий театральной жизни страны. Стародум в исполнении И.Мокеева, явившийся одной из главных удач спектакля, представал перед зрителем отнюдь не «благородным отцом», но изощренным и озлобленным фарисеем, этаким Тартюфом, демагогом, использующим декларацию идеалов как средство достижения собственных целей в ловко сплетенной интриге.

    Татьяна Шабалина

    Д.И. Фонвизин. «Недоросль» 1 вариант

    1 . Кто из героев комедии «Недоросль» намерен «унять злонравных невежд»,

    Которые «употребляют свою власть во зло бесчеловечно»?


    2 . Кому из героев комедии принадлежат слова: «Прямое достоинство в человеке есть душа»?
    а) Милону б) Стародуму в) Правдину г) Простакову


    3 . Какой герой комедии наиболее близок самому Д. И. Фонвизину?

    а) Стародум б) Правдин в) Милон г) Скотинин

    4. Жанр произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль»

    А) комедия; Б) драма; В) трагедия.

    А) Милона; Б) Стародума; В) Правдина.

    6. Фонвизин в произведении обличает:

    А) невежественных дворян; Б) малообразованных учителей; В) раболепие крепостных.

    7. Экспозиция «Недоросля»:

    А) сцена примерки кафтана; Б) разговор Простаковой с мужем; В) известие о помолвке Скотинина с Софьей.

    8. Простакова решает женить Митрофана на Софье, потому что:

    А) ей нравится честность, искренность девушки; Б) других невест нет;

    В) она наследница большого состояния.

    9. Ставшее крылатым выражение из «Недоросля»:

    А) «Суженого конем не объедешь»; Б) «Не хочу учиться, хочу жениться»;

    В) «Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин».

    10. Фраза Стародума: «Просвещение возвышает одну добродетельную душу»

    Затрагивает проблему:

    11. Идейные противники в произведении:

    12. Художественный прием, характерный для драматургии классицизма:

    А) «говорящие фамилии»; Б) нейтральная авторская позиция; В) несколько сюжетов.

    Д.И. Фонвизин. «Недоросль» 2 вариант

    1.К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль»?

    А) реализм Б). классицизм В). сентиментализм Г). романтизм

    2.Какую традицию 18 века нарушил Д.И.Фонвизин в своей комедии?

    А). теория «триединства» Б). «говорящие» фамилии В). любовная интрига

    Г). односторонность характеристики героев


    3. Кто учил Митрофана математическим наукам?
    а) Стародум б) Вральман в) Цыфиркин г) Кутейкин

    4. Кто является главным учителем Митрофана, чьи уроки он усвоил?

    А) Вральман Б) Цыфиркин В) Кутейкин Г) Простакова

    Просвещения и борьбы с невежеством, которое Д.И.Фонвизин считает причиной всех пороков?

    А) Стародум Б) Простаков В) Милон Г) Правдин

    6. Фраза Стародума: «Просвещение возвышает одну добродетельную душу»

    Затрагивает проблема:

    А) воспитания; Б) патриотизма; В) знатности.

    7. Художественный прием, характерный для драматургии классицизма:

    А) «говорящие фамилии»; Б) нейтральная авторская позиция; В) несколько сюжетов

    8 . Кому из героев комедии принадлежат слова: «Не хочу учиться, хочу жениться»?
    1) Милону 2) Митрофану 3) Правдину 4) Цыфиркину

    9. Кто из героев комедии «отошёл от двора без деревень, без чинов... но принёс домой

    Неповреждённо... душу, честь, правила?

    а) Милон б) Правдин в) Стародум г) Простаков

    10. Имя Митрофана в переводе с греческого означает «похожий на мать».

    Сходство проявляется:

    А) в мудрости; Б) в грубости и невежестве; В) в уважении к другим.

    11. Кем был в прошлом немец Вральман?

    А) солдат б) кучер в) парикмахер г) учитель


    12. Идейные противники в произведении:

    А) Простакова и Скотинин; Б) Простакова и Стародум; В) Простакова и Митрофан.




    Статьи по теме: