Религия в древней греции. Древнегреческая религия

Религия крито-микенской культуры. Наше исследование истории религии переносится в Европу. Именно здесь произошло развитие цивилизации, которая была непосредственным предком современной Европы и непосредственным почвой расцвета христианства религии, которая наложила наибольший отпечаток на историю человечества. Это античная цивилизация.

Юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и узкая полоса западного побережья Малой Азии, а позднее многочисленные колонии вокруг этих территорий это Эллада, колыбель европейской цивилизации. Заселение Эллады началось около 100 тыс. лет назад.

Цивилизация в Европе родилась на рубеже IV и III тысячелетий до н.е. Вся Европа в то время еще переживала период перерастания первобытного общества в цивилизованное. Покрытая лесами и болотами, она была еще дикой. Лишь на юге (нынешняя Италия и Испания) и юго-востоке (Греция, Подунавья, южноукраинские степи) существовали отдельные очаги земледельческих и земледельческо-скотоводческих культур.

Но исследования английского археолога А.Эванса (1851-1943) открыли на острове Крит древнейшую европейскую культуру - критскую, или минойскую (по имени мифического царя Миноса, самого выдающегося деятеля того исторического периода). А период этот немалый: от 3000 до 1200 гг. к н.е. - почти 18 веков.

Критская культура, которую представляли ранние рабовладельческие государства Кносс, Фест и другие, достигла значительного расцвета в XX-XV вв. к н.е. и быстро угасла, начиная с XIV века. к н.е. В этих государствах существовала теократическая власть. Царь был одновременно и верховным жрецом. Управления государством и отправление религиозного культа практически составляли один процесс. Менорки (так условно называют население этого государства) поклонялись Великой богине матери людей и животных, и богу быку, что олицетворял разрушительные силы природы. Этим богам царь-жрец приносил жертвы во дворце, который одновременно был и жилищем, и храмом.

В конце XV или начале XIV века. н.е. на Крит с континента вторгайся греки (ахейцы) и разрушили минойскую цивилизацию.

Еще одним центром древнегреческой цивилизации была микенская (ахейская) культура (1770 г. к н.е. - 1200 р. к н.э.).

Греки-ахейцы появились на Балканах почти одновременно с появлением цивилизации на Крите. Они пришли с севера, из долины Дуная. Слившись с местным населением, они образовывали новые культурные очаги. Раскопки в Микенах, а затем во многих других местах Греции рассказывают о воинственный народ, создавший могучую державу, которая добилась особого расцвета в XVI-XIII вв. к н.е. Существовали и другие ахейских государства. Они вели между собой непрерывные войны.

Древние греки обожествляли природу. В их представлении сверхъестественные лица были повсюду: в ручьях жили наяды, в рощах древесные нимфы, дриады и сатиры, в скалах ореады, в море нереиды и тритоны, небо заселяли звезды и боги высшего ранга.

В 50-х годах прошлого века была расшифрована микенская письменность. Правда, большая часть расшифрованных глиняных табличек содержала различные хозяйственные записи, но были сведения и о религии Так, оказалось, что были рабы, которые считались собственностью того или иного бога. Может, было и что-то вроде храмового хозяйства. По крайней мере, была какая-то коллективная религиозная собственность. Сложился немалый список богов. Среди них Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида. У богов-мужчин были женские "визави": у Посейдона это Посідея, у Зевса это Дівія. Существовал культ Диониса, но не бога, а человека.

Около XII века. к н.е. на микенские земли вторгайся дорийские племена с севера полуострова. их культура слилась с микенской, а общество получило толчок к развитию в рамках расписания общин.

Религия греческого полиса. Следующий этап в истории Древней Греции получил название архаического. Он продолжался с VIII по VI века. к н.е. В этот период древние греки колонизируют северное побережье Эгейского моря, побережье Черного моря, юг Апеннинского полуострова и даже проникают на Африканское побережье Средиземного моря. Колонизация активизирует экономическое развитие страны: стимулируется ремесленничество, ремесло окончательно отделяется от земледелия, торговля сближает соседние и дальние страны, греки много чего заимствуют из мира, что открылся перед ними. В Древней Греции в VIII веке. к н.е. устанавливается полисный строй: возникают города-государства с классовым расслоением, с развитыми товарно-денежными отношениями.

Из всех полисов крупнейшими были Афинская и Спартанская государства.

Народ Афинского государства состоял из четырех фил (племен). Каждая фила в свою очередь делилась на три фратрії, а каждая фратрия на тридцать родов. Племя и род были органами управления и религиозными общинами, функции фратрії ограничивались браками и регистрацией рождений.

Общественная жизнь в полисах набирало все організованішого порядке, совершенствовалось созданием правовых отношений.

В 621 г. к н.е. Драконт записал действующее обычное право в Афинах, что было некоторым ограничением интересов аристократии, которая до этого не была связана никакими законами. И это в определенной степени защищало интересы народа. Но по законам Драконта было только одно наказание кара на горло. Поэтому выражение "драконтові законы" стало крылатым.

За реформами Драконта ведения религиозных дел окончательно переходило к государству. Все жители Аттики должны поклоняться богам и признанным племенам героям. Особенно важной была законотворческая деятельность Солона (между 640-635 - бл. 559 гг. к н.е.), который в 594 г. к н.е. ликвидировал долговое рабство, ввел единые для всей страны меры массы и деньги, установил свободу завещаний. Солон заботился о экономическую независимость страны и развитие ремесел. В зависимости от имущественного состояния разделил общество на четыре класса и запретил представителям самого бедного класса фетам занимать государственные должности, но все имели избирательное право.

Вскоре после 509 г. к н.е. Клісфеп ликвидировал племенные филы и создал новые, территориальные. Каждая фила делилась на десять демов, которые имели отдельные храмы с жрецом, которого избирали голосованием или жеребьевкой. Фила тоже была религиозным образованием, храм филы был государственной собственностью, религиозными делами филы управляла государство. Так образовалась государственная религия. Но власть жреца уже отделяется от власти военачальника, судьи и администратора.

Несколько иначе развивалось государство Спарта в южной части Пелопоннеса. Это был аграрный полис. На земле работали только илоты (рабы), торговлей и ремеслом занимались периэки, а граждане Спарты только военным делом. Это было государство воинов, власть принадлежала военной аристократии. Спартанское религиозная жизнь была похоже с афинским.

Религия архаической Греции сохраняла и даже прирощувала многочисленный пантеон гомеровских олимпийских богов, вносила изменения в их иерархию.

Этот период был периодом дальнейшего развития древнегреческой культуры.

Еще в IX ст. к н.е. греки заимствовали у финикийцев семитский алфавит. Постепенно на нем создается ряд культурных памятников. В VIII веке. была записана (написана) Гомер "Илиада" и "Одиссея", которые содержат развернутую картину жизни древнегреческого и информацию о мифологическую религию Эллады, которой мы пользуемся и по сей день.

Ясный мир Гомера заселен богами и людьми. Они имеют много общего между собой. Те и другие живут в природе, они имеют происхождение от матери-земли, родились, имеют тело, едят, спят, действуют, имеют своих царей и владык. Но люди живут в видимом виде, а боги невидимы. Люди едят плоды земли, а боги нектар, амбросію, люди смертны, а боги бессмертны. У Гомера еще нет идеи потустороннего постижения. Умершие продолжают свое существование в подземном царстве, и лишь некоторые из них, по воле богов, становятся бессмертными и живут в земных формах.

Идея потусторонней искупления возникает в греческом полисе, причем ее судьба во многом определяется погребальными обрядами и заботой о душе умершего тех, кто остался живым. Это свидетельствует о развитии анимистических представлений на этом этапе совершенствования древнегреческой религии.

Религия древних греков превозносила физический труд, без которого невозможно было бы достичь материального благосостояния. Вот поэтому у греков такое большое количество богов-покровителей различных видов труда: Артемида присматривала за охотой, Гермес, Аполлон и Пан-за скотоводством, Деметра с ее элевсинскими мистериями заботилась о земледелии, Дионис за виноградарство, Афина Паллада по ремесленничеством, Гефест помогал кузнецам, Гермес торговцам и тому подобное. Были боги-покровители и умственного труда.

Еще одним значительным культурным явлением, тесно связанным с религией, были спортивные игры, и главные среди них Олимпийские. Первая из них устроена в 776 г. к н.е. в честь Зевса Олимпийского. Эти игры прославляли физические качества человека, поощряли физическое развитие, который нужен был для аристократии господства над рабами и утверждения собственной социальной важности. Это делалось со ссылкой на богов.

У афинян и спартанцев были общие боги и общие храмы. Часто эта общность использовалась в политических интересах. Так, древний историк Фукидид в своем произведении "История" вспоминает, что при решении вопроса о власти македоняне (спартанцы) уговорили жрицу в Дельфах сделать предсказание, выгодное им.

Стародавньогрецька мифология. Мифология древней Греции была одним из самых ярких явлений, которые отразились на всей мировой цивилизации. Она появилась уже в первобытном мировоззрении древнегреческих племен еще в период матриархата. Мифология сразу вобрала в себя анімістичні и фетишистські представление.

Мифологическому обоснованию были подвергнуты культ предков и тотемов, без которых тоже не обошлись древние греки. Итак, религия древних греков началась с мифологии, нашла свой лучший выражение в мифологии, своего совершенства достигла в олимпийской мифологии.

Олимпийской мифология - это уже загальногрецька мифология периода патриархата. Исследователи отметили интересный момент: имена местных богов или места их почитания становились эпитетами общих богов.

Олимпийский пантеон возглавляет "отец всех богов и людей" Зевс, он живет на горе Олимп, все боги всецело подчинены ему. Все олимпийские боги антропоморфны не только как общий образ, а, так сказать, в деталях; они физически тождественные людям, имеющим все человеческие качества, в том числе и негативные, которые порой позорят этих богов. Они едят и пьют, ссорятся и обнимаются, рождаются и умирают.

Рядом с олимпийским пантеоном богов возникает значительное количество мифических героев, которые укрощают чудовищ, которые вредят людям. Антропоморфизм древнегреческой мифологии был осознанием людьми своего места в мире, рост их власти над силами природы, ощущение ее общественной значимости.

Впоследствии антропоморфные греческие боги все больше и больше набирают значение олицетворение абстрактных сил природы и общества.

В эллинистическую, а затем и в римскую эпоху мифология, кроме религиозного, также набирает литературного и художественного значения, она дает материал художнику для аллегории и метафор, создает стали образы, типы и характеры.

Но главным для стародавньогрецької мифологии является ее релігієутворююча функциональность, где она становится основой для формирования анимистических представлений, обусловливает фетишизм и магию древнегреческой религии. Стародавньогрецька мифология, полна гармонии и ощущение реальной жизни, становится основой реалистического искусства не только во времена античности, но и позже, в эпоху Возрождения, вплоть до наших времен.

Воспитанные на строгом соблюдении законов и норм, древние греки тщательно относились к выполнению культовых положений. Большое значение в них набрал культ бога Солнца, света, мудрости и искусства Аполлона, ему было посвящено святилище в Дельфах. Дельфийские жрецы и оракулы Аполлона имели большой авторитет, могли вмешиваться в государственные дела и серьезно влиять на события.

Еще одним значительным культом того времени был культ Деметры, богини плодородия и земледелия, а также законодательства, поскольку земледелие требовало оседлости и стабильности в жизни, ей было посвящено святилище в Элевсине, близ Афин. В этом святилище традиционно, сотнями лет происходили мистерии, таинственные обряды с участием только посвященных. Первой ступенью посвящения были песни и танцы ночью на праздник Больших Елевсіній. На второй ступени собирались в самом святилище, где выполнялась драматическое представление о похищении богом подземного царства Аидом дочери Деметры Персефоны (Коры). Персефона стала женой Аида. Но каждую весну она возвращалась к матери, а потом снова в подземное царство. Это была символизация умирающего и прорастающих зерна, символического акта плодородия, таинства вечной жизни. Посвященные в культ Деметры получали право на вечную жизнь после смерти. Правда, при этом практичные греки не забывали и о требованиях благочестивого, добродетельного жизни. До элевсинских мистерий не допускали, например, тех, кто пролил чью-то кровь. Требовалось также выполнение государственных и общественных обязанностей. Впоследствии Большие Елевсінії были признаны общегосударственным праздником.

В архаическую эпоху существенно изменился культ Диониса, который стал богом растительности, виноградництва и виноделия, его поставили наравне с Аполлоном, он стал олицетворять идею бессмертия человеческой души.

С культом Диониса и Деметры связана религиозно-философское течение орфиков, которую якобы заложил мифический певец Орфей, сын бога рек Эагра и музы Каллиопы. Миф рассказывает о смерти его жены Эвридики, которую укусила змея. Желая вернуть любимую жену, Орфей спустился в подземное царство. Игрой на кифаре и пением он очаровал стража подземного царства Кернера, а также Персефону, жену Аида. Орфею было разрешено забрать Эвридику с собой с условием, что, ведя ее вверх, он не должен оглядываться назад. Однако любопытство победило, он таки оглянулся (не на красавицу Персефону?) и потерял свою жену. Но Орфей получил знание о душе. Он рассказал людям, что душа - это начало добра, частичка божества, а тело это темница души. После освобождения души из смертного тела она продолжает существовать, перевоплощается. Орфею даже приписывают учение о метемпсихоз - переселение души из одного тела в другое.

Учение орфиков впоследствии было воспринято философами (пифагорейцами и неоплатониками) и христианскими богословами. Мифология архаической эпохи была связана с философией, о чем свидетельствует древнегреческое учение о бессмертной душе. Мифологическая, пышно художественно украшенная древнегреческая религия не успела набрать застывших догматических форм так, как это было, например, в иудаизме. Она не успела резко обособиться от философии, и от науки в целом. Жречество не образовало отдельной социальной группы, не стало кастовым. Рациональное мышление, которое стало существенным признаком культуры того периода, не прошло религиозной мысли и проявилось в мифологии. Вследствие этого произошло оригинальное сочетание космогонических и теогонічних представлений. Рождения космоса и богов ототожнювалось. Творцом всего был бог Хронос, он из хаоса и эфира создал серебряное яйцо, из которого вышел бог Дионис, он же Эрос. Дионис породил Ночь, Землю и Небо. Земля и небо породили Океан, Федіту, Крона и Рея. Сын Крона Зевс добился власти над всеми богами и людьми, поглотивших Диониса, вобрав в себя его силу. Но богиня Персефона родила от Зевса нового бога вина и радости, тоже Диониса. Так боги рождаются и переходят один в другой, и с развитием Космоса развивается, переплетается, осложняется божественный пантеон. Безусловно, здесь существует много противоречий. Ведь этот миф, приписываемый Орфею, творился в разных местах, в разное время, дополнялся и уточнялся и, как всякий миф, набирал фантастичности. Но он отразил существенную черту мышления древних греков: они понимали мир как таковой, что развивается, изменяется, имеет определенные законы этих изменений. Впоследствии это проявилось в философской школе мілетців: Фалеса (бл. 625-547 г. к н.е.), Анаксимандра (бл. 610-546 г. к н.е.), Анаксімена (бл. 585-525 г. к н.е.), а потом Гераклита из Эфеса (бл. 540 - 480 р. к н.е.) и Пифагора (бл. 570-500 г. к н.е.). Так философское, научное и религиозное мышление шли рядом. Иногда мешали друг другу, иногда дополняли друг друга. Это был единый поток духовного развития, который кристаллизовался в богатой духовные культуре древних греков.

Антропоморфное представление греков о своих богах неизбежно повлекло за собой соответствующее отношение к ним в их глазах боги были понятны и близки человекоподобные существа и желали того же, что и люди. Жертву богу грек приносил сам и сам высказывал, что желает получить: конкретную помощь, или, что реальнее, совет или какую-то гарантию на будущее. Жрецы были больше администраторами, чем священниками. Они ухаживали храм, организовывали религиозные собрания, процессии, церемонии. Очень важной была их роль в расшифровке предсказаний, последствий гадания. Как уже сказано наследственного сословия жрецов не было. Жрецами были отдельные государственные лица (архонт), а также лица по выбору, на определенный срок.

Очень важным элементом стародавньогрецького религиозного культа были храмы. Наиболее древние храмы у греков были построены еще в XII веке. к н.е. Для древних греков храм был жилищем богов, которые олицетворялись в скульптурах. Свое происхождение греческий храм берет от мегарона жилого дома. Сначала для богов выделяли обычные жилые дома. Они были скромными и неприхотливыми. Потом специально строились в местах традиционного поклонения богам на горных вершинах, возле священных деревьев и источников, в священных рощах и дубравах. Поскольку храм рассматривался как жилище богов, то он обладнувався всем нужным для этого, с некоторыми изменениями: домашний очаг набирало вида алтаря, для хранения храмовой утвари и посуды отводилось небольшое помещение позади, опістодом ("задняя комната"), в передней частей выделялись сени понос, центральная часть храма называлась наос, или целла. ее большой размер нуждался применение колонн; впоследствии колонны появились на фасаде, образовался тип храма с колоннами у входа - тип простиль; храм с колоннами и на задней стороне звался амфітпростилем, с колоннами с обеих сторон - периптером ("со всех сторон окрыленный"), а если было два ряда колонн - диптером. Строительство храмов, украшение их колоннами и статуями стимулировали развитие архитектуры и скульптуры, они стали главными направлениями древнегреческого искусства и надолго определили путь развития всего искусства Европы в целом.

Для древних греков храм был местом справления религиозного культа, вместе с тем был и важным общественным помещением. В нем хранились государственные и частные деньги и драгоценности, произведения искусства, различные документы, архивы, на каменных плитах были вырезаны тексты законов, а также тексты, посвященные выдающимся событиям. В храмах и рядом с ними происходили народные собрания, объявлялись решения царей, архонтов, других руководящих лиц. Храм был не только культовым сооружением, но и определенным политическим символом. Отсюда понятно, почему в архитектуре древнего мира, в частности у греков, их сооружении уделялось большое внимание. Среди семи чудес древнего мира называют сооружение вполне религиозного назначения: храм Артемиды Эфесской, статую Зевса Олимпийского и Колосса Родосского. Одним из грандиозных культовых сооружений древнего мира была статуя бога Солнца, которую ее построил зодчий Харес на острове Родос бл. 290 р. к н.е. Статуя имела в высоту 32 м; такого сооружения древние греки не знали. Но в 224 г. к н.е. землетрясение разрушило ее. Обломки Колосса вытаскивай из воды, но Хареса уже не было в живых, восстановить статую было некому. В 672 г. н.е. Мустафа вождь турок-сарацин, что владели тогда островом, продал их восточному купцу.

V и IV вв. к н.е. это период классической Греции. Главные события разворачиваются в области, которую называют Аттика (греч. - прибрежная страна). Щедро одаренная природой, населенная энергичным и трудолюбивым, мыслящим и храбрым народом, что хорошо усвоил исторический опыт, Аттика становится узловым пунктом экономического, политического и культурного развития, а ее столица Афины - центром всех событий. Вот поэтому этот период в развитии Древней Греции зовут еще и аттичним.

Роль Афин среди других полисов выросло в результате побед афинян в греко-персидских войнах (500-449 гг. к н.е.). Афины тогда возглавили Делосский союз государств. В самих Афинах укрепилась демократия. Власть принадлежала Совету пятисот (будет), народному суду (гелии) и народному собранию (еклесії). Это был суверенитет народа. Религия была под надзором государства. Так, надзор за священным имуществом осуществляли архонты, которые уступили своим влиянием перед стратегами, но именно они осуществляли руководство религиозными процессиями, жертвоприношением и спортивными соревнованиями, которые имели религиозную окраску.

Именно эти меры и соединяли афинское общество. Участие в религиозном культе для всех граждан была обязательной, политическое бесправие рабов и метеков (иностранцев, проживавших в Афинах) автоматически исключало их из участия в них.

В период правления стратега Перикла с 443 до 430 г. к н.е. (этот период считают золотой эпохой афинской демократии) влияние религии остается неизменным и очень весомым. На Анрополі в 447-438 г. к н.е. был построен Парфенон. Архитекторы Иктин и Каллікрат в величественном храме разместили статую Афины, покровительницы города, которую изготовил скульптор Фидий. На щите Афины Фидий изобразил себя и Перикла, за что был обвинен в кощунстве, заключенный и умер в тюрьме. На Акрополь были построены мраморные лестницы, сам храм украшен многочисленными статуями. Храм выстоял всю античную эпоху. В V веке. н.е. он стал христианским храмом, в XV ст. - мусульманской мечетью, а в 1686 г. был разрушен венецианцами. Теперь мы можем любоваться лишь его остатками, но и они поражают своей красотой.

В то время был перестроен храм Деметры в Элевсине. Он простоял до 396 г. н.е. и был разрушен готами.

Конец V века. к н.е. затмил расцвет античного мира. Соперничество двух могущественных государств Афин и Спарты привело к длительных междоусобных войн, которые получили общее название - пелопоннесскиевойны 431-404 гг. к н.е. В этих войнах Афины потерпели поражение, но и Спарта не стала гегемоном. Война обострила социальные противоречия, ослабила демократию и полісну мораль. Религия древних греков не уберегла их от кровавых столкновений, хотя у сторон, воевавших, были общие боги и общие храмы.

Возникает затяжной кризис древнегреческого полиса, которую вызвали мелкие военные столкновения и войны, перевороты и деспотии. А на Востоке тем временем возникает Персидская империя. С IV века. к н.е. среди греческих государств происходит возвышение Македонии. После Коринфского съезда 337 г. к н.е. Македония начинает господствовать в Греции. В 334 г. к н.е. Александр Македонский начал свой поход в Азию. Блестящие победы на века прославили имя выдающегося полководца. Ко времени его смерти в 323 г. к н.е. сказочно сложилась мировая империя, которая так же сказочно распалась после его смерти.

Сам по себе азиатский поход Александра имел определенное значение для развития мировой цивилизации. Вместе с войском в новые страны шли философы, историки, естествоведы, жрецы. Завоеванные культуры не уничтожались. Александр не отрицал религии завоеванных стран, принимал участие в их культах, вел линию на обожествление своей личности во всех культах Он мечтал о создании греко-персидской народности. Столицей нового государства он избрал Вавилон, там должен быть и главный храм нового государства. Но судьба не дала времени Александру Македонскому на осуществление всех его замыслов: не сложилась новая мировая держава, не образовалась новая народность, не возникла новая религия. Для таких процессов нужны века сотрудничества многих народов, нужен особый социальный слой, который был бы двигателем этих процессов. Однако походы Александра Македонского дали мощный толчок процессам сближения культа и религии античного мира и Ближнего Востока.

После Александра Македонского началась эпоха эллинизма, которая продолжалась до установления гегемонии Рима. В это время происходит упадок Греции, Македонии, Эпира, на Востоке возникают государства Птолемеев и Селевкидов, которые несут новые формы социального прогресса.

В III ст. к н.е. на западе от Эллады начинается расцвет нового государственного объединения Римской республики, которое ведет активные захватнические и гражданские войны и накануне своего кризиса 133-131 гг. к н.е. в 147 г. к н.е. превращает Македонию в свою провинцию. Впоследствии вся Греция переходит под власть Рима.

Эллинистическая эпоха имеет свои особенности религиозной истории. Прежде всего это период повсеместной религиозной терпимости. Культы восточных божеств распространяются в Греции, в греческих богов появляются новые сторонники на Востоке, греческая мифология становится общепризнанной, она приобретает национальную окраску в Малой Азии, в Восточном Средиземноморье, Египте и Двуречье.

Происходит также оживления местных культов, местные боги получают имена общеизвестных богов и местные эпитеты. Это свидетельствует об объективной необходимости религиозного синкретизма в процессе укрепления связей между народами.

Историк религии древности И.Есть.Свеньцицька отмечает, что в эллинистический период получили распространение мифы о, богов-спасителей, которые избавят людей мысли о смерти, внушая надежду на загробное спасение. Таких черт вступили боги Осирис, Дионис, Аттис. И одновременно растет почитание богини Тихе (Судьбы), что свидетельствовало о социальное неравенство, неопределенность.

В эллинистическую эпоху наметился связь прогресса религиозного сознания с другими формами жизни духовного общества.

Религия древних греков в значительной степени получала толчок от развития древнегреческой науки и искусства. О такой связи можно говорить более уверенно, чем о связи науки и искусства в Двуречье и Египте. "Основы" Евклид "Альмагест" Птолемея сделали все предыдущие математические и астрономические достижения достижением истории и начали новую эпоху в научном развитии. Что же касается древнегреческого искусства, то о нем и говорить нечего.

Мифы и религия древней Греции кратко

Читайте так же еще статьи по разделу:

- Природа и население древней Греции

Мифы Древней Греции кратко

В своих сказаниях — мифах — греки пытались объяснить происхождение всего, что окружало человека: явления природы , отношения между людьми. В мифах вымысел теснейшим образом переплетался с действительностью. Мифы — творчество народа той эпохи, когда не существовало письменности и художественной литературы. Изучая мифы, мы проникаем в отдаленнейшие времена человеческой истории, знакомимся с представлениями и верованиями древних людей.
Мифы легли в основу произведений греческих поэтов, художников, скульпторов. Они пленяют своей поэтичностью, непосредственностью, богатой фантазией и являются достоянием всего человечества.
Многие греческие мифы повествуют о подвигах героев, отличавшихся необыкновенной силой, отвагой, мужеством.
Одним из любимейших народом героев был Геракл. Греки рассказывали о двенадцати совершенных им подвигах. Геракл боролся с хищниками, нападавшими на людей, сражался с великанами, выполнял самые тяжелые работы, совершал странствия В неведомые страны. Геракл отличался не только огромной силой, мужеством, но и умом, позволявшим ему побеждать более сильных противников.
Уже в то время были люди, понимавшие, что победам над природой человек обязан не богам, а самому себе. Так появился миф о титане Прометее. В этом мифе главный греческий бог Зевс
изображается жестоким и властным царем, стремящимся сохранить свое господство и поэтому заинтересованным в том, чтобы люди всегда находились в темноте и невежестве.
Освободителем и другом человечества выступает Прометей. Он похитил у богов огонь и принес, его людям. Прометей научил людей ремеслам и земледелию. Люди стали меньше зависеть от природы. Жестокий бог покарал Прометея, повелев приковать его цепями к скале на Кавказе. Каждый день орел прилетал к Прометею и выклевывал у него печень, а ночью она снова вырастала. Несмотря на муки, мужественный Прометей не смирился перед богом.
В мифе о Прометее греки прославили стремление человечества к свободе и знанию, стойкость и мужество героев, которые страдают и борются за народ.

Религия Древней Греции кратко

Многие непонятные явления греки объясняли вмешательством богов. Они представляли их себе подобными людям, но сильными и бессмертными, живущими на вершине высокой горы Олимп (в Северной Греции). Оттуда боги, как думали греки, правят миром.

«Владыкой богов и людей» считался Зевс. В горах молния часто убивала пастухов и скот. Не понимая причин молнии, греки приписывали ее гневу Зевса, поражающего своими огненными стрелами. Зевса называли Громовержцем и Тучегонителем.
Грозное море, перед которым часто были бессильны моряки, греки отдали во власть брата Зевса — Посейдона. Другому брату Зевса — Айду предоставлено было царство мертвых. Вход

в это мрачное царство охранял страшный трехглавый пес Кёрбер
Любимой дочерью Зевса считалась Афина. Она вступила в соперничество с Посейдоном за обладание Аттикой. Победа должна была принадлежать тому, кто даст людям более ценный подарок. Афина дала жителям Аттики оливковое дерево и победила.
Богом огня и кузнечного ремесла считался хромоногий Гефест, Аполлон — богом солнца, света, поэзии и музыки.
Кроме этих главных олимпийских богов, в каждой области Греции имелись свои Каждый ручеек, каждое явление природы обожествлялись греками. Божественными считались и ветры, приносящие зной и холод.
Греческая религия, как и другие религии, внушала человеку, что он во всем зависит от богов, милости которых можно добиться при помощи богатых подарков и жертвоприношений. В храмах, у жертвенников закалывали скот; сюда верующие приносили хлеб, вино, овощи, фрукты. Жрецы распространяли слухи о якобы чудесных исцелениях больных по воле богов, и люди жертвовали храму изображения больных частей тела, отлитые из драгоценных металлов.

В некоторых греческих храмах жрецы будто бы узнавали волю богов и предсказывали будущее по разным приметам. Места, где давались предсказания, и самих предсказателей называли оракулами. Особенно славился оракул Аполлона в Цель- фах (Средняя Греция). Здесь в пещере имелась расщелина, из которой выходили ядовитые газы. Жрица с завязанными глазами садилась у расщелины. От действия газов у нее помрачалось сознание. Она выкрикивала бессвязные слова, а жрецы выдавали их за прорицания Аполлона и толковали сообразно своим интересам. За предсказания дельфийские жрецы получали богатые подарки. Они наживались на суевериях людей.
Религия — искаженное отражение действительности . В религии отражается жизнь
людей. Когда греки начали обрабатывать металл, они сложили миф о боге-кузнеце Гефесте. Отношения между богами на Олимпе греки представляли себе такими же, как отношения между людьми. Зевс деспотически управлял богами. Когда однажды провинилась жена Зевса Гёра, он приказал ее подвесить за руки к небу и подвязать к ногам тяжелые наковальни. В этом мифе отразилось бесправное положение женщины, целиком зависящей от главы семьи. Верующие наделили Зевса чертами жестокого, властного, несправедливого басилея.
Образ бога-кузнеца Гефеста символизирует переход греков к обработке металлов, но мифы приписали богу такие чудесные изделия, которые не могли создать кузнецы: невидимые сети, самодвижущиеся повозки и пр.
Мифы древних греков , их религия передают действительность искаженно.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея»

У греков сохранились сказания о войне Микен с Троей. Эти сказания легли в основу больших поэм «Илиада» и «Одиссея». Автором их называют древнего поэта Гомера. Никто не знает, где и когда он родился. Стихи из поэм Гомера сначала передавались из уст в уста, а затем были записаны. Они рисуют жизнь Греции в XI—IX вв. до н. э. Это время называется гомеровским.
«Илиада» — это рассказ о десятом годе войны греков с Троей или Илионом, как ее иначе называли греки.
Верховным предводителем греческого войска был микенский царь Агамемнон. С обеих сторон в войне участвовали могучие и славные герои: Ахилл — у греков, Гектор—у троянцев.

В первые годы войны греки побеждали. Но однажды Агамемнон поссорился с Ахиллом. Греческий герой отказался сражаться, и троянцы стали теснить греков. Друг Ахилла, Патрбкл, зная, что враги боятся одного вида Ахилла, надел Ахилловы доспехи и повел греков за собой. Троянцы, приняв Патрокла за его друга, обратились в бегство. Но у ворот Трои против Патрокла выступил Гектор. Он убил Патрокла и забрал доспехи Ахилла.
Узнав о смерти друга, греческий герой решил отомстить троянцам. В новых доспехах, выкованных для него богом кузнечного ремесла, на боевой колеснице он ринулся в бой. Троянцы скрылись за стенами города . Только один Гектор не отступил. Отчаянно сражался он с Ахиллом, но пал в бою.

Греческий герой привязал тело побежденного к колеснице и
поволок в лагерь греков.
Другие мифы рассказывают о смерти Ахилла и об окончании Троянской войны. Ахилла убил брат Гектора. Он попал стрелой в единственно уязвимое место героя — пяту. Отсюда пошло выражение «ахиллесова пята», т. е. уязвимое место.
Трою греки взяли хитростью. Один из греческих вождей Одиссей предложил построить огромного деревянного коня и посадить в него воинов Троянцы, приняв удивительного коня за дар богов, втащили его в город. Ночью, выбравшись из коня, греки перебили стражу и открыли ворота Трои.
После падения Трои Одиссей отправился к берегам родного острова Итаки. «Одиссея» — рассказ о странствиях Одиссея, о его возвращении на горячо любимую родину.
Поэмы «Илиада» и «Одиссея» — замечательный памятник художественной литературы; народ полюбил и сохранил эти поэмы. В них воспеты мужество, отвага, изобретательность в борьбе с трудностями.
В звучных стихах Гомер прославил дружбу, товарищество, любовь к родине. По поэмам Гомера мы знакомимся с жизнью греков гомеровской эпохи. «Илиада» и «Одиссея» являются ценнейшим источником исторических знаний о древнейшей Греции . В них отразился общественный строй греков на протяжении ряда столетий.

Греческая религия была основана на различных традициях и преданиях, зачастую уходящих корнями в глубокое прошлое. Некоторые божества (Зевс, Посейдон, Афина, Гермес) были известны еще в микенскую эпоху, иные (Аполлон, Арес, Дионис) были заимствованы у соседей. Кроме олимпийских божеств, почитавшихся всеми греками, существовало огромное количество богов и героев, которым поклонялись лишь в определенной местности. Известны также крестьянские боги, являвшиеся когда-то идолами плодородия или покровителями границ земельных участков. О происхождении различных богов существовало множество разнообразных преданий. На рубеже VIII–VII вв. до н. э. поэт Гесиод собрал эти мифы вместе в своей поэме «Теогония». Примерно в это же время сложились основные формы культа и ритуалы, практиковавшиеся впоследствии.

Олимпийская религия

Дионис и его свита. Мраморный рельеф, IV в. до н. э. Лувр, Париж

Мир богов в представлении греков является отражением мира людей. Зевс и другие боги живут в роскошных чертогах на Олимпе и собираются на общий пир, во время которого советуются и спорят друг с другом. Боги полностью антропоморфны, они способны испытывать человеческие страсти, в том числе могут любить, страдать и ненавидеть. Они бессмертны, их власть превышает человеческую; часто вмешиваются в судьбы людей и наделяют их счастьем или несчастьем, не столько по справедливости, сколько по личному капризу. Боги непостоянны, они могут отвернуться от того, кому только что помогали, однако щедрыми пожертвованиями можно склонить их сердца на свою сторону.

Впрочем, даже боги не всемогущи. Их жизнью, так же как и жизнью людей, управляет безличная судьба (Ананка) . У людей она определяет рождение, продолжительность жизни и смерть, и даже боги не могут ее изменить. В их власти лишь отодвинуть на какой-то срок исполнение того, что было предначертано. Из-за политической раздробленности и отсутствия влиятельного жреческого сословия у греков не сложилось единой системы религиозных догм. Вместо этого параллельно существовало большое количество очень близких, но не идентичных религиозных систем. Все греки признавали одних и тех же богов, имели общие принципы веры, которые касались представлений о судьбе, власти богов над миром, положении человека, его посмертной участи и т. д. Вместе с тем отсутствовал канон, который определял бы формы и содержание основных преданий, а также культовых практик, которые в различных областях существенно различались.

Храм считался домом бога, а установленная в нем статуя - телом бога. Доступ внутрь храма был открыт лишь для жрецов и служителей. Основные культовые действия происходили снаружи. Алтари, на которых совершались жертвоприношения, также возводились вне храма, часто перед его фасадом. Как само здание, так и окружавший его участок (теменос), считались священными и пользовались правом неприкосновенности.

Ритуалы и жертвоприношения не требовали специальной подготовки, проводить их мог любой человек. Каждый самостоятельно определял характер и принципы своей веры, при условии что он не отрицал богов вообще. Эта свобода послужила важнейшей предпосылкой для появления светских знаний о мире, которые греческие философы могли развивать, не боясь при этом навлечь на себя гнев со стороны политических или религиозных властей.

67. Религия греков

Хотя эллины и заимствовали некоторые культы у своих соседей, но основа их религиозных верований была общеарийская: это было поклонение явлениям и силам природы, преимущественно светлому небу, солнцу, грозе, олицетворявшимся в виде отдельных богов, и почитание душ умерших предков. Нигде политеизм не получил такого художественного развития, как в Греции под влиянием красот природы и врожденного эллинам эстетического чувства. Греки первые отрешились от чудовищных представлений о богах, столь характерных, например, для стран Востока, и стали воображать их себе, а затем и изображать – в виде существ, имеющих совершенно человеческий облик и одаренных всем тем, что только греки считали особенно желательным для человека, – силою, здоровьем, красотою, молодостью или полною зрелостью без перспективы старости и смерти впереди. Ни одна религия не доводила поэтому антропоморфизм (человекоподобие) богов, до такой степени, как греческая. Приписывая своим богам человеческую природу, только возведенную на степень идеала, эллины наделяли их и всеми внутренними свойствами человека, не исключая, впрочем, и разных людских слабостей. Творческая фантазия греков была неистощима в повествованиях о жизни богов и богинь, об их взаимных отношениях, их подвигах и похождениях, а в свою очередь эти рассказы, известные под названием ми фов, вдохновляли поэтов и художников, которые черпали из народных сказаний, как из обильного источника, и образы, и сюжеты своих произведений. Греческая религия была настоящим многобожием (политеизмом) и в том смысле, что одно и то же явление природы чтилось нередко одновременно под разными именами, и что в отдельных местах были свои боги, которых в других местах не знали. Некоторые божества были общи всем эллинам, а из местных одни так навсегда и оставались местными, другие же, наоборот, получали широкое распространение. Случалось и так, что боги, чтимые в одних местностях, признавались в других, когда там узнавали об их существовании, только за «полубогов»: многие такие полубоги или герои, как их иначе называли, где‑нибудь и когда‑нибудь чествовались, как настоящие боги. Героев считали обыкновенно сыновьями или внуками богов, рожденными от смертных женщин, с которыми, по представлениям греков, боги вступали в браки. Кроме богов и героев, греки признавали бесчисленное множество духов мужского и женского пола, которыми под названием сатиров, нимф, дриад их фантазия населяла леса; ручьи и т. п.

68. Греческий Олимп

Главным местопребыванием богов считалась высокая зубчатая гора Олимп (в Фессалии), отделявшаяся Темпейской долиной по реке Пенею от другой такой же высокой горы, Оссы. Отсюда эпитет богов – олимпийцы . Здесь они жили как бы одною семьею, правда, не всегда дружною, но вечно блаженные, безболезненные и бессмертные, питаясь амброзией и упиваясь нектаром. Они видели оттуда все, что делается на земле, и время от времени покидали Олимп, дабы вмешиваться в человеческие дела. Им ничего не стоило в самое короткое время переноситься через громадные пространства, делаться невидимыми, внушать людям те или другие мысли, руководить их поступками. – Во главе этой олимпийской семьи стоял верховный правитель неба и земли, отец богов и людей, тучегонитель и громовержец Зевс , то же божество, которое арийцы Индии чествовали именем Дьяуса, римляне – под именем Юпитера (Дью-питера, т. е. Дью-отца). Супруга Зевса называлась Гера , и у него были братья: Посейдон , владыка морей, живший в глубине вод со своею женою Амфитритой, и Гадес, или Аид, царствовавший с Персефоной в подземном мире.

"Зевс из Отриколи". Бюст IV в. до Р. Х.

У Зевса от Геры и других богинь было несколько детей. Главными из них были Афина и Аполлон . Первая родилась во всеоружии из головы Зевса: это была первоначально молния, рождающаяся из мрачных туч, помощница своего отца в борьбе с врагами, богиня войны и победы, но потом она получила значение богини мудрости, покровительницы знания и науки. Вообще первоначальное, чисто физическое значение божеств затемнялось, и на первый план выступало значение духовное.

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Скульптор Фидий

То же случилось и с сыном Зевса и Латоны Аполлоном. Это был бог солнца (другие его названия Гелиос и Феб), разъезжавший по небу в колеснице и метавший оттуда свои стрелы, которыми он поражал духов мрака и преступников или насылал засуху с голодом и мором, но вместе с тем ниспосылавший всему живущему на земле плодородие. Мало-помалу, однако, Аполлон сделался богом чисто морального значения, именно богом духовного света, очищающим от осквернения преступлениями, открывающим духовные очи людей, вдохновляющим прорицателей и поэтов. Поэтому его представляли себе окруженным музами, покровительницами отдельных искусств.

Аполлон Бельведерский. Статую работы Леохара. Ок. 330-320 до Р. Х.

Аполлону, как богу солнца, соответствовала богиня луны – Артемида , сестра Аполлона и по отцу, и по матери, вечно блуждающая охотница, покровительница лесного зверья и птиц. Детьми Зевса считались еще Гефест , бог огня и небесный кузнец, и Афродита, богиня красоты, которых мифология считала вместе с тем супружескою четою, хотя сама Афродита предпочитала своего хромого мужа богу войны Аресу . Мать‑земля чествовалась греками под именем сестры Зевса Деметры (что и значило Δη μήτηρ, земля‑мать), богини земного плодородия, земледелия, уборки хлеба. У неё была дочь Персефона, похищенная Гадесом и в качестве его супруги сделавшаяся царицей подземного мира; каждую весну она возвращалась на землю для свидания с матерью, и тогда все начинало расти и цвести. Богом виноградной лозы и виноделия был Дионис или Вакх. Праздники этого божества сопровождались разгулом, доходившим до настоящего исступления. Миф о Вакхе заключал в себе рассказ о том, что почитательницы этого бога однажды в экстазе разорвали его самого на части, которые были потом собраны Зевсом, призвавшим убитого бога к новой жизни. У Зевса, наконец, был особый вестник, которого он посылал объявлять свою волю и исполнять разные поручения. Он назывался Гермесом и стал считаться богом торговли и даже плутовства.

69. Теогония Гесиода

В каждой местности были свои боги и собственные мифы об общих богах. Когда греки вследствие взаимных сношений стали знакомиться со всем этим разнообразием религиозных представлений, то почувствовали потребность связать эти представления в одну систему, устранив из них разные противоречия и разъяснив все, что могло вызывать какое-либо недоумение, Это было делом целого ряда поэтов, которые начали составлять родословия богов и решать вопрос о происхождении вселенной . Самою замечательною и самой авторитетною у самих греков из таких попыток была «Теогония» беотийца Гесиода , жившего в IX в. В этой поэме Зевс является уже сыном Крона и Реи, которые еще раз повторяются в лице родителей Крона – Урана (небо) и Геи (земли), при чем Уран сам представляется сыном своей супруги, а последняя считается вышедшею из Хаоса, о происхождении которого уже не ставилось вопроса. Зевс отнял власть у своего отца Крона, подобно тому, как Крон у Урана. Крон пожирал собственных детей, но Рея спасла одного из них от подобной участи; это и был Зевс, основатель царства олимпийских богов. Он вступил в борьбу со своим отцом и при помощи сторуких гигантов изверг Крона и его титанов в Тартар (подземный мир). Греки верили, кроме того, в существование еще высшей судьбы (Мойры), которая царит над самими богами и которой страшится даже сам Зевс.

70. Представления греков о начальной истории людей

Представления греков о происхождении людей были не ясны и сбивчивы. Сначала, по их воззрению, люди были такими же животными, как и остальные звери, но их облагодетельствовал титан Прометей , который похитил у богов и принес людям на землю огонь, за что был прикован Зевсом к одной из горных вершин Кавказа, где хищная птица день и ночь клевала его тело. (Рассказывали также, что Прометей сделал человека из глины, вдохнув в него божественную искру, похищенную с неба). По другому преданию, однажды разгневанный Зевс решил истребить людей за их беззакония и послал на землю потоп, от которого спасся только сын Прометея Девкалион и жена его Пирра. По совету богов, они стали бросать через себя камни, которые превратились в людей. Мифический прародитель греков Эллин считался тоже сыном Девкалиона и Пирры.

71. Культ предков и загробная жизнь

Как у всех арийских народов, у греков было развито почитание душ умерших, или культ предков. Каждая семья и каждый род, ведший свое происхождение от одного предка, должны были поминать своих отошедших отцов, приносить им жертвы и делать возлияния, потому что умершие, по представлению греков, нуждались и за гробом в пище и питье. В своих покойных предках они видели тоже богов – богов‑покровителей того или другого дома, того или другого рода. Это была домашняя религия, и в её обрядах могли участвовать лишь члены семьи или родичи. Средоточием культа предков был домашний очаг, на котором должен был постоянно гореть огонь и который сам был предметом религиозного почитания. Пока семья существовала, она обязана была приносить жертвы своим гениям‑хранителям и поддерживать огонь на домашнем алтаре. Забота о душах умерших выражалась и в том, что каждая семья устраивала для них усыпальницы; могилы предков для греков были столь же дороги, как собственные дома и храмы богов. Обычай сжигания трупов развился позднее и никогда окончательно не вытеснял погребения в землю. Первоначально греки верили, что души умерших продолжают жить здесь же, в родной семье, около родного очага, но потом у них взяло верх представление об особом местопребывании усопших, хотя их взгляды на этот счет и не были вполне определенны и ясны для них самих. По понятиям той эпохи, когда слагались великие поэмы «Илиада» и «Одиссея», душа после погребения попадает в мрачное царство Аида , где ведет печальную жизнь наподобие бессильной тени и откуда уже ни для кого нет возврата. Это жилище теней помещалось под землей, на далекой западной окраине мира. Только позднее греки стали делать различие между загробною судьбою праведных и злодеев, причем первым обещали блаженство в Елисейских полях, а вторым грозили муками Тартара. Души умерших в загробное жилище перевозит через реку Ахеронт в своей лодке Харон, а у ворот в царство теней встречает их собака Аида Цербер, и она‑то именно никого не пускает назад. Роль загробного судьи исполнял или сам Гадес, или бывший прежде на земле критским царем Минос. В связи с верованием в загробную жизнь возникли – и в некоторых местах получили особое развитие – таинственные обряды, известные под названием мистерий. Таким характером отличался в Аттике праздник Деметры, дочь которой Персефона была похищена богом подземного мира и сделалась царицей в этом жилище теней. Миф о Деметре и Персефоне выражал собою смену времен года, но с этим поэтическим представлением об одном из явлений природы соединилось и представление о посмертном существовании человеческой души. Священнодействие в честь Деметры сопровождалось пением гимнов, в которых разъяснялось значение церемонии и обещалась зрителям блаженная жизнь за гробом. Участие в мистерии считалось очищением и искуплением от всякой вины, совершенной человеком. Потребности в искуплении ради достижения блаженства в загробной жизни была обязана своим происхождением позднейшая (VI в.) секта орфиков, верившая в переселение душ, в котором они видели наказание за порочную жизнь, и также совершавшая таинственные обряды с целью искупления для блаженной жизни за гробом. (У орфиков были свои священные писания, автором которых они считали мифического певца Орфея, посетившего загробный мир, чтобы вывести оттуда свою жену Эвридику).

72. Религиозное объединение греков

Культ предков имел прямо домашний или родовой характер, но и поклонение тем или другим богам первоначально имело лишь чисто местное значение. В каждой местности были свои боги, свои праздники, свои обряды. Даже в том случае, однако, когда бог или богиня в разных местах носили одно и то же название, многие были недалеки от мысли, что все‑таки это было лишь общее имя разных богов, из которых одному поклонялись в одном месте, другому – в другом. Из этих местных культов некоторые мало-помалу стали приобретать известность и пользоваться большим значением далеко за пределами своей округи. Уже в очень отдаленное время прославилось у греков святилище Зевса Пеласгийского в Додоне (в Эпире): здесь был старый священный дуб, и в шелесте его листьев людям слышался вещий голос бога. С другой стороны, когда происходило сближение между отдельными маленькими государствами, на которые делились греки, то обыкновенно устанавливались общие культы. Например, ионяне Малой Азии и близлежащих островов составляли из себя религиозный союз и имели общий храм Посейдона на мысе Микале. Точно так же религиозным центром всего ионийского племени по обе стороны Эгейского моря сделался остров Делос, на котором особое развитие получил культ Аполлона. Над подобными племенными культами мало-помалу возвысились культы, получившие и прямо общенациональное значение.

73. Дельфийское святилище Аполлона

Ни один из местных культов не достигал такого признания со стороны всей нации, как культ Аполлона в фокидском городе Дельфах, у подножия горы Парнаса. Своею славою дельфийское святилище бога солнца было обязано известному прорицалищу, или оракулу. Жрица Аполлона, называвшаяся по‑гречески пифией, садилась на треножник около расщелины в скале, откуда выходили одуряющие пары, лишалась от этого сознания и начинала произносить бессвязные слова, которые считались за вещания самого бога. Жрецы передавали её речи присутствующим и толковали их смысл. Это не были, собственно говоря, предсказания о будущем, но советы и наставления по поводу разных предприятий частных лиц и даже государств. Дельфийский оракул прославился далеко за пределами даже самого греческого мира, и к нему иногда стали обращаться другие народы (например, лидяне, а впоследствии римляне). Благодаря этому жрецы дельфийского Аполлона, с одной стороны, хорошо знали все, что делалось во всей Греции, а с другой, приобрели громадный авторитет даже в политике. Дельфийский оракул сделался также большим авторитетом и в нравственных вопросах: к нему обращались в случаях тревоги или угрызений совести, здесь же искали искупления совершенных проступков, а жрецы пользовались этим, чтобы преподавать более высокое нравственное учение, которое постепенно вырабатывалось в их среде. В Дельфах именно и произошло превращение культа солнечного божества в религию бога духовного света и добра. Самый храм Аполлона был страшно богат от массы приношений, стекавшихся в него со всех сторон.

74. Амфиктионии

При дельфийском храме образовалась амфиктиония, как назывались у греков религиозные союзы для совместного культа и с целью охраны союзных храмов. Собственно говоря, таких амфиктионий в Греции было несколько, но самая знаменитая была именно дельфийская, потому что она была уже не местной, а охватывала несколько племен. Некоторые думают, что дельфийской амфиктионий греки более всего были обязаны возникновением среди них национального самосознания, и что отсюда же распространилось на весь народ название эллинов. Каждый член амфиктионий посылал своих уполномоченных на собрания, происходившие дважды в год для обсуждения общих дел (содержание храма, заведование священными сокровищницами, устройство празднеств и т. п.). Государства, входившие в состав союза, могли воевать друг с другом, но должны были не нарушать при этом известных правил, как то: не разрушать союзных городов, не отрезывать от них воду и т. п.

75. Общий характер греческих культов

Общественное богослужение греков состояло из жертвоприношений, песнопений и символических обрядов и сопровождалось пляскою и разного рода состязаниями. Одаренные художественным чутьем, греки особенно развили эстетическую сторону своего культа, создав религиозную музыку – пение гимнов в честь богов под аккомпанемент лиры (кифары) и кларнета или флейты – и целый ряд обрядов, воспроизводивших драматически воспоминаемые события. Жертвоприношения превращались в своего рода пиршества, в которых как бы принимали участие сани боги, праздники – в увеселения с танцами, кулачными боями, беганием взапуски и т. п. Такие состязания в честь богов или, как у нас принято их называть, «игры» носили у греков имя агонов и пользовались большою популярностью. Они устраивались в разных местах, но наибольшею известностью пользовались такого рода празднества в Олимпии (в Элиде), в Дельфах (пи фийские состязания), в Немее (в Арголиде) и на Коринфском перешейке (истмийские состязания). Самыми знаменитыми были игры олимпийские.

Один грек стоит тысячи варваров . (Александр Македонский).

Современная европейская, (впрочем, и не только европейская) цивилизация очень во многом своим развитием обязана древней Греции. Это сравнительно маленькое государство сделало просто таки огромный вклад в общемировую культуру: медицину, политику, искусство, литературу, театр. И по сей день, древнегреческие мифы служат источником вдохновения для многих людей, изучаются и пересказываются. А знаменитый древнегреческий театр, ставший прообразом театра современного, сейчас реконструируется вновь, современные люди пытаются вновь оживить частичку античной Греции через театральное искусство. И все это лишь малая часть великого греческого наследия.

История древней Греции

Словосочетание «древняя Греция» у многих ассоциируется с высокой античной культурой, мудрыми афинскими философами, отважными спартанскими воинами и величественными храмами. На самом же деле древняя Греция, это не одна, а сразу несколько цивилизаций, которые развивались и трансформировались на протяжении веков. Среди них можно выделить:

  • Минойскую цивилизацию, существовавшую в ранний период развития древней Греции, с ней связана, например, знаменитая легенда о Тесее и Минотавре, имеющая вероятно под собой и какую-то реальную историческую основу.
  • Ахейскую цивилизацию, именно об этом периоде пишет Гомер в своих эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея».
  • Эллинскую цивилизацию, собственно период наивысшего расцвета древнегреческой цивилизации.

Также и саму территорию древней Греции принято условно разделять на три части: Северную, Среднюю и Южную. В Южной Греции находилась воинственная и суровая Спарта, сердце античной Греции – Афины, располагались в Средней Греции, на Севере же находилась Фессалия и Македония. (Последняя, впрочем, не считалась «тру греческой», македонцы были скорее полугреками-полуварварами, вот правда в истории самой древней Греции им была уготована значительная роль, но об этом смотрите дальше).

Что же касается истории древней Греции, то ее историки условно делят на несколько периодов, и далее мы детально рассмотрим основные периоды древней Греции.

Ранний период

Возникновение древней Греции берет начало в глубокой древности, во времена, когда сами древние греки были такими же варварами. Племена пеласгов, населяющих греческую территорию за 3 тысячелетия до н. е. были изгнаны оттуда пришедшими с севера племенами ахейцев. Ахейцы, создавшие ахейскую цивилизацию, в свою очередь, были уничтожены племенами дорийцев, которые находились на более низком в культурном плане уровне развития. После гибели ахейской цивилизации наступает так званый «темный век» античного мира. Как и подобно другому «темному веку» наступившему после крушения он характеризуется упадком культуры, отсутствием письменных источников, способных рассказать нам об этом историческом периоде.

Кое-какой свет на него пролил лишь Гомер, правда, долгое время серьезные историки считали события, описанные в «Илиаде» о Троянской войне лишь выдумкой поэта, пока некто, немецкий археолог Генрих Шлиман не раскопал реальную Трою. Правда споры о достоверности раскопанной им Трои ведутся до сих пор, у нас на сайте есть отдельная интересная по этой теме, а мы пока возвращаемся к истории Греции.

Период Архаики

Он же Архаический период древней Греции, характеризуется новым расцветом греческой цивилизации. Именно в этот период начинают появляться греческие полисы – независимые города-государства, среди которых постепенно возвышаются Афины, Фивы и Спарта. Афины стали величайшим культурным центром античной Греции, именно здесь впоследствии жили многие выдающиеся философы, ученые, поэты. Также Афины были оплотом древнегреческой демократии, власти народа («демос» — по-гречески значит «народ», «кратос» — власть) и местом рождения этой формы правления.

Разумеется, древнегреческая демократия отличалась от современной, так например рабы и женщины участия в голосовании и общественных собраниях принимать не могли (до появления феминизма было еще не скоро). В остальном же афинская демократия была именно самой что ни есть настоящей демократией в ее традиционном понимании, любой свободный гражданин имел не только право, но и обязанность участвовать в народных собраниях, так званых экклезиях, на которых принимались все важные политические и экономические решения.

Народные собрания в Афинах.

Спарта же была полной противоположностью Афинам, военным государством, где ни о какой демократии, разумеется, не могло быть и речи, Спарта управлялась сразу двумя царями, один из которых командовал армией и ходил в военные походы во главе войска, второй ведал хозяйством в его отсутствие. Каждый мужчина-спартанец был профессиональным воином, все свое время проводившим в совершенствовании воинского мастерства, как следствие спартанская армия была самой сильной в тогдашней Греции. А подвиг 300 спартанцев, сдержавших наступление большой армии, уже не раз прославлялся и в искусстве, и в кинематографе. Экономика же Спарты полностью держалась на рабах – илотах, которые нередко поднимали восстания против своих господ.

Фивы, еще один великий город древней Греции также был значительным культурным и экономическим центром, имевшим к тому же большое политическое влияние. Власть в Фивах принадлежала группе богатых граждан, так званых олигархов (да, это привычное в нашем обиходе слово греческого происхождения), которые с одной стороны боялись распространения афинской демократии, но с другой суровость спартанского образа жизни ими также была не приемлема. Как результат в постоянных конфликтах между Афинами и Спартой Фивы поддерживали то одну, то другую сторону.

Классический период

Классический период древней Греции характеризуется наивысшем расцветом ее культуры, философии, искусства, именно в этот период появляются такие выдающиеся личности как Солон и Перикл (выдающиеся политические деятели, укрепившие демократию в Афинах), Фидий (творец Парфенона в Афинах и многих других великих сооружений), Эсхил (талантливый драматург, «отец драмы»), Сократ и Платон (думаем, эти философы не нуждаются в представлении).

Однако с высочайшим развитием культуры в этот период античная Греция сталкивается и с великими испытаниями, а именно нашествием персов, стремящихся поработить свободолюбивых греков. Перед лицом грозного врага даже такие непримиримые прежде соперники как Афины и Спарта объединились и выступили единым фронтом, общегреческий патриотизм взял вверх над местечковыми сварами. В результате после ряда выдающихся побед (Марафонская битва, битва при Фермопилах) над превосходящими силами персов грекам удалось отстоять свою независимость.

Правда, после победы над персами в ходе греко-перских войн, греки опять вернулись к былым сварам, которые вскоре обострились настолько, что вылились в большую Пелепонескую войну, между Афинами и Спартой. И с той и с другой стороны два полиса поддерживали свои союзники, продлившись 30 лет, война закончилась победой Спарты. Правда особой радости победа не принесла никому, блестящая греческая цивилизация за годы войны опять пришла в упадок и запустение, а сами греческие полисы в ходе войны ослабли настолько, что вскоре энергичный македонские царь Филипп, отец великого завоевателя Александра Македонского, без особого труда завоевал всю Грецию.

Ну а уже его сын, как мы знаем, сплотив всех греков, уже сам напал на Персию, да так успешно, что дошел со своими непобедимыми на то время греческими фалангами аж до . С этого момента начинается эллинистический период истории древней Греции.

Эллинистический период

Он же завершающий период расцвета греческой цивилизации, момент ее величайшего зенита, когда власть (а заодно и культура) греков благодаря энергии одного македонца протянулась от собственно Греции до далекой Индии, где даже была создана уникальная греко-индийская культура, проявленная, например, в статуях Будды, сделанных в стиле греческом, античной скульптуры. (такой удивительный культурный синкретизм).

Бамианская статуя Будды, сделанная в античном стиле, к сожалению, до нашего времени не сохранилась.

После смерти Александра Македонского, его необъятная империя распалась столь же быстро, как и завоевывалась, греческое влияние тем не менее еще продолжало сохраняться какое-то время, но со временем постепенно стало приходить в упадок. Положение осложнилось вторжением в саму Грецию воинственных племен -галатов.

И наконец, с возвышением Рима и появлением на греческой земле римских легионеров пришел окончательный конец греческой цивилизации, которая была полностью поглощена Римской империей. Римляне же как мы знаем во многом перебрали себе греческую культуру и стали ее достойными продолжателями.

Культура древней Греции

Именно в античной Греции были сформулированы первые философские понятия, заложившие те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется и современная наука.

Греческий историк Геродот стал буквально «отцом истории», именно его исторические труды являются образцами для трудов следующих поколений историков. Греческий лекарь Гиппократ стал «отцом медицины», его знаменитая «клятва Гиппократа» и по сей день выражает морально-этические принципы поведения врача. Уже упомянутый нами драматург Эсхил стал творцом театральной драмы, его вклад в театральное искусство и развитие театра просто огромен. Также как и огромны вклады греков Пифагора и Архимеда в развитие математики. А философа Аристотеля можно вообще назвать «отцом науки» в широком понимании этого слова, так как именно Аристотель сформулировал основополагающие принципы научного познания мира.

Так выглядит древнегреческий театр, появившийся из религиозных мистерий, он вскоре стал одним из любимых мест развлечения древних греков. Сами строения театров в древней Греции представляли собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для актеров. Все древнегреческие театры обладали отличной акустикой, таким образом, даже зрители, сидящие на дальних рядах, могли слышать все реплики (микрофонов то еще не было).

Древнегреческие олимпийские игры, на время проведения которых даже прерывались все войны, стали, по сути, фундаментом развития современного спорта и современных олимпийских игр, представляющих собой как раз таки возрождение древнегреческой спортивной традиции.

Много интересных изобретений было у греков и в военном деле, например их знаменитая фаланга, представляющая сплоченное боевое построение пехоты. Греческая фаланга могла запросто одерживать (и одерживала) победы над хотя и превосходящими числено, но не организованными персами, кельтами и прочими варварами.

Искусство древней Греции

Древнегреческое искусство представлено, прежде всего, прекрасной скульптурой и архитектурой, живописью. Гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность, вот основные принципы греческого искусства, которое рассматривает человека, как мерило всех вещей, представляет его в физическом и моральном совершенстве.

Знаменитая Венера Милосская, творение неизвестного греческого скульптора. Изображающая богиню любви и красоты Венеру, она ведь в первую очередь передает первозданную красоту женского тела, в этом вся скульптура древней Греции и все ее искусство.

Архитектура древней Греции особенно прославилась благодаря Фидию, скульптору и архитектору, Парфенон, храм посвященный покровительнице Афин богине войны и мудрости Афине величайшее его творение.

Но помимо Парфенона греками было построено и множество других не менее красивых храмов, многие из которых, к сожалению, не сохранились до наших времен или же сохранились в виде руин.

Что же касается живописи, то она в древней Греции была представлена в искусных рисунках на греческих вазах, в форме вазописи. В декорировании и расписывании ваз и амфор древние греки достигли большого мастерства.

Расписанная греческая амфора. Стоит заметить, что древние греки расписывали самые разные виды глиняной посуды. А надписи на вазах, оставленные некоторыми вазописцами стали дополнительным источником исторической информации.

Религия в древней Греции

Религия древней Греции и ее мифология, пожалуй, изучены лучше всего, и имена многих греческих богов и богинь, во главе с верховным богом Зевсом у многих на слуху. Что интересно, греки наделяли своих богов вполне людскими качествами и даже пороками, свойственными людям, такими как гнев, зависть, мстительность, прелюбодеяния и прочая.

Также помимо богов существовал культ героев-полубогов, таких как, например Геракл, сын верховного бога Зевса и обычной смертной женщины. Часто многие греческие правители объявляли, что ведут свою родословную от того или иного полубожественного героя.

Что интересно, в отличие от многих других религий, древним грекам совсем не был свойствен ни религиозный фанатизм («Если Александр так хочет быть богом, то пусть будет им», — спокойно заметили как-то спартанцы в ответ на притязание Александра Македонского о своем божественном происхождении), ни особое преклонение перед богами. Общаясь со своими богами, греки никогда не стояли на коленях, а беседовали с ними, словно с равными людьми.

А греческие храмы посвященные тому или иному богу, помимо своих ритуальных функций имели и еще одно очень важно предназначение, они были самыми что ни есть настоящими банками античностями, то есть местами, где разные греческие олигархи и вельможи хранили свои нажитые правдами и неправдами ценности.

  • Всем привычное слово «идиот» древнегреческого происхождения. Идиотом древние греки называли гражданина полиса, который не принимал участия в общественных собраниях и голосованиях, то есть человека, не интересующегося политикой в нашем современном понимании, который отстранил себя от политических перипетий.
  • В древней Греции существовал специальный институт гетер, которых ни в коем случае нельзя путать с проститутками. Гетеры, подобно японским гейшам были красивыми и в то же время образованными женщинами, способными и поддержать интеллектуальную беседу, и разбирающиеся в поэзии, музыке, искусстве, с широким кругозором, служащие для наслаждения мужчины не только в физическом смысле, но и во всех других мыслимых смыслах. Многие греческие гетеры собирали вокруг себя философов, поэтов, ученых, яркий тому пример, гетера Аспасия бывшая любовницей Перикла, в Аспасию в свое время даже был влюблен юный Сократ.
  • Всех других представителей так сказать менее культурных народов древние греки называли «варварами» и именно они ввели в обиход этот термин («варвар» с древнегреческого переводится как «чужеземец, чужестранец»). Позже римляне также заразились этой греческой ксенофобией.
  • Хотя греки и с пренебрежением относились ко всяким скифам и германцам, называя тех «варварами», в свою очередь сами они очень многое почерпнули из более развитой древнеегипетской цивилизации и культуры. Так, например Пифагор в молодости обучался у египетских жрецов. Историк Геродот также бывал в Египте и много беседовал с египетскими жрецами. «Вы греки, словно малые дети», — говорили ему тамошние жрецы.

Древняя Греция, видео

И в завершение интересный документальный фильм о древней Греции.




Статьи по теме: