По видам коллективы народного художественного творчества бывают. Методическая разработка "Коллектив: классификация коллективов народного художественного творчества

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им. Е.В. ОБРАЗЦОВОЙ»

города САЛЕХАРДА

КОЛЛЕКТИВ: КЛАССИФИКАЦИЯ КОЛЛЕКТИВОВ НАРОДНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Методическая разработка

Предеина Е.Г.

преподаватель хореографических дисциплин

Салехард, 2017

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава I …………………………………..6

1.1 Понятие коллектива народного художественного творчества…………....6

1.2Основные задачи и организация деятельности коллективов художественного народного творчества…………………………………….7

1.3 Проблема классификации коллективов…………………………………….16

1.4 Содержание деятельности в коллективе…………………………...……....19

………………………………………………………………23

2.1 Понятие народного, образцового коллектива народного художественного творчества и общие положения………………………………………..24

2.2 Условия и порядок присвоения звания «Народный коллектив»; порядок подтверждения и порядок снятия звания……………………………...25

2.3 Нормативы деятельности Народного коллектива; Права и обязанности народного коллектива…………………………………………………..30

2.4 Руководство Народным коллективом. Штаты Народного коллектива. Оплата труда специалистов…………………………………………….33

Заключение ……………………………………………………………………...36

Список литературы …………………………………………............................38

Приложение 1 …………………………………………………………………...40

Введение

Среди актуальных проблем теории и методики художественной самодеятельности первостепенное значение приобретают проблемы сущности коллектива, как качественно самостоятельного и специфического явления досуга. Ведь в конечном итоге, какой бы мы ни взяли аспект обучения, воспитания и развития участников средствами искусства и народного творчества, все они непосредственно связаны с коллективом, особенностями организации его деятельности.

Коллектив народно-художественного творчества – это база накопления учащимися социального опыта. Только в коллективе его освоение планируется и направляется педагогами-профессионалами. Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нём деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива.

Объектом исследования является народное художественное творчество.

Предметом исследования является коллектив народного художественного творчества, классификация коллективов.

Целью работы является рассмотрение коллектива народного художественного творчества как педагогического явления.

Задачи работы :

    Рассмотреть понятие коллектива народного художественного творчества;

    Рассмотреть организацию деятельности коллективов народного художественного творчества;

    Определить основания для классификации коллективов;

    Показать основные параметры «народного коллектива».

Исследовательский процесс предполагает использование различных подходов и применение существующей информации по исследуемым вопросам. Теоретической базой по основным педагогическим вопросам стали учебные пособия В. А. Сластенина, И. Ф. Харламова.

Проблемами коллектива интересовался В. С. Цукерман. В своем пособии «Народная художественная культура в условиях социализма» он рассматривает признаки коллектива художественной самодеятельности, определяет его сущность, классифицирует коллективы по различным признакам.

Целенаправленным изучением различных процессов в коллективе занимались А. С. Каргин, Ю. Е. Соколовский, А. М. Асабин, Г. Ф. Богданов. Естественно обращение к работам А. С. Макаренко, который вплотную занимался теорией коллектива.

Вторая глава работы создавалась на основе анализа Положений о «народном» самодеятельном коллективе Челябинской и Свердловской областей.

Исследование не обошлось без обращения к энциклопедическим источникам: в частности, педагогический энциклопедический словарь, главный редактор Б. М. Бим – Бад.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В главе I подробно рассматривается понятие коллектива народного художественного творчества, его сущность, признаки и задачи.

В главе II рассматривается понятие народного, образцового коллектива народного художественного творчества и общие положения; условия и порядок присвоения звания «Народный коллектив»; нормативы деятельности Народного коллектива; порядок подтверждения звания «Народный коллектив» и порядок снятия звания «Народный коллектив»; права и обязанности народного коллектива.

В приложении приводится примерная заявка на присвоение/подтверждение звания «народный», «образцовый» коллектив народного художественного творчества.

Глава I . Коллектив народного художественного творчества как социально-педагогическое явление

    1. Понятие коллектива народного художественного творчества

Для того чтобы понять роль коллектива художественной самодеятельности необходимо прежде всего выяснить его сущность. Знание понятия коллектива художественной самодеятельности также важно для того чтобы правильно планировать его работу, повышать его эффективность в воспитании и развитии участников и зрителей, разрабатывать педагогические и художественные принципы организации и управления его деятельностью.

Под коллективом народного художественного творчества понимается постоянно действующее, без прав юридического лица, добровольное объединение любителей и исполнителей музыкального, хорового, вокального, хореографического, театрального, изобразительного, декоративно-прикладного, циркового, кино-, фото-, видео - искусства, основанное на общности художественных интересов и совместной учебно-творческой деятельности участников, способствующее развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных и технических ценностей в свободное от основной работы и учебы время.

Разновидностями коллектива являются:

объединение – форма творческой деятельности в дополнительном образовании, имеющая целью развивать способности, удовлетворять творческие интересы участников, организовывать досуг и отдых. Организуется на принципах добровольности и самоуправления ;

студия – самодеятельный клубный коллектив с преобладанием в содержании работы учебно-творческих занятий;

кружок – самодеятельный клубный коллектив (как правило, по приобретению определенных умений и навыков – вязания, вышивания, пения и т.д.), для которого характерен небольшой количественный состав участников, отсутствие подготовительных групп, студий и т.п.

Среди основных признаков , характеризующих коллектив, можно назвать:

    Одной из основных целей существования коллектива является возможность самовыразиться, проявить свою активность, инициативу, самостоятельность, а также возможность самоутвердиться в коллективе;

    Наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперёд;

    Систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность и соответствующая организация совместной деятельности;

    Систематическая практическая связь коллектива с обществом;

    Наличие положительных традиций и увлекательных перспектив;

    Развитая критика и самокритика, сознательная дисциплина и др.

Коллектив народного художественного творчества многофункционален. Можно выделить следующие основные функции коллектива :

    Организационная – коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;

    Воспитательная – коллектив становится носителем и пропагандистом определённых идейно-нравственных убеждений;

    Стимулирования – коллектив способствует формированию стимулов творческой деятельности, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения;

    Развивающая – в коллективе происходит всестороннее и гармоническое развитие личности средствами искусства и др.

    1. Основные задачи и организация деятельности коллективов народного художественного творчества

Одной из главных задач коллектива народного художественного творчества является приобщение участников коллектива к художественным традициям своего народа, к отечественной культуре, мировым художественным ценностям на основе их творческого освоения и пропаганды в зрительской аудитории. Также коллектив способствует: приобщению и населения к культурным традициям народов Российской Федерации, лучшим образцам отечественной и мировой культуры; организации досуга населения.

В коллективе народного художественного творчества происходит гармоничное развитие личности, формирование нравственных качеств и эстетических вкусов. Участники самодеятельного коллектива приобретают знания, умения и навыки в различных видах художественного творчества, получают возможность развивать свои творческие способности в той или иной области.

Коллектив создает условия для активного участия в культурной жизни и творческой деятельности социально незащищенных слоев населения. В том числе, условия для культурной реабилитации детей-инвалидов и социализации детей из социально неблагополучной среды через творческую деятельность.

Коллективы народного художественного творчества своей деятельностью способствуют популяризации творчества профессиональных и самодеятельных авторов, создавших произведения, получившие общественное признание.

В целом, деятельность самодеятельных коллективов помогает дальнейшему развитию народного художественного творчества, способствует широкому привлечению к участию в творчестве различных социальных групп населения.

Необходимым условием функционирования коллектива является его организация. При всем различии коллективов разных учреждений и ведомств, при всем разнообразии типов коллективов все они характеризуются некоторыми общими чертами организационной структуры, отличающими их от ряда других объединений. К этим чертам относятся:

1.Наличие руководителя, объединяющего в своем лице две основные характеристики: специалист в одном из видов искусства и педагог, организующий работу коллектива, руководящий его жизнедеятельностью, направляющий процесс воспитания, образования и развития членов коллектива.

2.Наличие старосты или актива, состоящего из наиболее авторитетных и инициативных участников, способствующих созданию в коллективе творческой атмосферы, осуществляющих в нем самоуправление, ответственных за определенные конкретные мероприятия.

Коллектив народного художественного творчества создается, реорганизуется и ликвидируется по решению руководителя культурно–досугового учреждения. Коллективу предоставляется помещение для проведения занятий, он обеспечивается необходимой материально-технической базой.

Коллективы могут осуществлять свою деятельность за счет консолидированных средств бюджетного финансирования и внебюджетных средств, полученных от собственной деятельности, оказания платных услуг, средств участников коллективов, в том числе членских взносов, целевых поступлений от физических и юридических лиц, выделенных на цели развития коллектива, а также добровольных пожертвований.

Условия членства в коллективе определяются его Положением. Размер членского взноса (если таковой имеется) ежегодно устанавливается приказом руководителя базового учреждения на основании сметы расходов коллектива.

Занятия в коллективах проводятся систематически не менее 3-х учебных часов в неделю (учебный час - 45 минут).

По согласованию с руководителем культурно-досугового учреждения коллективы могут оказывать платные услуги (спектакли, концерты, представления, выставки и т.д.), помимо основного плана работы культурно-досугового учреждения. Средства от реализации платных услуг могут быть использованы на приобретение костюмов, реквизита, приобретение методических пособий, а также на поощрение участников и руководителей коллективов.

За успехи, достигнутые в различных жанрах творчества, коллективы могут быть представлены к званию «народный, образцовый коллектив народного художественного творчества».

Руководители и лучшие участники коллектива, ведущие плодотворную творческую деятельность, могут быть представлены в установленном порядке на награждение всеми принятыми и действующими в отрасли формами поощрения.

Любой коллектив может существовать только тогда, когда он развивается, неустанно двигаясь к общей цели. Специфика коллективов НХТ заключается в том, что его участники и работники культурно-досуговых учреждений сами выбирают перспективные цели и текущие задачи коллектива, сами определяют способы решения этих задач. Здесь приходит на помощь теория и практика общей педагогики, которая научно обосновала условия и законы развития коллектива.

Еще в начале ХХ века известным советским педагогом А.С. Макаренко были сформулированы законы движения (развития) коллектива, которые вполне современны на сегодняшний день и приемлемы для коллективов народного художественного творчества.

1 закон. Наличие большой общественно-значимой цели.

Цель, ради которой создается коллектив, имеет большое значение для всей его дальнейшей работы. Большое значение имеет то, ради чего собрались люди в коллектив, каковы их интересы и устремления, какова культурная ценность их увлечения, так как сами интересы обладают различной общественной значимостью, различный общественный потенциал заложен и в занятиях, развивающихся на основе этих интересов.

Большое значение в данном случае имеет и масштаб деятельности. Замкнута ли работа коллектива на себе или его работа ориентирована на выход за свои рамки, в превращение своих занятий в важное общественное дело. Во втором случае имеет место очень продуктивное в воспитательном плане сочетание удовольствия от занятий любимым делом с нравственным удовлетворением человека, приносящего пользу людям.

2 закон. Правильное сочетание общественных и личных устремлений и интересов.

Человек приходит в самодеятельный коллектив, понимая, что здесь он будет иметь условия для более продуктивного занятия любимым делом, чем в одиночку. Но в коллективе помимо индивидуальных интересов возникают и общеколлективные интересы. Цель коллектива – не простая сумма личных целей. Индивидуальные желания входят в нее в измененном виде.

Для достижения коллективной цели требуется такая координация усилий людей, которая определенным образом ограничивает свободу действий отдельного человека. Это объективная основа противоречий между личным и общественным. Путь выхода из этого противоречия – понимание того, что личный успех связан с успехом всего коллектива. Коллективная победа приносит людям не меньшее, а иногда большее удовлетворение.

Нельзя достичь абсолютного совпадения личных и общественных интересов, необходимо уметь их правильно согласовывать. Необходимость согласования интересов часто возникает при выработке программы деятельности на продолжительный срок либо при распределении ролей и обязанностей.

Возникают конфликты, причинами которых могут быть: неточное представление участников самодеятельного коллектива о собственных возможностях; иногда коллективу необходимо, чтобы его член делал не ту работу, которая ему нравится больше; ложно понятые интересы коллектива (человеку поручают одну и ту же роль, с которой он хорошо справляется); эгоцентризм, эгоизм отдельных членов коллектива.

Нельзя дать универсальный рецепт разрешения этих противоречий. Выбор соответствующего способа воспитательного воздействия и урегулирования конфликта определяют: степень зрелости самодеятельного коллектива; уровень действительных творческих возможностей участников; престиж руководителя и авторитет общественного мнения; индивидуальные психические особенности любителя; степень срочности выполняемой коллективом работы и т.д. Методы могут быть разные: разъяснение и убеждение; требование руководителя; давление общественного мнения; исключение.

3 закон. Наличие системы перспективных линий.

Помимо общих целей коллектив должен иметь перед собой конкретные задачи, решение которых и составляет реальное содержание его движения (развития). Такая совокупность согласованных взаимоподчиненных и закономерно распределенных во времени целей и задач называется перспективными линиями .

1. Ближняя перспектива.

Ближайшие цели, легко достижимые задачи. Реализация их возможна обычными усилиями и находится в пределах сегодняшних возможностей участников самодеятельности. [ 5, 216]

Важна правильная организация ее на первых порах существования коллектива, когда преобладает непосредственный интерес и дальняя перспектива видится неотчетливо. К примеру, руководитель хора, разучивая на первых занятиях песню по просьбе большинства участников или организуя посещение концерта, начинает работу по сплочению коллектива именно с такого рода перспективы.

Необходимо умелое сочетание теоретических и практических занятий, специальных тренировочных упражнений и исполнительно-творческой деятельности. Ближняя перспектива сохраняет свое значение и на последующих этапах развития коллектива, но значение ее другое. Если в начале работы она – единственный стимул, то потом осознается ее связь со средней и дальней перспективами и подчиненность им. Наполнять близкие перспективы общественным содержанием, связанным с радостью, удовлетворением от общих трудовых напряжений в интересах коллектива – эта задача стоит перед руководителем беспрерывно.

2. Средняя перспектива.

Это цель или событие, которое несколько отодвинуто во времени, требует значительных усилий, обладает большей значимостью. Она распадается на ряд мелких, поочередно сменяющихся перспектив, этапов, связана с выходом «на люди» - концерт, спектакль, выставка, участие в смотре и т.п. Средняя перспективная линия не должна обрываться на этом, она – важный этап, но не окончательный шаг по творческом пути коллектива. Ближняя и средняя перспективы вполне конкретны.

3. Дальняя перспектива.

Необходима для нормального развития коллектива, на ее достижение направлена вся деятельность кружка, студии, народного коллектива. Структура ее многогранна, в ней находят отражение представления коллектива:

Об уровне мастерства, которого необходимо достичь;

О месте, какое должен занять коллектив среди других самодеятельных коллективов;

Об общественном назначении коллектива в жизни своего учреждения культуры, района, города.

Дальняя перспектива воплощает в себе предел сегодняшних интересов и не может обладать четкой конкретизированностью. Но в силу своей значимости и привлекательности она становится мощным мобилизующим средством.

Педагогический смысл перспективных линий заключается в единовременном их существовании и осознании ближайшей, промежуточной и отдаленной цели. Каждый результат, шаг воспринимается не сам по себе, а как необходимый этап на пути к значительным достижениям. И в тоже время далекие перспективы приобретают более реальные очертания. Все это способствует нормальному развитию коллектива самодеятельного творчества.

4 закон. Формирование общественного мнения, выработка традиций коллектива народного художественного творчества.

Общественное мнение играет большую роль в развитии и становлении как коллектива, так и отдельной личности. В художественном коллективе общественное мнение является своеобразной высшей инстанцией. Оно регулирует всю внутреннюю жизнь коллектива. И убеждение, и порицание, и поощрение всегда идет от имени и через общественное мнение. Общественное мнение, интегрируя суждения заинтересованных и хорошо информированных людей, как правило, компетентно и объективно.

Общественное мнение – это авторитет, образец для следования примеру, эталон правильности, что-то высокое. Санкции, к которым прибегают члены общностей (коллектива), поддерживают и подкрепляют это высокое положение общественного мнения. Как авторитет и образец общественное мнение ориентирует личность с тем, чтобы он не оказался в числе «изгоев», которые противопоставляют себя обществу.

С другой стороны, общественное мнение является инструментом для оказания давления на отдельных членов коллектива, групп участников, которые проявляют своеволие и своенравие. Оно определяет, какие неверные поступки должны подвергнуться санкциям со стороны большинства членов общностей, организаций.

Критерии общественного мнения обладают значимой устойчивостью. Они меньше подвержены колебаниям, чем настроения, чувства и суждения отдельного человека. На формирование общественного мнения большое внимание оказывает оценка руководителя, оценка со стороны общественности. Оценка – высший инструмент управления. Любые действия отдельных людей или микрогрупп, промежуточные результаты и общие итоги должны оцениваться с позиции их значимости для коллектива в целом.

Огромную роль для развития коллектива имеет наличие в нем традиций. Традиция – не любые повторяющиеся элементы в жизни коллектива, а только те, которые характеризуют их как коллективы особенные, не похожие на других. А.С. Макаренко писал: «Традиция украшает коллектив, она создает для коллектива тот внешний каркас, в котором красиво можно жить и который поэтому увлекает». В умении найти красивую, идейно и эмоционально емкую традицию заключается мастерство руководителя коллектива НХТ.

Формировать традиции необходимо на ранних этапах развития коллектива. Совместное посещение концертов, выставок, экскурсий, прогулки на природу позволяют строить в художественном коллективе товарищеские взаимоотношения и являются ценными для развития личности. Различают несколько видов традиций.

1. Традиции, связанные с внутриколлективной деятельностью. К ним можно отнести, к примеру, начало репетиционных занятий с определенной распевки, действий; оригинальные формы проведения первой встречи в новом сезоне и последней встречи в учебном году; ритуал приема новичков в коллектив, включающий в себя рекомендации, представление самостоятельно выполненных работ, шуточную проверку качеств, торжественные обещания, вручение членского билета, письменного наказа и т.п.

2. Традиции, связанные с творческой деятельностью коллектива. Это могут быть традиционные встречи с деятелями культуры и искусства, профессиональными артистами; ежегодные концерты для ветеранов, воспитанников детских домов, встречи с подобными коллективами из других учреждений культуры, городов, стран.

3. Традиции, связанные с репертуаром. Включение в репертуар коллектива народного художественного творчества произведений одного и того же автора (к примеру, систематически включать в репертуар театрального коллектива пьесы А.Н. Островского), традиция начинать или заканчивать концерт одной и той же песней и т.д.

Утверждение традиций связано с развитием атрибутики, которая представляет своеобразную символизацию содержания при помощи внешнего выражения. Сюда можно отнести значки и эмблему коллектива, девиз, традиционную форму объявлений об очередных занятиях, заседаниях, репетиций, некоторые предметы-символы, талисманы.

Традиции легче воспринимаются и утверждаются, когда участники самодеятельности знают историю возникновения и развития коллектива. Каждому участнику должны быть известны вехи организационного и творческого пути своего коллектива. Правильно поступают там, где ведут летопись своей жизни, собирают и хранят вещественные реликвии, афиши, программки и даже организуют небольшие музеи.

1.3.Проблема классификации коллективов

При попытке классифицировать коллективы народного художественного творчества возникают определенные сложности. Но сделать это необходимо, так как от этого зависит не только конечный результат творчества в коллективе и способы демонстрации результатов, но и характер проведения занятий, своеобразен учебно-тренировочный процесс, специфические формы принимают контакты с публикой.

Возможна классификация коллективов различаемых по следующим признакам :

По ведомственной принадлежности (коллективы государственных учреждений, воинских частей и т.п.),

По социально-профессиональным признакам (рабочие, студенческие, школьные),

По демографическим особенностям (детские, подростковые, юношеские; женский хор, мужской хор и т.п.);

Длительности и периодичности существования (временные, постоянные и т.д.).

Сложнее создать классификацию коллективов, исходя из более глубинных, чем социально-демографические признаки, характеристик.

В. С. Цукерман предлагает следующую схему структуры, исходя из различных типов коллективов и уровня их развития :

1.Коллективы первичного искусства.

    Кружки, ориентированные преимущественно на учебные цели. Участники занимаются в основном «для себя», результаты деятельности экспонируются узкому кругу лиц.

    Коллективы второй ступени, в которые принимаются люди, имеющие определенный художественно-творческий опыт и обладающие если не талантами, то хотя бы задатками художественной одаренности.

    Народные коллективы, сочетающие художественно-творческую и студийную деятельность, то есть систематическое и достаточно серьезное изучение истории, теории и технологии избранного вида искусства. Частично в них представлены полупрофессионалы, то есть люди, получившие общее художественное образование, но работающие по другой специальности.

2.Коллективы вторичного искусства.

    Кружки со слабо выраженным художественным началом – нечто переходное от неформальной группы для совместного проведения досуга к художественному коллективу.

    Объединение лиц для совместной художественной деятельности, не имеющие статуса формальной группы. Относительно регулярно, не без обязательного посещения, собираются люди для того, чтобы попеть, потанцевать, почитать стихи и т.п.

    Коллективы первой ступени или кружки, объединяющие участников, решающих относительно несложные художественные задачи и выступающие перед узким кругом зрителей (школы, воинской части, учреждения и т.п.)

    Коллективы второй ступени, состоящие из относительно подготовленных и серьезно увлекающихся искусством участников, которые знакомятся с основами истории и теории искусства, выступают перед широким кругом зрителей, участвуют в смотрах и конкурсах.

    Коллективы высшего типа, которые, как правило, отмечаются почетными званиями народных. Это самодеятельные театры, народные оркестры и хоры, ансамбли песни и танца и т.п. В них участниками осваивается сложный репертуар, посредством систематических занятий приобретаются знания и навыки в избранном виде искусства. Другой характер приобретает и организационная структура таких коллективов. Они нередко подразделяются на группы (младшая, старшая, начинающий коллектив, основной состав), делятся на несколько первичных коллективов, каждым из которых руководит специальный педагог, а общее руководство осуществляет художественный руководитель. Народные коллективы выступают в областном, всероссийском масштабах, представляют свое искусство за рубежом. Такие коллективы являются методическими центрами для кружков художественной самодеятельности.

    Студии как своеобразная форма соединения самодеятельности с системой художественного образования.

Данная классификация применяется в социологии.

Для работы в научно-методических центрах используется классификация коллективов по жанрам творчества либо по территориальной принадлежности коллектива (Пример таких классификаций в Приложении 2). Классификация по жанру используется и при присуждении звания «народного» коллектива, также согласно этой классификации определяются нормативы его деятельности. Поэтому целесообразно привести в работе классификацию коллективов по жанру творчества:

    Коллективы театрального искусства: драматические, музыкально-драматические, театры кукол, юного зрителя, театры малых форм - театры эстрады, поэзии, миниатюр, пантомимы и пр.

    Коллективы музыкального искусства: хоры, вокальные ансамбли, ансамбли народной песни, ансамбли песни и танца, оркестры народных инструментов, эстрадные и духовые оркестры, вокально-инструментальные ансамбли, музыкантов-исполнителей, певцов.

    Коллективы хореографического искусства: народного, классического, эстрадного, спортивного, современного, этнографического и бального танцев.

    Коллективы циркового искусства: цирковые студии, исполнителей оригинального жанра.

    Коллективы изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

    Коллективы фото-, кино-, видеоискусства.

1.4. Содержание деятельности в коллективе

От жанра самодеятельного коллектива во многом зависит содержание деятельности. Многие виды проводимой в коллективе работы будут иметь свою специфику в зависимости от вида творчества.

Целесообразно всю творческо-производственную деятельность разделить на несколько блоков, такие, как организационно-методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеучебная работа, концертная деятельность.

Вся организационно-методическая работа во всех коллективах примерно одинакова: набор или дополнительный прием участников в коллектив; выбор нового актива, составление отчетов актива о проделанной работе; изучение потребностей, запросов населения; мероприятия по созданию в коллективах творческой атмосферы; добросовестное выполнение участниками поручений, воспитание бережного отношения к имуществу учреждения; проведение не реже одного раза в квартал и в конце года общего собрания участников коллектива с подведением итогов творческой работы; накопление методических материалов, а также материалов, отражающих историю развития коллектива (планы, дневники, отчеты, альбомы, эскизы, макеты, программы, афиши, рекламы, буклеты, фото, кино, видеоматериалы и т.д.). Эта работа основывается на общих положениях и так или иначе ведется в любом самодеятельном коллективе. Но от жанра творчества будет зависеть организация и форма проведения систематических занятий, характерных для данного коллектива (репетиция, лекция, урок, тренировка и т.п.).

Специфику приобретает учебно-воспитательная и творческая работа, которая включает в себя обучение, образование и воспитание участников. Если обучение в конечном итоге ориентировано на то, чтобы участники овладели бы теоретическими знаниями и практическими умениями работы с художественными произведениями и их исполнением, то образование – на расширение кругозора в области культуры и искусства, общественной жизни в целом, а воспитание – на формирование мировоззрения, нравственных, эстетических и физических качеств участников.

Учебно-воспитательная работа в коллективах определяется планами и программами и должна включать во всех коллективах: ознакомление с историей искусств, процессами, происходящими в любительском народном творчестве, тенденциям развития отдельных его видов и жанров; обсуждение вопросов формирования репертуара. Участники коллективов в учебно-ознакомительных целях посещают музеи, выставки, театры, концерты и т.д.

Также во всех коллективах ведется постановочная (балетмейстерская, режиссерская, дирижерская) и репетиционная работа (отработка поставленных номеров, спектаклей, этюдов, композиций, музыкальных произведений и т.п.).

Особенности же работы в коллективах театрального искусства заключаются в следующих специфических «предметах»:
занятия по актерскому мастерству, технике речи и художественному слову, музыкальной грамоте, постановке голоса, по разучиванию вокальных партий; работа с режиссером, драматургом, композитором, концертмейстером; работа над миниатюрой, тематической программой, литературной или литературно-музыкальной композицией, прозаическим, поэтическим произведением или циклом стихов.

В коллективах музыкального искусства проходят: занятия по изучению музыкальной грамоты, сольфеджио, истории и теории музыки, хорового искусства, постановке голоса; разучиванию произведений для хора с сопровождением и без сопровождения, разучиванию произведений с солистами и ансамблями; разучиванию партий ансамблей, хоров, проведению общих репетиций, классическому и характерному тренажу; по разучиванию сольных, групповых танцев, хореографических миниатюр; по обучению игре на музыкальных инструментах; ознакомлению с начальными принципами инструментовки для музыкальных ансамблей, проведению оркестровых занятий по разучиванию партий.

В коллективах хореографического искусства: занятия по изучению истории и теории хореографии; классическому и характерному тренажу; разучиванию сольных и групповых танцев, хореографических миниатюр, композиций, танцевальных сюит, сюжетных постановок.

В коллективах циркового искусства: занятия по изучению истории циркового искусства; тренажу и физическому развитию; технике циркового искусства, музыкальному и художественному оформлению, режиссерскому решению номера.

В коллективах изобразительного и декоративно-прикладного искусства: занятия по изучению истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства; технике и технологии живописи, графики, скульптуры и прикладных искусств - резьбе, чеканке, инкрустации, художественной вышивке, бисероплетению и т.д.; композиции; выполнение заданий художественно-оформительского характера; организации выставок, работе на пленэре.

В коллективах фото-, кино-, видеоискусства : занятия по изучению истории кино и фотографии; материальной части; технике кино-, видео- и фотосъемки; режиссерскому, операторскому, сценарному мастерству; по организации просмотров, разборов и обсуждений любительских фильмов и фотографий; по методике организации фотовыставок, просмотров кино и видеофильмов, выполнение работ оформительского характера (с фотолюбителями); созданию фильмов различной тематики.

В любых коллективах, независимо от жанра, ведется внеучебная работа , которая заключается в посещении учреждений культуры и искусства (просмотры концертов, спектаклей, выставок); во встречах с деятелями культуры и искусства, профессиональными артистами, танцорами, музыкантами, профессиональными и самодеятельными творческими коллективами и т.п.; в проведении мероприятий внутри коллектива (празднование дней рождения участников, коллектива, встреча Нового года, посвящение новичков в участники коллектива и т.д).

И, конечно, для любого коллектива обязательна концертная деятельность : концерты на уровне учреждения культуры, района, города, области; гастрольная деятельность; участие в конкурсах, фестивалях, чемпионатах.

Глава II. Народный, образцовый коллектив народного художественного творчества

Учетом коллективов, имеющих звание «народный» («образцовый»), по Челябинской области занимается Областной центр народного творчества. Центр также ведет контроль за деятельностью коллективов, собирает материалы и документы для отправки в Москву и присвоения коллективам звания Заслуженный коллектив Российской Федерации.

В послеперестроечные годы проблемами коллективов практически не занимались. Только в 1998 году был возобновлен отдел, который вел поиск сохранившихся коллективов, систематизировал их по жанрам и территориям. Возглавила отдел Надежда Ивановна Новикова, руководящая и по сей день. В данный момент в центре уже есть специалист по каждому жанру творчества, который занимается поиском коллективов, отслеживает их деятельность, выносит кандидатуры на присвоение звания «народный» коллектив. В первое время отдел столкнулся со множеством проблем. В частности, за прошедшие годы многим коллективам было присвоено звание, но документально данный факт закреплен не был, диплом коллективу не выдавался. Поэтому возникали сложности с поиском таких коллективов, оформлением на них документов.

В данный момент эти проблемы решены, ведется четкий подсчет коллективов, ежегодно список обновляется. По данным на 1 января 2008 года в Челябинской области коллективов, которым присвоено звание «народный» («образцовый»), насчитывается 392. Из них возникло в советское время 161. Самыми долголетними коллективами в Челябинской области считаются вокальный коллектив «Камертон» города Миасс, возникший в 1952 году (руководитель Михайлова Елена Викторовна), и основанный в 1956 году театр юного зрителя «Лабиринт» в Кизильском районе (руководитель Третьяк Герман Юрьевич). В прошлом году свое 50-ти летие отметил хор русской песни ДК «Полет» города Челябинска под руководством Егоровой Елены Юрьевны.

По статистике центра в наше время больше коллективов получают звание. Только в прошедшем 2007 году было присвоено 75 званий. По мнению Н. И. Новиковой, это объясняется тем, что в советское время в клубе один человек мог заниматься и пением, и танцами, и рукоделием. А сейчас же дали ставки, появляются квалифицированные специалисты в каждой области, что повышает эффективность работы и качество результата. Впервые перечень должностей работников народных самодеятельных коллективов был утвержден в 1978 году.

25 марта 2008 года впервые в практике Областного центра народного творчества коллективам, уже имеющим звание «народного», было присуждено звание Заслуженный коллектив народного творчества Челябинской области. Это звание получил 21 коллектив. Право на присвоение Звания имеют коллективы, занимающиеся самодеятельным художественным творчеством не менее 15 лет со дня присвоения им звания «Народный» коллектив, участники международных конкурсов и лауреаты и всероссийских и областных конкурсов (не менее двух за последние 5 лет).

2.1. Понятие народного, образцового коллектива народного художественного творчества и общие положения

Народный, образцовый коллектив любительского художественного творчества (в дальнейшем – Народный коллектив) – это постоянно действующее добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным творчеством в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников и достижению ими высоких художественных результатов, культурному обслуживанию и эстетическому воспитанию населения.

Исполнительские и постановочные возможности Народного коллектива, его творческо-гастрольная деятельность являются образцом для всех коллективов любительского художественного творчества.

Взрослым коллективам присваивается звание «народный коллектив любительского художественного творчества». Детским коллективам присваивается звание «образцовый коллектив любительского художественного творчества». Коллективам изобразительного и декоративно-прикладного, кино-, видео- и фотоискусства присваивается звание «народная самодеятельная студия».

Присвоение и подтверждение званий «народный коллектив любительского художественного творчества», «образцовый коллектив любительского художественного творчества» и «народная самодеятельная студия» осуществляет Министерство культуры конкретного региона. Подготовительную организационно-творческую и методическую работу по присвоению и подтверждению звания «Народный коллектив» осуществляет областное государственное учреждение культуры, например государственный областной Дворец народного творчества.

Присвоение и подтверждение звания «Народный коллектив» для коллективов, работающих на базе муниципальных учреждений культуры, осуществляется за счет средств областного бюджета. А присвоение и подтверждение звания «Народный коллектив» для коллективов, работающих на базе учреждений культуры других форм собственности, осуществляется на платной основе в соответствии с договором с государственной областной организацией народного творчества. В стоимость договора входят оплата работы, командировочные расходы членов жюри, начисления на заработную плату и другие организационные расходы.

2.2. Условия и порядок присвоения звания «Народный коллектив» порядок подтверждения и порядок снятия звания

Звание «Народный коллектив» присваивается творческим коллективам, которые:

    Стабильно работают в течение не менее 5-ти лет с момента создания;

    Обладают высоким художественным уровнем исполнительского мастерства, отличаются своеобразием и самобытностью;

    Формируют и пополняют репертуар лучшими произведениями отечественного и зарубежного искусства, отвечающими критериям художественности;

    Ведут регулярную репетиционную и гастрольно-концертную деятельность, постоянно принимают участие в культурно-массовых мероприятиях различного уровня и направленности, активно пропагандируют свой жанр искусства;

    Являются победителями областных, региональных, всероссийских, международных конкурсов, смотров, фестивалей, учредителями которых являются государственные органы управления, учреждения, организации;

    Имеют коллектив-спутник, обеспечивающий преемственность поколений участников. Для взрослых коллективов – это детская группа, где получают навыки творческого мастерства, для детских коллективов – это группа, в которой проходят обучение вновь принятые участники.

Выдвижение коллективов, работающих в областных государственных учреждениях (организациях) культуры, на присвоение им звания «Народный коллектив» осуществляют руководители областных государственных учреждений (организаций) культуры.

Выдвижение коллективов, работающих на базе учреждений (организаций) культуры муниципальной и других форм собственности, на присвоение им звания «Народный коллектив» осуществляют муниципальные органы управления культурой.

Руководители областных государственных учреждений (организаций) культуры и муниципальных органов управления культурой предоставляют в государственную областную (региональную) организацию народного творчества следующие документы на коллектив, претендующий на звание «Народный коллектив»:

    Ходатайство на имя председателя аттестационной комиссии Министерства культуры области (региона) о присвоении коллективу звания «народный, образцовый», в котором должно быть подтверждено обязательство по финансовому обеспечению деятельности коллектива;

    Ходатайство руководителя учреждения (организации), на базе которого работает коллектив, на имя руководителя муниципального органа управления культурой;

    Творческую характеристику на коллектив, заверенную печатью и подписью руководителя базового учреждения (организации);

    Статистические показатели деятельности коллектива в соответствии с нормативами, заверенные печатью и подписью руководителя базового учреждения (организации);

    Творческие характеристики на штатных руководителей коллектива, заверенные печатью и подписью руководителя базового учреждения (организации);

    Список участников коллектива по форме: Ф.И.О., год рождения, место работы (учебы), сколько лет (месяцев) занимается в коллективе, заверенный печатью и подписью руководителя базового учреждения (организации);

    Репертуар коллектива за последние 3 года, заверенный печатью и подписью руководителя базового учреждения (организации);

    Творческую характеристику на коллектив-спутник, его репертуар (или программу обучения) и список участников, заверенные печатью и подписью руководителя базового учреждения (организации);

    Программу просмотра продолжительность не менее 40 минут, заверенную руководителем коллектива;

    Копии документов, свидетельствующих о прохождении руководителями коллектива мероприятий по повышению квалификации за последние 5 лет;

    Копии наградных документов коллектива за последние 5 лет (грамоты, дипломы областных, региональных, всероссийских, международных фестивалей, конкурсов, смотров, учредителями которых являются государственные учреждения (организации, органы управления);

    Заявку в соответствии с прилагаемой формой (Приложение 1);

    DVD, CD-диск или видеокассету с записью творческой программы коллектива.

На основании представленных документов государственная областная организация народного творчества создает просмотровую комиссию, в состав которой входят специалисты соответствующего жанра или направления деятельности;

Просмотр осуществляется в 2 этапа:

1 этап - просмотр видеоматериалов. По итогам 1 этапа принимается одно из следующих решений:

    рекомендовать коллектив на присвоение (подтверждение) звания «Народный коллектив», просмотр творческой программы коллектива осуществить с выездом на место. Форму и сроки просмотра согласовать с руководителем муниципального органа управления культурой (план выездной работы просмотровой комиссии на предстоящий месяц формируется до 10 числа текущего месяца);

2 этап - просмотр творческой программы коллектива с выездом на место.

По результатам просмотра коллектива составляется протокол просмотровой комиссии, который в срок до 10 числа следующего после просмотра месяца представляется в аттестационную комиссию Министерства культуры области (региона) вместе с документами.

Решение о присвоении звания «Народный коллектив» принимает аттестационная комиссия Министерства культуры области (региона). Решение аттестационной комиссии оформляется приказом министра культуры области (региона).

Коллективу, удостоенному звания «Народный коллектив», вручается Свидетельство, подтверждающее это звание.

Приказ министра культуры области (региона) о присвоении коллективу звания «Народный коллектив», Свидетельство, копия протокола просмотровой комиссии направляются в муниципальный орган управления культурой.

Порядок подтверждения и порядок снятия звания «Народный коллектив».

Звание «Народный коллектив» подтверждается 1 раз в 3 года стабильно работающим коллективом. Порядок подтверждения звания «Народный коллектив» соответствует порядку присвоения звания. Приказ министра культуры области (региона) о подтверждении коллективу звания «Народный коллектив» и копия протокола просмотровой комиссии направляются в муниципальный орган управления культурой.

Звание «Народный коллектив» снимается в следующих случаях:

    Если творческий уровень коллектива не соответствует требованиям, описанным выше, что подтверждено протоколом просмотровой комиссии;

    Если в установленные сроки муниципальный орган управления культурой не представил документы, и (или) коллектив не представил просмотровой комиссии творческую программу по причинам, признанным аттестационной комиссией Министерства культуры области (региона) неуважительными.

Решение о снятии с коллектива звания «Народный коллектив» принимает аттестационная комиссия Министерства культуры области (региона) на основании представления государственной областной организации народного творчества. Решение аттестационной комиссии оформляется приказом министра культуры области (региона).

Приказ министра культуры области (региона) о снятии с коллектива звания «Народный коллектив» направляется в муниципальный орган управления культурой.

2.3. Нормативы деятельности Народного коллектива; Права и обязанности народного коллектива

Народные коллективы должны подготовить в течение года:

Наименование жанра

творческого коллектива

Показатели результативности

Драматические, музыкально-драматические театры

Не менее одного нового многоактного и одного одноактного спектакля

Театры кукол

Не менее одного нового спектакля и одной концертной программы

Театры оперы и балета, музыкальной комедии

Не менее одного нового спектакля и одной концертной программы (продолжительностью не менее 60 минут)

О ркестры народных или духовых инструментов, ансамбли инструментальные, вокально-инструментальные, хоры, вокальные коллективы, ансамбли песни и танца, вокальные, цирковые коллективы

Концертную программу в двух отделениях, ежегодно обновляя не менее четвертой части текущего репертуара

Хореографические коллективы

Концертную программу в двух отделениях, ежегодно обновляя не менее 2 массовых постановок

Театры малых форм (театры чтеца, эстрады, миниатюр, пантомимы и пр.)

Не менее двух новых постановок-программ

К ино-, видеостудии

Не менее двух новых короткометражных фильмов и оказывать помощь в создании презентационных фильмов учреждениям (организациям) культуры, на базе которых они существуют

Фото - студии

Студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Не менее 3 новых выставок работ и оказывать помощь в оформлении учреждений (организаций) культуры, на базе которых они существуют

Народный коллектив различных видов и жанров художественного творчества должен:

Представить сольных тиражных концертов (спектаклей, выставок), в том числе бенефисных концертов или спектаклей и творческих отчетов перед населением

не менее 4 в течение года

Участвовать в сборных концертах, общественных акциях

не менее 15 в течение года

Принимать участие в областных, региональных, всероссийских, международных конкурсах, смотрах, фестивалях, учредителями которых являются государственные органы управления, учреждения, организации

не реже 1 раза в год.

Стать победителем (гран-при, лауреат, дипломы 1,2,3 степени) конкурсного мероприятия, не ниже областного уровня, учредителями которого являются государственные органы управления, учреждения, организации

не менее 1 раза в 5 лет.

Занятия в Народном коллективе проводятся систематически не реже двух раз в неделю по три учебных часа (учебный час – 45 минут).

Народный коллектив осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативами.

Народный коллектив вправе оказывать платные услуги: давать платные спектакли, концерты, представления, принимать участие в выставках-продажах, ярмарках, аукционах и т.д. В гражданском обороте от имени коллектива выступает учреждение (организация), на базе которого работает Народный коллектив. Заработанные коллективом денежные средства могут быть использованы на развитие коллектива и премирование его работников.

Руководители и лучшие участники народного коллектива, ведущие плодотворную творческую деятельность, могут быть представлены в установленном порядке на награждение всеми принятыми и действующими в отрасли формами поощрения.

При переходе коллектива в полном составе вместе с руководителем из одного базового учреждения (организации) в другое или при изменении названия коллектива (с сохранением его полного состава и руководителя), за коллективом может сохраняться звание «Народный коллектив» при обязательном условии прохождения процедуры переоформления соответствующих документов.

Основанием для переоформления документов является Ходатайство руководителя муниципального органа управления культурой на имя председателя аттестационной комиссии Министерства культуры области (региона) о внесении изменения в документы коллектива, к которому прилагается список руководителей и участников коллектива, заверенные печатью и подписью руководителя базового учреждения (организации).

2.4. Руководство Народным коллективом. Штаты Народного коллектива. Оплата труда специалистов

Общее руководство и контроль за деятельностью народного коллектива осуществляет руководитель базового учреждения (организации). Для обеспечения деятельности Народного коллектива руководитель базового учреждения (организации) создает необходимые условия, утверждает планы работы, программы, сметы доходов и расходов

Непосредственное руководство Народным коллективом осуществляет руководитель коллектива - специалист, имеющий необходимое образование или профессиональные навыки и опыт работы (режиссер, дирижер, хормейстер, балетмейстер, художник-руководитель студии изобразительного, декоративно-прикладного искусства и т.д.).

Руководитель Народного коллектива принимается на работу и освобождается от нее в порядке, установленном действующим законодательством, несет персональную ответственность за результаты деятельности коллектива.

Руководитель Народного коллектива:

    проводит набор участников в коллектив и формирует группы по степени подготовки;

    формирует репертуар, учитывая качество произведений, исполнительские и постановочные возможности коллектива;

    направляет творческую деятельность коллектива на создание художественно полноценных спектаклей, представлений, концертных программ, произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, кино- видео- и фоторабот и т.п.;

    готовит выступления коллектива, обеспечивает его активное участие в фестивалях, смотрах, конкурсах, концертах и массовых праздничных мероприятиях;

    осуществляет творческие контакты с другими любительскими и профессиональными коллективами;

    ведет Журнал учета работы коллектива;

    к началу учебно-творческого сезона представляет руководителю базового учреждения (организации) годовой план организационно-творческой работы, а в конце его – годовой отчет о деятельности коллектива с анализом достижений и недостатков, с предложениями об улучшении работы коллектива;

    постоянно повышает свой профессиональный уровень, участвует в мероприятиях по повышению квалификации не реже 1 раза в 5 лет.

В Народном коллективе, работающем на базе государственного, муниципального учреждения (организации), до 3 (трех) ставок должностей специалистов могут содержаться за счет бюджетных ассигнований, остальные – за счет платных услуг базового учреждения (организации) и Народного коллектива. Учреждения (организации) других форм собственности вправе самостоятельно устанавливать количество штатных специалистов, работающих в Народном коллективе.

Должностные оклады специалистов Народных коллективов, работающих в муниципальных учреждениях культуры, устанавливаются в соответствии с системой оплаты труда, установленной органами местного самоуправления.

Должностные оклады специалистов Народных коллективов, действующих при учреждениях (организациях) других форм собственности, устанавливаются в соответствии с принятыми в этой отрасли системами и формами оплаты труда работников.

Продолжительность рабочего времени для штатных руководителей Народных коллективов установлена в размере 40 часов в неделю.

В рабочее время штатных творческих работников Народных коллективов засчитывается время, затраченное для выполнения всех видов работ: подготовку и проведение концертов, спектаклей, специальных занятий, групповых и индивидуальных репетиций; мероприятия по выпуску спектаклей, концертных программ, организацию выставок и т.п.; гастрольные выезды с коллективом; работу по подбору репертуара, созданию сценарных материалов; научно-исследовательскую и экспедиционную деятельность по профилю народного коллектива; участие в учебных мероприятиях (семинарах, курсах повышения квалификации); хозяйственную деятельность по благоустройству и оформлению рабочего помещения; художественное оформление спектаклей, концертов, подготовку реквизита, костюмов, эскизов декораций, запись фонограмм.

Заключение

В ходе проделанной работы и на базе изученной литературы можно сделать следующие выводы:

    Коллектив народного художественного творчества основан на общности творческих интересов. В нём преобладает учебно-творческая деятельность, направленная на приобретение учащимися знаний, умений и навыков в различных видах художественного творчества, развитию их творческих способностей.

    Учебно-воспитательная работа педагога в коллективе народного художественного творчества должна включать в себя общекультурное развитие учащихся, учебно-творческие занятия согласно планам и программам и др.

    Творческо-организационная работа в коллективе народного художественного творчества предусматривает организацию и проведение систематических занятий в формах и видах, характерных для данного коллектива (репетиция, лекция, урок, тренировка и т.п.), обучение навыкам художественного творчества, проведение творческих отчетов о результатах своей деятельности, привлечение в коллектив участников на добровольной основе в свободное от работы (учебы) время

    Звание «народного», «образцового» коллектив народного художественного творчества может получить в случае выполнения определённых требований, соблюдения нормативов деятельности. Народный коллектив обладает так же правами и обязанностями.

В последнее время наблюдается возрастание потребности в одаренных, творчески настроенных педагогах, которые не только глубоко понимают педагогические задачи искусства в обществе, но и владеют необходимыми профессиональными навыками работы с коллективами народного художественного творчества, без чего невозможно дальнейшее развитие области художественного образования.

Таким образом возрастает роль профессиональных высших учебных заведений, которые готовят руководителей коллективов народного художественного творчества. От того, как будут подготовлены выпускники вузов к выполнению своих профессионально-педагогических обязанностей в работе с творческим коллективом, какими творческими и педагогическими теориями и методами они овладеют в процессе учебы, будет зависеть эффективность и качество учебного процесса в коллективах народного художественного творчества.

Список литературы

    Асабин, А. М. Методика педагогического руководства художественно творческим коллективом: учебное пособие / А. М. Асабин. – Челябинск: ЧГАКИ, 2004. – 150 с.

    Богданов, Г. Ф. Формы совершенствования организационной и учебно-воспитательной работы в самодеятельных хореографических коллективах / Г. Ф. Богданов. – М.: ВН МЦНТИ КПР, 1982. – 13 с.

    Ивлева, Л. Д. Руководство воспитательным процессом в хореографическом коллективе / Л. Д. Ивлева. – Челябинск: ЧГИК, 1989. – 74 с.

    Каргин, А. С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: учеб. пособие для студентов культ.-просвет. фак. вузов культуры и искусств / А. С. Каргин. – М.: Просвещение, 1984. – 224 с.

    Макаренко, А. С. Коллектив и воспитание личности / А. С. Макаренко. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1988. – 264 с.

    Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим – Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.: ил.

    Положение о звании «Заслуженный коллектив народного художественного творчества Челябинской области»: утверждено приказом Министра культуры Челябинской области от 1 февраля 2008 г. № 23. – 2008. – 1 февр. – 9 с.

    Положение о коллективе любительского художественного творчества областного государственного культурно-досугового учреждения Свердловской области: утверждено приказом министра культуры Свердловской области от 12 октября 2006 г. № 126. – 2006. – 12 окт. – 23с.

    Положение о «народном» («образцовом») коллективе самодеятельного народного творчества Челябинской области: утверждено приказом Министерства культуры Челябинской области от 30 января 2008 г. №19. – 2008. – 30 янв. – 6 с.

    Сластёнин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.

    Соколовский, Ю. Е. Коллектив художественной самодеятельности / Ю. Е. Соколовский. - М.: Сов. Россия, 1979.

    Хайруллин, Р. Башкирский ансамбль народного танца / Р. Хайруллин. – Уфа, 1966. – 33с.

    Харламов, И. Ф. Педагогика: учебное пособие / И. Ф. Харламов. – М.: Высшая школа, 1990. – 576 с.

    Цукерман, В. С. Народная художественная культура в условиях социализма: учеб. пособие / В. С. Цукерман. - Челябинск, 1989. – 135 с.

Приложение 1

ЗАЯВКА

Для рассмотрения вопроса о____________________________________________________

(присвоении, подтверждении звания «народный», «образцовый»)

1Коллективу_ ______________________________________________________

Жанр______________________________________________________________

Год создания коллектива_____________________________________________

Год присвоения звания «народный», «образцовый»______________________

Дата и номер Приказа______________________________________________

Год последнего подтверждения звания________________________________

Дата и номер Приказа_______________________________________________

Возрастной тип коллектива__________________________________________

(взрослый, смешанный, детский )

2Количество участников в коллективе: всего____________________________

3В том числе: мужчин________________женщин________________________

мальчиков______________девочек________________________

Адрес коллектива: почтовый индекс___________________________________

город (район )______________________________________

учреждение ______________________________________

улица ___________________________________________

номер дома ______________________________________

телефоны, факс ___________________________________

E -mail ___________________________________________

Сведения о руководителе (ях) коллектива (прилагаются сведения обо всех руководителях коллектива):

4Фамилия, имя, отчество_____________________________________________

Год и дата рождения _______________________________________________

Образование (что и когда окончил )___________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Стаж работы в сфере культуры _______________________________________

(с какого года )

Стаж работы с данным коллективом __________________________________

(с какого года )

Звания, награды____________________________________________________

__________________________________________________________________

Домашний адрес: почтовый индекс ___________________________________

город (село), район__________________________________

улица _____________________________________________

номер дома ____________________кв.__________________

телефон ___________________________________________

Паспорт руководителя: серия __________________номер_________________

дата выдачи ________________кем выдан______________________________

В данном разделе интернет портала артистов Artist.ru «Фольклор» представлена информация от артистов и творческих коллективов, работающих в жанре русского фольклора.

Народный фольклор представляет собой народное творчество, по средствам которого можно понять психологию народа в настоящие дни. Как правило, в произведениях народного фольклора отражены важнейшие ценности человека и его жизни: семья и труд, общественный долг и любовь к родине. Знание народного фольклора той или иной страны, даст представление об ее народе и истории, а также культуре. Пригласив на организуемый вами праздник фольклорный ансамбль, тем самым вы культурно обогатите проводимое мероприятие.

Фольклорные ансамбли Москвы

Фольклорные ансамбли Москвы могут исполнить самые разнообразные программы: фольклор для детей и музыкальный фольклор, современный фольклор и свадебный. Незаменимым окажется русский народный фольклор при организации развлекательной шоу-программы для иностранных туристов. Иностранцы по достоинству оценят как частушки, потешки и танцы, так лирические русские народные песни. Россия, являясь крупнейшей страной в мире богата живым русским народным фольклором. Фольклорные ансамбли Москвы не просто исполняют произведения русского народного фольклора, но и вобрали в себя многовековые традиции их исполнения. Как любое исконно русское застолье не обходится без пения песен, так и праздник сможет обогатиться от выступления на нем фольклорного ансамбля Москвы.

Если вы представляете фольклорный ансамбль Москвы и ищете работу, связанную с участием в праздничных мероприятиях и шоу программах, зарегистрируйтесь на интернет портале Artist.ru, и ваши данные будут доступны в каталоге артистов в разделе «Фольклор». Посетители нашего сайта смогут легко с вами связаться, чтобы пригласить принять участие в праздничном мероприятии.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ

ФОЛЬКЛОРНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

для работников сферы культуры

г. Дюртюли, 2015г.

Фольклор (от англ. folk-lore -«народная мудрость») – народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах.

Современные культурно-досуговые учреждения могут вести работу по использованию фольклора и других видов традиционного народного творчества в нескольких направлениях.

1. Культурно-досуговые учреждения должны ориентировать людей, особенно молодежь, на усвоение духовных ценностей, содержащихся в народном художественном творчестве, для чего нужно как можно шире использовать фольклор и народное изобразительное и декоративно-прикладное искусство в художественно-массовой работе.

2. Культурно-досуговые учреждения призваны способствовать поиску, собиранию, сохранению и изучению произведений традиционного народного творчества, для чего необходимо организовывать поисково-исследовательские объединения этнографов, любителей народного искусства, любителей фольклора, краеведов, любителей истории.

3. Работники культурно-досуговых учреждений должны выступать организаторами непосредственного художественного творчества в традиционных фольклорных формах, что возможно в рамках коллектива художественной самодеятельности, использующего фольклор и народное изобразительное искусство в своей работе.

Когда фольклор используется в работе самодеятельных художественных коллективов, то его освоение идет таким путем:

собирание - творческая переработка - исполнение - создание.

В результате такого освоения происходит всестороннее творческое развитие участников самодеятельных коллективов, осуществляется воспитательное воздействие на зрителей и слушателей, присутствующих на концертах, а также развитие самого народного художественного творчества.

Современный фольклорный коллектив

Современный фольклорный коллектив – это художественно-творческая группа, основу репертуара которой представляют произведения традиционного фольклора, воспринятые от аутентичных исполнителей непосредственно или опосредовано через технические средства. Фольклорный ансамбль представляет одну или несколько локальных (местных) певческих, хореографических, инструментальных фольклорных традиций (одна из них в некоторых случаях является базовой). Аутентичными группами являются преимущественно сельские исполнители традиционной народной музыки, носители локальной традиции народной культуры, передающие и воспринимающие ее устным способом из поколения в поколение и сформированные под влиянием трех факторов: преемственности, вариативности, отбора среды.

Исполнение народной песни на сцене – один из эффективных способов пропаганды фольклорных традиций. Перенесение музыкально-песенного фольклора на сцену всегда сложно, так как сценический вариант народной песни оторван от исконной среды рождения и развития. При воспроизведении музыкально-песенного фольклора возникает необходимость учитывать законы, которые выработаны другими сценическими жанрами, в частности драматическим искусством. Большой режиссерской работы требует интерпретация традиционных обрядов и сцен народных гуляний, в них происходит соединение всех видов народного искусства: пения, танца, драматического действа. В работе над сценическим воплощением музыкально-песенного фольклора перед руководителем выдвигаются как хормейстерские задачи, так и требования знания законов театрализации. Эти законы диктуют,

во-первых, формирование художественного образа через выявление конфликта, который выражается во взаимоотношениях героев поэтического текста, в их личных переживаниях.

Во-вторых, организацию сценического действия через систему выразительных средств театрального искусства.

Основные методы работы с фольклорным коллективом

В своей деятельности руководители большинства самодеятельных фольклорных коллективов сталкиваются, с одной стороны, с проблемами, касающимися вокальной техники с другой стороны с проблемами фольклористического плана, как разработка и реконструкция фольклорно-этнографических материалов, освоение особенностей звучания и говора той или иной локальной традиции, специфика внедрения элементов народных традиций в современную культурную жизнь, особенности показа фольклорных образцов и обрядовых фрагментов на сцене и т.д.

Различия фольклорных традиций разных районов касаются не только репертуара певческих деревенских ансамблей, но главным образом особенностей поэтического диалекта (говора), музыкальных закономерностей фольклорных образцов (фактура, ритмика, интонационный строй, исполнительские приемы), видов хореографического движения, структуры обрядовых комплексов и т.д. Именно поэтому на современном этапе самое пристальное внимание должно быть направлено на выявление специфических закономерностей местных традиций одного района, сельсовета и даже одной деревни.

В зависимости от типа учреждения, на базе которого организован, фольклорный коллектив может решать ряд следующих задач:

– научно-исследовательские: изучение стилевых закономерностей локальных традиций местности, реконструкция и восстановление форм музыкально-песенного фольклора, хореографических и обрядово-ритуальных форм традиционной культуры (коллективы, созданные при научно-исследовательских и образовательных учреждениях);

– учебно-методические: выработка методов восстановления традиционного фольклора в современных условиях, оказание учебно-методической помощи самодеятельным фольклорным коллективам в рамках семинаров, стажировок, курсов повышения квалификации (коллективы, созданные при РДК);

– художественно-творческие: реализация восстановленных форм традиционной музыкальной культуры в современном обрядово-бытовом контексте и художественной практике (традиционные обряды, праздники, гуляния и пр., концертно-лекторская, просветительская деятельность) (все виды фольклорных коллективов).

Методы работы фольклорного коллектива, ставящего своей основной задачей реконструкцию и восстановление народно-песенных традиций, формируются в процессе углубленного изучения содержательных и формообразующих закономерностей явлений фольклора. В первую очередь, в процессе изучения песенных традиций перед участниками коллектива ставится задача максимально полного овладения разнообразными “языками” традиционной музыкально-песенной культуры – словесным, музыкально-исполнительским, хореографическим. При решении этой задачи основным принципом работы должен быть постоянный “контакт” с этнографическим первоисточником – работа с экспедиционными записями подлинных фольклорных образцов, а также, по возможности, общение с самими носителями традиции. Владение музыкальным языком народной песни подразумевает знание максимально полного корпуса возможных вариантов (мелодических, ритмических, фактурных и пр.) одной и той же песни, жанра в рамках местной традиции и умение свободно ими пользоваться в процессе пения. В изучение хореографического языка местной традиции входит выявление особенностей и типов хореографического движения (хороводов, плясок), пластики, “языка” жестов и пр.

В фольклорном ансамбле (как и в этнографическом) запевала не есть солист, он – “заводила”, от которого зависит начало песни или даже каждой песенной строфы. Вместе с тем остальные участники ансамбля – равноправные “делатели” песни; от каждого из них в полной мере зависит качество исполнения и его соответствие той или иной ситуации (обрядовой, праздничной и др.), тонус коллективного звучания, эмоциональное состояние всего ансамбля, а также его энергетическое “поле” и многое другое.

Одной из сложных проблем, с которой сталкивается большинство фольклорных коллективов, является показ в сценических условиях фольклорных образцов, а тем более постановка фрагментов обрядовых комплексов. Сценическое воплощение фольклорного явления всегда вторично по отношению к естественной ситуации его бытования – обрядовой или праздничной. Если коллектив стремится к достоверности своего исполнения, к соответствию традиции, то несомненно хотя бы на первоначальном этапе освоения фольклорных образцов он должен искать возможность реализации их в естественной обрядово-бытовой ситуации – на свадьбе, в обрядах календарного цикла, на общинных (деревенских или городских) праздниках и гуляниях, в сфере семейного общения и т.д.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11

Коллективы народного искусства. Народное искусство представляет собой древнейший пласт художественной культуры. В настоящее время оно существует в различных проявлениях.

Во-первых, это собственно народное искусство в его подлинном, естественном виде - искусство певцов, инструменталистов, сказителей, народных мастеров ковроткачества, керамики, чеканки, резьбы и т.д.

Во-вторых, это профессиональные формы организации народного искусства, например мастерские и художественно-промышленные комбинаты на базе старинных художественных промыслов, Северный русский народный хор и другие исполнительские ансамбли и коллективы, развивающие национальные и местные художественные традиции. Каждая из таких профессиональных организаций в различной степени связана с подлинно народной основой: в одних случаях можно видеть бережное следование традициям прошлого, в других - вольные обработки народных мотивов.

Формой народного искусства является и самодеятельность, ориентированная на художественную народную культуру. В разных республиках и регионах художественная самодеятельность играла неодинаковую роль в сохранении и развитии народных форм искусства. Так, на Кавказе, в Средней Азии самодеятельность, наследующая национальные традиции, весьма развита и близка к своей первооснове. В некоторых же районах Центральной России внимание к народному искусству было ослаблено. Тенденция освоения городской культуры здесь нередко приводила к тому, что даже в сельской самодеятельности копировались формы развития профессионального искусства (академический хор, театр и др.). Самодеятельность "народного плана" нередко оказывалась эклектичной.

Вместе с тем в стране насчитывается немало районов, где художественная самодеятельность сыграла исключительно важную роль в развитии национальной культуры. Она оказалась средством организации, консолидации элементов народного искусства, базой, на которой вызрели соответствующие профессиональные формы. Так, например, многие малые народности Севера, Приамурья на базе культпросветучреждений развивали национальные формы художественной деятельности. Здесь возникли и самодеятельные и профессиональные национальные ансамбли.

Самодеятельность народного характера - многоплановое явление. Иногда на клубной сцене звучит собственно фольклор. Это происходит, когда народному певцу, сказителю, группе женщин, еще помнящих народные песни, предлагают выступить перед публикой. Привлечение общественного внимания к творчеству народных мастеров - важная задача клубов, особенно в местностях, где молодежь односторонне ориентирована на городскую культуру и без должного уважения относится к местным художественным традициям.

Однако простое перенесение фольклора на сцену еще не решает задачи. Нередко фольклорные номера в концертном исполнении не воспринимаются публикой. Для того чтобы фольклорный материал был понят аудиторией, а исполнители чувствовали себя максимально естественно, необходимо проводить определенную работу, как со зрителями, так и с кружковцами. Фольклору следует посвящать тематические вечера, которые могут строиться как живая беседа ведущего (естественно, знатока местной художественной культуры) с исполнителями. Еще лучше, если на встрече со зрителями воссоздаются посиделки, свадьбы, гуляния. Здесь, конечно, нужен режиссер, хорошо знающий соответствующий обряд. Это не обязательно профессионал. Режиссуру можно поручить признанному умельцу: в среде фольклорных исполнителей всегда есть свои "заводилы", свои авторитеты.

Другим видом самодеятельности, ориентированной на народное искусство, является самодеятельность, ставящая перед собой задачу воссоздания фольклорных произведений. Участники таких коллективов первоначально не являются мастерами или знатоками народного искусства, но хотят овладеть им. Необходимым элементом работы и учебы оказываются этнографические исследования, экспедиции, встречи со знатоками фольклора в естественной для них обстановке.

Еще один вид самодеятельности - коллективы, которые не ставят перед собой задачи точного воспроизведения фольклора, берут его как основу, как мотив и подвергают существенной переработке, осовремениванию, приспосабливают к жизни на эстраде. Это и ансамбли народных танцев, где танцы ставятся клубными балетмейстерами на основе элементов народной хореографии, и оркестры народных инструментов, исполняющие обработки народных мелодий, и вокальные эстрадные группы, находящиеся под воздействием профессиональных вокально-инструментальных ансамблей фолькстиля.

Эффективность работы этой самодеятельности существенно зависит от специальной культуры руководителя. Постановки и аранжировки такого плана могут далеко отходить от подлинников и первоисточников. Здесь не может быть запретов или каких-либо ограничений. Однако следует различать творческую и грамотную разработку народных мотивов от эклектики, а кроме того, не питаться в сознании публики и участников отождествлять это направление в исполнительской самодеятельности с подлинным фольклором.

Таким образом, художественное народное творчество - огромная и чрезвычайно важная сфера работы клуба, требующая истинно творческого подхода. Руководство художественным народным коллективом не может осуществляться на основе жестко предписанной технологии. Но в качестве общей методики управления следует использовать общепедагогическую теорию коллектива, социально-психологическую теорию управления групповой деятельностью.

Справочник фольклорных коллективов, солистов-исполнителей, народных хоров, ансамблей народной музыки, песни, танца

Часть вторая. Ансамбли Подмосковья

Центр традиционной культуры «Истоки», г. Подольск
Фольклорный ансамбль «Истоки» создан в 1978 году. Основной целью творческой деятельности коллектива является освоение и воссоздание культурных традиций Южного Подмосковья и прилегающих территорий.
Разносторонняя творческая деятельность ансамбля – научно-исследовательская, педагогическая, исполнительская – позволила в 1994 году создать на его основе Центр традиционной культуры южного Подмосковья «Истоки». Центр «Истоки» ведет активную концертную и фестивальную деятельность. Неоднократно ансамбль был участником Всероссийских фольклорных фестивалей в Новосибирске, Омске, Перми, Вологде, Екатеринбурге, Волгограде, Санкт-Петербурге, Самаре, а так же становился лауреатом крупнейших международных фестивалей и конкурсов.
Руководитель — Михаил Бессонов.
Силами Центра «Истоки» ежегодно проводиться фестиваль «Славянский дом». Участники фестиваля — аутентичные и этнографические коллективы из России, Украины, Белоруссии, Латгалии, Сербии, Боснии и Герцеговины.



Статьи по теме: