Пьеса где. Пять главных послевоенных пьес и их лучшие постановки
Пьеса это форма литературного произведения, написанного драматургом, которое, как правило, состоит из диалогов между персонажами и предназначено для чтения или театрального исполнения; небольшое по размеру музыкальное произведение.
Употребление термина
Термин «пьеса» относится как к письменным текстам драматургов, так и к их театрализованному исполнению. Редкие драматурги, например, Джордж Бернард Шоу, не отдавали предпочтений в отношении того, будут их пьесы прочитаны или исполнены на сцене. Пьеса представляет собой форму драмы, в основе которой – конфликт серьезного и сложного характера . Термин «пьеса» употребляют в широком значении – касательно драматического жанра (драма, трагедия, комедия и т. п.).
Пьеса в музыке
Пьеса в музыке (в этом случае слово походит с итальянского языка pezzo, буквально «кусок») – инструментальное произведение, часто небольшое по объему, которое написано в форме периода, простой или сложной 2-3 частной формы или в форме рондо. В названии музыкальной пьесы нередко определяется её жанровая основа – танец (вальсы, полонезы, мазурки Ф. Шопена), марш («Марш оловянных солдатиков» с «Детского альбома» П. И. Чайковского), песня («Песня без слов» Ф. Мендельсона»).
Происхождение
Термин «пьеса» – французского происхождения. В этом языке слово piece включает несколько лексических значений: часть, кусок, произведение, отрывок. Литературная форма пьесы прошла долгий путь развития с античных времен до современности. Уже в театре Древней Греции сформировались два классических жанра драматических представлений – трагедия и комедия. Позднейшее развитие театрального искусства обогатило жанры и разновидности драмы, а соответственно – и типологию пьес.
Жанры пьесы. Примеры
Пьеса – форма литературного произведения драматических жанров, среди которых:
Развитие пьесы в литературе
В литературе пьеса изначально рассматривалась как формальное, обобщённое понятие, которое указывало на принадлежность художественного произведения к драматическому жанру. Аристотель («Поэтика», V и XVIII разделы), Н. Буало («Послание VII Расину»), Г. Э. Лессинг («Лаокоон» и «Гамбургская драматургия»), И. В. Гёте («Веймарский придворный театр») использовали термин «пьеса» как универсальное понятие, которое касается любого жанра драматургии.
В XVIII в. появились драматические произведения, в названиях которых фигурировало слово «пьеса» («Пьеса о воцарении Кира»). В XIX в. название «пьеса» применяли для обозначения лирического стихотворения. Драматурги ХХ века стремились расширить жанровые пределы драмы путём применения не только разных драматических жанров, но и других видов искусства (музыка, вокал, хореография, в т. ч. балет, кино).
Композиционная структура пьесы
Композиционное построение текста пьесы включает в себя ряд традиционных формальных элементов:
- заглавие;
- список действующих лиц;
- текст персонажей – драматические диалоги, монологи;
- ремарки (авторские примечания в виде указания места действия, особенностей характера персонажей или конкретной ситуации);
Текстовое содержание пьесы разделяется на отдельные завершенные смысловые части – действия или акты, которые могут состоять из эпизодов, явлений или картин. Некоторые драматурги давали своим произведениям авторский подзаголовок, который обозначал жанровую специфику и стилистическую направленность пьесы. К примеру: «пьеса-дискуссия» Б. Шоу «Вступление в брак», «пьеса-парабола» Б. Брехта «Добрый человек из Сычуани».
Функции пьесы в искусстве
Пьеса оказала сильное влияние на развитие видов искусства. На сюжетах пьес основаны всемирно известные художественные (театральные, музыкальные, кинематографические, телевизионные) произведения:
- оперы, оперетты, мюзиклы, например: опера В. А. Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный развратник» основана на пьесе А. де Саморы; источник сюжета оперетты «Труффальдино из Бергамо» – пьеса К. Гольдони «Слуга двух господ»; мюзикл «Вестсайдская история» – адаптация пьесы У. Шекспира «Ромео и Джульетта»;
- балетные спектакли, например: балет «Пер Гюнт», поставленный по одноимённой пьесе Г. Ибсена;
- кинематографические работы, например: английский кинофильм «Пигмалион» (1938) – экранизация одноимённой пьесы Б. Шоу; художественный фильм «Собака на сене» (1977) снят по сюжету одноимённой пьесы Лопе де Вега.
Современное значение
До нашего времени сохранилась трактовка понятия пьесы как универсального определения принадлежности к драматическим жанрам, которая широко используется в современном литературоведении и литературной практике. Понятие «пьеса» также применяют к смешанным драматическим произведениям, сочетающим признаки разных жанров (например: комедия-балет, введенная Мольером).
Слово пьеса произошло от французского piece, что в переводе означает кусок, часть.
Герои пьесы обитают в сумасшедшем доме. Их объединяют больничные палаты, стены заведения, лечащий врач, персонал больницы, набор медикаментов, но у каждого из обитателей своя история, своя загадка, свои вопросы, своя судьба. Компания подобралась разномастная. В обычной жизни сложно представить рядом известного, успешного телеведущего, хронического алкоголика, мудрствующего то ли по складу ума, то ли от количества употребленных напитков и неунывающего жителя глухой деревни.
Когда ты немного не в своем уме, окружающая действительность воспринимается через особую призму. Краски ярче, звуки громче. Чудеса? Почему нет. Это особый мир, в котором есть место волшебству. Врач клиники, проникшийся атмосферой заведения и настроением своих пациентов, лечит их не традиционными препаратами, а разговорами. Свято веруя в целительные свойства слова, щедро раздает успокоительные обещания.
Официальные билеты на спектакль "Где мы"
Блестящий актерский состав. Уникальное соседство Олешко, Нифонтова, Добронравова. Впервые после длительного перерыва на сцену, в качестве актера, выйдет Александр Ширвиндт. Зритель сможет увидеть мэтра в новом для себя образе. Образе, созвучном знакомому, бесконечно доброму и грустному Полунинскому клоуну. Обратившись в наше агентство Вы можете без труда купить билеты на спектакль "Где мы" в театр Сатиры, всегда большой ассортимент лучших мест, высокий уровень обслуживания и бесплатная доставка по Москве каждому клиенту!
Развернувшееся на сцене действие - то ли репетиция, то ли непосредственная жизнь. Зритель, наблюдая со стороны, решает для себя кто он - сторонний свидетель или, все-таки, непосредственный участник. Прожитые судьбы на сцене - знакомы, эмоции - неподдельны, слова - искренни, герои - узнаваемы. Потому что у каждого из нас есть свой собственный «сумасшедший дом».
Отрывок из спектакля
Спектакль «Где мы?», премьера которого не так давно состоялась на сцене Московского театра сатиры - это новая работа Родиона Овчинникова, где он является и автором, и режиссёром.
Фантазия или реальность?
Постановка во многом необычна. Её жанр определён как сатирическая фантасмагория, подразумевающая хаос, сумбур, нагромождение причудливых образов и видений, поэтому зрителей, пришедших на премьеру спектакля, ждало немало интригующих поворотов сюжета и сюрпризов.
В одной из главных ролей занят художественный руководитель театра Александр Ширвиндт. Народный артист России вышел на сцену впервые за несколько лет, причём в весьма непривычном для себя образе. Другие роли достались не менее известным артистам театра:
- Фёдору Добронравову;
- Юрию Нифонтову;
- Александру Олешко.
Действие пьесы происходит в сумасшедшем доме. «Где мы?» - именно этот вопрос задают главные герои постановки, попавшие сюда в одно время. У каждого из них своя судьба. Пожилой клоун (Ширвиндт), бывший некогда любимцем и кумиром публики, сегодня - полностью забыт и прозябший в одиночестве. Ранее он жил в доме ветеранов сцены, стоящем на месте «психушки» и сгоревшем во время пожара. Огонь уничтожил его паспорт, поэтому он не может никуда уехать. Собственно говоря, он и не хочет этого делать, да и ехать ему некуда.
Ещё один член этой компании - известный телеведущий (Олешко), психика которого не выдержала реалий нашей жизни, бесконечным потоком льющихся по всем каналам.
Третий пациент (Добронравов) - деревенский уникум, мудрец, мастер на все руки, гармонист, отец многочисленного семейства, который безжалостно топит свою неуёмную энергию в водке.
Руководит этой троицей и всем «домом», где уживается и грустное, и смешное - главврач больницы (Нифонтов), который сам балансирует на хрупкой границе между «нормальностью» и психозом. Вместо лекарств, он раздаёт своим пациентам, жизнь которых полна приключений, лишь успокаивающие обещания.
Спектакль о нашей жизни
Парадокс, но чем дальше развиваются события, тем больше зрители начинает понимать, что главные герои не так уж и душевно больны. Такой диагноз можно быстрее поставить окружающему нас обществу, которое утопает в многочисленных пороках. Постановка «Где мы?» в Театре сатиры демонстрирует это очень точно. За витиеватым сюжетом и оригинальным сценическим действом скрывается наша действительность, над которой всем пожелавшим купить билеты на спектакль стоит задуматься.
пьеса
и (устар.) пиеса, пьесы, ж. (фр. piиce).
Драматическое произведение. Поставить новую пьесу. Переводная пьеса. В пиесах драматических... в нас страсти благородные умеет возбуждать. Некрасов.
Небольшое музыкальное произведение (муз.). Нехлюдов слышал из-за дверей звуки какой-то сложной бравурной пьесы, разыгрываемой на фортепьяно. Л. Толстой.
Небольшое литературное произведение (устар.). 60 пиес! довольно ли будет для 1 тома? Пушкин.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
пьеса
Драматическое произведение для театрального представления.
Небольшое музыкальное инструментальное лирическое или виртуозное сочинение. Я. для баяна.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
пьеса
Драматическое произведение, предназначенное для театрального представления.
устар. Небольшое литературное произведение (обычно стихотворное).
Законченное музыкальное произведение (обычно небольшого размера).
Википедия
Пьеса
Пье́са - видовое название произведений драматургии, предназначенных для исполнения со сцены, а также для теле- и радиоспектаклей.
Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц - диалоги и монологи , - и функциональные авторские ремарки: примечания, содержащие обозначение места действия, иногда - особенностей интерьера, внешности персонажей, их манеры поведения и т. д. Как правило, пьеса предваряется списком действующих лиц, иногда - с указанием их возраста, профессии, титулов, родственных связей и т. п.
Отдельная законченная смысловая часть пьесы называется актом или действием, которое может включать в себя более мелкие составляющие - явления, эпизоды, картины.
Само понятие пьесы - чисто формально, оно не включает в себя никакого эмоционального или стилистического смысла. Поэтому в большинстве случаев пьеса сопровождается подзаголовком, определяющим её жанр - классический, основной (комедия , трагедия , драма), или авторский, например: «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова - «диалоги в трёх частях»; «Поживем - увидим» Джорджа Бернарда Шоу - «приятная пьеса в четырёх действиях»; « Добрый человек из Сычуани » Бертольта Брехта - «пьеса-парабола» и т. п.. Жанровое обозначение пьесы не просто выполняет функцию «подсказки» режиссёру и актёрам при сценической интерпретации пьесы, но помогает войти в авторскую стилистику, образный строй драматургии.
В музыкальном искусстве термин пьеса, как правило, употребляется в качестве видового названия произведений инструментальной музыки.
Пьеса (значения)
Пье́са :
- Пьеса - небольшое музыкальное обычно инструментальное, реже вокальное произведение лирического или виртуозного характера.
- Пьеса
- Пьеса
Примеры употребления слова пьеса в литературе.
На следующий вечер, на абонементном спектакле, провалившаяся пьеса так и не нашла костылей, чтобы подняться.
Это ведомые в быстром, ритмованно-размеренном движении пьесы , где проступает аккордная ударная техника.
В Александринском театре уже не было Коммиссаржевской, умер Сазонов, из пьесы выступил Варламов.
Художественном театре, как этого волнения он не мог скрыть и как оно выражалось в подробных рассказах о провале этой пьесы в Александринском театре, и помню, в каком длительном радостном возбуждении он находился после торжества и одержанной в Москве победы.
Не доверяя петербургским режиссерам, он всегда стремился принять непосредственное участие в подготовке своих пьес к представлению на Александринской сцене.
Бой уклоняется от прямого ответа на этот вопрос и объясняет, что в аллегорически преображенных героях действительно отражены черты определенных людей, но герои пьесы не являются их точными копиями.
Оксфордианцам приходится предполагать, что пьесы , появившиеся после этого времени, созданы до 1604 года, но публиковались позже, хотя содержащиеся в них аллюзии на события 1605-1610 годов определенно говорят против такого допущения.
И об этом он писал, и это играл на сцене алтайского национального театра в им же написанных пьесах .
Героиня пьесы - принцесса Валенсии Альмерия - взята в плен королем Гренады, мечтающим выдать ее замуж за своего сына Альфонсо.
Представляете, когда после свадьбы мы все жили в замке Эшофур, Альфонс ставил пьесы собственного сочинения, а мы с Рене в них играли.
Тебе, безусловно, известно, что Ананке запретила постановку моей Безнравственной Пьесы ?
Запретив твою пьесу , Ананке тем самым нарушила Принцип Невмешательства.
Натан, сотрудничавший с Люсьеном в одной газете, предложил Флорине через Корали роль в своей новой пьесе , пообещав устроить актрисе, оказавшейся вне театра, условный ангажемент в Жимназ.
Сольные и ансамблевые пьесы Боккерини ставят перед исполнителем высокие технические задачи, дают возможность раскрыть богатые выразительные и виртуозные возможности инструмента.