Пьеса где. Пять главных послевоенных пьес и их лучшие постановки

Пьеса это форма литературного произведения, написанного драматургом, которое, как правило, состоит из диалогов между персонажами и предназначено для чтения или театрального исполнения; небольшое по размеру музыкальное произведение.

Употребление термина

Термин «пьеса» относится как к письменным текстам драматургов, так и к их театрализованному исполнению. Редкие драматурги, например, Джордж Бернард Шоу, не отдавали предпочтений в отношении того, будут их пьесы прочитаны или исполнены на сцене. Пьеса представляет собой форму драмы, в основе которой – конфликт серьезного и сложного характера . Термин «пьеса» употребляют в широком значении – касательно драматического жанра (драма, трагедия, комедия и т. п.).

Пьеса в музыке

Пьеса в музыке (в этом случае слово походит с итальянского языка pezzo, буквально «кусок») – инструментальное произведение, часто небольшое по объему, которое написано в форме периода, простой или сложной 2-3 частной формы или в форме рондо. В названии музыкальной пьесы нередко определяется её жанровая основа – танец (вальсы, полонезы, мазурки Ф. Шопена), марш («Марш оловянных солдатиков» с «Детского альбома» П. И. Чайковского), песня («Песня без слов» Ф. Мендельсона»).

Происхождение

Термин «пьеса» – французского происхождения. В этом языке слово piece включает несколько лексических значений: часть, кусок, произведение, отрывок. Литературная форма пьесы прошла долгий путь развития с античных времен до современности. Уже в театре Древней Греции сформировались два классических жанра драматических представлений – трагедия и комедия. Позднейшее развитие театрального искусства обогатило жанры и разновидности драмы, а соответственно – и типологию пьес.

Жанры пьесы. Примеры

Пьеса – форма литературного произведения драматических жанров, среди которых:

Развитие пьесы в литературе

В литературе пьеса изначально рассматривалась как формальное, обобщённое понятие, которое указывало на принадлежность художественного произведения к драматическому жанру. Аристотель («Поэтика», V и XVIII разделы), Н. Буало («Послание VII Расину»), Г. Э. Лессинг («Лаокоон» и «Гамбургская драматургия»), И. В. Гёте («Веймарский придворный театр») использовали термин «пьеса» как универсальное понятие, которое касается любого жанра драматургии.

В XVIII в. появились драматические произведения, в названиях которых фигурировало слово «пьеса» («Пьеса о воцарении Кира»). В XIX в. название «пьеса» применяли для обозначения лирического стихотворения. Драматурги ХХ века стремились расширить жанровые пределы драмы путём применения не только разных драматических жанров, но и других видов искусства (музыка, вокал, хореография, в т. ч. балет, кино).

Композиционная структура пьесы

Композиционное построение текста пьесы включает в себя ряд традиционных формальных элементов:

  • заглавие;
  • список действующих лиц;
  • текст персонажей – драматические диалоги, монологи;
  • ремарки (авторские примечания в виде указания места действия, особенностей характера персонажей или конкретной ситуации);

Текстовое содержание пьесы разделяется на отдельные завершенные смысловые части – действия или акты, которые могут состоять из эпизодов, явлений или картин. Некоторые драматурги давали своим произведениям авторский подзаголовок, который обозначал жанровую специфику и стилистическую направленность пьесы. К примеру: «пьеса-дискуссия» Б. Шоу «Вступление в брак», «пьеса-парабола» Б. Брехта «Добрый человек из Сычуани».

Функции пьесы в искусстве

Пьеса оказала сильное влияние на развитие видов искусства. На сюжетах пьес основаны всемирно известные художественные (театральные, музыкальные, кинематографические, телевизионные) произведения:

  • оперы, оперетты, мюзиклы, например: опера В. А. Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный развратник» основана на пьесе А. де Саморы; источник сюжета оперетты «Труффальдино из Бергамо» – пьеса К. Гольдони «Слуга двух господ»; мюзикл «Вестсайдская история» – адаптация пьесы У. Шекспира «Ромео и Джульетта»;
  • балетные спектакли, например: балет «Пер Гюнт», поставленный по одноимённой пьесе Г. Ибсена;
  • кинематографические работы, например: английский кинофильм «Пигмалион» (1938) – экранизация одноимённой пьесы Б. Шоу; художественный фильм «Собака на сене» (1977) снят по сюжету одноимённой пьесы Лопе де Вега.

Современное значение

До нашего времени сохранилась трактовка понятия пьесы как универсального определения принадлежности к драматическим жанрам, которая широко используется в современном литературоведении и литературной практике. Понятие «пьеса» также применяют к смешанным драматическим произведениям, сочетающим признаки разных жанров (например: комедия-балет, введенная Мольером).

Слово пьеса произошло от французского piece, что в переводе означает кусок, часть.

Герои пьесы обитают в сумасшедшем доме. Их объединяют больничные палаты, стены заведения, лечащий врач, персонал больницы, набор медикаментов, но у каждого из обитателей своя история, своя загадка, свои вопросы, своя судьба. Компания подобралась разномастная. В обычной жизни сложно представить рядом известного, успешного телеведущего, хронического алкоголика, мудрствующего то ли по складу ума, то ли от количества употребленных напитков и неунывающего жителя глухой деревни.

Когда ты немного не в своем уме, окружающая действительность воспринимается через особую призму. Краски ярче, звуки громче. Чудеса? Почему нет. Это особый мир, в котором есть место волшебству. Врач клиники, проникшийся атмосферой заведения и настроением своих пациентов, лечит их не традиционными препаратами, а разговорами. Свято веруя в целительные свойства слова, щедро раздает успокоительные обещания.

Официальные билеты на спектакль "Где мы"

Блестящий актерский состав. Уникальное соседство Олешко, Нифонтова, Добронравова. Впервые после длительного перерыва на сцену, в качестве актера, выйдет Александр Ширвиндт. Зритель сможет увидеть мэтра в новом для себя образе. Образе, созвучном знакомому, бесконечно доброму и грустному Полунинскому клоуну. Обратившись в наше агентство Вы можете без труда купить билеты на спектакль "Где мы" в театр Сатиры, всегда большой ассортимент лучших мест, высокий уровень обслуживания и бесплатная доставка по Москве каждому клиенту!

Развернувшееся на сцене действие - то ли репетиция, то ли непосредственная жизнь. Зритель, наблюдая со стороны, решает для себя кто он - сторонний свидетель или, все-таки, непосредственный участник. Прожитые судьбы на сцене - знакомы, эмоции - неподдельны, слова - искренни, герои - узнаваемы. Потому что у каждого из нас есть свой собственный «сумасшедший дом».

Отрывок из спектакля

Спектакль «Где мы?», премьера которого не так давно состоялась на сцене Московского театра сатиры - это новая работа Родиона Овчинникова, где он является и автором, и режиссёром.

Фантазия или реальность?

Постановка во многом необычна. Её жанр определён как сатирическая фантасмагория, подразумевающая хаос, сумбур, нагромождение причудливых образов и видений, поэтому зрителей, пришедших на премьеру спектакля, ждало немало интригующих поворотов сюжета и сюрпризов.

В одной из главных ролей занят художественный руководитель театра Александр Ширвиндт. Народный артист России вышел на сцену впервые за несколько лет, причём в весьма непривычном для себя образе. Другие роли достались не менее известным артистам театра:

  • Фёдору Добронравову;
  • Юрию Нифонтову;
  • Александру Олешко.

Действие пьесы происходит в сумасшедшем доме. «Где мы?» - именно этот вопрос задают главные герои постановки, попавшие сюда в одно время. У каждого из них своя судьба. Пожилой клоун (Ширвиндт), бывший некогда любимцем и кумиром публики, сегодня - полностью забыт и прозябший в одиночестве. Ранее он жил в доме ветеранов сцены, стоящем на месте «психушки» и сгоревшем во время пожара. Огонь уничтожил его паспорт, поэтому он не может никуда уехать. Собственно говоря, он и не хочет этого делать, да и ехать ему некуда.

Ещё один член этой компании - известный телеведущий (Олешко), психика которого не выдержала реалий нашей жизни, бесконечным потоком льющихся по всем каналам.

Третий пациент (Добронравов) - деревенский уникум, мудрец, мастер на все руки, гармонист, отец многочисленного семейства, который безжалостно топит свою неуёмную энергию в водке.

Руководит этой троицей и всем «домом», где уживается и грустное, и смешное - главврач больницы (Нифонтов), который сам балансирует на хрупкой границе между «нормальностью» и психозом. Вместо лекарств, он раздаёт своим пациентам, жизнь которых полна приключений, лишь успокаивающие обещания.

Спектакль о нашей жизни

Парадокс, но чем дальше развиваются события, тем больше зрители начинает понимать, что главные герои не так уж и душевно больны. Такой диагноз можно быстрее поставить окружающему нас обществу, которое утопает в многочисленных пороках. Постановка «Где мы?» в Театре сатиры демонстрирует это очень точно. За витиеватым сюжетом и оригинальным сценическим действом скрывается наша действительность, над которой всем пожелавшим купить билеты на спектакль стоит задуматься.

пьеса

и (устар.) пиеса, пьесы, ж. (фр. piиce).

    Драматическое произведение. Поставить новую пьесу. Переводная пьеса. В пиесах драматических... в нас страсти благородные умеет возбуждать. Некрасов.

    Небольшое музыкальное произведение (муз.). Нехлюдов слышал из-за дверей звуки какой-то сложной бравурной пьесы, разыгрываемой на фортепьяно. Л. Толстой.

    Небольшое литературное произведение (устар.). 60 пиес! довольно ли будет для 1 тома? Пушкин.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

пьеса

    Драматическое произведение для театрального представления.

    Небольшое музыкальное инструментальное лирическое или виртуозное сочинение. Я. для баяна.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

пьеса

    1. Драматическое произведение, предназначенное для театрального представления.

      устар. Небольшое литературное произведение (обычно стихотворное).

  1. Законченное музыкальное произведение (обычно небольшого размера).

Википедия

Пьеса

Пье́са - видовое название произведений драматургии, предназначенных для исполнения со сцены, а также для теле- и радиоспектаклей.

Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц - диалоги и монологи , - и функциональные авторские ремарки: примечания, содержащие обозначение места действия, иногда - особенностей интерьера, внешности персонажей, их манеры поведения и т. д. Как правило, пьеса предваряется списком действующих лиц, иногда - с указанием их возраста, профессии, титулов, родственных связей и т. п.

Отдельная законченная смысловая часть пьесы называется актом или действием, которое может включать в себя более мелкие составляющие - явления, эпизоды, картины.

Само понятие пьесы - чисто формально, оно не включает в себя никакого эмоционального или стилистического смысла. Поэтому в большинстве случаев пьеса сопровождается подзаголовком, определяющим её жанр - классический, основной (комедия , трагедия , драма), или авторский, например: «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова - «диалоги в трёх частях»; «Поживем - увидим» Джорджа Бернарда Шоу - «приятная пьеса в четырёх действиях»; « Добрый человек из Сычуани » Бертольта Брехта - «пьеса-парабола» и т. п.. Жанровое обозначение пьесы не просто выполняет функцию «подсказки» режиссёру и актёрам при сценической интерпретации пьесы, но помогает войти в авторскую стилистику, образный строй драматургии.

В музыкальном искусстве термин пьеса, как правило, употребляется в качестве видового названия произведений инструментальной музыки.

Пьеса (значения)

Пье́са :

  • Пьеса - небольшое музыкальное обычно инструментальное, реже вокальное произведение лирического или виртуозного характера.
  • Пьеса
  • Пьеса

Примеры употребления слова пьеса в литературе.

На следующий вечер, на абонементном спектакле, провалившаяся пьеса так и не нашла костылей, чтобы подняться.

Это ведомые в быстром, ритмованно-размеренном движении пьесы , где проступает аккордная ударная техника.

В Александринском театре уже не было Коммиссаржевской, умер Сазонов, из пьесы выступил Варламов.

Художественном театре, как этого волнения он не мог скрыть и как оно выражалось в подробных рассказах о провале этой пьесы в Александринском театре, и помню, в каком длительном радостном возбуждении он находился после торжества и одержанной в Москве победы.

Не доверяя петербургским режиссерам, он всегда стремился принять непосредственное участие в подготовке своих пьес к представлению на Александринской сцене.

Бой уклоняется от прямого ответа на этот вопрос и объясняет, что в аллегорически преображенных героях действительно отражены черты определенных людей, но герои пьесы не являются их точными копиями.

Оксфордианцам приходится предполагать, что пьесы , появившиеся после этого времени, созданы до 1604 года, но публиковались позже, хотя содержащиеся в них аллюзии на события 1605-1610 годов определенно говорят против такого допущения.

И об этом он писал, и это играл на сцене алтайского национального театра в им же написанных пьесах .

Героиня пьесы - принцесса Валенсии Альмерия - взята в плен королем Гренады, мечтающим выдать ее замуж за своего сына Альфонсо.

Представляете, когда после свадьбы мы все жили в замке Эшофур, Альфонс ставил пьесы собственного сочинения, а мы с Рене в них играли.

Тебе, безусловно, известно, что Ананке запретила постановку моей Безнравственной Пьесы ?

Запретив твою пьесу , Ананке тем самым нарушила Принцип Невмешательства.

Натан, сотрудничавший с Люсьеном в одной газете, предложил Флорине через Корали роль в своей новой пьесе , пообещав устроить актрисе, оказавшейся вне театра, условный ангажемент в Жимназ.

Сольные и ансамблевые пьесы Боккерини ставят перед исполнителем высокие технические задачи, дают возможность раскрыть богатые выразительные и виртуозные возможности инструмента.



Статьи по теме: