Периодизация истории литературы. Периодизация литературы

История литературного языка обнаруживает те органические отношения, которые на всех этапах общественного развития существуют между языком и историей народа. В словарном составе литературного языка, в его функциональных стилях ярче и заметнее всего отражаются те события, которыми ознаменованы определенные поворотные этапы в жизни народа. Формирование книжной литературной традиции, ее зависимость от смены общественных формаций, от перипетий классовой борьбы сказывается в первую очередь на общественном функционировании литературного языка и его стилистических ответвлений. Развитие культуры народа, его государственности, его искусства, и в первую очередь искусства слова — литературы, накладывает неизгладимую печать на развитие литературного языка, проявляясь в совершенствовании его функциональных стилей. Следовательно, периодизация истории русского литературного языка может строиться не только на базе тех этапов, которые переживает общенародный язык в результате объективных процессов внутреннего спонтанного развития его основных структурных элементов — звукового строя, грамматики и словарного состава, — но и на соответствиях между этапами исторического развития языка и развития общества, культуры и литературы народа.

Периодизация истории русского литературного языка до сих пор почти не служила предметом специального научного исследования. Те исторические этапы, которые фиксируются, вузовскими программами по истории русского литературного языка, намечены в статье В. В. Виноградова «Основные этапы истории русского языка». В курсе лекций А. И. Горшкова мы находим периодизацию истории русского литературного языка согласно действовавшим в те годы вузовским учебным программам: 1. Литературный язык древнерусской (древневосточнославянской) народности (X—начало XIV вв.); 2. Литературный язык русской (великорусской) народности (XIV—середина XVII вв.); 3. Литературный язык начальной эпохи формирования русской нации (середина XVII—середина XVIII вв.); 4. Литературный язык эпохи образования русской нации и общенациональных норм литературного языка (середина XVIII—начало XIX вв.); 5. Литературный язык русской нации (середина XIX в.—по наши дни).

Позволим себе сделать отдельные критические замечания по поводу предлагаемой периодизации истории русского литературного языка. Прежде всего, нам кажется, что в этой периодизации недостаточно учтена связь истории языка с историей народа. Выделяемые периоды соответствуют, скорее, имманентному развитию структурных элементов общенародного русского языка, чем развитию собственно языка литературного, которое немыслимо без неразрывной связи с историей русской государственности, культуры и в первую очередь истории русской литературы. Во-вторых, указанная периодизация страдает излишней дробностью и механистичностью, в ней искусственно разрываются на отдельные обособленные периоды такие этапы языкового исторического развития, которые должны были бы рассматриваться в неразрывном единстве.

Изложим нашу концепцию периодизации истории русского литературного языка в неразрывной связи с историей русского народа, его культуры и литературы.

Нам кажется наиболее целесообразным подразделить всю тысячелетнюю историю нашего литературного языка не на пять, а всего на два основных периода: период донационального развития русского литературно-письменного языка и период его развития как языка национального. Гранью между обоими намечаемыми периодами естественно было бы признавать время около середины XVII в., откуда, по известному определению В И. Ленина, начинается «новый период русской истории».

Закономерности развития славянских литературных языков, благодаря которым отличаются в них донациональные и национальные периоды, прослежены и обоснованы в докладе В. В Виноградова, сделанном им на V Международном съезде славистов в Софии. Различия эти достаточно заметны и характерны. К числу наиболее существенных следует отнести появление в национальный период развития литературного языка его устно-разговорной формы, которая как средство. устного всенародного общения между членами языкового коллектива, по-видимому, отсутствовала в древнюю эпоху, когда письменно-литературная форма языка непосредственно соотносилась с диалектной разговорной речью и противопоставлялась этой последней.

В последние годы была предложена чл.-кор. АН СССР Р. И. Аванесовым особая периодизация древнейшего этапа развития русского литературного языка. В докладе на VII Международном съезде славистов в Варшаве (1973 г.), выдвигая на передний план соотношения между древнерусским (древневосточнославянским) книжным типом языка, языком собственно литературным и языком народно-диалектным, названный ученый предложил следующее хронологическое разделение эпохи: XI в.—первая половина XII в.; вторая половина XII в.—начало XIII в.; XIII-XIV вв. Основано данное деление на все более и более, по мнению Р. И. Аванесова, углубляющемся расхождении книжно-письменного и народно-диалектного языка с учетом жанровых разновидностей письменных памятников, которые строго разграничены в функциональном отношении.

Членение истории русского литературного языка на донациональный и национальный периоды развития достаточно широко принято как советскими, так и зарубежными историками русского, языка.

Что касается того решительного отграничения эпохи развития литературного языка русской народности (XIV-XVII вв. — обычно называемый Московским периодом) от предшествующего времени, предлагаемого лекциями А. И. Горшкова и вузовской программой, то с этим согласиться нельзя, прежде всего исходя из закономерностей развития собственно литературно-письменного языка данной эпохи. Именно литературный язык Московского периода неразрывно связан с литературным развитием всей предшествующей поры. Ведь мы знаем о единстве литературы, отражаемой этим языком, т. е. той древнерусской литературы XI-XVII вв., в которой наблюдаются одни и те же литературные процессы, бытование и переписывание одних и тех же текстов, возникших еще в XI или XII вв. в древнем Киеве, а переписывавшихся и бытовавших в Московской Руси, на севере и к северо-востоку от Киева, и в XIV в. («Лаврентьевская летопись»), и в XVI в («Слово о полку Игореве») и даже в XVII в. («Моление Даниила Заточника»). То же относится и к таким переводным произведениям Киевской эпохи, как «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Александрия» или «Девгеньево деяние», которые, несомненно, возникли в XII-XIII вв., большинство же списков восходит к XV— XVII вв. Таким образом, единство древнерусской литературы на всем протяжении развития с XI по XVII в. обеспечивало и единство традиции древнерусского литературно-письменного языка вплоть до середины XVII в.

Слишком дробное подразделение периодов развития русского литературного языка национального периода, предлагаемое А. И. Горшковым, тоже не может быть признано достаточно обоснованным. Так, нам думается, нецелесообразно отделять резкой гранью язык второй половины XIX в. от предшествующей пушкинской эпохи, когда, несомненно, уже закладываются основы развития лексико-семантической и стилистической системы русского национального литературного языка, продолжающей существовать и в наши дни.

Итак, согласно нашему убеждению, наиболее рационально выделение лишь двух, главных и основных периодов развития русского литературного языка: периода донационального, или периода развития литературно-письменного языка народности (вначале народности древнерусской, общевосточнославянской, а затем, с XIV в., народности великорусской), иначе древнерусского литературно-письменного языка до XVII в., и периода национального, охватывающего развитие русского литературного языка в собственном смысле этого термина, как национального языка русской нации, начиная примерно с середины XVII в. по наши дни.

Естественно, что в каждом из названных основных периодов развития русского литературного языка выделяются более мелкие подпериоды развития. Так, донациональный период распадается на три подпериода. Подпериод киевский (с Х по начало XII в.) соответствует историческому существованию единой восточнославянской народности и относительно единого древнерусского (Киевского) государства. Названный подпериод легко вычленяется и по такому заметному структурному признаку, как «падение глухих», или изменение редуцированных гласных ъ и ь в полные гласные в сильных позициях и в нуль звука в слабых позициях, что, как известно, приводит к решительной перестройке всей фонологической системы древнерусского общенародного языка.

Второй подпериод падает на время с середины XII по середину XIV в., когда заметно проявляются в литературно-письменном языке диалектные ответвления единого восточнославянского языка, приведшие в конце концов к образованию отличающихся друг от друга по чертам фонетики, морфологии и лексики зональным разновидностям древнерусского литературно-письменного языка в эпоху феодальной раздробленности.

Третий подпериод развития литературно-письменного языка приходится на XIV-XVII вв. Для северо-востока — это язык Московского государства, в остальных областях восточнославянского заселения — это начальные основы впоследствии развившихся самостоятельных национальных языков восточнославянских народностей (белорусский и украинский), выступающие в XV-XVII вв. в качестве письменного языка всего Литовско-Русского государства, или «проста русска мова», обслуживавшая как будущих белорусов, так, и предков украинской народности.

Национальный период развития русского литературного языка также можно подразделить на три подпериода. Первый из них охватывает середину, или вторую половину XVII в., до начала XIX в. (до эпохи Пушкина). К этому времени в основном установились фонетическая и грамматическая системы русского общенародного языка, однако в литературном, письменном языке продолжают чувствоваться с достаточной силой следы ранее сложившейся традиции в формах церковнославянской и деловой русской речи. Это подпериод переходный, подпериод постепенного установления и образования всесторонних норм современного русского литературного языка как языка нации.

Второй подпериод можно было бы назвать, пользуясь удачным определением, которое было намечено у В. И. Ленина, временем «от Пушкина до Горького». Это время с 30-х годов XIX в. до начала XX в., конкретнее, до эпохи пролетарской революции, положившей конец господству помещиков и буржуазии, время развития русского литературного языка как языка буржуазной нации. В эти годы с особенной интенсивностью обогащался словарный состав языка, развивавшегося на основе широкого демократического движения, в связи с расцветом русской литературы и демократической публицистики.

И, наконец, вычленяется третий подпериод в истории русского литературного языка, начинающийся со времени подготовки и осуществления пролетарской революции, подпериод советский, продолжающийся и в наши дни.

Такова в общих чертах периодизация истории русского литературного языка, которая кажется нам наиболее приемлемой.

Мешчерский Е. История русского литературного языка

, которая развивалась в бассейне Средиземного моря (на Балканском и Апеннинском полуостровах и на прилегающих островах и побережьях). Её письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни , относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской . Исторически греческая литература предшествовала римской.

2.Средневековая (5 - 13 в.)

3.Эпохи Возрождения (14- 17 в.)

Литература эпохи Возрождения - крупное направление в литературе, составная часть всей культуры эпохи Возрождения . Занимает период с XIV по XVI век. От средневековой литературы отличается тем, что базируется на новых, прогрессивных идеях гуманизма. Синонимом Возро ждения является термин «Ренессанс», французского происхождения. Идеи гуманизма зарождаются впервые в Италии, а затем распространяются по всей Европе. Также и литература Возрождения распространилась по всей Европе , но приобрела в каждой отдельной стране свой национальный характер. Термин Возрождение означает обновление, обращение художников, писателей, мыслителей к культуре и искусству античности, подражание её высоким идеалам.

4.Эпо хи классицизма (17 в.)

Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения . Творчество Вальтера ( - ) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества.

5.Эпохи Просвещения (18 в.)

Литература эпохи Просвещения характеризуется поворотом к рационализму. Для этого периода характерна вера в прогресс и всемогущество человеческого разума. « Путешествия Гулливера » Джонатана Свифта и « Робинзон Крузо » Даниэля Дефо - яркие примеры подобной литературы. Под влиянием идей просвещения сформировалась прежде всего литература Классицизма , однако позже ей на смену пришёл сентиментализм , направленный на нравственное воспитание и уделяющий большое внимание внутреннему миру человека(Руссо , Шодерло де Лакло ).

6.Романтизм (нач - сер 19 в.)

7.Критический реализм (сер - конец 19 в.)

8.Литература рубежа веков (кон. 19 - нач 20 в.)

9.Лит. 1-й пол. 20 в.

Европейская художественная литера тура XX века сохраняет верность классическим традициям. На рубеже двух веков заметна плеяда писателей, творчество которых еще не выражало устремления и новаторские поиски XX века: английский романист Джон Голсуорси (1867-1933), создавший социально-бытовые романы (трилогия «Сага о Форсайтах»), немецкие писатели Томас Манн (1875-1955), написавший философские романы «Волшебная гора» (1924) и «Доктор Фаустус» (1947), раскрывающие нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, и Генрих Белль (1917-1985), сочетавший в своих романах и повестях социальную критику с элементами гротеска и глубоким психологическим анализом, французские Анатоль Франс (1844-1924), давший сатирическое обозрение Франции конца XIX века, Ромен Роллан (1866-1944), отобразивший в романе-эпопее «Жан Кристоф» духовные искания и метания гениального музыканта, и др.

10.Лит. 2-й пол. 20 в.

11.Лит. постмодернизма - ?

Постмодернизм в литературе, как и постмодернизм в целом, с трудом поддается определению - нет однозначного мнения относительно точных признаков феномена, его границ и значимости. Но, как и в случае с другими стилями в искусстве, литературу постмодернизма можно описать, сравнивая её с предшествующим стилем. Например, отрицая модернистский поиск смысла в хаотическом мире, автор постмодернистского произведения избегает, нередко в игровой форме, саму возможность смысла, а его роман часто является пародией этого поиска. Постмодернистские писатели ставят случайность выше таланта, а при помощи само пародирования и метаморфозы ставят под сомнение авторитет и власть автора. Под вопрос ставится и существование границы между высоким и массовым искусством, которую постмодернистский автор размывает, используя пастиш и комбинируя темы и жанры, которые прежде считались неподходящими для литературы.


Историко-литературный процесс - совокупность общезначимых изменений в литературе. Ли­тература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми худо­жественными открытиями. Изучение закономерностей развития литературы и составляет понятие « историко-литературный процесс ». Развитие литературного процесса определяется следующими ху­дожественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения.

Непрерывное изменение литературы - очевидный факт, но значимые изменения происходят далеко не каждый год, даже не каждое десятилетие. Как правило, они связаны с серьезными историческими сдвигами (смена исторических эпох и периодов, войны, революции, связанные с выходом на историческую арену новых общественных сил и т. д.). Можно выделить основные этапы развития европейского искусства, которые определили специфику историко-литературно­го процесса: античность, средние века, Возрождение, Просвещение, девятнадцатый и двадцатый века.

Развитие историко-литературного процесса обусловлено целым рядом факторов, среди которых прежде всего следует отметить историческую ситуацию (социально-политический строй, идеология и т. д.), влияние предшествующих литературных традиций и художественный опыт других народов. Например, на творчество Пушкина серьезное воздействие оказало творчество его предшественников не только в русской литературе (Державин, Батюшков, Жуковский и другие), но и европейской (Вольтер, Руссо, Байрон и другие).

Литературный процесс - это сложная система литературных взаимодействий. Он представляет собой формирование, функционирование и смену различных литературных направлений и течений.

Словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1974.

Литературное направление - устойчивый и повторяющийся в том или ином периоде исторического развития литературы целостный и органически связанный круг основных особенностей литературного творчества, выражающийся как в характере отбора явлений действительности, так и в отвечающих ему принципах выбора средств художественного изображения у ряда писателей.

Литература. 8 класс: Учебная хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев. - М.: Дрофа, 2000.

Литературное направление - конкретно-историческое проявление продуктивного творческого метода внутри художественной системы, а также произведения, созданные на основе одного непродуктивного творческого метода. Творческий метод - основные художественные принципы оценки, отбора и воспроизведения действительности в произведении.

Здравствуйте, уважаемые читатели. Долго работая в школе учителем литературы, мне пришло в голову то, что мою работу можно смело совмещать с дополнительным заработком на бесплатных игровых автоматах по адресу: avtomaty-vulkan.club . У меня все получилось, и теперь все это совмещая, я издаю вам очередную интересную статью с творчества Твардовского.

К моменту создания поэмы «Страна Муравия» Александр Твардовский был уже сложившимся поэтом.

Упорная литературная учеба, дружеская помощь товарищей по перу, прежде всего М. Исаковского, способствовали росту Твардовского как художника.

Мотив путешествия, когда писатель отправлял своего героя в странствие, не нов ни в русской, ни в западноевропейской литературе («Путешествие Гулливера» Свифта, «Дон Кихот» Сервантеса, « » Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Мистерия-буфф» Маяковского, «Бруски» Панферова и др.). Этот прием позволяет сравнивать, сопоставлять, анализировать жизнь в самых разнообразных ее срезах.

Твардовский создает оригинальную поэму со своим неповторимым героем. Никита Моргунок - собирательный образ крестьянина-середняка - настолько непосредственный, живой, а развитие сюжета происходит так естественно, жизненно, что полуфантастическое путешествие героя выглядит абсолютно реальным.

Собирательность образа героя не мешает ему быть реально-конкретным в разных жизненных ситуациях.

Размышления, сомнения Моргунка - это раздумья, мысли реального лица; его речь - язык русского крестьянина. Жанр путешествия позволил Твардовскому показать ярко, красочно нравы, обычаи, традиции русской деревни той поры. Введение поговорок, присказок, пословиц, песен углубляет это впечатление о поэме как истинно народной.

«Стихи» (1937), «Дорога» (1938), «Про Деда Данилу» (1938), «Сельская хроника» (1939), «Загорье» (1941). Все основные процессы, характерные для деревни эпохи 30-х годов, запечатлены в стихах поэта: это и преображение родной земли («Гость», 1933; «Смоленщина», 1935), и строительство новых домов, школ («Усадьба», 1934), и красота труда в коллективе, новые общественные отношения и формирование у человека чувства собственного достоинства, чувства хозяина жизни («Мужичок горбатый», 1937; «Встреча», 1936; «Путник», 1936).

Продолжая традиции Некрасова, Твардовский создает образ русской женщины. О большой душевной красоте ее поведал поэт в стихотворениях «Встреча», «Не стареет твоя красота...» и др.; глубоко лиричны строки, посвященные матери-труженице («Песня», 1936; «Матери», 1937).

Если домашнее задание на тему: » Периодизация литературы оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
    • Свежие новости

      • Категории

      • Новости

      • Сочинения по теме

          ? S (Включая Острова И Ледники) = 13 177 Тыс. Км? ? S (Без Островов) = 13 087 Тыс. Км? ? Самая Газовая смесь содержит СО2, СО, О2 и N2. При анализе 100 мл смеси методом химического поглощения получены следующие результаты. Детские летние игры. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В любое время года под соснами можно найти много опавших иголок. Они бывают разного оттенка

Русская литература XIX века подарила нам множество выдающихся писателей и их произведений - такие имена, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Гончаров, Островский и прочие у всех на слуху. Год от года появляются все новые исследователи как творчества отдельных авторов, так и всей литературы девятнадцатого столетия в целом. Одной из основных проблем для ученых была и остается периодизация русской литературы.

Значение русской беллетристики 19 века

Трудно умалить значение словесности девятнадцатого столетия для всей последующей литературы нашей страны. Ее называют «Золотым веком» нашей поэзии. Именно в этот период окончательно сформировался литературный русский язык, библиография столетия получила сатирическую, публицистическую и психологическую направленность. Для литературы всего века было характерно изображать людские пороки.

Нельзя не отметить также, насколько тесно была связана русская литература с общественно-политической жизнью. В ней находили находили свое отражение все изменения и перемены. Поэтов называли пророками, к их словам принято было прислушиваться. Именно XIX веку мы обязаны появлением русского романтизма и русского реализма.

Принципы периодизации русской литературы 19 века

Разные ученые по-разному смотрят на то, каким же именно образом классифицировать произведения литературы девятнадцатого века. К основным принципам, на которых так или иначе сходятся все исследователи, можно отнести три: первый - по хронологии, второй - по конкретному автору и третий - смешанный.

Хронологический принцип

Если судить по такому признаку (кстати, данный принцип считается основным), то в русской литературе 19 века выделяют семь периодов:

  1. Первая четверть девятнадцатого столетия (до 1825 года).
  2. 30-е годы (до 1842 года).
  3. 40-е и 50-е годы (до 1855 года).
  4. 60-е годы (до 1868 года).
  5. 70-е годы (до 1881 года).
  6. 80-е годы (до 1895 года).
  7. 90-е годы и рубеж веков (до 1904 года).

Согласно данной периодизации русской литературы, каждый период характеризуется особой жанровой направленностью. Например, в 20-е годы преобладал романтизм, в 40-е - идеализм, в 60-е - практицизм и тому подобное. Сводные данные можно увидеть в таблице периодизации русской литературы (ниже).

Авторский принцип

Первым такой принцип периодизации русской литературы предложил известный критик В.Г. Белинский, а уже за ним «подхватили» другие исследователи. Белинский опирался на трех авторов - Ломоносова, Карамзина и Пушкина.

Кое-кто добавляет к ним еще Жуковского и Гоголя, тем самым охватывая всех наиболее значимых авторов девятнадцатого столетия. Минус такого подхода заключается в том, что границы между творчеством одного и другого литераторов всегда расплывчаты и нельзя точно сказать, когда закончился период Пушкина и началась «эпоха» Гоголя.

Смешанный принцип

Данный подход к проблеме периодизации русской литературы учитывал несколько определяющих факторов:ее отношение к действительности, отношение к духовной жизни и позицию ко всему этому конкретного автора. Такой принцип пользовался популярностью, в основном, в самом начале девятнадцатого столетия.

Отличие словесности первой половины 19 века от второй

Условно говоря, литературу девятнадцатого века можно разбить на две части - литература первой половины и литература второй. И, хоть столетие было и одно, а различий между произведениями немало. Так, авторы, работавшие в первой половине века, заложили основы русской классики, создали универсальные художественные образы, многие из которых стали нарицательными, а сами произведения разошлись по цитатам, многие фразы из них стали активно употребляться в речи (и по сей день). В это время происходит становление литературного языка, закладываются принципы художественного оформления. Произведения этого периода отличаются большой образностью.

Во второй половине девятнадцатого столетия литература напрямую была связана с изменениями, происходившими в политической жизни, а именно с восхождением на престол Александра Первого. Обстановка в стране изменилась, что неуклонно повлекло за собой изменения и в литературе. Она более аналитична.

Деление по Пушкину

Некоторые исследователи (разумеется, пушкинисты) предлагают иной принцип периодизации русской литературы 19 века: до Александра Сергеевича Пушкина и после него.

Нисколько не умаляя значение Пушкина для русской литературы в целом, все же нельзя согласиться с подобным вариантом - ведь, таким образом, сильно преуменьшается и даже практически исчезает та огромная роль, которую играли в становлении русской литературы учителя Пушкина - Василий Жуковский, Константин Батюшков, Иван Крылов и другие.

А посему наиболее разумным представляется принцип периодизации русской литературы, описанный самым первым и являющийся основным у исследователей - то есть хронологический.

Представленная выше таблица "Периодизация русской литературы 19 века" поможет нам ориентироваться в данном вопросе.

Первый период

В начале столетия в Москве и Петербурге появляются литературные общества, призванные объединить авторов «в поисках жанра». Эти годы характеризуются постоянной борьбой нового и старого, и отчетливо это проявляется в литературе - на протяжении всего периода в ней сражаются разные стили и направления - от сентиментализма (которые оставался ведущим в первое время) до романтизма, классицизма, реализма и натурализма. К концу периода господствующие позиции отвоевывает себе романтизм, чье появление справедливо связывают с творчеством В. Жуковского. Наиболее популярные жанры - баллады, элегии.

В это же время, приблизительно в 20-е годы, происходит становление метода критического реализма. Отражая явления жизни, литература наполняется идеями дворянской революционности. Тем самым мы отчетливо можем увидеть связь историко-культурного процесса и периодизации русской литературы.

Второй период

Революционно-декабристские идеи находят отражение в творчестве А. Пушкина и М. Лермонтова. Романтизм постепенно уступает место реализму, что ярко проявляется расцветом творчества Н. Гоголя (хотя многие все еще продолжают работать в романтической направленности). Поэзии становится все меньше, прозы - все больше. Активно начинает «пробиваться» вверх такой жанр, как повесть. Распространены исторические романы, драматургия, лирика.

Третий период

Демократические тенденции в литературе, только начинавшие зарождаться во втором периоде, в эти годы приобретают все большую силу. В это же время происходит борьба «западников» и «славянофилов», набирает обороты журналистика, которая впоследствии будет оказывать огромное влияние на весь историко-культурный процесс. Периодизация русской литературы этого этапа характеризуется продолжением революционных идей, утопическим социализмом и появлением темы «маленького человека». Литераторы работают в жанрах социальной повести, социально-психологического романа, физиологического очерка.

Четвертый период

Все большую силу получают демократические процессы. Демократия в журналистике, демократическое движение, борьба демократов с либералами - литература данного периода отражает все явления жизни. В это же время начинают активно пропагандироваться идеи крестьянской революции, в реалистическом ключе работают такие авторы, как Л. Толстой, Н. Лесков, Ф. Достоевский.

Сильны демократическая повесть, роман, литературная критика. В таблице периодизации русской литературы (выше) указано, что в этот период трудились также поэты-романтики. Среди их имен - А. Майков, А. Фет, Ф. Тютчев и другие.

Пятый период

В данные годы русская литература девятнадцатого столетия характеризуется появлением идей народничества. Крестьянская жизнь предстает в виде некоего идеала. Писатели работают в русле реализма. «Поднимают голову» различные тайные революционные общества. В это время популярны жанры очерка и рассказа.

Шестой период

Появляется такое направление, как «критический реализм». В нем работают М. Салтыков-Щедрин, В. Короленко. Усиливается значение пролетариата, активно пропагандируются идеи марксизма. Писатели стремятся к обличению социального неравенства в своих произведениях. В литературе вместо «маленького человека появляется человек «средний», иными словами, интеллигент. Так же продолжают появляться произведения в жанрах рассказа, повести, романа.

Седьмой период

Главное, что происходит в это время, - зарождение литературы пролетариата благодаря легкой руке Максима Горького. Идеи марксизма получают все большее распространение, так же активен критический реализм. При этом реалистическая литература противостоит декадентству. Жанры остаются прежними, к ним добавляется публицистика.

Таким образом, периодизация русской литературы 19 века по-прежнему остается одним из актуальных вопросов литературоведения. Можно придерживаться разных точек зрения на этот счет, но несомненно одно - это важнейшая веха в истории русского и мирового искусства.



Статьи по теме: