Откуда взялся курский соловей. Символ курской области - курский соловей

Русская песня - простор русских небес, тоска степей, удаль ветра. Русская песня не знает рабства. Заставьте русскую душу излагать свои чувства по четвертям, когда ей удержу нет. И нет такого музыканта, который мог бы записать музыку русской души; нотной бумаги, нотных знаков не хватит. Несметные сокровища там таятся - только ключ знать, чтобы отворить сокровищницу.

Надежда Плевицкая

Для того чтобы представить себе роль Надежды Васильевны Плевицкой в нашей музыкальной культуре, достаточно назвать песни, которым она дала сценическую жизнь: "Раскинулось море широко", "По диким степям Забайкалья", "Ухарь-купец", "Помню, я еще молодушкой была", "Хаз-Булат удалой", "Есть на Волге утес", "Славное море - священный Байкал", "Когда я на почте служил ямщиком", "Всю-то я вселенную проехал", "Среди долины ровныя"... Треть, если не больше, своего репертуара Лидия Андреевна Русланова взяла у Плевицкой, только до поры до времени об этом избегали говорить. Надежда Васильевна была первой в плеяде певиц-"народниц", представленной именами Лидии Руслановой, Людмилы Зыкиной, Александры Стрельченко. Благодаря Плевицкой песни ее родной Курской губернии и так называемые фабрично-заводские зазвучали в залах консерваторий, Дворянских и Благородных собраний, в присутствии Высочайших особ...
Будущая звезда русской эстрады родилась в 1884 году в крестьянской семье в деревне Винниково под Курском. Сколько себя помнила Надя Винникова - Дежка, как ее ласково называли, - она всегда пела. Ибо вся нелегкая крестьянская жизнь проходила с песней. Пела мать, Акулина Фроловна, за прялкой, пели сестры за домашней работой, пели сельчане - в поле и на гуляньях. Дежка слушала, запоминала, вбирала в себя этот когда грустный, когда радостный песенный мир. Свое призвание она осознала очень рано и однажды убежала из дома, чтобы стать артисткой. Судьба привела ее сначала в один из гастролирующих по стране хоров, затем в балетную польскую труппу. Да, чтобы заработать на жизнь, певунье Дежке пришлось переквалифицироваться в балерины. Обучать ее взялся солист балета варшавских театров Эдмунд Мячеславович Плевицкий. Он полюбил девушку, и его чувства не остались без ответа. Вскоре в одном из писем к матери Дежка испросила благословения на брак. Благословение было получено, и девятнадцатилетняя Дежка Винникова стала Надеждой Плевицкой. В лице Эдмунда она обрела верного спутника жизни, друга и помощника. Когда молодожены начали работать самостоятельно, Плевицкий взял на себя административные обязанности - устраивал гастроли, подписывал контракты. Влюблен в свою молодую жену он был страстно и все одиннадцать лет совместной жизни находился при ней неотлучно.
После краха балетной труппы Плевицкие - попадают в петербургский загородный ресторан, отсюда - в легендарный московский "Яр". Супруги работали в одной программе: - Эдмунд исполнял русские пляски, Надежда пела. В "Яре" пришел первый громкий успех, а с ним и известность.
Осенью 1909 года во время Нижегородской ярмарки в городе наперебой говорили о том, что в здешний ресторан Наумова из московского "Яра" приглашена какая-то необычная певица, исполняющая только русские песни. Послушать ее к Наумову ходили многие. Как-то раз в ресторане ужинал приехавший в Нижний на гастроли Леонид Витальевич Собинов. В зале было по-ресторанному шумно. Но вот вывесили анонс с фамилией следующего выступающего - "Артистка Плевицкая", и вдруг наступила необычная тишина. Собинов удивленно отложил вилку. На эстраду между тем вышла стройная молодая женщина, черноглазая, с густыми черными волосами. Первые вступительные аккорды рояля - и под сводами увеселительного заведения поплыло протяжное, отнюдь не веселое:

Тихо тощая лошадка по пути бредет,
Гроб, рогожею покрытый, на санях везет,
На санях в худой шубенке мужичок сидит,
Понукает он лошадку, на нее кричит...

Плевицкая пела очень просто, как поют деревенские бабы, - тем пронзительнее оказалась изображенная ею сцена сельских похорон. Леонид Витальевич, взволновавшись, прошел к артистке за кулисы, представился. "Заставить смолкнуть такую аудиторию может только талант. Вы - талант", - заявил он и тут же предложил смущенной Надежде принять участие в большом благотворительном концерте, устраиваемом им в городской опере, где ожидалось выступление многих российских знаменитостей.
И Плевицкая оправдала ожидания Собинова, с блеском спев на академической сцене в одной программе с артистами Императорских театров! Приехав в Москву, Леонид Витальевич сразу же взялся за организацию большого сольного концерта своей протеже. Чуть позже в одном из интервью он говорил: "Возьмите Плевицкую... Разве это не яркий талант-самородок? Меня чрезвычайно радует ее успех, и я счастлив, что мне удалось уговорить Надежду Васильевну переменить шантан на концертную эстраду".
1910 год - год ее стремительного взлета. О ней с восторгом пишет вся российская пресса. Этому предшествовало выступление Плевицкой в Царском Селе в присутствии императора, о чем она рассказала в своих мемуарах:
"И вот распахнулась дверь, и я оказалась перед Государем. Я поклонилась низко и посмотрела прямо Ему в лицо, и встретила тихий свет лучистых глаз. Словно чудо случилось, страх мой прошел, я вдруг успокоилась. Он рукоплескал первый и горячо, и последний хлопок всегда был Его. Я пела много. Государь был слушатель внимательный и чуткий. Выбор песен был предоставлен мне, и я пела то, что было мне по душе. Спела я и песню революционную про мужика-горемыку, который попал в Сибирь за недоимки. Никто замечания мне не сделал. Он слушал меня, и я видела в царских глазах свет печальный. Когда Государя уже провожали, Он ступил ко мне и крепко и просто пожал мою руку:
- Спасибо вам, Надежда Васильевна. Я слушал вас сегодня с большим удовольствием. Мне говорили, что вы никогда не учились петь. И не учитесь. Оставайтесь такою, какая вы есть. Я много слышал ученых соловьев, но они пели для уха, а вы поете для сердца. Самая простая песня в вашей передаче становится значительной и проникает вот сюда.
Государь слегка улыбнулся и прижал руку к сердцу".
В том же 1910 году произошла встреча с Ф. И. Шаляпиным. Прославленный бас чрезвычайно заинтересовался Плевицкой, пригласил ее к себе домой, и Надежда Васильевна пропела ему весь свой репертуар.
"На прощанье Федор Великий охватил меня своей богатырской рукой, да так, что я затерялась где-то у него под мышкой. Сверху над моей головой поплыл его незабываемый бархатистый голос, мощный соборный орган:
- Помогай тебе Бог, родная Надюша. Пой свои песни, что от земли принесла, у меня таких нет, - я слобожанин, не деревенский.
И попросту, будто давно со мной дружен, он поцеловал меня".
Огромные гонорары Плевицкой вскоре позволили ей купить на родине большой участок земли, в том числе и знакомый с детства Мороскин лес, и начать строительство усадьбы. Сама владелица впоследствии называла свой винниковский особняк "домом-теремом из красного леса". Плевицкие приезжали в Винниково отдохнуть от бесчисленных гастрольных поездок. В "доме-тереме" все было добротно, все радовало глаз, утешало. Хозяйка здесь, впрочем, не только отдыхала, но и много репетировала, разучивала новые песни. Супруги наслаждались безоблачным счастьем, не зная, что этому счастью скоро наступит конец...
Однажды Надежду Васильевну пригласили на званый вечер, устраиваемый Великими княжнами. Здесь певице представили поручика кирасирского полка В. А. Шангина. После концерта Плевицкая подарила поручику самый красивый цветок из бесчисленных букетов, ей преподнесенных. Это была, что называется, любовь с первого взгляда. Надежде и Эдмунду Плевицким оставалось только одно - расстаться.
С началом первой мировой войны поручик Шангин отправился на фронт. Плевицкая поехала за ним, став сестрой милосердия. На фронте ей пришлось воочию увидеть все ужасы войны, даже принимать участие в боях.
В январе 1915 года сестра милосердия Надежда Плевицкая узнала, что поручик В. А. Шангин пал смертью храбрых. В том же 1915 году умерла ее горячо любимая мать. Плевицкая осталась совершенно одна, ошеломленная свалившимися на нее бедами. И все же смогла вернуться на сцену.
О том, как она пережила революцию, свидетельств почти нет. Далее известно, например, что осенью 1920 года на Перекопе состоялся ее концерт - "во рву, на участке офицерского батальона". Знаменитая артистка прибыла в расположение корниловских частей во время затишья на фронте. По такому случаю мгновенно соорудили некое подобие эстрады, которую даже украсили гирляндами. Личный состав, командование, приглашенные бурно приветствовали гостью. Она появилась в сопровождении командира полка генерал-майора Николая Владимировича Скоблина. Оркестр грянул встречу, после чего начался концерт. В числе прочего Плевицкая исполнила и знаменитого "Ухаря-купца", принятого, как и везде, на "ура". Спустя несколько дней она вновь пела на передовой.
В 1921 году остатки разбитой белой армии эвакуировались в Турцию. Вместе с ними навсегда покинула Россию и Надежда Плевицкая. Теперь ее повсюду сопровождал Н. В. Скоблин. Там же, в Турции, в Галлиполи, они обвенчались. Посаженым отцом на их свадьбе был генерал Кутепов. После этого Николай Владимирович и Надежда Васильевна прожили в любви и согласии семнадцать лет - вплоть до трагического финала.
В начале 1920-х годов Надежда Васильевна предпринимает гастрольные поездки по Европе. Она выступает в Германии, Югославии, Румынии, Болгарии, Франции - в основном перед соотечественниками, разбросанными революцией кто куда. Руководящая должность в белоэмигрантской организации - Русском Общевоинском союзе - не мешала Н. В. Скоблину следовать за женой в качестве ее театрального администратора. В 1926 году в США Плевицкая встречалась с С. В. Рахманиновым, Ф. И. Шаляпиным, С. Т. Коненковым, М. М. Фокиным, А. И. Зилоти. С голоса певицы Рахманинов записал песню, слышанную Надеждой Васильевной от старой крестьянки Курской губернии, - "Бели-лицы, румяницы вы мои". Композитор обработал ее, оркестровал и включил в свой опус 41 - цикл "Три русские песни" для хора и оркестра.
В 1930 году супруги поселились недалеко от Парижа в местечке Озуар-ла-Феррьер. В двухэтажном домике за высокой решеткой оживали милые сердцу воспоминания. На стенах небольшой гостиной и в столовой висели портреты: Надежда Васильевна в молодости, Николай Владимирович в разные годы и в разных званиях, а также два портрета с дарственными надписями: "Моему родному Жаворонку, Надежде Васильевне Плевицкой, сердечно любящий ее Федор Шаляпин" и "Здоровья, счастья, успеха дорогой Надежде Васильевне. С. Рахманинов".
Около дома размещалось "хозяйство": крохотный курятник, огородная грядка. За цементной оградой грустили три березки...
Всю правду о случившемся через семь лет ныне ведает один только Бог. Факты таковы. В 1937 году во Франции начали исчезать высокопоставленные русские офицеры из числа белой эмиграции: уходили из дома, со службы и не возвращались. Однажды пропал и Н. В. Скоблин. Так вот, именно супругов Скоблиных французское правосудие обвинило в том, что они содействовали ГПУ в похищении видных деятелей белого движения. 15 декабря 1938 года русскоязычная парижская пресса сообщила об осуждении Н. В. Плевицкой на 20 лет каторжных работ. Н. В. Скоблин так и не был найден - он сгинул бесследно.
Через два года Надежда Васильевна Плевицкая, которую последний русский император называл "курский соловей", заболев, тихо угасла во французской тюрьме.

Однажды в мае под нашими окнами несколько ночей подряд пел соловей. Я даже смогла записать его пение на фотоаппарат. Он у меня может звук отдельно писать. Правда сюда не выкладывается. Говорит, что качество плохое. А вообще в компьютере слушать можно. Особенно приятно сейчас слушать и лето вспоминать. Я слушала. А потом всплыло словосочетание "курский соловей". И подумала "А почему именно курский, а не какой другой?" Стала искать материал. И вот что нашла.

Курский соловей - так обычно называют певцов с красивым голосом.

Соловьиное пение, наверное, слышали все. Заливистые трели соловья раздаются в ночи в конце весны и начале лета. Мелодии соловья разнообразные, богатые щелкающими, свистовыми и переливчатыми звуками. Песня то нежная, то немного грустная, то восторженно-радостная.

Как и принято в природе, самое лучшее достается самцам. Именно соловьи-самцы услаждают наш слух своими трелями. Соловью для покорения самочки не надо делать грудь колесом, не надо гордо расправлять крылья... достаточно спеть. В пении проявляется их ухаживание. Пока самец поет, самочка тихонько, не подавая голоса, сидит где-нибудь на соседней ветке и решает годится ей этот сладкоголосый соловей или другого подождать...

Соловей птица перелетная. Петь начинает через несколько дней после возвращения из теплых краев к гнездовью. Сначала он поет в период ухаживания, потом в ожидании, пока самочка высидит птенцов. Когда появляются птенцы, соловей перестает петь.

Многим кажется, что соловьи поют только ночью и рано утром, но это не так. Днем они тоже поют, но по-другому. Ночное страстное пение предназначено для подруг, а дневное - для врагов. Самцы таким образом обороняют свои гнезда и заодно предупреждают самочку об опасности.)))

У соловья самый богатый "репертуар" из всех певчих птиц. Но, если подмосковный соловей издает около 10 разнообразных "куплетов" (колен) своей песни, курский соловей способен на большее. Именно в курских лесах нередко трели этой маленькой, невзрачной птички состоят почти из 40 колен. Так, по крайней мере, считают исследователи. Курские соловьи особенные - самые заливистые. Далеко за пределы города разнеслась слава о дивных трелях местных соловьев. Поэтому в качестве похвалы говорят "курский соловей".

В Курске был активно развит соловьиный промысел - птицеловы отлавливали соловьев и продавали. В начале XIX века под Курском в местечке Коренная проводилась уникальная ярмарка, которая так и называлась - Коренская ярмарка. Из разных мест ехали на ярмарку любители певчих птиц послушать знаменитые соловьины трели и купить пару птичек для себя. А некоторые привозили своих соловьев для обучения мастерству, поскольку давно замечено - там, где появляется особо заливистый соловушка, другие сородичи начинают подражать ему, словно обучаясь пению.

Сейчас под Курском снова проводят знаменитую Коренскую ярмарку. Не знаю, продают ли там соловьев в клетках. Надеюсь, что нет. Ведь птица в клетке чахнет...

А в самом Курске открыли музей под названием "Курский соловей". В экспозициях музея представлено много интересных материалов о знаменитых соловьях. Там же в любое время года можно услышать соловьиное пение. Правда в записи.

Самые лучшие певцы – курские соловьи. Песня курского соловья и его песенные диалекты насчитывают от 8 до 24 колен: чистейшие звуки флейты, щелканье, клёкот, посвист и множество других вариаций являются важной эстетической составляющей окружающей среды.

Соловья часто упоминают в песнях, стихах, прозе… И.С. Тургенев в письме к С.Т. Аксакову писал «Курские соловьи поют как никакие другие. У них свои трели, особенные колена, среди которых наиболее редким, своеобразным считается «кукушкин перелет».

В наших краях обитает обыкновенный (восточный) соловей. Окраска его совершенно неприметная – бурая, хвост рыжеватый, которым он часто подергивает. Размером соловей с воробья, а весит всего 20-30 граммов. Соловей - птица скрытная, любит сидеть на голых ветках, выпрямившись, как примерный ученик. Самец в период гнездования охраняет свою территорию. Песня – сигнал конкурентам – место занято!

Поют только самцы, наиболее активно рано утром и на вечерней заре, часто ночью. Нередко территориальные участки расположены группами, и соловьи как бы перекликаются. Песнями самец привлекает будущую супругу. Строительство гнезда и насиживание кладки – обязанность самки. «Сам» все это время только поет, пока не настанет время выкармливать и воспитывать птенцов. Гнездо соловьи устраивают на земле или невысоко над ней: на кочках, в щелях, между камнями.

Через 10 дней после рождения птенцы уже полностью оперены. Кормят родители их до 28 дней. К концу июня птенцы покидают гнезда.

Отлетают соловьи на зимовку в одиночку или небольшими группами с конца июля до сентября. Зимуют в Африке.

В наши парки соловьи возвращаются с африканских зимовок к концу апреля. Лучшие соловьиные места – заросли кустарников, особенно вдоль речек, у водоемов, по опушкам леса, на пустырях, в оврагах. В жилых массивах чаще всего соловьи встречаются в скверах, на озелененных территориях больниц, детских садов, гостиниц.

Кроме России соловьи обитают в Восточной Европе, Скандинавии. Есть соловьи и в Западной Европе. Однако ее жителям не повезло – у них обитает другой вид – южный соловей. Песенка его не такая звучная, в ней отсутствуют самые яркие колена – «дудки» и «раскаты».


…На девятой неделе после Пасхи стекалось в древний Курск великое множество паломников, чтобы пройти крестным ходом с чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» в Коренную пустынь, а заодно из святого источника воды целебной испить да искупаться в ней.

Тысячи людей съезжались одновременно и на знаменитую Коренскую ярмарку: кто продать или купить, кто о деле поговорить, кто на людей посмотреть, себя показать, а кто и соловьев послушать. Молва народная гласила, что они громче-звонче поют, если горлышко водицей промочат. А в Коренной она особенная, может, потому здешние соловьи своими песнями от всех других и отличаются! Курский соловей такие «коленца» выделывает – век не забудешь! «Вот бы домой такую птицу привезти!», – рассуждали многие и просили местных жителей помочь им. Так появился на курщине соловьиный промысел.

Соловьятники отлавливали лучших певцов да продавали их по круглой цене на Коренской ярмарке знатокам и любителям. Так, вместе со славой о себе «разлетелись» курские соловьи по всему свету

Из «Памятной книжки Курской губернии за 1860 год»: Много ли, мало ли утекло коренской воды с тех пор, да только стал соловей – птица высокого достоинства – живым символом Курского края.

Многое мог рассказать о соловьях Почётный гражданин Курской области, к сожалению, уже ушедший профессор, биолог Николай Стефанович Шевырёв. Они, биологи, высчитали каким-то мудрёным способом, что особое пение курского соловья происходит из идеального сочетания ряда факторов: температуры воздуха, качества воды и т.д. К сожалению, моя память не удержала деталей того разговора, а уточнить теперь не у кого.

Пусть громче-звонче поют соловьи на курской земле.

А ниже – подарок всем, кто сюда заглянёт, к 8 Марта. Давно известно, что этот праздник любят и женщины, и мужчины. Насладитесь, друзья, роскошной трелью соловушки. Курского.


«АиФ-Курск» узнал, что хранится в Музее соловья и почему именно Курск носит название столицы Соловьиного края, ведь эти птицы поют и в других российских регионах.

Корни из Коренной

АиФ: - Любовь Николаевна, расскажите, пожалуйста, историю создания музея.

Л.Е.: - Я работала педагогом дополнительного образования и вела кружок «Круг светлых дней». Мы вместе с детьми знакомились с историей нашего края посредством изучения календарей: народного, христианского, государственного. В народном календаре мы узнали о том, что 15 мая на Руси отмечали Соловьиный праздник, а 4 июня - Соловьиный день. В результате наших исследований и появилась идея создания музея, посвящённого этой птице. Я не ставила своей целью только сбор фигурок соловья. Основная задача музея - это просвещение населения, предоставление знаний о соловье - птице, которая является живым символом нашего края. Мы хотели докопаться до исторической истины: что такое курский соловей и почему именно он так славится? Узнать, когда и кто решил, что курский соловей самый лучший из соловьёв. Музею уже шесть лет, и мы можем сказать, что нам это удалось.

АиФ: - И откуда же пошла слава курского соловья?

Л.Е.: - С Коренной пустыни, крестного хода, Курской Коренской ярмарки. Крестный ход всегда проходил в девятую пятницу после Пасхи. Иногда эти пятницы выпадали на конец мая - начало июня - как раз на ту пору, когда у нас во всю горланили соловьи. Люди со всех краёв съезжались в Коренную, сначала проходили крестным ходом, а потом оставались там на ярмарке. Понятно, что всем ночлега под крышей не хватало и многим приходилось оставаться на улице. И народ об этом не жалел. Всю ночь он слушал трели курского соловья. И люди понимали, что слышали про соловья, но не знали истинного соловья, который поёт свою неподражаемую песню. Естественно, приезжая домой, гости ярмарки рассказывали о дивной птице своим знакомым. Так росла слава курского соловья. Потом родился промысел: иногородние купцы просили местных жителей поймать и продать им соловья. Людей, занимающихся этим ремеслом, называли соловьятниками. Так наши соловьи в клетках разлетелись по всему свету. Соловьятники есть и сегодня.

Поёт до самозабвения

АиФ: - То есть поймать соловья возможно?

Л.Е.: - Да. Есть такое выражение - «поёт до самозабвения». Известный фотоанималист, учёный Михаил Штейнбах написал рассказ «Волшебная дудочка и Орфей». Там он рассказывает реальную историю о том, как в 70-х годах прошлого века в Стрелецкой степи, где он, будучи студентом МГУ, собирал материалы для своей курсовой работы на тему «К биологии поведения обыкновенного соловья», однажды ночью записал на магнитофон пение соловья. А в следующую ночь с этой записью вернулся на прежнее место и включил её. Магнитофонной записи ещё громче вторил живой соловей. Михаил на звук подошёл к нему и трижды брал его на руку и возвращал на ветку. Михаила Штейнбаха, к сожалению, уже нет в живых. Но совсем недавно к нам приезжали двое учёных МГУ: они когда-то и учились с ним вместе, и работали на одной кафедре. И через 40 лет они решили продолжить исследования Штейнбаха у нас в Стрелецкой степи.

АиФ: - Дорого ли стоили соловьи?

Л.Е.: - Курский краевед опубликовал в одной из местных газет, что, исходя из Памятной книги Курской губернии 1860 года, один курский соловей на Коренской ярмарке стоил 150 рублей, что было равно стоимости двух коров и двух лошадей вместе взятых. Сегодня «соловьиного рынка» как такового нет. Соловьятники могут поймать птицу по просьбе конкретного человека, но в основном делают это для себя. Может, это выглядит анекдотично, но был случай, когда курянин в Свердловске продал местному жителю соловья за 2000 долларов.

Соловей не для клетки

АиФ: - В Курске обитает соловей обыкновенный в Москве ведь тоже… Отличаются ли они?

Л.Е.: - Я думаю, что соловей обыкновенный, или восточный, получил статус «курского» на Коренской ярмарке. Хотя многие известные люди тех времён отмечали, что пение нашего соловья особенное. Немецкий учёный Альфред Брем ещё в XIX веке в своей книге «Жизнь животных» относил курского соловья к отдельному виду. А Иван Тургенев писал в своём очерке о соловьях (письмо другу Аксакову), что курские соловьи поют как никакие другие. В их трели присутствует колено, которого нет у всех других видов соловья.

АиФ: - Раньше, когда музей находился на улице Пионеров, вы говорили, что не хотите переезжать оттуда, потому что там поют соловьи. А здесь, на Никитской?

Л.Е.: - Поют. Наше здание расположено на крутом берегу у реки, здесь есть заросли, и поэтому это место, которое очень любят соловьи. Это самое подходящее место для музея. Я считаю, что он должен быть в том месте, где в естественной среде может обитать соловей. В этом году мы попробовали провести Ночь открытых дверей музея «Курский соловей», где можно было узнать о соловье и услышать его живое пение.

Но всё же, наверное, то, что здесь люди ведут себя достаточно шумно (местные жители жалуются на ночные гонки, которые устраивает молодёжь), отпугивает соловьёв. Возможно, меньше их становится из-за того, что не все возвращаются «с югов». Дело в том, что курские соловьи на зиму улетают в район Сирии, Египта, а там сейчас, мягко говоря, неспокойно.

АиФ: - Никогда не было идеи одним из экспонатов музея сделать живого соловья?

Л.Е.: - Никогда здесь не будет ни чучела, ни живого соловья. Для меня это кощунство. Соловей - это очень красивая, грациозная, изящная птица. Он должен петь на свободе. Его концертный зал - это Россия, а не клетка.



Статьи по теме: