Откуда выражение огонь вода и медные трубы. Огонь, вода и медные трубы

Выражением "пройти огонь и воду" мы характеризуем людей, которым пришлось пережить много трудностей, испытаний. И они все это не только выдержали, но и получили серьезную закалку и жизненный опыт. Человеку, который прошел огонь и воду, уже ничего не страшно, у него уже все было.

Выражение "пройти огонь и воду" очень древнее. Его корни надо искать в мифологии. А в мифах очень многих народов огонь и вода являлись двумя из четырех главных стихий мироздания. Считалось, что вода - это источник жизни и средство магического очищения, а также граница между двумя мирами. Огонь же считался, с одной стороны, грозной силой, способной все уничтожить, а с другой - стихией, способной нести свет и тепло.

И в современной мифологии огонь и вода присутствуют. Например, воду очищают в церквях, крестят ею. Огнем зажигают свечки и кадила.

В древней мифологии были боги огня, молнии, а также боги дождя, водной стихии.

Из мифов все эти представления переходили в народный фольклор. Например, про героев сказок говорят: "Он в воде не тонет и в огне не горит".

На день Ивана Купала было принято прыгать через костер и обливаться водой.

А "медные трубы" к этому выражению присоединились сравнительно недавно. До Отечественной войны 1812 года это выражение в русской литературе вообще не встречалось. А после нее стало встречаться в основном в произведениях на военную тему, причем в значении "испытание славой". То есть "медные трубы" - фанфары, которые играют в честь героя музыку. Многие это не выдерживают, заболевают "звездной" болезнью.

Считается, что испытание медными трубами выдержать труднее, чем остальные два.

В середине XIX века выражение "прошел огонь, воду и медные трубы" получило второе, несерьезное значение. Его стали использовать по отношению к хитрецам, которые способны пролезть куда угодно. По мнению Даля, отсюда пошло слово "пройдоха". Возможно, "проходимец" тоже из этой серии.

, (раздел - " "):

- "Он огонь и воду прошел. Он прошел сквозь медные трубы"

Про огонь и воду понятно - тяжелые испытания. Что такое медные трубы?

Пройти медные трубы означает пройти испытание славой. Образно это про человека, которого в большой фаворе и его встречает оркестр с медными трубами.

Испытание огнем и водой, как двумя противоположными стихиями, известно издревле. Так, авторитетный английский исследователь тайных обществ Ч. У. Гекерторн приводит описание посвящения неофита в древние египетские мистерии Изиды:

«Его взору представлялись надписи, вроде следующей: „Кто пройдет по этому пути один и не оглядываясь назад, тот будет очищен огнем, водою и воздухом , и восторжествовав над страхом смерти, выйдет из недр земли на свет дневной, готовясь в душе к принятию мистерии Изиды“. Идя далее, неофит достигал другой железной двери. (...) Когда он решал, что пойдет дальше, то подвергался огненному искусу , проходя через залу, наполненную зажженными горючими веществами, образующими огненные стены. Пол был устлан решетками из докрасна раскаленных железных полос, между которыми, однако, оставались узкие промежутки, куда неофит мог ступать безопасно. Когда он преодолевал эту преграду, ему предстояло выдержать искус посредством воды . Широкий и темный канал, наполняемый водами Нила, преграждал ему путь. Поставив мерцающий факел себе на голову, он бросался в воду и переплывал на другой берег, где его ожидал главный искус, посредством воздуха . Из воды он выходил на платформу, которая вела к двери из слоновой кости с двумя медными стенами по обе стороны; к каждой стене было приделано по громадному колесу из такого же металла . Тщетно силился неофит отворить дверь, и наконец, увидав два больших железных кольца в двери, ухватывался за них; вдруг платформа уходила из-под его ног, холодный ветер задувал его факел, два медных колеса вращались с грозною быстротой и оглушительным стуком, а неофит в это время висел, ухватившись за кольца, над бездонною пропастью. Но прежде, чем он мог выбиться из сил, платформа становилась на свое место» (Гекерторн Ч. У. Тайные общества всех веков и всех стран. В 2-х частях. М., 1993. Ч. I).

"Извольте-ка вы искусить человека, когда он в университете все науки кончил, огонь, воду и медные трубы прошел ! Как я могу учить вас украсть рубль, ежели вы уже без моей помощи тысячи цапнули?"

"Предполагается, что пишущий, кроме обыкновенных умственных способностей, должен иметь за собою опыт. Самый высший гонорар получают люди, прошедшие огонь, воду и медные трубы , самый же низший — натуры нетронутые и неиспорченные."

(1823 - 1886)

"Свои люди сочтемся" : - купец Большов говорит Подхолизину - "А ты помогать станешь?":

"Подхалюзин. Помилуйте, Самсон Силыч, в огонь и в воду полезу-с ."

"Бесприданница" : - Паратов говорит Робинзону - "Не отлучайся, ты мне будешь нужен!":

"Робинзон. Для тебя в огонь и в воду ."

(1821 - 1881)

"Записки из мертвого дома" - про бежавших арестантов.

0 В нашей жизни так мало добрых моментов, что мы начинаем радоваться, каждому мудрому высказыванию, которое позволяет почувствовать себя более умным, чем ты есть на самом деле. Однако, не все граждане любят плести словесные кружева, и поэтому их порой интересует значение и происхождение некоторых выражений, которые они встречают в интернете или СМИ. Сегодня мы поговорим об ещё одном, любопытном высказывании, это Пройти медные трубы , что значит вы сможете прочесть чуть позже. Кстати, добавьте наш ресурс сайт к себе в закладки, чтобы не потерять его в этом бушующем информационном море.
Впрочем, перед тем, как вы продолжите, мне бы хотелось показать вам ещё парочку популярных публикаций по тематике фразеологизмов . Например, что значит Почить в бозе ; как понять Перебиваться с хлеба на квас ; что означает Посыпать голову пеплом ; смысл выражения Дойти до ручки и т. п.
Итак, продолжим, что значит Проходить медные трубы?

Пройти медные трубы - так говорят иносказательно, об тех испытаниях, что довелось пережить человеку


Вода и огонь - это с одной стороны очищающие, но с другой смертельно опасные стихии, и поэтому пройти их - означает оказаться на грани между жизнью и смертью, познать иной мир


Медные трубы - так в позапрошлом веке иносказательно называли испытание славой, которое по сути самое тяжелейшее из всех. Медные трубы начинают играть, возвещая миру, что появился ещё один герой, в данном случае важно не заболеть звёздной болезнью, и остаться простым человеком, который не ставит себя выше других


Как правило, люди, долгое время занимавшиеся, каким-то опасным, тяжёлым делом, сопряжённым с риском для жизни, перестают опасаться бытовых проблем и других неприятностей встречающих их на жизненном пути. Про таких обычно говорят прошёл огонь воду и медные трубы . И если про первые две стихии, вроде бы понятно, но причём здесь эти самые трубы из цветного металла?

Оказывается, данный фразеологизм уходит своими корнями в глубину веков. Если мы откроем довольно редкий словарик "Фразеологизмы в русской речи", то можем понять, что данная фраза довольно сложная для осмысления, поскольку в ней скрыт философский и даже мифологический образ воды и огня , как испытывающих и очищающих тело и душу стихий.

В русских сказках можно наткнуться на таинственный и мистический образ воды и огня. Например про самых храбрых и везучих персонажей говорили, что они мол "не тонут в воде и в огне не горят ".

Здесь мы опять натыкаемся на символизм этих медных труб, и задумчиво чешем в затылке. Оказывается, этот вариант пословицы про медные трубы считается относительно "свежим", оригинальным и несколько специфическим. Похожие пословицы стали употребляться начиная с 20-го века, причём помимо русского, они присутствуют только в белорусском и украинских языках.
Итак, опять заглянув в наш любимый словарь "Фразеологизмы в русской речи ", мы обнаруживаем, что приставка про "цветмет" появилась в 1812 году, когда Наполеон пошёл на Русь войной, за что и был бит нещадно. Впрочем, это уже другая история.

Попробовав найти упоминание про "медные трубы " ранее 1812 года, мы после продолжительных поисков к сожалению ничего не находим. Однако, позже этой даты "трубы" встречаются часто, причём обычно в книгах посвящённых военной тематике . В данном конкретном случае, "медные трубы" - это испытание властью и славой.

Значительно позже, крылатое выражение "пройти огонь воду и медные трубы " чаще стало употребляться в ироничном контексте . Например, открыв словарь Даля, мы обнаруживаем небольшое дополнение - "прошёл огонь, воду и медные трубы, как вино".
В данном случае идёт отсылка к устройству самогонного аппарата, главнейшими элементом которого является медная полая трубка, в ней собирается алкогольной конденсат. Сам девайс представлял собой чан, в котором кипела жидкость состоявшая из перебродившего солода, хлеба или винограда, пар проходил сквозь змеевик, остывал, и вытекал из него тонкой струйкой. Да, и ещё, чуть не забыл. Змеевик естественно нужно охлаждать, лучше льдом, но можно и холодной водой.

Прочтя эту статью, вы узнали, что значит Пройти сквозь медные трубы , и теперь не попадёте впросак , когда услышите это выражение снова.

А. А. Шунейко, кандидат филологических наук

В языке есть слова и выражения, история которых подтверждается четверостишием А. Ахматовой: «Ржавеет золото, и истлевает сталь, / Крошится мрамор. К смерти все готово. / Всего прочнее на земле - печаль/И долговечней - царственное слово». Проходят века, гибнут и возрождаются цивилизации, не остается следа от памятников материальной культуры, а слово, переходя из языка в язык, минуя время и страны, живет вечно. Этот факт можно отнести и к обороту , обозначающему «преодолеть все испытания».

История происхождения этого распространенного выражения уходит корнями в глубокую древность, она настолько интересна и запутанна, что лингвисты, пытаясь ее воссоздать, приходят к самым разным, порой противоречивым выводам: «Искон. С огнями и водами ассоциируются разного рода жизненные невзгоды. Добавление и медные трубы позднейшее. С ним ассоциируется слава человека. Испытание огнем и водой успешно выдерживают многие, а пройти „медные трубы“ (духовой оркестр, которым встречают человека, прошедшего „огни и воды“) не всякому удается. Вероятно, не без влияния библейских текстов» (Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. Ф. Опыт этимологического словаря русской фразеологии. М., 1987); «Если оборот пройти сквозь огонь и воду - древен и интернационален, то его вариант пройти огонь, воду и медные трубы нов, оригинален и специфичен <...> Позднейшая прибавка медные трубы , видимо, появилась первоначально в военной среде. <...> Так в современном употреблении продолжает жить и древнейшая „стихийная“ связь огня и воды, и давно изжившие себя обычаи испытания этими стихиями во времена жестокого средневековья, и уже достаточно близкие нам воспоминания об испытании русских воинов огнем орудий и медными трубами славы Отечественной войны 1812 года» (Вакуров В. Н., Мокиенко В. М. Огонь, вода и медные трубы//Русская речь. 1988. № 1). В. Н. Сергеев возводит выражение к процессу винокурения: трубы - это змеевик, охлаждаемый водой, а путь, который проходят сырье и винные пары, сравнивает с пройдоха, проходимец (Пройти огонь, и воду, и медные трубы//Русская речь. 1973. № 1). Это объяснение базируется на пометке в словаре В. И. Даля: «Прошел огнь и в/oды и медные трубы , как водка; пройдоха» (Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т. IV). Но слово пройдоха отсылает только к одному оттенку значения оборота, который сохраняется и сейчас: «иногда о человеке с несовсем безупречным прошлым - в качестве отрицательной оценки» (Р. И. Ярцев. Словарь-справочник по русской фразеологии. М., 1985), а как водка , скорее всего, употреблено иронически.

Существуют и иные попытки воссоздать историю оборота: Л. И. Ройзензон предполагал, что выражение возникло из загадки о хлебе Пройти огонь и воду и конец мой - нож и зубы (К лингвистической интерпретации загадок в связи с некоторыми проблемами фразеологии//Вопросы фразеологии. Самарканд, 1975. Вып. VII); Ф. Г. Гусейнов видел в выражении пройти огонь и воду усеченный вариант пройти огонь, воду и медные трубы , где третий компонент утрачен из-за своей избыточности (Русская фразеология. Баку, 1977). И. Я. Лепешев воспринимал оборот как кальку из английского языка (Этымалагiчны слоунiк фразеалагiзмаÿ. Мiнск, 1981).

Так что же такое пройти огонь, воду и медные трубы : исконный или заимствованный оборот, результат фольклорного восприятия стихий или память о средневековом суде и военных победах, усеченный вариант исходной фразы или наращение, переделанная загадка или краткое пособие по винокурению, древнее или относительно молодое высказывание, интернациональное или специфическое?

Анализ сходных контекстов с неменьшей доказательностью позволяет предположить и иной вариант объяснения: выражения имеют разное происхождение и разную историю, а связанные с их истолкованием трудности вызваны их похожестью и многолетним взаимодействием в рамках одного языка, приведшим к тому, что смысл одного стал переноситься на смысл другого. Объяснить эти разногласия можно только одним - в поле зрения исследователей оказывается недостаточное количество фактов.

Имеет значение и то, что некоторые очевидные факты упоминаются, но остаются без должного внимания, например, указание И. Я. Лепешева на то, что оборот - калька из английского языка. А современный английский язык знает несколько вариантов этого выра-жения, что само по себе - показатель его активного использования.

В. Н. Вакуров и В. М. Мокиенко, истолковывая медные трубы в качестве позднейшей прибавки - из военной среды, обозначающей доблесть и испытание славой, обращаются к примерам второй половины XX века - единственным источникам, где присутствует этот компонент значения. Почему же его не было раньше? Вероятнее всего потому, что появился он только в XX веке как результат народной этимологизации. Если даже предположить, что медные трубы - «воинская доблесть» - компонент значения оборота, возникший в XIX веке (но не фиксируемый контекстами!), по неизвестным причинам стал актуален только в XX, то и это мало что прояснит. Имея в виду привычное значение слова труба «духовой инструмент», выражение можно связать с войной и битвой. Между тем, прилагательное медный не ассоциировалось и не ассоциируется со славой, оно отсылает к прямо противоположным понятиям - «бесславию и бедности». Среди пословиц, приводимых В. И. Далем (ук. соч. Т. II) только одна указывает на связь медь - честь, слава, все же остальные носят такой характер: Видена девка мед/яна, а невидена золотая или Только у молодца и серебреца, что медненький грошик . Можно сослаться и на иные источники: «А мы с тобой люди бедные - в трубы дуем медные» (Иванов Е. Меткое московское слово. М., 1989). Медь отчетливо противопоставлена золоту и серебру как неблагородное (обыденное), недорогое - благородному (возвышенному), дорогому. Кстати, символом воинской славы и доблести были не медные, а серебряные трубы, которыми награждались отличившиеся в битвах полки, да и само представление о воинской славе закреплялось иными формульными выражениями. Восприятие медных труб как позднейшей прибавки вызывает еще одно противоречие: заставляет предположить, что устойчивое сочетание складывалось из слов, фиксирующих различные, никак не связанные друг с другом культурные традиции. Логичнее предположить, что все слова в выражении с единой семантикой возникли из одной культурной сферы.

Существенно затрудняет толкование истории выражения и то, что большинство исследователей вольно или невольно остаются в чересчур узком временном и историко-культурном контексте. Выражение оценивается либо как исконно русское, либо возводится к библейской и мифологической традиции «осмысление огня и воды как очищающих, „испытующих“ стихий» (Вакуров, Мокиенко. Указ. соч.). Ближе к истине, несомненно, второй подход, но в предложенной формулировке он мало помогает толкованию значения и происхождения выражения, так как фольклорная традиция знает две теории восприятия огня: «По одной теории, он обладает позитивными свойствами, по другой - негативными» (Фрезер Д. Д. Золотая ветвь. М., 1983).

Попробуем предположить, что выражения пройти огонь и воду, пройти огонь, воду и медные трубы различны по происхождению и выйти в более широкий исторический контекст, обнаружить крайнюю, максимально удаленную от нас точку фиксации самого оборота или его прототипа. Поможет в этом незаслуженно обойденная вниманием исследователей работа С. Г. Займовского «Крылатое слово. Краткий справочник цитаты и афоризма» (М.-Л., 1930), в которой содержатся такие сведения: «Пройти сквозь огонь и воду и медные трубы. Смысл: пройти много испытаний. Выражение античной древности. В разнородных, но весьма близких между собой версиях встречается у Аристофана, Плутарха, Виргилия, Горация и др.». Выражение в полном объеме фиксируется еще античными авторами и этого квалифицированного указания вполне достаточно, чтобы спор о том, был ли компонент и медные трубы результатом наращения или он был редуцирован, оказался неактуальным. Перед нами два различных выражения. Кроме того, наблюдение С. Г. Займовского показывает несостоятельность прямых отсылок к фольклорной традиции.

Точка найдена, но она не является предельно удаленной и не раскрывает историю смысла фразы. Между тем, такое истолкование существует. Авторитетнейший английский исследователь тайных обществ Ч. У. Гекерторн приводит описание посвящения неофита в древние египетские мистерии Изиды, являющееся прототипом фразеологизма, его развернутым воспроизведением не только по форме, но и по значению: «Его взору представлялись надписи, вроде следующей: „Кто пройдет по этому пути один и не оглядываясь назад, тот будет очищен огнем, водою и воздухом, и восторжествовав над страхом смерти, выйдет из недр земли на свет дневной, готовясь в душе к принятию мистерии Изиды“. Идя далее, неофит достигал другой железной двери. (...) Когда он решал, что пойдет дальше, то подвергался огненному искусу, проходя через залу, наполненную зажженными горючими веществами, образующими огненные стены. Пол был устлан решетками из докрасна раскаленных железных полос, между которыми, однако, оставались узкие промежутки, куда неофит мог ступать безопасно. Когда он преодолевал эту преграду, ему предстояло выдержать искус посредством воды. Широкий и темный канал, наполняемый водами Нила, преграждал ему путь. Поставив мерцающий факел себе на голову, он бросался в воду и переплывал на другой берег, где его ожидал главный искус, посредством воздуха. Из воды он выходил на платформу, которая вела к двери из слоновой кости с двумя медными стенами по обе стороны; к каждой стене было приделано по громадному колесу из такого же металла. Тщетно силился неофит отворить дверь, и наконец, увидав два больших железных кольца в двери, ухватывался за них; вдруг платформа уходила из-под его ног, холодный ветер задувал его факел, два медных колеса вращались с грозною быстротой и оглушительным стуком, а неофит в это время висел, ухватившись за кольца, над бездонною пропастью. Но прежде, чем он мог выбиться из сил, платформа становилась на свое место» (Гекерторн Ч. У. Тайные общества всех веков и всех стран. В 2-х частях. М., 1993. Ч. I).

Подробное описание позволяет избежать развернутых комментариев. Тождественны характер обряда, его внутренняя семантика и значение фразеологизма - проходить испытания. Одинаковы последовательность и количество действий - огонь, вода, воздух. Совпадают даже детали: медные стены и медные колеса, нагнетающие воздух, подобно аэродинамической трубе, это и есть медные трубы - последний этап проверки на физическую и духовную прочность. Надпись перед входом почти буквально дублирует выражение. Все это указывает на то, что выражение пройти огонь, воду и медные трубы относится к египетской древности, где оно первоначально было символом испытаний неофита при посвящении в мистерии Изиды.

Но от древнего Египта до России XVIII-XIX веков путь неблизкий, и пройти его фразеологизм мог по-разному; естественно, о прямом заимствовании в этом случае говорить нельзя. Наиболее простой могла быть такая дорога - проникновение в русский язык непосредственно через книгу Ч. У. Гекерторна, впервые изданную в России в 1876 году. Поскольку выражение фиксируется уже в середине XIX века, а английское издание книги датируется 1874 годом, этот путь невозможен, хотя остается вероятность того, что русской просвещенной публике были известны источники, которыми пользовался сам Ч. У. Гекерторн (см. авторское Предисловие к указ. соч.).

Вероятно, путь был сложнее. Из древнего Египта выражение проникло в античный мир, явившийся базой европейской культуры. А уже из Европы, скорее всего через английский язык перекочевало в Россию. Вероятность этого пути подтверждается не только тем, что исследователи отмечают присутствие этого выражения во всех промежуточных точках (Египет - Ч. У. Гекерторн, античность - С. Г. Займовский, английский язык - И. Я. Лепешев), но и еще двумя значимыми историческими фактами. Отголоски древнеегипетских мистерий продолжали существовать в рамках масонской традиции, где ритуал посвящения во многом перекликается с древнеегипетским, а существование ритуала несомненно способствовало сохранению фразы, которая его символизирует. Первые масонские ложи в России под воздействием английского масонства возникли в первой половине XVIII века (Башилов Б. История русского масонства. М., 1992. Вып. III, IV). Время заимствования можно отнести именно к этому периоду.

По своей сути первый и второй пути схожи и оставляют неясными только точную датировку и вопрос о том, в рамках какой традиции (масонской или литературной) выражение проникло в русский язык. Здесь же оно встретилось с оборотом пройти огонь и воду , они существовали параллельно, оказывали друг на друга влияние, вызывая народную этимологизацию. Анализируя историю этого выражения, можно с полным основанием сказать, что оно само прошло сквозь огонь, воду и медные трубы .

Магия огня присутствует везде, нужно только обратить внимание на огонь. С огнем связано большое количество эзотерических практик и ритуалов, а также не менее легенд и мифов. История использования человеком огненных сил в магии и колдовстве насчитывает не одно тысячелетие. Магия Огня возникла с появлением первых обрядов и ритуалов.

Первое испытание, ожидающее Вас в самом начале пути – испытание огнем (или испытание страстью). Вы устроились на новую работу или заняли новую позицию, вы полны энергии, у вас масса энтузиазма, вы интенсивно учитесь, стремитесь обратить на себя внимание начальства и доказать, что, Вы – лучший. Вы ищете креативные решения и стремитесь как можно быстрее освоить все нюансы работы. Эта фаза, как показывают наблюдения, проходит довольно успешно для вас и для вашей карьеры. Однако вас могут подстерегать и опасности! Прежде всего, нужно помнить, что любая страсть рано или поздно заканчивается, поэтому постарайтесь запомнить это состояние, что пробуждает в Вас интерес к работе – это может помочь, если страсть начнет оставлять вас. Увлеченные люди часто теряют критичность. С позиции трезвого наблюдателя оцените все возможности «обжечься». Ограничьте себя там, где чрезмерная увлеченность может нанести вред вашему здоровью (многочасовые сидения перед компьютером могут повредить зрению, например), имиджу и репутации (к вам могут начать относиться, как к выскочке). С осторожностью выносите на обсуждение предложения – они могут оказаться неуместными – помните, что, пока вы являетесь новичком, самое лучшее для вас – набраться терпения и впитывать в себя опыт. Внимательно контролируйте те стороны вашей работы и жизни, которые из-за страсти вы оставляете в тени – наметьте системы «тревожных звоночков», которые будут для вас сигналами, если вы упускаете из виду что-то важное.

Стихия воды веками очаровывала нас. Она необходима для жизни и по значению уступает только Воздуху; таким образом, ее святость основана частично на этой зависимости. Вода поддерживает нас; поэтому раньше люди считали ее божественной. Магия Воды демонстрирует ее мистическую, животворную природу в ряде гаданий, заклинаний и ритуалов. Следующая ловушка в вашей жизни – это испытание водой. Вы знаете свою работу вдоль и поперек. Вам стало скучно. Однообразие и рутина оказались вашими главными врагами. Чтобы справиться с подобным положением дел, старайтесь вспоминать, что вызывало в вас интерес, когда вы только начинали работать. Это поможет поддерживать положительный эмоциональный фон. Чаще задавайте себе вопрос «чему еще я могу научиться» – интерес в освоении новых задач помогает поддерживать чувство новизны. Начните уже сейчас готовить себя к повышению. Чему именно Вы должны научиться, чтобы продвинуться по служебной лестнице. И, самое главное, не давайте себе поблажек. Рутина и однообразие часто провоцируют лень и нежелание делать обязательные вещи. Один раз пропустив свою обязанность, вы с каждым разом все сложнее и сложнее будете возвращаться к ее выполнению. Но самое коварное испытание кроется, как всегда, впереди.
В Древнем Риме, когда триумфатор после великих побед въезжал в столицу под крики толпы и звон медных труб, за ним стоял раб, державший над головой золотой венок. И не смотря на оглушительный шум толпы, раб тихо на ухо напоминал полководцу: «Memento mori» (лат. – помни о смерти). Другими словами, триумфатору не стоило слишком терять голову от славы, ведь он всего лишь смертный человек. Медные трубы – это испытание славой и гордыней. Наконец–то Вы на вершине. Фанфары успеха способны вскружить голову любому. Вы чувствуете себя мастером, наслаждаетесь общественным признанием и собственным профессионализмом. Опасность этого испытания состоит в том, что ваше развитие прекращается, чувство всезнайства слишком привлекательно и дорого, чтоб осваивать пространство нового опыта. В этом-то и заключается главная хитрость медных труб. Очень сложно вовремя признаться самому себе в том, что гордыня действительно завладела Вами. Основной рецепт для преодоления этого препятствия – признать свою гордыню и увидеть, что звездная болезнь началась. Внимательно прислушивайтесь к обратной связи – к тому, что и как говорят Вам ваши коллеги, нередко именно они первыми замечают, что с вами происходит. Возможно, Вам помогут увидеть себя со стороны близкие люди. Если вы добились успеха в карьере и стали начальником, гордыня сделает Вас деспотичным. Если Вы раздражаетесь на подчиненных – почаще вспоминайте себя в прошлом. Вы сможете понять их состояние и принять оптимальное управленческое решение. А главное – помните: стремление к новому, постоянное развитие и искренний интерес поможет вам преодолеть все трудности.
Мне в своей жизни пришлось пройти все три испытания - огнем, водой и медными трубами. Огнем, когда влюбился и думал, что без неё у меня не будет жизни! Но, когда я её застал в постели с другим, это было равносильно холодному душу, который вернул меня на землю с поднебесья. Да, и много других испытаний было в жизни, когда на работе достигал определенного успеха, меня переводили на другое место и все приходилось начинать сначала. Но моя тропинка упорно шла на подъём. Начинал разметчиком, а закончил «третьим» лицом на предприятии. Была известность, в определенном кругу людей руководителей предприятий России, было и уважение среди руководителей и подчиненных, но это все прошло и как говорится, кануло в Лету.



Статьи по теме: