Основной вопрос философии, две его стороны. Проблема основного вопроса философии и различные варианты его решения

Основной вопрос философии звучит так: что первично – материя или сознание? Речь здесь идет об отношении духовного мира к материальному. Как указывал один из основоположников марксистской философии Фридрих Энгельс, все философы разделены на две большие группы. Каждый научный лагерь по-своему отвечает на основной вопрос философии.

В зависимости от того, мыслители считали первичным, они стали называться идеалистами или материалистами. Представители идеализма утверждают, что духовная субстанция существовала прежде материального мира. Материалисты же основным началом всего сущего считают природу во всех ее проявлениях. Следует отметить, что оба этих течения не являются .

За всю историю существования философии ее основной вопрос претерпел несколько модификаций и формулировался по-разному. Но всякий раз при постановке такого вопроса и при его разрешении мыслители вынуждены были вольно или невольно придерживаться одной из двух возможных сторон, даже если они старались примирить между собой идеалистические и материалистические воззрения в концепциях философского дуализма.

В своей конкретной формулировке основной вопрос философии был впервые поставлен только представителями марксистской философии. До этого многие мыслители пытались заменить вопрос о соотношении духа и материи другими подходами, например, проблемой овладения природными стихиями или поисками смысла человеческой жизни. К правильной трактовке главной философской проблемы вплотную подошли лишь немецкие философы Гегель и Фейербах.

Вопрос о познаваемости мира

У основного вопроса философии есть и вторая сторона, непосредственно примыкающая к проблеме выявления начала, являющегося первичным. Эта другая грань связана с отношением мыслителей к возможности познавать окружающую действительность. В такой постановке главный философский вопрос звучит так: каким образом мысли человека о мире относятся к самому этому миру? Способно ли мышление верно отражать реальность?

Тех, кто принципиально отвергает познаваемость мира, в философии называют агностиками. Положительный ответ на вопрос о познаваемости мира можно найти как у материалистов, так и у идеалистов. Представители идеализма считают, что в основе познавательной деятельности лежат комбинации ощущений и чувств, на основе которых строятся логические конструкции, выходящие за пределы человеческого опыта. Философы-материалисты считают источником знаний о мире объективную действительность, которая существует независимо от сознания.

Философия не просто отражает мир – она всегда рассматривает его через призму универсального отношения человека к миру, мир вместе с человеком, понимание смысла деятельности человека в этом универсальном отношении. В этом смысле философия является критически-рефлексивной формой общественного сознания (от греч. reflectio – размышляю, оцениваю), так как выступает
в качестве критики наличной действительности с позиций ее преходящего характера. Это «не эмпирически-непосредственное отношение (человечества. – В.С. ) к миру, к себе и к своему мышлению»,
а теоретическое, размышляющее. Философия создала «тот интеллектуальный настрой и стиль мышления», который как бы зафиксировал особость положения человека в мире и потому – его ответственность перед собой и перед миром.

Вот почему философия является величайшим завоеванием человеческой культуры и ее важнейшим элементом. Как составляющее культуры философское миропонимание имеет многообразные сферы: философия природы, науки, техники, истории, политики, искусства, религии, морали, эпистемология.

Но философия не только мировоззрение, а и, как отмечено выше, она является также специфической наукой. В чем же состоит предмет философии как науки? Каково ее соотношение с другими науками и место в их системе?

Целесообразно начать ответы на эти вопросы с характеристики основного вопроса философии.

Это – вопрос о взаимоотношении материального и духовного, бытия и мышления, материи и сознания (характеристика этих понятий дается в гл. II).

Основной вопрос философии имеет две стороны: 1-я – что первично: материя или сознание; 2-я – как относятся наши мысли
о мире к этому миру или познаваем ли мир? Ответ на эти вопросы имел в истории науки и философии и имеет принципиальное мировоззренческое значение – вопреки отрицанию или замалчиванию этого вопроса некоторыми философами и даже школами.

Те, кто признает первичность материи, относятся к материалистам, являются материалистами. Идеалисты доказывают первичность сознания. Может быть две разновидности идеализма: субъективный и объективный идеализм. Представители первого считают первичным сознание отдельного человека, индивида, ощущения, переживания субъекта, «Я» (Д. Беркли, Д. Юм, махизм, позитивизм, экзистенциализм). Представители 2-го первичным считают некое надындивидуальное, общее, абсолютное сознание – дух, бог, идеи, абсолютная идея (Ф. Аквинский, Платон, Г. Гегель, неотомизм). Все этапы истории философии связаны с теоретическим и мировоззренческим противостоянием материализма и идеализма (см.: Введение в философию. М., 2005).

Философы и философские течения, признающие первичность одного (материи или сознания), являются монистическими (monos – единый). Монизм может, следовательно, быть как материалистическим, так и идеалистическим. Те же, кто считает, что оба первоначала являются равноправными, независимыми друг от друга и развиваются параллельно, относятся к представителям дуализма (от лат. dualis – двойственный) – например, французский философ
Р. Декарт, в известной степени немецкий философ И. Кант, древнегреческий философ Аристотель.)

Следует иметь в виду, что наряду с философским пониманием материализма и идеализма существуют различные нефилософские представления о них, которые в определенной степени играли и играют роль естественных предпосылок того или иного философского миропонимания.

В философском обывательском представлении материализм – это любовь к хорошим вещам, личные плотские увлечения (обжорство, пьянство и т.п.), а идеализм – стремление к идеальным целям, вера в добродетель и т.п.

Нефилософский материализм – это просто понимание людьми природы, такой, какая она есть. Одна из разновидностей такого материализма – естественноисторический материализм ученых – естествоиспытателей, т.е. стихийное, неосознанное убеждение их
в объективной (независимой от сознания) реальности мира. (На этих позициях стояли Н. Коперник, И. Ньютон, А. Эйнштейн и большинство других естествоиспытателей).

Наивный реализм – вторая разновидность нефилософского материализма. Это обычный, наивный взгляд всех людей, которые верят в объективное существование мира и специально не задумываются над тем, существуют ли они сами и весь мир сам по себе.

К нефилософскому идеализму относятся различные предрассудки и суеверия: вера в предначертания судьбы, приметы, гадания и т.п. Религия – еще одна разновидность нефилософского идеализма. Но есть и религиозная философская наука идеалистического толка – неотомизм, тейярдизм.

Нефилософские разновидности материализма и идеализма – предтечи их философских разновидностей.

Следует учитывать теоретические (познавательные) и социальные корни (причины, истоки) материализма и идеализма.

Материализм имеет естественные корни. Они – в нефилософском естественно-историческом материализме, в наивном реализме, в верном (последовательно научном) отражении действительности, в учете философией данных, фактов науки, опыта и реальной практики человеческой деятельности, в опоре на позиции прогрессивных сил общества, которые заинтересованы в понимании действительности такой, какова она есть, без всяких прибавлений.

Корни идеализма – в его нефилософских разновидностях,
в наличии элементов искаженного отражения действительности. Но идеализм нельзя представлять как «чепуху», как сплошное заблуждение и даже как заблуждение отвергать с порога, ибо заблуждение есть тоже момент движения к истине – так же, как отрицательный опыт наряду с положительным в практической деятельности людей.

Идеализм является результатом однобокого, одностороннего понимания сложного процесса познания, гипертрофированного преувеличения роли какой-либо стороны, грани, черточки, формы этого процесса. Например, в философии Д. Беркли, Э. Маха, экзистенционализма преувеличена роль ощущений, переживаний субъекта, в философии Г. Гегеля – роль понятий, в философии неопозитивизма – роль языка и т.д., откуда и идеализм этих философских систем. Следовательно, идеализм – это болевой нарост на здоровом, ветвистом дереве познания. Однако для возникновения идеализма наряду с познавательными корнями важны и социальные причины – заинтересованность определенных общественных сил
в одностороннем, гипертрофированном понимании процесса познания, роли сознания, идей, философии. Как правило, идеализм по данной причине выражал и выражает интересы консервативных
(и даже реакционных) сил в обществе. Известны, например, две «линии» в древнегреческой философии: «линия Демокрита» (материализм) и «линия Платона». 1-я – выражение интересов демократической части греческого общества того времени, 2-я – рабовладельческой аристократии. Примерно то же мы имеем и в современном обществе, но, как правило, в завуалированности, что отражает динамичность и чрезмерную социальную дифференцированность, противоречивость современного общества, меняющегося мира.

На вторую сторону основного вопроса философии (познаваем ли мир?) большинство мыслителей отвечают положительно (в том числе и идеалисты – такие, например, как Г. Гегель). Но некоторые (Д. Юм, И. Кант, экзистенциалисты, представители прагматизма
и др.) считают, что мир непознаваем. Такое направление в философии называется агностицизмом (от греч.: agnostos – непознаваемый. См. гл. V).

Почему вопрос о взаимоотношении материи и сознания является основным философским вопросом? Потому что то или иное решение его предопределяет философско-мировоззренческую позицию и тот или иной подход в решении философских вопросов. По сути же он основной потому, что в философии нет других вопросов: все ее проблемы есть аспекты решения данного вопроса. Хотя есть философские школы (например, неопозитивизм), объявляющие основной вопрос философии псевдовопросом, псевдопроблемой. На деле никакая философия немыслима без решения ею этого вопроса. В наличии и решении данного вопроса – специфика философии. Например, экономист и философ могут рассматривать экономические законы. Но их подходы к этому отличаются. Философ рассматривает эти законы не как таковые, а с точки зрения соотношения объективного и субъективного.

Основной вопрос философии вводит нас в специфику философского знания, он лежит в основе размежевания философии
и конкретных наук: в философии все рассматривается с точки зрения соотношения материального и духовного в предмете рассмотрения. Отсюда разграничение материализма и идеализма выступает как фундамент всего дальнейшего понимания мира.

Основной вопрос философии – главный системообразующий фактор философского знания. Он высший по отношению ко всем другим вопросам, он обобщает философскую проблематику, группирует вокруг себя знания. Например, учение о познании базируется на ряде гносеологических выводов, главный из которых состоит
в признании или отрицании объективности (т.е. первичности) существования познаваемых предметов.

Следует обратить внимание на то, что в философской литературе основной вопрос философии традиционно излагается на основе известного положения Ф. Энгельса из работы «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос
об отношении мышления к бытию». (Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. Т. 3. С. 382). Необходимо обратить внимание, что здесь Ф. Энгельс дает гегелевскую трактовку основного вопроса философии. Несколькими страницами спустя, когда речь идет
о Л. Фейербахе (материалисте-метафизике), Ф. Энгельс дает несколько иное толкование этого вопроса (с позиций данной разновидности материализма) и говорит об «определенном понимании отношения материи и духа». (Здесь уже материя на первом месте. – В.С. ). (Там же. С. 386.) Если же излагать основной вопрос философии с позиций последовательно материалистически-диалектических, то следует его формулировать как вопрос о взаимоотношении бытия и мышления, материи и сознания, материального и духовного, что нами сделано несколькими страницами выше.


Похожая информация.


1. Общее понятие основного вопроса философии, его стороны.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

2. Онтологическая сторона основного вопроса философии.

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

материализм;

идеализм;

Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно:

Материя реально существует;

Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

Материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

Материя существует и различается по своим внутренним законам;

Сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

Сознание определяется материей (бытием).

Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях:

объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

реально существует только идея;

идея первична;

вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

«мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.);

«мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идей лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.);

большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

идеи существуют в разуме человека;

образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);

в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;

материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

эмпиризмом (сенсуализмом);

рационализмом.

Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.).

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

мир познаваем;

возможности познания неограниченны.

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):

мир непознаваем;

возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

Философия Древней Индии.

Древний восток считается колыбелью философской мысли. Именно здесь на протяжении длительного времени были сформированы первые философские идеи.

Философская мысль возникает в Древней Индии в период формирования там цивилизованных форм общественной жизни. Космос порождает человека. В его физическом воплощении он есть порождение воды, воздуха и огня, но в дальнейшем человек отделяется от физической природы. В рамках древнеиндийской философии подчеркивается значение духовной стороны человека. Здесь она приобретает космический смысл. Единственный путь познания своего «Я» - это обратиться внутрь себя, отрешившись при этом от всего внешнего, чуждого моему «Я». Окончательным решением видится физическая смерть, при которой сознание отделяется от чувственного мира и приобретает свободу, растворяясь в космосе. Но это та же йога, при которой происходит глубокий уход сознания внутрь самого себя, эта практика приближает человека к самому себе, те к его душе. Таким образом, в древнеиндийской философии подлинным объектом познания является сам человек со стороны бытия его духа. Существует круговорот бытия и цель человеческой жизни состоит в том, чтобы вписаться в него, ибо, если человек жил недостойно, его душа может воплотиться в низшем существе – в человеке с пороками, в животном и даже в насекомом. При достойном же поведении душа воплощается в человеке с положительными качествами.

Философия Древнего Китая.

Древний восток считается колыбелью философской мысли. Именно здесь на протяжении длительного времени были сформированы

к 8-6 вв. до нэ. Ценнейшим источником древнекитайской философии является «Книга перемен», основная концепция которой – концепция изменчивости и неизменности в их непосредственной связи. Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных государствах Древнего Китая. Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами – вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая.

Другая особенность развития китайской философии связанно с тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания. Философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись друг от друга не проходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб.

Существенной чертой древнекитайской философии является ее традиционное обращение к образу совершенно мудрого человека – мудреца. Просматриваются два типа мудрецов: конфуцианский (политический) и даооский (естественный). Существенным является то, что гармония Поднебесной зависит от соблюдения жесткой иерархии внутри общества и семьи.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - вопрос о взаимоотношении духовного и материального начал. О. В. Ф. не всегда осознавался в качестве такового, и только развитие в философии представлений о собственной специфике позволило сформулировать О.В.Ф. В любой науке ее основной вопрос в основном совпадает с ее предметом. В философии дело обстоит несколько иначе. Каждый философ выделяет те вопросы, которые считает основными для себя и для всей философии. Для Ф. Бэкона главным был вопрос о расширении могущества человека над природой, для Гельвеция - вопрос о сущности счастья, для Руссо - вопрос о причинах социального неравенства, для Канта - вопрос о сущности человека, для А. Камю - вопрос о смысле жизни. Ф. Энгельс в своей работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» сформулировал О.В.Ф. по-иному: «Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». На первый взгляд, взаимодействие материи и сознания и стремление выяснить смысл жизни или суть человеческого счастья далеки друг от друга. Однако, чтобы ответить, например, на три знаменитых кантовских «основных вопроса»: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?», необходимо понять человеческую природу, суть человеческих потребностей, границы возможностей человека, его отношение к двум наиболее общим «родам бытия» - к материи, олицетворяющей ограниченность человеческих возможностей, предел для человеческих мечтаний, неизбежную смерть, и к царству духа - царству свободы, области реализации всех человеческих потребностей, носителю гармонии, целесообразности, бессмертия. Решить свои жизненные проблемы человек как носитель философского разума может двумя способами: либо признать приоритет одной из сторон мировоззренческого противостояния, либо искать точки их объединения.

О. В. Ф. - это ценностно-смысловая доминанта философии как «жизненного разума», раскрывающая смысложизненную направленность философии, ее стремление найти пути к решению основной человеческой проблемы - «быть или не быть».

О.В.Ф. не совпадает полностью с предметом философии. Предмет философии - это исследование всего многообразия принципов взаимоотношения человека и мира в их всеобщих характеристиках, а О.В.Ф. показывает, какой стороной это всеобщее как бы «повернуто» к человеку. Он выдает тайну философии, позволяет за бесстрастием абстракций увидеть лицо страдающего и мыслящего человека, позволяет ощутить его заветное желание «быть».

Понятие «человек» не совпадает с понятием «идеальное». Человек - это единство материального и идеального, тела и духа. «Мир» не совпадает с понятием «материя». Мир - это целостность, противостоящая человеку, являющаяся условием его существования, объектом его деятельности; в нем присутствуют «идеальные» формы» человеческой деятельности, теории, произведения искусства. О. В. Ф. выявляет разлад во взаимоотношениях человека с миром, скрытую исходную оппозицию, которую человек стремится преодолеть. Вопросы о счастье, о могуществе науки и о сущности человека также задают поисковый импульс философии. Но только осознание безнадежности раскола мира на материальное и идеальное позволяет увидеть, в чем философия видит путь к счастью, где искать сущность человека. О. В. Ф. как бы стоит на страже «чистоты» философии, не позволяет ей раствориться в других формах духовной деятельности, поскольку он формулируется в предельно общих понятиях. Тем самым О.В.Ф. задает рамки философского исследования.

Обращение к О.В.Ф. помогает глубже понять и отличие философии от религиозного сознания. Для религиозного человека вопрос о связи материального и идеального, тела и духа решен: высший смысл человеческой жизни - достижение синтеза этих двух начал, который уже осуществлен в Боге - Абсолютном Бытии. Если философия задается вопросом «как возможно такое единство?», то религиозный человек делает достижение этого единства своей практической задачей.

Ф. Энгельс в своем определении уловил только один аспект О.В.Ф. Он обратил внимание на различия в понимании истоков, предпосылок единства материи и духа: либо мир един в его материальности, либо основой единства мира оказывается идеальное начало, в какой-то момент «отпустившее» от себя природу. Однако Энгельс не обратил внимания на ценностный аспект 0. В. Ф., на выраженную в нем потребность в преодолении раздвоенности мира на материю и дух. В философии XX в. на первый план выходит именно ценностный аспект О. В. Ф., в котором выражена безусловная значимость (ценность) возможности слияния материального и идеального в жизни человека. «Полнота жизни» (синтез материи и духа) - источник человеческой свободы, творчества, общения.

О.В.Ф. не только определяет направленность философского исследования и его рамки, но и в самом общем виде задает структуру философского исследования. Взаимосвязь материального и идеального можно рассматривать как отношение генетическое, как связь

по происхождению. В этом случае можно говорить об онтологии - учении о бытии (о материи как проекции абсолютного духа, о сознании как всеобщем свойстве высокоорганизованной материи, о тождестве мышления и бытия по своей структуре). Взаимосвязь материи и духа можно рассматривать как взаимосвязь уже сформировавшихся противоположных начал. Тогда мы имеем гносеологию - учение о познании, или же праксеологию, если речь идет о практическом аспекте взаимодействия материального и идеального.

Различные формы ответа на О.В.Ф., различные аспекты его решения позволяют сформулировать самые общие принципы классификации философских концепций. В зависимости от утверждения приоритета одного из начал выделяют различные разновидности материализма, идеализма, дуализма. Дальнейшее исследование взаимоотношения материального и духовного в рамках О.В.Ф. позволяет выделить такие направления, как гилозоизм, супранатурализм, натурализм, пантеизм. О. В. Ф., как и сама философия, эволюционирует, проявляясь в решении вопроса о соотношении необходимости и свободы, Бога и мира, объективного и субъективного.

Современная философия после «коперниканского переворота», совершённого Кантом, стала более осмотрительной, говорит лишь о взаимоотношениях субъекта и объекта в рамках человеческого мира, она не пытается заглянуть в область трансцендентного (запредельного), не пытается ответить на вопрос, что является первоосновой мира. В современной философии больше полутонов. Трудно выделить два основных противоборствующих лагеря, можно говорить лишь о сохранении определенных традиций философствования. Однако стремление к разрешению мыслительных оппозиций можно обнаружить и в философии XX в. Одна группа философов исследует мир феноменов сознания, где объективное присутствует в виде устойчивых мыслительных форм. Другие противопоставляют индивидуальное «невыразимое» Я, «самость» миру культурных форм, стереотипов. Третьи исследуют стихию языка, где не материя противостоит сознанию, но лишь один фрагмент текста - другому. Однако в любом случае О.В.Ф остается выражением стремления к целостности, объединению оппозиций, лежащих в глубине жизненного мира.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 261-263.

ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ.

На примере античной философии можно проследить процесс зарождения основных философских направлений. В учениях этой эпохи возникает и большинство фундаментальных понятий, которые используются в философии и в науке вообще вплоть до наших дней. Определим эти основные понятия более строго.

В любом философском учении существуют два раздела: онтология и гносеология. Онтология (от греческих слов «онтос» – сущее и «логос» – закон, слово, понятие, учение) – это учение о бытии, то есть о мире самом по себе и его законах. Термин «онтология» появляется только в XVII веке. Однако идеи об устройстве мира, его первооснове, причинах и механизмах изменения у Фалеса, Гераклита, Демокрита, Аристотеля и других древних мыслителей носят по своему содержанию онтологический характер. Гносеология (от «гносос» – познание и «логос» – учение и т.д.) – учение о познании мира человеком. Представления о процессе познания также содержатся в любой философской концепции. В то же время разные мыслители уделяют этим двум разделам философии неодинаковое внимание. Так, у атомистов онтология разработана несколько подробнее, чем гносеология. У софистов, Сократа и скептиков учение о бытии намечено очень схематично, зато все внимание сосредоточено на проблемах познания. В трудах Аристотеля довольно подробно изложены проблемы и онтологии, и гносеологии. В последующие века также наблюдается избирательный интерес к этим разделам философии – в центре внимания оказывается то одно, то другое учение.

Ни онтология, ни гносеология не являются отдельными направлениями в науке: они не исключают друг друга и присутствуют, так сказать, в различных пропорциях во всех философских концепциях. Но уже в древней философии начали складываться и отдельные направления, то есть целостные концепции, каждая из которых имеет некоторые специфические, свойственные только ей идеи и принципы, а также свой круг сторонников. Каждое из основных философских направлений развивалось в течение тысячелетий, сохраняя при этом общую основу. Одни направления противоположны друг другу, другие могут взаимодействовать и как бы пересекаться. В истории философии сложились три основные пары направлений, которые можно рассматривать как взаимоисключающие, противоположные:

1. материализм и идеализм,

2. признание познаваемости мира и ее отрицание (агностицизм),

3. диалектика и метафизика.

Все эти концепции мы рассматривали на конкретных примерах из древнегреческой философии. Теперь сформулируем их в обобщенном виде.

Отношение между идеализмом и материализмом, признанием и отрицанием познаваемости мира было наиболее удачно рассмотрено Ф. Энгельсом. В своей известной брошюре «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» он сформулировал так называемый основной вопрос философии. В общем виде это вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи, духа к природе.



В поисках единой первоосновы мира мыслители древности постепенно приходили к выводу, что все явления действительности следует разделять на два больших класса – материальные и духовные. Любой предмет, процесс, событие обязательно относится к одному из этих миров – к материи или сознанию, природе или духу (каждую из этих сфер действительности можно называть разными словами, но изменение названий здесь не меняет сути дела). Материальные явления – это окружающие нас предметы и тело человека. Духовные явления – это ощущения, понятия, мысли, эмоции, знания, чувства, настроения. Легко заметить, что эти два типа явлений взаимосвязаны, имеют ряд сходств и различий. Так, мысленные образы в чем-то похожи на вещи: существует реальный стол и мысленный образ стола (Платон сказал бы – идея стола), реальный дом и мысленный образ дома и т.п. В человеческом сознании вещь как бы удваивается, получает второе существование в виде мысленной копии материальной вещи. Мысленный образ стола в чем-то похож на стол, отражает некоторые его черты. Но, с другой стороны, вещь и ее отражение в сознании резко различаются: мысль о вещи не обладает природными свойствами самой вещи. Стол имеет вес, цвет, форму и т.п., а мысль о столе не обладает весом, габаритами, цветом, не имеет определенных границ в пространстве. (Где находится мысль о столе – в моей голове, в головах многих людей, в мире идей, в сознании бога? В то же время место нахождения и габариты самого реального стола очень легко определить и замерить). В силу всего сказанного человеческое познание закономерно приходит к вопросу: каким образом связаны между собой две реальности – материальная и духовная, в чем их сходство и различие?

Конечно, древнегреческих мыслителей еще больше волновал вопрос о связи сознания и материи в применении к обществу и человеческой деятельности. Что зависит от воли человека, а что – от внешних для него сил (богов, Логоса, других людей)? Предопределена ли человеческая деятельность жесткими природными законами? Существует ли судьба, рок, кармическая предопределенность? Регулируется ли земной мир внешней духовной силой – миром идей, формой форм и т.п.?

Все эти вопросы обобщенно можно выразить в одном: каково отношение материи и сознания, материального и духовного? Вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи, духа к природе можно назвать основным вопросом философии потому, что решение как повседневных проблем обыденной жизни, так и науки в конечном счете всегда связано с ним. В этом вопросе заключено понимание природы человека, окружающего мира и путей освоения мира человеком.

Основной вопрос философии имеет сложную структуру, которая отражает сложность проблем, стоящих перед человеческим познанием. В нем выделяются две стороны. Первая сторона – это вопрос о различии материи и сознания: что первично – сознание или материя ? Вторая сторона основного вопроса философии – это вопрос о том, познаваем ли мир ? Какие существуют ответы на эти вопросы и в чем состоит их реальный смысл?

На первую сторону основного вопроса философии можно дать два противоположных ответа – материалистический и идеалистический. Материализм считает, что первична материя, что она порождает сознание в процессе своего изменения и развития. Первые греческие философы, как уже отмечалось, были стихийными материалистами – то есть не ставили основной вопрос философии, но стихийно, на основе здравого смысла придерживались материалистического решения его первой стороны. Создателем первой развернутой системы философского материализма стал Демокрит. Он строго придерживался главного принципа материалистической философии: стремился объяснить мир из него самого, не вводя никаких посторонних для природы факторов – бога, идеи и т.п. На протяжении всей своей истории философский материализм опирался на естественные науки, а в XIX веке начиная с учения К. Маркса он проникает и в теорию общественного развития. Материалистическая философия прошла долгий путь развития. Обычно выделяют следующие ее исторические формы:

1. наивный материализм в древнегреческой философии,

2. метафизический материализм в философии нового времени – XVII-XVIII века,

3. французский материализм XVIII века,

4. материализм русских революционных демократов XIX века,

5. диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса,

6. современный философский материализм – XX век.

Однако состояние науки в Древней Греции не давало возможности последовательно объяснить мир материалистически. Можно ли по-настоящему объяснить, например, человеческую психику, мышление, превращениями воды, апейрона, воздуха, огня или даже движением атомов? К тому же материализм плохо сочетался с религией, которая была официальной идеологией греческих полисов и активно поддерживалась стоящими у власти правящими элитами. Поэтому в противовес материализму возникает противоположное направление – идеализм.

Идеалисты считают первичным началом бытия сознание (дух, мышление и т.п.), а материю, природу – вторичным, производным от сознания. Понятие первичности имеет в философии три взаимосвязанных значения:

1. что именно существует первым, то есть что чему предшествует?

2. что является свойством или проявлением другого: сознание принадлежит высокоорганизованной материи или, наоборот, материя есть продукт, проявление сознания?

3. какое начало отражает другое: сознание отображает внешний для него материальный мир или материя есть отражение некой духовной реальности (например, мира идей, бога, мирового духа). Иногда используется другая формулировка вопроса о первичности – вторичности: что лежит в основе мира – материя или сознание?

Первичность сознания может пониматься по-разному. Поэтому существует два основных вида идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм .

Объективный идеализм состоит в признании первичности сверхчеловеческого сознания. В объективном идеализме «объективное» – это особое «ничейное» сознание, существующее само по себе независимо от сознания человека, причем последнее рассматривается (вместе с материей) как порождение и проявление этого мирового сознания (духа). Создателем объективного идеализма был Платон, постулировавший первичность мира идей и вторичность, производность мира вещей. В качестве сверхчеловеческого духовного начала может приниматься также абсолютная идея, развивающаяся в мировой дух (у Гегеля), мировая воля (у Шопенгауэра), воля к власти (у Ницше) и т.п. Христианское учение о сотворении мира богом из ничего получило название «креационизм» (от латинского «creatio» – сотворение). Креационизм также основан на объективном идеализме: считается, что сначала существовало божественное сознание, потом оно создает материальный мир.

Несколько более сложная и запутанная концепция – субъективный идеализм. Он признает первичной реальностью человеческие ощущения и индивидуальное сознание человека. В античную эпоху этот подход не успел оформиться в законченное направление. Его первые представители появляются в философии нового времени: это Джордж Беркли (1685-1753), Давид Юм (1711-1776), Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), несколько позже – Эрнст Мах (1838-1916). Субъективно-идеалистическая тенденция преобладает в философии И. Канта. С точки зрения субъективного идеализма реальный мир, в котором живет и действует человек – это не материя, природа, а мир его ощущений, чувств, знаний и настроений.

Уже у первобытного человека под влиянием практической трудовой деятельности формируется так называемый здравый смысл , который всегда основывается на убеждении в существовании внешнего мира. Здравый смысл служит предпосылкой для формирования наивно-материалистического мировоззрения. Субъективный идеализм критикует недостатки и ограниченность здравого смысла. Субъективные идеалисты исходят из тезиса, принимаемого также материализмом (но отвергаемого, например, в объективном идеализме Платона): все, что человек знает о мире, он узнает с помощью ощущений. В разуме нет ничего такого, что не содержалось бы первоначально в показаниях органов чувств. Утверждение, что все знания приобретаются в конечном счете через органы чувств, называется сенсуализмом .

Однако далее материалистическое и субъективно-идеалистическое понимание сенсуализма резко расходятся. Материалисты утверждают, что источником ощущений являются реально существующие вещи. Субъективный идеализм, наоборот, задает вопрос: откуда мы знаем, что за ощущениями есть что-то еще – что существуют вещи, внешний мир, независимый от наших ощущений? Располагает ли человек какими-либо методами, позволяющими проверить, что именно находиться за ощущениями, каков их источник, есть ли у них какая-то объективная основа?

Опираясь на утверждение, что «все знания – из органов чувств», субъективный идеализм делает вывод: сам вопрос о том, стоит ли за ощущениями внешний мир, вообще не имеет научного смысла , ибо у человека нет средств и способов, чтобы это проверить. В самом деле, если ощущения – источник всех наших знаний, мы можем проверить их правильность только с помощью других ощущений, а это создает «замкнутый круг». Мы остаемся целиком в пределах мира ощущений, которые и оказываются единственной доступной для человека реальностью.

Классик субъективного идеализма английский философ Дж. Беркли писал: «Вещи суть комплексы ощущений», «существовать – значит быть воспринимаемым». Если концепцию субъективного идеализма развернуть со всей логической последовательностью, она приводит к солипсизму (от латинских слов «solus» – один, единственный и «ipse» – сам). Солипсизм – это концепция, согласно которой существую только Я, а все остальные люди и вещи – только комплексы, наборы моих ощущений. Но эта точка зрения абсурдна, так как слишком явно противоречит повседневному опыту, здравому смыслу, с которого начиналось человеческое познание. Поэтому субъективный идеализм обычно существует в более мягкой форме – так, Дж. Беркли вводит в свое учение представление о боге как гаранте существования других людей, то есть использует идеи объективного идеализма.

Субъективный идеалист всегда считает, что тот мир, который мы ощущаем, с его цветами, звуками, вкусами и запахами первичен и более важен для человека, чем мир природы, существующий вне наших органов чувств и мышления. Субъективно-идеалистический взгляд на мир довольно удачно иллюстрирует немецкий философ XIX века Г.К. Лихтенберг: «Эйлер (великий немецкий математик, много лет работавший в Санкт-Петербурге – С.О.) в своих Письмах о различных предметах из области естествознания… говорит, что гром и молния будут и тогда, когда нет ни одного человека, которого молния могла бы поразить. Это обычное выражение, но я должен признать, что мне было нелегко вполне его понять. Мне всегда представляется, что понятие «быть» есть нечто заимствованное от нашего мышления и если нет больше воспринимающих и мыслящих созданий, то больше также нет ничего». Иными словами, реально существующий для человека мир – это не природа сама по себе, а то, какой она предстает перед нами в человеческих чувствах и мыслях. Для субъективного идеалиста наиболее весом, значителен и даже первичен этот мысленный образ мира, существующий в нашем сознании. Противоположный, материалистический подход удачно проиллюстрировал крупнейший немецкий историк философии Куно Фишер (1824-1907): «Важнее всего то, что предмет есть; что он сознается нами – это не существенно, не важно и случайно. Бытие предмета есть самое важное обстоятельство, а бытие сознания есть вполне зависимая побочная случайность, которой могло бы и не быть».

Некоторые ученые пытались использовать концепцию субъективного идеализма в качестве философской основы физической науки. Для преодоления кризиса в физике конца XIX – начала XX века известный австрийский физик Эрнст Мах и выдающийся французский математик Анри Пуанкаре сделали попытку объяснить научное знание как произвольную субъективную конструкцию, созданную человеческими органами чувств и мышлением. Законы природы, например, они рассматривали как результат соглашения ученых (такой подход назывался конвенционализмом). Природа неопределенна и аморфна, в ней нет строгих законов, поэтому то, что мы называем законами науки – это в основном создание человеческого разума, который может истолковывать природу так, как вздумается человеку (точнее – научному сообществу). Подробнее мы рассмотрим эти взгляды в разделе, посвященном позитивизму и неопозитивизму.

Субъективно-идеалистическая концепция познания не дала положительных научных результатов. Прорыв на новый уровень понимания физических явлений совершили не Мах и Пуанкаре, а Альберт Эйнштейн, опиравшийся в своих исследованиях на философскую традицию европейского рационализма (Р. Декарт, Б. Спиноза) и естественнонаучный материализм.

Итак, на протяжении практически всей истории философии происходила полемика, теоретическая борьба между двумя главными направлениями философии – материализмом и идеализмом. Эти направления были связаны в конечном счете с политической и идеологической борьбой, происходившей в обществе: наиболее революционные общественные движения тяготели, как правило, к материализму, а консервативные – к идеализму.

Вторая сторона основного вопроса философии – вопрос о том, познаваем ли мир.

Здравый смысл, на основе которого складывались учения первых философов, считал само собой разумеющимся, что существующий вокруг нас мир можно понять, познать, исследовать и т.п. Но более поздние мыслители задаются вопросом: действительно ли мир так понятен и доступен человеку? Сократ склонялся к мысли, что природа вообще непостижима для человеческого познания. Согласно Платону, познание мира идей подобно туманным знаниям узников пещеры о внешнем мире. Скептики первыми остро поставили и подробно проанализировали вопрос о возможности и границах достоверного познания мира. Позже отрицание познаваемости мира было названо агностицизмом . В новое время классиками агностицизма являются английский субъективный идеалист Давид Юм и основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант.

Вопрос о познаваемости мира – реальная проблема, с которой сталкивается любая наука. Так, античные скептики сформулировали ряд философских аргументов, заставляющих усомниться в простоте и успешности процесса познания. С из точки зрения достоверных критериев, признаков истинного знания не существует. Органы чувств способны искажать картину мира, и неясно, когда их показания верны, а когда ошибочны. Наука давно пришла к выводу, что мир бесконечен. Как же можно что-либо сказать о природе бесконечного мира, если человеческий опыт всегда был и будет конечным, ограниченным? Возможно ли вообще в таком случае достоверное, обоснованное мировоззрение, или же человеческая мысль вечно будет блуждать в потемках ошибок и заблуждений? Если истина иллюзорна и недостижима, то правильнее всего было бы строить общественную жизнь не на научном знании (так делают сейчас во всех развитых странах), поскольку оно гипотетично и ошибочно, а на чем-то другом - например, на религиозной вере, свободной фантазии, иллюзиях и капризах человека.

С быстрым развитием научного знания в XX веке проблема познаваемости того или иного круга явлений действительности стала обостряться все чаще и чаще. Приведем несколько примеров. В 20-х – 30-х годах физики начали обсуждать вопрос о так называемом «приборном идеализме». Элементарные частицы слишком малы, их в принципе невозможно увидеть, и ученые исследуют их с помощью приборов. Однако в физике элементарных частиц возникают ситуации, когда показания приборов можно истолковать по-разному. Возникает вопрос: всегда ли ученые способны сделать это правильно? Что если элементарных частиц вообще не существует, а ученые, пытающиеся их исследовать, на самом деле изучают помехи, возникающие в приборах?

Проблема познаваемости экономических процессов всегда связана с вопросом о достоверности информации. Сбор информации о работе предприятий, фирм или банков нередко бывает осложнен – статистика может умышленно или неумышленно искажаться. Иногда она целенаправленно подгоняется под предвзятые политические концепции и установки. Так, в СССР в директивном порядке устанавливалось, что «у нас нет» инфляции, организованной преступности, забастовок, безработицы, детского алкоголизма и наркомании и т.п. Статистика, отражающая динамику этих явлений, не велась, засекречивалась или искажалась. Возникает вопрос: возможно ли вообще изучать экономические (или любые другие) процессы в обществе, если данные о них неполны или искажены?

Наконец, о социологии. Здесь проблема искажения информации предельно остра. Например, при проведении социологических опросов труднее всего таким образом сформулировать вопросы, чтобы ответы на них правильно отразили взгляды испытуемых. Оказывается, что при разных формулировках вопросов анкеты конечные выводы исследования могут оказаться не просто различными, а противоположными. Как же можно определить, какой метод исследования взглядов и мнений людей дает возможность сделать правильные, научно достоверные выводы?

Задача философии – сформулировать общие принципы решения вопроса о познаваемости мира, исследовать процедуры, позволяющие усовершенствовать методы исследования и проверить истинность знания, доказать ее или опровергнуть. На этой теоретической основе другие науки разрабатывают свои специфические методы получения достоверного знания.

Итак, по способу решения первой стороны основного вопроса философии все философские учения делятся на два типа – материалистические и идеалистические. По способу решения его второй стороны философские концепции разделяются на признающие познаваемость мира и отрицающие ее (то есть агностические).

Конечно, такая традиционная формулировка основного вопроса философии затрагивает только самый простой, абстрактный его уровень. В этом виде он излагался в известной работе Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», а также в учебниках философии, издававшихся в СССР. Однако этот вопрос может быть сформулирован на более глубоком уровне, выражающем широкий круг проблем науки и общественной практики. Тогда он превращается из довольно абстрактного, отвлеченного вопроса о мышлении и бытии в важный для науки и мировоззрения вопрос о сущности мира, сущности человека, о месте человека в мире и перспективах развития цивилизации. Этот конкретный уровень раскрытия основного вопроса философии по существу присутствовал в учении И. Канта (его вопросы – что мы можем знать, что мы должны делать и на что мы можем надеяться?), у художника Поля Гогена (откуда мы, кто мы, куда мы идем?). Этот же вопрос раскрывается в учениях о человеке у мыслителей эпохи Возрождения(концепция гуманизма), у Гегеля, Фейербаха, Маркса, Фрейда, Фромма, экзистенциалистов и у многих других современных философов. В то же время традиционный абстрактный уровень изложения основного вопроса философии тоже необходим для научного мышления: он позволяет выделить главные направления развития философской мысли и те философские понятия, с помощью которых наука осмысливает мировоззренческие вопросы о природе мира и человека. Различные подходы к решению этих узловых для познания проблем мы продолжим обсуждать в следующих главах.

И материализм, и идеализм являются монистическими концепциями. Монизм (от греческого слова «monos» – один, единственный) – это философское учение, признающее, что в основе мира лежит одно начало, одна субстанция – или материя, или дух. Кроме монизма в истории философии возникают другие подходы – дуализм и плюрализм . Дуализм (от латинского «dualis» – двойственный) – это учение, утверждающее, что материя и дух являются двумя самостоятельными, независимыми друг от друга основами, или субстанциями мира. Они не возникают одна из другой, а вечно существуют параллельно друг другу.

Крупнейшим дуалистом был великий французский философ, физик и математик Рене Декарт (1596-1650). Дуализм не оформился в самостоятельное философское направление (как материализм и идеализм), поскольку столкнулся с неразрешимой проблемой. Невозможно объяснить, как взаимодействуют материя и сознание, если они являются совершенно различными самостоятельными субстанциями и не могут, следовательно, иметь ничего общего, никаких «точек касания». В конечном итоге дуалисты вынуждены соглашаться либо с материалистическим, либо с идеалистическим пониманием мира. Тем не менее дуалистические учения время от времени возникают как в философии, так и в других науках. Дуализм проявляется в теории познания И. Канта (см. главу о немецкой классической философии). В XX веке одним из ярких дуалистов был выдающийся английский психолог Ч. Шеррингтон. Он считал, что человеческий мозг не способен самостоятельно породить мышление, и поэтому сознание является результатом действия двух самостоятельных начал: материального человеческого мозга и соединяющегося с ним духа, которые принципиально разнородны.

Плюрализм (от латинского «pluralis» – множественный) – философская концепция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (плюрализм в онтологии), либо форм познания (плюрализм в гносеологии). Классиком плюрализма был великий немецкий философ Г. В. Лейбниц (1646-1716), хотя сам этот термин предложил его ученик Х. Вольф (1679-1754). С точки зрения Лейбница реальный мир состоит из бесконечного множества психически деятельных субстанций, неделимых первоэлементов бытия – монад . Между собой монады (отдельные вещи, субстанции) находятся в отношении предустановленной гармонии , которая была создана богом. Таким образом, философский плюрализм сближается с религиозным и идеалистическим взглядом на мир. Основными, наиболее последовательными и фундаментальными направлениями в философии оказываются в конечном итоге монистические концепции –материализм и идеализм.

Кроме основного вопроса философии в ней существует еще один, второй по значению фундаментальный вопрос – о движении и развитии . Его можно сформулировать таким образом: развивается ли мир или остается постоянным и неизменным?

Идея развития природы и общества в ее современном виде возникла только в XVIII-XIX веках. В древности – например, у Гераклита – шла речь только о всеобщей изменчивости мира, его непостоянстве, и об источнике всех изменений – противоречии. Гераклит стал создателем философского учения о всеобщей изменчивости природы – диалектики . Несколько позже Сократ и Платон применили идею изменчивости и развития к человеческому мышлению. Они же ввели термин «диалектика». В XIX веке Г.В.Ф. Гегель создает грандиозную философскую систему, в основе которой лежат объективный идеализм и диалектика. Идеалистический вариант диалектики проработан в его учении до мельчайших деталей. К. Маркс и Ф. Энгельс впервые со времен Гераклита разрабатывают диалектику на другой основе – они базируются на философском материализме. Параллельно с философами XIX века диалектику заново открывают ведущие ученые естествоиспытатели – прежде всего Чарльз Дарвин, блестяще раскрывший механизмы развития живой природы. Диалектику общественного развития начинают изучать французские историки и экономисты, которые разрабатывают учения о классах и об общественном прогрессе – например, Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781), Мари Жан Антуан Никола Кондорсе (1743-1794) и Огюстен Тьерри (1795-1856). В XX веке диалектическая концепция развития проникает практически во все научное знание, появляются новые материалистические и идеалистические интерпретации учения о развитии.

Диалектике противоположна метафизика – упрощенное, примитивное учение о движении и развитии. Древнейшие представители этого направления утверждали, что движение вообще невозможно, так как оно противоречиво, а в вещах противоречия существовать не могут (они бывают, якобы, только в мышлении). Представители этого подхода – Парменид и Зенон Элейский. Позже метафизическая концепция природы и общества постепенно изменяется – метафизики признают существование движения, а в XX веке иногда и развития. Однако они понимают движение и развитие упрощенно. Это заметно, например, в метафизическом материализме и естественных науках XVII-XVIII веков: естествознание еще не изучало процессов развития в природе, и его ограниченность наложила отпечаток на философию.

Особенности метафизического понимания мира, основанного на неразвитом естествознании XVII-XVIII веков, можно свести к трем главным чертам:

1. Вещи рассматриваются как обособленные друг от друга, без взаимосвязи и взаимопереходов. Так, согласно взглядам великих биологов К. Линнея (1707-1778) и Ж. Кювье (1769-1832) биологические виды абсолютно статичны: одни виды не могут возникать из других или каким-либо образом изменяться.

2. Вещи неизменны в своей сущности, они подвержены только несущественным внешним изменениям, но не могут развиваться. (Идею неподвижности и неизменности бытия впервые обосновал, как известно, Парменид). Согласно Копернику, солнечная система вечно остается одной и той же – вопрос о ее возникновении и возможных изменениях в будущем вообще не обсуждается. Картина мира в классической механике И. Ньютона тоже метафизична: отдельные предметы, из которых состоит Вселенная, движутся по законам механики, могут сталкиваться и передавать друг другу энергию, но весь мир в целом никак не изменяется. Метафизический стиль мышления распространяется из классической механики на область экономики. Основоположник английской классической политической экономии Адам Смит (1723-1790) описывал современное ему буржуазное общество как систему, находящуюся в постоянном движении: товары производятся, продаются и потребляются, разделение труда повышает его производительность, рынок регулируется конкуренцией и т.п. Но это движение оказывается не развитием всей системы от одних состояний к другим, а неким топтанием на месте, движением «в никуда». Ничего качественно нового не возникает и создается впечатление, что капитализм эпохи свободной конкуренции может существовать не изменяясь бесконечно долго. Реальная история показала, что это совсем не так.

3. Наконец, метафизическая картина мира представляет вещи лишенными внутренних противоречий, не видит в каждом явлении борьбы противоположностей, которую заметил еще Гераклит. Поэтому движущие силы, источник изменения вещей остаются для метафизически мыслящих ученых непонятными. Так, Ж. Б. Ламарк (1744-1829) считал, что развитием биологических видов управляет некая жизненная сила, о которой он ничего не мог сказать по существу. Развертывание противоречий живого стал изучать только Ч. Дарвин.

В XIX веке метафизический стиль мышления начинает постепенно вытесняться из философии, естествознания и гуманитарных наук и заменяться диалектическим.

Итак, мы описали основные направления философии и сформулировали ее наиболее важные понятия. К этим понятиям относятся: материализм и идеализм; объективный и субъективный идеализм; признание познаваемости мира и ее отрицание (агностицизм); диалектика и метафизика; онтология и гносеология; монизм, дуализм и плюрализм; креационизм; сенсуализм; солипсизм; здравый смысл. При дальнейшем описании философских учений и проблем мы будем опираться на все изложенное в данной главе.




Статьи по теме: