Описание любви желткова. Урок литературы по повести А.И

(368 слов) А. И. Куприн часто писал о любви во всех её проявлениях. Произведение «Гранатовый браслет» можно назвать историей неземной любви. «Маленький человек», бедный чиновник «с девичьим лицом» оказывается сильным, самоотверженным, тонко чувствующим. Такому герою не место в обществе, где царят жестокие нравы и все борются за место под солнцем.

Итак, речь идёт о «таинственном поклоннике» княгини Веры Николаевны Шеиной, который семь лет назад увидел молодую женщину и влюбился. Теперь он пишет пылкие, но не пошлые послания, оставляя скромные инициалы: «Г. С. Ж». Наверное, если бы героиня встретила его раньше, она бы не осталась равнодушной. Желтков − высокий, голубоглазый, длинноволосый. Ему всего около двадцати пяти − тридцати лет. Чиновник контрольной палаты всей душой любит, даже обожествляет холодную и сдержанную аристократку. Понимая, что надежды нет, он всё-таки жертвует собой и всю жизнь бросает на алтарь запретной страсти. Желтков проявляет уважение к Вере Николаевне и едва решается отправить ей гранатовый браслет − своеобразный талисман, который, если верить в легенду, даёт владельцу возможность предвидеть будущее и спасает от насильственной смерти. А вот самого чиновника никто не уберёг. Узнав, что его безответная любовь нарушила спокойствие дамы сердца, он совершил самоубийство. Даже в такой трагичный момент он думал не о себе, а о Вере Николаевне. Это очень грустная история человека, который ценой собственной жизни открыл «женщине из высшего общества» мир настоящих чувств, мир любви, побеждающей даже смерть.

Для Желткова Вера Шеина сродни божеству. Он обращается к ней в письме: «Нет ничего прекраснее Вас». Каждая вещь, к которой прикоснулась княгиня, становится для бедного чиновника сокровищем. Желтков бережно хранит записку, платок, программу выставки, принадлежащие когда-то адресату его посланий. Любовь − смысл жизни героя. Правда, никто вокруг его не понимает. Брат Веры, Николай Николаевич, человек сухой и серьёзный, считает письма настоящим оскорблением. А вот княгиню Шеину и её супруга потрясают чувства Желткова. Они живут совсем в другом мире, где ценятся светские манеры и положение в обществе, а проявление таких сильных эмоций считается неприличным.

Героя можно уважать за его чувства и даже за то, что он решает больше не беспокоить любимую своим присутствием. Теперь и читатели наверняка согласятся: любовь рождается на небесах! Неслучайно герой повторяет: «Да святится имя Твоё». Его чувства слишком возвышенные, и не все способны их разделить. Даже сам герой не ждёт взаимности. Он просто любит и не требует ничего взамен.

«ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»

Еще в одном произведении, взволновавшем меня, которое называется “Гранатовый браслет”, тоже показана настоящая любовь. В этом произведении Куприн изображает хрупкость и незащищенность высоких человеческих чувств. Г. С. Желтков - один из служащих в казенном учреждении. Он уже восемь лет влюблен в Веру Николаевну Шеину, но его чувства безответны. Желтков еще до замужества Веры писал ей любовные письма. Но никто не знал, кто их посылает, так как Желтков подписывался инициалами “П. П. Ж.”. Предполагали, что это ненормальный, сумасшедший, безумец, “маниак”. Но это был человек, который по-настоящему любил. Любовь Желткова была бескорыстной, самоотверженной, не ждущей награды, “любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость”. Вот именно такой и была любовь Желткова к Вере. В своей жизни он любил только ее и больше никого. Вера для него была единственной радостью в жизни, единственным утешением, “единой мыслью”. И так как его любовь не имела будущего, она была безнадежной, он покончил жизнь самоубийством.

Героиня замужем, но она любит мужа, а к господину Желткову, напротив, не испытывает никаких чувств, кроме досады. И сам Желтков кажется нам сначала просто пошлым ухажером. Так воспринимает его и Вера, и ее семья. Но в рассказе о спокойной и счастливой жизни мелькают тревожные нотки: это роковая любовь брата Вериного мужа; любовь-обожание, которую питает к Вериной сестре муж; неудавшаяся любовь дедушки Веры, именно этот генерал говорит о том, что настоящая любовь должна быть трагедией, а в жизни ее опошляют, мешает быт и разного рода условности. Он рассказывает две истории (одна из них чем-то даже напоминает сюжет “Поединка”), где настоящая любовь превращается в фарс. Слушающая эту историю, Вера уже получила гранатовый браслет с кровавым камнем, который должен уберечь ее от несчастья, а прежнего своего хозяина мог спасти от насильственной смерти. Именно с этого подарка меняется отношение читателя к Желткову. Он жертвует ради своей любви всем: карьерой, деньгами, душевным спокойствием. И не требует ничего взамен.

Но опять пустые светские условности губят даже это призрачное счастье. Николай, деверь Веры, который когда-то сам уступил свою любовь этим предрассудкам, теперь требует того же от Желткова, он грозит тюрьмой, судом общества, своими связями. Но Желтков резонно возражает: что все эти угрозы могут сделать с его любовью? В отличие от Николая (и от Ромашова) он готов бороться и отстаивать свое чувство. Преграды, поставленные обществом, для него ничего не значат. Только ради покоя любимой он готов отказаться от любви, но вместе с жизнью: он кончает с собой.

Теперь Вера понимает, что она потеряла. Если Шурочка отказалась от чувства ради благополучия и сделала это сознательно, то Вера просто не увидела большого чувства. Но ведь в конечном счете она и не хотела увидеть его, она предпочла покой и привычную жизнь (хотя от нее ничего и не требовали) и этим как бы предала любящего ее человека. Но истинная любовь великодушна - ее простили.

По определению самого Куприна, “Гранатовый браслет” - самая “целомудренная” его вещь. Традиционный сюжет о маленьком чиновнике и женщине светского общества Куприн развернул в поэму о безответной любви, возвышенной, бескорыстной, самозабвенной.

Обладателем душевных богатств, красоты чувства в рассказе выступает бедный человек - чиновник Желтков, семь лет искренне любивший княгиню Веру Николаевну Шеину. “Для него не существовало жизни без тебя”, - сказал о Желткове муж княгини - князь Василий. Желтков любил Шеину без малейшей надежды на взаимность. Счастьем для него было уже то, что она читала его письма. Желткову были дороги все мелочи, связанные с ней. Он хранил платок, забытый ею, программку, которую она держала, записку, в которой княгиня запретила писать ей. Он поклонялся этим вещам, как поклоняются верующие святым реликвиям. “Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите”. Желтков обожествлял княгиню, даже умирая: “Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя Твое”. В скучной жизни мелкого чиновника, в постоянной борьбе за жизнь, работе за кусок хлеба это внезапно возникнувшее чувство было, по словам самого героя, “... громадное счастье... любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить”.

Желткова не способен был понять брат княгини Веры, но ее муж - князь Василий Львович - оценил чувство этого человека, хоть и вынужден был по законам приличия прекратить эту историю. Он предчувствовал трагический конец: “Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают”, - признается он Вере.

Княгиня Вера сначала относилась с некоторым презрением к письмам и подаркам Г. С. Ж., затем в ее душе шевельнулась жалость к несчастному влюбленному. После смерти Желткова “...она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее”.

В согласие с собой после смерти Желткова Вера пришла только после того, как по просьбе человека, покончившего ради нее с жизнью, прослушала “лучшее произведение Бетховена” - Вторую сонату. Музыка как бы говорила ей от имени души Желткова: “мы с тобой любим друг друга только одно мгновение, но навеки”.. И Вера чувствует, что в душе бедного человека в час смерти действительно не шевельнулись ни злоба, ни ненависть, ни даже обида к ней, виновнице большого счастья и большой трагедии жизни Желткова, и что умирал он любя и благословляя свою возлюбленную.

Куприн показал в своей повести “Гранатовый браслет” светлые человеческие чувства, противопоставляемые черствости окружающего мира.

В рассказе “Гранатовый браслет” Куприн со всей силой своего мастерства развивает идею о настоящей любви. Он не хочет смириться с пошлыми, практичными взглядами на любовь и брак, обращая наше внимание на эти проблемы довольно необычным способом, равняясь на идеальное чувство. Устами генерала Аносова он говорит: “...Люди в наше время разучились любить! Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел”. Что это? Вызов? Неужели же то, что мы чувствуем, не истина? Есть же у нас спокойное умеренное счастье с нужным нам человеком. Чего же больше? По Куприну, “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”. Только тогда любовь можно будет назвать настоящим чувством, до конца истинным и нравственным.

Я до сих пор не могу забыть, какое впечатление произвели на меня чувства Желткова. Как сильно он любил Веру Николаевну, что смог покончить с собой! Это же безумие! Любя княгиню Шеину “семь лет безнадежной и вежливой любовью”, он, ни разу не встречаясь с ней, говоря о своей любви только в письмах, вдруг кончает жизнь самоубийством! Не оттого же, что брат Веры Николаевны собирается обратиться к власти, и не оттого, что вернули его подарок - гранатовый браслет. (Он является символом глубокой огненной любви и одновременно жутким кровавым знаком смерти.) И, наверно, уж не из-за того, что растратил казенные деньги. Для Желткова просто не было другого выхода. Он любил замужнюю женщину так, что не мог не думать о ней и минуты, существовать без того, чтобы не вспоминать ее улыбку, взгляд, звук походки. Он сам говорит мужу Веры: “Остается только одно - смерть... Вы хотите, я приму ее в какой угодно форме”. Ужасно то, что к этому решению его подтолкнули брат и муж Веры Николаевны, пришедшие требовать оставить их семью в покое. Они оказались как бы косвенными виновниками его гибели. Они имели право требовать покой, но со стороны Николая Николаевича была недопустима, даже смешна угроза обращаться к власти. Как власть может запретить человеку любить!

Идеалом Куприна является “любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды”, та, за которую можно и жизнь отдать и что угодно вынести. Именно такой любовью, которая бывает раз в тысячу лет, любил Желтков. Это было его потребностью, смыслом жизни, и это он доказал: “Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал, я перед тобою одна молитва: “Да святится имя твое”. Слова эти, которыми была переполнена его душа, чувствует княгиня Вера в звуках бессмертной сонаты Бетховена. Они не могут оставить равнодушным и вселяют в нас безудержное желание стремиться к такому же бесподобно чистому чувству. Его корни восходят к нравственности и душевной гармонии в человеке... Княгиня Вера не жалела о том, что любовь эта, “о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее”. Она плачет от того, что душа ее переполнена восхищением перед возвышенными, почти неземными чувствами.

У человека, который смог так сильно полюбить, должно быть какое-то особое мировосприятие. Хотя Желтков был всего лишь маленьким чиновником, он оказался выше общественных норм и стандартов. Таких людей, как они, людская молва возводит в ранг святых, и долго живет о них светлая память.

Любовь - это великое, возвышенное чувство, толкающее на подвиги и самопожертвование во благо своего избранника. В книгах писатели превозносили это чувство как смысл существования, великую цель в жизни человека. Пушкин, Лермонтов, Куприн, Есенин, Ахматова и Цветаева - всемирно известные писатели, чьи произведения воспевают это прекрасное чувство. Но всегда ли любовь такая? К сожалению, нет. За таким чувством могут скрываться и предательства, ненависть, злоба. Против такой мнимой любви был русский писатель Куприн Александр Иванович.

Характеристика Желткова в рассказе "Гранатовый браслет"

С 1900 по 1910 год писатель пишет ряд повестей и рассказов, которые показывают настоящую любовь. Куприн возносит над людьми это всепоглощающее чувство, наделяя им своих главных героев. Не обошла эту тему и повесть "Гранатовый браслет". Главным героем в ней становится простой чиновник - Г. С. Желтков. Куприн наделяет его верной и чистой любовью, той, которая не способна на предательства и обман, что подобна идеалу.

Характеристика Желткова в "Гранатовом браслете" начинается с описания его безответной любви. Предметом воздыхания главного героя становится молодая светская дама - Вера Николаевна. Первое письмо главный герой повести пишет княгине ещё до её замужества. В нём молодой и неопытный телеграфист описывает все свои чувства к Вере Николаевне. Но не получает на него никакого ответа. В течение многих лет безнадёжно влюбленный Желтков отправлял письма княгине, которая не воспринимала все его любовные откровения всерьёз. Более того, вся семья Веры откровенно насмехалась над ним и высмеивала, считая Г. С. Ж. маньяком и ненормальным человеком.

Гранатовый браслет

Предпоследнее своё письмо и подарок Желтков отправляет княгине в день её именин. Как писал сам телеграфист: "Я бы никогда не позволил себе преподнести Вам что-либо, выбранное мной лично: для этого у меня нет ни права, ни тонкого вкуса и - признаюсь - ни денег". Этот фрагмент, взятый из письма к своей возлюбленной, можно внести как начало характеристики Желткова. Подарком мелкого чиновника становится браслет, украшенный россыпью красных гранатов. Это единственное, что мог подарить главный герой повести своей возлюбленной.

Несмотря на всю тяжесть судьбы, герой повести Куприна счастлив от осознания того, что любит. Основной характеристикой Желткова является чистота и безрассудность его чувств к Вере. В своих письмах он размышляет о том, что правильней всего было бы уехать и оставить свою любовь, но сделать это он не в состоянии. Всеми своими мыслями и чувствами он всё равно был бы навеки связан с ней.

Внешняя характеристика героя

Во внешности Желтков был наделён мягкими чертами лица, средним телосложением, голубыми глазами и высоким ростом. На вид ему было лет 35. Несмотря на свою нежную внешность, герой вбирал в себя как чувствительность и душевность, так и настойчивость. Внешняя характеристика Желткова переплетается между собой с его душевным состоянием.

Сторонником его чувств становится дедушка Веры Николаевны - генерал Аносов. Проникнувшись всей историей безответных чувств бедного телеграфиста, он пытается убедить свою внучку в той бескорыстной, самоотверженной любви, которой пылает Желтков.

Жилищные условия главного героя

Ключевой характеристикой Желткова в "Гранатовом браслете" Куприна играет и комната, в которой он проживал. Из-за своего мелкого чина, герой живёт в одной комнате, которая преподносит его как человека небогатого, со сложной жизненной историей. Сама жилплощадь была с низкими потолками и маленькими окнами, из мебели в ней имелось лишь самое необходимое.

Всем своим нутром комната показывала душевное состояние своего хозяина. Он не стремился к уюту и богатым убранством. Единственной радостью и отдушиной в жизни Желткова была Вера Николаевна. Чувства к ней переполняли главного героя, и не интересно ему было больше ничего. Этот момент дополняет характеристику Желткова в "Гранатовом браслете" как человека искреннего и способного на жертвы во имя чистой и великой любви.

В своей повести Александр Иванович Куприн показывает всю мощь и силу настоящей любви, не ждущей награды. Ту, что сильна, как смерть. И несёт такую любовь, как крест, всю жизнь, главный герой повести. По характеристике Желткова в "Гранатовом браслете" понятно, что он человек широкой души, в которой есть место любви и самопожертвованию. И отдаёт он ей себя полностью, без остатка, чувствуя себя счастливым лишь оттого, что имеет возможность испытать это чувство.

Разделы: Литература

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-беседа.

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна.

Обучающие:

  • углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;
  • познакомить учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”;
  • на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы; развивать навыки исследования художественного текста; сопоставительного анализа, развернутых ответов на вопросы; обогащение словарного запаса учащихся;
  • формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев рассказа (внутренней красоты, благородства);
  • формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство, кино;
  • воспитывать внимательное отношение к слову.

Подготовительный этап: учащихся разделить на 4 группы.

Ход занятия

I. Организационный момент. Объяснение целей и задач урока.

II. Вступительное слово преподавателя.

"Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней нельзя прикасаться. Это тема любви…”

“Великая сила любви!” – именно так звучит тема нашего урока. Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества.

Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви – и самых печальных – это купринский "Гранатовый браслет"

“У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание”.
(К.Г.Паустовский)

Один из таких “сюжетов” и станет предметом нашего внимания сегодня.

Мы остановимся на анализе рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”.

III. Анализ рассказа Куприна “Гранатовый браслет”.

Преподаватель:

В. Львова-Рогачевского: “В творчестве Куприна отразилась жизнь во всем ее бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни”. Убедиться в достоверности слов В. Львова– Рогачевского нам позволит знакомство с историей создания этого произведения.

1. Сообщение ученика “История создания рассказа А. И. Куприна” (индивидуальная домашняя работа учащегося).

Преподаватель:

2. “Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена “Аппассионата", одно из самых напряженных, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.

(Прослушивание фрагмента “Аппассионаты”)

3. Аналитическая беседа сопоставительного характера.

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им? (Куприн воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, что “маленький человек” способен на большое, всеобъемлющее чувство. Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви, о чувстве, заставила ее переживать, сочувствовать, что она не делала ранее.)

Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю?

Как вы думаете, достиг ли своего замысла писатель?

4. Викторина по произведению.

Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению рассказа, к раскрытию главных тем, к обсуждению характеров героев проведем специальную викторину. Ее вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ “Гранатовый браслет” и как хорошо вы помните его содержание:

1. В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)
2. Где происходят события повести? (Причерноморский город.)
3. Как зовут главную героиню? (Княгиня вера Шеина.)
4. Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)
5. Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)
6. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе.)
7. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)
8. Его должность? (Предводитель дворянства.)
9. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября.)
10. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.)
11. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в “удивительном переплете”.)
12. Как звали знаменитую пианистку, подруу Веры? (Жени Рейтер.)
13. Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)
14. С чем сравнивает вера густо-красные гранаты? (Точно кровь.)
15. Кто такой Желтков? (Влюбленный в веру телеграфист.)
16. Как зовет Желткова его хозяйка? (“Пан Ежий.)
17. Настоящее имя Желткова? (Георгий.)
18. О ком Куприн писал: “…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…” (о княгине вере).
19. Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович.)
20. Чей это портрет? “ Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…” (Анна)
21. О ком пишет Куприн: “…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти”? (о Желткове.)
22. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)
23. Чей это портрет? “Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…” (генерал Аносов).
24. О ком автор пишет: “..обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…”? (о Вере Шеиной.)
25. Кому принадлежат следующие слова: “ А где же любовь– то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”?

5. Работа в группах.

Что такое группа? Это песня, песня, что поется только в хоре.

Где глаза и руки всегда вместе, истина рождается в творческом споре!

Задание 1.

Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть.

Первая группа: Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(Любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить все, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельз.я)

Вторая группа: Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви.)

Третья группа: Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ.

(Любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая.)

Четвертая группа: Работа со словарями

Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение дают “ЛЮБВИ” лингвисты.

Любовь – это:

Любовь – это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь.)

Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова.)

Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.)

Преподаватель:

Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение.

Сам же Куприн так говорил о любви: это “чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования”.

Но ни в одном определении нет точного указания на то, счастье любовь или беда.

Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить

Задание 2.

Первая группа: Какой предстает княгиня перед читателями в первых главах повести? (Холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства.)

Вторая группа: Способна ли она на пылкую, страстную любовь?(В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”.)

Третья группа: Какую роль играет в произведении музыка Бетховена?(Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твое”. В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью) Соната № 2 Бетховена – "исключительное, единственное по глубине произведение".)

Четвертая группа: “Любовь” и “влюбленность”: чем отличаются эти понятия?

Задание 3.

Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков.

Первая группа: Как мы узнаем о любви Желткова? Кто о ней рассказывает?(О любви Желткова мы узнаем впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание.)

Вторая группа: Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу? (Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадежной, и трагедии в судьбе героя.)

Третья группа: Любовь без взаимности: счастье или трагедия? (Желтков признает, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мертвый человек.)

Четвертая группа: Каким предстает Желтков в предсмертном письме?

Задание 4.

Первая группа: Когда впервые заходит разговор о настоящей любви? (В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить.)

Вторая группа: Любить и быть любимым? Что лучше?

Третья группа: Какова история генерала Аносова? Почему она дается так подробно?

Аносов знает, что такое любовь с первого взгляда. Но жена бросила его. "Люди в наше время разучились любить, – говорит генерал. – Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел". Аносов рассуждает о том, почему люди женятся. У женщин – "желание быть хозяйкой, главною в доме, самостоятельной... К тому же потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо". У мужчин другие мотивы – "усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах... от долгов, от бесцеремонных товарищей... Чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее... думаешь: вот пойдут детишки, – я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете... бывают иногда и мысли о приданом". Как мы видим, мотивы вступления в брак людей, живших в начале XX века, мало отличаются от устремлений наших современников... Устами своего героя Куприн восклицает: "А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть. Каждая женщина мечтает о любви "единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной". Таков идеал любви по Куприну. Но достичь идеала трудно, практически невозможно. Если любви нет, женщины мстят. Мстят себе и другим.

Четвертая группа: Существует ли идеальная любовь?

Старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она "...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире", не знающей компромиссов.

Куприн: истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделенной, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти, она возвышает человека.

Какова судьба гранатового браслета? (Несчастный влюбленный просил повесить браслет – символ святой любви – на икону.)

6. Работа с высказываниями героев повести.

Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания героев повести. Чья точка зрения вам ближе и почему?

Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”

Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”

IV. Подведение итога занятия.

Сверток маленький хранил в себе футляр.
Для княгини Веры Николаевны,
В нем браслет гранатовый лежал,
К дню рождения подарок каменный...

В окаеме золотых оправ,
Пусть дешевых, невысокой пробы,
Камешек зеленый, словно граф,
Изумлял свечением особым...

Он скрывал в себе живой огонь -
Оберег от смерти и обмана,
Звал владельца: "Только пальцем тронь,
Будущее выйдет из тумана..."

Зазвучит бетховенский мотив
Третьей части "Аппасионаты",
И слова: "Люблю, доколи жив!" -
Будут долго повторять гранаты...

Желтков был молодым человеком, который уже давно влюбился в Веру Николаевну . Сначала он осмеливался писать ей письма. Но когда она попросила его этого больше не делать, он тут же прекратил, так как его любовь была выше его собственных желаний. Сначала он мечтал о встрече и хотел ответа, но, поняв, что у него ничего не получится, он все равно продолжал любить княгиню.­ Для него ее счастье­ и спокойствие было на первом месте. Это был чувствительный молодой человек, способный на глубокое чувство. Для него Вера Николаевна была идеалом и совершенством красоты. Он не был сумасшедшим, потому что понимал все, что происходит прекрасно. Он хотел видеть Веру, но не имел на это права, поэтому делал это тайком.­ Он понимал, что не может дарить ей подарки, но он послал ей браслет, в надежде, что она хотя бы увидит его и возьмет в руки на секунду.

Кроме того, Желтков был очень честный и благородный молодой человек, он не преследовал Веру Николаевну после ее замужества и после того, как она написала ему записку, с просьбой больше никогда­ ей не писать. Он только иногда отправлял ей поздравления с большими праздниками, такими, как Новый Год, Рождество,­ День рождения. Желтков был благороден, так как он не пытался расстроить­ барк Веры Николаевны, а когда он понял, что зашел уже далеко, и мешает своими проявлениями, он решил просто уйти с дороги. Но так как жить без нее он не мог, он покончил жизнь самоубийством, потому что для него это был единственный способ удержать себя от того, чтобы не видеть ее, не посылать подарков, писем, не давать о себе знать. Он был достаточно силен морально, чтобы сделать для себя этот вывод, но он был недостаточно силен, чтобы жить без своей любви.



Статьи по теме: