Описание картины виктора попкова семейные фотографии. Виктор Попков: Блоги: Факты о России

Нет, не буду стремиться. Нет, не буду стонать.
Тихо буду смеяться. Тихо буду рыдать.
Тихо буду любить, Тихо буду болеть,
Тихо буду я жить, Тиха будет и смерть.
Если будет мне счастье, Если будет мой бог,
Я не стану качаться, Я найду свой порог.
Буду к людям я добрый, Буду все я любить,
Буду в грусти смеяться, Буду в смехе грустить.
И тебя не обижу. Даже подлость стерплю.
Пожалей хоть раз в жизни. Смерть! Придешь? Я смолчу.

Виктор Попков. О себе

Виктор Ефимович Попков - яркий представитель поколения шестидесятников. Он вошел в историю российского искусства стремительно и ярко. Сразу после окончания института им. Сурикова Виктор Попков стал заметным явлением в изобразительном искусстве страны. Три его работы из дипломной серии были куплены Государственной Третьяковской галереей, о нем писали в газетах и журналах, снимали на телевидении.



В 33 года Попков стал членом комитета по присуждению Государственных и Ленинских премий, в 1966 он был удостоен почетного диплома «Бьеннале» на выставке работ молодых художников в Париже за работы «Полдень», «Двое», «Семья Болотовых».


Мой день. 1960

Виктор Ефимович Попков - наследник великой традиции русского реализма, п одобно Петрову-Водкину или Коржеву, Попков работал так, чтобы бытовую деталь и обыденную сцену сделать символом бытия вообще.
Палитра Виктора Ефимовича почти монохромна, он часто использует иконописные приемы (пробела в работе с лицами, сплошные цветные фона), его рисунок угловат и порой тороплив, но главным в его картинах Попкова является то, что художнику есть о чем сказать зрителю.

Виктора Попкова успели забыть - память о нем заслонили бесконечные авангардные акции, аукционные успехи прощелыг, неразличимая пестрая продукция "второго авангарда" - поделки декоративного рынка новых буржуа.



Строители Братской ГЭС. 1960—1961

Попков - художник сугубо советский. Это значит, что его идеалом в искусстве является то, что было провозглашено общественным идеалом в годы советской власти - даром что нарушалось и предавалось. Он верил, что люди любят землю, на которой живут, готовы за нее умереть, помнят своих отцов, чтят их память, отвечают за общество - то есть за стариков и детей.

С наивностью и бесстрашием - потому что сентиментальное высказывание в искусстве опасно, проще быть циником - Попков рисовал старух и детей; это редкий случай, чтобы художник так много рисовал младенцев и беспомощных стариков - в то время авангардисты чаще рисовали беспроигрышные полоски и писали "Брежнев - козел", а вот любить мало кто отважился. Вы знаете, кого любила группа "Коллективные действия" или "Мухоморы"? Вот и они сами тоже не знали. Рисуя ребенка, легко сделать вещь пошловатой, и Попков часто срывался, - но продолжал рисовать; иногда у него получались шедевры.


Воспоминания. Вдовы. 1966

Подлинно воспитанные и интеллигентные люди занимались концептуализмом, рисование считалось устаревшим. Повсюду в интеллигентных компаниях усталые юноши говорили, что живопись умерла. В те годы считалось, что настоящий писатель - Пригов, а Пастернак написал неудачный опус - Доктор Живаго. Многим светским людям казалось, что мнение кураторов из Нью-Йорка и галеристов из Майами - суть критично в отношении того, какому искусству быть, а какому надлежит пропасть. Их стараниями - живопись объявили анахронизмом. Бойкие юноши занялись инсталляциями, и Попков со своей кисточкой старого образца смотрелся смешно.
Мало того, что он тщился нарисовать картину, на этих картинах он рисовал никому не интересных людей - деревенских вдов, корявых мужиков, детей окраин, советских горожан. Это было такое вопиюще немодное творчество, постыдно искреннее. Ну, вообразите себе человека, который придет в интеллигентный дом, где читают Кафку и скажет, что он любит Родину, а его папа брал Берлин. Стыдно, правда? А Попков именно об этом и говорил - и не стеснялся.

Шинель отца. 1972

Некоторые его вещи (Мезенские вдовы, После работы, Мать и сын, Шинель отца) являются несомненными шедеврами живописи - он сделал то, чего не может сделать заурядный талант, а именно: он создал своего героя. Этим, собственно и замечательно пластическое искусство - в отличие от музыки или, например, философии - изобразительное искусство обладает способностью создать человека, наделить образ неповторимыми физическими чертами. Было бы затруднительно реконструировать наш мир по работам декоративного авангарда, - а по работам Попкова - можно. В мире отныне существует герой Виктора Попкова, так же точно, как существует герой Петрова-Водкина (рабочий интеллигент) или герой Корина (смятенный священник), герой Фалька (городской безбытный интеллектуал) или герой Филонова (пролетарий-строитель мира).


Двое. 1966

Герой Попкова - житель блочных районов окраины, муж и отец с небольшой зарплатой, которой ему хватает, - а лишнего не надо, - он не будет знать, на что ее использовать; он родственник героям Владимова и Зиновьева; это интеллигент, который уже ни во что не верит, но работает ради других и ради общественного долга - потому что "стране нужна рыба", выражаясь словами героя "Трех минут молчания".

Это несладкая судьба, неуютная судьба, и картины у Попкова грустные - не декоративные. Современный буржуй его картины оценит вряд ли. Попков был настоящим художником, в том числе подлинность выражалась в том, что он был художником неровным - иногда излишне сентиментальным, иногда слащавым. В лучших вещах - крупным реалистом, в самых лучших (есть один холст, где старуха сидит в углу избы) - великим живописцем.


В картинах Попкова исключительно силен мотив иконы - он настаивает на родстве реалистической (кто-то скажет: соцреалистической) живописи с иконописью. Его представления о живописной кладке столь же безыскусны и просты, как у провинциального иконописца, и то, ради чего он пишет картины, можно выразить ровно теми же словами, какими описываем причину возникновения иконы.

Время не помогло этого художника разглядеть. Он казался недостаточно современен, наше игрушечное, фальшивое время не любит все настоящее, - а хотелось пестрого и дерзкого: его забыли ради фантиков, точно так же, как забыли его европейских современников - Гуттузо или Моранди, открывать этих художников предстоит заново. Утрачен сам язык - нет искусствоведа, который умел бы сегодня анализировать картину, красочный слой, движение пальцев. Искусство очень долго оглупляли, вместо искусствоведов плодили кураторов.

Теперь предстоит учиться не только заново говорить, но и заново смотреть.

Максим Кантор

Бригада отдыхает. 1965

Жизнь — порой так казалось Попкову — приобретала черты нелепого фарса. А коль скоро так, избегнуть поис-ков — не истины, нет, забвения — на дне стакана не удавалось. Попытка самоубийства. Предчувствие скорой смерти. За две недели до гибели принес друзьям пластинки: «По-ставьте музыку на моих похоронах».

Гибель — тоже нелепая. И в этой нелепости, случайно-сти слышится неумолимая поступь судьбы.

Его вообще не должно было быть в этот день в Мо-скве. Он собирался уезжать. Но не уехал. В 11 часов вечера 12 ноября 1974 года Виктор Попков ловил машину на ули-це Горького. Такси не останавливались. Приняв за такси ин-кассаторскую «Волгу», художник попытался остановить ее. Инкассатор (как выяснилось впоследствии, он был пьян) выстрелил и бросил смертельно раненного человека уми-рать на мостовой. В больницу Попкова привезли как банди-та, совершившего разбойное нападение на инкассаторскую машину, и лишь позднее обстоятельства «нападения» уда-лось прояснить благодаря случайным свидетелям.


Хороший человек была бабка Анисья. 1973

А уже в 2 часа ночи по «Голосу Америки» передавали, что «полковниками КГБ убит известный русский ху-дожник Попков». Во время гражданской панихиды и по-хорон ждали «провокаций». Но провокаций не было, кро-ме разве одной: входя в зал Дома художников на Кузнецком мосту, где проходила гражданская панихида, люди видели на сцене картину Попкова «Хороший человек была бабка Анисья». Несколько лет назад, когда картина впервые вы-ставлялась в Доме художников, Попков именно здесь хотел поместить ее. Тогда не дали. Дали теперь.



«Таруса. Солнечный день. Был на могиле Ватагина , Паустовского, Борисова-Мусатова. Святые могилы. Светла о них память. Какой же вывод сегодня я смог сделать? Они были жадными к жизни. Они хотели жить и отлично понимали — покой будет. Они не были ханжами к жизни. Они любили жизнь и жили ею полно и духовно и физически, в пределах отпущенных каждому природой.

И я теперь понимаю, для того, чтоб после твоей смерти о тебе вспоминали с благодарностью, нужно иметь мужество жить мучаясь, страдая от радости, любить радость, смех, здоровье, все красивое, сильное, живое и все, что движется, — тело, мысль, душу.

И еще: каждому возрасту свойственна своя красота и тела и духа. Но самое прекрасное тело в молодости, а дух в старости. И нужно любить тело, когда молод, и думать всегда о духе, а в старости только о духе. Поменьше нытья, Боже, дай здоровья и телу и духу. Научи радоваться, пока живем. Забыть мысли о насилии над жизнью».

Возвращение. 1972

Прошло почти 38 лет со дня гибели художника, но до сих пор к его памятнику в Тарасовке ложатся на снег алые гвоздики. О Викторе Попкове написано немало книг, статей, снято фильмов, сделано телепередач. Картины хранятся в крупных музеях, картинных галереях России и зарубежья. Коллекционеры считают за честь иметь работы Попкова. Это свидетельство той благодати, которую Виктор Ефимович при жизни вложил в свои полотна.

Рябинка. 1959


Виктор Попков

Судьба в суровом стиле

Художник Виктор Попков был одним из лидеров так называемого "сурового стиля" - направления в советском искусстве 1950-1960-х годов, для которого характерна героизация жизни простых людей.

Он родился в Москве 9 марта 1932 года в пролетарской семье. Образование получил в Художественно-графическом педагогическом училище и в Московском художественном институте имени В.И.Сурикова.

В 1967 году Попков получил почетный диплом на выставке молодых художников в Париже. Его наиболее известные полотна - "Строители Братской ГЭС", "Двое", "Бригада отдыхает", "Семья Болотовых", "Шинель отца", "Осенние дожди (Пушкин)". Картины Попкова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Государственной музее-заповеднике "Абрамцево", а также в зарубежных собраниях.

Виктор Попков. "Строители Братской ГЭС" (1960-1961)



СЕВЕРНАЯ ЧАСОВНЯ

МАТЬ и СЫН

Картины Виктора Попкова я полюбила с той минуты, когда увидела в Московском Доме Художника его "Двоих", а потом "Хороша была бабка Анисья", а потом "Мой день",

Двое 1966 г. ГТГ

Развод. ГТГ

Вдовы. 1966 г. ГТГ

Вдовы. фрагмент. 1966. ГТГ


Мой день. 1968. ГТГ

Северная песня. 1968. ГТГ

Северная песня. Фрагмент.
В окне светловолосый с бородкой - хороший друг мой и мужа в те годы - Степанов Евгений Евгеньевич (совместно с женой являются авторами исследования и ряда работ о Николае Гумилеве и Анне Ахматовой). Именно Женя Степанов стал моим ГУРУ в Древнерусском искусстве, благодаря его умению заражать своими идеями и интересами, я объездила Русский Север, заинтересовалась фресками и иконами Дионисия, Гурия Никитина. Это отступление. Попков сдесь не причем. "Песни..." увидела случайно, о знакомстве Жени Степанова с Виктором Пооковым по северным экспедициям знала, поэтому сразу поняла, кто на окне.

Меня, как и многих в то время, потряс всех его Автопортрет в шинели отца.

Виктор Попков. "Шинель отца" (1972)

Но верхом его творчества для меня была картина "Осенние Дожди".

Виктор Попков. "Осенние дожди. Пушкин" (1974)
Подумала, что же удет дальше? Оказалось, что это не очередной взлет, за которым будет еще много полотен, нет, оказалось, что, перефразируя Булгакова, какой-то "...инкассатор уже купил себе бутылку водки...".
Из новостей того времени:
"12 ноября 1974 года трагически погиб художник Виктор Попков. Его смерть стала событием на фоне благостного официоза эпохи застоя. Скрыть обстоятельства гибели было нельзя. Трагедия произошла в центре Москвы. Художник был застрелен пьяным инкассатором. "

Художник погиб в ноябре 1974 года. В ноябре 1989 года в Мытищинском музее открылась мемориальная комната Виктора Попкова, где представлены его личные вещи из московской мастерской, живопись и графика.
В 2004 году дом, в котором находилась его мастерскапя, был подготовлен к сносу в связи с реконструкцией района улицы Остоженки и Зачатьевского монастыря. Выброшенный мольберт Попкова обнаружил один из пользователей интернгета в те дни. Спасибо ему. Он сфотографировал его и первым забил тревогу.

О картинах подробнее.

Виктор Попков - художник-живописец и график, автор талантливых своеобразных работ, многие из которых представлены в Третьяковской галерее. Ребенком пережив страшную войну, в своих картинах он передал суровую действительность и внутреннее мужество, за которым наблюдал в нелегкие для страны годы. Он заставлял зрителей сострадать своим героям и восхищаться ими, сопереживать и восторгаться.

Детство

Попков Виктор Ефимович (1932 - 1974 гг.) родился в Москве, в семье крестьян. Отец и мать, с ранних лет приученные к тяжёлому труду, переезжали с места на место в поисках работы.

Виктор Попков был вторым ребенком в многодетной семье из четверых ребятишек. Известие о гибели отца на войне прибыло, когда будущему живописцу было девять лет, а его самому младшему братику - несколько месяцев. Мать, по просьбе любимого мужа, посвятила всю себя детям, так и не выйдя замуж. Зато поставила ребятню на ноги, всем дала должное образование.

Семья Попковых была дружной, но бедной. Дети любили мать и, видя ее тяжелый труд, старались во всем слушать и не огорчать. Понимая, что они соединены нерушимыми кровными узами, ребята росли вместе почти без ссор и разногласий, всегда готовые прийти на выручку друг другу и оказать нужную поддержку.

Мать, Степанида Ивановна, обожала своих малышей и старалась воспитывать их в строгости, но нежности.

Такое, казалось бы, счастливое детство, было омрачено еще несколькими трагедиями (помимо гибели отца и постоянной нужды).

Смерть младшего братика, всеобщего любимца Толи, оставила неизгладимый след в душе Виктора Попкова. Он не смог даже присутствовать на похоронах малыша.

Второе яркое незабываемое потрясения произошло чуть позже, когда на Витю напал бык и повалил его на землю. Мальчику удалось спастись благодаря вовремя подоспевшей помощи.

Но, несмотря на все горести, Виктор Попков рос добрым и дружелюбным ребенком, щедрым и общительным.

Первые шаги на творческой стезе

В школе мальчик отличался особым прилежанием и усердием. С малых лет в нем развилось желание творить на бумаге. Вите нравилось следить за проявлением рисунка на тогдашних “сводилках” (переводных картинках), на которые он тратил все свои карманные деньги, а также наблюдать за работой соседки-художницы, которая рисовала акварелью, но чье имя, к сожалению, нам не известно.

Степанида Ивановна, первая разглядевшая в сыне порывы к работе с кистью, стала поощрять желание ребенка творить. Она отвела его в художественную школу и помогла поступить в Московское графическое училище, искренне хвалила его, воодушевляла на творческие подвиги и давала продуманные советы.

А мальчик писал везде и обо всем. Его ранние зарисовки охватывали разнообразные предметы и события - это были и деревья, и дома, и люди.

Преподаватели художественной мастерской тоже рассмотрели талант в одаренном ученике и уделяли ему дополнительное внимание. По коротким этюдам из личного альбома начинающего художника можно было увидеть, что обучение в изостудии пошло ему на пользу: на смену дилетантских набросков появляются осмысленные качественные работы, в основном пейзажи и натюрморты.

Становление творчества

В 1852 году Виктор поступает в Суриковский институт на факультет графики. И хотя это не соответствовало желаниям молодого человека (он хотел учиться на отделении живописи), все же такое положение вещей благоприятно сказалось на его дальнейшей творческой деятельности. Знания и навыки, обретенные на графическом факультете, отразились в его не повторной изысканной манере живописца.

Теперь Попков Виктор Ефимович, биография и творчество которого активно оживились с поступлением в высшее учебное заведение, начинает энергично творить. Он работает в нелегких, казалось бы, неблагоприятных условиях: в маленьком бараке, где вместе с ним живет еще пять человек - мать, младшая сестра и старший брат с женой и ребенком. Теснота, бедность, недоедание - тогдашние спутники мастера.

Иногда приходилось писать в неотапливаемом коридоре, в разных валенках, съев только кусок хлеба с салом. Но это не сказывалось на творческом процессе. Виктор Попков работал самозабвенно, талантливо, уверенно, регулярно. Его великолепный талант был замечен практически моментально, одаренному студенту была присуждена вначале повышенная, а чуть позднее - Сталинская стипендия, которую он почти до копейки отдавал на нужды родных.

Путешествия

С 1956 года Виктор Попков совершает продолжительные творческие вояжи по стране, в поисках оригинального материала для работ и выразительных ракурсов. Он побывал на восхитительных, грандиозных производственных стройках, осознал весь колоссальный масштаб работы, зафиксировал множество обыденных, рутинных сюжетов, которые впоследствии “опоэтизировал” и прославил. В отличии от своих сокурсников, которые искали живописные яркие места и образы, начинающий художник фокусировал свое зрение на прозаичных заурядных композициях. Это - бетонщица, заливающая раствор водой, или двое рабочих на фоне огромных колес локомотива.

Творил Виктор энергично, оживленно, словно боялся не успеть, стараясь сохранить на бумаге каждый эпизод тяжелой трудовой деятельности. Студенческая выставка этюдов, проведенная в одной из поездок на пестрила множеством точных талантливых работ Вити Попкова.

В его картинах преобладал “суровый стиль”, находящий отражение в лаконичности деталей, реалистичности образов, сухости оттенков.

Именно благодаря творческим поездкам по строительным объектам Попков Виктор Ефимович смог стать народным художником, изображающим на своих полотнах обычных работников-трудяг во время своего тяжелого монотонного занятия.

“Строители Братской ГЭС”

После поездки на строительство ГЭС в городе Братск в 1960 году появилась замечательная оригинальная картина “Строители Братска”. Молодой художник долго продумывал каждую деталь полотна - фон, цвет, расстановку образов, ракурс.

Недаром задний план картины черный, это акцентирует внимание на нарисованных фигурах, а не на событиях или происшествиях. Для художника было главным правильно преподнести своих героев и показать их силу, мужество, уверенность в себе. Строители Братска - запыленные, уставшие от работы люди, но они прекрасны в своем трудолюбии и суровой, сдержанной энергии.

Примечательно, что в первоначальном виде на полотне были изображены рабочие с наколками на руках, так как большинство трудящихся на Братской ГЭС были заключенными. Но, осознавая, что в таком виде руководство не может выпустить картину на выставку, Виктор Ефимович убирает лагерные татуировки.

С тех самых пор художник становится знаменитым. Его полюбили в народе, признали критики. А Виктор Попков, картины которого покупает Третьяковская галерея и печатает передовая газета, продолжает плодотворно трудиться и радовать публику новыми оригинальными работами, живя скромно и стесненно, почти бедно.

Расцвет творчества

“Рабочая тема”, отраженная и в других колоритных картинах художника, была не единственной, к которой обращался Попков Виктор Ефимович во время своего творческого вдохновения.

На смену “Бригада отдыхает”, “Мост в Архангельске” приходят нравственно-психологические сюжеты простых человеческих отношений. Попков соединяет разные художественные стили, экспериментирует с цветовыми эффектами. Это - драматические житейские эпизоды, нашедшие отображение в полотнах “Ссора”, “Развод”, “Семья Болотовых”, "Двое".

“Мезенские вдовы”

Неимоверную славу принес Попкову его цикл “Мезенские вдовы” (конец 1960-х - начало 1970-х годов), в котором он на каждом полотне отразил индивидуальный характер и трагическую судьбу женщины. Каждая работа поражает своей реалистичной самобытностью и приземистой живописностью. И хотя картины “Ожидание”, “Старость”, “Одна” исполнены трагической боли и гнетущей тоски, все же они необходимы человечеству для того, чтобы пробудить в нем гуманность и доброту по отношению к послевоенному женскому горю и одиночеству.

Тема исторических событий занимала существенное место в творчестве художника. Его разоблачающие “Чекист” и “Звонок в дверь” обличали эпоху необъяснимых кровавых репрессий, а “Шинель отца” и др. передавали непреодолимую щемящую грусть по тем, кто уже никогда не вернется из фронтовой дали.

Трагическая гибель

Работая над историко-поэтической тематикой, Виктор Попков начинает свою легендарную картину “Осенний дождь”, где изобразил великого Пушкина на фоне плачущей стихии. Трудиться над полотном художник приезжал в Пушкинские Горы.

12 ноября, находясь по делам в столице, Виктор Ефимович с друзьями подходит к припаркованной Волге, чтобы попросить водителя подвезти их. Но автомобиль оказался инкассаторским. Из-за недавнего нашумевшего ограбления охранники, получившие приказание стрелять в случае опасности, открыли огонь. Художник был смертельно ранен.

На его похоронах рядом с бездыханным телом стояла незаконченная картина “Осенний дождь”.

Личная жизнь

Попков Виктор Ефимович был женат на своей однокурснице по графическому училищу Кларе - талантливой художнице, настоящей подруге жизни. С ней они прошли бедность и лишения, жили в одной квартире с тещей и тестем, творили в одной комнате, вместе воспитывали сына.

Клара Ивановна была очень светлым и мужественным человеком, она преданно любила своего мужа, помогала ему во времена его депрессий и уныния, давала практичные советы.

Помимо таких прекрасных душевных качеств, женщина обладала ярким талантом и мастерством. Она стала востребованным популярным мастером детской книги, работала с издательством “Малыш”, принимала активное участие в союзных и международных выставках.



Статьи по теме: