Малочисленная народность коренное население японии. Японцы – не коренные жители Японии

Только на территории России проживает 65 малочисленных народов, и численность некоторых из них не превышает тысячи человек. Подобных народов на Земле сотни, и каждый бережно хранит свои обычаи, язык и культуру.

В нашей сегодняшней десятке представлены самые малочисленные народы мира .

10. Гинухцы

Этот маленький народ проживает на территории Дагестана, а его численность составляет всего 443 человека по данным на конец 2010 года. Долгое время гинухцев не выделяли в отдельный этнос, так как гинухский язык считали лишь одним из диалектов распространенного в Дагестане цезского языка.

9. Селькупы

До 1930-х годов представителей этого западносибирского народа называли остяко-самоедами. Численность селькупов – чуть более 4 тысяч человек. Проживают они в основном на территории Тюменской, Томской областей, а также ЯНАО

8. Нганасаны

Этот народ живет на Таймырском полуострове, а его численность составляет около 800 человек. Нганасаны – самый северный народ в Евразии. До середины XX века народ вел кочевой образ жизни, перегоняя стада оленей на огромные расстояния, сегодня нганасаны живут оседло.

7. Орочоны

Место проживания этого малочисленного этноса – Китай и Монголия. Численность народа – около 7 тысяч человек. История народа насчитывает более тысячи лет, орочоны упоминаются во многих документах, относящихся к ранним китайским императорским династиям.

6. Эвенки

Этот коренной народ России проживает в Восточной Сибири. Этот народ – самый многочисленный в нашей десятке – его численность вполне достаточна, чтобы населить небольшой городок. Эвенков в мире около 35 тысяч человек.

5. Кеты

Кеты живут на севере красноярского края. Численность этого народа – менее 1500 человек. До середины XX века представителей этноса называли остяками, а также енисейцами. Кетский язык относится к группе енисейских языков.

4. Чулымцы

Численность этого коренного народа России – 355 человек по состоянию на 2010 год. Несмотря на то, что большая часть чулымцев признает православие, этнос бережно хранит некоторые традиции шаманизма. Проживают чулымцы преимущественно в Томской области. Интересно, что чулымский язык не имеет письменности.

3. Тазы

Численность этого народа, проживающего в Приморье – всего 276 человек. Язык тазов – это смесь одного из китайских диалектов с нанайским языком. Сейчас на этом языке говорит менее половины тех, кто относит себя к числу тазов.

2. Ливы

Этот крайне малочисленный народ проживает на территории Латвии. Основными занятиями ливов испокон веков были пиратство, рыбалка и охота. Сегодня народ практически полностью ассимилировался. По официальным данным ливов осталось всего 180 человек.

1. Питкэрнцы

Этот народ является самым малочисленным в мире и проживает на небольшом острове Питкэрн в Океании. Численность питкэрнцев – около 60 человек. Все они являются потомками моряков британского военного корабля «Баунти», высадившихся здесь в 1790 году. Язык питкэрнцев – это смесь упрощенного английского, таитянского и морской лексики.

Мало кто знает, но японцы не являются коренным населением Японии. До них на островах проживали айны, таинственный народ, в происхождении которого до сих пор много загадок. Айны некоторое время соседствовали с японцами, пока не были вытеснены на север.

О том, что айны являются древними хозяевами Японского архипелага, Сахалина и Курильских островов, свидетельствуют письменные источники и многочисленные названия географических объектов, происхождение которых связано с языком айнов.

О происхождении айнов учёные спорят до сих пор. Территория проживания айнов была довольно обширна: японские острова, Сахалин, Приморье, Курильские острова и юг Камчатки. То, что айны не родственны другим коренным народам Дальнего Востока и Сибири, уже доказанный факт.


Доподлинно известно, что айны пришли на острова Японского моря и основали там неолитическую культуру Дзёмон (13 000 года до н. э. — 300 до н. э.) .

Айны не занимались земледелием , они добывали пропитание охотой, собирательством и ловлей рыбы. Жили они вдоль рек на островах архипелага, небольшими поселениями, достаточно удаленными друг от друга.

Охотничье вооружение айнов составляли лук, длинный нож и рогатина. Широко применялись различные западни и ловушки. В рыбной ловле айны издавна использовали «марек» - острогу с подвижным поворотным крючком, захватывающим рыбу. Рыбу ловили нередко по ночам, привлекая ее светом факелов.

По мере того, как остров Хоккайдо все плотнее заселялся японцами, охота потеряла главенствующую роль в жизни айнов. Одновременно возрос удельный вес земледелия и домашнего животноводства. Айны стали возделывать просо, ячмень, картофель.

Охотники и рыболовы, айны создали необычную и богатую культуру Дземон , характерную для народов с очень высоким уровнем развития. Например, у них есть деревянные изделия с необыкновенными спиральными орнаментами и резьбой, удивительной по красоте и выдумке.

Древние айны создавали необыкновенную керамику без гончарного круга, украшая её причудливым веревочным орнаментом. Айны поражают талантливым фольклорным наследием: песнями, танцами и сказаниями.

Легенда о происхожении айнов.

Давно это было. Среди холмов стояла одна деревня. Обычная деревня, в которой жили обычные люди. Среди них семья, очень добрая. В семье была дочь Айна, добрее всех. Деревня жила привычной жизнью, но однажды на рассвете на деревенской дороге появилась чёрная повозка. Чёрными лошадьми управлял человек, одетый во всё чёрное Чему-то он очень радовался, широко улыбался, иногда смеялся. На повозке стояла чёрная клетка, а в ней на цепи сидел маленький пушистый Медвежонок. Он сосал свою лапу, а слёзы так и текли из глаз. Все люди деревни выглядывали в окна, выходили на улицу и возмущались: как не стыдно чёрному человеку держать на цепи, мучить белого Медвежонка. Люди только возмущались и говорили слова, но ничего не делали. Лишь добрая семья остановила повозку чёрного человека, и Айна стала просить, чтобы тот выпустил несчастного Медвежонка. Незнакомец улыбнулся и сказал, что выпустит зверя, если кто-нибудь отдаст свои глаза. Все молчали. Тогда Айна выступила вперёд и сказала, что готова на это. Чёрный человек громко рассмеялся и открыл чёрную клетку. Белый пушистый Медвежонок вышел из клетки. А добрая Айна потеряла зрение. Пока жители деревни рассматривали Медвежонка и говорили сочувственные слова Айне, чёрный человек на чёрной повозке исчез, неизвестно куда. Медвежонок больше не плакал, но плакала Айна. Тогда белый Медвежонок взял верёвочку в лапки и стал водить Айну везде : по деревне, по холмам и лугами. Так продолжалось не очень долго. И вот как-то раз люди деревни взглянули вверх и увидели, что белый пушистый Медвежонок ведёт Айну прямо в небо, и водит Айну по небосводу. Большая Медведица водит Малую Медведицу и всегда видны на небе, чтобы люди помнили о добре и зле…

У айнов культ медведя резко отличался от подобных культов на территории Европы и Азии. Только айны вскармливали жертвенного медвежонка грудью женщины-кормилицы!

Главное торжество айнов — медвежий праздник, на который съезжались родственники и приглашенные из многих селений. Четыре года в одной из айнских семей выращивали медвежонка. Ему отдавали лучшую пищу, медвежонка готовили к ритуальному жертвоприношению. Утром, в день принесения медвежонка в жертву, айны устраивали массовый плач перед клеткой медведя. После чего зверя выводили из клетки и украшали стружками, надевали ритуальные украшения. Затем его вели по деревне, и пока присутствующие шумом и криками отвлекали внимание зверя, молодые охотники один за другим прыгали на медведя, на мгновение прижимаясь к нему, стараясь коснуться головы, и тотчас отскакивали: своеобразный обряд “целования” зверя. Медведя привязывали на особом месте, старались накормить праздничной едой. Старейшина произносил перед ним прощальное слово, описывал труды и заслуги жителей селения, воспитавших божественного зверя, излагал пожелания айнов, которые медведь должен был передать своему отцу — горному таежному богу . Чести “отправить” зверя к праотцу, т.е. убийство медведя из лука мог удостоиться любой охотник, по желанию хозяина животного, но он должен был быть приезжий. Нужно было попасть точно в сердце. Мясо животного укладывалось на еловые лапы и раздавалось с учётом старшинства и родовитости. Кости аккуратно собирали и уносили в лес. В селении устанавливалась тишина. Считалось, что медведь уже в пути, и шум может сбить его с дороги.

Доказано генетическое родство айнов с людьми неолитической культуры Дзёмон, которые и были предками айнов.

Долгое время считалось, что айны могут иметь общие корни с народами Индонезии и аборигенами Тихого океана, так как у них схожие черты лица. Но генетические исследования исключили и этот вариант.

Японцы уверены, что айны родственны палео-азиатским (?) народностям и пришли на Японские острова из Сибири. В последнее время появились предположения о том, что айны – родственники Мяо-яо, живущих в Южном Китае.

Внешность айнов

Достаточно необычна внешность айнов: они имеют черты европеоидов, у них необыкновенно густые волосы, широкие глаза, светлая кожа. Характерная черта внешности айнов - очень густые волосы и борода у мужчин, чего лишены представители монголоидной расы. Густые длинные волосы, сбившиеся в колтун, заменяли айнам-войнам шлемы.

Русские и голландские путешественники оставили много рассказов об айнах. По их свидетельствам, айны очень добрые, приветливые и открытые люди . Даже европейцы, посещавшие в разные годы острова, отмечали характерную для айнов галантность манер, простоту и искренность.

Русские землепроходцы — казаки, покоряя Сибирь, добрались до Дальнего Востока. Прибыв на остров Сахалин первые русские казаки даже приняли айнов за русских, настолько они были не похожи на сибирские племена, а напоминали скорее европейцев.

Вот что писал казачий есаул Иван Козырев о первой встрече: «Навстречу высыпало человек полсотни, одетых в шкуры. Смотрели без испуга и были облика необыкновенного — волосатые, длиннобородые, но с белыми лицами и не раскосые, как якуты и камчадалы».

Можно сказать, что айны были похожи на кого угодно: мужиков юга России, жителей Кавказа, Персии или Индии, даже цыган — только не на монголоидов. Эти необычные люди называли себя айнами, что значит «настоящий человек», но казаки окрестили их «курилами», прибавив эпитет — «мохнатые». Впоследствии казаки встречали курилов по всему Дальнему Востоку- на Сахалине, юге Камчатки, Приамурье.

Много внимания айны уделяют воспитанию и обучению детей . Прежде всего, считают они, ребёнок должен научиться слушаться старших! В бесприкословном повиновении ребёнка своим родителям, старшим братьям и сёстрам, взрослым вообще, воспитывался будущий воин. Послушание ребёнка, с айнской точки зрения, выражается, в частности, в том, что ребёнок говорит со взрослыми лишь тогда, когда его спрашивают, когда к нему обращаются. Ребёнок должен быть всё время на виду у взрослых , но при этом не шуметь, не докучать им своим присутствием.

Айны дают имена детям не сразу после рождения, как это делают европейцы, а в возрасте от одного года до десяти лет , а то и позже. Чаще всего имя айна отражает отличительное свойство его характера, присущую ему индивидуальную черту, например: Эгоистичный, Грязнуля, Справедливый, Хороший оратор, Заика и т. п. Прозвищ у айнов нет , это их имена.

Мальчиков айнов воспитывает отец семейства . Он учит их охотиться, ориентироваться на местности, выбирать кратчайшую дорогу в лесу, приёмам охоты и владению оружием. Воспитание девочек возлагается на мать. В случаях, когда дети нарушают установленные правила поведения, совершают оплошности или проступки, родители рассказывают им различные поучительные легенды и истории, предпочитая это средство воздействия на психику ребенка физическому наказанию.

Война айнов с японцами

В скоре идеалистической жизни айнов на японском архипелаге помешали мигранты из Юго-Восточной Азии и Китая — монголоидные племена, ставшие впоследствии предками японцев. Новые поселенцы принесли с собой культуру риса , позволявшую прокормиться большому количеству населения на относительно небольшой территории. Образовав государство Ямато, они стали угрожать мирной жизни айнов, поэтому часть из них двинулась на Сахалин, нижний Амур, Приморье и Курильские острова. Оставшиеся айны начали эпоху постоянных войн с государством Ямато, длившуюся около тысячи лет.

Первыми самураями были вовсе не японцы.

Айны были искусными воинами, в совершенстве владевшими луком и мечом, и японцам долго не удавалось победить их. Очень долго, почти 1500 лет .

Новое государство Ямато, возникшее в III-IV веках, начинает эпоху постоянной войны с айнами. В 670 году Ямото переименовано в Ниппон (Япония). «Среди восточных дикарей самые сильные – эмиси» , — свидетельствуют японские хроники, где под именем «эмиси» фигурируют айны.

Японцы демонизировали непокорный народ, называя айнов дикарями, но японцы довольно долго уступали дикарям — айнам в военном отношении. Сохранилась запись японского хрониста, сделанная в 712 году : «Когда наши возвышенные предки спустились на корабле с неба, на этом острове (Хонсю) они застали несколько диких народов, среди них самыми дикими были айны».

Айны. 1904 год

Японцы боялись открытого боя с айнами и признавали, что один воин – айн стоит ста японцев . Существовало поверье, что особо умелые воины-айны могли напускать туман, чтобы скрыться незаметно для врагов.

Айны умели управляться с двумя мечами, а на правом бедре они носили два кинжала . Один из них (чейки-макири) служил ножом для совершения ритуального самоубийства - харакири.

Истоки культа самурайства находятся в боевом искусстве айнов, а не японцев. В результате тысячелетних войн с айнами, японцы переняли у айнов особую воинскую культуру – самурайство, происходящая из тысячелетних воинских традиций ацнов. А некоторые из самурайских кланов, по своему происхождению, до сих пор считаются айнскими.

Даже символ Японии - великая гора Фудзияма - имеет в своем названии айнское слово «фудзи», что означает «божество очага».

Японцы смогли победить айнов только после изобретения пушек, успев к этому моменту перенять у айнов многие приёмы военного искусства. Кодекс чести самураев, умение владеть двумя мечами и упоминавшийся ритуал харакири - многие считают характерными атрибутами японской культуры, но на самом деле эти воинские традиции были заимствованы японцами у айнов.

В глубокой древности у айнов была традиция рисовать женщинам усы, так они были похожи на молодых воинов. Эта традиция говорит о том, что женщины-айны тоже были воинами, наряду с мужчинами они сражались, как Несмотря на все запреты со стороны японского правительства, даже в ХХ веке айну делали татуаж, считается, что последняя татуированная женщина умерла в 1998 году.

Татуировки, в виде пышных усов над верхней губой, наносили исключительно женщины , считалось, что этому обряду научила предков айну боги мать-прародительница всего живого — Оки-куруми Туреш Махи (Okikurumi Turesh Machi), младшая сестра Бога-творца Окикуруми .

Традиция татуировки передавалась по женской линии, рисунок на тело дочери наносила её мать или бабушка.

В процессе «японизации» народности айну в 1799 году был введён строгий запрет на татуирование девочек-айну , а в 1871 году в Хоккайдо провозглашён повторный строгий запрет, поскольку считалось, что процедура слишком болезненная и негуманная.

Язык айнов — также загадка, в нём есть санскритские, славянские, латинские, англо-германские корни. Айнский язык сильно выбивается из современной лингвистической картины мира, и ему пока не нашли подходящего места. За время длительной изоляции айны потеряли связь со всеми другими народами Земли, и некоторые исследователи даже выделяют их в особую айнскую расу.

Этнографы бьются над вопросом — откуда в этих суровых землях появились люди, носящие распашной (южный) тип одежды. Их национальная повседневная одежда — платья-халаты , украшенные традиционным орнаментом, праздничная – белого цвета.

Национальная одежда айнов - халат, украшенный ярким орнаментом , меховая шапка или венок. Раньше материал для одежды ткали из полосок луба и волокон крапивы. Теперь национальную одежду айны шьют из покупных тканей, но украшают её богатой вышивкой. Почти каждая айнская деревня имеет свой особый рисунок вышивки. Встретив айна в национальной одежде, можно безошибочно определить, из какой он деревни. Вышивки на мужской и женской одежде разнятся. Мужчина ни за что не наденет одежду с «женской» вышивкой, и наоборот.

Русских путешественников также поразило, что летом айны носили набедренную повязку.

Сегодня айнов осталось очень мало, около 30 000 человек, и они живут в основном на севере Японии, на юге и юго-востоке Хоккайдо. В других источниках озвучивается цифра в 50 тысяч человек, но сюда входят метисы первого поколения с примесью айнской крови — их 150 000 человек, они практически полностью ассимилировались с населением Японии. Культура айнов уходит в небытие вместе со своими тайнами.

Указ императрицы Екатерины II от 1779 года: «…мохнатых курильцев оставить свободными и никакого сбора с них не требовать, да и впредь обитающих там народов к тому не принуждать, но стараться дружественным обхождением и ласковостью… продолжать заведенное уже с ними знакомство».

Указ императрицы соблюдался не полностью, а ясак с айнов взимался до XIX века. Доверчивые айны верили на слово, и если русские его как-то держали в отношении с ними, то с японцами шла война до последнего вздоха…

В 1884 г. всех северокурильских айнов японцы переселили на остров Шикотан, где последний из них умер в 1941 году. Последний мужчина айну на Сахалине умер в 1961 году, когда похоронив супругу, он, как и положено воину и древним законам своего удивительного народа, сделал себе «эритокпа», вспоров живот и выпустив душу к божественным предкам…

Считается, что в России айнов нет. Этот малочисленный народ, населявший некогда низовья Амура, Камчатку, Сахалин и Курильские острова , полностью ассимилировался. Оказалось, что российские айны не затерялись в общем этническом море. На данный момент их в России – 205 человек .

Как сообщает «Национальный акцент» устами Алексея Накамуры , руководителя общины «Айну», «айны или камчадальские курильцы никуда и не исчезали, просто нас признавать долгие годы не хотели. Самоназвание «айну» происходит от нашего слова «мужчина» или «достойный мужчина» и связано с военными действиями. Мы ведь 650 лет воевали с японцами».

Землепроходцы окрестили их курилами, курильцами, наделив эпитетом «мохнатые», а сами они называли себя «айну», что значит «человек». С тех пор исследователи бьются над бесчисленными загадками этого народа. Но и по сей день к определенному выводу они не пришли.

Прежде всего: откуда в сплошном монголоидном массиве появилось племя, антропологически здесь, грубо говоря, неуместное? Ныне айны живут на северном японском острове Хоккайдо, а в прошлом заселяли весьма широкую территорию - Японские острова, Сахалин, Курилы, юг Камчатки и, по ряду данных, Приамурье и даже Приморье вплоть до Кореи. Многие исследователи были убеждены, что айны - европеоиды. Другие утверждали, что айны родственны полинезийцам, папуасам, меланезийцам, австралийцам, индусам…

Археологические данные убеждают в глубокой древности поселения айнов на Японском архипелаге. Это особенно запутывает вопрос об их происхождении: как могли люди древнекаменного века преодолеть громадные расстояния, отделяющие Японию от европейского запада или тропического юга? И зачем им нужно было менять, скажем, благодатный экваториальный пояс на суровый северо-восток?

Древние айны или их предки создавали удивительную по красоте керамику, загадочные статуэтки догу, а кроме того, оказалось, что они были едва ли не самыми ранними земледельцами на Дальнем Востоке, если не в мире. Непонятно, почему они совершенно забросили и гончарные занятия, и земледелие, став рыболовами и охотниками, по сути, сделав шаг назад в культурном развитии. В преданиях айнов рассказывается о сказочных сокровищах, крепостях и замках, но японцы, а затем европейцы застали это племя жившим в хижинах и землянках.У айнов причудливо и противоречиво переплетаются черты северных и южных жителей, элементы высокой и примитивной культур. Всем своим существованием они как бы отрицают обычные представления и привычные схемы культурного развития.

Айны и Японцы

Айны были воинственным, храбрым и свободолюбивым народом. Японские самураи не любили вторгаться в пределы их земель, если не имели существенного численного преимущества, испытывая северный страх перед «волосатыми дикарями « с их отравленными, бьющими на повал стрелами. Древнее историческое произведение «Нихонсеки» (720г.) свидетельствует «Айны по природе храбры и свирепы и очень хорошо стреляют. Они постоянно держат свои стрели в волосах, любят производить грабежи и бегают так быстро, как бы летают».

Японские летописи утверждают, что управление новыми административными единицами передавалось представителям «царского дома». Однако советский исследователь М. В. Воробьев установил, что дело обстояло не совсем так. Управляющими часто становились вожди местных кланов, выразившие верность тэнно. А среди таковых встречались и айны, и их потомки от смешанных браков.

Русский этнограф Д. Н. Анучин сообщал, что правительство микадо (тэнно, императора Японии) поощряло браки японцев-победителей с покоренными айнами, особенно с их могущественными родами, и от этих браков ведут происхождение многие знатные японские фамилии. Н. В. Кюнер писал: «Некоторые из покорившихся вождей айнов вошли в японскую феодальную верхушку в качестве князей или их помощников и, несомненно, было также много смешанных браков…».
Культура японцев существенно обогатилась за счет своего северного противника. Как указывает советский ученый С.А. Арутюнов, айнские элементы сыграли существенную роль в формировании самурайства и древней японской религии - синтоизма.
Айнского происхождения ритуал харакири и комплекс воинской доблести бусидо. Японские ритуал жертвования гохеи имеет явные параллели с установкой айнами палочек инау… Список заимствований можно продолжать долго.


Обряды. Медвежий праздник

Особое отношение к медведю было свойственно всем народам северного полушария, жившим в тайге и тундре. Культ медведя был широко распространен у народов Сибири и Дальнего востока. Обычай проведения «медвежьего праздника» был одинаково присущ как древним айнам, так и нивхам. Имеется в виду именно медвежий праздник так называемого амурского типа - по поводу вскормленного в клетке зверя.
Медведя почитали как предка тотема, которого нельзя убивать и есть. Постепенно этот запрет ослаб. Но после охоты и поедания мяса, медведя надо было умилостивить и обеспечить его «возрождение». Этому были посвящены основные обряды праздника, которые сохранялись в неизменном виде до середины ХХ столетия.

Язык Айнов

Айнский язык (айн. アイヌ イタク айну итак, яп. アイヌ語 айнуго) — язык айнов,
Язык и культура Айну восходят непосредственно к эпохе Дзёмон — японскому неолиту (датировки по керамике для японского mainland: 13000 до н.э. — 500 г. до н.э.)
На Хоккайдо и Курильских Островах Дзёмон продолжался до последней трети 19 века).
Видимо, можно смело утверждать, что в эпоху Дзёмон на языке Айну говорили на всех Японских островах, от островов Рюкю до Хоккайдо. В конце, или, быть может, даже к середине эпохи Дзёмон язык Айну распространился на Курильских островах, на нижнем Амуре, южной части Сахалина и на Южной трети Камчатки.

Когда началась колонизация Хоккайдо, то поначалу сёгуны Мацумаэ приказывали ни в коем случае не учить Айну японскому языку, чтобы их легче было эксплуатировать, но после 1799 года (восстание на Кунашире Я Куннэ Сири «Черный остров») был издан указ, повелевающий учить Айну японскому языку. Начался процесс ассимиляции. Но на широкую ногу ассимиляция хоккайдоских Айну была поставлена только после революции Мэйдзи Исин. Все начиналось со школьного образования, которое велось на японском языке. Лишь несколько людей пытались создать систему образования для детей Айну на их родном языке: Бэчелор, обучавший детей языку Айну в латинской транскрипции, Фурукава и Пенриук способствовавшие созданию частных школ для Айну. Такие частные школы просуществовали крайне недолго, ибо японцы с самого начала чинили им различные препятствия.

Совместное обучение детей Айну и японских детей, а также всесторонняя массированная японизация привела к тому что к середине 20 века большинство диалектов Айну кануло в лету. «По выражению виднейшего японского лингвиста Хаттори Сиро, руководителя осуществленного в 50-е годы первого и, очевидно последнего массового обследования айнских диалектов, его участники “попали на последний автобус” сейчас большинства описанных диалектов уже не существует.»

На Южном Сахалине (губернаторство Карафуто), который был японизирован куда меньше, чем Хоккайдо язык Айну использовался как язык бытового общения, а до русско-японской войны язык Айну использовался в межэтническом общении: «“инородцы” Сахалина, как отмечено в “Сахалинском календаре” за 1898 г., “хорошо владеют и айнским, который является на острове общеразговорным для всех почти инородческих племен между собою, с местной администрацией и японскими рыбопромышленниками”». [Таксами С. 251]
После окончания Второй Мировой Войны большинство сахалинских Айну оказались на Хоккайдо. До недавнего времени оставалось лишь несколько человек, весьма преклонного возраста, говорящих на сахалинском диалекте Райчишка.

Практически айнский язык вышел из употребления в 1920-х. Большинство айнов сейчас говорят на японском. В начале 90-х годов в Японии усилилось движение за возрождение айнского языка. Активистом движения выступил член японского парламента Каяно Сигэру. Благодаря его деятельности начался выпуск газеты на айнском языке и многие айны начинают изучать свой язык.

Учёные об айнах

Американский антрополог С.Лорин Брейс, из Университета штата Мичиган в журнале «Горизонты науки», №65, сентябрь- октябрь 1989г. пишет: «типичного айна легко отличить от японцев: у него более светлая кожа, более густой волосяной покров тела и более выступающий нос».

Брейс изучил около 1100 склепов японцев, айнов и др. азиатских этнических групп и пришел к выводу, что представители привилегированного сословия самураев в Японии являются на самом деле потомками айнов, а не Yayoi (монголоидов), предков большинства современных японцев.

Далее Брейс пишет: «.. это объясняет, почему черты лица у представителей правящего класса так часто отличаются от современных японцев. Самураи - потомки айнов приобрели такое влияние и престиж в средневековой Японии, что породнились с правящими кругами и привнесли в них кровь айнов, в то время как остальное японское население было в основном потомками Yayoi».

Все знают, что американцы - не коренное население США, точно так же, как и теперешнее население Южной Америки.

А вы знаете, что японцы тоже не являются коренным населением Японии? Кто же тогда жил на этих островах до них?...

Японцы не коренные жители Японии

До них здесь проживали айны, таинственный народ, в происхождении которого до сих пор много загадок.

Айны некоторое время соседствовали с японцами, пока последним не удалось вытеснить их на север.

О том, что айны являются древними хозяевами Японского архипелага, Сахалина и Курильских островов, свидетельствуют письменные источники и многочисленные названия географических объектов, происхождение которых связано с языком айнов.

И даже символ Японии — великая гора Фудзияма — имеет в своём названии айнское слово «фудзи», что означает «божество очага». Как считают учёные, айны заселили японские острова около 13 000 лет до нашей эры и образовали там неолитическую культуру Дзёмон.

Расселение айнов в конце XIX века

Айны не занимались земледелием, они добывали пропитание охотой, собирательством и ловлей рыбы. Жили они небольшими поселениями, достаточно удалёнными друг от друга. Поэтому ареал их проживания был довольно обширен: японские острова, Сахалин, Приморье, Курильские острова и юг Камчатки.

Примерно в 3 тысячелетии до нашей эры на японские острова прибыли монголоидные племена, ставшие впоследствии предками японцев . Новые поселенцы принесли с собой культуру риса, позволявшую прокормиться большому количеству населения на относительно небольшой территории.

Так начались тяжёлые времена в жизни айнов. Они вынуждены были переселяться на север, оставляя колонизаторам свои исконные земли.

Но айны были искусными воинами, в совершенстве владевшими луком и мечом, и японцам долго не удавалось победить их. Очень долго, почти 1500 лет. Айны умели управляться с двумя мечами, а на правом бедре они носили два кинжала. Один из них (чейки-макири) служил ножом для совершения ритуального самоубийства — харакири.

Японцы смогли победить айнов только после изобретения пушек , успев к этому моменту многое у них перенять по части военного искусства. Кодекс чести самураев, умение владеть двумя мечами и упоминавшийся ритуал харакири — эти, казалось бы, характерные атрибуты японской культуры на самом деле были заимствованы у айнов.

О происхождении айнов учёные спорят до сих пор

Но то, что этот народ не является родственным другим коренным народам Дальнего Востока и Сибири, уже доказанный факт. Характерная черта их внешности — очень густые волосы и борода у мужчин, чего лишены представители монголоидной расы.

Долгое время считалось, что они могут иметь общие корни с народами Индонезии и аборигенами Тихого океана, так как у них схожие черты лица. Но генетические исследования исключили и этот вариант.

А прибывшие на остров Сахалин первые русские казаки даже приняли айнов за русских , настолько они были не похожи на сибирские племена, а напоминали скорее европейцев . Единственной группой людей из всех проанализированных вариантов, с кем у них наблюдается генетическое родство, оказались люди эпохи Дзёмон, которые предположительно и были предками айнов.

Айнский язык также сильно выбивается из современной лингвистической картины мира, и ему пока не нашли подходящего места. Получается, что за время длительной изоляции айны потеряли связь со всеми другими народами Земли, и некоторые исследователи даже выделяют их в особую айнскую расу.

Айны в России

Впервые камчатские айну вошли в контакт с русскими купцами в конце XVII века. Отношения с амурскими и северокурильскими айну установились в XVIII веке. Айну считали русских, отличавшихся расой от их японских врагов, друзьями, и к середине XVIII века более полутора тысячи айнов приняли русское подданство.

Даже японцы не могли отличить айну от русских из-за их внешнего сходства (белая кожа и австралоидные черты лица, которые по некоторому ряду черт сходны с европеоидными). Составленное при российской императрице Екатерине II «Пространственное землеописание Российского государства», включило в состав Российской империи не только все Курильские острова, но и остров Хоккайдо.

Причина — этнические японцы на тот момент даже не заселили его. Коренное население — айны — по итогам экспедиции Антипина и Шабалина были записаны российскими подданными.

С японцами айны воевали не только на юге Хоккайдо, но и в северной части острова Хонсю. Сами же Курильские острова казаки исследовали и обложили налогами еще в XVII веке. Так, что Россия может потребовать у японцев Хоккайдо.

Факт российского подданства жителей Хоккайдо был отмечен в письме Александра I японскому императору в 1803 году. Причем это не вызывало с японской стороны никаких возражений и тем более официального протеста. Хоккайдо для Токио был иноземной территорией вроде Кореи. Когда первые японцы прибыли на остров в 1786 году, им навстречу вышли айны, носящие русские имена и фамилии .

И более того — христиане правоверного толка! Первые претензии Японии на Сахалин датируются лишь 1845 годом. Тогда император Николай I немедленно дал дипломатический отпор. Лишь ослабление России в последующие десятилетия привело к оккупации южной части Сахалина японцами.

Интересно, что большевики в 1925 году осудили прежнее правительство, отдавшее Японии русские земли.

Так что в 1945 году была лишь восстановлена историческая справедливость. Армия и флот СССР силой решили русско-японский территориальный вопрос. Хрущев в 1956 году подписал Совместную декларацию СССР и Японии, статья 9 которой гласила:

«Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».

Целью Хрущева была демилитаризация Японии. Он был готов пожертвовать парой маленьких островов ради того, чтобы убрать американские военные базы от советского Дальнего Востока. Сейчас, очевидно, о демилитаризации речь уже не идет. Вашингтон вцепился в свой «непотопляемый авианосец» мертвой хваткой.

Причем зависимость Токио от США даже усилилась после аварии на АЭС Фукусима. Ну а раз так, то и безвозмездная передача островов в качестве «жеста доброй воли» теряет свою привлекательность. Разумно не следовать хрущевской декларации, а выдвинуть симметричные претензии, опираясь на известные исторические факты. Потрясать древними свитками и манускриптами, что является нормальной практикой в подобных делах.

Настойчивое требование отдать Хоккайдо стало бы холодным душем для Токио. Пришлось бы спорить на переговорах уже не о Сахалине или даже не о Курилах, а о своей собственной на данный момент территории.

Пришлось бы защищаться, оправдываться, доказывать свое право. Россия из дипломатической обороны перешла бы таким образом в наступление. Тем более, что военная активность Китая, ядерные амбиции и готовность к военным действиям КНДР и другие проблемы в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе дадут лишний повод к подписанию Японией мирного договора с Россией.

Но вернёмся к айнам

Когда японцы впервые вошли в контакт с русскими, они назвали их Красные Айну (айну со светлыми волосами). Только в начале XIX века японцы поняли, что русские и айну — два разных народа. Тем не менее, для русских айну были «волосатыми», «смуглыми», «темноглазыми» и «темноволосыми». Первые русские исследователи описывали айну похожими на русских крестьян со смуглой кожей или больше похожими на цыган.

Айну были на стороне русских в течение русско-японских войн XIX века. Однако, после поражения в Русско-японской войне 1905 года, русские бросили их на произвол судьбы. Сотни айну были уничтожены и их семьи насильно переправлены на Хоккайдо японцами. В итоге, русским не удалось отвоевать айну в ходе Второй мировой. Только несколько представителей айну решили остаться в России после войны. Более 90 % уехали в Японию.

По условиям Санкт-Петербургского договора 1875 года, Курилы отошли Японии, вместе с проживающими на них айну. 83 северокурильских айну 18 сентября 1877 года прибыли в Петропавловск-Камчатский, решив остаться под управлением России. Они отказались переселиться в резервации на Командорских островах, как им предлагало российское правительство. После чего, с марта 1881 года, на протяжении четырёх месяцев они пешком добирались до деревни Явино, где позже обосновались.

Позже была основана деревня Голыгино. Ещё 9 айнов прибыли из Японии в 1884 году. Перепись 1897 года указывает на 57 человек населения Голыгино (все — айну) и 39 человек в Явино (33 айну и 6 русских). Советской властью обе деревни были уничтожены, а жители были переселены в Запорожье Усть-Большерецкого района. В итоге, три этнические группы ассимилировались с камчадалами.

Северокурильские айну в данный момент — самая большая подгруппа айну на территории России. Семья Накамура (южнокурильская по отцовской линии) — наименьшая и насчитывает только 6 человек, живущих в Петропавловске-Камчатском. На Сахалине есть несколько тех, кто определяет себя как айну, но гораздо больше айну себя таковыми не признают.

Большинство из 888 японцев, проживающих в России (перепись 2010), имеют айнское происхождение, хоть и не признают это (чистокровным японцам разрешён въезд в Японию без визы). Похожая ситуация с амурскими айнами, проживающими в Хабаровске. И считается, что из камчатских айну в живых уже никто не остался.

Эпилог

В 1979 году СССР вычёркивает этноним «Айну» из списка «живых» этнических групп России, тем самым провозгласив, что этот народ на территории СССР вымер. Судя по переписи 2002 года, никто не вписал этноним «айну» в поля 7 или 9.2 формы К-1 переписи.

Есть такие сведения, что наиболее прямые генетические связи по мужской линии айны имеют, как ни странно, с тибетцами — половина их является носителями близкой гаплогруппы D1 (сама же группа D2 практически не встречается за пределами Японского архипелага) и народами мяо-яо на юге Китая и в Индокитае.

Что касается женских (Мт-ДНК) гаплогрупп, то у айнов доминирует группа У, которая встречается также и у других народов Восточной Азии, но в небольшом количестве.

В течение переписи 2010 года около 100 человек попытались зарегистрировать себя как айны, но правительство Камчатского края отклонило их претензии и записало их как камчадалов.

В 2011 году глава Айнского сообщества Камчатки Алексей Владимирович Накамура направил письмо губернатору Камчатки Владимиру Ильюхину и председателю местной думы Борису Невзорову с просьбой включить айнов в Список коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Запрос был также отклонён. Алексей Накамура сообщает, что в 2012 году в России отмечено 205 айнов (сравните с 12 людьми, отметившимися в 2008), и они, как и курильские камчадалы, борются за официальное признание. Айнский язык вымер много десятилетий назад.

В 1979 году только три человека на Сахалине могли бегло говорить по-айнски, и там язык полностью вымер к 1980-м годам. Хотя Кэйдзо Накамура бегло говорил на сахалинско-айнском и даже перевёл несколько документов на русский для НКВД, он не передал язык своему сыну. Такэ Асаи , последний, кто знал сахалинский айнский язык, умер в Японии в 1994 году.

Пока айну не признаны, они отмечаются как люди без национальности, как этнические русские или камчадалы. Поэтому в 2016 году, и курильские айну, и курильские камчадалы лишены прав на охоту и рыбалку, которая есть у малочисленных народов Дальнего Севера.

Айны удивительные

Сегодня айнов осталось очень мало, около 25 000 человек. Они обитают в основном на севере Японии и практически полностью ассимилированы населением этой страны.

До них здесь проживали айны, таинственный народ, в происхождении которого до сих пор много загадок. Айны некоторое время соседствовали с японцами, пока последним не удалось вытеснить их на север.

О том, что айны являются древними хозяевами Японского архипелага, Сахалина и Курильских островов, свидетельствуют письменные источники и многочисленные названия географических объектов, происхождение которых связано с языком айнов. И даже символ Японии — великая гора Фудзияма — имеет в своем названии айнское слово «фудзи», что означает «божество очага». Как считают ученые, айны заселили японские острова около 13 000 лет до нашей эры и образовали там неолитическую культуру Дзёмон.

Айны не занимались земледелием, они добывали пропитание охотой, собирательством и ловлей рыбы. Жили они небольшими поселениями, достаточно удаленными друг от друга. Поэтому ареал их проживания был довольно обширен: японские острова, Сахалин, Приморье, Курильские острова и юг Камчатки. Примерно в 3 тысячелетии до нашей эры на японские острова прибыли монголоидные племена, ставшие впоследствии предками японцев. Новые поселенцы принесли с собой культуру риса, позволявшую прокормиться большому количеству населения на относительно небольшой территории. Так начались тяжелые времена в жизни айнов. Они вынуждены были переселяться на север, оставляя колонизаторам свои исконные земли.

Но айны были искусными воинами, в совершенстве владевшими луком и мечом, и японцам долго не удавалось победить их. Очень долго, почти 1500 лет. Айны умели управляться с двумя мечами, а на правом бедре они носили два кинжала. Один из них (чейки-макири) служил ножом для совершения ритуального самоубийства — харакири. Японцы смогли победить айнов только после изобретения пушек, успев к этому моменту многое у них перенять по части военного искусства. Кодекс чести самураев, умение владеть двумя мечами и упоминавшийся ритуал харакири — эти, казалось бы, характерные атрибуты японской культуры на самом деле были заимствованы у айнов.

О происхождении айнов ученые спорят до сих пор. Но то, что этот народ не является родственным другим коренным народам Дальнего Востока и Сибири, уже доказанный факт. Характерная черта их внешности — очень густые волосы и борода у мужчин, чего лишены представители монголоидной расы. Долгое время считалось, что они могут иметь общие корни с народами Индонезии и аборигенами Тихого океана, так как у них схожие черты лица. Но генетические исследования исключили и этот вариант. А прибывшие на остров Сахалин первые русские казаки даже приняли айнов за русских, настолько они были не похожи на сибирские племена, а напоминали скорее европейцев. Единственной группой людей из всех проанализированных вариантов, с кем у них наблюдается генетическое родство, оказались люди эпохи Дзёмон, которые предположительно и были предками айнов. Айнский язык также сильно выбивается из современной лингвистической картины мира, и ему пока не нашли подходящего места. Получается, что за время длительной изоляции айны потеряли связь со всеми другими народами Земли, и некоторые исследователи даже выделяют их в особую айнскую расу.


Сегодня айнов осталось очень мало, около 25 000 человек. Они обитают в основном на севере Японии и практически полностью ассимилированы населением этой страны.

Айны в России

Впервые камчатские айну вошли в контакт с русскими купцами в конце XVII века. Отношения с амурскими и северокурильскими айну установились в XVIII веке. Айну считали русских, отличавшихся расой от их японских врагов, друзьями, и к середине XVIII века более полутора тысячи айнов приняли русское подданство. Даже японцы не могли отличить айну от русских из-за их внешнего сходства (белая кожа и австралоидные черты лица, которые по некоторому ряду черт сходны с европеоидными). Когда японцы впервые вошли в контакт с русскими, они назвали их Красные Айну (айну со светлыми волосами). Только в начале XIX века японцы поняли, что русские и айну — два разных народа. Тем не менее, для русских айну были «волосатыми», «смуглыми», «темноглазыми» и «темноволосыми». Первые русские исследователи описывали айну похожими на русских крестьян со смуглой кожей или больше похожими на цыган.

Айну были на стороне русских в течение русско-японских войн XIX века. Однако, после поражения в Русско-японской войне 1905 года, русские бросили их на произвол судьбы. Сотни айну были уничтожены и их семьи насильно переправлены на Хоккайдо японцами. В итоге, русским не удалось отвоевать айну в ходе Второй мировой. Только несколько представителей айну решили остаться в России после войны. Более 90 % уехали в Японию.


По условиям Санкт-Петербургского договора 1875 года, Курилы отошли Японии, вместе с проживающими на них айну. 83 северокурильских айну 18 сентября 1877 года прибыли в Петропавловск-Камчатский, решив остаться под управлением России. Они отказались переселиться в резервации на Командорских островах, как им предлагало российское правительство. После чего, с марта 1881 года, на протяжении четырёх месяцев они пешком добирались до деревни Явино, где позже обосновались. Позже была основана деревня Голыгино. Ещё 9 айнов прибыли из Японии в 1884 году. Перепись 1897 года указывает на 57 человек населения Голыгино (все — айну) и 39 человек в Явино (33 айну и 6 русских). Советской властью обе деревни были уничтожены, а жители были переселены в Запорожье Усть-Большерецкого района. В итоге, три этнические группы ассимилировались с камчадалами.

Северокурильские айну в данный момент — самая большая подгруппа айну на территории России. Семья Накамура (южнокурильская по отцовской линии) — наименьшая и насчитывает только 6 человек, живущих в Петропавловске-Камчатском. На Сахалине есть несколько тех, кто определяет себя как айну, но гораздо больше айну себя таковыми не признают. Большинство из 888 японцев, проживающих в России (перепись 2010), имеют айнское происхождение, хоть и не признают это (чистокровным японцам разрешён въезд в Японию без визы). Похожая ситуация с амурскими айнами, проживающими в Хабаровске. И считается, что из камчатских айну в живых уже никто не остался.


В 1979 году СССР вычёркивает этноним «Айну» из списка «живых» этнических групп России, тем самым провозгласив, что этот народ на территории СССР вымер. Судя по переписи 2002 года, никто не вписал этноним «айну» в поля 7 или 9.2 формы К-1 переписи

Есть такие сведения, что наиболее прямые генетические связи по мужской линии айны имеют, как ни странно, с тибетцами — половина их является носителями близкой гаплогруппы D1 (сама же группа D2 практически не встречается за пределами Японского архипелага) и народами мяо-яо на юге Китая и в Индокитае. Что касается женских (Мт-ДНК) гаплогрупп, то у айнов доминирует группа У, которая встречается также и у других народов Восточной Азии, но в небольшом количестве.

источники



Статьи по теме: