Классификация гласных и согласных звуков. Сильная и слабые позиции звуков


Если звук произносится и слышится отчетливо, может явиться смыслоразличительным, то он находится в сильной позиции. Сильной позицией для гласных фонем является положение их под ударением. Именно в этой позиции различаются пять гласных фонем: lt;иgt;, lt;эgt;, lt;оgt;, lt;аgt;, lt;уgt;. Например: соль - [о], реки - [э], мял - [а].
Гласные под ударением подвергаются воздействию предшествующих и последующих согласных, и потому сильные гласные фонемы выступают в разных своих аллофонах. Такое воздействие выражается в различного рода передвижках гласных по зоне образования или в приобретении гласным напряженности, закрытого характера.
Гласный [м] является аллофоном фонемы lt;иgt;, а не самостоятельной фонемой русского литературного языка. Такое положение [ы] определяется:
  1. между [и] и [ы] нет никакого иного различия, кроме передней-непередней зоны образования, которая зависит от мягкости-твердости предшествующего согласного;
  2. и [ы] не могут выступать в одной и той же фонетической позиции: [и] выступает только после мягкого, а [ы] - только после твердого согласного;
  3. в тех случаях, когда начальный звук [и] оказывается в положении после твердого согласного, на его месте произносится [ы]: [и]щет - [сы]щик, [и\збы - [в-ы]збу, [и]го - по[д-ы]гом.
Позиции без ударения являются слабыми для гласных фонем. В этих позициях выступают слабые гласные фонемы. При этом необходимо различать слабые гласные фонемы первого предударного слога и слабые гласные фонемы остальных безударных слогов, так как они характеризуются разным составом аллофонов.
Сравним слабые гласные фонемы lt;оgt;, lt;эgt;, lt;аgt; в первом предударном слоге: стакан [стккан], домой [дкмдй], пятак [п’иэтак\, весной [в’иэсндй]. Из сравнения видно, что слабая гласная фонема lt;аgt; реализуется в аллофоне [л] после твердого согласного и в аллофоне [нэ] - после мягкого согласного. Таким образом, гласные [л] и [и3] являются аллофонами одной слабой гласной фонемы.
Слабые гласные фонемы lt;цgt; и lt;уgt; в первом предударном слоге реализуются в тех же аллофонах, что и сильные фонемы lt;цgt; и lt;уgt;. Например: lt;иgt;: [игрок], [вино], [ныр"ат’], [сырдк], [с’ин’эт’]; lt;уgt;: [упал], [курок], [л’убдй], [кур"йпГ], [л’уб’йт’].
В остальных безударных слогах слабые гласные фонемы lt;оgt;, lt;эgt;, lt;аgt; реализуются в аллофонах [ъ] после твердых и [ъ] после мягких согласных. Например: во втором предударном слоге: городской [гъркцкой], садовод [съдквдт], лесовоз [л’ъсАвдс], мятежа [м’ьт’иэжа], перевод [п’ьр’иэвдт]. В заударном слоге: выдал [выдъл], город [гдрът], вытяну [выт’ьну], вынесу [вын’ъсу].
В остальных безударных слогах фонемы lt;иgt; и lt;уgt; те же, что и под ударением.
Порядок действий при определении основного варианта гласной фонемы:
  1. определить, какую позицию гласный звук занимает в слове;
  2. если позиция слабая, то необходимо подобрать такое родственное слово или его форму, в котором гласный звук окажется в сильной позиции, т. е. под ударением. Например: [дърагдй] - [ддрък], на [в’иэтру] - [в’бт’ьр], [стркна] - [страны].

Состав гласных фонем в системе русского языка определяется на основе их смыслоразличительной роли в сильной позиции. Для гласных фонем русского языка абсолютно сильной (и перцептивно, и сигнификативно) является позиция под ударением не между мягкими согласными. Однако в перцептивно слабой позиции фонема не вступает в нейтрализацию с другими фонемами, поэтому для определения состава гласных фонем достаточно учитывать, какая позиция является сигнификативно сильной. Для гласных фонем русского языка это позиция под ударением. В этой позиции различаются шесть гласных: [а] – [о] – [и] – [ы] – [э] – [у]. Но два гласных звука позиционно чередуются: [и]/[ы]. Позиционно чередующиеся звуки являются представителями одной фонемы. В перцептивно сильной позиции – после и между твёрдыми согласными выступает [ы], однако в начале слова встречается только [и], поэтому его принято считать основным вариантом фонемы, а [ы] только вариацией фонемы <и>. Итак, состав гласных фонем русского языка таков: <а><о>–< и>–< э>–< у> (она [ʌна ], оно[ʌно ], они [ʌн’и ],те – [т’э ], ту – [ту ]).

Сигнификативно слабой для русских фонем является позиция не под ударением. Однако для каждой фонемы это индивидуально. Так, фонема <у> не вступает в нейтрализацию ни с какой другой фонемой. Для <а>, <о> слабыми являются все безударные позиции. В позиции первый предударный слог после мягких согласных вступают в нейтрализацию четыре гласные фонемы <а> –< о> – < э> – < и>: ч[и э ]сы, м[и э ]док, р[и э ]ка, л[и э ]са. Перцептивно слабыми для русских гласных являются позиции: после мягких согласных мят [м’ˑат], перед мягкими согласными мать [маˑт’] и между мягкими согласными мять [м’äт’].

СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ СОГЛАСНЫХ И СОСТАВ СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА

Состав звонких и глухих согласных фонем определяется по сильным позициям для звонких и глухих согласных. Сильными позициями являются:

1) Перед гласными: ко[з]а – ко[с]а (<з> – <с>);

2) Перед сонорными согласными: [з’л’]ить – [с’л’]ить (<з’> – <’с>);

3) Перед /в/, /в’/: в[з’в’]ить – [с’в’]ить (<з’>– <’с>).

Слабые позиции для звонких и глухих шумных согласных:

1) На конце слова: ро[д]а- ро[т], р[т]а – ро[т] (<д>нейтрализуется с<т> в варианте [т]);

2) Перед звонким согласным: ко[с’]ить – ко[з’б]а (<с’> нейтрализуется с <з’> в варианте [з’]);

3) Перед глухими согласными: ло[д]очка – ло[тк]а (<д> нейтрализуется с <т> варианте [т]).

Сонорные согласные не вступают в нейтрализацию ни с какими другими согласными фонемами по признаку звонкости/глухости, поэтому все позиции для них являются сильными по этому признаку.

По твёрдости-мягкости сильными позициями для согласных фонем русского языка являются:

1) Перед гласными <а>, <о>, <и>, <у>, <э>: саду – сяду (<д> – <д’>), нос – нёс (<н> – <н’>), лук – люк (<л> – <л’>), мыл – мил (<м> – <м’>), шест – щель (<ш> –<ш’:>);

2) На конце слова: кон – конь (<н> – <н’>), угол – уголь (<л> – <л’>);

3) Перед заднеязычными согласными: горка – горько (<р> – <р’>), полка – полька (<л> – <л’>).

Однако слабые позиции по твёрдости-мягкости «индивидуальны»:

1) Для зубных согласных – перед мягкими зубными согласными: зло – злить (<з> нейтрализуется с <з’> в варианте [з’]), песнопение – песня (<с> нейтрализуется с <с’> в варианте [с’]);

2) Для зубных согласных – перед мягкими губными согласными: рассказ – рассвет (<с> нейтрализуется с <с’> в варианте [с’]);

3) Для губных согласных – перед мягкими губными согласными: вновь – вместе (<в> нейтрализуется с <в’> в варианте [в’]);

4) Для зубной <н> – перед передненёбными <ч’> и <ш’:>: кабан – кабанчик (<н> нейтрализуется с <н’> в варианте [н’]), обман – обманщик (<н’> нейтрализуется с <н’> в варианте [н’]).

Особых комментариев требует позиция перед гласной <э>. На протяжении столетий в русском языке действовал закон: согласный, попадая в позицию перед <э>, смягчался. Действительно, в исконно русских словах перед <э> согласный всегда мягкий: лес, река, свет, лето, ветер. Исключение – твёрдые шипящие (шелест, жест), но ведь они исконно были мягкими. Следовательно, позиция перед <э> для согласных была слабой по твёрдости-мягкости. В 20-30 г.г. ХХ века произошли изменения в фонетической системе русского языка. С одной стороны, активно образуются аббревиатуры, которые становятся общеупотребительными словами: НЭП, ДНЕПРОГЭС , ЛЭП . С другой стороны, многие заимствования, переходя в разряд освоенных, минуют стадию фонетической адаптации. Так, к общеупотребительным, без сомнения, относятся слова: антенна, ателье, стенд, теннис, кашне. Согласный перед <э> в этих словах произносится твёрдо. Таким образом, перед <э> в современном русском языке возможны твёрдые и мягкие согласные. Значит, позиция из слабой превратилась в сильную.

Фактически сильными по твёрдости-мягкости являются все позиции, кроме перечисленных выше слабых. Круг слабых позиций по твёрдости-мягкости за последние 50-80 лет сузился. К «разрушенным» позиционным закономерностям относятся:

1) Смягчение согласных перед : семья [с’и э м’jа], вьюга [в’jугъ], соловьи [сълʌв’jи], но подъезд [пʌдjэст];

2) Смягчение губных перед мягкими заднеязычными: лапки [лап’к’и], тряпки [тр’ап’к’и].

По сути в стадии разрушения находятся также позиционные закономерности смягчение губных перед мягкими губными и зубных перед мягкими губными. В «Русской грамматике» указывается на возможные варианты произношения в этих позициях: [с’в’эт] и [св’эт], [в’м’эс’т’ь] и [вм’эс’т’ь]. Причины таких изменений в фонетической системе русского языка будут рассмотрены в следующем параграфе.

Особое положение в системе у заднеязычных согласных. Твёрдые и мягкие заднеязычные согласные позиционно чередуются: мягкие заднеязычные возможны только перед гласными переднего ряда <и>, <э>. В этих позициях не встречаются твёрдые заднеязычные: ру[к]а – ру[к’]и, ру[к’]е; но[г]а – но[г’]и, но[г’]е; сти[х]а – сти[х’]и, о сти[х’]е. Следовательно, твёрдые и мягкие заднеязычные – представители одних фонем. Поскольку в большинстве позиций возможны твёрдые заднеязычные, их считают основными вариантами согласных фонем – <г>, <к>, <х..

Таким образом, состав согласных фонем русского языка таков: <б> – <б’> – <п> – <п’> –<в> – <в’> – <ф> – <ф’> – <д> – <д’> – <т> – <т’> – <з> – <з’> – <с> – <с’> – <м> –<м’> – <н> – <н’> – <л> – <л’> – <р> – <р’> – <ж> – <ж’:> – <ш> – <ш’:> – <ч’> – <ц> – – <г> – <к> – <х> (труба – [труб а], трубя – [труб’ а], тупа – [туп а], тупя – [туп’ а], трава – [трʌв а], травя – [трʌв’ а], графа – [грʌф а], графя – [грʌф’ а], вода – [вʌд а], водя [вʌд’ а], крута – [крут а], крутя – [крут’ а], гроза – [грʌз а], грозя [грʌз’ а], коса – [кʌс а], кося [кʌс’ а], тома – [тʌм а], томя – [тʌм’ а], вина – [в’и э н а], виня – [в’и э н’ а], бела – [б’и э л а], беля - [б’и э л’ а], гора – [гʌр а], горя – [гʌр’ а], дрожа – [дрʌж а], жужжа – [жуж’ :а], спеша – [с’п’и э ш а], треща – [тр’и э ш’ :а], свеча – [с’в’и э ч’ а], моя – [мʌj а], рука – [рук а], нога – [нʌг а], стиха – [с’т’и э х а]).

ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ

Фонетическая транскрипция служит для точной фиксации звучащей речи. Фонематическая транскрипция отражает состав фонем. Это запись абстрактных единиц языка, не предназначенная для чтения.

Порядок действий при выполнении фонематической транскрипции:

1) Выполнить фонетическую транскрипцию;

2) Выполнить морфемный анализ слова (чтобы установить, к какой морфеме принадлежит та или иная фонема);

3) Определить характер позиции для каждой звуковой единицы (сильная позиция обозначается «+», слабая позиция – «–»);

4) Подобрать проверки для всех фонем, находящихся в слабых позициях: а) для фонем в корне слова – однокоренные родственные слова; б) для фонем в приставках – слова любой части речи с этой же приставкой (с тем же значением); в) для фонем в суффиксах – слова с теми же суффиксами (проверки «автоматически» будут принадлежать к той же части речи и той же грамматической категории); г) для фонем в окончаниях – слова той же части речи, той же грамматической категории, в той же грамматической форме.

5) Перенести запись в фонематическую транскрипцию.

Примечание. Помните, что проверять позиции согласных необходимо по двум параметрам – по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости.

О б р а з е ц.

1) переписка [п’ьр’и э п’искъ];

2) [п’ьр’и э -п’ис-к-ъ];

3) [п’ ь р’ и э -п’ и с-к-ъ];

+ – + – + + – + – (для согласных по звонкости/глухости)

+ + + + + (для согласных по твёрдости/ мягкости)

4) Проверка для гласных в приставке: пˈе репись, перˈе бранный ; для корневого согласного [с], находящегося в слабой позиции по звонкости/глухости: переписать ; для безударного гласного [ъ] в окончании: весна (окончание существительного женского рода в форме единственного числа, именительного падежа).

5) После проверок переносим запись в фонематическую транскрипцию: <п’эр’эп’иска>.

Выполняя фонематическую транскрипцию разных слов, запоминайте проверки для различных приставок, суффиксов, окончаний разных частей речи в разных грамматических формах.

Поскольку в основу русской графики и орфографии положен именно фонематический принцип, запись слова в фонематической транскрипции во многом совпадает с орфографическим обликом слова.

1) Что изучает фонология? Почему её называют также функциональной фонетикой?

2) Дайте определение фонемы. Объясните, почему фонему считают минимальной звуковой единицей языка. В чём заключается функция фонемы? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

3) Какие чередования относят к фонетическим позиционным? Приведите примеры фонетических позиционных чередований гласных и согласных. В чём отличия фонетических непозиционных (грамматических позиционных) чередований? В каком случае чередующиеся звуки являются представителями одной фонемы, в каком – представителями разных фонем? Какое определение фонеме можно дать с точки зрения позиционных чередований?

4) Дайте определение сильной и слабой позиции фонем с перцептивной и сигнификативной точек зрения. В каком случае фонема представлена своим основным вариантом? Своими вариациями? Вариантами? Что такое аллофоны?

5) Дайте определение гиперфонемы и проиллюстрируйте свой ответ примерами.

6) Назовите сильные и слабые позиции для русских гласных. Каков состав гласных фонем русского языка?

7) Назовите сильные и слабые позиции согласных фонем русского языка по звонкости – глухости.

8) Назовите сильные и слабые позиции согласных фонем русского языка по твёрдости-мягкости.

9) Каков состав согласных фонем русского языка?

Практические задания

№1 . Выпишите в рабочую тетрадь определение фонемы. Обоснуйте каждое слово в этом определении.

№2 . Подберите ряды слов, в которых смыслоразличительную функцию выполняют гласные, звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие согласные. Докажите, что смыслоразличительную функцию может выполнять порядок звуковых единиц в слове.

№3. Установите, какие чередования наблюдаются в следующих случаях: а) дом- дома - домовик; б) следы – след; в) подыграть – подпись г) пасти- пастбище; д) зло – злить; е) честь – честный; ж) ходить – хожу; з) морозы – морозить; и) стол – о столе. Какие из этих чередований относятся к фонетическим позиционным? Подберите аналогичные примеры фонетических позиционных и фонетических непозиционных чередований.

№4. Затранскрибируйте текст. Установите возможные фонетические позиционные и непозиционные чередования: Снег валил до полуночи, рушился мрак над ущельями, а потом стало тихо, и месяц взошёл молодой… Этот мир, он и движим и жив испокон превращеньями, то незримой, то явной, бесчисленной их чередой (Ю. Левитанский).

№6 . Докажите, что для чередований [с’]/[ш] и [д‘]/[ж] в парах носить – ношу, ходить – хожу есть исключения и, следовательно, эти чередования относятся к фонетическим непозиционным.

№7 . Покажите, какими разными звуками может быть представлена фонема /з/ (в предлоге без ). Укажите основной вариант данной фонемы, её вариации, варианты.

№8. Затранскрибируйте слова и определите, каким рядом позиционно чередующихся звуков представлены Фонемы <э>, <о>, <а>: бег, бегом, беготня; ход, ходил, ходоки; грозы, гроза, грозовой; злость, мудрость; запись, записать, записывать.

№9. Какие фонемы и в каких позициях нейтрализуются в примерах задания 3?

№10. Подберите примеры, иллюстрирующие нейтрализацию фонем: <б> <п>; <и> <э>; <э> <о>; <д> <д’>.

№11. Затранскрибируйте слова. Обозначьте сильные и слабые позиции для гласных фонем: домовик, медонос, золотой, заводной, подписка, рассказ, доброта, юность, копировщик, вата, поле , строгий. Подберите проверки для гласных звуков в слабой позиции. Представителями каких гласных фонем они являются?

№12 . Затранскрибируйте слова. Обозначьте сильные и слабые позиции согласных фонем по звонкости-глухости. Подберите фонемные проверки: краб, след, гроз, долог, ястреб, кос (краткое прилагательное), ловкий, кошка, деревяшка, косьба, резьба, вперемежку, подпись, отзвук, отпрыгнуть, бессердечный, беззвучный, рассмешить, разбить.

№13 . Запишите слова в фонетической транскрипции, обозначив сильные и слабые позиции для согласных фонем по твёрдости-мягкости: слон, конь, горка, горько, козлик, песня, вместе, с Витей, гонщик, кабанчик, винтик, разница, съёмный, разветвление . Подберите проверки для фонем в слабой позиции.

№14 . Какие гиперфонемы есть в перечисленных ниже словах: акварель, багровый , левкой, бирюза, жена, склоняться, вдруг, воск, став, свет, везде ?

№15. Приведите примеры слов, в которых есть гиперфонемы: <а/о>; <и/э>; <а/о/э>; <а/о/э/и>; <с/з>; <г/к>; <с’/з’>; <т’/д’>; <с/c’/з/з’>.

№16. Выполните фонематическую транскрипцию слов: молод, летел, показ, прозаик, пробыть, загадка, тихий, кресло, море, подыграть, мыться, керосин , ослеп, снабдить, шкаф, восторг, асфальт, здесь.

№19. Пользуясь материалами параграфа и выполненных упражнений, выпишите в тетрадь и запомните проверки для морфем: а) приставок по-, за-, под-, пере-, роз-; б) суффиксов

-ость-, -чик-, -от-, -изн- ; в) окончаний имён существительных разных типов склонения, имён прилагательных, личных окончаний глаголов; г) суффикса инфинитива -ть и постфикса -сь возвратных глаголов.

В слове согласные могут занимать разные позиции. В одних позициях согласные противопоставляются друг другу по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости; такие позиции называются сильными. Позиции согласного перед гласными и перед сонорными являются сильными по звонкости-глухости (т. е. звонкие и глухие согласные здесь всегда различаются): д ам – т ам, б ил – п ил, з лой – с лой, д рель – т рель. Позиции согласного перед гласными (кроме [э]) являются сильными также по твёрдости-мягкости: м ал – м ял,л ук – л юк, б ыть – б ить, в ол – в ёл (но перед [э] возможен как мягкий, так и твёрдый согласный звук: сер – сэр; метр (единица измерения; произносится с мягким [м"]) –метр (учитель, мастер; произносится с [м] твёрдым).

Позиции, в которых согласные не противопоставлены по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости, называются слабыми. Так, слабой по звонкости-глухости является позиция согласного в конце слова: звонкие и глухие согласные произносятся здесь одинаково – глухо (ср. сток и стог , прут и пруд ). Перед звонкими согласными все согласные, парные по звонкости-глухости, произносятся как звонкие (ср. з десь и с делать: в обоих словах в позиции перед звонким [д"] произносится звонкий [з"]), а перед глухими – как глухие (ср. труб ка и шап ка: в обоих словах в позиции перед глухим [к] произносится глухой [п]).

Позиция перед мягкими губными и зубными, а также перед является слабой для согласных, парных по твёрдости-мягкости: в этой позиции согласный часто произносится мягко. Сравните: [с"н "]ег, ко [н "с"] ервы, бо[м "б"]ить. [д"в"]ерь, гa (твёрдые согласные <с>, <н>, <м>, <д>, <в> произносятся в этих словах мягко).

В одном и том же слове, но в разных его формах согласные могут чередоваться друг с другом – в зависимости от того, в какой позиции они оказываются: согласные звонкие перед гласными чередуются с глухими в позиции конца слова, глухие чередуются со звонкими в позиции перед звонкими, твёрдые чередуются с мягкими в позиции перед мягкими согласными. Такие чередования звуков называются позиционными. Они не нарушают морфологической целостности слова и на письме не отражаются. Сравните: труб а–труб (произносится [труп ]), косит ь–косьб а (произносится [каз "ба]), трав а–трав ка (произносится [траф къ]), бо[м б]а–о бо[м "б]е, [д "в"]е– [дв]умя.



Некоторые чередования характеризуют не современную фонетическую систему, а её состояние в прошлом; такие чередования называются историческими. Они закреплены за определёнными морфологическими формами и отражаются на письме в виде разных букв. Сравните: свет ить – свеч у, буд ить – буж у, стерег и – стереж ёт и под. Такие чередования не обусловлены позицией звука: и перед <и>, и перед <у> возможны как [т"], [д"], [г"], так и [ч], [ж] (сравните: светить–точить, стерегу–бужу и т. п.). (Подробнее об исторических чередованиях см. ниже, § 94–97.)

Выпадение согласных.

В некоторых позициях при произношении происходит выпадение согласных звуков. Как правило, не произносятся звуки д и т в сочетанияхздн и стн , например: праздн ик, устн ый. Кроме того, в отдельных словах происходит выпадение согласного звука при стечении других согласных, например: солнце, сердц е, счаст лив, здравст вуй (сравните: солнышко, сердечко, счастье, поздравить, где звукил, д, т, в произносятся).

Для проверки написания слов с непроизносимыми согласными нужно подобрать родственные слова или формы слов, где данные сочетания согласных были бы разделены гласным или стояли бы в конце слова, например: уст ный – уст а – уст (род. падеж).

Упражнение 72 . Устно ответьте на данные вопросы.

1) Какая добавочная работа языка создаёт мягкость согласных звуков: д – д", л - л", з –з", г – г", х – х", б – б", м – м"? 2) Какие согласные звуки русского языка являются только твёрдыми? 3) Какие согласные являются только мягкими? 4) После каких согласных в русских словах не может быть звука ы ? После каких – звука и ?

73 . Прочтите; укажите мягкие согласные и объясните, как их мягкость обозначена на письме.

Чем громче о тебе галдёж,

Тем умолкай надменней.

Не довершай чужую ложь

Позором объяснений. (Б. П а с т е р н а к.)

74 . Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните, почему в одних случаях мягкость согласного обозначается буквой ь, а в других – не обозначается.

1) Ве...ви сирени закрыли весь домик. 2) Ки...ти белых цветов выделялись на тёмной зелени. 3) Ма...чики искали че...вей для рыбной ловли. 4) Агроном...делал доклад о бо...бе с вредителями садов и огородов. 5) Во...ми пи...ма и опусти их в по...товый ящик. 6) Столы были покрыты белыми скате...тями. 7) На собрании говорили о ко...бе и моло...бе яровых. 8) Охотники выследили большого ме...ведя. 9) Ра...ве ра...ше здесь была уса...ба? 10) В ящике были гво...ди. 11) Се...дь шла косяками. 12) Но...ной воздух был свеж.

75 . Измените данные слова так, чтобы выделенные согласные смягчились, и напишите. Устно объясните, почему между мягкими согласными пишется ь .

Письм о – в письм е; борьб а, молотьб а, тюрьм а, косьб а, просьб а, резьб а, тесьм а, сурьм а, пальм а, пальб а, усадьб а, возьм у, Кузьм а, восьм ой.

76 . Спишите и подчеркните стоящие рядом мягкие согласные. Устно объясните, почему между ними нет ь .

Червяк, ветвистый, медведи, костистый, разве, если, смерть, прости, простите, области, челюсти, повести, трости, почести, во сне, верфи, гвозди, мысли, казни, болезни, зеленщик, фонарщик, каменщик, ночной, почка, дочка, печка, кончить, учти, прочти, вычти.

77 . Прочтите выразительно; укажите, какие звуки обозначают выделенные буквы.

Е сли мальчик

лю бит труд,

в книжку паль чик,

про такого

пишут тут:

хороши й мальчик.

(В.В. Маяковский.)

78. Установите по программе и учебникам начальной школы, с какими случаями обозначения мягкости согласных знакомятся учащиеся I и II классов.

79. Укажите, в каких словах имеются непроизносимые согласные; измените, где возможно, указанные слова так, чтобы эти согласные произносились.

1) Солнце ярким светом залило все окрестности. 2) Радостно чувствовали себя ребята на чистом воздухе. 3) Гигантские сосны глухо шумели своими верхушками. 4) Характер местности вдруг резко изменился. 5) Поздним вечером мы возвращались домой. 6) У окна стояла лестница. 7) Кто-то хлестнул меня веткой. 8) От леса пронёсся ветерок – вестник грозы.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

В силу динамического характера русского ударения произносительная энергия между слогами слова распространяется неравномерно. Гласный в ударных слогах произносится чётко, ясно, он находится в сильной позиции . В безударных слогах гласные артикулируются менее чётко и изменяют своё звучание, они редуцируются. Безударная позиция гласных является слабой .

В сильной и слабой позициях могут находиться и согласные звуки. Сильной позицией для согласных является позиция перед гласными [а], [о], [у], [и], слабой – в конце слова, перед глухими и звонкими согласными, в которой парные по глухости – звонкости согласные не различаются, а также позиция согласных перед гласным переднего ряда [э], в которой исключается возможность твердых согласных, парных с мягкими. Для согласного звука [ј ] сильная позиция – в начале слова и перед ударными гласными (юла – [ј ул ъ], райо н – [рај о н], слабая – остальные положения этого звука в слове. Слабый вариант йота – и неслоговое [i] (ма й – [ма i ], ми лый – [ми лыi ]).

[ј] возникает на месте букв е, ё, ю, я, и , когда они обозначают два звука [јэ], [јо], [ју], [ја], [ји].

1) в начале слова: е сть – [јэ ]сть, ё ж – [јо ]ж, ю нга – [ју ]нга, я блоко – [ја ]блоко;

2) после гласных: ка ю та – ка[ју ]та, ма я к – ма[ја ]к, мо и – мо[ји ],

3) после разделительных Ъ и Ь: съ е л с[јэ ]л, соловь и солов[ји ].

ФОНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН В ОБЛАСТИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Редукция (лат. reductio, от reducerе «приводить обратно», «возвращать»; «сокращать, уменьшать») – это ослабленная артикуляция звука и изменение его звучания.

Редукция характерна для всех гласных звуков. Редукция бывает количественная и качественная.

Редукция количественная – это уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге. Количественно редуцируются гласные [и], [ы], [у]: [сын – сыны – сын вја ], [су днъ – суда – судΛ во i].

Редукция качественная – это ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге.

Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах, т.е. во втором предударном, третьем предударном, в первом заударном, втором заударном и т.д. (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Безударные гласные [а, о, э] произносятся короче и меняют своё качество:

в слабой позиции первой степени, т.е в первом предударном они сокращаются в 1,5-2,5 раза;

в слабой позиции второй степени гласные [а, о, э] сокращаются в 4-5 раз.

Степень редукции зависит от стиля (манеры) произношения человека, от его территориальной принадлежности.

    Сильная позиция от слабой отличается так:

    Если мы говорим про гласные, то когда они стоят под ударением, то это и есть сильная позиция. А когда без ударения - слабая.

    Но вот с согласными дело сложнее.

    Сильная позиция считается, если после согласной стоит гласная.

    И если после стоит сонорная согласная или буква В.

    Слабая позиция считается, если согласная стоит в конце слова или перед звонкой согласной или перед глухой.

    Вот табличка с примерами:

    Сильной позицией гласных и согласных называют тот момент, когда звуки можно различить.

    А слабая позиция гласных и согласных - это когда звуки не совсем различимы.

    Допустим звук может оглушиться. Иногда при таком раскладе и возникают ошибки в словах, ведь не совсем понятно, какую букву нужно написать.

    Вот если коротко о позициях звуков в таблицах:

    Место нахождения звука в слове, его расположение относительно начала или конца слова, а также относительно других звуков, называется позицией. В зависимости от степени различимости звука в том или ином положении, выделяют его слабые и сильные позиции. В слабой или сильной позиции могут оказываться и гласные, и согласные звуки.

  • Сильной называется такая позиция звука, когда его невозможно спутать с другим звуком и он отчетливо произносится. Для гласных звуков сильной позицией является их позиция под ударением, и этим способом, постановкой гласной под ударение ее проверяют на правильность написания. Соответственно и слабой позицией для гласных будет их безударное положение в слове. Согласные звуки под ударение не ставятся, но и для них есть варианты, когда произношение согласного отчетливое - перед гласной, перед сонарной, и перед согласной В. Напротив слабой позицией для согласных оказывается их расположение в конце слова или перед противоположным по звонкости звуком.

    У каждого звука есть свои сильные и слабые позиции.

    Звук считается в сильной позиции тогда, когда мы четко слышим ее и у нас не возникает никаких сомнений в написании этой буквы.

    Звук считается в слабой позиции тогда, когда у нас возникают сомнения в том, какая буква слышится и пишется.

    Таблица сильные и слабых сторон гласных и согласных звуков:

    Сильная позиция гласной - позиция под ударением, где звук не требует проверки при написании, так как он слышится отчетливо.

    Слабая позиция гласной- позиция,не находящаяся под ударением, где звук требует проверки при написании,так как он слышится неотчетливо.

    Что касается согласных звуков, то сильными позициями для них являются:

    1. перед гласными
    2. перед сонорными
    3. перед в и в.
  • Позицией звуковой в фонетике называют положение звука в единице словарной:

    • перед гласным / согласным;
    • на конце, а также в середине или начале лексем и их форм;
    • под ударением или при отсутствии такового (для звуков гласных).

    Сии позиции подразделяются на две категории:

    Сильной именуем ту, звук в коей слышен отчтливо и своей буквочкой обозначен:

    • дама дама; ровный ровный; интеллигент интеллигэнт;
    • золото з, о, л, т; сольный с, о, л, н; пятнышко п, а, т, н, к;

    Слабой ту, где звук обозначен буковкой чужой, где буквонаписание частенько вызывает сомнение и потому требует проверки либо применения иного правила, обусловливающего его выбор (положение (позиция) звукового неразличения ) посадить деревья (пасадить диревья):

    • в 1-х слогах обеих единиц словарных звуки А, И буквочками обозначены чужими (О, Е), потому в 1-м случае надо вспомнить о единообразном написании приставки, во 2-м слове найти однокоренную лексему, дабы проверить ударением корневую гласную: деревце;
    • в слоге 2-м (слово 1-е) звук А обозначен буковкой своей, (А), но и у него позиция слабая (неударная), потому выбор А ещ надо доказать, для чего тоже производим проверку: посадка.

    Таким образом, характер позиции звуков гласных тесно связан с акцентом (ударением) .

    У любого звука гласного, под ударением находящегося, позиция сильная:

    • предоставить предоставить;
    • терем тэрем;
    • ястреб йастреб.

    У гласных неударных позиция, безусловно, слабая, например:

    • морозец марозиц;
    • ленивый линивый;
    • пешеход пишихот.

    Количественное, а также качественное изменение звука гласного, напрямую связанное с ударением (с положением безударным), именуют редукцией .

    Если звук неударный произносится лишь короче ударного, но не меняет своего качества (допустим, У в лексемах уход, уходящий), мы говорим о наличии редукции количественной , причм чем дальше гласный неударный оказывается от ударного (позиции предударные и заударные: 1-я, 2-я, 3-я), тем он менее длителен.

    Если гласный при этом ещ и качество сво меняет (допустим, И в лексеме запятнать на письме обозначен буквочкой Я), говорим, что, помимо количественной, он подвергся ещ и редукции качественной . Рассмотрим как пример звуки на месте буковок О в трх родственных лексемах:

    • колос 1-я буковка О звук О и обозначает (позиция сильная), у 2-й О звук короче, в вузах его принято обозначать значком Ъ (в школе используют значок А; позиция 1-я заударная слабая);
    • колосья 1-я О обозначен звук (в школе тоже применяют значок А; позиция 1-я предударная слабая), он короче по звучанию, чем А, но длиннее, чем Ъ;
    • колоситься 1-я буковка О уже известный нам звук Ъ обозначает (позиция 2-я предударная слабая); в 1-й позиции предударной (слог 2-й), также слабой, вс той же буковкой О обозначен звук.

    Для наглядности я составила такую табличку:

    Сила / слабость позиции звуков согласных зависит от таких факторов, как:

    • вид звуков, следующих за ними (гласный / согласный);
    • место, занимаемое звуком в словарной единице (начало, середина, конец);
    • иной согласный, занимающий постпозицию по отношению к 1-му (глухой / звонкий, мягкий / тврдый, шумный / сонорный).

    Наличие звука гласного , располагающегося непосредственно за согласным, способствует чткому произношении первого, следовательно, создат для согласного позицию сильную :

    • быль б пыль п;
    • садик с, д седой с, д;
    • жил ж шил ш.

    Для парных звонких / глухих согласных сильными являются позиции перед гласными :

    • дока д,к;
    • тога т,г.

    а также перед согласными :

    • шумными в, в (утварь т двести д);
    • сонорными (жмот ж шмат ш),

    слабыми же

    • на конце лексем и их форм (столб п столп п; луг к лук к);
    • в начале, а также на конце единиц словарных перед шумными, кроме в, в (здание з сделать з, сказка с маска с).

    Для парных тврдых / мягких согласных сильными называем такие позиции:

    • перед гласными (мыло м мило м);
    • на конце лексем и их словоформ (сел л сель л; вяз з вязь з);
    • перед согласными тврдыми: (асфальт с перед ф; косьба з перед б),

    а слабой

    • перед согласными мягкими (степь с в препозиции к т, зонтик н перед т).

    Слабые позиции звуков согласных связаны с явлением фонетической ассимиляции (уподобление находящихся впереди согласных находящимся позади). В школьной практике термин ассимиляция , как правило, заменяется выражениями:

    • оглушение звонких согласных перед глухими;
    • озвончение глухих согласных перед звонкими;
    • смягчение тврдых согласных перед мягкими.

    Примеры:

    • футболка, косьба (озвончение: д перед б и з перед б);
    • сказка, лавка (оглушение: с и ф перед к);
    • бантик, гостинец (смягчение: н и с перед т).

    Позиции звуков согласных я представила в следующей табличке:

    Слабой позицией гласных и согласных звуков называют позицию, когда звуки неразличимы. например, согласная звонкая на конце слова оглушается, появляется сомнение, правильно ли букву пишем. И тогда нужно вспомнить правило по глухости - звонкости.

    Позицию называют сильной, если происходит различение звуков от других.

    Лучше всего объяснить на примерах.

    Нас учительница раз научила так - скажи резко и грубо любое слово. Сказали, каждый сво. А теперь надо сказать какую вы все букву услышали громко и резко, та и будет стоять на сильной позиции, а остальные, которых ели слышно будут на слабых позициях.

  • Сильные и слабые позиции гласных

    Позиция гласного звука под ударением называется СИЛЬНОЙ .

    В этой позиции различаются все шесть гласных звука (мАл - мОр - мИр - мУл - мЭр - мЫл).

    В сильной позиции гласные произносятся с наибольшей силой, очень отчетливо и не требуют проверки.

    Позиция гласного в неударных слогах - это СЛАБАЯ позиция.

    В этой позиции вместо некоторых гласных в одной и той же части слова произносятся другие гласные, например, вАда и вОды, рИка и рЕки, мЕсто и мИста, рЯд и рИды.

    Произношение гласных звуков в слабой позиции зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному слогу они находятся.

    В первом предударном слоге после твердых согласных гласные а и о произносятся одинаково, то есть совпадают в одном звуке a, например, сАды, гАра. Русским литературным произношением считается аканье.

    Гласные звуки а и е после мягких согласных в первом предударном слоге произносятся как звук, близкий к и (скорее, звучит с призвуком э).

    Например, сравним произношение слов пятак и петух : пИ(э)так, пИ(э)тух.

    Нормативным в русском языке считается иканье.

    Во всех остальных предударных слогах и заударными гласные а, о звучат еще слабее и нечетко.

    Слабая позиция гласных а, о, е после шипящих и Ц выражается несколько по-другому.

    Приведу только один пример. После твердых ж, ш, ц перед мягкими согласными вместо а обычно звучит звук ы с призвуком э : жакет => жы(э)кет, шалаш => шы(э)лаш, тридцать => трицы(э)ть.

    В отдельных случаях в слабой позиции при быстром произношении гласные могут выпадать, например, наВОлочка.

    Сильные и слабые позиции согласных

    Позиция, в которой согласный звук не изменяется, называется сильной .

    Для согласных это месторасположение согласного перед:

    ГЛАСНЫМИ : док--ток, лук--люк, раса--ряса, милая--мыла;

    СОНОРНЫМИ : слон--клон, сноп--озноб, вниз--книзу, трава--дрова;

    согласной В : сватать, творить.

    СЛАБАЯ позиция - это позиция, при которой согласные не противопоставлены по звонкости-глухости и твердости-мягкости.

    Слабой является позиция:

    а) в конце слова (звонкие и глухие согласные произносятся здесь одинаково - глухо): плот--плод, пруд--прут, бок--бог, стог--сток;

    б) перед звонкими (глухие озвончаются): просить--просьба (с=>з)

    и перед глухими (звонкие оглушаются): резок--резкий, низы--низкий (з=>с);

    Часто позиция перед мягкими, а также перед lt;j> оказывается слабой для согласных, парных по твердости-мягкости. В этой позиции согласный произносится мягко, например: снег, бомбить, вьюга.



Статьи по теме: