Катерина сильная или слабая личность гроза почему. Кто же Катерина: слабое существо или сильная женщина

Может ли тяжёлая военная тематика соседствовать с пасторалью? Вряд ли, скажут многие. Однако Виктору Астафьеву удалось соединить две эти художественные идеи, изобразить рядом возвышенную любовь и грубую реальность войны. Правда, вывод в повести «Пастух и пастушка» далеко не оптимистичный: любовь не смогла победить смерть, по крайней мере в той обстановке.

«Пастух и пастушка» – это первое крупное произведение Астафьева о войне. Начинается оно с изображения женщины, идущей вдоль железной дороги. Она разыскивает известный только ей километровый столбик. Найдя его, она сворачивает в сторону, спускается вниз к насыпи и останавливается возле небольшой могилки, у которой опускается на колени…

Советский отряд окружает взвод немецких войск. Предварительно было объявлено требование сдаться, однако немцы не согласились. Наши бойцы бросаются ночью на фашистов. Командует подразделением лейтенант Борис Костяев – почти подросток, ему всего девятнадцать лет. Астафьев именует его «ванькой-взводным» – словосочетание, которое он часто употребляет по отношению к таким вот простым солдатам, «труженикам войны».

«Ваньки» обезличены, в них нет ничего особенного – точнее, не хотят видеть в них это особенное власть предержащие; однако Костяев выступает в повести настоящим героем. Видя перед собой умирающих людей, он со слезами отчаяния кидается на танк с гранатой, но сам едва не гибнет под его тяжестью. Бой окончился гибелью множества солдат с обеих сторон. После этого взвод Костяева отправляется отдыхать, для чего выбран ближайший хутор.

Однако суровая реальность войны преследует Костяева даже там. За хозяйственными постройками он видит на снегу двух мёртвых людей – старика и старуху. Местные жители ему сообщили, что это пастух и пастушка, которые ухаживали за колхозным скотом. Они держались за руки, притом настолько крепко, что во время похорон никто не мог разжать пальцы. Хоронили стариков, как правило, всем миром. Один солдат даже прочитал над усопшими молитву, несмотря на то, что бойцы служили атеистическому государству.

Потом солдаты расположились на отдых в одной избе, в которой хозяйкой была Люся – молодая девушка. В доме нашлась еда и даже спиртное; бойцы ели, пили, шутили и всячески развлекались. Хозяйка сидела вместе с ними и принимала участие в общем веселье. Потом солдаты расположились на ночлег, хотя некоторые остались за столом подольше. Борис вышел на улицу и оттуда услышал, как старшина домогается до Люси, а та его просит не делать этого. Защитник женской чести моментально просыпается в Костяеве; он вызывает к себе старшину и угрожает ему расстрелом, если тот не успокоится. Старшина подчинился, однако затаил злобу. В гневе он убегает спать в другой дом.

А Люся отводит Костяеву отдельную комнату в доме и всячески за ним ухаживает. Она даже соорудила из корыта купальню, что позволило Борису нормально помыться. Он переоделся в чистое, лёг в постель и тут же уснул, поскольку сильно устал.

Однако утром, ещё затемно, он вынужден был отправляться к командиру роты по срочному вызову. Люся очень опечалилась, ведь она хотела ещё постирать своему возлюбленному форму… Да, она, кажется, в него влюбилась.

Костяеву и его взводу дали задание – очистить соседнюю деревню от засевших там немцев. Бойцы успешно выполнили приказ и заняли деревню, в одном из домов которой обнаружили мёртвого немецкого офицера: он решил, что лучше застрелиться, чем оказаться в плену. Немца захоронили с честью. Через некоторое время туда прибыл знаменитый командующий фронтом.

Тем временем Борис возвращается в прежний дом. Устал он ещё больше, чем до этого. Ночью к нему пришла Люся, с которой они занялись любовью. Затем Костяев рассказал ей о себе, вспомнил кое-что из своего детства, в частности, как они с матерью ездили в Москву и смотрели балет про пастуха и пастушку.

Влюблённые понимали, что скоро им предстоит расстаться. А что будет дальше – и вовсе неизвестно. Однако разлука настала быстрее, чем они ожидали: утром пришёл приказ отправляться дальше. Люся долго не хотела отпускать Бориса.

Затем произошло ещё много успешных сражений. Костяев устал и стал проситься в отпуск. Командир уже готовился его отпустить, однако положение на фронте изменилось, и сражаться пришлось с прежней силой. В одном из боёв Костяев получил лёгкое ранение, от которого, однако, ему с каждым днём делалось только хуже. Его вынуждены были отправить в эвакуацию на санитарном поезде, где он и скончался в душевных мучениях. Но санитарки не понимали, в чём причина его угасания.

Бориса похоронили в степи, отметив это место километровым столбиком. В последней сцене повесть возвращается к начальной картине: женщина склоняется над могилой бойца и плачет, обещая, что они непременно встретятся снова, уже на небесах…

В. П. Астафьев
Пастух и пастушка
По пустынной степи вдоль железнодорожной линии, под небом, в котором тяжелым облачным бредом проступает хребет Урала, идет женщина. В глазах ее стоят слезы, дышать становится все труднее. У карликового километрового столба она останавливается, шевеля губами, повторяет цифру, значащуюся на столбике, сходит с насыпи и на сигнальном кургане отыскивает могилу с пирамидкой. Женщина опускается на колени перед могилой и шепчет: “Как долго я искала тебя!”
Наши войска добивали почти уже задушенную группировку немецких войск, командование которой, как и под Сталинградом, отказалось принять ультиматум о безоговорочной капитуляции. Взвод лейтенанта Бориса Костяева вместе с другими частями встретил прорывающегося противника. Ночной бой с участием танков и артиллерии, “катюш” был страшным – по натиску обезумевших от мороза и отчаяния немцев, по потерям с обеих сторон. Отбив атаку, собрав убитых и раненых, взвод Костяева прибыл в ближайший хутор на отдых.
За баней, на снегу, Борис увидел убитых залпом артподготовки старика и старуху.

Они лежали, прикрывая друг друга. Местный житель, Хведор Хвомич рассказал, что убитые приехали на этот украинский хутор с Поволжья в голодный год. Они пасли колхозный скот. Пастух и пастушка. Руки пастуха и пастушки, когда их хоронили, расцепить не смогли. Боец Ланцов негромко прочитал над стариками молитву. Хведор Хвомич удивился тому, что красноармеец знал молитвы. Сам он их забыл, в молодости ходил в безбожниках и стариков этих агитировал ликвидировать иконы. Но они его не послушались…
Солдаты взвода остановились в доме, где хозяйкой была девушка Люся. Они отогревались и пили самогонку. Все были утомлены, пьянели и ели картошку, не пьянел лишь старшина Мохнаков. Люся выпила вместе со всеми, сказав при этом: “С возвращением вас… Мы так вас долго ждали. Так долго…”
Солдаты по одному укладывались спать на полу. Те, кто еще хранил в себе силы, продолжали пить, есть, шутить, вспоминая мирную жизнь. Борис Костяев, выйдя в сени, услышал в темноте возню и срывающийся голос Люси: “Не нужно. Товарищ старшина…” Лейтенант решительно прекратил домогательства старшины, вывел его на улицу. Между этими людьми, которые вместе прошли многие бои и невзгоды, вспыхнула вражда. Лейтенант грозился пристрелить старшину, если тот еще раз попытается обидеть девушку. Разозленный Мохнаков ушел в другую избу.
Люся позвала лейтенанта в дом, где все солдаты уже спали. Она провела Бориса на чистую половину, дала свой халат, чтобы он переоделся, и приготовила за печкой корыто с водой. Когда Борис помылся и лег в постель, веки его сами собой налились тяжестью, и сон навалился на него.
Еще до рассвета командир роты вызвал лейтенанта Костяева. Люся даже не успела выстирать его форму, чем была очень расстроена. Взвод получил приказ выбить фашистов из соседнего села, последнего опорного пункта. После короткого боя взвод вместе с другими частями занял село. Вскоре туда прибыл командующий фронтом со своей свитой. Никогда раньше Борис не видел близко командующего, о котором ходили легенды. В одном из сараев нашли застрелившегося немецкого генерала. Командующий приказал похоронить вражеского генерала со всеми воинскими почестями.
Борис Костяев вернулся с солдатами в тот самый дом, где они ночевали. Лейтенанта опять сморил крепкий сон. Ночью к нему пришла Люся, его первая женщина. Борис рассказывал о себе, читал письма своей матери. Он вспоминал, как в детстве мать возила его в Москву и они смотрели в театре балет. На сцене танцевали пастух и пастушка. “Они любили друг друга, не стыдились любви и не боялись за нее. В доверчивости они были беззащитны”. Тогда Борису казалось, что беззащитные недоступны злу…
Люся слушала затаив дыхание, зная, что такая ночь уже не повторится. В эту ночь любви они забыли о войне – двадцатилетний лейтенант и девушка, которая была старше его на один военный год.
Люся узнала откуда-то, что взвод пробудет на хуторе еще двое суток. Но утром передали приказ ротного: на машинах догонять основные силы, ушедшие далеко за отступившим противником. Люся, сраженная внезапным расставанием, сначала осталась в избе, потом не выдержала, догнала машину, на которой ехали солдаты. Не стесняясь никого, она целовала Бориса и с трудом от него оторвалась.
После тяжелых боев Борис Костяев просился у замполита в отпуск. И замполит уже было решился отправить лейтенанта на краткосрочные курсы, чтобы тот мог на сутки заехать к любимой. Борис уже представлял свою встречу с Люсей… Но ничего этого не произошло. Взвод даже не отвели на переформировку: мешали тяжелые бои. В одном из них геройски погиб Мохнаков, с противотанковой миной в вещмешке бросившись под немецкий танк. В тот же день Бориса ранило осколком в плечо.
В медсанбате народу было много. Борис подолгу ждал перевязок, лекарств. Врач, оглядывая рану Бориса, не понимал, почему этот лейтенант не идет на поправку. Тоска съедала Бориса. Однажды ночью врач зашел к нему и сказал: “Я назначил вас на эвакуацию. В походных условиях души не лечат…”
Санитарный поезд увозил Бориса на восток. На одном из полустанков он увидел женщину, похожую на Люсю… Санитарка вагона Арина, присматриваясь к молодому лейтенанту, удивлялась, почему ему с каждым днем становится все хуже и хуже.
Борис смотрел в окно, жалел себя и раненых соседей, жалел Люсю, оставшуюся на пустынной площади украинского местечка, старика и старуху, закопанных в огороде. Лиц пастуха и пастушки он уже не помнил, и выходило: похожи они на мать, на отца, на всех людей, которых он знал когда-то…
Однажды утром Арина пришла умывать Бориса и увидела, что он умер. Его похоронили в степи, сделав пирамидку из сигнального столбика. Арина горестно покачала головой: “Такое легкое ранение, а он умер…”
Послушав землю, женщина сказала: “Спи. Я пойду. Но я вернусь к тебе. Там уж никто не в силах разлучить нас…”
“А он, или то, что было им когда-то, остался в безмолвной земле, опутанный корнями трав и цветов, утихших до весны. Остался один – посреди России”.

Схожі твори:

  1. Як мало прожито, Як багато пережито… С. Я. Надсон Головна тема повести “Пастух і пастушка” – людин на воєн^ Звичайно у військовій прозі зображується війна, як величезна національна подія, і...
  2. Сам автор визначив жанрову своєрідність повести “Пастух і пастушка” (1971) у підзаголовку – сучасна пастораль. Таке визначення стосовно сучасної повісті звучить зненацька й дивно, тому обертає на себе увага. Пастораль...
  3. Ледве більше піввіку, що минули після Великої Вітчизняної війни, не послабили інтересу суспільства до цієї історичної події. Час демократизму й гласності, що освітило світлом правди багато сторінок нашого минулого, ставить...
  4. Відтоді, коли над Рейхстагом в 1945 році піднявся радянський прапор, пройшло чимало часу, але не ослабнув інтерес суспільства до цієї історичної події. Відразу після війни з’явилися добутки, що оповідають про...
  5. Пароход миновал Осиновский порог, и сразу Енисей сделался шире, раздольней, а высота берегов пошла на убыль. Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды...
  6. В. П. Астафьев Печальный детектив Сорокадвухлетний Леонид Сошнин, бывший оперативник уголовного розыска, возвращается из местного издательства домой, в пустую квартиру, в самом дурном расположении духа. Рукопись его первой книги “Жизнь...
  7. В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя...
  8. Замечательный человек, встретившийся мне в начале жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. Он преподавал в нашей школе русский язык и литературу, и поразил нас учитель с первого взгляда...
  9. Густой утренний туман пал на озеро Кубенское. Не видать берегов, не видать бела света. Как и когда поднялось солнце – я не заметил. Туманы отдалились к берегам, озеро сделалось шире,...
  10. БОРИС ГОДУНОВ Опера в четырех актах (восьми картинах) с прологом (из двух картин) Либретто М. П. Мусоргского Действующие лица: Борис Годунов Баритон Федор Ксения } Дети Бориса Меццо сопрано Сопрано...
  11. А. Т. Твардовский Василий Теркин В пехотной роте – новый парень, Василий Теркин. Он воюет уже второй раз на своем веку (первая война – финская). Василий за словом в карман...
  12. А. К. Толстой Царь Борис В день Борисова венчания на престол бояре исчисляют плоды его правления: и пресеченный мор, и завершенные войны, и урожаи. Они дивятся, как долго пришлось уговаривать...
  13. Норман Мейлер Нагие и мертвые Вторая мировая война. Тихоокеанский театр военных действий. История высадки и захвата американцами вымышленного острова Анапопей, где сосредоточились японцы, развивается как бы на нескольких уровнях. Это...
  14. М. А. Булгаков Бег Сон 1 (Северная Таврия, октябрь 1920 г.) В келье монастырской церкви идет беседа. Только что пришли буденновцы и проверили документы. Голубков, молодой питерский интеллигент, удивляется, откуда...
  15. Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на чей не...
  16. А. П. Гайдар Тимур и его команда Полковник Александров уже три месяца на фронте. Он присылает в Москву своим дочерям телеграмму, предлагает им провести остаток лета на даче. Старшая, восемнадцатилетняя...
  17. Перед нами картина І. С. Їжакевича “Тарас-пастух”. Видатний митець присвятив багато творів зображенню визначних постатей української культури. Але найбільша кількість із них – про Т. Г. Шевченка. Художник зобразив малого...

.
Краткое изложение Пастух и пастушка Астафьев

Повесть посвящена истории любви во время Великой Отечественной Войны. Начинается повесть с картины, как женщина идет вблизи от железной дороги, в поисках заветного километрового столбика. Найдя его, она сворачивает и спускается вниз, к кургану, где находит нужную ей могилку, опустившись перед ней на колени.

Во время Великой Отечественной Войны, группировка наших войск дожимала отряд немецких бойцов, которые отказывались сдаваться. После ночного сражения, которое унесло много жизней с той и другой стороны, взвод лейтенанта Бориса Костяева отправился отдыхать в хутор, находящийся неподалеку.

На снегу, за хозяйственными постройками, Борис увидел два тела - старика и старуху. Они были убиты и лежали, держась друг за друга. Один из местных жителей поведал Борису, что они - пастух и пастушка, которые пасли местный колхозный скот.

Когда жители стали их хоронить, то не смогли разжать их руки, настолько сильно они держали друг друга даже после смерти. Один из бойцов прочитал над ними молитву.

Солдаты нашли пристанище в доме, в котором хозяйничала молодая девушка по имени Люся. За отдыхом бойцы принялись отогреваться, в том числе местными горячительными напитками, горячей пищей, их настроение поднялось, то и дело слышались шутки. Хозяйка пригубила вместе с бойцами, поздравив их с возвращением и сказала, что все очень долго их ждали.

Когда солдаты наелись и захмелели, они начали укладываться на ночлег. Те, кто был посильнее организмом, продолжали насыщаться, выпивать и шутить. Когда Борис вышел в сени, он услышал, как старшина домогается до Люси, которой это не нравилось. Борис тут же вывел обидчика на разговор и пригрозил, что сделает ему предупредительный выстрел в голову, если он еще раз повторит свои домогательства. Назрел конфликт, после которого старшина в гневе ушел спать в другую избу.

Хозяйка пригласила Бориса в избу, в которой спали все бойцы. Люся привела его в чистую половину дома, принесла ему одежду, дабы он мог переодеться, а также сделала из корыта купальню. Борис искупался, переоделся в чистое, добрался до постели и мгновенно уснул от усталости.

Но не успел наступить рассвет, как Бориса вызвал к себе командир роты. Это очень расстроило Люсю, потому что она хотела постирать Борису форму. Перед Борисом была поставлена задача освободить соседний хутор от немецких солдат. Борис с отрядом своих бойцов очень быстро справился с поставленной задачей. Через некоторое время в освобожденный от немцев хутор нагрянул легендарный командующий фронтом. В одном из построек хутора был найден немецкий генерал, который предпочел смерть пленению и самоликвидировался. Его торжественно предали земле.

Тем временем Борис и его взвод возвращаются в дом, откуда его выдернули посреди ночи. В этот день Борис устал не меньше вчерашнего и быстро заснул. Под покровом ночи к нему пришла Люся и стала его первой женщиной. Борис рассказал Люсе о себе, зачитал несколько писем от своей мамы, и вспомнил, как они ездили с матерью в Москву и смотрели балет про пастуха и пастушку.

Люся была вся во внимании, понимая, что эту ночь больше не повторить. Этой волшебной для двоих ночи, молодые парень и девушка забыли обо всем и лишь любили друг друга.

Люся раздобыла информацию, что Борис с солдатами будут здесь 2 дня, однако поутру пришел приказ о снятии. Эта новость шокировала Люсю, она не была готова к столь внезапной разлуке. Сперва она решила не выходить из избы, но не вытерпела, бросилась вдогонку за солдатами, кинулась на Бориса и зацеловала его, не обращая ни на кого внимания.

Вскоре, после нескольких успешных сражений, Борис стал проситься в отпуск. Замполит понял его и решил пойти ему на встречу, чтобы Борис смог хотя бы на сутки попасть к своей любимой. Но пока они строили планы, война вносила свои коррективы. Повсюду шли кровопролитные бои, и взвод даже не могли переформировать из-за этого. Один такой бой унес жизнь старшины, с которым Борис поругался из-за Люси. Старшина Мохнаков погиб смертью героя - бросился с миной под танк немцев и подорвал его. Вскоре Борис получил осколочное ранение в плечо и попал в медсанбат.

Врач никак не мог понять, в чем причина того, что Борис никак не пойдет на поправку с такой пустяковой раной. Но вскоре он понял, что основная рана у Бориса в душе и врач принял решение отправить Бориса на эвакуацию из зоны боевых действий.

Бориса отправили на санитарном поезде в восточном направлении. Однажды, на небольшой станции, Борис увидел девушку, которая была очень похожа на его возлюбленную - Люсю. В его вагоне санитаркой была Арина, которая, так же и полевой врач, никак не могла понять, почему самочувствие Бориса с каждым днем ухудшалось.

Борис часто смотрел из окна поезда, ему было жалко себя, раненых товарищей, пастуха и пастушку, которых они похоронили на хуторе. Ему было очень плохо.

В одно утро санитарка обнаружила его мертвым. Она вновь удивилась этому и не могла понять, почему такое легкое ранение стало причиной смерти.

Борис был похоронен в степи, сделав из километрового столбика указатель в виде небольшой пирамидки.

Женщина стояла на коленях возле могилки и плакала. Она стала собираться назад, но сказала, что еще вернется. И пообещала, что они еще обязательно встретятся. Там, на небесах. И там уже никто и никогда не сможет их разлучить….

Женщина ушла.

Историю «Пастух и пастушка» Виктор Астафьев написал в 1967 году, опубликована она была в 1971 году.

Сам автор охарактеризовал жанр своего произведения как «современная пастораль». Причиной этому послужило то, что Астафьев хотел показать высокую сентиментальность пасторали и одновременно суровый быт войны. Виктор Астафьев говорит нам о том, что любовь на войне возможна, но в таких условиях героям его повести счастье обрести не получилось.

У повести кольцевая композиция: она имеет зачин и концовку, которые служат обрамлением жизненной истории, формирующей сюжет. История содержит четыре части: «Бой», «Свидание», «Прощание», последняя часть – «Успение».

Главный герой повести – лейтенант Борис Костяев. Его взвод принимает участие в битве против прорвавшего оборону соперника. После боя солдаты останавливаются на ночлег в доме у девушки Люси. Наутро солдаты идут выбивать соперника из соседнего села. И снова после боя они возвращаются на ночлег в дом Люси. Эту ночь Борис и Люся проводят вместе. Но утром влюбленным приходится расстаться, так взводу Бориса необходимо догонять основные силы, которые далеко ушли за отступившим соперником. В бою Бориса ранило осколком в плечо, рана была не серьезная, но тем не менее он не поправлялся. Тогда его направили в эвакуацию, чтобы поправить здоровье. Но в поезде он умирает, не столько от раны, сколько от тоски по его неповторимой любви.

Повесть учит пониманию того, что война не только уродует людей в физическом смысле, лишает их жизни, но также наносит не менее тяжкие душевные раны, не совместимые с жизнью.

Картинка или рисунок Пастух и пастушка

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Астафьев Зачем я убил коростеля? (Застарелое мучение)

    События этого поучительного рассказа сорокалетней давности. Герой повествования спешит домой после рыбной ловли. Вдруг мальчик замечает птичку, мирно сидящую у края дороги. Птица, увидев мальчика, пытается скрыться, но у нее не получается

  • Краткое содержание Карамзин Наталья боярская дочь

    Повествователь с тоской вспоминает о том времени, когда русский человек был русским, а столичные красивые девушки надевали народные платья, не красовались не понятно в чем.

  • Краткое содержание Тургенев Рудин

    Роман о противоречивом и слабом человеке – Дмитрии. Ему дан дар красноречия, но его поступки не соответствуют словам. Принятый в усадьбе, он соблазняет дочку гостеприимной хозяйки, но не готов брать на себя ответственность.

  • Краткое содержание Соня Толстая

    Соня – главная героина произведения не отличалась ни большим умом, ни красотой. Этим часто пользовались окружающие и просили девушку то посидеть с детьми, то помочь на кухне, то подшить что-либо



Статьи по теме: