Камиль Коро – переходный период в живописи (от старого к новому). Жан батист камиль коро картины Камиль коро картины с названиями

Жан-Батист-Камиль Коро (фр. Jean-Baptiste Camille Corot, 17 июля 1796(17960717) (29 мессидора IV года Республики), Париж - 22 февраля 1875(18750222), там же) - французский художник и гравёр, один из самых выдающихся и плодовитых пейзажистов эпохи романтизма , оказавший влияние на импрессионистов . Зарисовки и эскизы Коро ценятся почти столь же высоко, как и законченные картины. Цветовая гамма Коро основана на тонких отношениях серебристо-серых и жемчужно-перламутровых тонов. Известно его выражение - «валёры прежде всего».

Коро получил свои первые уроки живописи у пейзажиста Мишалона, а после его смерти обучался у Бертена.

Исследователи находят определённую связь между работами Коро и его предшественников - Каналетто , Гварди и Лоррена . Но в целом его искусство очень самобытно. В частности, оно отличается от параллельно развивавшегося искусства барбизонцев , чьи пейзажи, посвященные быту французской деревни, были слишком статичны.

Большое значение для творчества Коро имело путешествие в Италию 1825-1828 годов. Позже он возвращался туда ещё два раза: в 1834 и в 1843 годах. Коро ездил в Бельгию и Нидерланды, Англию, регулярно посещал Швейцарию. Много путешествовал и по Франции: Нормандия, Бургундия, Прованс, Иль-де-Франс.

Работая на пленэре, Коро создал целые альбомы этюдов. Зимой он писал в студии картины на мифологические и религиозные темы, стремясь добиться успеха в Салоне, первые свои картины он отправил туда уже в 1827 году. Таковы, например, «Агарь в пустыне» (1835), «Гомер и пастухи» (1845). Однако наибольшей славы Коро добился в портрете и, особенно, в пейзаже.

На портретах Коро чаще всего изображены нежные и грустные девушки, иногда на фоне пейзажа. Например, «Портрет Клер Сеннегон» (1837, Лувр), где белое платье контрастирует с серым небом, или «Туалет» (1859, Частное собрание), где обнаженная девушка изображена на опушке леса.

Иногда портреты Коро перекликаются с работами Леонардо да Винчи и Рафаэля , руки портретируемых сложены таким же образом, как на картинах мастеров Возрождения («Женщина с жемчужиной» (1868/1870, Лувр)).

Одни из лучших его портретов - «Женщина в розовой юбке» (Около 1865, Лувр), «Прерванное чтение» (1870, Художественный институт, Чикаго), «Цыганка с мандолиной» (Около 1874, Сан-Паулу, Музей искусств.), «Дама в голубом» (1874, Лувр).

Большинство картин, написанных Коро - это пейзажи. Уже в начале своей карьеры в Италии он создал большое количество этюдов в стиле Мишаллона, наполненных воздухом и светом, например - «Вид на Форум от садов Фарнезе» (1826, Лувр), «Утро в Венеции» (1834, ГМИИ им. А.Пушкина).

Коро нельзя признать колористом. На его картинах всего несколько основных тонов, зато широкое использование валёров позволяет мастерски передать настроение, зачастую, осеннее, грустноватое. Среди различных осенних полутонов и оттенков только в одной точке картины может иногда мелькнуть яркое пятнышко, например, шапочки рыбака, как на эрмитажных картинах «Крестьянка, пасущая корову у опушки леса» (1865/1870), «Утро» и «Вечер» (конец 1850-х / начало 1860-х гг.).

Коро разделял этюды, написанные с натуры и фантазии, навеянные воспоминаниями о каком-либо примечательном месте. Вершина творчества Коро - «Воспоминание о Мортфонтене» (1864, Лувр).

Многие пейзажи Коро прославили те уголки Франции, где он писал свои лучшие произведения - «Мост в Манте» (1868/1870, Лувр), «Башня в Дуэ» (1871, Лувр), «Пляж в Этрета» (1872, Музей искусств Сент-Луиса).

Он оказал влияние на импрессионистов, с некоторыми из которых был знаком лично. «Больше всего мне нравится в Коро то, как он одним сучком дерева умеет передать вам всё», - говорил Огюст

Экспонируются работы Жана Батиста Камиля Коро. В его творчестве соединились и классические, и романтические, и реалистические черты.

Умер он в 1875 году, прожил долгую и плодотворную жизнь. Коро был знаком с барбизонцами, но не разделял их взглядов. Во многом Камиль Коро предвосхитил импрессионизм, оставаясь притом классическим художником. И хотя сами импрессионисты называли Коро своим предтечей и учителем, сам он их живопись не понял и не принял.

Творчество Коро пришлось на тот период, когда барбизонцы уже начали нравится публике. Часто случается так, что вначале люди не принимают новое. Потом, по прошествии какого-то времени, появляется что-то другое и то, что не нравилось несколько лет тому назад, уже кажется привлекательным, потому что появилось направление еще новей, и безобразней, как обычно говорят о чем-то непривычном. Когда появляются импрессионисты,чье “творчество” вообще не лезло ни в какие ворота, к барбизонцам уже вроде как привыкли и они стали нравиться.

Камиль Коро. “Портрет Мариетт Гамбе (грёзы Мариетт)”

В нашей экспозиции есть портрет сестры художника Камиля Коро, им написанный. Эта картина называется “Портрет Мариетт Гамбе (грёзы Мариетт)”, работа, мало похожа на портрет, это скорее жанровое полотно, изображение не самой девушки, а её мечтательности, задумчивости.

Камиль Коро. “Утро в Венеции”

Коро получил абсолютно традиционное художественное образование, закончив Академию с золотой медалью. И его, в качестве поощрения, на три года отправляют совершенствоваться в Италию за казенный счет. Оттуда он привёз небольшую картину «Утро в Венеции».

По истечении этих трёх лет, возвратившись на родину, Коро ставит себе цель исходить всю Францию пешком и открыть трепетность родной природы. И из каждого пешего путешествия он привозил новые картины. Одна из таких его работ «Воз сена (повозка, переезжающая брод у большого дерева)”.

Камиль Коро. Пейзажи

Играя светом и тенью, Коро пишет некое переходное состояние природы. Явно – совсем недавно прошёл дождь или он и сейчас ещё идёт. Повозка переезжает большую лужу. Дождь был, но, все таки, уже прошёл. За деревом лужайка уже освещена солнцем и оно пробивается сквозь тучи.

Переходное состояние природы показано с большим мастерством.

Любой пейзаж Камиля Коро – это пейзаж настроения. Он передаёт трепетность, подвижность, вибрацию не только композиционными построениями, но и потрясающей валёрной живописью.

Любая картина Коро подтверждает, что он не был самым выдающимся колористом. Он считал, что цвет в живописи – не самое главное. Нужно сначала всё прорисовать, а потом все предметы показать в движении. Движение у мастера проявляется на уровне трепетания листвы, дуновения ветра, шелеста травы. И он давал это движение не только вибрирующим мазком. Коро НЕ ПРОПИСЫВАЛ ДЕТАЛИ, как Герен.

Коро утверждал, что в каждом цвете существует по крайней мере 20 его градаций. Но задача художника – не только распознать эти детали, но и наложить их так, чтобы все оттенки от самого тёмного до самого светлого больше одного раза в картине не повторялись.

Любую картину Коро обыгрывает таким образом, чтобы разложить цвет на все оттенки и расположить каждый из них на картине.Сначала он разлагает, допустим, зеленый цвет. Затем тоже самое проделывает с серым. А потом берёт некий контрастный цвет и наносит его точками в картине так, чтобы ещё больше усилить эту трепетность. Такой цвет он называл соусом или приправой.

Камиль Коро. “Порыв ветра”

Например, “соусом” Коро в картине “Порыв ветра” является цвет женского платка, который обыгрывается бликами на небе. Цветовая гамма картины почти монохромная и этот платок – единственное желтоватое пятно.

В работах Коро всегда заметен РИСУНОК. Обратите внимание на его так называемую «пушистую» манеру письма. Фигурки на картине нужны для создания глубины, третьего измерения. Важно то, что Коро впервые удается передать с помощью живописи некий “трепет атмосферы”. На этом полотне физически чувствуется ветер, движение атмосферы, и то, как крестьянка с трудом идёт навстречу его порывам. Движение в картине, как и волнение в природе, неясно, не до конца выражено художником – это лишь лёгкий трепет, но не буря, не драматизм стихии, увлекавший .

Камиль Коро. “Купание Дианы”

«Купание Дианы» – одна из последних(чуть ли не самая последняя) работ Коро.

Некоторые специалисты утверждают, что последняя. В это время Коро отказывают в участии в выставках,заявляя,что пришло время молодых авторов, а его манера письма уже всем надоела. И вот как-то ему посоветовали немного освежить тему, написать какую-нибудь Венеру в пейзаже. 75-летний Коро вдохновился, достал большой холст, пригласил дочку Шарля Франсуа Добиньи Эмму, и изобразил ее на фоне природы, как Диану.

Но как он пишет свою Диану. Помня о традициях классицизма в искусстве он правит её фигуру, превращая в прекрасную античную статую. Коро был далёк от традиций импрессионизма. Его пейзаж написан в одном режиме освещения, а Эмма – в другом, она освящена светом совсем от другого источника. Ее фигура не в полной мере соединяется с фоном, она как будто “вставлена” в пейзаж. Позже импрессионисты заметят, что живописный предмет не может существовать изолированно, все предметы должны объединяться светом. Но Коро до этого уже не доживёт.

Девушку на этом полотне откровенно жалко. Она же стоит в луже, её очень хочется прикрыть одеялом, укутать, чтобы не замёрзла. Картину отличает очень четкий и правильный РИСУНОК! Коро всегда делал так.

Что касается сюжета – иллюстрация известного эпизода из мифа. Диана входила в озеро, чтобы искупаться и вдруг увидела в воде отражение охотника Актеона. Она ужаснулась, что он увидел её обнажённой, превратила его в оленя и собаки вмиг разорвали несчастного. То есть Коро идёт по стопам – вставляет в пейзаж мифологический сюжет.

Интересно, что эту работу Коро писал в то же время, что и Ренуар свою «Обнажённую». Но Ренуара обольют грязью, а Коро возведут на пьедестал, если не на небо.

Камиль Коро в ГМИИ

В нашей коллекции хранится 14 работ Коро. Две из них – под вопросом. И если не говорить об этих двух, то остальные 12 – высочайшего качества. (Ещё можно долго говорить на тему множества подделок Коро.

Конец XIX – начало XX веков было временем, когда в Европу заспешили американские коммивояжёры за картинами, другим антиквариатом. Новый Свет своего искусства не создал, был занят деланием денег, искусство покупали в Европе, денег не жалели. И если появился спрос, то тут же возникает предложение… поддельных картин. Коро попадает под этот спрос, его картины очень нравятся американцам. Ну и подделок под “Коро” было создано невероятное множество. Существует искуствоведческо-антикварная шутка, что из 2 000 тысяч его картин – 4 000 хранятся в частных коллекциях. Но в нашем музее работы Коро – ПОДЛИННЫЕ!)

Ещё один мастер, который не принадлежал к барбизонцам, но был связан с их школой – это Жан Франсуа Милле (1814-1875). Он стал одним из крупнейших мастеров середины XIX века. Первое признание он получил благодаря портретам и небольшим картинам на библейские темы. Но основным мотивом его произведений стал крестьянский труд.

Рождённый в Нормандии в крестьянской среде, художник сосредоточил внимание не на жанре пейзажа, а на изображении крестьянского труда, главного, на его взгляд, предназначения человека на земле. Милле показал сельский труд как естественное состояние человека, как единственно возможную форму его бытия.

Художник был другом Теодора Руссо, в отличие от барбизонцев, сам он в Барбизон не приезжал, а постоянно там жил. Поскольку сам он был крестьянином, то видел природу, как сферу крестьянского труда и своей задачей считал передать связь крестьянина с природой. Его пейзажи овеяны присутствием человека, наполнены отголосками его дум и мечтаний. В пейзажной тематике Милле появляется тема труда в библейском понимании – труд, как крестьянское смирение, дабы добыть хлеб в поте лица своего. Эту тему в дальнейшем оценит и позаимствует Винсент Ван Гог.

Жан Франсуа Милле. “Собирательницы хвороста”

“Собирательницы хвороста” (1850-е годы) – характерный для художника сюжет нелёгкой крестьянской работы. На картине нет неба, точка зрения дана сверху и это вызывает чувство давящей тяжести, напряжённого усилия, сконцентрированного в человеческих фигурах. Кажется, что это пространство низвергается вниз, придавливает героев к земле.


Ещё одна тема, кроме связи природы и человека, крестьянской работы – тема труда, уродующего человека. Он пишет своих героинь с такой точки зрения, что рассматривать их мы никогда не будем, их лица не видны. Но кривые ноги собирательниц хвороста рифмуются со скрюченными сучьями. В этом их тесная связь с этим миром. Они так же неказисты, так же просты, как этот мир.

Во всей картине господствует землисто-коричневые тона, которыми написана одежда крестьянок. Тени сгущаются под деревьями, дробятся в куче хвороста на переднем плане. Милле был плохим колористом. Но у него есть мазки, которые делают пространство этой картины более динамичным. Эту манеру Милле использует Ван Гог и доведёт до предела, до крайности.

Жан Франсуа Милле. “Стога”

Ещё одна картина Милле в собрании ГМИИ им Пушкина называется “Стога”.

В творчестве Жана Франсуа Милле ярко проявились черты демократического реализма – передового движения во французском искусстве середины XIX века. Главой демократического реализма был

Французский художник-пейзажист Жан Батист Камиль Коро, известнейший французский художник-пейзажист, родился в 1796 году. Обучаться живописи он начал у художника Мишалона, который занимался написанием пейзажей. После того как Мишалон умер, Коро продолжил обучение у Бертена. Однако если Мишалон обучал его рисованию с натуры, то Бертен настаивал на обучении согласно академическим канонам, поэтому Коро потерял немало времени, следуя по пути этого художника.

Значительным событием в жизни Коро стала поездка по Италии с 1825-1828 год. Здесь художник снова занялся непосредственным изучением самой природы. В окрестностях Рима им было сделано большое количество этюдов. Он быстро постигнул общий характер пейзажа, однако при этом Коро не забывал уделять внимание и деталям, тщательно выписывая скалы, мох, камни и деревья. В его первых работах в Италии заметна тяга к ритмичному расположению деталей, стильности форм. Италия пленила художника, и позднее он возвращался туда в 1834, и в 1843 году.

Когда художник вернулся из Италии, он уже не гнался за точностью в воспроизведении местности, он стремился лишь передать впечатление от этой местности, выражая, таким образом, и свое поэтическое настроение.

Коро было создано большое количество альбомов и этюдов. В холодное время года он писал в студии работы на мифологическую и религиозную тематику. В 1827 году Коро отправил часть своих работ, включая и «Агарь в Пустыне», в Салон, надеясь добиться там успеха. Однако известности ему это не принесло, и добиться настоящей популярности Коро помогли пейзажи.

Художник также занимался и созданием портретов. Чаще всего он рисовал нежных, печальных девушек на фоне пейзажа. Среди них «Портрет Клер Синнегон», «Туалет» –на этой картине он изобразил обнаженную девушку на лесной опушке. Лучшими портретами Коро считаются «Прерванное чтение», «Женщина в розовой юбке», «Дама в голубом», «Цыганка с мандолиной».

И все же наиболее удачными картинами художника, бесспорно, были пейзажи. Коро не был колористом, в его полотнах всегда присутствовало лишь несколько основных тонов, что блестяще передавало настроение, чаще всего осеннее, меланхоличное.

В творчестве художника можно выделить этюды, написанные непосредственно с натуры, а также этюды, созданные по воспоминаниям о каком-то месте, фантазиям.

Вершиной творческого наследия Коро считается картина «Воспоминания о Мортфонтене». Всего Коро написал больше трех тысяч картин. Такое огромное количество работ порождало многочисленные подделки, и атрибутировать некоторые произведения Коро очень сложно. Например, художник, встретив подделку под собственную картину, мог подписать ее своей рукой в знак уважения к мастерству имитатора.

Скончался Коро в 1875 году. Творчество Коро оказало значительное влияние на импрессионистов.

Жан Батист Камиль Коро (Jean-Baptiste Camille Corot) — знаменитый французский художник . Известен как великий пейзажист эпохи романтизма. Особое внимание уделял валёру. Валёр — оттенки цвета, которые достигаются при помощи определённой техники и создающие эффект глубины и характера световоздушной среды. Особая техника написания пейзажей, в которой больший акцент делается именно на еле уловимых тонах атмосферы и воздушной среды, оказала большое влияние на импрессионистов.

Родился 17 июля 1796 года в Париже. Известно, что первые уроки живописи получил у художника Мишалона и Бертена. Исследователи искусства Коро отмечают, что Жан Батист уделял особое внимание живописи таких художников, как Каналетто, Гварди и Лоррен, некоторые черты их живописи заметны и в живописи Камиля Коро. Однако искусство этого французского художника по-своему оригинально и неповторимо. У него был свой собственный стиль, который и сделал его по-настоящему известным на долгие столетия. Многие картины Коро, как пейзажи, так и портреты, передают осеннее настроение с оттенками грусти и философской тишины, умиротворения.

Художник-пейзажист Жан Батист Камиль Коро часто путешествовал по миру, где черпал вдохновение и находил красивые виды для своих работ. Очень часто бывал в Италии, Швейцарии, много путешествовал по Франции, а также ездил в такие страны, как Бельгия, Англия, Нидерланды. Большая часть картин Коро — это пейзажи. Помимо пейзажей, также прославился благодаря своим портретам. Самыми известными портретами данного автора являются «Женщина в розовой юбке», «Прерванное чтение», «Цыганка с мандолиной», «Дама в голубом» и другие.

За свою жизнь Жан Батист Камиль Коро написал более 3000 картин и несколько десятков офортов. Великий художник умер 22 февраля 1875 года во Франции. В настоящее время его работы хранятся в таких крупных музеях, как: Лувр в Париже, Художественный институт в Чикаго, Музей искусств в Сан-Паулу, Музей искусств в Cент-Луисе, Музей изящных искусств в Бостоне, Музей Метрополитен, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, ГМИИ им. А. Пушкина в Москве и др.

Хотите устроиться на работу по специальности? На сайте школы английского языка New Way вы можете ознакомиться с

Камиль Коро (Camille Corot) – французский художник, эскизы которого ценятся почти наравне с законченными картинами. Как и многих других живописцев XIX века, его привлекали пейзажи. В творчестве мастера этот жанр представлен как историческими, так и более лирическими, вдохновенными и отстранёнными от реальности полотнами. Подход Коро к творчеству – это переосмысление цветовых градаций и пристальное внимание к изображению светотени.

У Камиля Коро было несколько учителей: он побывал в мастерских Мишаллона и Бертена. Считается, что на его становление как художника оказали влияние Гварди, Лоррен и Каналетто. Но путешествия живописца в Италию, Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Бургундию и другие места, видимо, сыграли куда более важную роль. Коро – не колорист. Но каждая его работа богата удивительным спектром валёров – оттенков тона. Художник находил десятки вариантов жемчужного, серебристого и перламутрового цветов.

Коро не выделял для себя конкретного состояния природы и обращался к разным её проявлениям: в его творчестве ветер, дождь, тучи и солнечные лучи обладают особым настроением. Романтизм на его полотнах перекликался с реализмом, что вдохновляло будущих импрессионистов. Так, о его работах с восхищением отзывался известный импрессионист . Но работы самого Коро к этому течению не относятся: природа в них не кричит, не буйствует красками и не стремится покорить зрителя мимолётными всплесками эмоций, яркими впечатлениями и пятнами света. Она более спокойная, но живая, причём предстаёт перед зрителем в состоянии, длящемся некоторый промежуток времени.

Камиль Коро берёг свои воспоминания. Если он однажды видел нечто прекрасное и в полной мере это чувствовал, то эти эмоции не терялись во времени, а сохранялись до особого момента. Когда же он наступал, художник переносил на холст пережитые чувства, настоявшиеся и налившиеся, как спелые яблоки на ветке.



Одна из его известных работ - «Воспоминание о Мортфонтене» (1864 год). Она очаровывает зрителя, увлекая его в лёгкий и безмятежный эпизод из жизни Коро. Краски на холсте не только передают игру солнечного света, но и запечатлевают детский смех, тихий весёлый плеск воды у берега, шорох листвы, которой играет ветерок.

Из мифических картин Коро стоит отметить работу «Орфей, выводящий Эвридику из царства мертвых».



Каждое деревце, каждый блик света на полотне дышит искренностью. Кажется, будто Коро сам переживает эмоции своих персонажей. Зелёные оттенки добавляют картине жизни, таинственной и пленительной. Но на ней присутствует и напряжение, ведь запечатленная сцена - это момент, когда решалась судьба двух влюблённых.



Статьи по теме: