Календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему: Перспективное планирование по конструктивно-модельной деятельности в старшей группе по программе "От рождения до школы". Развитие конструктивно-модельных дейс
Е.Е. Крашенинников М., 2014-
М., 2014-
Конструкция (от лат. сonstructio - составление, построение), устройство, взаимное расположение частей, состав какого-либо строения, механизма и т.п.
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности (НЭС).
Конструктивно - модельная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Целью системы обучения конструктивно - модельным действиям в ДОУ является - развитие самостоятельной творческой деятельности и личности ребенка в ней
Творчество в конструктивно - модельных играх подразумевает способность ребенка:
· к созданию принципиально новых конструкций, отличающихся оригинальностью и новизной;
· использование в этих целях новых способов конструирования;
· или перестройка уже знакомых. Известны разные видовые определение конструированию.
Техническое - конструктивно - модельная деятельность из разного строительного материала, и художественное - из природного и бросового материала.
Можно выделить в зависимости от материала три вида конструктивно - модельной деятельности:
1 вид - из бумаги и картона,
2 вид - природного материала,
3 вид - из готовых форм.
Своеобразие конструктивно - модельной деятельности из бумаги состоит в том, что из плоского листа создается объемный предмет.
Способы:
1) сгибание листа пополам (дом, шалаш, тетрадь);
2) сгибание полос бумаги (стол, кровать);
3) сгибание, надрезание и склеивание (кубик, стул);
4) складывание при помощи разнообразных комбинаций (лодочка, самолет, стакан);
5) использование выкроек (скворечник, домик).
Своеобразие конструктивно - модельной деятельности из природного материала. Используется разнообразный природный материал. Дополнительный материал - бумага, клей, нитки, проволока, ножницы, шило, иголки, молоток.
Своеобразие конструктивно - модельной деятельности из готовых форм. Готовые формы - коробки, пробки, тематический строитель. Мелкий и крупный - мягкий, деревянный, пластмассовый, металлический.
При этом выделяются следующие формы конструктивно - модельной деятельности:
По образцу - (по карте - схеме по рисунку, по пооперационной карте, помодели); В процессе конструктивно - модельной деятельности по образцу. у детей формируются обобщенные способы анализа объектов и обобщенные представления о них. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов.
По условиям. Эти способы необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. В процессе конструктивно - модельной деятельности по условиям формируются обобщенные способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий.
По замыслу. Все это обеспечивает возможность детей конструировать по собственному замыслу — они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы ее создания.
По тематике. В старшем дошкольном возрасте выбор предмета постройки зависит от тематики проекта, проводимого в данной группе в это время или от задумки самого ребенка.
По тематике проекта педагогами подготавливается подборка образцов-рисунков и пооперационных карт, выбрав Центр «Строительства и конструирования» на утреннем сборе, или в вечерней самостоятельной деятельности дети переходят в него конструировать, используя при этом образец-рисунок или пооперационную карту-схему.
Немаловажно, что дети, старшего дошкольного возраста способны самостоятельно обыгрывать сконструированные предметы с помощью игрушек.
Методы:
вызывания адекватных эмоций - суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение.;
пояснения - широко применяется при использовании детьми незнакомых схем во время конструирования;
сравнения - повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение;
акцентирования на деталях - усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь;
педагогического наблюдения .
Приемы:
рассказ , может использоваться в различных ситуациях;
визуальное сравнение - сравнение построенного объекта со схемой;
композиционные варианты - педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание постройки или сконструированного материала;
мысленное создания объекта по названию , данному педагогом. Вначале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах необходимо использовать точные установки.
Расскажи, что, какого цвета и какого размера ты возьмешь вначале?
Что будет построено потом?
Что у тебя особенно хорошо получится?
«узнавания» по описанию . Суть данного приема заключается в описании. При этом педагог лишь описывает предмет, не говоря его название.
игровые элементы , стимулирующие желание ребёнка рассказать (поговорить) «Кто расскажет лучше, интереснее? », «Определи на что похоже», «Сочини историю»;
мотивация
Построим дорогу к бабушке в деревню;
Создадим объемную аппликацию для мамы;
создания игровой ситуации «Построим дом для черепашки», «Мост через речка для мышонка» и др. ;
использование загадок и литературных произведений .
сюжетное обыгрывание .
Примерное временное соотношение частей.
Общее время ОД 100 %.
1 часть - вводная 15 - 20 %.
2 часть - основная или продуктивная 50 - 70 %.
3 часть - заключительная или анализ детских работ 15 - 20 %.
1 часть. Если нужен - показ образца, рассматривание, объяснение, вопросы к детям. Мотив. Дети должны знать для кого (чего) делают.
2 часть. Продуктивная деятельность. Выбор детьми необходимого материала. Указания, напоминания, индивидуальный показ, поощрение. Отмечать обязательно оригинальные находки, творческий подход.
3 часть. Отметить аккуратность, прочность, наличие частей, соответствие оригиналу или схеме, оригинальность и т.д. Поощрение обязательно.
Важно! Не сравнивать работы одного ребенка с другим. Посмотри, как у Лены здорово получилось, а у тебя? Сравнение возможно только с успехами самого ребенка. Например, у тебя сегодня такая прочная постройка получилась. Или - ты старался, но детали упали. В следующий раз сделай это лучше. Можно спросить детей, чья поделка понравилась, но это, как правило, не объективно, а по симпатиям. Стоит ли на этом тратить время.
Необходимо задавать при анализе детских работ старшим дошкольникам вопросы, которые вытекают из цели ОД:
- фото, схему и т.д., почему?
Анализ можно провести после ОД. К анализу необходимо возвращаться неоднократно.
В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и первоначальных технических навыков.
Модернизация дошкольного образования, предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений будет является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком способности и качества, такие, как задают целевые ориентиры по ФГОС дошкольного образования: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; проявляет любознательность; интересуется причинно-следственными связями, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, умеет выражать свои мысли, договариваться, делать выбор, способен к волевым усилиям.
Конструктивно - модельная деятельность (в том числе технической направленности) - это методика обучения детей конструированию из счетных палочек, бумаги, лего- конструктора, картона, бросового материала, природного материала и т.д.
Термин «конструирование» (от латинского construo строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта, как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.
Выкладывая изображения, создавая продукт своей деятельности, ребенок учится анализу и синтезу: исследует образец и придумывает собственную оригинальную конструкцию, анализирует промежуточные варианты, исправляет ошибки и погрешности. Так, тренировка в создании простых и сложных конструкций становится стимулом развития мышления ребенка. Отдельно хочется сказать о лего-конструкторе. Игра - важнейший спутник детства. А ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре. Всё больше и больше новых познавательных интересов стало появляться у детей за последнее время. Один из них - ЛЕГО-конструирование. Что же это такое? Ещё одно веянье моды или требование времени? Полезно ли детям играть в Лего-конструкторы? И каковы другие области применения ЛЕГО в детской жизни? Это отличный обучающий материал. Игра в конструктор развивает цветовое и логическое мышление, пространственное воображение, цепкость пальцев, одним словом, развивает все познавательные процессы. Показав один раз ребенку принцип игры с конструктором, вы не сможете его оторвать от этого увлекательного занятия очень долго. Лего тем и хорош, что можно бесконечно изменять его конструкции, создавать что-то новое. Именно это разнообразие так притягивает детей, давая им пищу для творческого мышления.
Конструктивно - модельная деятельность (в том числе технической направленности) планируется и проводится 1 раз в неделю во второй половине дня во время взаимодействия взрослого с детьми в различных видах деятельности.
В МАДОУ функционирует кружок «Самоделкин» на бюджетной основе, ДПОУ «Лего - страна».
Образовательная область «Художественно эстетическое развитие».
Конструктивно модельная деятельность
№ Дата Тема Цель Используемая литература
Плановая Фактическая №1.
6.09 «Дома». Работа с иллюстрацией «Карта Формандии».
Уточнять представления детей о строительных деталях, деталях конструкторов, о способах соединения, свойствах деталей и конструкторов. Л. В. Куцакова
С.13
№2.
13.09 «Дома». Работа с иллюстрацией «Жители Формадонии».
Упражнять в плоскостном моделировании, в совместном конструировании, развивать творчество, самостоятельность, инициативу. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.13
№3.
20.09 «Дома». Работа с иллюстрацией.
Развивать конструкторские навыки, умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.15
№4.
27.09 «Дома». Работа с иллюстрацией «Геометрические фигуры».
Упражнять в плоскостном конструировании, познакомить с понятиями «карта», «план», «компас», формировать навыки пространственной ориентации. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.16
№5.
4.10 «Машины». Работа с иллюстрацией.
Формировать представления детей о различных машинах, их функциональном назначении, строении.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.19
№6.
11.10 «Машины. Из волшебных полосок».
Упражнять в плоскостном моделировании, в умении самостоятельно строить элементарные схемы с несложных образцов построек и использовании их в конструировании. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.21
№7.
18.10 «Машины. Что изменилось?».
Продолжать знакомить детей с различными видами машин, формировать представления о колесах и осях, о способах их крепления Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.25
№8.
25.10 «Машины. Дострой конструкцию».
Учить детей самостоятельно составлять несложные схемы, упражнять в плоскостном моделировании, Развивать творчество, инициативу. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.25
№9.
1.11 «Самолеты».
Расширять представления детей о различных летательных аппаратах, их назначении (пассажирский, военный, спортивный, научно – исследовательский, грузовой и пр.) Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.25
№10.
8.11 «Вертолеты».
Формировать обобщенные представления о денном виде транспорта, развивать конструкторские навыки, развивать пространственные мышление. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.26
№11.
15.11 «Ракеты».
Развивать конструкторские навыки, упражнять в создании схем будущих построек, развивать умение делать умозаключения. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.28
№12.
22.11 «Космические станции».
Развивать пространственное мышление, конструкторские навыки, формировать критическое отношение к своим действиям, стремление исправлять свои ошибки Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.29
№13.
29.11 «Роботы. Работа с иллюстрацией».
Упражнять детей в создании схем и чертежей, в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструкторов. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.29
№14.
6.12 «Роботы. Работа с иллюстрацией «Роботы».
Упражнять в конструировании из строительного материала, развивать воображение, внимание, сообразительность, стремление к экспериментированию. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.30
№15.
13.12 «Роботы. Работа с иллюстрацией «Строительные детали».
Упражнять детей в конструировании из строительного материала и деталей конструктора, развивать внимание, сообразительность, умение строить умозаключения на основе своего опыта и здравого смысла. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.32
№16.
20.12 «Роботы. Придумай робота».
Упражнять в умении самостоятельно составлять несложные схемы роботов, формировать представления об объемных телах, их форме, размере, количестве. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.33
№17.
27.12 «Микрорайон города». (Работа с иллюстрацией).
Упражнять детей в рисовании планов, учить воплощать задуманное в строительстве.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.34
№18.
10.01 «Микрорайон города». («Построй здание»).
Совершенствовать конструкторский опыт, развивать творческие способности, эстетический вкус, восприятие формы, глазомер Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.35
№19.
17.01 «Микрорайон города». (Что можно построить?»).
Упражнять детей в конструировании из строительного материала, развивать умение на основе зрительного анализа соотносить предметы по толщине, ширине, длине. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.36
№20.
24.01 «Микрорайон города». Развивать творческие способности, эстетический вкус, восприятие формы, глазомер. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.37
№21.
31.01 «Мосты». (Работа с иллюстрацией).
Расширять представления детей о мостах (их назначение, строение), упражнять в конструировании мостов.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.38
№22.
7.02 «Мосты». (Работа с иллюстрацией «Схемы мостов»).
Совершенствовать конструкторские навыки, способность к экспериментированию.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.38
№23.
14.02 «Мосты». (Работа с иллюстрацией «Строительные детали»).
Развивать умение строить схемы, понимать, конкретизировать; развивать внимание, сообразительность.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.38
№24.
21.02 «Мосты». (Конструкторские задачи).
Продолжать расширять представления детей о мостах, развивать умение быстро находить ход решения задачи на основе анализа ее условий, аргументировать решение, доказывать правильность или ошибочность. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.39
№25.
28.02 «Метро». (Работа с иллюстрацией).
Упражнять детей в построении схем, развивать пространственное мышление, фантазию, воображение.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.43
№26.
7.03 «Метро». (Работа с иллюстрацией «Керамические плитки»).
Формировать конструкторские навыки, элементарную учебную деятельность (понимание задачи, самостоятельность выполнения, самоконтроль, определение способов действий, установление логических связей). Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.44
№27
14.03 «Метро». (Работа с иллюстрацией «Найди несоответствие»).
Упражнять детей в создании схем, развивать внимание, сообразительность, пространственное мышление, творческие способности.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.45
№28. 21.03 «Метро». («Лабиринт»).
Упражнять детей в рисовании расчлененных схем с образцов построек, иллюстраций, развивать конструкторские навыки, стремление к изобретательству, формировать совместное конструкторское и игровое творчество. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.46
№29.
28.03 «Суда». (Работа с иллюстрацией).
Расширять обобщенные представления детей о разных видах судов, зависимости их строения от назначения, развивать внимание, память.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.46
№30.
4.04 «Суда». (Работа с иллюстрацией «Суда»).
Упражнять детей в построении схематических изображений судов и конструировании по ним, развивать творческие навыки.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.47
№31
11.04 «Суда». («Найди ошибку в чертеже»).
Развивать внимание при работе со схемами, упражнять в умении рассуждать и устанавливать причинно – следственные связи и логические решения.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.49
№32.
18.04 «Суда». («Собери такой же»). Упражнять детей в предварительной зарисовке будущих конструкций, развивать конструкторские способности детей, логическое и пространственное мышление. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.50
№33.
25.04 Архитектура и дизайн». (Работа с иллюстрацией).
Развивать творческие и конструкторские способности детей, фантазию, изобретательность.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.50
№34.
2.05 «Архитектура и дизайн». (Работа с иллюстрациями).
Упражнять детей в моделировании и конструировании, в построении схем, развивать образное пространственное мышление.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.50
№35. 16.05 «Архитектура и дизайн». («Меняемся схемами»). Учить детей самостоятельно находить способы выполнения заданий и выполнять их, развивать внимание, память.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.51
№36
23.05 «Архитектура и дизайн». («Нарисуй план»).
Упражнять детей в рисовании схем, развивать стремление к творческой деятельности, желание придумывать и воплощать свои замыслы в постройках, конструкциях.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
Елена Андриянова
Формы и методы конструктивно-модельной деятельности с дошкольниками
Доклад на тему
«Формы и методы конструктивно – модельной деятельности с дошкольниками .»
Конструктивно – модельная деятельность – что же это такое ? Это практическая деятельность , направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Целью такой деятельности является развитие самостоятельной творческой деятельности и личности ребенка в ней. Творчество в подразумевает способность ребенка :
К созданию принципиально новых конструкций , отличающихся оригинальностью и новизной;
К использованию в этих целях новых способов конструирования ;
Или к перестройке уже старых.
Виды конструктивно – модельной деятельности :
Техническая (из готовых форм : стройматериалов, разных видов конструкторов , коробок).
Художественная (из бумаги,картона, природного и бросового материала) .
В технической конструктивно – модельной деятельности дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов : здание с крышей,окнами, дверью; корабль с кормой, палубой, штурвалом.
В художественной конструктивно – модельной деятельности дети , создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним : передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой , что приводит к формированию эмоциональных образов. Дети с удовольствием занимаются конструктивно – модельной деятельностью на прогулке , используя, как природный материал, так и всевозможные упаковки.
Существуют следующие формы конструктивно – модельной деятельности :
По образцу (карта, схема, рисунок, пооперационка) .
Суть в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов , поделок из бумаги и т п., как правило, показывая способы их воспроизведения. Это обеспечивает прямую передачу детям готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Использование образцов – это важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали и. д.) Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа. В рамках этой формы можно решать задачи , обеспечивающие переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
По модели.
Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих её элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. В данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач – эффективное средство активизации мышления дошкольников .
Конструирование по условиям .
Здесь задачи конструирования выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. Данная форма работы по чертежам и схемам способствует развитию творческого конструирования (развивает образное мышление и познавательные способности) .
По замыслу
Эта форма , по сравнению с конструированием по образцу , обладает большими возможностями для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности. В этом случае ребенок сам решает, что и как он будет конструировать . Но такая форма – трудная задача для дошкольников , т. к. их замыслы не устойчивы и часто меняются в процессе осуществления.
По тематике (старший возраст)
Предлагается общая тематика конструкций , например «Город» , и дети сами создают конкретные поделки и постройки, выбирают способы их исполнения. Основная цель этой формы – актуализация и закрепление знаний, умений.
Методы конструктивно – модельной деятельности :
Наглядный
Информационно – рецептивный
Репродуктивный
Практический
Словесный
Проблемный
Частично – поисковый
Наглядный
Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приёмов подбора деталей по размеру, форме , цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно – рецептивный
Обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных, знакомство с формой , определение пространственных соотношений. Это совместная деятельность педагога с детьми .
Репродуктивный
Воспроизводство знаний и способов деятельности (собирание моделей и конструкций по образцу ) .
Практический
Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образов разных вариантов моделей.
Проблемный метод .
Постановка проблемы и поиск решений. Творческое использование готовых заданий (предметов , самос тоятельное их преобразование.
Использование сюжета игр для организации детской деятельности , персонажей для обыгрывания сюжетов.
Частично – поисковый.
Решение проблемных задач с помощью педагога.
Модельно – конструктивная деятельность создает условия для организации детского коллектива. Она оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребенка. В процессе этой деятельности осуществляется физическое совершенствование ребенка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях сопровождаются эмоциональным подъемом, способствуют тому, что движения становятся быстрыми, ловкими. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструктивно – модельной деятельности , незаменим в плане формирования умений и навыков исследовательского поведения. Целенаправленное и систематическое обучение дошкольников конструированию играет большую роль при подготовке к школе.
Таким образом, конструктивно – модельная деятельность играет огромную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности дошкольника .
Публикации по теме:
Формирование творческой активности и инициативы у детей 2–3 лет в конструктивно-модельной деятельности Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно.
Основная цель работы в детском саду - это воспитать ребенка, как всесторонне-развитую личность, которая могла бы самостоятельно мыслить,.
Конспект интегрированного занятия по конструктивно-модельной деятельности Видео КОНСПЕКТ интегрированного занятия по конструктивно-модельной деятельности по теме «Ателье» (пошив платья для конкурса «Мисс экология»).
Конспект НОД по конструктивно-модельной деятельности «Поможем Бонифацию» Кириллина. Л. Г. МБДОУ №12 «Журавушка» Итоговая практико-значимая работа по ФГОС. Конспект НОД конструктивно – модельная деятельность в.
Конспект по конструктивно-модельной деятельности во второй группе раннего возраста «Сказка в гости к нам пришла» Конспект по конструктивно – модельной деятельности во второй группе раннего возраста «Сказка в гости к нам пришла» Цель: учить детей строить.
Занятие по конструктивно-модельной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Корзина с весенними цветами» Цели занятия: Развивать умение создавать своими руками, формировать творчество детей. Программные задачи: Создавать условия для свободного.