Иван Айвазовский: биография. Картины Айвазовского: фото с названиями (самые знаменитые) Айвазовский жил

Выдающийся российский художник Иван (Ованес) Константинович Айвазовский (Айвазян) родился 17 (29) июля 1817 года в крымском городе Феодосии в небогатой армянской семье. Он прожил долгую жизнь, побывал во многих странах, участвовал в различных экспедициях на суше и на море, но каждый раз неизменно возвращался в родной город. Живописец скончался 19 апреля (2мая) 1900 года и там же, в Феодосии, был похоронен.

Вконтакте

Происхождение

Отцом художника был купец Геворк (Константин) Айвазян . Он приехал в Феодосию из Галиции, куда в свое время переселился из Западной Армении, и писал свою фамилию на польский манер — Гайвазовский. Здесь отец женился на местной армянке Рипсиме. Семейная легенда гласит, что среди армянских предков художника по отцовской линии были и турки, но документального подтверждения этому нет. Кроме Ивана, в семье было еще четверо детей, две дочери и два сына. Брат Ивана — Саркис (в монашестве — Габриэл) стал известным историком и архиепископом Армянской Апостольской Церкви.

В 1812 году в городе разразилась эпидемия чумы. Торговые дела отца сильно пошатнулись, он разорился. К моменту рождения Ивана от былого процветания семьи мало что осталось.

Детство и юность

Художественные способности Айвазовского проявились уже в раннем детстве . К счастью, это не осталось незамеченным. В городе нашлись люди, обратившие внимание на талантливого мальчика и принявшие участие в его судьбе. Живший в Феодосии архитектор Я. Х. Кох дал ему начальные уроки рисования и рекомендовал его местному градоначальнику А. И. Казначееву, поддержка которого позволила будущему художнику сначала окончить симферопольскую гимназию, а затем поступить на учебу за казенный счет в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга.

28 августа 1933 года Айвазовский приехал в Санкт-Петербург и приступил к занятиям в Академии. Его учителями были пейзажист М. Воробьев, маринист Ф. Таннер, баталист А. Зауервейд. Успех сопутствовал молодому художнику, даже несмотря на конфликт с Ф. Таннером. В 1933 году он был удостоен серебряной медали за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга», а также «Этюд воздуха над морем». В сентябре 1837 года последовал новый успех — Большая золотая медаль за картину «Штиль».

Весной 1838 года Иван Константинович был направлен Академией в Крым и провел там два лета. В это время художник не только писал пейзажи на морскую тему, но и был свидетелем боевых действий. Картина «Десант отряда в долине Субаши» зарекомендовала его как способного художника-баталиста и впоследствии была куплена императором Николаем I. Осенью 1839 года Айвазовский успешно закончил обучение в Академии художеств и получил право на поездку за границу, где провел четыре года (с 1840 по 1844 годы). Кроме Италии, откуда он начал свой путь, художник побывал в Голландии, Швейцарии, Англии, Франции, Испании, Португалии и все это время много и напряженно работал.

За это время творчество Айвазовского получило признание не только в России. Его картины были отмечены Золотой медалью Парижской академии художеств. Папа Григорий XVI не только приобрел его картину «Хаос», но и наградил художника специальной наградой. Это был период быстрого и успешного профессионального становления молодого живописца. Он многому научился в Европе, приобрел там бесценный опыт, его талант и успехи были достойно оценены.

Когда.в 1844 году, в возрасте 27 лет, Иван Константинович Айвазовский вернулся в Россию, он был уже признанным мастером и получил звание живописца Главного морского штаба России . К этому времени он выработал собственную оригинальную творческую манеру. Сохранились воспоминания о том, как Айвазовский писал картины. Всю жизнь художник много путешествовал, впечатления от увиденного рождали темы для новых произведений. На открытом воздухе он работал недолго, делая лишь основные наброски. Большую часть времени Айвазовский проводил в мастерской, где заканчивал картину, давая при этом волю импровизации.

Карьера Живописца

В 1847 году Иван Константинович стал членом Императорской Академии художеств. К этому времени его творческий почерк уже определился. Конечно, в первую очередь он был известен как художник-маринист, но много писал и на другие темы. Морской пейзаж, батальные сцены, пейзажи крымских и других прибрежных городов, а также портреты, хотя их и немного — творческое наследие художника поистине многогранно. Однако, очевидно, что в большинстве его самых известных произведений определяющей является морская тема.

После возвращения в Россию Айвазовский отказывается от заманчивых предложений работы в столице и уезжает в Феодосию. Он строит дом на городской набережной. Это его дом — отныне и навсегда. Художник часто бывает по делам в Санкт-Петербурге, зимой выставляет там свои работы. Много путешествует по Европе, участвует в экспедициях. Начинается самый плодотворный творческий период в жизни Ивана Константиновича. Его работы имеют успех, картины хорошо продаются, карьера стремительно развивается.

Айвазовский становится состоятельным человеком . Кроме дома в Феодосии, он приобретает имение в расположенной неподалеку деревне Шейх-Мамай и дом в Судаке, рядом с дачей армянского композитора А. Спендиарова. Пришедшее богатство дало возможность свободно распоряжаться сравнительно большими средствами, но не изменило характера Ивана Константиновича и не повлияло на его активную общественную позицию.

Семья

В 1948 году Иван Константинович женится на Юлии Яковлевне Гревс, дочери английского врача, находящегося на русской службе. От этого брака родилось четверо детей — Елена, Мария, Александра и Жанна. Однако, брак был недолгим. Прожив вместе 12 лет, супруги расстались. Интересно, что некоторые внуки Айвазовского тоже стали художниками.

В 1882 году художник женится вторично. Его женой стала Анна Никитична Саркисова-Бурназян. Анна Никитична по национальности была армянкой, моложе мужа на 40 лет и очень красивой женщиной. Об этом лучше всяких слов говорят написанные Айвазовским ее портреты.

Признание

Вскоре приходит общественное признание, а затем и государственные награды и отличия. Он был членом Академий художеств нескольких государств, награжден российскими и иностранными орденами, получил чин действительного тайного советника, что соответствовало адмиральскому званию на флоте, а в 1964 году стал потомственным дворянином. Талант и трудолюбие художника получили достойную оценку современников.

За долгую жизнь в биографии Айвазовского интересных фактов накопилось немало . Он был обладателем многих наград и относился к ним с уважением. Однако, после массового убийства армян в Турции в 1894 — 1896 годах демонстративно выбросил в море все свои турецкие ордена. Неуемная тяга к путешествиям привела к тому, что художник едва не утонул в Бискайском заливе. Во время Крымской войны только резкий приказ адмирала Корнилова заставил живописца покинуть осажденный Севастополь. Все эти факты подчеркивают цельный характер Айвазовского, который был не только знаменитым художником, но и всегда имел гражданскую позицию.

Всего Айвазовский написал за жизнь более 6000 произведений — случай уникальный в истории живописи. Его творческое наследие огромно, все известные произведения перечислить просто невозможно. Вот только небольшой перечень самых известных работ художника:

Бывали случаи, когда на одну и ту же тему он писал несколько картин. Эта сторона его творчества иногда вызывала недовольство критиков. По этому поводу Иван Константинович говорил, что таким образом он исправляет замеченные ошибки и совершенствует свои произведения.

Картины художника находятся во многих музеях мира , а также принадлежат частным лицам. Самая большая коллекция находится в Феодосийской картинной галерее им. И. К. Айвазовского. Крупнейшие собрания его работ хранятся и в других картинных галереях России:

  • в Государственном Русском музее
  • в Третьяковской галерее
  • в Центральном военно-морском музее
  • в Музее-заповеднике Петергоф

Значительная коллекция находится также в Национальной картинной галерее Армении.

Много путешествуя по миру, часто бывая в Санкт-Петербурге, Айвазовский был хорошо знаком со многими известными российскими деятелями культуры. К. Брюллов, М. Глинка , А. Пушкин — один только этот перечень в достаточной мере характеризует личность художника. С уважением относились к нему также и такие выдающиеся представители военно-морской элиты, как знаменитые адмиралы Ф. Литке, В. Корнилов, М. Лазарев.

Биография художника была бы неполной без упоминания о его благотворительной деятельности . В обычной жизни это был очень доброжелательный и отзывчивый человек, искренне заботившийся о процветании Феодосии. Иван Константинович многое делал для города и его жителей. Он не только вкладывал свои личные средства в различные городские проекты, но часто и являлся их инициатором. Его влияние на культурную жизнь Феодосии было огромно.

При активном участии Айвазовского и во многом на его средства в городе были созданы картинная галерея, концертный зал, библиотека, открыта школа искусств. Художник много занимался археологией, руководил раскопками курганов, полностью на свои средства и по своему проекту построил здание, в котором расположился Феодосийский музей древностей. Созданную им в своем доме картинную галерею со всеми находящимися там экспонатами Иван Константинович завещал родному городу.

Память

Горожане относились к знаменитому земляку с уважением и любовью. Айвазовский был первым, кто стал почетным гражданином Феодосии. В его честь в городе установлены несколько памятников . Кроме того, памятники выдающемуся художнику установлены и в других городах:

  • в Симферополе
  • в Кронштадте
  • в Ереване

Море и Айвазовский вот уже полтора века - синонимы. Говорим «Айвазовский» - представляем море, а увидев морской закат или шторм, парусник или пенящийся прибой, штиль или морской бриз, произносим: «Чистый Айвазовский!»

Не узнать Айвазовского трудно. Но сегодня «Артхив» покажет вам Айвазовского редкого и малоизвестного. Айвазовского неожиданного и непривычного. Айвазовского, которого вы, возможно, даже не сразу узнаете. Короче, Айвазовского без моря.

Зимний пейзаж. Иван Константинович Айвазовский, 1880-е

Это графические автопортреты Айвазовского. Пожалуй, тут он неузнаваем. И больше похож не на собственные живописные изображения (смотрите ниже), а на доброго своего приятеля, вместе с которым в молодости колесил по Италии, - Николая Васильевича Гоголя. Автопортрет слева - ни дать ни взять Гоголь, сочиняющий «Мертвые души» за заваленным черновиками столом.

Еще занятнее - автопортрет справа. Почему не с палитрой и кистями, а со скрипкой? Потому что скрипка много лет была Айвазовскому верной подругой. Никто не помнил, кто подарил ее 10-летнему Ованнесу, мальчику из многодетной и бедной семьи армянских переселенцев в Феодосии. Разумеется, нанять учителя родителям было не по карману. Но это и не понадобилось. Ованнеса выучили играть странствующие музыканты на феодосийском базаре. Слух у него оказался великолепный. Айвазовский мог подобрать по слуху любой напев, любую мелодию.

Скрипку начинающий художник привез с собой в Петербург, играл «для души». Нередко в гостях, когда Ованнес завел полезные знакомства и начал бывать в свете, его просили сыграть на скрипке. Обладая покладистым характером, Айвазовский никогда не отказывался. В биографии композитора Михаила Глинки, написанной Всеволодом Успенским, есть такой фрагмент: «Однажды у Кукольника Глинка встретился с учеником Академии художеств Айвазовским. Он мастерски пел дикую крымскую песню, сидя по-татарски на полу, раскачиваясь и придерживая у подбородка скрипку. Татарские напевы Айвазовского очень понравились Глинке, его воображение с юности привлекал восток… Два напева вошли со временем в лезгинку, а третий - в сцену Ратмира в третьем акте оперы «Руслан и Людмила»».

Скрипку Айвазовский будет брать с собой всюду. На кораблях Балтийской эскадры его игра развлекала матросов, скрипка пела им о теплых морях и лучшей жизни. В Петербурге, впервые увидев свою будущую жену Юлию Гревс на светском приеме (она была всего лишь гувернанткой хозяйских малышей), Айвазовский не решился представиться - вместо этого он снова возьмет в руки скрипку и затянет серенаду на итальянском.

Интересный вопрос: почему на рисунке Айвазовский не упирает скрипку в подбородок, а держит ее наподобие виолончели? Биограф Юлия Андреева объясняет эту особенность так: «По многочисленным свидетельствам современников, скрипку он держал на восточный манер, уперев ее в левое колено. Таким образом он мог одновременно играть и петь».

Автопортрет Ивана Айвазовского, 1874 год

А этот автопортрет Айвазовского просто для сравнения: в отличие от не столь широко известных предыдущих, читателю он наверняка знаком. Но если на первых Айвазовский напомнил Гоголя, то на этом, с холеными бакенбардами - Пушкина. Кстати, именно такого мнения была и Наталья Николаевна, жена поэта. Когда чете Пушкиных на выставке в Академии художеств представили Айвазовского, Наталья Николаевна любезно заметила, что художник своим обликом очень напоминает ей портреты молодого Александра Сергеевича.

Петербург. Переправа через Неву. Иван Константинович Айвазовский, 1870-е

При первой (а если отбросить легенды - то и единственной) встрече Пушкин задал Айвазовскому два вопроса. Первый - при знакомстве более чем предсказуемый: откуда художник родом? А вот второй - неожиданный и даже несколько фамильярный. Пушкин спросил Айвазовского, не мерзнет ли он, южный человек, в Петербурге? Знал бы Пушкин, насколько оказался прав. Все зимы в Академии художеств юный Ованнес и вправду катастрофически мерз.

По холлам и классам гуляют сквозняки, преподаватели кутают в пуховые платки спины. У 16-летнего Ованнеса Айвазовского, принятого в класс профессора Максима Воробьева, от холода немеют резвые пальцы. Он зябнет, кутается в совсем не греющую, испачканную краской куртку, все время кашляет.

Особенно трудно по ночам. Траченное молью одеяло не позволяет согреться. Все члены сковывает озноб, зуб не попадает на зуб, отчего-то особенно мерзнут уши. Когда холод не дает уснуть, студент Айвазовский вспоминает Феодосию и теплое море.

Штаб-лекарь Оверлах строчит президенту Академии Оленину рапорты о неудовлетворительном здоровье Ованнеса: «Академист Айвазовский, был переведен несколько лет пред сим в Санкт-Петербург из южного края России и именно из Крыма, с самого пребывания его здесь всегда чувствовал себя нездоровым и многократно уже пользуем был мною в академическом лазарете, страдая, как прежде сего, так и ныне, грудною болью, сухим кашлем, одышкою при восхождении по лестницам и сильным биением сердца».

Не потому ли и «Переправа через Неву», редкий для творчества Айвазовского петербургский пейзаж, выглядит так, что зубы сводит от воображаемого холода? Он написан в 1877-м, Академия давным-давно позади, а ощущение пронизывающей стужи Северной Пальмиры - осталось. Вздыбились гигантские льдины на Неве. Сквозь холодные мглистые краски пурпурного неба проступает Адмиралтейская игла. Холодно крошечным людям в повозке. Зябко, тревожно - но и весело. И кажется, так много нового, неизвестного, интересного - там, впереди, за пеленой заиндевевшего воздуха.

Предательство Иуды. Иван Константинович Айвазовский, 1834

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге бережно хранит эскиз Айвазовского «Предательство Иуды». Он выполнен на серой бумаге белилами и итальянским карандашом. В 1834-м Айвазовский готовил картину на библейскую тему по заданию Академии. Ованнес был по натуре довольно скрытен, любил работать в одиночестве и совершенно не постигал, как это его кумир Карл Брюллов в состоянии писать при любом скоплении народа.

Айвазовский, напротив, для работы предпочитал уединение, поэтому когда предъявил товарищам по академии «Предательство Иуды», оно оказалось для них полной неожиданностью. Многие просто не могли поверить, что 17-летний провинциал всего лишь на втором году обучения способен на такое.

И тогда его недоброжелатели придумали объяснение. Ведь пропадает же Айвазовский все время у коллекционера и мецената Алексея Романовича Томилова? А у того в собрании и Брюллов есть, и Пуссен, и Рембрандт, и мало ли еще кто. Наверняка хитромудрый Ованнес просто скопировал там картину какого-нибудь малоизвестного в России европейского мастера и выдал за свою.

К счастью для Айвазовского, президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин оказался о «Предательстве Иуды» другого мнения. Оленина настолько впечатлило мастерство Ованнеса, что он удостоил его высокой милости - пригласил погостить у него в усадьбе Приютино, где бывали Пушкин и Крылов, Боровиковский и Венецианов, Кипренский и братья Брюлловы. Честь для начинающего академиста неслыханная.

Восточная сцена. Кофейня у мечети Ортакей в Константинополе. Иван Константинович Айвазовский, 1846

К 1845 году 27-летнему Айвазовскому, чьи морские пейзажи уже гремят по всей Европе от Амстердама до Рима, отдают дань уважения и в России. Он получает «Анну на шею» (орден святой Анны 3-й степени), звание академика, 1500 десятин земли в Крыму в 99-летнее пользование и главное - официальный военно-морской мундир. Морское министерство за заслуги перед Отечеством назначает Айвазовского первым живописцем Главного Морского штаба. Теперь Айвазовского обязаны пропускать во все русские порты и на все корабли, куда бы только он ни пожелал попасть. А весной 1845 года по настоянию великого князя Константина Николаевича художника включили в состав морской экспедиции адмирала Литке в Турцию и Малую Азию.

К тому моменту Айвазовский уже исколесил всю Европу (в его заграничном паспорте больше 135 виз, и таможенники устали доклеивать туда новые страницы), но на землях османов еще не бывал. Впервые он видит Хиос и Патмос, Самос и Родос, Синоп и Смирну, Анатолию и Левант. А больше всего его впечатлил Константинополь: «Вояж мой, - писал Айвазовский, - с его императорским высочеством Константином Николаевичем был чрезвычайно приятный и интересный, везде я успел набросать этюды для картин, особенно в Константинополе, от которого я в восхищении. Вероятно, нет ничего в мире величественнее этого города, там забывается и Неаполь, и Венеция».

«Кофейня у мечети Ортакей» - один из константинопольских видов, написанных Айвазовским после этой первой поездки. Вообще, отношения Айвазовского с Турцией - долгая и непростая история. Он будет посещать Турцию еще не раз. Художника очень ценили турецкие правители: в 1856-м султан Абдул-Меджид I отметил его орденом «Нитшан Али» 4-й степени, в 1881-м султан Абдул-Хамид II - алмазной медалью. Но между этими наградами была и русско-турецкая война 1877 года, во время которой снарядом был частично разрушен дом Айвазовского в Феодосии. Однако знаменательно, что мирный договор между Турцией и Россией подписывался в зале, украшенном картинами Айвазовского. Бывая в Турции, Айвазовский особенно тепло общался с живущими в Турции армянами, те уважительно звали его Айваз-эфенди. А когда в 1890-е годы турецкий султан учинит чудовищную резню, в которой погибнут тысячи армян, Айвазовский демонстративно швырнет османские награды в море, сказав, что то же самое советует сделать султану с его картинами.

«Кофейня у мечети Ортакей» Айвазовского - идеальный образ Турции. Идеальный - потому что мирный. Расслабленно восседая на расшитых подушках и погрузившись в созерцание, турки пьют кофе, вдыхают кальянный дым, внимают ненавязчивым мелодиям. Струится расплавленный воздух. Время протекает меж пальцев, как песок. Никто никуда не спешит - незачем спешить: все нужное для полноты бытия уже сосредоточено в настоящем моменте.

Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца. Иван Константинович Айвазовский, 1862

Нельзя сказать, что Айвазовский в пейзаже «Ветряные мельницы в украинской степи…» неузнаваем. Пшеничное поле в закатных лучах - почти как зыблющаяся поверхность моря, а мельницы - те же фрегаты: у одних ветер надувает паруса, у других - вращает лопасти. Где и, главное, когда Айвазовский мог отвлечься от моря и заинтересоваться украинской степью?

Возвращение со свадьбы. Иван Константинович Айвазовский, 1891

Чумаки на отдыхе. Иван Константинович Айвазовский, 1885

Возможно, когда на короткое время перевез свою семью из Феодосии в Харьков? Причем не праздно перевез, а спешно эвакуировал. В 1853 году Турция объявила войну России, в марте 1854-го к ней присоединились Англия и Франция - началась Крымская война. В сентябре неприятель был уже в Ялте. Айвазовскому нужно было срочно спасать родных - жену, четырех дочек, старую мать. «С душевным прискорбием, - сообщал художник одному из корреспондентов, - мы должны были выехать из милого нашего Крыма, оставив все свое состояние, приобретенное своими трудами в продолжение пятнадцати лет. Кроме своего семейства, матушки 70 лет, должен был взять с собой и всех родных, мы и остановились в Харькове, как ближайшем городе к югу и недорогом для скромной жизни».

Биограф пишет, что и на новом месте жена Айвазовского Юлия Гревс, до этого активно помогавшая мужу в Крыму в его археологических раскопках и этнографических изысканиях, «пыталась увлечь Айвазовского археологией или сценками малороссийского быта». Ведь Юлия так хотела, чтобы муж и отец оставался с семьей подольше. Не вышло: Айвазовский помчался в осажденный Севастополь. Несколько дней под бомбардировками он с натуры писал морские бои, и лишь специальный приказ вице-адмирала Корнилова вынудил бесстрашного художника оставить театр военных действий. Тем не менее в наследии Айвазовского довольно много этнографически-жанровых сценок и украинских пейзажей: «Чумаки на отдыхе», «Свадьба на Украине», «Зимняя сцена в Малороссии» и другие.

Портрет сенатора Александра Ивановича Казначеева, предводителя дворянства Таврической губернии. Иван Константинович Айвазовский, 1848

Портретов Айвазовский оставил сравнительно мало. Но вот этого господина он писал не раз. Впрочем, и неудивительно: Александра Ивановича Казначеева художник считал «вторым отцом». Когда Айвазовский был еще мал, Казначеев служил феодосийским градоначальником. В конце 1820-х годов ему все чаще стали поступать жалобы: в городе кто-то шалит - разрисовывает заборы и беленые известкой стены домов. Градоначальник поехал осмотреть художества. На стенах красовались фигуры солдат, моряков и силуэты кораблей, наведенные самоварным углем, - нужно сказать, весьма и весьма правдоподобные. Через некоторое время городской архитектор Кох сообщил Казначееву, что вычислил автора этих «граффити». Это был 11-летний Ованнес, сын базарного старосты Геворка Гайвазовского.

«Рисуешь ты прекрасно, - согласился, встретившись с «преступником», Казначеев, - но почему на чужих заборах?!» Впрочем, он сходу понял: Айвазовские так бедствуют, что не могут купить сыну принадлежности для рисования. И Казначеев сделал это сам: вместо наказания он подарил Ованнесу стопку хорошей бумаги и ящик красок.

Ованнес стал бывать в доме градоначальника, подружился с его сыном Сашей. И когда в 1830 году Казначеев стал губернатором Таврии, он забрал Айвазовского, превратившегося в члена семьи, в Симферополь, чтобы там мальчик мог выучиться в гимназии, а еще три года спустя приложил все усилия, чтобы Ованнеса зачислили в Императорскую Академию художеств.

Когда выросший и прославившийся Айвазовский навсегда вернется жить в Крым, он будет поддерживать дружеские отношения с Александром Ивановичем. И даже в каком-то смысле станет подражать своему «названному отцу», усиленно опекая бедных и обездоленных и основав «Общую мастерскую» - художественную школу для местной талантливой молодежи. А еще Айвазовский по собственноручному проекту и за личные средства возведет в честь Казначеева в Феодосии фонтан.

Караван в оазисе. Египет. Иван Константинович Айвазовский, 1871

17 ноября 1869 года был открыт для судоходства Суэцкий канал. Проложенный через египетские пустыни, он соединил Средиземное и Красное моря и стал условной границей между Африкой и Евразией. Пропустить такое событие любознательный и все еще жадный до впечатлений 52-летний Айвазовский не мог. Он приехал в Египет в составе русской делегации и стал первым в мире маринистом, написавшим Суэцкий канал.

«Те картины, в которых главная сила - свет солнца… надо считать лучшими», - был всегда убежден Айвазовский. А как раз солнца-то в Египте было в избытке - только работай. Пальмы, пески, пирамиды, верблюды, далекие пустынные горизонты и «Караван в оазисе» - все это осталось на картинах Айвазовского.

А еще художник оставил занятные воспоминания о первой встрече русской песни и египетской пустыни: «Когда русский пароход входил в Суэцкий канал, шедший впереди его пароход французский сел на мель, и пловцы принуждены были переждать, покуда тот снимется. Эта остановка длилась часов пять.

Была прекрасная лунная ночь, придававшая какую-то величавую красоту пустынным берегам древней страны фараонов, отторгнутой каналом от азиатского берега.

Чтобы сократить время, пассажиры русского парохода устроили импровизированный вокальный концерт: г-жа Киреева, обладая прекрасным голосом, приняла на себя обязанности запевалы, стройный хор подхватывал…

И вот на берегах Египта зазвучала песня о «матушке Волге», о «темном лесе», о «чистом поле» и понеслась по волнам, осеребренным луною, ярко светившей на рубеже двух частей света…»

Католикос Хримян в окрестностях Эчмиадзина. Иван Константинович Айвазовский, 1895

Портрет брата художника Габриэла Айвазяна. Иван Константинович Айвазовский, 1883

Крещение армянского народа. Григор-просветитель (IV в.) Иван Константинович Айвазовский, 1892

Возможно, кому-то будет в новинку узнать, что Иван Константинович Айвазовский был истинным ревнителем Армянской апостольской церкви, одной из древнейших, кстати, христианских церквей. Армянская христианская община была и в Феодосии, а Синод располагался в «сердце Армении» - городе Эчмиадзине.

Старший брат Айвазовского Саргис (Габриэл) стал монахом, потом архиепископом и выдающимся армянским просветителем. Для самого же художника его религиозная принадлежность отнюдь не была пустой формальностью. О самых важных событиях своей жизни, например о свадьбе, он ставил в известность Эчмиадзинский Синод: «Женился 15 августа 1848 года на Джулии, дочери Якова Гревса, англичанина-лютеранина, однако венчался в армянской церкви и с условием, что дети мои от этого брака тоже будут крещены в армянской святой купели».

Когда семейная жизнь разладится, Айвазовскому придется там же испрашивать позволения на расторжение брака.

В 1895 году в Феодосию к Айвазовскому приезжает высокий гость - каталикос Хримян, глава Армянской церкви. Айвазовский возил его в Старый Крым, где на месте разрушенных церквей он возвел новую и даже написал для нее алтарный образ. На торжественном обеде на 300 человек в Феодосии католикос пообещал художнику: «Я, Хримян Айрик, в одной руке - крест, в другой - Библия, буду молиться за тебя и за мой бедный армянский народ». В этом же году вдохновленный Айвазовский напишет картину «Католикос Хримян в окрестностях Эчмиадзина».

Через пять лет 82-летнего Айвазовского не станет. Его могилу на подворье древнего храма украшает надпись на армянском языке: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».

Анна Никитична Бурназян-Саркизова, вторая жена И.К. Айвазовского. Иван Константинович Айвазовский, 1882

Было бы несправедливо по отношению к читателю окончить наш рассказ о картинах Айвазовского, где отсутствует море, фактом смерти художника. Тем более, затронув многие важные биографические вехи, мы так и не поговорили о любви.

Когда Айвазовскому было ни много ни мало 65 лет, он влюбился. Причем влюбился совсем по-мальчишески - с первого взгляда и в обстоятельствах, меньше всего располагавших к романтике. Он ехал в экипаже по улицам Феодосии и пересекся с похоронной процессией, в составе которой шла затянутая в черное молодая прекрасная женщина. Художник считал, что в родной Феодосии всех знает по именам, но ее он как будто видел впервые и даже не догадывался, кем она приходится покойному - дочкой, сестрой, женой. Навел справки: оказалось - вдовой. 25 лет. Зовут Анна Саркизова, в девичестве Бурназян.

Покойный муж оставил Анне имение с дивным садом и великим богатством для Крыма - источником с пресной водой. Вполне состоятельная, самодостаточная женщина, к тому же на 40 лет моложе Айвазовского. Но когда художник, трепеща и не веря в возможное счастье, сделал ей предложение, Саркизова приняла его.

Год спустя Айвазовский признавался другу в письме: «Минувшим летом я вступил в брак с одной госпожой, вдовой-армянкой. Ранее с нею знаком не был, да вот о добром ее имени слышал премного. Жить теперь мне стало спокойно и счастливо. С первой женой уже 20 лет не живу и не вижусь с нею вот уже 14 лет. Пять лет тому назад Эчмиадзинский синод и католикос разрешили мне развод… Только вот очень страшился связать свою жизнь с женщиной другой нации, дабы слез не лить. Сие случилось Божьей милостью, и я сердечно благодарствую за поздравления».

17 лет они проживут в любви и согласии. Как и в юности, Айвазовский будет много и невероятно продуктивно писать. И еще он успеет показать любимой океан: на 10-м году брака они поплывут в Америку через Париж, и, по легенде, эта красивая пара часто будет единственными людьми на корабле, не подверженными морской болезни. Пока большинство пассажиров, укрывшись в каютах, пережидали качку и шторм, Айвазовский и Анна безмятежно любовались морскими просторами.

После смерти Айвазовского Анна более чем на 40 лет (а доживет она до 88-ми) станет добровольной затворницей: ни гостей, ни интервью, ни тем более попыток устроить личную жизнь. Есть что-то волевое и одновременно загадочное во взгляде женщины, чье лицо наполовину скрывает газовая вуаль, так похожая на полупрозрачную поверхность воды с морских пейзажей ее великого мужа, Ивана Айвазовского.

В середине лета 1817 года, а именно 17 июля в провинциальном городке Феодосия, что находится в Крыму, в семье местного бедного купца родился мальчик. Он оказался пятым ребенком в семье, где ни достаток, ни образование членов семьи не предвещали рождение гения. Однако пройдут годы, и именно ему суждено будет прославить свое имя, город и родину несравненными картинами, достойной уважения гражданской позицией и человечностью. Во всем мире этого человека называют по фамилии - Айвазовский, а биография его кратко будет изложена в данной статье.

Родители будущего художника по национальности были коренные армяне. После бегства от турецкого гнета с исторической родины они некоторое время жили у родственников в Галиции. В Феодосию беженцы попали скорее случайно. Однако шло время, и этот тихий городок оказался тем местом на земле, где они и решили поселиться навсегда.

И. К. Айвазовский — автопортрет

Это интересно! Область Галиция в XIX веке являлась территорией Восточной Польши со столицей в городе Галич. Позднее столицей области стал Львов. В настоящее время это территория Западной Украины (Львовская, Ивано-Франковская и частично Тернопольская области).

Бегство от геноцида и семейные неурядицы в семье Айвазянов во многом повлияли на паспортные данные будущего гения, а именно:

  • имя Геворк, данное при рождении отцу, в русском варианте звучит как Константин;
  • фамилия семьи была изменена для конспирации на польский манер;
  • имя сына Ованес в русском языке созвучно с именем Иван.

Таким образом, мальчик, рожденный, как Ованес Айвазян, свои первые шаги по жизни сделал, как Иван Константинович Гайвазовский. Пройдут годы и уже в зрелом возрасте художник-гений еще раз сменит свою фамилию на Айвазовский.

Как все начиналось

В Феодосии дом Айвазянов располагался на самой окраине, откуда благодаря возвышенности открывался красивый вид на Черное море. Ежедневно оно представало взору юного Вани в разных состояниях:

  • умиротворенная гладь;
  • игривая зыбь;
  • суровый шторм.

Кроме этого, «самое синее в мире» не всегда соответствовало присвоенному ему эпитету. В зависимости от неба, оно играло красками от лазури до практически черного цвета. Все это не осталось безразличным для юной души, а переродилось в желание обязательно запечатлеть увиденное.

Было бы наивным предположить, что искусство рисовать у малолетнего Вани появилось на пустом месте. В общении с архитектором Феодосии Кохом был заложен фундамент для рождения таланта художника. При этом уроки рисования и строительного черчения, подаренные зодчим, стали по сути путевкой в мир изобразительного искусства и не только.

Дом, где родился Айвазовский

В тринадцать лет Ваня Гайвазовский, благодаря рекомендациям градоначальника Феодосии, поступает в губернскую гимназию Симферополя. После ее окончания в 1833 году он отправляется в столицу государства Российского, в Санкт-Петербург, где его ждут экзамены и успешное поступление в Императорскую Академию художеств. Именно здесь юный Айвазовский через свои этюды, эскизы и полноценные картины обретает первую известность. Особую роль здесь сыграл мэтр живописи тех времен Максим Воробьев, в чьем классе молодой художник практиковался вплоть до 1839 года.

На эту пору приходится и дебют выставочной деятельности художника Ивана Айвазовского. Он оказался более чем успешным. Так в 1835 году экспозиция молодого мариниста Айвазовского из пяти полотен произвела фурор в столичном бомонде. При этом картина «Этюд воздуха над морем» удостоилась почетной серебряной медали.

Этюд воздуха над морем

В 1837 году к Айвазовскому приходит новый успех. Его полотно «Штиль» удостаивается большой золотой медали. С этого момента работы крымского художника выставляются в Императорской Академии художеств практически на постоянной основе.

Через год художник посещает с творческой командировкой родную Феодосию и Севастополь. В поездке по Крыму художник экспериментирует, знакомится лично с ведущими военачальниками Черноморского флота, и, конечно же, он много рисует. Феодосия вдохновляет его.

В 1840 году решением попечительского совета академии Айвазовского направляют на стажировку в Италию. Именно здесь последующие годы жизни Иван Константинович постигает мастерство корифеев изобразительного искусства Европы. Выставки художника не заставили себя долго ждать. Столицы Старого Света в своих галереях одна за другой размещают полотна молодого русского художника. Результат везде одинаков - успех и рукоплескания неординарному, уникальному и неподражаемому таланту Айвазовского. Итогом европейской практики становятся:

  • Золотая медаль Парижской Академии художеств;
  • Звание академика уже у себя на родине.

По возвращении в Россию Айвазовского принимают в штат Главного штаба морских сил. Здесь он начинает работать над серией заказных картин для нужд этого ведомства. Этюды, пейзажи, сцены морских сражений выходили из-под кисти художника с удивительной скоростью. Творчество Айвазовского в эти годы держало по сути экзамен на стойкость. В итоге рождается целая серия полотен о Балтийском море. На полотнах появляются Кронштадт, Ревель, Красная Горка, Санкт-Петербург, а также картины морской тематики и баталий, связанных с этими городами.

И все-таки душа Айвазовского всегда просилась на юг - поближе к родному Крыму. Он подает рапорт с просьбой вернуться в Феодосию, чтобы закончить начатые ранее работы. Так появляются полотна на тему Черного моря. Особо дороги художнику стали картины из серии, посвященной Севастополю:

  • Севастопольский рейд;
  • Синоп;
  • Вход в Севастопольскую бухту;
  • Синопский бой.

На период творчества после службы в штабе морских сил приходится расцвет таланта Айвазовского. Его произведениями украшались кабинеты и дома самых высокопоставленных чиновников, а также центральные залы учреждений и ведомств. На эти же годы приходится написание одного из самых знаменитых шедевров великого русского мариниста - «Чесменский бой» (1848 год). Через два года их список пополнил «Девятый вал». Кстати, реалистичность батальных сцен на картинах Айвазовского имеет под собой веское основание. В ходе Русско-Турецкой войны ему не раз доводилось выходить в море в составе команд действующих кораблей российского флота.

Девятый вал

Личная жизнь Айвазовского

Год 1848 знаменателен для художника не только рождением шедевров. В этот год Айвазовский заключает брак с Юлией Грефс - дочерью петербургского врача английского происхождения. Брак казался счастливым, но не во всех отношениях. С одной стороны, Иван Константинович называл свою жену главным вдохновителем и музой его творчества. Но с другой - «камнем преткновения» у супругов оказались различные взгляды на место жительства. Супруга мечтала о столице и светском обществе. Душа же художника искала покой, уединение и темы для своих картин. Айвазовский не мыслил себя без Феодосии, Крыма и Черного моря.

В 1858 году супруги расстались и не виделись в последующем практически 20 лет. Только в 1877 году чета Айвазянов была официально разведена.

На второй брак Айвазовский решился только через пять лет после завершения бракоразводной процедуры. Его избранницей стала вдова известного в Феодосии коммерсанта Анна Саркизова (в девичестве Бурназян). Невзирая на большую разницу в возрасте (Анна была младше Ивана Константиновича на 40 лет), их союз можно было назвать счастливым, а чувства истинными. Семейная идиллия продолжалась почти 18 лет, пока ее не прервала смерть художника.

Женщины Айвазовского

Это интересно! После кончины супруга убитая горем вдова дала обет не покидать стен дома, в котором он умер. Клятву свою Анна сдержала, и за 25 лет она ни разу не вышла из флигеля, примыкавшего к художественной галерее Феодосии.

За эти годы через Феодосию прошла Первая мировая война. Здесь же Анна встретила и приход Советской власти. Пережила вдова и немецкую оккупацию в годы Великой отечественной войны. Умерла Анна Айвазовская-Бурназян в 1944 году. Похоронена она в Феодосии, рядом с мужем во дворе местного собора, в котором его крестили и венчали.

Полезное видео: Айвазовский Иван Константинович- биография

Художник - меценат - гражданин

Ни для кого не секрет, что за годы, когда Айвазовский писал картины, он сумел заработать приличный капитал. Это открывало великому художнику огромное поле деятельности как меценату. Так на его деньги в родной Феодосии открывается художественная галерея и школа для юных художников.

Зная не понаслышке о вечной проблеме Феодосии - питьевой воде, Иван Константинович строит на свои средства фонтан и прокладывает в город 20-тикилометровый водопровод от родника, бившего на территории его имения. По завершении строительства все это он подарил любимой Феодосии.

Кроме этого он финансировал еще и прокладку железной дороги в порт Феодосии. В 1892 году состоялось ее торжественное открытие, что стало решающим фактором для активного развития крупнейшего торгового порта Крыма.

В подтверждение многогранности интересов художника можно назвать его почетное членство в Одесском обществе археологов и любителей древностей. И неспроста в Феодосии, на горе Митридат, на деньги художника был построен музей исторических артефактов.

Это интересно! К большому сожалению, в 1941 году уникальное здание музея Феодосии, построенное по проекту Айвазовского, в результате бомбардировок было разрушено.

Полезное видео: Иван Айвазовский

Вывод

Жизнь Айвазовского оборвалась второго мая 1900 года. В тот день мир потерял великого художника, настоящего гражданина и Человека с большой буквы. Им гордятся жители Феодосии, крымчане и, безусловно, все россияне. Творчество Айвазовского давно перестало быть просто произведениями искусства. Оно стало частью мировой культуры. И это не преувеличение.

Вконтакте

И ван Константинович Айвазовский — один из самых плодовитых русских художников-маринистов. За более чем 60 лет творчества им было написано свыше 6000 полотен. Современники удивлялись — с какой скоростью Мастер создавал свои шедевры. Неподвластны пониманию были и живописные приёмы художника, техника исполнения, подбор красок, виртуозные эффекты прозрачной волны и дыхание моря.

Художник Иван Крамской писал Павлу Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок». Главный секрет Айвазовского не являлся тайной: чтобы так правдоподобно писать море, нужно родиться и прожить долгую жизнь у морского берега.

Добавим к этому факту еще несколько ингредиентов — трудолюбие, талант, безупречную память и богатое воображение — именно так рождались знаменитые полотна Айвазовского. Вот и весь секрет гения.

Художник писал стремительно быстро и много — примерно 100 картин в год. И всё его наследие получило признание коллекционеров, как одно из самых «крепких». Полотна художника будто неподвластны времени, всегда в прекрасном состоянии, меньше всего растрескиваются, и крайне редко подвергаются реставрации .

Колумб, проплывающий через мыс Палос. 1892. Частное собрание

Главный секрет — в технике нанесения красок. Айвазовский предпочитал масло, хотя его море и волны кажутся акварельными. Излюбленной его техникой считалась лессировка , основанная на нанесении тонких (почти прозрачных) красок друг на друга. В результате чего волны, облака и море на холстах казались прозрачными и живыми, а целостность красочного слоя не нарушалась и не подвергалась разрушению.

Гениальность Айвазовского признавали самые выдающиеся люди России и мира. Он встречался и был дружен с Пушкиным, Крыловым, Гоголем, Жуковским, Брюлловым, Глинкой. Его принимали во дворцах королей и вельмож, сам Папа римский дал ему аудиенцию и наградил золотой медалью за картину «Хаос. Сотворение мира». Понтифик хотел приобрести понравившийся шедевр, но Айвазовский его просто подарил.


Хаос. Сотворение мира. 1841. Музей армянской конгрегации мхитаристов, Венеция, Италия

Папа Григорий XVI отвез картину в музей Ватикана. Сейчас оно находится в Венеции, на о-ве Св. Лазаря. Дело в том, что в начале XX века Папа Леон XIII подарил полотно Музею армянской конгрегации мхитаристов. Возможно одной из причин было то, что здесь, на острове святого Лазаря жил старший брат художника Габриэл. Он занимал видное положение в религиозном братстве. В жизни художника это место было сакральным, напоминающее «маленькую Армению» близ Венеции.


Посещение Байроном мхитаристов на острове св. Лазаря в Венеции. 1899. Национальная галерея Армении, Ереван

Произведениями Айвазовского восхищалась вся Европа — академик и почётный член Императорской Академии художеств, он был избран также почётным членом Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

Иван Крамской писал: «…Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае; и не только у нас, а в истории искусства вообще…». Император Николай I заявлял: «Что бы ни написал Айвазовский — будет куплено мною». Именно с легкой подачи императора Айвазовского негласно называли «царем моря».

Вся его долгая и счастливая жизнь — кладезь волшебных историй и фактов — безумно интересных и красочных. Художник участвовал более чем в 120 выставках как в России, так и в Европе и Америке. Свыше 60 из них были персональными! В то время из русских художников персональную выставку мог позволить себе только маринист-романтик Айвазовский.

Возможно, вам уже известно, что работы Айвазовского не только самые продаваемые, а вместе с тем — самые похищаемые и подделываемые в мире .


Крымское побережье у Ай-Петри. 1890. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Подлинность картин Айвазовского проверить можно, но это крайне затратная – и по времени, и по деньгам – процедура. Вследствие этого половина вещей, выдаваемых на рынке за картины Айвазовского, – подделки, но они пользуются таким успехом, что их всё равно покупают, но по более низким ценам. Более того, количество подделок значительно превышает число подлинников. Сам мастер признавался в написанных за всю жизнь 6000 работах, однако сегодня считаются подлинниками более 50 000 работ!

Айвазовский не писал с натуры. Большинство своих картин он рисовал по памяти. Порой художнику достаточно было услышать интересную историю, и уже через мгновение он брался за кисточку. Для создания шедевра художнику не требовалось много времени, иногда достаточно было одного сеанса… «Писать тихо, корпеть месяцы не могу. Не отхожу от картины, пока не выскажусь» , — признавался Иван Константинович. Самой долгой его работой была картина «Среди волн». 10 дней — именно столько понадобилось художнику, которому на тот момент исполнился 81 год, чтобы создать свою самую большую картину.


Среди волн. 1898. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского

Достоверно известно, что сюжет картины изначально был другим. Об этом стало известно со слов внука Айвазовского Константина Константиновича Арцеулова:

Картина «Среди волн» была создана за два дня до смерти. В длину — она почти 4.5 м, а в ширину — около 3-х.

Все эти короткие факты достаточно распространенные, но есть и другие — малоизвестные, раскрывающие образ художника и его творчество с самых разных сторон.

Итак, 5 малоизвестных фактов из жизни художника (к 200-летию со дня рождения И.К. Айвазовского)

Случай в мастерской А.И. Куинджи.

Однажды художник А.И. Куинджи пригласил Айвазовского к себе в академическую мастерскую, с целью продемонстрировать своим ученикам мастерство и технику исполнения, которая была известна только одному Айвазовскому.

Советский пейзажист А. А. Рылов вспоминал об этом: «Архип Иванович подвел гостя к мольберту и обратился к Айвазовскому: «Этто вот… Иван Константинович, покажите им, как надо писать море».


Море. 1898. Луганский областной художественный музей

Айвазовский назвал необходимые ему четыре или пять красок, осмотрел кисти, потрогал холстик, стоя, не отходя от мольберта, играя кистью, как виртуоз, написал морской шторм. По просьбе Архипа Ивановича он моментально изобразил качающийся на волнах корабль, причем поразительно ловко, привычным движением кисти дал ему полную оснастку. Картина готова и подписана. Один час пятьдесят минут тому назад был чистый холст, теперь на нем бушует море. Шумными аплодисментами мы выразили свою благодарность маститому художнику и проводили его всей мастерской к карете».

На тот момент художнику было 80 лет.

Любимые города Айвазовского

Удивительно насколько сильно в этом человеке переплетались страсть к путешествиям по свету и любовь к родине. Где он только не бывал! Таможенники вклеивали в его паспорт дополнительные страницы. В его заграничном паспорте значилось 135 визовых отметок. Он побывал в самых красивых странах и городах планеты, но с трепетом и восхищением относился только к двум городам — Константинополю и его маленькой Феодосии, которой был предан до конца своей жизни. «Мой адрес - всегда в Феодосии», делился он с Павлом Третьяковым.


Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского по случаю его 80-летия. 1897. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Феодосия была отдушиной, исторической родиной, местом рождения, незаменимым очагом и домом. Константинополь — был любимым пристанищем во время путешествий. Из всех городов он прославлял только его — дивный город на Босфоре.

Впервые в столице Османской империи он побывал в 1845 году. С тех пор он возвращался сюда снова и снова. Точное число картин, посвященных видам Константинополя остается неизвестным. Предположительное число — около 100.


Вид Константинополя. 1849. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село», Пушкин

О днажды турецкому султану Абдул-Азизу подарили одну из картин Айвазовского. Султан пришел в полный восторг и заказал художнику серию видов Босфора. Айвазовский счел, что таким образом может способствовать налаживанию взаимопонимания между турками и армянами, и принял заказ. Он написал для султана около 40 картин . Абдул-Азиз был настолько доволен работой Айвазовского, что наградил его высшим турецким орденом «Османие».

Впоследствии Айвазовский получил из рук турецкого владыки еще несколько орденов. А в 1878 году мирное соглашение между Россией и Турцией (так называемый Сан-Стефанский мир) подписали в зале, украшенном картинами кисти Айвазовского.

«Восточная сцена». «Кофейня у мечети Ортакёй в Константинополе». 1846. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф».
Однако, когда в 1890-х годах султан Абдул-Гамид устроил погромы, жертвами которых стали сотни тысяч армян, возмущенный Айвазовский поторопился избавиться от всех османских наград.
Нацепив на ошейник дворового пса все турецкие ордена, он прошелся по улицам Феодосии. Говорят, будто бы к процессии присоединился весь город. В окружении огромной толпы, Айвазовский направился к морю. Вскоре он забрался в лодку, и, отойдя на достаточное расстояние от берега, поднял сияющие ордена над головой и швырнул их в море.
Позже он встретился с турецким консулом и сказал, что его «кровавый повелитель» таким же образом может поступить с его картинами, художник об этом не пожалеет.

Раздосадованный агрессивной политикой турок, Айвазовский пишет несколько картин в поддержку армян, изображающих жестокие преступления турок против его народа. Они неоднократно выставлялись на самых престижных выставках Европы. Все средства от продажи картин он направлял на помощь армянским беженцам. Иван Константинович не ждал помощи от правительства или городской администрации, он встречал беженцев на въезде в Феодосию и предлагал им поселиться на его земле, снабжая на первое время деньгами.

- «Стыдно отворачиваться от своей народности, тем более такой маленькой и угнетенной», - говорил Иван Константинович.

Ночь. Трагедия в Мраморном море. 1897. Частное собрание
«Отец города». Иван Айвазовский и Феодосия

Айвазовский был первым почетным человеком Феодосии. Всю свою жизнь он активно занимался ее благоустройством, способствовал процветанию города. Его влияние на феодосийскую жизнь было огромно. Художник открыл в Феодосии школу искусств, превратив Феодосию в один из центров живописной культуры на юге России. По его инициативе был построен городской концертный зал, библиотека.


Феодосия в лунную ночь. Вид с балкона дома Айвазовского на море и город. 1880. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул

На его средства была создана и содержалась приходская школа.

Айвазовский также принял участие в строительстве нового здания для Феодосийской мужской гимназии, учениками которой в разное время были поэт и переводчик Максимилиан Волошин, муж Марины Цветаевой — публицист Сергей Эфрон, Александр Пешковский — российский и советский лингвист, профессор, один из пионеров изучения русского синтаксиса. Айвазовский был попечителем этой гимназии, выделял стипендии и оплачивал учебу нуждающимся ученикам. Гимназия просуществовала до 1918 г.


Первый поезд в Феодосии. 1892. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского

Он также добился, чтобы в городе построили железную дорогу. Его картина «Первый поезд в Феодосию» создана еще до постройки железной дороги, то есть по воображению.

Я всегда вспоминаю покойного друга, который не раз говорил мне: «Что Вам за охота, Иван Константинович, добиваться железной дороги для Феодосии, она только загрязнит берег и заслонит от Вашего дома чудный вид на бухту». Действительно, если бы я заботился лично о себе, то мне следовало бы всеми силами противодействовать постройке феодосийской железной дороги. Имение моё находится близ Феодосии и вдали от проектируемой линии железной дороги, услугами которой мне поэтому и не придётся пользоваться. Единственный же принадлежащий мне в Феодосии дом, в котором я живу, с проведением железной дороги вдоль берега моря может сделаться необитаемым и, во всяком случае, - потеряет для меня характер уютного угла. Те, которые для общественного блага умеют жертвовать своими личными интересами, легко поймут, какими побуждениями я руководствуюсь, отстаивая Феодосию…»

Все важные постройки в Феодосии находились негласно под надзором Айвазовского. Характерный случай из жизни художника описал в своих мемуарах Юрий Галабутский:

«Вы мне улицу портите!»

«Однажды зимой Айвазовский, по обыкновению, уехал на некоторое время в Петербург. При возвращении, как обычно, за две-три станции от Феодосии его встречали наиболее близкие к нему лица и тотчас же сообщали все городские новости, которые И.К. выслушивал с живейшим любопытством. И он узнает, что обыватель Н. строит на главной улице — Итальянской — дом; постройка уже начата в отсутствие И.К., и дом будет одноэтажный. И.К. заволновался ужасно: одноэтажный дом на главной улице! Тотчас по приезде, не успевши отдохнуть с дороги, он зовет к себе обывателя Н. Тот, разумеется, немедленно является. «Вы строите одноэтажный дом? Как вам не стыдно? Вы богатый человек, что вы делаете? Вы мне улицу портите!» . И обыватель Н. покорно изменяет план и строит двухэтажный дом».

Благодаря ему полностью переделали порт, расширив его и сделав современным и удобным для кораблей. Порт в Феодосии долгое время считался самым большим торговым портом в Крыму.


Пристань в Феодосии. Середина XIX в. Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

На свои деньги Айвазовский построил здание Археологического музея (здание музея взорвали отступающие из Крыма советские войска в 1941 году) и подарил родному городу театр, точнее, это была сцена в его картинной галерее.

В начале 1890-х годов Айвазовский по своему проекту и на личные средства возвёл фонтан памяти градоначальника Феодосии А. И. Казначеева (в 1940-е годы фонтан был утрачен).

В 1886 году Феодосия испытывала сильную нехватку воды.

«Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», - так писал в своем обращении к городской думе Иван Айвазовский в 1887 году.

Субашский источник находился в имении художника Шах-Мамай, неподалеку от Старого Крыма, в 25 верстах от Феодосии. В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в город. В парке у набережной по проекту художника построили фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно. В одном из писем Айвазовский сообщал:

«Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях».

Фонтан явился точной копией фонтана в Константинополе. Сейчас фонтан носит имя Айвазовского.

В 1880 году в своем доме Айвазовский открывает выставочный зал (знаменитая Феодосийская картинная галерея), который художник завещал родному городу.

М ое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу.»

Некоторые источники утверждают, что художник также завещал плату за посещение его галереи феодосийским беднякам.

До конца своих дней он хлопотал о стипендиях и пенсиях для жителей своего города, поэтому весть о смерти художника была воспринята как личное горе для тысяч феодосийцев, для которых Айвазовский был родным человеком - ведь он окрестил множество детей и выдал замуж сотни соседских девушек, которые славили художника, помня о его милостях.

Осознание того, что ушел из жизни «отец города», гражданин, патриот, меценат, равного которому в истории Феодосии не было, пришло несколько позже. Все лавки в тот день были закрыты. Город погрузился в тяжелейший траур.


Похороны И.К. Айвазовского 22 апреля 1900 года
Похороны И.К. Айвазовского. Катафалк и похоронная процессия у здания картинной галереи.

Три дня феодосийские храмы колокольным звоном оплакивали уход Ивана Константиновича. Большой зал картинной галереи был заполнен множеством погребальных венков. Три дня в картинную галерею шел народ, чтобы почтить память Айвазовского. В Феодосию прибыли делегации, в том числе из армянских диаспор.

Траурная процессия протянулась от дома Айвазовского до средневековой армянской церкви св. Саркиса, в ограде которой и состоялось погребение. Выбор места погребения был не случайным — его завещал сам художник, ведь именно в этой церкви он был крещен, здесь же сохранились фрески художника.

Траурными вуалями были покрыты фонари на близлежащих улицах. А сама дорога была усыпана цветами.

Участие в похоронах принял местный гарнизон, воздавший покойному воинские почести — факт, по тем временам исключительный. Позже на его могиле появится надпись на армянском: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».

«Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал»

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900)

Первая и единственная встреча художника с Великим поэтом России состоялась в 1836 г. Художнику на тот момент было всего 19 лет. Об этой встрече Иван Константинович спустя года вспоминал:

«…В 1836 году, за три месяца до своей смерти, именно в сентябре, Пушкин приехал в Академию художеств с женою Наталией Николаевной, на нашу сентябрьскую выставку картин. Узнав, что Пушкин на выставке и прошел в Античную галерею, мы, ученики, побежали туда и толпой окружили любимого поэта. Он под руку с женой стоял пред картиной художника Лебедева, даровитого пейзажиста, и долго рассматривал и восхищался ею. Наш инспектор академии Крутов, который ero сопровождал… увидев меня, взял меня за руку и представил Пушкину, как получающего тогда золотую медаль (я оканчивал в тот год академию).

Пушкин очень меня ласково встретил и спросил меня, где мои картины… Узнав, что я крымский уроженец, Пушкин спросил: «А из какого же вы города?» Затем он заинтересовался, давно ли я здесь и не болею ли на севере… С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нем…»

В феврале 1837 г. Пушкина не стало. Для юного художника, которого в Академии сравнивали с гениальным Пушкиным, это трагическое событие было катастрофическим. Ведь у них столько общего — круг друзей, интересы, оба воспевали природу, Крым. Казалось, впереди столько интересных встреч с самим Пушкиным…

Первые переживания Айвазовского отобразились в картине «Берег моря ночью». Художник писал ее близ Кронштадта. Юноша на берегу, протягивающий руки вперед, приветствующий приближение бури — э то первая дань Айвазовского памяти Пушкина. Позже он посвятит поэту еще около двадцати картин и рисунков. Но самыми известными будут лишь несколько.


Берег моря ночью. У маяка. 1837. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880


Пушкин на берегу Черного моря. 1887.


Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина, Украина

А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца. 1899


Государственный Русский музей, С.-Петербург

А.С. Пушкин на берегу Черного моря. 1897


Одесский художественный музей, Украина

Прощание А.С. Пушкина с морем. 1877


Всероссийский музей А.С.Пушкина, С.-Петербург

Картина исполнена совместно с И.Е. Репиным. Репин писал Пушкина, пейзаж был выполнен Айвазовским. Картина приурочена к 50-летию со дня смерти поэта. Сюжет был взят из стихотворения Пушкина — «К морю». Как известно из Одессы Пушкин в 1824 году был направлен к новому месту ссылки — в село Михайловское. На картине изображен момент прощания опального поэта с морем.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

В 1847 году, в десятую годовщину гибели Пушкина, Айвазовский подарил вдове его картину «Лунная ночь у взморья. Константинополь».


Лунная ночь у взморья. 1847. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского

Несмотря на добрую память о Пушкине, Айвазовский его не читал. К чтению вообще Иван Константинович был абсолютно равнодушен. Об этом известно со слов другого гения — А.П.Чехова:

«22 июля, Феодосия. 1888. Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания.

В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал…

Восточное происхождение художника


Автопортрет. 1874. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

В сети можно найти множество мнений относительно происхождения художника. Русские называют его русским художником, армяне — русским художником армянского происхождения, и только, кажется мнение турков никто и никогда не спрашивал. Хотя, уверен, что и турки с упрямством будут доказывать восточное происхождение Айвазовского. И в чем-то даже будут правы.

Дело в том, что сразу после смерти художника, в 1901 г. вышла книга «Воспоминания об Айвазовском» , автор которой — современник и преданный друг И.К. Айвазовского Николай Кузьмин. Уже на второй ее странице можно обнаружить рассказ о происхождении художника:

«В жилах Айвазовского текла турецкая кровь, хотя его принято было у нас почему-то считать до сих пор кровным армянином, вероятно, вследствие постоянных симпатий его к несчастным армянам, усилившихся после анатолийской и константинопольской резни, насилий и грабежей, приводивших всех в ужас, достигших своего апогея, заставлявших его негласно широкою рукой благотворить угнетаемым и громко возмущаться бездействием Европы, не желавшей вмешиваться в эту резню.

О своем происхождении сам И. К. Айвазовский вспоминал однажды, в кругу своей семьи, следующее интересное и вполне, стало быть, достоверное предание. Приведенный здесь рассказ первоначально записан с его слов и хранится в семейных архивах художника.

«Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моих близких предков, моего отца была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война — этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Черного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия, предводительствуемая Румянцевым, осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздраженные упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста.

В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Пораженный смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесен над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: «Остановись! Это сын мой! Он христианин!» Благородная ложь послужила во спасенье, и ребенок был пощажен. Ребенок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь.

Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, в которой он женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся первое время удачно торговыми операциями»…

Настоящее же имя художника – Ованес Айвазян . Отец будущего мастера, Константин (Геворг), армянин по происхождению, после переезда в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» . До 40-х годов на картинах мастера даже можно было увидеть подпись «Гай» - сокращение от фамилии. Но в 1841 году художник окончательно изменил фамилию и официально стал Иваном Константиновичем Айвазовским.

Самая дорогая картина Ивана Айвазовского:


Вид Константинополя и Босфора. 1856. Частное собрание

«Вид Константинополя и Босфорского залива» сегодня находится в частной коллекции. В 2012 году картина была продана за 3,23 млн фунтов стерлингов.

Картина ушла к неназванному покупателю по телефону после напряженных торгов в зале. При этом итоговая цена почти в три раза превысила нижнюю планку эстимейта — эксперты Sotheby’s оценивали Айвазовского в 1,2-1,8 миллиона фунтов.

Айвазовский впервые посетил Константинополь в 1845 году как официальный художник Российского Адмиралтейства. Художник не раз обращался к теме этого города, у него есть картины с видами Айи-Софии и бухты Золотого рога, но большинство из них не очень большого размера. Данная же работа является достаточно монументальным полотном.

Примечательно, что «вид Константинополя и Босфорского залива, где изображена оживленная жизнь порта с мечетью Топхане Нусретие, был восстановлен художником по памяти.

К 200-летию Ивана Айвазовского замечательное интернет-издание об искусстве Артхив оживил полотна великого мариниста. Что из этого получилось, смотрите сами:

Говоря об Айвазовском, мы сразу представляем морские пейзажи.

Кажется, что можно найти в картинах Айвазовского? Одно сплошное море с кораблями. Бытует мнение, что достаточно взглянуть на 5-7 его картин и познать всего Айвазовского.

Я докажу, что это не так. Что Айвазовского нельзя назвать скучным пейзажистом.

Он был художником-романтиком. Его картины – это драматические кораблекрушения, морские сражения. Сюжеты весьма занятные для просмотра.

Еще это лунные дорожки, дымящиеся вулканы, деревья до небес. Все то, что поражает своей красотой.

К тому же Айвазовский писал не только морские пейзажи. Среди его работ вы найдёте изображение львов, убивших верблюда. Портрет прекрасной женщины. И даже Пушкина.

Айвазовский был изобретателен. Не любил повторяться. Задача кажется маловыполнимой. Учитывая, что за всю жизнь он создал 6 000 работ!

Вот лишь 7 тематик его амплуа. Которые раскрывают все разнообразие его творчества.

Все репродукции в статье кликабельны.

1. Шторм и кораблекрушение

Девятый вал. 1850 г.


Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. , Санкт-Петербург. Wikipedia.org

2. Величие российского флота

Чесменский бой. 1848 г.


Иван Айвазовский. Чесменский бой. 1848 г. Картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия. Wikipedia.org

“Чесменский бой” – одна из самых известных картин в батальном жанре.

Очень яркий огонь. Будто картина на самом деле горит. Летят щепы от взрыва. В воде пытаются спастись моряки.

Все так живо и правдоподобно. Как будто художник присутствовал при этом сражении.

Этот морской бой российских и турецких кораблей произошёл в 1770 году. Так что Айвазовский его вживую не видел. Он ещё к тому времени не родился. Но это не значит, что он вообще не видел сражений.

Ещё как видел. Ведь он был официальным художником военно-морского флота. Ему был открыт доступ на все корабли. В том числе во время реальных военных действий.

Он не боялся пуль. Даже игнорировал риск для жизни. С линии огня уходил лишь по приказу главнокомандующего.

Айвазовский отлично знал оснастку кораблей. Даже если корабль изображён далеко, детали на нем все равно тщательно прописывал.


Иван Айвазовский. Смотр черноморского флота в 1849 г. 1886 г. Центральный военно-морской музей, г. Санкт-Петербург

3. Ночное море

Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 г.


Иван Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 г. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия, Крым

Особенно хороши были у Айвазовского ночные пейзажи. “Неаполитанский залив в лунную ночь” – одна из первых таких работ.

Очень яркая, но далёкая луна. Лунная дорожка. Дымящий Везувий. На переднем плане высоченные деревья. Монастырь. Двое монахов в белом.

Луна была такой яркой, что некоторые посетители на полном серьезе заглядывали за картину. Надеясь найти там зажженную свечку. Которая сзади подсвечивает картину.

Пейзаж написан во время длительного турне по Европе. Поначалу туда его отправила Академия художеств. Картины Айвазовского хорошо продавались в каждой стране. Поэтому он смог позволить себе продлить путешествие. В его загранпаспорте по возвращению в Россию насчитывалось 130 виз!

Луна часто появлялась на картинах Айвазовского. Но невероятный ночной свет он мог изобразить даже без луны. Как на картине “Взгляд из Байдарских ворот”.


Иван Айвазовский. Взгляд из Байдарских ворот, Чёрное море. 19 век. Частная коллекция

На картине – отраженный лунный свет. Мы видим чуть ли не каждый камешек в горах. Фантастическое зрелище. Повествующее о самых прекрасных видах природы на нашей планете.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

4. Религия и море

Хаос или Сотворение мира. 1841 г.


Иван Айвазовский. Хаос. 1841 г. Музеи Ватикана

Картина “Хаос” – самая известная религиозная работа Айвазовского. Лунная дорожка прокладывает себе путь через тёмные волны. Но на небе не просто луна, а силуэт Бога с распростертыми руками. Очень эффектно.

Эту картину приобрел Папа Римский Григорий XVI. Этот случай прославил Айвазовского ещё больше.

Прежде чем совершить сделку, комиссия Ватикана тщательно изучила картину. Но не нашла в ней ничего, что могло бы помешать покупке.

Николай Гоголь лично поздравил Айвазовского “…Ваня, пришёл ты … в Рим и сразу поднял хаос в Ватикане!”

Не знаю, почему картину художник назвал “Хаосом”. Все на ней гармонично и торжественно. Есть у Айвазовского гораздо более хаотичные картины.

Посмотрите на другую религиозную картину “Всемирный потоп”. Фигуры погибающих людей и животных вперемешку с волнами и брызгами. Вот где настоящий хаос. Хотя и очень помпезный.

Неожиданно, правда? Попробуйте найти тонущего слона в этом хаосе (картина кликабельна).


Иван Айвазовский. Всемирный потоп. 1864 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. biblia-zhivopis.ru

5. Море и Пушкин

Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г.


Иван Айвазовский. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г. Одесский художественный музей

Иногда Айвазовский вписывал в свои морские пейзажи важную персону. Около десятка раз он это проделывал с Пушкиным.

Правда на большинстве из них фигура поэта мелкая. Черты лица еле различимы. Узнаваем он лишь по характерным бакенбардам. Как, например, на картине “Пушкин в Крыму…”

Айвазовский был художником-романтиком. Для которого природа всегда величественнее человека. Каким бы великим этот человек ни был. Отсюда “мелкие” Пушкин, Наполеон или Петр I.

Но есть одно исключение. На картине “Прощание Пушкина с морем” фигура поэта покрупнее.


Иван Айвазовский (в соавторстве с И. Репиным). Прощание Пушкина с морем. 1877 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Но эту картину сложно назвать исключением. Потому что Пушкина написал … Илья Репин.

Об этом его попросил Айвазовский. Знаменитый маринист признавал, что Репину гораздо лучше удаются портреты. И даже не обижался на критику с его стороны.

Однажды Репин обратил внимание, что фигуры у Айвазовского освещены солнцем с обеих сторон. И что это противоречит природе. На что Айвазовский нисколько не обидевшись, ответил “Ах, Илья Ефимович, какой же вы педант”.

Интересно, они заранее договорились, что работа будет подписана только именем Айвазовского? Думаю, Репин не возражал. Судя по тому, как скромно он оценил свою работу: “Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку”.

6. Просто море.

Среди волн. 1898 г.


Иван Айвазовский. Среди волн. 1898 г. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия, Крым. izi.travel

“Среди волн” – самая большая картина Айвазовского. 285 на 429 см. Как вы думаете, сколько писал ее художник? Несколько лет? Долгие месяцы?

10 дней! И это в свои 80 лет! Правда за эту работу Айвазовский чуть не поплатился своим здоровьем.

Чтобы написать верхнюю часть, он поднимался на деревянный помост. Но однажды забылся и начал двигаться спиной назад, чтобы оценить написанное. Он полетел вниз… К счастью его успел подхватить слуга. А иначе травмы было бы не избежать.

“Среди волн” очень реалистичная картина. Здесь нет слишком яркой луны. Лишь широкий луч. Нет и эффектно накренившихся кораблей… Хотя нет.. Одна лодка все-таки была.

Когда Айвазовский показал своё творение близким, высказался один из его зятьев, корабельный инженер. Он удивился, как эта хрупкая лодка-скорлупка держится на волнах.

Айвазовский вышел рассерженный. На следующий день шлюпка на картине исчезла. Художник безжалостно ее закрасил.

Есть у него ещё одна похожая работа. Чёрное море. Лишь тёмные волны. Небольшой шторм. Здесь есть и парусник. Вы его видите? (Картина кликабельна).


Иван Айвазовский. Чёрное море. 1881 г. , г. Москва. wikipedia.org

7. Неожиданный Айвазовский. 3 льва и один портрет


Иван Айвазовский. Львы в пустыне. 1874 г. Частная коллекция

Три льва, убившие верблюда. Не ожидали такого от мариниста? Казалось бы, совсем не по-Айвазовски. Но приглядитесь.

Разве он здесь не в похожей стихии? Бескрайняя пустыня вместо моря. Погибший от лап львов верблюд. Он словно затонувший корабль под натиском свирепых волн. Только цветовая гамма другая. Не синяя, а желтая.

А ещё Айвазовский писал портреты. Правда среди них нет шедевров. Они были скорее мемуарными. Наиболее известный среди них – портрет второй жены.

Иван Айвазовский. Портрет жены художника. 1894 г. Феодосийская картинная галерея, г. Феодосия, Крым. wikipedia.org

Этот портрет был написан, когда художнику было за 70. Разница в возрасте со второй женой была 40 лет. Их брак продлился 18 лет.

Красивая, скромная женщина. Которая после смерти мужа хотела лишь уединения. Она проведёт ещё 45 лет своей жизни в полном одиночестве.

Однажды на первых курсах обучения в Академии Айвазовский принёс свой рисунок. Учителя были поражены.


Иван Айвазовский. Предательство Иуды. 1834 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.

Они были уверены, что Айвазовский не сам его нарисовал. А если и сам, то сделал копию с работы какого-то мастера.

Но это не копия. А творение раннего Айвазовского. Оно говорит лишь об одном.

Если бы Айвазовский не родился у моря, если бы он не стал маринистом, он бы все равно стал выдающимся художником.

Только мы бы лицезрели роскошные леса и романтические города. Разнообразные и точно не скучные.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Вконтакте



Статьи по теме: