Художники не признанные при жизни. Невезучие гении, не дожившие до славы совсем чуть-чуть

В инсент В ан Г ог (1577-1635)

Р ембрандт В ан Р ейн (1606-1669)

Выдающийся голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн родился в Лейдене 15 июля 1606 года в большой семье богатого хозяина мельницы. Там же он ходил в латинскую школу при местном университете и уже тогда проявлял большой интерес к живописи. В 13 лет он начал учится искусству рисования у лейденского живописца Якоба ван Сваненбурха.
В 1623 году юный Рембрандт начинает заниматься у Питера Ластмана, второго своего учителя, который и познакомил Рембрандта с таинствами светотени, в которой Рембрандт впоследствии достиг огромного успеха. Этот этап его жизни в дальнейшем имел большое влияние на его работы в молодости. Если их сравнивать с более поздними картинами, то вначале полотна Рембрандта были красочнее, отличались просто невообразимым вниманием к деталям. К таким картинам можно отнести, например, "Побиение камнями Святого Стефана" и "Концерт музыкантов".
В 1627 году Рембрандт вернулся в Лейден и открывает свою мастерскую вместе с другом Яном Ливенсом. Знаковый момент в жизни Рубенса - то, что его заметил и высоко оценил друг принца Оранского Константин Гюйгенс, который впоследствии организовал ему полезные связи и сам заказал для принца Оранского религиозные полотна. Именно Гюйгенсу Рембрандт в последствии подарит свою знаменитую "Данаю".
В 1931 году последовал переезд в Амстердам, где он имел небывалый успех. Начало этому успеху положил групповой портрет "Урок анатомии доктора Тульпа". Он был обласкан вниманием публики, заказов было весьма много. Рембрандт покупает собственный дом, где в богатстве и роскоши живет с молодой женой-красавицой, но достаточно скоро она умирает, оставив после себя единственного сына. Рембрандт не падает духом, и продолжает создавать один шедевр за другим. В этот период его творческие поиски в живописи начинают расходиться со вкусами публики, и постепенно внимание аристократии к художнику угасает, а вместе с ним ухудшается и его финансовое положение. В итоге Рембрандту пришлось продать свой роскошный дом и в 1658 году съехать на окраину Амстердама, где он доживал свои дни. Скончался великий Рембрандт 4 октября 1669.
Больше о художнике Рембрандте можно узнать на сайте

Когда на свете появляется гений, то узнать его можно хотя бы по тому, что все тупоголовые соединяются в борьбе против него.
Д. Свифт

В чём отличие гения от обычного человека? Прежде всего, в том, что гений живет вне времени и мыслит совершенно другими категориями, нежели обычные и даже очень талантливые люди. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что многих гениальных ученых, совершивших настоящий прорыв в науке, не признавали при жизни: мало кто из современников смог по достоинству оценить глубину их научной мысли и важность сделанных ими открытий. Достаточно вспомнить несколько известных всему миру имен, чтобы убедиться в этом.

Николай Коперник (1473 – 1543), польский реформатор астрономии, создатель гелиоцентрической системы мира

Учение польского астронома Николая Коперника стало поистине революционным во времена средневековья, когда власть фактически принадлежала церкви. Учёный буквально кинул вызов церковному авторитету, перевернув представление человечества о мироздании. Основной мыслью Коперника стало открытие, что Земля не является центром Вселенной, как утверждала церковь, – она всего лишь одна из множества планет, существующих в Космосе. Его система была изложена в книге, которую за 3 года до смерти Коперника составил его ученик Иоганн Ретик. Основной же труд учёного «О вращениях небесных сфер» увидел свет лишь в год его кончины.


Несмотря на то, что многим учение Коперника казалось фантастическим, церковники быстро поняли, что его система – это прямой подрыв основ теологии, а значит, и церковной власти. Неудивительно, что в 1616 году инквизицией был принят Декрет, которым труд Коперника признавался ересью и был внесен в индекс запрещенных книг. Запрет на труды учёного длился более двухсот лет.

Иоганн Кеплер (1571-1630), немецкий астроном и математик


Иоганн Кеплер, известный науке как основоположник небесной механики, был продолжателем идей Н. Коперника, изложив свои гипотезы о движении небесных тел в трактате «Сокращение Коперниковой астрономии». Получив разностороннее образование, учёный долгое время преподавал в Высшей школе австрийского города Граца математику и астрономию. Затем он переехал в Прагу, где помогал астроному Т. Браге в расчётах орбит планет Солнечной системы, в частности, Марса. Именно в этот период Кеплер сделал одно из своих главных открытий: планеты движутся по эллиптическим, а не по круговым орбитам, а Солнце расположено в одном из фокусов этих орбит. Причём степень вытянутости орбиты у каждой планеты отличается от других. Кроме этого, учёный вывел еще несколько математических законов движения небесных тел, известных современным математикам и физикам как законы Кеплера.

К сожалению, труды учёного не нашли поддержки у его современников, которые считали его фантазером и чудаком. Умер Кеплер в нищете, так и не получив положенного ему за несколько лет жалованья. После его смерти императорская казна задолжала семье учёного 13 тысяч гульденов жалованья, которое ему причиталось – но этих денег его жена и четверо детей так и не дождались.

Галилео Галилей (1564 – 1642), итальянский астроном, физик и механик, один из основателей естествознания

Основа мировоззрения Галилея – объективное существование мира, то есть, вне человеческого сознания и независимо от него. Мир бесконечен, материя вечна – считал учёный. Ничто в природе и ее процессах не уничтожается и не порождается – происходит лишь изменение взаимного расположения тел или их частей, а сама материя состоит из неделимых атомов. А небесные светила подчиняются единым законам механики, как и Земля.

В 1597 г., работая в Падуе, Галилей писал: «К мнению Коперника я пришел много лет назад и, исходя из него, нашел причины многих явлений природы, далеко не объяснимых с помощью обычных гипотез. Написал многие соображения и опровержения противных аргументов, которые, впрочем, опубликовать не решился, устрашённый судьбой учителя нашего Коперника. У немногих стяжал он бессмертную славу и бесчисленным множеством – ибо таково число глупцов – осмеян и освистан».

«Осмеян и освистан» был при жизни и сам Галилей: инквизиция по приказу Папы Римского возбудила дело против учёного. В Рим престарелого больного человека привезли под конвоем на носилках и заставили публично отказаться от своего учения, зачитав текст, заготовленный инквизицией. Но, несмотря на это формальное отречение, Галилей продолжал работать, и через 5 лет свет увидел его основной труд, «Беседы о двух новых науках», ставший фундаментом для его последователей – учёных следующих поколений.

Джордано Бруно (1548 – 1600), итальянский философ-материалист, борец против теологии и схоластики, страстный пропагандист учения Н. Коперника

Вся жизнь Джордано Бруно – достойный образец бесстрашного служения науке. В своих трудах Бруно развивал теорию Коперника о гелиоцентрическом строении мира. Так же, как и Коперник, он считал, что Солнце не является центром мира, так как Вселенная бесконечна, и в ней любую звезду можно принять за такой центр. Он учил, что во Вселенной бесконечное множество звезд наподобие нашего Солнца, в ней господствуют одни и те же законы – а значит, между Землей и небом не существует противоположности. Главный философский вывод, следовавший из учения Бруно – утверждение о множестве обитаемых миров во Вселенной, подрывавшее основы церковного мировоззрения.

Из-за преследования инквизицией Джордано Бруно вынужден был странствовать по разным городам и странам Европы, пропагандируя свое мировоззрение. В 1592 он по приглашению венецианского патриция Мочениго переехал в Венецию, где был предан священнослужителем и, попав в руки инквизиции, был обвинен в ереси. Последние 8 лет жизни Бруно провел в тюрьме, но и там он мужественно отстаивал свои убеждения, отказываясь отречься от них. В результате инквизиция приговорила учёного к смертной казни, и он был публично сожжен на римской Площади Цветов.

Николай Иванович Лобачевский (1792 – 1856), русский математик, создатель неевклидовой геометрии

Великого математика Николая Ивановича Лобачевского, совершившего революционный переворот в философии и геометрии, английский математик Клиффорд с уважением называл «нашим Коперником геометрии». Гениальность учёного проявилась рано: он окончил университет в 19 лет, получив степень магистра наук, а в 24 года уже стал профессором математики Казанского университета. Вклад Н.И. Лобачевского в науку трудно переоценить. Он является создателем «неевклидовой геометрии», а открытия учёного на полвека опередили развитие математической мысли того времени. По этой причине при жизни он попал в трудное положение «непризнанного ученого», а его теории подвергались насмешкам и жесткой критики. И только спустя 50 лет один из его последователей с горечью написал:

«Николай Иванович, прости нам,

Так устроен уж евклидов мир.

В жизни воздается и кретинам,

После смерти – гениям одним!»

Эварист Галуа (1811–1832), французский математик

Жизнь гениального французского математика была, к сожалению, слишком короткой – в возрасте 21 года он был убит на дуэли, подстроенной его политическими врагами. Однако за это короткое время он успел представить во французскую Академию наук три научных работы, которые внесли значительный вклад в развитие математики. Но это было потом, а при жизни юного гения никто не воспринимал всерьез, и даже манускрипты были надолго утеряны.

Полное признание гениальные труды Эвариста Галуа получили только в семидесятых годах XIX века. И сегодня имя этого гения с удивительной судьбой является одним из самых знаменитых и популярных в математике.

Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935), российский и советский учёный, основоположник теории межпланетных сообщений


Основные работы российского и советского учёного К.Э. Циолковского были посвящены четырём важным проблемам: созданию обтекаемого аэроплана, научному обоснованию цельнометаллического аэростата (дирижабля), проектированию поезда на воздушной подушке и конструированию ракеты для межпланетных путешествий.

Первым научным трудом о дирижаблях был «Аэростат металлический управляемый», (1892), где Циолковский дал научно-техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой. Однако, несмотря на прогрессивность, проект дирижабля Циолковского государством поддержан не был – автору отказали в субсидии на строительство модели. Обращался Циолковский за поддержкой и в Генеральный штаб русской армии – но тоже безуспешно.

Принадлежит учёному и идея создания аэроплана с металлическим каркасом. В своей статье «Аэроплан или Птицеподобная (авиационная) летательная машина», опубликованной в 1894 году, учёный дал описание и представил чертежи моноплана, который по внешнему виду и аэродинамическим характеристикам предвосхищал конструкции самолётов, появившихся лишь через 15-18 лет. Но работа над аэропланом также не получила признания ни у государства, ни у официальных представителей российской науки. Для проведения дальнейших изысканий Циолковский не имел ни средств, ни моральной поддержки.

В 1897 году Циолковский построил первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью, а много лет спустя, в 1932 году, им была разработана теория полёта реактивных самолётов в стратосфере, а также представлены научному сообществу схемы устройства самолётов для полёта со сверхзвуковыми скоростями.

Важнейшие научные результаты получил Циолковский и в теории движения ракет, а также, уже в советское время, – в разработке теории многоступенчатых ракет. Его труды значительно способствовали развитию ракетной и космической техники как в СССР, так и в других странах.

Всю свою долгую и трудную жизнь великий ученый подвергался насмешкам, а его теории вызывали недоумение и недоверие. И лишь в 1932 году, за три года до смерти, советский учёный К.Э. Циолковский получил признание науки и государства и был награждён орденом Трудового Красного Знамени за «Особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР».

*****

Казалось бы, исторические примеры весьма показательны, однако выясняется, что истории свойственно повторяться, а современность не уникальна. То же самое, что происходило с гениальными учёными сто, двести, триста лет назад, происходит сегодня с нашим современником, советским учёным, российским академиком , талантливым инженером, изобретателем, создателем инновационного струнного транспорта Sky Way . Несмотря на насмешки, непонимание и жесткую (если не сказать, жестокую) критику, Анатолий Юницкий на протяжении почти сорока лет, ещё со времён СССР, упорно работает над совершенствованием струнных технологий. И его труды обязательно обернутся успехом, ведь его изобретение, как и все гениальное, на несколько шагов опередило время.

Рогова Анастасия 23.09.2010 в 10:00

В XXI веке их картины продаются на аукционах за баснословные суммы, их литературные произведения входят в школьную программу многих стран, их музыка звучит в самых престижных театрах мира… Но при жизни им не доставалось ничего, кроме ругательств и общественного порицания. Поэты, художники, композиторы - ко многим из гениев судьба была несправедлива.

Известно высказывание о том, что помогать пробиться надо таланту, а бездарность пробьется и сама. Однако далеко не всегда талантливый человек получает помощь извне, и только после его смерти, словно спохватившись, окружающие вдруг начинают восторгаться его творчеством. Зачастую это происходит потому, что сам гений не ищет славы и даже сопротивляется попыткам ему эту славу навязать. Служение искусству для истинных гениев - это творчество ради творчества, а не ради премий и гонораров, хотя многим творцам улыбка фортуны могла бы и спасти жизнь.

Одним, пожалуй, из самых известных людей, к которому слава пришла посмертно, является нидерландский художник-постимпрессионист Винсент Ван Гог. Его можно считать символом непризнанного гения. Интерес к живописи проснулся в Винсенте во время его работы дилером в одной из художественно-торговых фирм. Он научился разбираться в живописи и стал зарабатывать приличные деньги.

А дальше биографы путаются, сходясь только в одном - Винсент неудачно влюбился, бросил работу и ударился в религию. Будущий художник стал миссионером. Но он так рьяно выполнял свою миссию, что представители церкви поспешили избавиться от фанатика. Тогда Ван Гог перенес свои силы на искусство. Однако не поняли его и здесь. Сегодня известно около 850 полотен художника, множество рисунков и гравюр, а при жизни он продал всего одну работу - "Красные виноградники", да и ту купил друг Ван Гога.

Однажды при ликвидации какого-то кафе Ван Гогу разрешили устроить там выставку-продажу своих картин. Ни на одну не нашлось покупателя. В итоге многие полотна Ван Гога были попросту выброшены или отданы тем, кто хотел писать на них новые картины. Сегодня же шедевры мастера висят в самых видных музеях, за ними охотятся на аукционах, их воруют для частных коллекций и никто уже не сомневается в его гениальности.

Хотя один "рецидив" все-таки был. На организованной нацистами выставке "Дегенеративное искусство" работы Ван Гога занимали основное место, наряду с полотнами Пикассо, Мунка, Сезанна и другими шедеврами мирового изобразительного искусства.

Среди писателей также хватало тех, кто прославился посмертно. Стендаль, который сегодня считается классиком французской литературы, при жизни славился как салонный острослов и интеллектуал. А вот его писательские опыты успеха не имели. Ситуацию не изменил и хвалебный отзыв Бальзака, который едва ли не единственный распознал в Стендале истинного художника слова. Но то, что было видно гениальному Бальзаку, ускользнуло от внимания прочих современников. Умер Стендаль на улице - от апоплексического удара.

Несколько заметок, сообщавших о его кончине, гласили, что скончался малоизвестный немецкий (!) стихотворец. Вот так отметила Франция кончину одного из своих самых талантливых писателей. Причем в последние годы Стендаль, который перебивался случайными литературными заработками, провел на грани нищеты.

Более близким к нам классиком, которого слава настигла уже за гробовой доской, является Франц Кафка. Его книги, которыми сегодня зачитываются миллионы, в свое время воспринимались как нечто маловразумительное. Правда, тут сказывался и характер самого Кафки, который был человеком нелюдимым, отличался психической неуравновешенностью и имел много тяжелых заболеваний. При жизни Кафке удалось опубликовать только несколько рассказов, которые не были замечены.

Поэтому писатель перед смертью решил уничтожить свои произведения, о чем и попросил своего друга в письме. Однако друг этого не сделал, а приложил все усилия к тому, чтобы рукописи опубликовать. Произведения Кафки стали сенсацией. И сегодня он - один из самых популярных писателей в мире. Примечательно, что любовница Кафки, у которой хранилось много его рукописей, послушалась умирающего и уничтожила все, что у нее было.

Английский поэт, один из лучших лириков мировой литературы, Джон Китс не дожил до своей славы всего несколько месяцев. Молодой одаренный стихотворец был неизлечимо болен чахоткой, от которой тогда не существовало лекарств. За свою недолгую литературную карьеру Китс не услышал ни слова похвалы от серьезных критиков, которые формировали общественное мнение. Наоборот, если и выходили статьи, посвященные его стихам, то только разгромные. Китс умер очень молодым - в возрасте 25 лет, а вскоре после его смерти вышла свет книга его стихов, которые получили такую популярность у читателей, что критикам оставалось лишь посмертно признать его гением.

Другому рано умершему поэту - Артюру Рембо с покровительством старших литераторов повезло больше. Одаренного юношу провозгласили новым Шекспиром и прочили ему блестящую славу. Но Рембо бросил писать тогда, когда многие только начинают - в 20 лет. Он решил стать путешественником и золотодобытчиком. Но ничего из его затеи не вышло.

Скончался Рембо в возрасте 37 лет, в госпитале, где его считали негоциантом. Причиной смерти послужила ампутация ноги, которая пагубно сказалась на общем состоянии здоровья поэта, подорванного в путешествиях. После смерти стихи Рембо, как и стихи других символистов, именовавших себя "проклятыми поэтами", обрели известность, и сегодня Рембо занимает прочное место в "золотом фонде" всемирной поэзии.

Известный русский композитор Модест Мусоргский, имя которого звучит наравне с музыкальными гениями всех времен и народов, тоже при жизни не вкусил плодов от своего дара. Автор таких шедевров как "Хованщина", "Борис Годунов" и еще многих музыкальных произведений, Мусоргский всю жизнь работал над ними, но умер, так и не закончив свой основной труд. Его душеприказчиком стал другой русский гениальный композитор - Римский-Корсаков, который не только довершил произведения Мусоргского, но и добился их постановки на императорской сцене, что и обеспечило им всеобщее признание и возвело Мусоргского на Олимп отечественной музыкальной культуры.

Рогова Анастасия 23.09.2010 в 10:00

В XXI веке их картины продаются на аукционах за баснословные суммы, их литературные произведения входят в школьную программу многих стран, их музыка звучит в самых престижных театрах мира… Но при жизни им не доставалось ничего, кроме ругательств и общественного порицания. Поэты, художники, композиторы - ко многим из гениев судьба была несправедлива.

Известно высказывание о том, что помогать пробиться надо таланту, а бездарность пробьется и сама. Однако далеко не всегда талантливый человек получает помощь извне, и только после его смерти, словно спохватившись, окружающие вдруг начинают восторгаться его творчеством. Зачастую это происходит потому, что сам гений не ищет славы и даже сопротивляется попыткам ему эту славу навязать. Служение искусству для истинных гениев - это творчество ради творчества, а не ради премий и гонораров, хотя многим творцам улыбка фортуны могла бы и спасти жизнь.

Одним, пожалуй, из самых известных людей, к которому слава пришла посмертно, является нидерландский художник-постимпрессионист Винсент Ван Гог. Его можно считать символом непризнанного гения. Интерес к живописи проснулся в Винсенте во время его работы дилером в одной из художественно-торговых фирм. Он научился разбираться в живописи и стал зарабатывать приличные деньги.

А дальше биографы путаются, сходясь только в одном - Винсент неудачно влюбился, бросил работу и ударился в религию. Будущий художник стал миссионером. Но он так рьяно выполнял свою миссию, что представители церкви поспешили избавиться от фанатика. Тогда Ван Гог перенес свои силы на искусство. Однако не поняли его и здесь. Сегодня известно около 850 полотен художника, множество рисунков и гравюр, а при жизни он продал всего одну работу - "Красные виноградники", да и ту купил друг Ван Гога.

Однажды при ликвидации какого-то кафе Ван Гогу разрешили устроить там выставку-продажу своих картин. Ни на одну не нашлось покупателя. В итоге многие полотна Ван Гога были попросту выброшены или отданы тем, кто хотел писать на них новые картины. Сегодня же шедевры мастера висят в самых видных музеях, за ними охотятся на аукционах, их воруют для частных коллекций и никто уже не сомневается в его гениальности.

Хотя один "рецидив" все-таки был. На организованной нацистами выставке "Дегенеративное искусство" работы Ван Гога занимали основное место, наряду с полотнами Пикассо, Мунка, Сезанна и другими шедеврами мирового изобразительного искусства.

Среди писателей также хватало тех, кто прославился посмертно. Стендаль, который сегодня считается классиком французской литературы, при жизни славился как салонный острослов и интеллектуал. А вот его писательские опыты успеха не имели. Ситуацию не изменил и хвалебный отзыв Бальзака, который едва ли не единственный распознал в Стендале истинного художника слова. Но то, что было видно гениальному Бальзаку, ускользнуло от внимания прочих современников. Умер Стендаль на улице - от апоплексического удара.

Несколько заметок, сообщавших о его кончине, гласили, что скончался малоизвестный немецкий (!) стихотворец. Вот так отметила Франция кончину одного из своих самых талантливых писателей. Причем в последние годы Стендаль, который перебивался случайными литературными заработками, провел на грани нищеты.

Более близким к нам классиком, которого слава настигла уже за гробовой доской, является Франц Кафка. Его книги, которыми сегодня зачитываются миллионы, в свое время воспринимались как нечто маловразумительное. Правда, тут сказывался и характер самого Кафки, который был человеком нелюдимым, отличался психической неуравновешенностью и имел много тяжелых заболеваний. При жизни Кафке удалось опубликовать только несколько рассказов, которые не были замечены.

Поэтому писатель перед смертью решил уничтожить свои произведения, о чем и попросил своего друга в письме. Однако друг этого не сделал, а приложил все усилия к тому, чтобы рукописи опубликовать. Произведения Кафки стали сенсацией. И сегодня он - один из самых популярных писателей в мире. Примечательно, что любовница Кафки, у которой хранилось много его рукописей, послушалась умирающего и уничтожила все, что у нее было.

Английский поэт, один из лучших лириков мировой литературы, Джон Китс не дожил до своей славы всего несколько месяцев. Молодой одаренный стихотворец был неизлечимо болен чахоткой, от которой тогда не существовало лекарств. За свою недолгую литературную карьеру Китс не услышал ни слова похвалы от серьезных критиков, которые формировали общественное мнение. Наоборот, если и выходили статьи, посвященные его стихам, то только разгромные. Китс умер очень молодым - в возрасте 25 лет, а вскоре после его смерти вышла свет книга его стихов, которые получили такую популярность у читателей, что критикам оставалось лишь посмертно признать его гением.

Другому рано умершему поэту - Артюру Рембо с покровительством старших литераторов повезло больше. Одаренного юношу провозгласили новым Шекспиром и прочили ему блестящую славу. Но Рембо бросил писать тогда, когда многие только начинают - в 20 лет. Он решил стать путешественником и золотодобытчиком. Но ничего из его затеи не вышло.

Скончался Рембо в возрасте 37 лет, в госпитале, где его считали негоциантом. Причиной смерти послужила ампутация ноги, которая пагубно сказалась на общем состоянии здоровья поэта, подорванного в путешествиях. После смерти стихи Рембо, как и стихи других символистов, именовавших себя "проклятыми поэтами", обрели известность, и сегодня Рембо занимает прочное место в "золотом фонде" всемирной поэзии.

Известный русский композитор Модест Мусоргский, имя которого звучит наравне с музыкальными гениями всех времен и народов, тоже при жизни не вкусил плодов от своего дара. Автор таких шедевров как "Хованщина", "Борис Годунов" и еще многих музыкальных произведений, Мусоргский всю жизнь работал над ними, но умер, так и не закончив свой основной труд. Его душеприказчиком стал другой русский гениальный композитор - Римский-Корсаков, который не только довершил произведения Мусоргского, но и добился их постановки на императорской сцене, что и обеспечило им всеобщее признание и возвело Мусоргского на Олимп отечественной музыкальной культуры.

Если человек не думает об одних лишь деньгах, его душа открывается навстречу прекрасному. «Жил-был художник один, домик имел и холсты...». На могилах безвестных поэтов, из которых могли получиться слесари, даже не пишут слово «поэт», в то же время нам обычно жаль кумиров миллионов зрителей и слушателей, оставивших этот мир без копейки в кошельке. Дескать, трудился человек всю жизнь, душу вкладывал, а оно вот как несправедливо вышло.
«Голодный художник», как и «голодный студент» , — штамп не новый. Художник может не иметь денег из-за того, что мир еще не дорос до его картин. Его может кинуть финансовый менеджер или облапошить торговец наркотиками. В конце концов, художник может быть сумасшедшим, и потому нищим, что вообще не понимает, что такое деньги, слава и комфорт по сравнению с радостью и таинством творчества.

1. Винсент Ван Гог

Винсент, любивший пить абсент, прожил жизнь недолгую, но успел написать и нарисовать миру на память почти 2000 необычных и неповторимых произведений изобразительного искусства.

Сегодня его авторские работы стоят тысячи и миллионы денег, однако при жизни Ван Гогу удалось продать всего одну картину. Его фактически содержал братец Тео. Напряженно работая и злоупотребляя абсентом, Винсент сошел с ума, перестал писать автопортреты и застрелился в 1890 году в возрасте 37 лет во время прогулки на поле психбольницы.

Перед этим он создал “Пшеничное поле с воронами”, а стрелял в себя из пистолета, предназначенного для отпугивания птиц. Накаркал, как говорится, самому себе...

Полноправное признание к художнику и его произведения пришло лишь в середине 20-го века, когда о Ван Гоге начали говорить, как о великом

2. Мэтью Брэйди

Первопроходец американской фотографии, ученик гениального Сэма Морзе, мистер Мэтью Брэйди считается «отцом фотожурналистики». Этим статусом он обязан фотопортрету Линкольна и серии хроникальных дагерротипов, сделанных Брэйди с разрешения правительства в ходе Гражданской войны Севера и Юга в США.

До войны Брэйди был довольно успешным в плане заработка фотографом, президент Линкольн за портрет заплатил ему 5 долларов, например. Это были взятые на общих основаниях с клиента нормальные такие деньги. Но за годы Гражданской войны Мэтью, увлекшийся документированием событий, отснял многие тысячи фотопластинок и потратил на материалы и химикаты около 100 «штук» долларов, погрузившись в долги.

Война завершилась, зрители поохали над ужасами войны в фотографиях Брейди, и... всё. Изображения военных действий и их последствий никто не захотел покупать, все старались как можно быстрее забыть о руслах, по коим текли в те годы реки крови. Лишь в 1887 году Конгресс сжалился над первым в мире фоторепортером и приобрел для музея часть коллекции Брейди за 2840 долларов, но к тому времени Брейди уже был нищим алкоголиком и безутешным вдовцом. Фотограф ушел из мира в безвестности и безденежьи в 1896 году — Мэтью сбила машина и он попал в больницу-приют для бедных, где скончался от полученных физических и незалеченных душевных травм.

3. Франц Шуберт

Подобно художнику Ван Гогу, композитор Шуберт прожил короткую жизнь, но оставил после себя огромное множество культурных сокровищ. Франц Шуберт умер в 31-летнем возрасте, год спустя после смерти Бетховена, которому какое-то время старался подражать.

Так же как и Ван Гог , Шуберт не вкусил признания и славы при жизни, его музыка считалась некондицией в сравнении с великими произведениями Баха и Бетховена, неоспоримых авторитетов. Из-за финансовых неурядиц Франц Шуберт часто вел богемный образ жизни, в поисках пары «копеек» или тарелки еды скитаясь по друзьям, которые обзывали композитора «Маленьким Грибом».
На музыкальных тусовках Шуберт и его друзья вели себя подозрительно, потому бывали задержаны секретной полицией. Но даже такая потеря времени и отсутствие полноценного отдыха не снижали его музыкальной производительности. Которая в свою очередь подорвала его здоровье.

После смерти Шуберта от брюшнго тифа его музыка оказала влияние на таких знаменитых и успешных авторов, как Брамс и Мендельсон. За сложность и красоту мелодий Франца Шуберта сравнивали с величайшим соотечественником — Моцартом. Безусловно, уровень их гениальности сопоставим.

4. Уильям Блейк

Если бы не советский дядя Самуил Маршак, всю жизнь переводивший Блейка на русский язык, да некоторые рок-звезды-наркоманы, мы бы до начала постперестроечного культурного разговения не узнали бы о том, что жил и творил в Англии поэт и художник такой — Уильям Блейк.

При жизни Блейк нес в беседах такую несоответствующую «просвещенному» веку ахинею, а в стихах покушался на «святое», что немногие желали с ним знаться. Поэт умер в нужде, но у него не было долгов. Первым из творцов 18-го века он выступил против рационализма и из-за романтических настроений был признан «безумцем». Картины, коими Блейк иллюстрировал свои словесные шедевры, повергали тогдашних искусствоведов в ужас. Уильяму явно следовало родиться на 100-150 лет позже.

Когда Блейк умер в немолодом 65-летнем возрасте, его похоронили в неподписанной могиле. Скончался внезапно. Точное место его захоронения забыто, но незабвенно своеобразное творчество.

5. Оскар Уайльд

Лондонский денди ирландского происхождения, виртуозный «тролль» Оскар Фингал Уайльд при жизни был достаточно популярен и его литературные труды хорошо продавались. Но Уайльда сгубила высокая страсть к мальчикам, кто младше и красивее его, «любовь, что таит своё имя».

В 1895 году на суде за любовь к лорду Альфреду Дугласу высокопоэтичных оправданий Уайльда судьи не поняли, и посадили литератора на 2 года в тюрьму за содомию.

Заключение сломало несчастного . Друзья отвернулись от него, жена изменила фамилию свою и сыновей. Выйдя из тюрьмы, Уайльд тоже изменил свое имя и фамилию, уехав во Францию. Все деньги, остававшиеся на карманные расходы после покупки еды и ночёвки, писатель тратил на выпивку.


Спустя три года Уайльд простудил и заразил ухо, переночевав в плохую погоду на улице, не лечился и умер, лежа в дешевой гостинице с обоями в цветочек, от менингита. Доктора вызывали, но заплатить ему было нечем. Скульпторы представили покойного Уайльда существом с крыльями, а дамы зацеловали пьедестал существа губной помадой.

6. Эдгар По

Один из самых узнаваемых литераторов во всемирной истории, Эдгар Аллан По был чуть ли не первым писателем, попытавшимся прокормить себя исключительно литературой. Это и сейчас немногим удается, а в 19-м веке — тем паче. К несытому брюху писателя По приклеился ярлык «голодного художника».

В молодости По столкнулся с тем, что никто не хотел публиковать его стихи и рассказы. Лишь в 31-летнем возрасте, за 9 лет до смерти, Эдгару По выписали первый гонорар за сборник рассказов, но денежный перевод так и дошел до адресата. Родственники пытались вернуть упрямца в семью, иногда давали ему на пропитание небольшие денежные суммы.

Несколько лет Эдгар более-менее сносно жил, не голодая, с несовершеннолетней женой, своей племянницей, работал в журналах. Когда последний из печатавших статьи По журнал закрылся и внезапно умерла супруга, у писателя произошло помрачение рассудка и погружение в пьянство, не мешавшее ему писать гениальные рассказы. Осенью 1949 года писатель умер при мистических обстоятельствах. Спустя какое-то время Бодлер перевел произведения Эдгара По на французский язык и заразил ими всю Европу.

7. Ян Вермеер

Живший и творивший в 16 столетии художник Ян Вермеер нужды в почитателях таланта не испытывал, писал за большие деньги на заказ, но при этом надо было, во-первых, кормить 11 детей, во-вторых Вермеер работал очень медленно, уделяя безумное количество внимания и времени деталям интерьера, которые выписывал с фотографической четкостью.

Медлительность и педантизм, с годами не прошедшие, привели к тому, что за две картины в год люди платить много перестали. Голландия затеяла войну с Францией. И Вермеер узнал, что такое брать и возвращать кредиты, если неторопливое искусство плохо продается. Он умер в 1675 году в возрасте 43 лет. Наследство пришлось отдать кредиторам.



Статьи по теме: