Хибла герзмава личная жизнь муж. Оперная прима Хибла Герзмава: певица должна любить! Кстати, сына на каком поприще видите

Наиболее явные тембровые изменения в лучшую сторону я почувствовала ещё после рождения сына, то есть 12 лет назад. Была рада, что голос стал мягче, меньше уплощённого звучания, исчезла мельчайшая тремоляция, которая иногда мешала мне самой. Процесс «округления», возможно, продолжается, но сейчас я себя считаю лирико-колоратурным сопрано, с акцентом на «лирику». Какие-то коррективы в плане репертуара это несёт, уже не собираюсь петь Шемаханскую или Царицу Ночи в «Волшебной флейте». Но переходить на совсем «крепкие» партии вроде «Мадам Баттерфлай» , «Тоски», «Нормы» или даже Елизаветы в «Дон Карло» пока не собираюсь. Я из тех певиц, которые осторожны к выбору репертуара, в мои годы это особенно актуально, чтобы сохранить голос свежим. Джильда или Джульетта уже ни к чему, а вот Лючия, Виолетта или Мими –это сейчас моё.

- Последняя премьера в родном Театре – сразу три роли в «Сказках Гофмана» Ж.Оффенбаха. Такая «дерзость» - Ваша инициатива или замысел режиссёра?

Мало певиц в мире отваживаются исполнять эти три роли в один вечер, вернее даже четыре, считая финальную сцену Стеллы, настолько они разные и по звучанию, и по актёрским задачам. Из современных коллег сразу приходит на память Диана Дамрау, замечательно спевшая всех этих героинь в спектакле Баварской оперы. Я тоже такой идеи не вынашивала, предложил, даже уговорил, Александр Борисович Титель, спасибо ему.

Олимпия - не стопроцентно моя роль. Но чем больше я её впеваю, тем лучше получается, потому что диапазон позволяет, и очень нравится делать такую ребячливую, трогательную куколку.

- Да, отметила это в рецензии на премьеру, явный комический дар Хиблы, мало реализованный, к сожалению. А не хотелось бы что-то ещё более озорное попробовать – «Дон Паскуале», или «Дочь полка»?

Норину в «Дон Паскуале» я бы очень хотела спеть, а про «Дочь полка» не думаю, она для несколько иного голоса. Но, это правда, мне не хватает комедийных ролей, пошутить и посмеяться на сцене очень хочется. Жалею, что снимают с репертуара в Музыкальном театре «Летучую мышь», лукавая Адель мне была очень близка.

- Давайте поговорим о Вашей самой свежей большой работе – партии Вителлии в «Милосердии Тита» Моцарта, которую Вы исполнили в парижской Гранд-Опера в сентябре. Французские и наши рецензенты единодушны в восторженной оценке лично Вас. Это первая встреча с музыкой Моцарта на оперной сцене?

Да, Вителлия – моя первая крупная моцартовская партия. Я прочла довольно много исторической литературы по истории Древнего Рима, о времени правления императора Тита Флавия. Но главное, конечно, гениальная музыка Моцарта, которая словно «над сюжетом». Я приехала в Париж не просто с выученной партией, но с подготовленной ролью. И режиссёру, и дирижёру стало многое понятно сразу, на первой же репетиции.

- С кем Вы готовите-разучиваете новые партии, кто Ваше «сторонее ухо», столь необходимое певцу?

Крепкую вокальную основу, позволяющую активно выступать с разнообразным репертуаром, выдерживать жёсткий гастрольный график, я получила в Московской консерватории у моего профессора Ирины Ивановны Масленниковой. С третьего курса я попала в класс камерного ансамбля к профессору Евгении Михайловне Арефьевой. Она меня подготовила к Конкурсу Чайковского, ставшего трамплином в моей творческой биографии, с ней, главным концертмейстером и педагогом-репетитором нашего Театра занимаюсь и по сей день, готовлю роли в спектаклях. Её мнение, и «ухо» очень ценны для меня, я ей полностью доверяю.

- Услышим ли Вас в ближайшее время в русском репертуаре?

Мне вообще кажется, что русская оперная классика скуповата на партии для лирико-колоратурного сопрано.

- А как же Римский-Корсаков, если не Шемаханская, то его Марфа в «Царской невесте» или Волхова в «Садко» вполне подходят под эту категорию!

Отдельные арии я пою в концертах с огромным удовольствием. К сожалению, многие из его опер давно покинули московскую афишу. А на Западе оперы Римского-Корсакова большая редкость. Так сложилось, что мои зарубежные контракты связаны исключительно с западной музыкой, слышат меня и приглашают сейчас на европейский репертуар.

- Непременный на нашем портале вопрос о современной оперной режиссуре, о Ваших с ней взаимоотношениях. Ваше формирование как оперной актрисы состоялось под рукой А.Тителя – режиссёра во многом спорного, неоднозначного. Но все его постановки, слава Богу, не допускают присущего западным новинкам натурализма и грубости, за которые было бы стыдно перед отцами-основателями Вашего Театра – Станиславским и Немировичем-Данченко. И даже приглашённый из драмы Адольф Шапиро, поставивший «Лючию ди Ламмермур» в МАМТе, остался верным принципам условности оперного жанра. Вопреки опасениям критиков, Ваша Лючия вышла в финале в чистом, не окровавленном платье. Само это изумительное белоснежное «платье-гроб» действует очень сильно и неожиданно.

Моя Лючия вообще несколько иная, чем все привыкли. У неё и сумасшествие другое – спокойное, тихо-созерцательное. То, что спектакль ставил мастер драматического театра Адольф Шапиро, избавило постановку от вековых штампов. Я с большим уважением отношусь ко всем театрам, где идёт «Лючия ди Ламмермур», и ко всем исполнительницам, потому что роль, действительно, очень «кровавая» по своей тяжести для певицы. Но именно поэтому и не нужны настоящим любителям, которые идут в театр за катарсисом, а не за дешёвыми «трюками», красные кровяные подтёки на одежде героев. А для меня ещё очень важно разным звуком, тембром подчеркнуть развитие образа. Ведь не секрет, есть виртуозные певицы, что поют белькантовый репертуар технически безупречно, но однообразно с начала и до конца спектакля. Мне самой слушать такое исполнение скучно, поэтому стараюсь быть максимально выразительной именно средствами вокала. Всегда слышу, вкладывает ли певец частичку сердца и души в исполнение. Если это есть – могу простить даже технические огрехи, мы живые люди, но всячески избегаю холодного механистического вокала, устаю слушать такие голоса. От новых появляющихся имён я жду прежде всего красоты и чистоты тембра, и тепла.

- Вернёмся к оперной режиссуре как таковой. В Москве Вам везёт на умных, понимающих специфику жанра постановщиков. А что в Европе-Америке? Приходилось ли переступать через какие-то моральные, этические принципы?

Пока, чтобы не сглазить, миновало! Я не знаю, как бы отреагировала на предложение к участию в чересчур откровенной постановке. Возможно, включила бы свой профессионализм и попыталась найти нечто новое, интересное. Но, честно говоря, побаиваюсь, не жажду. Я люблю современные спектакли, но только те, где есть вкус и на сцене не переходят грань театральной условности.

- Отсюда вытекает мой самый личный вопрос к певице Хибле Герзмаве, как к маме сына-подростка. Ваш Сандро уже причастен к театру, поёт в детском хоре МАМТа, участвует в спектаклях. Как складываются его отношения с оперой?

Я привела сына в театр «работать» прежде всего, чтобы больше проводить времени вместе во время моих теперь уже нечастых приездов в Москву. И потом, театральное расписание, репетиционный процесс ведь очень дисциплинируют, о чём многие и не догадываются! Сейчас у Сандро началась возрастная мутация голоса, его перевели в другую хоровую группу. Но он с большим удовольствием бегает по сцене, иногда участвует и в одних спектаклях со мной. Им приходится петь и на разных языках, что хорошо. Всё это раскрепощает ребёнка, но и воспитывает одновременно. Мне кажется, что ему театральная жизнь помогает и в учёбе. Он организован, знает, что нельзя опаздывать и подводить «команду» - в этом важная часть воспитания. Я очень благодарна нашим педагогам детского хора –Татьяне Леоновой и Алле Байковой за правильную работу с ребятами.

- Но ведь «пыль кулис» такая заразная сладкая отрава! Вдруг парень захочет пойти по стопам, если не запеть, то стать драматическим артистом?

Я почти уверена, что певцом сын не будет. Про драматическое поприще Сандро уже заговаривал, и я не против в принципе, но только после полного взросления. Самое главное – направить ребёнка, а там сам будет думать и выбирать. У мальчика хорошо идёт математика и голова склонна к точным наукам – будем ориентировать его на это.

- Что, на Ваш взгляд, стоит показывать повзрослевшим, но ещё детям в современном музыкальном театре, а от чего воздержаться?

Сандрик с ранних лет слышит дома хорошую музыку: классику, джаз, народные мелодии. Но я не сторонница того, чтобы показывать детям что-то тяжёлое для восприятия их психики. Он ещё маленьким стал ездить со мной на гастроли, сейчас стараюсь брать его, когда совпадают каникулы. И всегда мы идём живьём посмотреть оперы в лучших театрах мира, подходящие по возрасту. Но, допустим, на «Саломею» Р.Штрауса пока его не поведу, даже со звёздным составом.

Вырастет – сам определит, что ему интересней, к счастью, выбор оперных спектаклей на DVD в отличном качестве сейчас огромен. Его восприятие подростка сильно меняется, через два-три года на многое он уже будет смотреть иначе. Есть масса классики и вне оперного жанра, с которой хотелось бы познакомить ребёнка именно сейчас – книги, фильмы, драматические спектакли.

Но, к слову, нашу нашумевшую своим «неприличием», то есть мужским стриптизом на балу «Травиату», Сандро всё же посмотрел и не впечатлился, не акцентировал этот момент. Гораздо интересней обнажённых торсов ему были бильярдные кии в руках у танцоров. Мальчик как раз стал ходить заниматься на бильярде, ему это очень интересно, и первое, что он заметил, что юноши танцуют с киями в руках.

Он честно заявил мне, что не любит те спектакли, где мои героини умирают в конце. Поэтому самая лучшая моя роль в восприятии сына – Адина в «Любовном напитке». Очень хочу, чтобы этот жизнерадостный остроумный спектакль возобновили у нас в Музыкальном театре, окончательно выучив по-итальянски и речитативы.

- А как сыну «Сказки Гофмана» - видела его умное личико в очках на премьере?

Очень понравилось! Особенно Кукла Олимпия: «Мама, ты такая смешная, милая, походка игрушечная. Очень хвостики хорошие!» Но признался, что испугался, когда Олимпия потеряла глаза, выскочила с чёрными провалами на лице в финале 1-го акта.

- В этом возрасте очень естественна мальчишеская ревность к любым представителям мужского пола, в данном случае – Вашим партнёрам.

Вот этого, к счастью, нет. Во-первых, Сандро в театре с раннего детства, и все мои оперные возлюбленные - его знакомые, со многими ребятами общается в Фейсбуке. Потом, я ещё раньше объяснила, что это – Театр, такая работа. Но если я пришла домой, то не продолжаю играть, как персонаж Сомерсета Моэма великая актриса Джулия Ламберт, я просто любящая мама. Закрыв дверь, я становлюсь обычной женщиной: домашней, уютной, тёплой.

- Помню, что по первому, училищному диплому Вы – пианистка, и даже занимались факультативно на органе в Московской консерватории. Удаётся ли сейчас находить время для фортепиано, поддерживать уровень?

Я всегда благодарна своим педагогам по фортепиано за то, что и сегодня владею инструментом. Вообще считаю, что певцам, играющим на каком-либо инструменте, повезло, у них более осмысленное звуковедение, глубже понимание музыки. Сейчас у меня мало времени заниматься на рояле, но дома или в узком кругу друзей могу поиграть немножко джаз.

- Про джаз очень интересно. Как удаётся совмещать оперное и джазовое пение, эти манеры столь различны, и мало кто даже из великих певцов отваживается на такое?

Слушая и исполняя джазовую музыку, я отдыхаю. У меня отдыхают уши! Работа с микрофоном -это отдельная тема, нужно знать много нюансов, посыл голоса и ощущения другие. Я безумно счастлива, что есть такие друзья как Даниил Крамер и Яков Окунь с которыми мы вместе выступали в Пицунде в джазовой программе. С Даниилом Крамером есть сольная программа, такой экслюзив, «Опера, Джаз, Блюз», которую мы поём на сцене нашего театра. Это очень значимо для меня, и я ему очень благодарна.

С Яковом Окунем мы музицируем в несколько ином, фольклорном стиле. Впервые в его джазовой обработке прозвучала у меня абхазская народная «Песня о скале», за что сердечно признательна.

Особая страница – ансамбль с Денисом Мацуевым, он мой хороший, близкий друг. Один из лучших наших современных академических пианистов прекрасно играет и джазовые импровизации, различные шлягеры. С ним мы недавно записали несколько номеров для Новогодних программ на телевидении, полных озорства и юмора. Их можно будет увидеть вечером 31 декабря, там будет даже особый сюрприз, не скажу пока какой! Надеюсь, что в мае поедем с Денисом в Пицунду, в рамках моего ежегодного джазового фестиваля в команде с басистом Андреем Ивановым и ударником Дмитрием Севостьяновым. Хочу и дальше продолжать моё джазовое «хобби».

- Хибла, не хочется лишний раз употреблять до неприличия затёртое и опошленное всякими «фабрикантами» слово «Звезда». Но, просто как документальный факт. Вы сейчас в Москве, пожалуй, самая известная оперная певица. У Вас есть своя постоянная публика, собираете аншлаги на спектаклях, довольно часто можно увидеть Вас по телевидению, что для многих основной критерий популярности. Про родную Вам Абхазию просто молчу, наверное, даже в горных сёлах о Вас знают, и заслуженно гордятся. А я, общаясь, вижу нормальную, без фанаберии женщину, и труженицу-вокалистку, которая, не стесняясь, говорит про неудачную каденцию в последнем спектакле. Когда вокруг сплошные народные восторги и пышные эпитеты, как Вам удаётся сохранить «трезвую» голову, не впасть в эйфорию «дивизма»?

Я всегда благодарна за волну позитива, исходящую от публики, от поклонников. Но сама то понимаю, что на «все сто» отлично не бывает никогда, как ни старайся. Я беру положительные эмоции себе «в копилочку», но всё равно знаю, что получилось, а что нет. Анализ у меня работает чётко, и больше, чем я сама себя - меня никто не «ест».

- И если случайная фальшивая нотка слышите?

Конечно! Слышу и страдаю, коли вдруг проскакивает такой «грех». Остро реагирую на неточную, как правило, заниженную интонацию у партнёров. Пение – это одновременно умственный, психический и физический труд.

- Насколько могу судить, Вы «дружите» с компьютером, интернетом, фейсбуком. Как относитесь к спонтанным выкладкам Ваших выступлений в YouTube?

Больше всего раздражает, когда некий пользователь так опьянён собственной значимостью, и тем, что он побывал на элитарном мероприятии, что выкладывает в Сеть абсолютно любительские некачественные кадры! Ну как можно это слушать и смотреть, если дешёвенькая камера мобильника в руках трясётся, изображение прыгает, звук – хуже чем с граммофонной пластинки! Нет, если записано-снято качественно – да ради Бога, пусть люди услышат и посмотрят. Но чтобы загружать свои съёмки для всеобщего обозрения нужно обладать хоть элементарными навыками, а не делать это халтурно, лишь бы отметиться.

- Ваши впечатления от студийной работы над аудиодисками?

Запись – это всегда ужасно, адски трудно. Для меня легче спеть вживую несколько спектаклей, чем провести смену в студии. Есть голоса, которые очень выгодно звучат в звукозаписи, но я себя к таковым не отношу. Не нравлюсь сама себе со стороны и всё тут! Ну, разве что в редких случаях.

Более 10 лет назад я записала несколько русских программ для японской звукозаписывающей компании. В частности, практически заново открыла циклы романсов Н.Мясковского, и М.Ипполитова-Иванова. Сейчас я пою по-другому, и думаю их записать заново. Другая программа намечена из наших классиков: Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов. И ещё, хотелось бы выпустить диск – «бытовые» романсы 19-го века: Алябьев, Варламов, Гурилёв и др. Все мои записи камерной музыки мы делали вместе с потрясающей пианисткой и близкой подругой Екатериной Ганелиной, с ней же планирую и будущие проекты.

Главная мечта - сольный диск оперных арий с НФОР и любимым маэстро Владимиром Спиваковым.

И, конечно же, – джаз, моя постоянная нежная «слабость», накопилось довольно много материалов с живых концертов, с моего фестиваля в Пицунде, но всё время мучают некоторые «блохи» - недоделки, хотелось бы переписать всё это качественно.

- Чисто женское. Нравятся Ваши концертные туалеты – они всегда подчёркивают только лучшее в фигуре, интересны по цвету, разные, но объединены определённым стилем.

У меня есть стилисты, которые занимаются костюмом, причёской, макияжем. Но если предложенный вариант не нравится лично мне, то не выйду так в концерте, даже если это супермодно. Считаю, что женщина на сцене просто обязана быть красивой, стильной и ухоженной. Артистка должна быть Мечтой – безупречная, в самом дорогом изысканном наряде. Мне удачное платье даёт ощущение прямой спины, когда я себя чувствую красивой – я по-другому пою!

- Напоследок, не будем оригинальны, про творческие планы на ближайший сезон.

Буквально на днях улетаю на месяц в Нью-Йорк, чтобы спеть «Богему» в Метрополитен-Опера в возобновлении классической постановки Ф.Дзефирелли. В родном МАМТе буду периодически появляться в «Травиате», «Лючии ди Ламмермур», «Сказках Гофмана». В декабре, 21-го, там же, в Театре будет вечер под названием: «Опера, Джаз, Блюз». 13 февраля должен состояться мой сольный концерт в Большом зале Московской консерватории.

И, пожалуй, главное ожидание на сегодняшний момент – предстоящее участие в «Дон Жуане» Моцарта в лондонском «Ковент-Гарден» в январе 2012 года. Это будет моя первая Донна Анна, но вторая, после «Милосердия Тита» счастливая встреча с Гением за один сезон. Кому интересны мои планы и передвижения по свету - всегда найдёт расписание на официальном сайте . Добавлю только, что там указаны даты на ближайшие полгода, а гастроли у меня расписаны до 2014 –го. В основном это МЕТ, Ковент-Гарден, Венская Опера и другие ведущие сцены мира. Однако и в Москве, и по другим городам России, и в родной Абхазии я тоже буду петь, обещаю.

P.S.

В процессе редактирования текста интервью стало известно, что Хибла Герзмава номинирована на высшую российскую театральную премию «Золотая Маска» 2011 года как лучшая оперная певица за исполнение одновременно всех главных женских партий в спектакле МАМТа «Сказки Гофмана». Решение жюри мы узнаем, как всегда, весной. Но сам факт выдвижения артистки внушает оптимизм – редко когда вокальный «почти подвиг» вызывает столь горячий отклик у зрителей.

Несколько лет назал узнала эту потрясающую певицу. Её голос просто завораживает. Хочу познакомить вас с ней.

Биография

Хибла Герзмава родилась в рождественский сочельник, 6 января 1970 года, в абхазском курортном городе Пицунда в семье переводчика с немецкого языка-гида «Интуриста» и старшего администратора пансионата «Пицунда». По-абхазски имя Хибла означает «златоглазая» ,фамилия Герзмава означает «волк», «волчица». В трёхлетнем возрасте отец привёз Хибле из Германии пианино. С детства пела и играла на рояле. Девочка выросла возле Пицундского православного собора , где звучала органная музыка . Свою артистическую стихию впервые почувствовала в юности, когда в пицундском Курортном зале выступал абхазский ансамбль песни и танца «Шаратын », сильное впечатление на Хиблу произвели также выступления скрипачки Лианы Исакадзе .

Рано, в 17 и 19 лет, осталась без родителей что оказало влияние на мировоззрение и выбор певческой профессии. Училась в музыкальной школе в Гагре . Окончила сухумское музыкальное училище по классу фортепиано , мечтала стать органисткой. Её преподавателями в Сухуме были Карлен Яврян и Жозефина Бумбуриди.

В 2001 году организовала в Абхазии ежегодный музыкальный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает…». Ведущим фестиваля много лет являлся Святослав Бэлза . В 2014 году фестиваль переехал в Москву.

В 2008 году Герзмава получила приглашение в Большой театр , однако отказалась из-за частых гастролей по всему миру.

За время своей карьеры Герзмава выступала на сценах Мариинского театра в Санкт-Петербурге , Театра Коммунале во Флоренции , Метрополитен Опера в Нью-Йорке, Ковент-Гарден в Лондоне , Венской государственной оперы, Гранд Театро де Лисео вБарселоне , Софийской Национальной оперы в Болгарии, Театра Елисейских полей в Париже, Палау де лез Арт королевы Софии в Валенсии и других площадках. Участвовала в гастролях Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в Южной Корее и США . Выступала на Людвигсбургском фестивале в Германии . Гастролировала с концертными программами в Швеции, Франции, Голландии, Великобритании, Австрии, Бельгии, Испании, Греции, США, Японии, Турции.

Хибла Герзмава в разводе, у неё есть сын Сандро (род. 1998), пел в детском хоре Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, иногда участвовал в спектаклях с мамой.

У Хиблы есть младший брат, от него двое племянников. Брат закончил

Хибла Герзмава родилась в 1970 году в Пицунде. В 1989 году окончила Сухумское музыкальное училище по классу фортепиано, в 1994 - Московскую консерваторию по классу сольного пения (у профессора И.Масленниковой и профессора Е.Арефьевой), в 1996 - аспирантуру у И.Масленниковой. Также три года факультативно занималась в классе органа.

В годы учебы завоевала ряд премий на престижных международных конкурсах: «Вердиевские голоса» в Буссето (III премия), им. Н.А.Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (II премия), им. Ф.Виньяса в Испании (II премия). Наибольшего успеха певица достигла на Х Международном конкурсе им. П.И.Чайковского в Москве в 1994 году, завоевав Гран-при - единственное за всю более чем полувековую историю этого состязания.

С 1995 года Хибла Герзмава - солистка Московского академического музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко (дебютировала в партии Мюзетты в опере Пуччини «Богема»). В репертуаре певицы партии в операх «Руслан и Людмила» Глинки, «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Золотой петушок» и «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» Чайковского, «Мавра» Стравинского, «Обручение в монастыре» Прокофьева, «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини, «Лючия ди Ламмермур», «Любовный напиток» и «Дон Паскуале» Доницетти, «Риголетто», «Травиата», «Бал-маскарад» и «Фальстаф» Верди и ряде других, в оперетте И. Штрауса «Летучая мышь».

С театром им. Станиславского и Немировича-Данченко певица гастролировала в Корее, США и других странах. Пела на сценах Мариинского театра, «Театро Комунале» во Флоренции, «Гранд Театро де Лисео» в Барселоне, Софийской Национальной оперы в Болгарии, Театра Елисейских Полей и Театра дю Шатле в Париже, театра «Ковент Гарден» в Лондоне, Палау де лез Артс Королевы Софии в Валенсии, Токийском Бунка Кайкан в Японии и других.

Хибла Герзмава постоянно выступает с концертными программами. В концертном репертуаре певицы - 9-я симфония Бетховена, Реквиемы Моцарта и Верди, оратории Генделя («Иуда Маккавей») и Гайдна («Сотворение мира», «Времена года»), «Кофейная кантата» Баха; вокальные циклы Шумана («Любовь и жизнь женщины»), Р.Штрауса («Четыре последние песни»), Равеля («Шехеразада»); романсы Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Прокофьева, Мясковского, Ипполитова-Иванова.

Певице рукоплескали залы России, Швеции, Франции, Голландии, Бельгии, Австрии, Испании, Греции, Турции, США, Японии. Сотрудничает с В.Спиваковым и Национальным филармоническим оркестром России и «Виртуозами Москвы», А.Рудиным и оркестром Musica Viva, В.Гергиевым, В.Федосеевым, А.Лазаревым, М.Плетнёвым, В.Синайским, Ю.Башметом, Л.Маазелем. Участница фестивалей в Людвигсбурге (Германия; исполняла партию Евы в «Сотворении мира» Й.Гайдна и партию Ангела-хранителя в опере Э. де Кавальери «Представление о Душе и Теле»), в Кольмаре (Франция), «Владимир Спиваков приглашает…», «Посвящение…» в Государственной Третьяковской галерее, ArsLonga и других. Записала несколько компакт-дисков: Ave Maria, «Хибла Герзмава исполняет русские романсы», «Восточные романсы Хиблы Герзмава» и другие.

Певица - один из организаторов Фестиваля классической музыки «Хибла Герзмава приглашает», который проводится в Абхазии с 2001 года. Она была членом жюри конкурса имени Валерии Барсовой в Сочи и «Конкурса конкурсов» на Собиновском фестивале в Саратове.

Искусство Хиблы Герзмава отмечено многими наградами. Она - лауреат театральной премии Московского оперного фестиваля (2000) в номинации «Лучшая певица», лауреат театральной премии «Золотой Орфей» (2001) в номинации «Лучшая певица года». В 2006 удостоена званий заслуженной артистки РФ и народной артистки Республики Абхазия.

Она была удостоена Российской оперной премии Casta Diva и Национальной театральной премии «Золотая Маска» за исполнение партии Лючии в спектакле театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко «Лючия ди Ламмермур», Премии города Москвы за исполнение ведущих партий в операх «Травиата», «Лючия ди Ламмермур» и в спектакле-концерте «Вечер классической оперетты». В сентябре и октябре Хибла Герзмава блестяще дебютировала на сцене Нью-Йоркской «Метрополитен Опера» в опере Оффенбаха «Сказки Гофмана» (Антония/Стелла).

Певица постоянно выступает с концертными программами. В концертном и камерном репертуаре певицы - 9-я симфония Бетховена, Реквиемы Моцарта и Верди, оратории Генделя («Иуда Маккавей») и Гайдна («Сотворение мира», Времена года»), «Кофейная кантата» Баха; вокальные циклы Шумана («Любовь и жизнь женщины»), Р.Штрауса («Четыре последние песни»), Равеля («Шехерезада»); романсы Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Прокофьева, Мясковского, Ипполлитова-Иванова.

Хибле Герзмава рукоплескали залы России, Швеции, Франции, Голландии, Бельгии, Австрии, Испании, Греции, Турции, США, Японии. Она сотрудничает с В. Спиваковым и его оркестрами «Виртуозы Москвы» и Национальным филармоническим, А.Рудиным и оркестром Musica viva, В.Гергиевым, В.Федосеевым, А.Лазаревым, М.Плетнёвым, В.Синайским, Ю.Башметом, Л.Маазелем. Участница фестивалей в Людвигсбурге (Германия; исполняла партию Евы в «Сотворении мира» Й.Гайдна и партию Ангела-хранителя в опере Э. де Кавальери «Представление о Душе и Теле»), в Кольмаре (Франция), «Владимир Спиваков приглашает…», «Посвящение…» в Государственной Третьяковской галерее, ArsLonga и др. Записала несколько компакт-дисков: Ave Maria, «Хибла Герзмава исполняет русские романсы», «Восточные романсы Хиблы Герзмава» и др.

Певица - один из организаторов Фестиваля классической музыки «Хибла Герзмава приглашает», который проводится в Абхазии с 2001 года. Принимает участие в работе жюри международных конкурсов: им. Барсовой в Сочи, "Конкурса конкурсов" на Собиновском фестивале в Саратове и др.

Искусство Хиблы Герзмава отмечено многими наградами. Она - лауреат театральной премии Московского оперного фестиваля (2000) в номинации «Лучшая певица»; лауреат театральной премии «Золотой Орфей-2001» в номинации «Лучшая певица года». В 2006 удостоена званий заслуженной артистки РФ и народной артистки Абхазии.

Особенно щедрым на запоминающиеся события стал в биографии певицы 2010 год.

Она была удостоена Российской оперной премии Casta diva и Национальной театральной премии «Золотая Маска» за исполнение партии Лючии в спектакле Театра им. К.С. Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко «Лючия ди Ламмермур», Премии города Москвы за исполнение ведущих партий в операх «Травиата», «Лючия ди Ламмермур» и в спектакле-концерте «Вечер классической оперетты». В сентябре-октябре Хибла Герзмава блестяще дебютировала на сцене Нью-Йоркской «Метрополитен опера» в опере Оффенбаха «Сказки Гофмана» (Антония/Стелла, 7 спектаклей).

Хибла Герзмава – оперная артистка «нового типа», как о ней пишет пресса. Хибла поражает поклонников не только вокальными данными, но и тонкой актерской игрой, изяществом, продуманностью образа. Певица всем своим видом дарит ощущение сказки, что сделало артистку не только признанной оперной дивой, но и иконой стиля.

Хибла Леварсовна Герзмава родилась 6 января 1970 года в абхазском курортном городе Пицунде. Семья девочки была совсем не музыкальной. Мать будущей оперной певицы – переводчик с немецкого, отец – старший администратор пансионата «Пицунда». В переводе с абхазского Хибла означает «златоглазая», фамилия артистки переводится как «волчица».

Когда маленькой Хибле было три года, отец привез из Германии пианино, на котором с тех пор пыталась учиться играть будущая оперная певица. Эта внезапная покупка определила будущую биографию певицы, подтолкнув девочку к музыке. В скором времени Хибла стала петь и играть на рояле.

Детство Хиблы прошло около Пицундского православного собора, через стены которого постоянно звучала органная музыка. Впервые Герзмава почувствовала в себе артистическую тягу еще в юности, когда посетила выступление абхазского коллектива песни и танца «Шаратын». Также она была поражена выступлением скрипачки Лианы Исакадзе. С ростом девочки росло и ее увлечение музыкой.


Герзмава рано потеряла родителей. Когда ей было 17, а потом 19 лет, один за другим ушли ее родители. У девушки остался только младший брат. Этот факт повлиял на дальнейшую биографию Хиблы Герзмавы. Уже в этом возрасте девушка твердо решила, что ее выбор – это творческая профессия. В связи с этим решением она закончила музыкальную школу в Гагре, затем музыкальное училище по классу фортепиано.

С 1989 по 1994 годы училась в Московской консерватории на вокальном факультете. В 1996 году закончила ассистентуру при консерватории. Параллельно занималась три года музыкой по классу органа, освоив в итоге любимый инструмент.

Музыка

За рубежом Герзмава впервые «засветилась» в 1993 году. Тогда Хибла приняла участие в конкурсе «Вердиевские голоса», получив третью премию. Спустя год ее узнали по конкурсам имени в Санкт-Петербурге и Франциско Виньяса в Испании, где певица получила второе место. Триумфальный успех пришел в студенческие годы на 10-м Международном конкурсе имени . Это было в 1994 году, она исполнила финальную арию Розины, завоевав Гран-при.


Певицу часто сравнивают с оперной артисткой . Они в чем-то похожи: обе молодые и привлекательные женщины, обе южанки и в силу особенностей голоса и типажа исполняют одинаковые партии на сцене.

Нетребко стала известной на пять лет раньше Хиблы и, сложись обстоятельства по-другому, вполне могла бы вытеснить конкурентку со сцены. Вместо этого две оперные дивы поделили музыкальный мир пополам. Анна – певица петербургской школы, Хибла училась и чаще выступает в Москве. Даже играя одни и те же роли, они блистают на разных, но одинаково значимых сценах. Например, прославившую обеих Донну Анну Нетребко спела в «Ла Скала» в Милане, а Герзмава в «Ковент-Гардене» в Лондоне.


За время насыщенной карьеры оперная певица Хибла Герзмава выступала на великих сценах мира. Среди них Мариинский театр Санкт-Петербурга, Театр Коммунале во Флоренции, Метрополитен Опера в Нью-Йорке (дебют в 2010 году), Ковент-Гарден в Лондоне (уже упомянутая партия Донны Анны в 2012 году), Венская государственная опера, Гранд Театро де Лисео в Барселоне, Софийская Национальная опера в Болгарии, Театр Елисейских полей в Париже, Палау де лез Арт королевы Софии в Валенсии.

Певица сотрудничала со многими легендами музыкальной сцены. Среди них пианист-виртуоз , дирижер и скрипач , пианист Николай Луганский, оркестр Music Viva, певец и саксофонист и другие.


Хибла Герзмава участвует и в современных спектаклях. Но, конечно же, не во всех, а только в постановках со вкусом, где не переходят грань театральных условностей. За границей певица исполняет на бис песни на родном абхазском. На ее спектаклях собирается многочисленная публика как в Москве, так и в Нью-Йорке.

Оставила свой след певица и в камерном жанре классической музыки, записав ряд пластинок под названием «Хибла Герзмава исполняет русские романсы», «Восточные романсы Хиблы Герзмавы», а также диски с циклами романсов Николая Мясковского, Михаила Ипполитова-Иванова. На счету Хиблы множество видеозаписей исполнения песен, романсов и арий, есть видеоверсии оперных постановок, где поет артистка. В 2016 году певица выпустила клип на вокальное произведение «Сероглазый король», созданное на стихи .

Однако главной музыкальной любовью Хиблы был и остается джаз. Она участвовала в концертах Даниила Крамера. Проект носил название «Опера. Джаз. Блюз». Певица и пианист гастролировали по России и Европе и не просто повторяли одни и те же композиции, а изменяли программу каждые полгода. В 2016 году музыканты выпустили альбом с одноименным названием, куда вошли лучшие произведения из их программы. Сотрудничала Хибла и с прославленным джазовым саксофонистом Георгием Гараняном.

В феврале 2014 года Хибла Герзмава исполнила «Олимпийский вальс» на закрытии сочинских Олимпийских игр. Певица поучаствовала в романтичном шоу во время Сочи-2014: артистка пела, пока корабль «Вестник весны» вез ее по воздушному морю.

22 февраля 2015 года Хибла появилась в шоу «Один в один» телеканала «Россия 1» в качестве члена жюри. Во время выступления в образе Хиблу попросили исполнить на бис любимый всеми хит «Вечная любовь», что певица сделала безупречно.

В декабре 2016 года певица спела партию в опере «Дон Карлос». Постановка отличалась звездным составом, но почти все участники были известны по сольной вокальной карьере, поэтому зрители с нетерпением ждали увидеть их вместе на одной сцене. Гвоздем программы должен был стать , но из-за серьезной болезни певец отказался от участия, и его заменил Ильдар Абдразаков, которого позже журналисты назвали «секс-символом оперного мира».


В конце этого же года разразился скандал. Перед матчем Кубка «Первого канала» по хоккею Хибла должна была исполнить гимн Российской Федерации, но, как многим показалось, забыла или перепутала слова. Артистка извинилась и попросила дать ей возможность исполнить эту композицию заново, но организаторы отказали в просьбе.

Эта ошибка певицы вызвала поток осуждения в прессе. На следующий день Федерация хоккея РФ высказала другую версию происходящего. По словам ее президента, произошли технические неполадки, поэтому музыка звучала медленнее, чем положено, что и запутало исполнительницу. Федерация принесла официальные извинения Хибле Герзмаве.

Этот инцидент не смог помешать карьере артистки. Герзмава и сейчас остается востребованной на оперной сцене. На официальном сайте певицы ее выступления расписаны на несколько месяцев вперед.

Личная жизнь

О личной жизни Хибла Герзмава говорит неохотно. Мало кто знает, почему муж Хиблы теперь живет отдельно. От совместного брака у них растет сын Сандро 1998 года рождения. Мальчик с детства пел в хоре Московского театра им. и Владимира Немировича-Данченко. Иногда Сандро участвовал в спектаклях вместе со знаменитой мамой. Фото сына часто появляются в персональном «Инстаграме » певицы.


Семейная жизнь артистки так и остается тайной, но, как считают журналисты, новых детей и мужа у оперной певицы нет. Хибла поддерживает тесные отношения с младшим братом Лорецом, который получал образование в МГИМО и Сорбонне. Теперь семья брата живет на две страны – Францию и Абхазию. Родовое гнездо Герзмавы находится в поселке Дурипш, где родные собираются в летние месяцы года. Там же остались могилы отца и матери.

Хибла Герзмава много сил и средств выделяет на благотворительность. Певица финансово поддерживает музыкальные коллективы и молодых артистов Абхазии. До 2014 года в летние месяцы на территории Пицундского музейного комплекса проходил музыкальный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает...», который после был перенесен в Москву. Неизменным ведущим мероприятия был Святослав Бэлза. В течение трех вечеров публика знакомилась с творчеством молодых музыкантов, исполнителей классической и джазовой музыки.

В марте 2018 года на сцене Большого театра состоялось вручение Первой международной музыкальной премии BraVo. Хибла Герзмава удостоилась чести стать лауреатом в номинации «Лучший классический женский вокал». Там же посмертно был награжден Дмитрий Хворостовский в категории «Лучший классический альбом года» за запись диска «Верди. Риголетто». Также наград удостоились солист Мариинского театра Ильдар Абдразаков, пианист и другие.

Партии

  • Людмила, «Руслан и Людмила»
  • Царевна-Лебедь, «Сказка о царе Салтане» Н. Римский-Корсаков
  • Розина, «Севильский цирюльник»
  • Адина, «Любовный напиток» Г. Доницетти
  • Виолетта Валери, «Травиата»
  • Мими и Мюзетта, «Богема»
  • Нимфа, «Дафна» М. да Гальяно
  • Адель, «Летучая мышь»
  • Донна Анна, «Дон Жуан»,
  • Вителлия, «Милосердие Тита», В. А. Моцарт
  • Лю, «Турандот», Дж. Пуччини
  • Амелия Гримальди, «Симон Бокканегра», Дж. Верди

Герзмава Хибла - известная отечественная оперная певица родом из Абхазии. Она поет сопрано. В настоящее время является солисткой музыкального театра имени Немировича-Данченко, расположенного в Москве. Имеет звание народной артистки Абхазии и народной артистки России. Хорошо известна не только в нашей стране, но и во всем мире. Выступала на сцене Мариинского театра, Метрополитен-опера, Римской оперы, Королевской оперы "Ковент-Гарден" в Лондоне, крупнейших и популярнейших сценических площадках мира.

Биография певицы

Герзмава Хибла появилась на свет в 1970 году. Она родилась в курортном абхазском городке Пицунда. В переводе с местного языка ее имя означает "златоглазая".

Заботливый отец привез еще трехлетней Хибле Герзмава пианино из Германии. С детства она начала петь, а со временем и играть на рояле. Детство героини нашей статьи прошло под стенами православного храма в Пицунде, она постоянно слушала доносившуюся оттуда органную музыку. Еще в школьном возрасте начала выступать в эстрадных коллективах. Первого успеха добилась в ансамбле песни и танцы "Шаратын" в Пицунде.

Юность ее сложилась трагически. К 18 годам умерли ее отец и мать. Это оказало сильное влияние на ее мировоззрение.

Получать музыкальное образование она отправилась в музыкальную школу в Гагры. В Сухуми стала выпускницей музыкального училища по классу фортепиано. С детства мечтала стать органисткой, впечатленная услышанным в детстве в соборе.

В 1989 году Хибла Герзмава, фото которой есть в этой статье, отправилась покорять г. Москву. Она поступила в столичную консерваторию, которую с успехом окончила в 1994 году.

Профессиональная карьера

Герзмава Хибла не только успешно окончила вокальный факультет, но и три года посещала факультативные занятия, чтобы обучиться игре на органе.

Обратила на себя пристальное внимание зарубежных специалистов, когда заняла третье место на конкурсе в итальянском Буссето, а затем второе на престижном вокальном фестивале в Испании в Виньясе и конкурсе имени Римского-Корсакова, который состоялся в Санкт-Петербурге.

В студенческие годы крупной победы героиня нашей статьи добилась на международном конкурсе имени Чайковского, который состоялся в российской столице в 1994 году. Она исполнила арии Снегурочки и Розины, заслуженно завоевав Гран-при.

В 1995 году она стала выступать в музыкальном театра имени Немировича-Данченко. До сих пор остается его солисткой. Даже несмотря на то, что в 1998 году получала приглашение выступать в Большом театре, но была вынуждена отказать из-за напряженного гастрольного графика.

Творчество певицы

За свою карьеру певица Хибла Герзмава исполнила десятки партий в известных постановках столичного музыкального театра.

Среди самых успешных специалисты отмечают Людмилу в опере "Руслан и Людмила" Глинки, Царевну-Лебедь в "Сказке о царе Салтане" Римского-Корсакова, Розину в "Севильском цирюльнике" Россини, Адель в "Летучей мыши" Штрауса, Медею в одноименной опере Керубини.

Участие в фестивалях и конкурсах

На счету Герзмавы Хиблы немало побед на престижных конкурсах. Например, в 2008 году она триумфально выступила на музыкальном фестивале Crescendo. В том же году исполняла партию Татьяны в опере Чайковского "Евгений Онегин" на сцене "Ковент-Гарден" в Лондоне. За свою карьеру она побывала на самых известных театральных площадках мира.

В 2010 году дебютировала в Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Там ей досталась невероятно сложная партия Антонии в опере, написанной Жаком Оффенбахом, под названием "Сказки Гофмана". Мало кто из мировых оперных звезд решается ее исполнять, потому что это единственный спектакль на мировой оперной сцене, в котором в рамках одного произведения приходится исполнять сопрано сразу четырьмя разными голосами. Героини нашей статьи это с блеском удалось, после чего она заслужила звание одной из величайших оперных певиц мира. В наши дни такие эксперименты с успехом реализует только еще одна оперная исполнительница - это немка Диана Дамрау.

С 2011 года Герзмава выступает в Римской опере. Там она исполняет партию Мими в опере Пуччини "Богема", а также партию Лю в еще одной опере Пуччини под названием "Турандот".

В 2012 году Хибла вернулась на сцену "Ковент-Гарден" в образе Донны Анны. "Дон-Жуан" Моцарта в том сезоне прошел в Лондоне на ура. Параллельно певица исполняла партию Лю из "Турандот" в Метрополитен-опера.

Тогда же продолжились ее опыты с уникальным голосом. Она вышла на сцену Венской оперы в "Милосердии Тита" со сложной партией Вителии, которую сегодня, вообще, мало кто берется исполнять. В этом произведении Моцарта она представила присущие ей речитативы, а также продолжительные арии с разнообразным вокальным диапазоном. Эту же роль она в том сезоне исполняла во французской "Гранд-опера".

Участие в современных постановках

Примечательно, что героиня нашей статьи регулярно принимает участие не только в классических, но и в современных экспериментальных постановках. Но всегда подчеркивает, что соглашается петь только в операх со вкусом, в которых создатели не переходят грань театральной условности.

Во время зарубежных выступлений с успехом популяризирует абхазскую культуру. Ее песни на этом языке всегда просят повторить на бис. По ее собственным оценкам, самая взыскательная и опытная публика собирается на оперные постановки в Нью-Йорке и Москве.

На протяжении многих лет Герзмава плодотворно сотрудничает с реализует проект с режиссером Александром Тителем. Неоднократно выступала на одной сцене с Денисом Мацуевым, национальным филармоническим оркестром России.

Личная жизнь

О своей личной жизни певица не любит распространяться. Оно и понятно. Муж Хиблы Герзмавы уже давно живет отдельно от семьи. Они в разводе. Подробной информации о том, кто этот человек, журналистам раздобыть так и не удалось.

Известно, что в 1999 году у них родился сын, вскоре после этого их пути разошлись. Сейчас Сандро, так назвали мальчика, воспитывает сама Хибла. Она его активно привлекает к творчеству. Ее сын выступает в детском хоре столичного музыкального и Немировича-Данченко.

Интересно, что после рождения сына голос певицы изменился. Как отмечают специалисты, он стал намного мягче и лиричнее. Исчезла тремоляция, которая раньше нередко мешала ей выступать. Усилились романтические нотки, к чему она стремилась с самого начала своей карьеры.



Статьи по теме: