Грушницкий анализ героя. Cочинение «Образ и характер Грушницкого

С Грушницким читатель впервые столкнется в главе под названием «Княжна Мери». Грушницкий второстепенный персонаж романа, позволяющий оттенить многогранный характер главного героя Печорина Григория Александровича. Образ и характеристика Грушницкого в романе «Герой нашего времени» покажут его как человека подлого, низкого. Мечтая стать героем романа, он добился одного, заставил себя ненавидеть и презирать.

Образ

Имя Грушницкого неизвестно. Выглядел лет на 20 с небольшим. Дворянин. Выходец из провинции. Родители парня простые люди, без чинов и золотых запасов в сундуках.

Черноволос. Легкие завитки волос вносили в его образ романтичную нотку. Кожа смуглая. Носит усы. Черты лица выразительны. Хорошо сложен.

Ходил Грушницкий, слегка прихрамывая на одну ногу. Ранение на службе привело его в Пятигорск на лечение. Хромота не доставляла юноше неудобств. Он не стеснялся ее, наоборот, чувствовал себя героем, вернувшимся с войны. Ему нравилось, как реагируют на его появление женщины, проникаясь к нему искренним восхищением.

Характер

Воспитан. Образован. Получил хорошее образование и достойное воспитание. В совершенстве владеет французским языком. Начитан.

Вечный романтик , витающий в облаках и придумывающий различные любовные истории, где главным героем становился он.

Любит женщин. Женщины его слабость, но в общении с прелестными созданиями юноша терялся. Он не умел проявлять знаки внимания, ухаживать, засыпать комплиментами. Поэтому был им неинтересен и казался скучен. В случае с Мери это проявляется особо ярко.

Подлый. Способен вонзить нож в спину любого, кто встанет на пути в достижении поставленных целей. Пример этому поступку клевета на Печорина и дуэль, где он, зная, что противник безоружен, все равно соглашается принять в ней участие.

Самовлюбленный. Слышит и слушает только себя. В разговоре перебивает, не дает высказаться другим до конца. Любит произносить длинные тирады. Совершенно не знает людей, их психологию. На любой случай у него припасен десяток пышных фраз, которыми при случае можно бравировать.

Позёр. Любит производить впечатление на окружающих. Это его любимое занятие. Не искренен в словах и поступках. Пустомеля.

Грушницкий зеркальное отражение Печорина

Печорин видел в Грушницком свое отражение и это сходство ему определенно не нравилось. Оба любят играть с людьми, устанавливая свои правила и не думая, как игра отразиться на их жизни впоследствии. Это своего рода развлечение, лекарство от скуки, но отличавшееся особой жесткостью и наплевательством к другим людям. Оба эгоистичны и дерзки.

Трагичный финал

Дуэли можно было избежать, изменив трагический ход событий. Достаточно было извиниться и попросить прощения за клевету и распускаемые грязные слухи у своего противника – но это было выше сил для Грушницкого. Он считал, что на земле им с Печориным тесно, и кто-то один должен уйти.

Судьба столкнула их лбами на узкой тропинке. Уступать дорогу не в их правилах. Оба слишком уперты и слишком ненавидели друг друга. Печорин убивает его, но делает это без капли сожаления. Ему бы торжествовать, видя поверженного врага, но чувства радости он не ощущал. Наверное, представив, как на месте убитого мог оказаться сам.

Чего добился Грушницкий за свою жизнь. Ничего. Стать героем романа, как хотел, ему не удалось. Грязный, никчемный человек. Ничего кроме жалости к себе не вызывающий. Слабое звено.

Через все повести только образ Печорина проходит до самого конца. Герои второго плана даны автором специально, чтобы оттенить различные грани характера главного действующего лица. Это их основная композиционная роль. Несмотря на это, они интересны читателю и сами по себе, поскольку в них отражается общественная жизнь людей, устои, нравы общества.

Таким персонажем выступает в произведении Грушницкий.

Белинский уверяет, что этот образ обозначает целый разряд людей подобного типа. По словам Лермонтова, они носят на своём лице модную маску разочарованного в жизни человека. Точно характеризует Грушницкого и сам Печорин, который говорит, что он просто позёр, стремящийся выдать себя за героя-романтика. Он выражается пафосными фразами, окружает себя возвышенными чувствами, исключительными страстями и даже страданиями. Главная цель Грушницкого – произвести на общество определённый эффект. На самом деле, его душа лишена любой поэзии, от этого героя за версту веет самоуверенностью, эгоизмом, самодовольством.

Он никогда не слушает собеседника, не вступает с ним в диалог, потому что упоён только своей речью, ему интересен лишь он сам, а не другие люди.

Однако Грушницкий – не просто влюблённый в себя человек, он способен на низость, подлость. Именно он становиться источником сплетен о Печорине и Мери. Он соглашается на дуэль с абсолютно безоружным противником. На дуэли проявляются все самые низкие черты характера этого персонажа.

Личность Печорина особенно ярко выделяется на фоне молодёжи, к которой относится Грушницкий.

В повести «Княжна Мери» Грушницкий показан посредственностью, любящим пафос и громкие слова человеком. Этот персонаж для любой ситуации имеет заготовленные пышные фразы, которые он драпирует, украшает некими особыми чувствами, романтическими страданиями, страстями. Таким образом, Грушницкий играет модную юношескую роль – героя, разочарованного в себе и в жизни. Произвести должный эффект – главная его цель, основное наслаждение. Он специально носит потёртую шинель солдата, старается убедительно играть роль страдальца, которого разжаловали за какой-то смелый, но дерзкий поступок. Но это только пародия на Печорина, поэтому Грушницкий так его ненавидит. Он сам не слишком умён, а потому не может понять, увидеть, насколько Печорин выше его. Грушницкий находится в состоянии влюблённости, ему нравиться княжна Мери. Она тоже вначале уделяет ему особое внимание, но вскоре влюбляется в Печорина. Забытый Грушницкий злиться, ревнует, его ущемлённое самолюбие делает его опасным. Он собирает компанию, чтобы поиздеваться над Мери. Эти же люди нарочно не заряжают пистолет Печорина, когда тот вызывает Грушницкого на дуэль, обвинив в клевете. Эта откровенная подлость поражает главного героя. Простить подобное Печорин не может, и, перезарядив пистолет, убивает Грушницкого.

Грушницкий является главным героем романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», написанного автором в 1838-1840 гг. Это молодой человек, юнкер, который в двадцать один год уже удостоен георгиевского креста. Грушницкий забавный малый, иногда слишком доверчив, его легко сбить с толку из-за ложных представлений о чести и достоинстве. Но в смерти он достигает настоящей исключительности. Не зря И. Анненский в статье «Юмор Лермонтова» называет его смерть прекрасной. Грушницкий выкрикивал запальчивые фразы в адрес своего противника, стоя под дулом его пистолета, искренне считая в тот момент, что Пятигорск – это весь мир, в котором им двоим тесно, нет места. Несомненно, с возрастом этот герой перебесился бы, стал более гибок, поумнел, да только время его ограничено нахождением в отпуске из-за ранения.

Печорин показывает нам, что Грушницкий излишне фанатичен в плане романтики. И, тем не менее, этот фанатизм становится ещё более очевидным в присутствии Печорина. Это происходит потому, что молодой человек польщён вниманием светского льва из Петербурга, хочет уподобиться ему, подражать, но, по сути, копирует лишь маску. Грушницкий, словно участник маскарада, который устроил Печорин. Именно в этом маскараде и представился случай юноше сыграть определённую роль в обществе в первый и последний раз.

Грушницкий - это персонаж всемирно известной повести Михаила Лермонтова под названием "Герой нашего времени", где ключевым является образ Печорина. Однако Грушницкий далеко не последнюю роль играет в замысле Лермонтова, и сейчас мы рассмотрим вкратце характеристику Грушницкого.

Сразу же отметим, что в повести есть главный герой - Печорин, а есть второстепенные персонажи, которые подчеркивают ту или иную грань образа основного героя, то есть Печорина. Грушницкого можно отнести именно к этой категории героев второго плана. Но автор создал его не только для выявления определенных черт Печорина, он весьма интересен как самостоятельная фигура. Тем более, что в нем можно увидеть отражение общественной жизни, устоев и нравов общества тех времен.

Основная характеристика Грушницкого

Посмотрим, что говорят о Грушницком Белинский, Лермонтов и Печорин. Например, по словам Белинского в образе Грушницкого воплотились черты характеров целого разряда людей, относящихся к подобному типу. Лермонтов сказал, что такого плана люди прикрывают лицо модной маской того, кто якобы разочаровался в жизни. Да и от самого Печорина мы слышим о характере Грушницкого: он назвал его позёром, который стремится представить себя другим героем-романтиком. Поэтому такой человек пафосно говорит, его чувства возвышенные, он горит страстями и страдает. По большому счету он пытается привлечь к себе внимание общества и казаться эффектным человеком.

Но всё это лишь маска, а в действительности в его душе нет поэзии, он крайне самоуверен, эгоистичен и самодоволен. Продолжим делать характеристику Грушницкого. Этот человек настолько увлечен собой и своими словами, что интересуется не другими, а только собой. Потому он не умеет выслушивать и вести полноценный диалог.

Однако его личность не ограничивается лишь подобными манерами. Самое главное, что Грушницкий не гнушается подлого и низкого поступка, ведь от него начинают исходить сплетни об отношениях Печорина и Мери. Кроме того он готов участвовать в дуэли с безоружным соперником. Дуэль, кстати, и проявляет всю низость его личности и подлой натуры.

Роль Грушницкого в повести

Обратите внимание, как одет Грушницкий - на нем потёртая солдатская шинель. Почему? Иму хочется выглядеть смелым страдальцем, который был разжалован за какие-то дерзкие поступки. Однако все это похоже больше на пародию на Печорина, и Грушницкий, понимая это, начинает его ненавидеть. Хотя в целом умом он не блещет, а гордость не позволяет разглядеть в Печорине более сильную личность.

А вот еще чем интересна характеристика Грушницкого. По ходу чтения мы видим, что Грушницкий влюбляется в княжну Мери, которая поначалу интересуется молодым человеком, но в конце концов, отдает предпочтение Печорину. Это вызывает в Грушницком ревность и злобу, и подталкивает к подлому поступку. Собрав единомышленников, они направляют издёвки в адрес Мери. И они оставляют не заряженным пистолет Печорина, когда тот за клевету требует удовлетворения на дуэли. Узнав об этом, Печорин не простил Грушницкого и застрелил его.

Итак, этому молодому юнкеру Лермонтов отвел немаломажную роль в повести "Герой нашего времени", и в этой статье мы рассмотрели, какова краткая характеристика Грушницкого. Читайте также лучшие

Печорин и Грушницкий в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Главный герой - Печорин - личность яркая, однако раскрыть многие его качества помогает появление на сцене Грушницкого.

Противостояние Печорина и Грушницкого показано в главе «Княжна Мери». Повесть ведется от лица Печорина. Он склонен к анализу ситуаций, людей и самого себя, поэтому его рассказ в большей или меньшей степени можно считать объективным. Он умеет подмечать в людях характерные черты и в двух-трех словах передать их. Но при этом безжалостно высмеиваются все недостатки и изъяны.

Встречаются оба героя как старые приятели.

Печорин уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, беспощадно язвителен (иногда сверх меры). При этом он видит Грушницкого насквозь, и смеется над ним. А тот, в свою очередь, слишком экзальтирован, восторжен и многословен. Он больше говорит, чем делает, и слишком романтизирует людей (в первую очередь - себя самого). Тем не менее эта непохожесть и неприятие друг друга не мешают им общаться и проводить много времени вместе.

Они почти одновременно увидели княжну Мери в первый раз. С этого момента между ними пролегла тоненькая трещинка, которая в конце концов превратилась в пропасть. Грушницкий - провинциальный романтик - не на шутку увлекается княжной. Вечный же враг Печорина - скука - заставляет его приводить княжну в бешенство различными мелкими выходками. Все это делается без тени неприязни, а исключительно из желания развлечь себя.

Поведение обоих героев в отношении княжны Мери не вызывает особой симпатии. Грушницкий - пустозвон, он любит красивые слова и жесты. Ему хочется, чтобы жизнь напоминала сентиментальный роман. Именно поэтому он приписывает другим те чувства, которые ему хотелось бы, чтобы они испытывали. Он видит жизнь в какой-то туманной дымке, в романтическом ореоле. Но в чувстве его к княжне нет фальши, хотя, может быть, он несколько преувеличивает его.

С другой стороны - Печорин - человек здравомыслящий, изучивший женщин, к тому же циник. Он забавляется с Мери. Ему доставляет удовольствие эта игра, как доставляет удовольствие и наблюдение за развитием отношений Грушницкого и княжны. Печорин, в отличие от Грушницкого, прекрасно предвидит дальнейшее развитие событий. Он молод, но успел разочароваться в людях и в жизни в целом. Обольстить княжну Мери для него не составляло труда, стоило только казаться непонятным и таинственным и быть дерзким.

Печорин ведет двойную игру. Он возобновил свои отношения с Верой. Эта женщина, несомненно, сильнее и жестче, чем княжна Мери. Но любовь к Печорину сломала и ее. Она готова растоптать свою гордость, репутацию. Она знает, что их отношения несут только боль и разочарование. И все равно стремится к нему, потому что иначе не может. Вера способна на куда более сильные чувства, чем Мери. Ее любовь сильнее, а горе безнадежнее. Она саморазрушается ради любви и не жалеет об этом.

Грушницкий никогда не будет вызывать таких чувств. Он слишком мягкотел и не обладает яркими чертами характера. Он не смог заставить Мери полюбить себя. Ему не хватает напористости и самоиронии. Его напыщенные речи могут произвести только первоначальное впечатление. Но речи начинают повторяться и становятся в конце концов невыносимы.

Чем больше княжна увлекается Печориным (ведь с ним ей куда интереснее, чем с простодушным мальчиком), тем шире становит-. ся пропасть между ним и Грушницким. Обстановка накаляется, взаимная неприязнь растет. Пророчество Печорина, что они когда-нибудь «столкнутся на узкой дороге», начинает сбываться.

Дуэль - это развязка отношений двух героев. Она приближалась неотвратимо, поскольку дорога стала слишком узкой для двоих.

В день дуэли Печорин испытывает холодную злобу. Его пытались обмануть, а он этого простить не может. Грушницкий же, напротив, очень нервничает и пытается всеми силами отвратить неотвратимое. Он вел себя в последнее время недостойно, распуская про Печорина слухи, и пытался всячески выставить его в черном свете. Можно за это ненавидеть человека, можно наказать его, презирать, но нельзя лишать его жизни. Но это не волнует Печорина. Он убивает Грушницкого и, не оглядываясь, уходит. Смерть бывшего приятеля не пробуждает в нем никаких эмоций.

Так заканчивается история отношений Печорина и Грушницкого. Нельзя судить, кто прав, а кто виноват. И неизвестно, кого больше жалеть: погибшего Грушницкого или уехавшего Печорина. Первый никогда не сможет осуществить своих романтических мечтаний, а. у второго их никогда и не было. Печорину лучше умереть, так как он не видит смысла в своем существовании. В этом его трагедия.

ГРУШНИЦКИЙ

ГРУШНИЦКИЙ - центральный персонаж романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (1838-1840). Г.- молод, ему всего двадцать один год. Он - юнкер, однако уже имеет георгиевский крест. Г. забавен, доверчив, имеет ложные понятия о чести, которыми его легко сбить с толку. И только в смерти он достигает исключительности. И.Анненский справедливо находит его смерть прекрасной. «Так не высмеивают людей»,- замечает он в статье «Юмор Лермонтова». «Нам на земле вдвоем нет места!» - в запальчивости выкрикивает Г., стоя под дулом пистолета своего убийцы, будто Пятигорск - это и есть весь мир. Со временем Г. перебесился бы и поумнел, но время его ограничено пребыванием в отпуске по ранению. Печорин подсказывает читателю, что Г. страдает романтическим фанатизмом. Но кажется, романтизм Г. особенно расцветает в присутствии Печорина. Это понятно: юноша польщен вниманием петербургского льва, он стремится копировать его, фактически подражая лишь маске. Г.- участник печоринского маскарада. Дело тут не в одном романтизме Г. Просто ему представился случай играть какую-то роль в обществе. Первый случай оказывается и последним.

В.В.Макаров


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ГРУШНИЦКИЙ" в других словарях:

    Смотри также Юнкер. Он только год на службе. Находился в действующем отряде и был ранен в ногу. Носит, по особому роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно… … Словарь литературных типов

    Грушницкий ("Герой нашего времени") - Смотри также стр. 21 … Словарь литературных типов

    - «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» (1837 40), роман Л., его вершинное творение, первый прозаич. социально психологич. и филос. роман в рус. лит ре. «Герой нашего времени» впитал в себя многообразные творчески трансформированные на новой историч. и нац.… … Лермонтовская энциклопедия

    И Лермонтов. Обращение к творчеству Л. характерно для рус. кинематографа с самого начала его существования. В 1909 пионер моск. кинопроизводства А. А. Ханжонков «сценировал» «Песню про... купца Калашникова» (реж. В. Гончаров, в роли Калашникова П … Лермонтовская энциклопедия

    С именем английского поэта связано известное под именем байронизма литературно общественное настроение, которое явилось результатом впечатления, произведенного на всю образованную Европу как гениальными произведениями Байрона, так и своеобразной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    АНТИТЕЗА, антитетичность, в широком смысле принцип мировосприятия, заключающийся в обнаружении противоположности двух явлений; в иск ве прием, запечатлевающий контрастность понятий, характеров, психол. состояний, ситуаций, атрибутов быта и т.п. А … Лермонтовская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Герой нашего времени (значения). Герой нашего времени Герой нашего времени … Википедия

    Мери, княжна Лиговская ("Герой нашего времени") - Смотри также Московская княжна. Единственная дочь княгини Лиговской. Мать называла ее, на английский манер, Мери. Милая и кокетливая, капризная и прехорошенькая девушка с подвижной физиономией, с дерзкой миной, презрительной улыбкой и… … Словарь литературных типов

    Семя цветковых растений по развитию и строению существенно отличается от семени голосеменных. Это объясняется различиями в строении семязачатка голосеменных и цветковых растений и в не меньшей степени в характере оплодотворения и… … Биологическая энциклопедия

Книги

  • Большие чувства. Азбучные истины , Голованивская М.К. , Эта книга о том, как обратить большие чувства в мощную силу, генератор энергии, о том, как гордиться тем, что ты способен их испытывать! - Елена Пастернак объясняет, что такое «Апатия»: «Я… Категория: Общие вопросы Серия: Издатель: Клевер-Медиа-Групп ,
  • Читаю Лермонтова , ВасинМакаров А.Н. , Это книга размышлений, а не комментариев... Размышлений серьёзных, неочевидных. ? Лермонтов? это тест России на выживание. ? Лермонтовым надо мучиться. ? Лермонтов? это не… Категория:


Статьи по теме: