Гоголь школьные годы. Краткая биография гоголя

Впечатления детства откладываются в подсознании человека на всю жизнь, и потом определяют поступки и отношения с людьми. Чтобы понять истоки творчества писателя, важно знать, какие люди окружали Гоголя, где прошло детство, где родился, кто были его родители и какие отношения были в семье. Об этом и пойдет речь в этой статье.

Отец Василий Афанасьевич

В родословной Гоголя в числе его предков было несколько личностей, оставивших след в истории. Со стороны отца род великого писателя восходит к полковнику, а затем и гетману казацкой дружины Остапу Гоголю, о котором упоминается в летописях 1655 года при описании битвы на Дрижиполе. Со стороны матери - к полковнику киевскому Антону Танскому, происходящему от известной польской фамилии.

Отец писателя обучался в Полтавской семинарии, но, как его предки, духовный сан не принял. Во время рождения сына Николая имел чин коллежского асессора. Выйдя в отставку, занимался только хозяйственной деятельностью и жил у себя в имении. Хутор Купчинский был подарен родителям дедом великого писателя и переименован по имени владельца - в Яновщину, а затем в Васильевку, которую частенько указывают как место, где родился Гоголь. Василий Афанасьевич был бесподобным рассказчиком, он щедро приправлял свои истории юмором, сочинял стихи, увлекался садоводством. От него сын Николай перенял страсть к садоводству - он очень любил весну, когда в садах и полях закипала работа. Отец писателя каждой аллейке в саду давал название, сооружал мостики и гроты.

Домашний театр

Писал Гоголь-отец и комедии, которые ставили в домашнем театре родственника Марьи Ивановны.

Кибинцы, имение Трощинского, занимают особое место в детстве писателя. Здесь находился один из культурных центров Полтавщины. Бывший министр юстиции Трощинский был одним из самых богатых и знатных людей Украины. В его доме хранилась обширная картинная галерея, коллекции золотых монет, оружия, в библиотеке было несколько тысяч томов. Гоголи были частыми гостями в имении экс-министра. Трощинский любил себя потешить, частенько устраивая забавы, не всегда безобидные. Очень любил украинские пьесы, которые писал Василий Афанасьевич, и песни. Когда пели «Чайку», закрывал лицо руками и плакал навзрыд. Все это видел трех-четырехлетний Николай: как человеколюбие уживалось с бесчеловечностью, цинизм с прямодушием, культура с дикостью. Эти противоречия можно выразить словами из повести Гоголя «Шинель»: «Как много в человеке бесчеловечья».

К сожалению, до наших дней дошли всего две комедии Гоголя-старшего. Николай Васильевич в одном из писем обратился к Марье Ивановне с просьбой выслать ему «папенькины малороссийские комедии» - «Собака-Вивця» и «Роман с Параскою». Под многими эпиграфами гоголевской «Майской ночи» и «Сорочинской Ярмарки» подписано «Из малороссийской комедии». Очевидно, это отрывки из сочинений Василия Афанасьевича. Можно сказать, что Гоголь с раннего возраста был окружен творческой атмосферой, а первые уроки сценических приемов получил под крышей родного дома. Кибинцы находились недалеко от села, где родился Н. В. Гоголь, но они занимают особое место в гоголевском детстве не только как культурный центр, повлиявший на его мировоззрение, но и образ хозяина имения, точнее, модель судьбы и поведения Трощинского проявятся в двух произведениях писателя.

Мать Марья Ивановна

Интересна и история женитьбы родителей писателя. Тихий и мечтательный Василий увидел у соседей Косяровских годовалую девочку и понял, что это «она». Тринадцать лет он «следил» за своей избранницей «во все возрасты» ее детства. Когда она гуляла, то всегда слышала музыку, которая провожала ее до самого дома. Нетрудно догадаться, что «это был он», вспоминала мать писателя. Надо ли говорить, что будущий муж очаровал Марью Ивановну? Но она была совсем ребенком, и в свои 14 лет решилась на замужество лишь после вмешательства своей тетки. С каждым днем она привязывалась к своему мужу все больше, а он в своей красавице-жене и вовсе души не чаял, называя ее трогательно Белянкою за необычайно белый цвет кожи.

Но не все было в семье безоблачно. Мнительная, с врожденной наклонностью к предчувствиям, Марья Ивановна была крайне подозрительна. Бывало, ее впечатлительность достигала болезненного состояния. Страхами, беспокойствами и недобрыми предчувствиями сопровождались ее мысли о муже и детях. Марье Ивановне постоянно казалось, что их подстерегает что-то ужасное. Видимо, эти страхи передались и сыну Николаю. В мальчике рано пробудился обостренный интерес к таинственному и страшному. В то же время семья Гоголей была глубоко религиозной, в одном из писем матери писатель советовал, как сестре Лизе нужно внушить правила религии, говорить, что Бог все видит, рассказывать о будущей жизни, описывая всеми красками те радости, которые ждут праведных. Ему ясно представлялось, что ни один его поступок, ни одно слово не укроются от Всевышнего, все будет взвешено и повлечет награду или наказание. Эти впечатления и убеждения гулким эхом отозвались и в творчестве Гоголя.

Никоша

Николай Гоголь стал долгожданным ребенком. Несколько детей, родившиеся в семье до его появления, не доживали даже до месяца. В ожидании новых родов Марья Ивановна уехала в Сорочинцы, где и родился Гоголь в доме знаменитого врача М. Я. Трахимовского. В Диканьке, ближайшем к Васильевке селении, в Николаевской церкви мать молилась о сохранении жизни ее ребенку и дала обет: если у нее будет сын, то назовет его Николаем, в честь Николая-чудотворца. Мальчик родился 20 марта 1809 года.

О первых годах жизни писателя сведений немного. Известно, что мальчик был очень слаб, и за его жизнь долго опасались. Из села Сорочинцы, где родился Гоголь, в родную Васильевку ребенка перевезли в двухмесячном возрасте. Никоша, как ласково называли Николая Васильевича в семье, рос впечатлительным и сметливым мальчиком. К пяти годам он выучил алфавит и разбирал слова. В этом же возрасте, под влиянием отца, пристрастился к стихотворству. Василий Афанасьевич частенько задавал сыновьям темы для стихотворных импровизаций.

Вечера на хуторе

Родные места, те, где вырос и где родился, Николай Гоголь очень любил. В первых сочинениях писатель изобразил многое, что окружало его в детстве. Небольшая Васильевка была центром общественности всех близлежащих деревень. Врожденное красноречие и редкий комизм Василия Афанасьевича, его ум и гостеприимство, привлекали сюда соседей. Самые настоящие вечера на хуторе в Васильевке переместились писателем в местечко «близ Диканьки». Здесь Гоголь и увидал этих оригиналов, неистощимых деревенских балагуров, которых изобразил потом в своих предисловиях к повестям Панька Рудого. Читаешь их, и не только слышишь малоросский говорок и интонацию собеседников, но и видишь лица рассказчиков, и чувствуешь запах пирогов со сметаною, и аромат медовых сот.

Малороссия

Быт малороссийских помещиков в большинстве своем был довольно прост. О красоте и комфорте здесь не было и речи: глиняные полы, покрытая соломой крыша, «поющие» двери. С особой любовью обрисовал Гоголь места, где родился, и родную природу. Это он сам вглядывался в темную майскую ночь и наблюдал, как теплая, ласковая осень лелеет посевы. Несмотря на то что ранние произведения несколько «проигрывают» более поздним сочинениям писателя, не угасает интерес к вечерам на хуторе, пьесам в «Арабесках» и «Миргороде», потому что за их картинами стоит сам писатель.

Из казачьего рода

С детства Николай Васильевич всматривался во все окружающее его. Он родился в стране, славной произведениями и песнями, которые каждым словом задевали воображение. В краю, где летний день упоителен и роскошен, а ночное небо сияет месяцем и звездами. В стране, где казачка просит Всевышнего собрать вздохи любви, как цветы, к изголовью милого, а бандуристы выводят чудные песни про иное время, когда казачество было в славе. Поэзия страны, где родился Гоголь, коренным образом повлияла на будущего писателя и автора «Тараса Бульбы».

Кроме того, писатель родился в семействе, отделенным всего лишь одним поколением от знаменитых казацких походов. От деда он слышал еще свежие, яркие и живые предания о славных временах. В повести о «Пропавшей грамоте» автор говорит, что «за радость «падет на сердце», когда слышишь о том, что «давно-давно деялось на свете» - «как будто залез в прадедовскую душу». По всем рассказам и повестям Гоголя, не говоря уже о «Тарасе Бульбе», разбросаны черты старинной Малороссии, как будто писатель и вправду видел сквозь «прадедовскую душу» своего предка Остапа Гоголя. Как видно из этой статьи, первые впечатления Гоголя, обстоятельства его детства, окружающая его природа и люди повлияли на развитие его таланта, наполнив его душу живыми, цветистыми материалами.

Родина писателя

На Полтавщине свято чтят память о своем знаменитом земляке, о том, кто приумножил славу родного края и оставил добрый след в сердцах многих людей. Первый музей был открыт в Сорочинцах, в доме, где родился Николай Васильевич Гоголь. Во время войны здание было разрушено, но в 1951 году восстановлено, правда, без сохранения оригинальной планировки. А вот в селе Гоголево, бывшая Васильевка, усадьба, где провел Н. В. Гоголь детские и юношеские годы, была восстановлена по рисункам, фотографиям, воспоминаниям и письмам современников. Родительский дом, рабочий кабинет писателя, интерьеры гостиной, спален и столовой - все рассказывает о его жизни и творчестве. Сохранился и вековой сад с прудами и романтическим гротом на берегу.

На вопрос как прошло детство гоголя заданный автором Оксана боярина лучший ответ это





Ответ от Ёергей Селетков [новичек]
печально


Ответ от Проскрести [новичек]
Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Полтавской губернии. Детство будущего писателя прошло на Украине в селе Васильевка. Его отец, Василий Афанасьевич, был человеком образованным, но не имел средств дать сыну разностороннее домашнее образование. У Николая Васильевича не было ни гувернеров-иностранцев, ни образованных русских учителей. Всем наукам мальчика обучал семинарист.

Помимо Николая в семье было ещё одиннадцать детей. Всего было шесть мальчиков и шесть девочек. Первые два мальчика родились мёртвыми. Гоголь был третьим ребёнком. Четвёртым сыном был рано умерший Иван (1810-1819). Затем родилась дочь Мария (1811-1844). Все средние дети также умерли в младенчестве. Последними родились дочери Анна (1821-1893), Елизавета (1823-1864) и Ольга (1825-1907).

Жизнь в деревне до школы и после, в каникулы, шла в полнейшей обстановке украинского быта, как панского, так и крестьянского. Впоследствии эти впечатления легли в основу малороссийских повестей Гоголя, послужили причиной его исторических и этнографических интересов; позднее из Петербурга Гоголь постоянно обращался к матери, когда ему требовались новые бытовые подробности для его повестей. Влиянию матери приписывают задатки религиозности и мистицизма, к концу жизни овладевшими всем существом Гоголя.

В возрасте десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву к одному из местных учителей, для подготовки к гимназии; затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821 по июнь 1828). Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.

В плохом обучении была, по-видимому, отчасти виновата и сама гимназия высших наук, в первые годы своего существования не слишком хорошо организованная; например, история преподавалась методом зубрёжки, преподаватель словесности Никольский превозносил значение русской литературы XVIII века и не одобрял современной ему поэзии Пушкина и Жуковского, что, впрочем, лишь усиливало интерес гимназистов к романтической литературе. Уроки нравственного воспитания дополнялись розгой. Доставалось и Гоголю.

Недостатки школы восполнялись самообразованием в кружке товарищей, где нашлись люди, разделявшие с Гоголем литературные интересы (Герасим Высоцкий, по-видимому, имевший тогда на него немалое влияние; Александр Данилевский, оставшийся его другом на всю жизнь, как и Николай Прокопович; Нестор Кукольник, с которым, впрочем, Гоголь никогда не сходился).. .


Ответ от Осоловеть [активный]
Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Полтавской губернии. Детство будущего писателя прошло на Украине в селе Васильевка. Его отец, Василий Афанасьевич, был человеком образованным, но не имел средств дать сыну разностороннее домашнее образование. У Николая Васильевича не было ни гувернеров-иностранцев, ни образованных русских учителей. Всем наукам мальчика обучал семинарист.

Помимо Николая в семье было ещё одиннадцать детей. Всего было шесть мальчиков и шесть девочек. Первые два мальчика родились мёртвыми. Гоголь был третьим ребёнком. Четвёртым сыном был рано умерший Иван (1810-1819). Затем родилась дочь Мария (1811-1844). Все средние дети также умерли в младенчестве. Последними родились дочери Анна (1821-1893), Елизавета (1823-1864) и Ольга (1825-1907).

Жизнь в деревне до школы и после, в каникулы, шла в полнейшей обстановке украинского быта, как панского, так и крестьянского. Впоследствии эти впечатления легли в основу малороссийских повестей Гоголя, послужили причиной его исторических и этнографических интересов; позднее из Петербурга Гоголь постоянно обращался к матери, когда ему требовались новые бытовые подробности для его повестей. Влиянию матери приписывают задатки религиозности и мистицизма, к концу жизни овладевшими всем существом Гоголя.

В возрасте десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву к одному из местных учителей, для подготовки к гимназии; затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821 по июнь 1828). Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.

В плохом обучении была, по-видимому, отчасти виновата и сама гимназия высших наук, в первые годы своего существования не слишком хорошо организованная; например, история преподавалась методом зубрёжки, преподаватель словесности Никольский превозносил значение русской литературы XVIII века и не одобрял современной ему поэзии Пушкина и Жуковского, что, впрочем, лишь усиливало интерес гимназистов к романтической литературе. Уроки нравственного воспитания дополнялись розгой. Доставалось и Гоголю.

Недостатки школы восполнялись самообразованием в кружке товарищей, где нашлись люди, разделявшие с Гоголем литературные интересы (Герасим Высоцкий, по-видимому, имевший тогда на него немалое влияние; Александр Данилевский, оставшийся его другом на всю жизнь, как и Николай Прокопович; Нестор Кукольник, с которым, впрочем, Гоголь никогда не сходился).. .

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого украинского помещика Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского и его супруги Марии Ивановны. Детские годы его прошли в имении родителей Васильевка Миргородского уезда, неподалеку от села Диканьки. Это были места, вошедшие в летописи. Здесь Кочубей враждовал с Мазепой, и в диканькской церкви хранилась его окровавленная рубашка, в которой по навету Мазепы он был казнен. В часе езды от Васильевки по Опошнянскому тракту было Полтавское поле – место знаменитой битвы. От своей бабушки Татьяны Семеновны, научившей мальчика рисовать и даже вышивать гарусом, Гоголь слушал зимними вечерами украинские народные песни. Внучка славного Лизогуба, сподвижника Петра Великого, бабушка рассказывала внуку исторические легенды и предания о героических страницах истории, о запорожской казачьей вольнице. Давно уж перевелись в Миргороде те удалые казаки, о которых слагались песни и легенды. Потомки их стали столбовыми дворянами или вольными хлебопашцами. От былой воинской славы остались развешанные по стенам в виде украшения ружья, пистолеты да казачьи шашки.

Семья Гоголей выделялась на этом фоне устойчивыми культурными запросами. Василий Афанасьевич был талантливым рассказчиком и любителем театра. Он близко сошелся с дальним родственником, бывшим министром юстиции Д. П. Трощинским, который жил на покое в селе Кибинцы, неподалеку от Васильевки. Богатый вельможа устроил в своей усадьбе домашний театр, где Василий Афанасьевич стал режиссером и актером. Он составлял для этого театра собственные комедии на украинском языке, сюжеты которых заимствовал из народных сказок. В подготовке спектаклей принимал участие В. В. Капнист, маститый драматург, автор прославленной «Ябеды». На подмостках сцены в Кибинцах разыгрывались его пьесы, а также «Недоросль» Фонвизина, «Подщипа» Крылова. Василий Афанасьевич был дружен с Капнистом, гостил иногда всем семейством у него в Обуховке. В июле 1813 года маленький Гоголь видел здесь Г. Р. Державина, навещавшего друга своей молодости. Писательский дар и актерский талант Гоголь унаследовал от своего отца.

Мать, Мария Ивановна, была женщиной религиозной, нервной и впечатлительной. Потеряв двоих детей, умерших в младенчестве, она со страхом ждала третьего. Супруги молились в диканьской церкви перед чудотворной иконой св. Николая. Дав новорожденному имя почитаемого в народе святого, родители окружили мальчика особой лаской и вниманием. С детства запомнились Гоголю рассказы матери о последних временах, о гибели мира и Страшном суде, об адских муках грешников. Они сопровождались наставлениями о необходимости блюсти душевную чистоту ради будущего спасения. Особенно впечатлил мальчика рассказ о лестнице, которую спускают с неба ангелы, подавая руку душе умершего. На лестнице этой – семь мерок; последняя, седьмая поднимает бессмертную душу человека на седьмое небо, в райские обители, которые доступны немногим. Туда попадают души праведников – людей, которые провели земную жизнь «во всяком благочестии и чистоте». Образ лестницы пройдет потом через все размышления Гоголя об участи и призвании человека к духовному совершенствованию.

От матери унаследовал Гоголь тонкую душевную организацию, склонность к созерцательности и богобоязненную религиозность. Дочь Капниста вспоминала: «Гоголя я знала мальчиком всегда серьезным и до того задумчивым, что это чрезвычайно беспокоило его мать». На воображение мальчика повлияли также языческие верования народа в домовых, ведьм, водяных и русалок. Разноголосый и пестрый, подчас комически веселый, а порой приводящий в страх и трепет таинственный мир народной демонологии с детских лет впитала впечатлительная гоголевская душа.

В 1821 году, после двухлетнего обучения в Полтавском уездном училище, родители определили мальчика в только что открытую в Нежине Черниговской губернии гимназию высших наук князя Безбородко. Ее часто называли лицеем: подобно Царскосельскому лицею, гимназический курс в ней сочетался с университетскими предметами, а занятия вели профессора. Семь лет проучился Гоголь в Нежине, приезжая к родителям лишь на каникулы.

Сперва учение шло туго: сказывалась недостаточная домашняя подготовка. Дети состоятельных родителей, однокашники Гоголя, поступили в гимназию со знанием латыни, французского и немецкого языков. Гоголь завидовал им, чувствовал себя ущемленным, чурался однокашников, а в письмах домой умолял забрать его из гимназии. Сынки богатых родителей, среди которых был Н. В. Кукольник, не щадили его самолюбия, высмеивали его слабости. На собственном опыте пережил Гоголь драму «маленького» человека, узнал горькую цену слов бедного чиновника Башмачкина, героя его «Шинели», обращенных к насмешникам: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» Болезненный, хилый, мнительный, мальчик был унижаем не только сверстниками, но и нечуткими педагогами. Редкостное терпение, умение молча сносить обиды дало Гоголю первую кличку, полученную от гимназистов, – «Мертвая мысль».

Но вскоре Гоголь обнаружил незаурядный талант в рисовании, далеко опережающий успехами своих обидчиков, а потом и завидные литературные способности. Появились единомышленники, с которыми он стал издавать рукописный журнал, помещая в нем свои статьи, рассказы, стихотворения. Среди них – историческая повесть «Братья Твердиславичи», сатирический очерк «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», в котором он высмеивал нравы местных обывателей.

Но первые литературные опыты Гоголя до нас не дошли. В 1824 году гимназическое начальство разрешило учащимся открыть свой собственный театр. Гоголь с увлечением отдался этому начинанию: сам рисовал декорации к спектаклям, выступал в роли режиссера-постановщика и ведущего комического актера. Особенно удавались ему роли стариков и старух, и однажды он покорил публику мастерским исполнением роли Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль».

Этот «молчун» и «мертвая мысль» вдруг вышел из подполья и обнаружил неиссякаемые источники юмора. Все заметили его острый глаз и способность по одной детали схватывать суть человеческого характера. Его коньком стала, например, комическая имитация лицейских учителей, настолько точная и меткая, что учащиеся хохотали до колик в животе. А однажды, чтобы избежать телесного наказания, Гоголь так правдоподобно разыграл сумасшествие, что перепуганное гимназическое начальство направило его в лечебницу. Но за внешней гоголевской веселостью всегда чувствовалась трагическая нотка, звучал какой-то скрытый вызов. Тогда-то и родилась наиболее меткая кличка, которую дали этому маленькому и болезненному проказнику гимназисты, – «Таинственный Карла». Впоследствии Гоголь говорил: «Причина той веселости, которую заметили в первых сочинениях моих, показавшихся в печати, заключалась в некоторой душевной потребности. На меня находили припадки тоски, мне самому необъяснимой, которая происходила, может быть, от моего болезненного состояния. Чтобы развлекать себя самого, я придумывал все самое смешное, что только мог выдумать». Так, уже в гимназические годы сформировался комический дар Гоголя – подмеченное Белинским «комическое одушевление, всегда побеждаемое чувством грусти и глубокого уныния».

Период обучения Гоголя в гимназии совпал с поворотом русской общественной мысли от культуры французского классицизма к романтической философии и поэзии Германии. В Нежине этот поворот ознаменовали любимые гимназистами профессор немецкой словесности Ф. И. Зингер и профессор права Н. Г. Белоусов, знакомивший учащихся с Гердером и Шеллингом. Если классики тосковали по Древней Элладе, то романтики обратились к христианскому Средневековью. Утверждался новый взгляд на историю как процесс, в ходе которого каждый народ в соответствии со своим «национальным духом» и призванием вносит собственный вклад в общее развитие человечества.

Пробудилась мысль о необходимости национального самопознания, и юный Гоголь с помощью своих наставников следил за возникшим в Москве обществом «любомудров». Не прошла для него незамеченной статья Д. В. Веневитинова «Несколько мыслей в план журнала»: «Самопознание – вот идея, одна только могущая одушевить вселенную; вот цель и венец человека… С сей точки зрения мы должны взирать на каждый народ, как на лицо отдельное, которое к самопознанию направляет все свои собственные усилия, ознаменованные печатию особенного характера».

Принял Гоголь и то, как Веневитинов подвергал критике современную русскую литературу. «У всех народов, – говорил он, – просвещение развивалось из начала отечественного. Россия же все получила извне». Она «приняла наружную форму образованности и воздвигла мнимое здание литературы без всякого основания». Задача современности – возвращение к себе, к своим собственным историческим корням, к русской древности, к народной песне как хранительнице национальной памяти. Один из «любомудров», М. А. Максимович, приступил тогда к собиранию украинских народных песен, а другой, П. В. Киреевский, – великорусских. Пробуждался интерес к Украине как колыбели восточнославянской и русской истории.

В 1824 году «любомудры» вместе с В. К. Кюхельбекером организовали свой печатный орган – альманах «Мнемозина». Второй выпуск его открывался программной повестью В. Ф. Одоевского «Елладий». В ней звучал призыв к духовному возрождению человека: «Чья жизнь была – беспрерывное совершенствование, тому на земле знакомо небесное, тот бодро оставляет прах земной, он привык отрясать его! – но горе оземленелому телом и духом!»

Гоголь читает этот альманах. За год до окончания гимназии он пишет своему другу Г. И. Высоцкому в Петербург: «Ты знаешь всех наших существователей, которые задавили корою своей земности, ничтожного самодоволия высокое назначение человека. И между этими существователями я должен пресмыкаться». В согласии с религиозной философией «любомудров»-романтиков Гоголь верит в свое высокое предназначение.

Благословен тот дивный миг,

Когда в поре самопознанья,

В поре могучих сил своих

Ты, небом избранный, постиг

Цель высшую существованья… -

так пишет он о своем призвании в романтической поэме «Ганц Кюхельгартен», сочиненной в последний год его обучения в гимназии.

В 1826 году Гоголь начинает труд собирательский. Он заводит «Книгу всякой всячины, или Подручную энциклопедию» – объемистую тетрадь в пятьсот страниц. Он записывает в ней украинские народные песни, пословицы и поговорки, народные предания, описания деревенских обрядов, отрывки из произведений украинских писателей, выписки из сочинений старинных западноевропейских путешественников по России. Сюда включает он обширный «лексикон малороссийский» – материалы к словарю украинского языка.

В 1825 году семья Гоголей переживает тяжкую утрату: скоропостижно умирает отец, Василий Афанасьевич. Гоголь переносит этот удар «с твердостью христианина». Он остается старшим в семье. С этого момента начинается его стремительное взросление: юноша всерьез задумывается о своем призвании, о выборе жизненного пути. «Ежели об чем я теперь думаю, так это все о будущей жизни моей, – пишет он матери. – Во сне и наяву мне грезится Петербург и служба государству». «Я перебрал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции», – делится он планами с дядюшкой.

Насколько искренни эти признания «Таинственного Карлы»? Ведь романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен» и «Подручную энциклопедию» он тщательно уложил в дорожный саквояж! Звание литератора в глазах русского дворянства 1830-х годов не воспринималось серьезно. Да и в жизни того времени понятие «профессиональный писатель», если вспомнить Пушкина, с трудом завоевывало свое место в общественной «табели о рангах».

Родился 20 марта (1 апреля)1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Гоголь был третьим ребенком, а всего в семье было 12 детей.

Обучение в биографии Гоголя проходило в Полтавском училище. Затем в 1821 году он поступил в класс Нежинской гимназии, где изучал юстицию. В школьные годы писатель не отличался особыми способностями в учебе. Хорошо ему давались только уроки рисования и изучение русской словесности. Писать у него получалось лишь посредственные произведения.

Начало литературного пути

В 1828 году в жизни Гоголя случился переезд в Петербург. Там он служил чиновником, пробовал устроиться в театр актером и занимался литературой. Актерская карьера не ладилась, а служба не приносила Гоголю удовольствия, а порою даже тяготила. И писатель решил проявить себя на литературном поприще.

В 1831 году Гоголь знакомится с представителями литературных кругов Жуковского и Пушкина , бесспорно эти знакомства сильно повлияли на его дальнейшую судьбу и литературную деятельность.

Гоголь и театр

Интерес к театру у Николая Васильевича Гоголя проявился еще в юности, после смерти отца, замечательного драматурга и рассказчика.

Осознавая всю силу театра, Гоголь занялся драматургией. Произведение Гоголя «Ревизор» было написано в 1835 году, а в 1836 впервые поставлено. Из-за отрицательной реакции публики на постановку «Ревизор», писатель покидает страну.

Последние годы жизни

В 1836 году в биографии Николая Гоголя были совершены поездки в Швейцарию, Германию, Италию, а также краткое пребывание в Париже. Затем, с марта 1837, в Риме продолжалась работа над первым томом величайшего произведения Гоголя «Мертвые души», который был задуман автором еще в Петербурге. После возвращения на родину из Рима, писатель издает первый том поэмы. Во время работы над вторым томом у Гоголя наступил духовный кризис. Даже поездка в Иерусалим не помогла исправить ситуацию.

В начале 1843 года была впервые напечатана известная повесть Гоголя «Шинель» .

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

Тест по биографии

Чтобы проверить свои знания краткой биографии Гоголя ответьте на несколько вопросов теста.

краткое содержание других презентаций

История создания «Мёртвых душ». Обучение. Паломничество в Иерусалим. Рукопись 2-го тома. Божественная комедия. Мать. Ноздрёв. По аналогии с каким произведением средневекового поэта замыслил создать свою комедию Н.В.Гоголь. История. Проситель. Тарас Бульба. Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Душевный кризис. Звонкий и гармонический смех. Гоголь сжигает рукопись. Резкие и насмешливые отзывы. Коллежский советник.

«Биография Николая Васильевича Гоголя» - Детство. Член общества любителей российской словесности. Выбранные места из переписки с друзьями. Биография Николая Васильевича Гоголя. Мёртвые души. Вечера на хуторе близ Диканьки. История фамилии. История создания «Мертвых душ». Петербург в жизни Гоголя. Судьба в нежинской гимназии. Знакомство с Пушкиным. Последние дни. Комедия «Ревизор».

«Творчество и биография Гоголя» - А.Г.Венецианов. Прадед, Ян Гоголь. А.А.Иванов. Музыкальные деятели пытались досочинить и отредактировать оперу. Гоголь уезжает в Петербург. Пушкин стал издавать журнал «Современник». Первые свои лекции Гоголь прочел блестяще. Опера имела значительный успех. Евстратова. В.Е.Маковский. Оперу «Ночь перед Рождеством» написал Николай Римский-Корсаков. Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы. Горюнов.

«Страницы жизни и творчества Гоголя» - Отец. Опекун Гоголя. Сюжет. Период напряженной и трудной работы. Изучение трудов. Николай Васильевич Гоголь. Мать писателя. Гоголь. Словарь. Дом княгини Зинаиды Волконской. Гоголь приезжает в Москву. Петербург. Творение. Мёртвые души. Гоголь умер в своей последней квартире. Жуковский. Родился. Памятники Гоголю в Москве. Повесть "Тарас Бульба". Служит в департаменте уделов. 21 февраля 1852 года Гоголя не стало.

«Жизнь Н.В.Гоголя» - Сборники Гоголя. Рим. Детство Гоголя. Первые успехи. Жизнь Николая Васильевича Гоголя. Брак родителей писателя. Намеренье уйти в монастырь. Книга Гоголя. Могила Н.В. Гоголя. Атмосфера веры. Шинель. Смерть. Памятник Н.В. Гоголю в Риме. Новые стороны России. Последнее место земного обитания. Поиск своего дела. Гимназия. Мария Ивановна.

«Жизнь и творчество Н.Гоголя» - «Выбранные места из переписки с друзьями». Зрелое творчество Гоголя. Учится в Полтавском уездном училище. Гоголь пишет свои первые стихи. Диканский цикл. Признаки нового душевного кризиса. За рубежом. Николай Васильевич Гоголь. Очерк жизни и творчества Н. В. Гоголя. Сюжет «Мертвых души». Детские годы. «Ревизор». Гоголь прибыл в Петербург.



Статьи по теме: