Что мировая цивилизация. Глобальная цивилизация

Весь период существования человечества, после того как оно вышло из своей ранней стадии развития и покинуло изрядно надоевшие к тому времени пещеры, можно условно разделить на определённые этапы, каждый из которых будет представлять собой длительно существующее сообщество стран и народов, объединённых общими социальными, культурными и экономическими особенностями. Такой отдельно взятый исторический отрезок называется цивилизацией и несёт в себе лишь ему одному присущие черты.

Цивилизация как всеобщий исторический прогресс

В учениях наиболее прогрессивных представителей XIX века господствовали теории всеобщего исторического прогресса. При этом не учитывались индивидуальные черты развития отдельных обществ, связанных особенностями их расы, среды обитания, климата, религиозных и прочих факторов. Предполагалось, что всё человечество вовлечено в единое История цивилизаций отдельных его групп практически отошла на второй план.

Однако к концу века такой исторический оптимизм пошёл на спад, и уступил место сомнениям в реальности всеобщего исторического прогресса. Появились, и приобрели большое количество последователей теории, связывающие развитие отдельных групп людей с географическими особенностями районов их проживания и степенью приспособленности к ним, а также с преобладающими религиозными воззрениями, традициями, обычаями и так далее. Понятие «цивилизации» приобрело более современный смысл.

Значение термина

Впервые он был введён в употребление такими мыслителями XVIII века, как Вольтер, А.Р. Тюрго и А. Фергюссон. Происходит термин от латинского слова «civilis», что означает «гражданский, государственный». Однако в ту эпоху ему предавался несколько иной, более узкий смысл, чем теперь. Вся вышедшего из стадии дикости и варварства без разделения на отдельные этапы, обозначалась как Цивилизация.

Что такое цивилизация в понимании современных людей, хорошо выразил английский историк и социолог Арнольд Тойнби. Он сравнил её с живым организмом, способным непрерывно воспроизводить себя и проходить путь от рождения к смерти, преодолевая при этом стадии рождения, роста, расцвета, упадка и гибели.

Новый подход к пониманию старого термина

В начале XX века современная цивилизация стала рассматриваться, как результат развития её отдельно взятых локальных субъектов. В поле зрения учёных попали особенности их социальных систем, характерные черты людей, населяющих те или иные регионы, а также их взаимодействие в контексте мировой истории.

Этап становления цивилизации является общим для всех без исключения народов, но протекает везде по-разному. Ускорение или замедление его темпов зависит от большого количества причин, среди которых важнейшими являются войны, стихийные бедствия, эпидемии и так далее. Общей чертой возникновения всех цивилизаций, их отправной точкой принято считать переход древних людей от охоты и рыболовства, то есть потребления готового продукта, к его производству, а именно земледелию и скотоводству.

Последующие этапы развития общества

Второй этап, который включает в себя история цивилизаций, характеризуется возникновением гончарного производства и письменности в её ранних и подчас примитивных формах. И то и другое свидетельствует об активном прогрессе, в который вовлечено конкретное общество. Следующим этапом, который проходят мировые цивилизации, является становление городской культуры и, как следствие этого, дальнейшее интенсивное развитие письменности. На основании того, насколько быстро шло развитие этих и ряда иных факторов, можно условно выделить прогрессивные и отсталые народы.

Итак, всё вышеизложенное даёт общее представление о том, что такое цивилизация, что такое исторический прогресс и каковы его главные признаки. Однако следует отметить, что в научном мире нет единой точки зрения на этот вопрос, так как каждый учёный вносит свои, сугубо личные черты в его понимание. Даже в вопросе деления цивилизаций на аграрные, индустриальные, а также руководствуясь их географическим положением и чертами экономики, существуют различные точки зрения.

Появление древних цивилизаций

Одним из спорных вопросов является попытка установить хронологию зарождения самых ранних известных науке цивилизаций. Принято считать, что ими были города-государства Месопотамии, появившиеся в долине и Евфрат примерно пять тысяч лет назад. К этому же историческому периоду относят зарождение Древнеегипетской цивилизации. Несколько позже черты цивилизации приняли народы, населявшие Индию, а примерно через тысячу лет она появилась в Китае. Исторический прогресс народов, живших в тот период на Балканах, дал толчок для появления древнегреческих государств.

Все мира возникали в долинах крупных рек, таких как Тигр, Евфрат, Нил, Инд, Ганг, Янцзы и так далее. Они получили название «речных», и во многом их появление было обусловлено необходимостью создания многочисленных оросительных систем на возделываемых территориях. Важным фактором являлись и климатические условия. Как правило, первые государства появлялись в тропических и субтропических зонах.

Аналогично происходило развитие цивилизации в приморских районах. Оно также требовало организации совместных действий большого числа людей, а успехи мореплавания способствовали установлению культурных и торговых связей с другими народами и племенами. Начинался сыгравший столь значительную роль во всём мировом развитии и не теряющий поныне своей актуальности.

Борьба человека с природой

Основные мировые цивилизации древности развивались в условиях непрестанной борьбы с природными катаклизмами и сложностями, обусловленными ландшафтом местности. Как свидетельствует история, люди далеко не всегда выходили победителями. Известны примеры гибели целых народов, ставших жертвой разбушевавшейся стихии. Достаточно вспомнить Крито-Микенскую цивилизацию, погребённую под пеплом вулкана, и легендарную Атлантиду, реальность существования которой пытаются доказать многие видные учёные.

Виды цивилизаций

Типология цивилизаций, то есть их деление на виды, осуществляется в зависимости от того, какой смысл вкладывается в само это понятие. Тем не менее, в научном мире бытуют такие термины, как речные, морские и горные цивилизации. К ним относят соответственно Древний Египет, Финикию и ряд государств Доколумбовой Америки. Также в отдельную группу выносят континентальные цивилизации, которые, в свою очередь, делятся на кочевые и оседлые. Это лишь основные разделы типологии. В действительности каждый из перечисленных видов имеет ещё много делений.

Исторические этапы развития обществ

История цивилизаций показывает, что зародившись и пройдя период развития, часто сопровождаемый захватническими войнами в результате которых, как ни странно, совершенствуется система управления и структура общества, они достигают своего расцвета и зрелости. Этот этап таит в себе определённую опасность ввиду того, что, как правило, процесс бурного качественного развития уступает место сохранению завоёванных позиций, что неизбежно ведёт к застою.

Далеко не всегда это осознаётся обществом. Чаще оно воспринимает подобное состояние как наивысшую точку своего развития. На практике же это оборачивается политическим и экономическим кризисом, следствием которых бывают внутренние смуты и межгосударственные столкновения. Как правило, застой проникает в такие области, как идеология, культура, экономика и религия.

И наконец, следствием застоя бывает разрушение цивилизации и её гибель. На этом этапе наблюдается обострение социальных и политических конфликтов, что на фоне ослабления властных структур имеет гибельные последствия. За редким исключением все бывшие цивилизации прошли этот тернистый путь.

Исключением могут быть лишь те народы и государства, которые исчезли с лица Земли в силу чисто внешних, не зависящих от них причин. Например, нашествие гиксосов уничтожило Древний Египет, а испанские конкистадоры положили конец государствам Мезоамерики. Однако даже в этих случаях, проводя глубокий анализ, можно обнаружить на последних этапах жизни исчезнувших цивилизаций признаки всё того же застоя и распада.

Сменяемость цивилизаций и их жизненный цикл

Внимательно оглядываясь на историю человечества, нельзя не заметить, что далеко не всегда гибель цивилизации влечёт за собой уничтожение народа и его культуры. Подчас происходит процесс, при котором распад одной цивилизации является зарождением другой. Наиболее ярким примером может служить Греческая цивилизация, уступившая место Римской, а на смену ей пришла современная цивилизация Европы. Это даёт основание говорить о способности жизненного цикла цивилизаций повторяться и самовоспроизводиться. Данная его особенность лежит в основе поступательного развития человечества и вселяет надежду в необратимость процесса.

Подводя итог описанию этапов развития государств и народов, нужно отметить, что приведенные выше периоды проходит не каждая цивилизация. Что такое естественный ход истории, например, перед лицом природных катаклизмов, способных в мгновение ока изменить его течение? Достаточно вспомнить хотя бы Минойскую цивилизацию, находившуюся в стадии расцвета и уничтоженную вулканом Санторин.

Восточная форма цивилизации

Важно учитывать и тот факт, что особенности цивилизации часто зависят от её географического положения. Кроме того, большое значение имеют национальные черты людей, составляющих её население. Например, цивилизация Востока полна уникальными, присущими только ей чертами. Этот термин охватывает собой государства, расположенные не только в Азии, но и в Африке, и на просторах Океании.

Восточная цивилизация по своей структуре неоднородна. Её можно разделить на Ближневосточно-Мусульманскую, Индийско-Южноазиатскую и Китайско-Дальневосточную. Несмотря на индивидуальные особенности каждой из них, они заключают в себе много общих черт, дающих основание говорить о единой восточной модели развития общества.

В этом случае общими являются такие характерные особенности, как безграничная власть бюрократической верхушки не только над крестьянскими общинами, находящимися в её подчинении, но и над представителями частного сектора: среди них ремесленники ростовщики и всевозможные торговцы. Власть верховного правителя государства считается данной от Бога и освящается религией. Практически каждая восточная цивилизация имеет эти черты.

Западный образец общества

Совершенно иная картина представляется на Европейском континенте и в Америке. Западная цивилизация это, прежде всего, продукт усвоения, переработки и преобразования достижений прежних, ушедших в историю культур. В её арсенале религиозные импульсы, заимствованные от иудеев, унаследованная от греков философская широта и высокая степень государственной организации, основанная на римском праве.

Вся современная западная цивилизация построена на философии христианства. На этой основе, начиная с эпохи средневековья, формировалась человеческая духовность, вылившаяся в свою высшую форму, именуемую гуманизмом. Также важнейшим вкладом Запада в развитие мирового прогресса является наука, изменившая весь ход глобальной истории, и реализация институтов политической свободы.

Западной цивилизации присуща рациональность, но, в отличие от восточной формы мышления, ей свойственна последовательность, на основе которой получила развитие математика и Она же стала базой для выработки правовых основ государства. Главным его принципом является доминирование прав личности над интересами коллектива и общества. На всём протяжении мировой истории наблюдалось противостояние цивилизаций восточного образца и западного.

Феномен русской цивилизации

Когда в XIX веке в странах, населённых славянскими народами, родилась идея их объединения на основе этнической и языковой общности, появился термин «русская цивилизация». Особой популярностью он пользовался среди славянофилов. Это понятие заостряет внимание на оригинальных чертах русской культуры и истории, подчёркивает их отличие от культур Запада и Востока, ставит во главу угла их национальное происхождение.

Одним из теоретиков русской цивилизации был известный историк и социолог XIX века Н.Я. Данилевский. В своих трудах он предрекал Западу, прошедшему, по его мнению, апогей своего развития, близкий закат и отмирание. Россия же, в его глазах, являлась носительницей прогресса, и именно ей принадлежало будущее. Под её началом все славянские народы должны были прийти к культурному и экономическому расцвету.

Среди выдающихся деятелей литературы русская цивилизация также имела своих горячих сторонников. Достаточно вспомнить Ф.М. Достоевского с его идеей «народа-богоносца» и противопоставлением православного понимания христианства западному, в котором он видел приход антихриста. Также нельзя не упомянуть и Л.Н. Толстого и его идею крестьянской общины, всецело опирающейся на русскую традицию.

На протяжении многих лет не затихают споры о том, к какой цивилизации относится Россия с её яркой самобытностью. Одни утверждают, что её неповторимость лишь внешняя, и в глубине своей она является проявлением общемировых процессов. Другие, настаивая на её своеобразии, подчёркивают восточное происхождение и видят в ней выражение восточнославянской общности. Русофобы же вообще отрицают уникальность российской истории.

Особое место в мировой истории

Оставляя в стороне эти дискуссии, отметим, что многие видные историки, философы богословы и религиозные деятели как нашего времени, так и прошедших лет, отводят русской цивилизации совершенно определённое место, выделяя её в особую категорию. Среди тех, кто первыми подчёркивал уникальность путей своего отечества в мировой истории, были такие выдающиеся личности, как И. Аксаков, Ф. Тютчев, И. Киреев и многие другие.

Заслуживает внимания по этому вопросу позиция, так называемых, евразийцев. Это философско-политическое направление появилось в двадцатых годах минувшего века. По их мнению, русская цивилизация является смешением европейских и азиатских черт. Но Россия их синтезировала, превратив в нечто самобытное. В ней они не свелись к простому набору заимствований. Только в такой системе координат, утверждают евразийцы, и можно рассматривать исторический путь нашей Родины.

Исторический прогресс и цивилизация

Что такое конкретно взятая цивилизация вне исторического контекста, обусловливающего её формы? Исходя из того, что она не может не быть локализована во времени и пространстве, необходимо для всестороннего изучения, прежде всего, составить максимально полную картину исторического периода её существования. Однако история не является чем-то статичным, неподвижным и меняющимся лишь в какие-то определённые моменты. Она постоянно в движении. Поэтому любая из рассматриваемых мировых цивилизаций подобна реке - при схожести своих внешних очертаний постоянно новая и каждое мгновение наполненная иным содержанием. Она может быть полноводной, нести свои воды долгие тысячелетия, а может обмелеть и бесследно исчезнуть.

Сегодня мы будем говорить о том, что такое мировые цивилизации. Трудный материал, трудный текст, будет много названий и дат. В прошлый раз мы говорили о том, что в середине XVIII в. во французском языке, французской историографии, французской философии появилось слово цивилизация . У французских просветителей в 1757 г. в академическом словаре впервые отмечено это слово. Через 20 лет оно появилось и в Англии – пока что в таком простом значении: цивилизация противопоставлялась варварству. Есть дикие, нецивилизованные народы, а есть цивилизованные. Здесь слово цивилизация употребляется в значении культура. Но слово культура уже было во французском и английском языках (пришло из немецкого языка в XVII в.). Вот зачем-то понадобилось новое понятие и новое слово цивилизация . В России оно появилось в 20-е годы XIX в. и тоже в таком же значении. Но вот у Пушкина (он был один из первых) в 30-е годы это слово появляется несколько раз: сначала в дневнике в 1833 г. (только в другой транскрипции – сивилизация ), а затем в хорошо известной статье «Джон Теннер». Статья – рецензия на книгу одного человека, который прожил в Америке с индейскими племенами 30 лет. В этой рецензии, напечатанной в журнале «Современник», Пушкин употребляет словосочетание «христианская цивилизация». С иронией пишет: «Христианская цивилизация проявила все свои качества, когда стала преследовать индейцев». Это 1836 год. Значит, если есть христианская цивилизация, есть и другие, т.е. цивилизации во множественном числе. Может быть, мусульманская, или буддистская, или другие.

Нужно сказать, что в России научный язык формировался с трудом именно в это время, так как вся русская интеллигенция хорошо знала французский, немецкий, хуже – английский язык. У Чаадаева все его «Философические письма» написаны на французском. Там слова культура и цивилизация встречаются постоянно. Но чтобы это перешло в русский язык, понадобилось какое-то время. Слово культура , например, зафиксировано в словаре русского языка в 1847 г. До этого словари русского языка не фиксировали этого слова. Еще в конце XVIII в. вышел отличный словарь русского языка в 6 томах. Но там этих слов нет. Случилось так, что именно русским ученым досталась историческая миссия развивать мысль о том, что такое русская цивилизация и что такое мировые цивилизации, хотя наиболее активны в этом плане в мировом масштабе были британские ученые. Особенно в XX в. Но сейчас речь пойдет о русском ученом Николае Яковлевиче Данилевском (1822 – 1885). По образованию он, как ни странно, биолог – один из основателей Никитского ботанического сада в Крыму. Именно Данилевский тщательно разработал идею мировых цивилизаций и написал книгу «Россия и Европа» (1869). Эта книга очень интересна и актуальна и сейчас. Но странным образом она не переиздавалась в России больше ста лет. То, что написал Данилевский, многим критически настроенным западникам не понравилось, потому что книга «Россия и Европа» имела антизападнический характер. А в интеллигенции в то время преобладали антизападнические настроения. Об этой книге вспомнили уже не русские, а английские ученые, когда стали разрабатывать концепцию мировых цивилизаций. В этой книге в пятом разделе очень просто написано, что есть несколько Цивилизаций (с большой буквы) – их Данилевский называет «культурно-историческими типами». На протяжении исторического времени за 6 тысячелетий сложились культурно-исторические типы, они рождались, развивались и погибали. Это идея циклического развития культурно-исторических типов. Ученый классифицирует эти типы. Вместе с вновь появившимися культурно-историческими типами у него получилось 13 мировых (великих) цивилизаций. Поскольку Данилевский – биолог, он употребляет биологические термины. Цивилизация «рождается», постепенно набирает силу, достигает своего расцвета, а затем неизбежно должна деградировать и исчезнуть. В своем развитии и уходе с исторической арены цивилизация не передает то самое важное, что она открыла. Это многим не нравилось, особенно русскому философу Владимиру Сергеевичу Соловьеву (1853–1900). У Данилевского есть понятие, что цивилизация цветет как разные виды кактусов. Есть такие виды кактусов, которые цветут один раз в жизни – отцвел и засох. Ученый придумал даже срок, какой «цветет» большая Цивилизация, большой народ: 1200–1500 лет. Строго говоря, есть и более долговечные цивилизации, но Данилевский решил так. Есть много моментов, за которые ученого легко критиковать, но он был одним из первых. Он первый подробно разработал не только идею мировых цивилизаций, но и их классификацию. Здесь самое трудное – понять, почему он установил именно эти типы. А вот заслуга его в том, что он доказал, что мировые цивилизации создаются не одним каким-то народом, разные народы способны на это. Такая идея особенно понравилась в XX веке.

Теперь я назову те 13 цивилизаций (или культурно-исторических типов), которые предложил Данилевский. Они расположены как бы в хронологическом порядке.

Неверно и утверждение, что одна цивилизация сменяет другую. Они существуют как бы параллельно в историческом процессе. Но Данилевский все-таки выделяет цивилизацию, господствующую на данном этапе. В то время, когда он пишет свою книгу, он считает, что господствует Европейская, а будущее за Славянской.

Нужно сказать, что Данилевский не знал о многих археологических открытиях. Уже после него было открыто много цивилизаций. Картина древней истории в целом изменилась, но главное осталось: культурно-исторические типы, по Данилевскому, – это большие по времени и пространству культурно-исторические сообщества.

К вопросу о терминологии. Археологи ввели понятие «археологическая культура» и стали думать, что назвать цивилизацией, а что культурой. Для древних цивилизаций посчитали обязательным наличие трех признаков: города, большие монументальные памятники и письменность. Если таких признаков нет, то это археологическая культура. В районе Царицына раскопана так называемая «дьяковская культура», около Ярославля раскопали древнюю «фотьяновскую культуру». Со славянами связано, по крайней мере, 6 - 8 таких археологических культур. Это еще не цивилизации, а что-то приближающееся к ним. Как я уже говорил, концепция Данилевского подверглась критике Вл. Соловьевым, А.П. Милюковым. По мнению Соловьева, который постоянно боролся со славянофильством, Россия – это часть Европы, культура у нас общая, поэтому никакой особой славянской цивилизации быть не может.

В XX в., после того как появились новые археологические данные, увеличилось количество цивилизаций, пришло новое осмысление накопленных знаний. В основном здесь заслуга британских ученых и историков – они сделали много открытий в передней Азии, в Индии, поскольку владели Индией, и во многих других местах. Я опускаю очень большую тему о том, как разрабатывалась идея цивилизаций в Германии, в других странах, а сразу приступаю к концепции истории английского историка XX в. Арнольда Джозефа Тойнби (1889–1975). Над концепцией цивилизации он работал больше 30 лет. Я был в Лондоне и встречался с его многочисленными потомками. В книжном магазине – огромный раздел – книги Тойнби. У нас его стали переводить в 90-е годы XX в. Основной его труд – «Постижение цивилизаций» (в другом варианте – «Постижение истории») в 12-ти томах. У нас вышел сокращенный перевод – этого вполне достаточно.

Тойнби очень хорошо придумал и обосновал, сколько должно быть цивилизаций. Вначале появилось столько, сколько и у Данилевского. Когда Тойнби в 30-е годы выпустил свой труд, он указал, что основную идею постижения истории берет у Данилевского. Затем количество цивилизаций он увеличил до 23, а к концу жизни, в завершение этого огромного труда, в 1961 г. их получилось уже 37. Почему так? Просто появилось более мелкое дробление культурно-исторических типов. Тойнби долго мучился над тем, какая из современных цивилизаций зависит от древних. И назвал Православную – в России. Была Православная цивилизация в Византии. Россия идет под № 17. Запомнить все 37 цивилизаций невозможно, поэтому я беру средний вариант 30-х годов с небольшими уточнениями. С самого начала Тойнби подвергся критике за то, что одни народы у него как бы цивилизационные, а другие - нет. Он объяснял, что это не уровень культуры, а уровень масштабности исторического развития, что это большие народы и большие культуры. И чтобы удовлетворить своих критиков, он назвал еще свыше 600 культурных сообществ, которые тоже культурные, но до мировых цивилизаций не дотянули. После трудов Тойнби у многих возникло ощущение, что попасть в разряд мировых цивилизаций очень престижно, а те, кто не попал, вроде второго сорта.

Я уже говорил, что цивилизация живет не только для себя, но и для других: открытия во многих планах. Тойнби считает, что все культурные сообщества постоянно озабочены проблемой выживания, питания и размножения. Для них этого вполне достаточно. Они пребывают на уровне этнического существования. Термин «этнический» Тойнби заимствовал у Данилевского. Народы на этническом уровне могут жить веками, оставляя после себя следы своего пребывания на земле – кострища, захоронения, бугры, ритуальные места. Но сказать, что они создали цивилизацию, нельзя. Общее определение, которое дает Тойнби, приблизительно такое: цивилизация понимается им как «большое и мощное сообщество людей. Либо одна большая нация, либо содружество наций, объединенных общими усилиями по защите, сохранению и росту этого сообщества, объединенных общим мировоззрением, религией, общими представлениями о нравственности и художественных ценностях, своим уникально творческим подходом к разрешению всех возникающих перед ней проблем и трудностей».

У Льва Николаевича Гумилева есть понятие «суперэтнос». Цивилизация – сложная энергетическая и творческая система, огромный творческий коллектив. Тойнби настаивает, что цивилизация – это прежде всего творческий процесс во всех областях (наука, искусство, экономика…). Еще интересное утверждение Тойнби: народ, вставший на путь цивилизации, не может повернуть назад, вернуться к прежнему состоянию. Если так происходит, то наступает постцивилизационный хаос. Либо нужно жить в своей цивилизации, либо мы разрушимся. Если народ или государство включились в этот исторический поток, то они плывут по течению и против течения плыть не могут. Отступить невозможно. Отдельный человек или группа людей это сделать могут, но весь народ отступить не может. Поэтому у Тойнби этот процесс приобретает трагический оттенок. В современных политологических учениях есть понятие «африканская цивилизация», но это смешно – в Африке совершенно разные и противоположные уровни жизни и культуры, часто враждебные сообщества, а в цивилизации все должно быть гармонично. Вот как в российской цивилизации есть вкрапления, внедрения чужих культур, но в целом наша цивилизация существует и не разрушается за счет других вкраплений.

Итак, мне предстоит трудная задача – составить список цивилизаций. Тойнби долго и много колебался, нужна ли его концепция, прежде чем утвердился в ней. Он считал, что человек вообще после 70 лет ничего нового не может придумать, а может только переставлять, комбинировать придуманное раньше. В Англии существует жесткий регламент: если профессору 67–68 лет, умный ты, великий или не великий, – освободи место.

А теперь мой список.

1. Шумерская – самая древняя цивилизация: 3300 лет до н.э. – 2000 лет до н.э. У Тойнби она была обозначена в 30-е годы, затем он ее убрал, а позже снова выделил. В российской традиции эта цивилизация известна, хотя Данилевский о ней не знал. Шумерская цивилизация открыла письменность – сначала пиктограммы, потом клинопись. Некоторые оспаривают приоритет шумеров. Говорят, что не только они клинопись отрыли, а еще какие-то другие народы. Но бесспорно, что шумеры стали строить большие поселения, т.е. города. У них не было единого царства, а были царства-города. От шумеров сохранилось много археологических памятников. Они жили в южной части современного Ирака между Тигром и Евфратом. Представьте себе, что многие шумерские ценности были в Багдадском музее и 13 тысяч экспонатов исчезло из этого музея во время иракской войны. Теперь они появляются на черном рынке. Потеря невосполнимая. Сохранилось около 150 литературных текстов шумеров – молитвы, гимны богам, анекдоты, басни. Они хорошо переведены на английский и на русский языки. Доктор исторических наук В.К. Афанасьева считает, что это самый великий народ на земле. Я тоже к шумерам питаю слабость. Это был веселый и жизнерадостный народ. Они верили в бессмертие души. Они строили храмы на высоких местах. Небольшие. Якобы любили петь. Иногда я в аудитории читаю их тексты.

2. Египетская – долгоживущая цивилизация: 3000 до н.э. – 1 век н.э. (начальная дата всегда условна. Ее я взял у Тойнби). По настроению, по духу она противоположна шумерской. Очень устойчивая – в ней сменилось три типа царства. Именно египтяне позаботились о том, чтобы сохранить о себе память на тысячелетия. Это великие египетские пирамиды. Египетские иероглифы прочитаны были только в XIX в. Полноценное обследование этой цивилизации – безусловно, заслуга французов. Самые интересные экспонаты находятся в музеях Египта и в Лувре. Здесь все построено было на власти религии и жрецов. Довольно мрачная и замкнутая эзотерическая религия, вера в бессмертие души. В «Книге мертвых» (у нас издана в 2003 г.) говорится, что существует 8 частей человека. Душа – только одна из частей. Когда человек умирает, его душа отправляется в другой мир на ладье. От древних египтян осталось много текстов. Греки хорошо знали Египет, часто бывали там, а греческие философы многое позаимствовали.

3. Индская, или Древнеиндийская цивилизация: 2500 до н.э. – 1500 до н.э., т.е. одна тысяча лет. Эту цивилизацию открыли в середине XIX в. почти случайно: строили дорогу и раскопали целый город. Остатки этой цивилизации находятся сейчас не в Индии, а в Пакистане. Раскопан огромный город, стены громадные, фрагменты скульптур, диски с какими-то надписями (они не прочитаны). Данных об этой цивилизации у нас мало, ее исследование впереди. Может быть, самое важное, что шумеры переселились на Индостан и их культура повлияла на местных жителей.

4. Древнекитайская цивилизация. Ее начало тоже в тумане. Примерно 2200 до н.э. – 2 век н.э. Вторая дата – не гибель ее, а смена мировоззрения и религии. Некоторые ученые говорят об одной китайской цивилизации. Мне ближе концепция раннего Тойнби, который считал что их все-таки две. Основу древнекитайской цивилизации составляет письменность, которую сами китайцы прочитать не могут. Только ученые. К этой цивилизации принадлежит философ Конфуций (VI век до н.э.). Во 2 в. до н.э. в Китай пришла новая религия – буддизм. И основу новой китайской цивилизации составляет буддийская религия. Вот и судите. Если понимать цивилизацию как мировоззрение, религию, менталитет, свойственные всем народам, то в Китае все-таки существовало две цивилизации. В марте 2003 г. в Китае поставлен памятник в честь пятитысячелетия китайского народа.

Ценности прогрессивного типа развития во всем мире признаются как общечеловеческие. Это - рынок, правовое демократическое государство, гражданское общество, права человека. Страны, относящиеся к другим типам, стремятся освоить механизм прогрессивного развития, втягиваются в рыночные отношения, внедряются элементы демократии. Подобные явления явились основой для утверждения, что на основе западных ценностей складывается единая всемирная цивилизация. Следовательно, цивилизованными считаются лишь страны, развивающиеся по западному типу, остальные оказываются вроде бы вне цивилизации. Время складывания единой цивилизации определяется по-разному. Одни считают, что уже в эпоху географических открытий началось складывание всемирной цивилизации. Другие утверждают, что нельзя то время, когда христианские ценности насаждались в разных частях света огнем и мечом, считать началом всемирной цивилизации, и относят его ко времени окончания второй мировой войны, когда в результате крушения колониальной системы многие страны добровольно выбирали рынок и демократию.

Идея о всеобщности истории, о линейном поступательном движении человеческого сообщества во времени является характерной чертой европейской философии истории. На этой идейной основе формировались концепции единства человеческой цивилизации. Современность дает для этих концепций дополнительные аргументы. Индустриальная и постиндустриальная стадии научно-технического прогресса ведут к глобальному сотрудничеству, js. созданию общепланетарных систем информации, связи, транспорта, торговли, стиранию архаичных различий между странами. Появление в XX в. глобальных проблем, связанных с выживанием человечества на планете Земля, - угроза ядерной, экологической катастрофы, демографические проблемы и т.п. - служат дополнительным основанием в пользу утверждения о единстве человеческой цивилизации.

Поскольку в России в советское время исторические концепции складывались под сильным влиянием идей К. Маркса, категорично выступавшего с позиций всеобщности истории, то в последующие годы были с легкостью восприняты идеи о единой цивилизации на планете Земля. Однако такой подход требует критического осмысления, тем более важного, что Россия никогда не являлась и не является «чистой» Европой.

Аргументы в пользу мировой цивилизации приводятся веские и их нельзя сбросить со счетов. Однако говорить о единой цивилизации, по крайней мере, преждевременно, а может быть, и невозможно. Это скорее мечта интеллектуальной элиты высокоразвитых стран, чем реальность. Об общечеловеческой цивилизации можно говорить лишь в том смысле, что на планете существует сообщество разумных существ, которое развивается в соответствии с естественными и общественными законами и имеет общие интересы. То есть общепланетарная цивилизация существует лишь по отношению к общепланетарным проблемам. Само человеческое сообщество неоднородно, его историю невозможно понять, исходя из общепланетарного подхода. Между кочевником-бедуином, затерянным в пустынных просторах Сахары, и суперученым интеллектуалом из лаборатории в Беркли (США) дистанция не временная (они живут в одном времени - сегодня), а цивилизационная. Ее нельзя перепрыгнуть (это чревато насилием), ее надо понять.

Идея о единстве человеческой цивилизации и всеобщности законов истории лежит в основе разных вариантов цивилизационного подхода. Один из них основан на теории цикличной динамики экономиста Н.Д. Кондратьева. На основе изучения большого массива статистических данных и математического моделирования социально-экономических процессов Н.Д. Кондратьев пришел к выводу, что большие циклы экономической конъюнктуры отчетливо сменяют друг друга каждые полвека (40-50 лет). В рамках полувекового цикла существуют более короткие. Их насчитывается четыре-пять и каждый из них проходит через равновесие и неравновесие состояния. Полувековой цикл конъюнктуры, в свою очередь, является элементом «векового» цивилизационного цикла, смена которых каждые 200-300 лет представляет собой смену цивилизаций. Таким образом предлагается считать цивилизацией определенную ступень в развитии общества. Ю.В. Яковец, приверженец такого подхода, пишет, что цивилизация - «это определенная стадия в циклическом развитии общества в целостности составляющих ее элементов». Выделяется семь таких циклов-цивилизаций: неолитическая (7-4 тысячелетие до н.э.), восточно-рабовладельческая (3 - первая половина I тысячелетия до н.э.), античная (VI в. до н.э. - VI в. н.э.), раннефеодальная (VII-XIII вв.), прединдустриальная (XIV-XVIII вв.), индустриальная (60- 90-е гг. XVIII в. - 10-70-е гг. XX в.), постиндустриальная (80-е гг. XX в. - конец ХXI - начало XXII вв.). История человечества предстает в виде лестницы, по ступеням которой поднимается человек.

Таким образом, концепция единой мировой цивилизации отрицает многовариантность развития человечества.

При этом обратите внимание: под ее флагом вновь предлагается идея унифицированного развития, только вместо формационного коридора присутствует цивилизационный. В конце коридора раньше был коммунизм, а теперь - западный образ жизни. Исторический опыт свидетельствует: жизнь человечества многообразна, многовариантна и развитие идет не по линии упрощения, унификации, а все большего усложнения, увеличения многообразия. При таком взгляде устанавливается опять иерархия ценностей: какие-то народы объявляются высшими, образцовыми, какие-то низшими, отсталыми. Весь человеческий опыт бесценен. Неизвестно в конечном итоге, что окажется спасением для человечества, какой тип обладает наивысшей ценностью с точки зрения выживания человечества.

Важно понять, что существует не только европейский, западный взгляд на историю, но и совершенно другой. Празднование 500-летия открытия Америки X. Колумбом проходило под знаком вступления народов открытого для Европы континента в общеисторическую жизнь. Однако широкими массами коренного населения Латинской Америки это время воспринимается как катастрофа, крушение их собственного мира, их собственной истории.

К тому же, исторический опыт свидетельствует: нельзя перевести общество, относящееся к одному типу развития, на принципиально иной. Личность - да, она через два-три поколения полностью ассимилируется в новой среде, воспринимает другие ценности (иначе невозможна была бы эмиграция). Но сообщество людей, которое имеет внутренние механизмы саморазвития, перевести на другой тип нельзя, оно деградирует и разрушается.

Обратимся к самому очевидному примеру - индейцы Америки. Несмотря на пять столетий господства европейской традиции, значительная часть коренного населения континента сохранила менталитет, психологию, религиозные представления и стереотипы поведения, принципиально отличные от европейских. Сохраняется коллективистский, общинный характер индейской этики. Сколько миллионов людей, относящихся к разным типам цивилизаций, США приобщили к ценностям западного образа жизни! Это государство превратилось в высокоразвитое общество, витрину западного мира. Его история насчитывает всего лишь чуть более 200 лет. Прогрессивный тип развития позволил США за относительно короткий срок выйти на передовые рубежи. В отличие от Европы Соединенные Штаты Америки - не национальное государство, а федеральное. Федеративное государство подобного типа позволяет преодолеть разделение человечества на нации, сделать преобладающими процессы интернационализации. В трудной борьбе против расизма удалось создать обстановку межнациональной лояльности, способствовать развитию общественной солидарности на социальной, а не национальной основе. Но индейцы, коренные жители Америки - чужие на этом празднике жизни. Западное общество высасывает из индейского сообщества наиболее активные силы, однако сам индейский феномен угасает.

Гибельность встречи с западной цивилизаций для индейцев Америки была понята. Выход попытались найти за счет создания «национальных поселений», резерваций в прямой или завуалированной форме. Выделение специальных территорий для жизни аборигенов не решило их проблемы, привело к искусственной изоляции, не остановило, а, пожалуй, ускорило разрушение традиционного образа жизни.

Печальный опыт «перехода к социализму» малых народов Сибири и Севера в нашей стране говорит о том же: нельзя перевести человеческие сообщества, имеющие внутренние механизмы существования, на иной тип развития. Эвенкийский писатель Алитет Немтушкин говорит: «Из 120 человек, учившихся со мной в интернате, лишь двое живы, кто застрелился, кого застрелили, кто-то утопился, кто утонул... Мы, коренные народы Севера, не вписываемся в современную цивилизацию, неконкурентноспособны, как лодочка-долбленка и моторный катер». Обратите внимание: речь идет о людях, которых воспитывали в интернатах, в традициях русской культуры, русского миропонимания. Но представители малых народов не ощущают себя полноценными членами сообщества, которое стремится их ассимилировать. Идет процесс разрушения и деградации. Алкоголизм, безработица, высокий процент самоубийств, запущенность хозяйства аборигенов и низкий уровень жизни тому свидетельство.

В настоящее время, когда Россия взяла курс на рыночную экономику и парламентскую демократию, перед народами Сибири и Севера также встала трудная проблема выбора. В неразберихе переходной эпохи решать эту проблему нужно безотлагательно. Но как? Ю. Шесталов пишет: «Одни зовут к светлому Будущему, другие - разрушают сделанное, третьи-ликуют на пиру коммерции. А нам мешают охотиться, пасти оленей. Жить мешают нам. Жить в гармонии с Торумом, Водой, Землей. С Природой жить в ладу. С самим собой». Некоторые лидеры утверждают: рынок и Север несовместимы. Действительно, рыночные ценности явно противоречат традиционному укладу аборигенов. Как соотнести рыночное мировоззрение, одним из столпов которого служит стремление к наибольшей прибыли, с аскетизмом, с одним из твердых устоев этих сообществ, которое заключается в том, чтобы брать от природы только необходимое для поддержания жизни.

Раздаются голоса о необходимости возвращения к исторически сложившемуся образу жизни как единственному спасению от окончательной гибели и исчезновения. Большой сулган (съезд) эвенков России принял программу выживания, в основе которой курс на возрождение родовых кочевых общин, традиционного образа жизни. Однако возвращение в лоно природы выглядит чистой утопией. Вряд ли это возможно.

Необходимо искать пути интеграции малых народов в сложную, большую общественную систему при сохранении их самобытности, при масштабной поддержке со стороны государства. В мире сейчас накапливается опыт сосуществования рыночных обществ и обществ, живущих в рамках природного цикла. Это Швеция, Канада, Австралия. Причем главная ценность этого опыта в том, что малые народы живут в соответствии со своими традициями, но интегрированы в рыночную среду. Необходимо идти по этому пути: взаимопонимание и сосуществование, взаимодействие и поддержка слабых. Важно понять, что цивилизационные особенности, сложившиеся исторически, никуда не исчезают. Они по-прежнему играют важную роль в жизни народов. Попытка их игнорировать может привести к социальной катастрофе.

Нельзя забывать и другое: глобальные проблемы, с которыми столкнулось человечество в XX в., порождены техногенной западной цивилизацией. Западный путь - это не сказочная идиллия. Он остроконфликтен, противоречив, порождает постоянные проблемы, в том числе общепланетарные. Экологические катастрофы, глобальные кризисы в области политики, мира и войны и т.п., показывают, что достигнут известный предел прогресса в его традиционных формах. В этой обстановке множатся теории «ограничения прогресса». Все громче звучат голоса о необходимости замедлить движение маховика научно-технического прогресса, а, возможно, и остановить совсем. Угроза всемирной экологической катастрофы стала реальностью. Академик Н. Моисеев пишет: «Человеку дозволено далеко не все... Возникает представление о существовании некоего экологического императива, то есть совокупности условий, которые человек не имеет права преступать ни при каких обстоятельствах!»1. Все это заставляет критически посмотреть на перспективы западной цивилизации в ее нынешнем виде. Видимо, в XXI в. она претерпит большие изменения.

Обратимся к такому авторитету, как А. Тойнби. Он писал: «Тезис об «единстве цивилизации» является ложной концепцией, весьма популярной среди современных западных историков, мышление которых находится под сильным влиянием социальной среды...

Тезис об унификации мира на базе западной экономической системы как закономерном итоге единого и непрерывного процесса развития человеческой истории приводит к грубейшим искажениям фактов и к поразительному сужению исторического кругозора»". Запад доминирует в экономическом и политическом планах, но он не смог лишить другие народы их исконных особенностей.

В семье народов

Однако общеизвестно, что в восточного типа странах активно внедряются элементы прогрессивного типа развития, особенно рыночные структуры. Как это объяснить? Межцивилизационный диалог шел всегда! С Востока, от финикийцев, пришла к грекам письменность, у восточных мудрецов учились первые греческие философы. С другой стороны, после походов Александра Македонского греческая мысль, уже достигшая зрелости, попала на Восток. На Востоке, в Палестине, родилось христианство, которое затем стало душой Западной цивилизации. Мусульманский Восток, усвоив античное наследие, по-своему развил и переработал его и дал миру особую культуру, которая оказала сильное влияние на Европу. То есть все народы в той или иной мере используют совокупный опыт всего человечества. Различные цивилизации никогда не были отделены друг от друга китайской стеной, всегда существовали связи, влияние. Многие ценности человеческого сообщества носят всеобщий характер: понятие о добре и зле, нравственные, духовные приоритеты, закрепленные в мировых религиозных системах имеют много общего. Во второй половине двадцатого столетия, после кровавых войн, социальных катаклизмов особенно активно происходит взаимообогащение типов развития. Сегодня различные континенты соединены средствами массовой коммуникации, события на самом дальнем из них немедленно получают отклик в Вашингтоне, Пекине, Москве и в европейских государствах. Но это не означает, что все цивилизации находятся в процессе слияния в однородную массу, где никто не узнает своих сородичей. Усвоение прогрессивного опыта происходило и происходит при сохранении цивилизационных особенностей каждого сообщества, менталитета народов. Более того, элементы западного пути, перенесенные на другую почву, приобретали новый облик и новое качество.

Чем быстрее развивалась западная цивилизация, тем определеннее становился разрыв в уровнях развития между Востоком и Западом. Запад, набрав колоссальный темп развития, эксплуатируя весь мир, далеко вырвался вперед, особенно ощутимо в индустриальную эпоху. Один пример: первый университет в Европе, который давал светское образование, появился в XII веке. Прошло более семи столетий до того времени, когда первый университет, дающий светское образование, появился на Востоке. Остро встала проблема ускорения развития обществ восточного типа, которая получила название модернизации.

Проблема модернизации обществ, относящихся к циклическому типу развития, давно и активно изучается на Западе. Существует богатая литература, общей чертой которой является западоцентризм. Исторический прогресс идет по линии все более широкого распространения культуры, рожденной на почве западноевропейской традиции индивидуализма, - утверждают многие авторы. У этих концепций существенный недостаток: исторический процесс рассматривается однолинейно, как только переход на западный тип - вестернизация. На самом деле исторический процесс многолинеен, многовариантен.

Страны Азии, Африки, Латинской Америки испытали сильное давление со стороны колониальных западных держав. Они были втянуты в рыночные отношения, изменилось место в традиционном укладе той части населения, которая связана с западного типа анклавами: укреплялась частная собственность, проявлялся индивидуализм, элементы социально-классовой дифференциации и все, что с этим связано. Формировались группы людей, получивших образование на Западе, исповедующих европейские ценности, приверженных европейской культуре. Появилась возможность наглядного сравнения собственных традиций с западным стандартом уровня жизни, прав личности, политического плюрализма, ограничения роли религии. Из этого слоя выдвинулись лидеры национально-освободительного движения, которые мечтали не только сбросить колониальное ярмо, но и обеспечить народу процветание.

Европейский образец стал ориентиром для колониальных стран и стран, которые не были колониальными, но неизбежно подвергались влиянию Запада. В XIX в. в странах восточного типа развернулись реформы, с которыми связывались надежды на то, что Восток впишется в европейские стандарты: осуществлялись конституционно-демократические преобразования, создавались законосовещательные органы, внедрялась процедура выборов. Однако социальная база для подобных преобразований была крайне узкой. Большинство стран продолжало существовать в рамках веками апробированных традиций.

Дальше всех в реформах во второй половине XIX в. продвинулась Япония, которая была почти не затронута колониальной экспансией. Был открыт путь частно-предпринимательской деятельности, социально и юридически защищенной, развернулось промышленное строительство. В 1889 г. от имени императора был опубликован текст Конституции. Япония стала конституционной монархией, появился парламент.

В первой половине XX в. попытки глубоких реформ продолжались. Они активизировались в ходе революций начала XX в. С одной стороны, страны стремились освободиться от колониальной или полуколониальной зависимости, с другой - искали пути кардинального изменения общественного устройства, ускорения развития. В Китае революционными силами была предпринята попытка провозглашения республики во главе с президентом (Сунь Ятсен был назван первым президентом). Однако это не затрагивало основ общественного устройства. Сунь Ятсен отмечал: «Разрушение было произведено лишь на поверхности, а грунт, лежавший под старым зданием, не был извлечен и отброшен». В результате Иранской революции появился выборный меджлис - прообраз парламента, был принят «основной закон» - конституция государства. Можно было бы приводить еще примеры того, как в восточных странах пытались применить элементы прогрессивного типа. Процессы эти шли трудно, с постоянными откатами назад.

Начало модернизации обществ циклического типа развития совпало с нарастающим кризисом западной цивилизации и ее саморазрушением, что крайне осложнило этот процесс, поскольку внедрение западного типа структур воспроизводило присущие им противоречия.

Современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Иными словами, происходит все возрастающаяунификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара. Основой этои унификации является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д. Конкретным инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог.

В культурологии зафиксированы некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного диалога:
1) усвоение прогрессивного опыта, как правило, происходит при сохранении межцивилизационных особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа;
2) каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей;
3) элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество;
4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием.

Исследователи также отмечают, что в этом диалоге на современном этапе преобладает западное влияние и, следовательно, основу диалога составляют ценности западной техногенной цивилизации. Однако в последние десятилетия все более заметным становится возрастание значения результатов социально-экономического и культурного развития восточных и традиционных обществ.

Отмечают доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы цивилизации.

Доиндустриальная («традиционная») цивилизация (охватывала все страны приблизительно до XVII-XVIII вв.) развивалась на основе аграрно-ремесленного производства с преобладанием ручных орудий труда. Основным энергетическим источником являлась мускульная сила человека или животного.

Форма социальной организации – община, внутри которой имели место отношения ренты – налога, личной зависимостью работника от собственника средств производства (феодала или государства). Культура основывалась на устойчивых традициях социальной иерархии. Человек следовал стереотипам группового поведения, чтил власть, больше был ориентирован не на внешние преобразования, а на внутренний самоконтроль, саморегуляцию.

Промышленная деятельность становится ведущей сферой жизни общества. В основе Индустриальной («техногенной») цивилизации лежит машинно-технологический тип, связанный с энергетикой разнообразных сил природы, научными информационными программами.

Происходят специализация производства, синхронизация общественных процессов на основе централизации управления, стандартизации и максимализации материальных и духовных потребностей. Формы социальной организации основаны на частной собственности на средства производства, экономической независимости производителя, рыночной конкуренции, политическом плюрализме. Этой цивилизации свойственна культура динамического типа, ориентированная на активное освоение внешней реальности, поиск нового, критицизм по отношению к отжившим социально-культурным регуляторам.

Предвосхищения такой («информационной») цивилизации содержатся в марксизме, у русских космистов (Н. Ф. Федорова, В. И. Вернадского) гуманистов XX в. (этика ненасилия Л. И. Толстого, М. Ганди). Такая цивилизация отличалась особой энергетической мощью информации, способствующей созданию принципиально новых орудий труда и технологий, освобождающей все сферы человеческую деятельности от рутины. При условии утверждения форм жизни, основанных на устойчивой демократии и культуре нового типа, – глобальной, планетарной, с ее идеалами космизма, коммуникации, взаимопонимания, информационная технология способна дать эффект. Стадиями экотехнологического развития являются:

1) общество с технологиями добычи;

2) господство аграрно-ремесленных технологий;

3) приоритет индустриальных технологий;

4) общество с сервисными технологиями.

Интеллектуализация технологий дает возможность планировать технологическое развитие. Профессиональная дифференциация выступает вместо классовой. Знание становится феноменом постиндустриализма. Вместо материальных стимулов к труду (как главных) на первый план выдвигаются мотивы, связанные с возрастающими требованиями к творческому содержанию труда, к экологической и межличностной культуре. Постиндустриальное общество в основном решает проблемы материального, благополучия и социальной защищенности человека.

По мнению философа и социолога Адама Фергюсона, цивилизацией можно назвать стадию общественного развития, характеризующуюся наличием социальных классов, письменности, городов, развитием ремесел и земледелия, и – главное – рационализацией мышления.

Отталкиваясь от этого определения, попробуем выяснить, какие самые древние цивилизации нашей планеты известны историкам, а также узнать, как они были образованы, чего достигли и как стали частью истории Древнего мира. Также на сайте сайт представлена статья о самых загадочных цивилизациях в истории.

Самая древняя цивилизация

Шумеры

Период зарождения : между IV и III тысячелетием до н.э.


Данные, которыми располагают историки, свидетельствуют о том, что именно шумерская цивилизация предшествовала остальным. Шумеры пришли на плодородные земли в междуречье Тигра и Евфрата, также известные как Месопотамия, в конце IV тысячелетия до н.э., прогнав с насиженного места племена протошумеров. Цивилизация шумеров имела ярко выраженный сельскохозяйственный характер, поддерживаемый разветвленной системой ирригации, от которой зависела жизнь первых городов-государств Месопотамии (Киш, Урук, Сиппар и т.д.). Обводнительные каналы способствовали своевременной транспортировке воды к засеянным полям, осушительные каналы, дамбы и плотины помогали избежать затопления посевов при бурном разливе Евфрата.


Шумеры считаются основателями клинописи – самой ранней из известных науке форм письменности. Самый древний памятник шумерской письменности – табличка из города Киш, приблизительно датирующаяся 3500 годом до н.э. Система символов, изображенных на ней, является переходным звеном от пиктографической протописьменности к клинописи.


С развитием письменности началось формирование основ цивилизации: происходит урбанистическая революция, шумеры отправляют поселенцев для создания колоний на отдаленных землях Месопотамии, совершенствуется архитектура, возводятся монументальные храмы с прилегающими хозяйствами, усугубляется социальное неравенство. Согласно результатам археологических исследований, шумеры обладали знаниями о добыче и выплавке меди, а также были хорошо знакомы с колесом.


Каждый шумерский город представлял собой независимое государство – «ном» – с вождем и богом-покровителем. В таком городе, прототипе древнегреческих полисов, могло проживать до 50-60 тысяч человек. Однако своеобразный центр все же был – это ном Ниппур, в котором находилось святилище Энлиля, главного божества шумерского пантеона, одной из самых древних религий мира.


Что касается социального строя шумеров, жители каждого нома могли принадлежать к одной из четырех страт: знать (храмовые жрецы, старейшины), ремесленники-торговцы, земледельцы-общинники и воины. Были также рабы – должники, отдавшие себя в полное распоряжение кредитора, и военнопленные, находящиеся в самом низу лестницы иерархии.


На сегодняшний день история загадочной цивилизации шумеров обросла огромным количеством домыслов, однако доподлинно известно, что этот народ обладал знаниями о гелиоцентрической системе мира, знал о круге зодиака, владел шестидесятеричной системой счисления (его отголоски дошли до нас в циферблате часов и разделении года на сезоны и месяцы) и вел историческую хронику.

Тайны первых цивилизаций – шумеры

В XXIV веке до н.э. шумерская цивилизация была завоевана и поглощена Вавилонским царством.

Древние цивилизации: тайны и гипотезы

Атлантида


Об Атлантиде, цивилизации, упомянутой в «диалогах» Платона, мы знаем только то, что она существовала около 9 тысяч лет назад, располагалась на островах рядом с Гибралтарским проливом и ушла на дно океана вследствие мощнейшего землетрясения. Большинство современных ученых сходится во мнении, что Атлантида – не более чем выдумка древнегреческого философа, однако многие исследователи все еще не оставляют надежды обнаружить подтверждение ее существования.

Лемурия (Му)


В эпосе жителей Тибета, Индии и Полинезии можно найти упоминания о древней цивилизации, именуемой Лемурия. Согласно легендам, около 80 тысяч лет назад воды Индийского океана омывали материк, населенный змееголовыми протолюдьми.


В середине XIX века ученые предположили, что остров Мадагаскар может являться частью затонувшего континента. Более поздние исследования показали, что около 60 миллионов лет назад Мадагаскар был частью полуострова Индостан – возможно, никакой загадки нет, и пресловутая Лемурия – часть Индостанской плиты, ранее отделенной от Азиатского континента.

Гиперборея


Еще один загадочный северный материк, жителям которого приписывают создание древнейшей славянской цивилизации. Указание на Гиперборею очень часто встречается в древнегреческой мифологии, но все-таки подавляющее большинство исследователей склоняются к псевдоисторическому характеру этой локации.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен



Статьи по теме: