Бурятский гений - Даши Намдаков. Скульптура

Невероятные, потрясающие душу работы! Можно написать тысячу книг о величии монгольских народов и сказать меньше, чем сумел это сделать гениальный Даши Намдаков своими скульптурами.
Каждая его работа - чудо! Предельная сосредоточенность и самоуглублённость, мужественность и благородство, высочайшее владение оружием и своим телом, неразрывная связь воина с конём, когда они образуют единое целое, резкая ярость в бою и здесь же глубочайшая мудрость и сильная трагическая нота, которая пронизывает всё творчество этого удивительного человека.
Не хватает слов, чтобы описать всю гамму чувств, которые испытываешь глядя на работы этого гения.
Собственно и сам он, стоящий в общем ряду среди своих творений, точно такой же, как и они. Обычный современный монгольский, бурятский герой. Один из многих.
В наше время, когда российское общество ничего не знает о малых народах Сибири и в лучшем случае относится к ним снисходительно, как к диким племенам, которым ещё расти и расти до высот европейского цивилизованного общества, совершенно необходимо доносить искусство Даши Намкадова до массового зрителя. Тогда и никаких слов не понадобится - люди сердцем поймут трагическое величие этих народов, осознают униженное состояние, в котором они пребывают сегодня, и признают их таки равными себе, чтобы далее действовать вместе с ними рука об руку. Собственно это и есть единственное условие дальнейшего сохранения единой Российской Империи.

PS Я полукровка, мой отец - алтаец. Алтайцы не относятся к монгольским племенам, они тюрки. Но был славный период, когда "под главенством племени монголов объединились все монголо-язычные и тюрко-язычные народы центральной Азии и стали называться монголами" (с). Это был период, когда монгольские (в широком смысле этого слова) племена пережили свой наивысший взлёт.
Когда я смотрю на фотографии этих замечательных творений, то в моей душе начинает звучать горделивая нота. Я конечно понимаю, что тогда было всё, но при этом имела место возможность проявить себя с самой лучшей, героической стороны. И сегодня точно также, как в душах монгольских племён, в душе моего народа звучит та самая трагическая нота, о которой так сильно говорит Даши Намдаков. По сути он говорит от имени всех родственных народов, которые сохранили себя и своё достоинство, но достаточно давно находятся в состоянии полного забвения.

Взято http://sergey-v-fomin.livejournal.com/82022.html?view=193894#t193894

«…Кочевники, отличались двумя качествами - военной храбростью и безусловной верностью. И на этих принципах, то есть на принципе своего геройства и принципе личной преданности они создавали великие монархии».
Л.Н. ГУМИЛЕВ.

Этот пост посвящен российскому скульптору, художнику и ювелиру Даши Намдакову и его работам. С некоторыми из них посетители нашего ЖЖ уже знакомы.
Родился он в 1967 г. в забайкальском бурятском селе Укурик. Был шестым ребенком в многодетной семье Бальжана Намдакова, принадлежавшего к древнему уважаемому роду кузнецов-дарханов. Согласно обычаям, только им дозволялось работать с огнём - священным символом избранности. Как и в соседней Монголии, тут весьма внимательны к семейной родословной. По мужской линии род Намдаковых в течение 600 лет дал 23 поколения.

Даши Намдаков учился сначала в Улан-Удэ, а затем в Красноярском государственном художественном институте, после окончания которого открыл в Бурятии маленькую ювелирную мастерскую. В 2000 г. в Иркутске прошла первая его персональная выставка, после которой к нему пришла заслуженная слава.


Ритуал. 2001 г.

Выставки его работ прошли в главных музеях страны: в Третьяковской галерее (2008), в Эрмитаже (2010), Государственном Историческом музее в Москве (2014).


Богатая невеста. 1998 г.


Степная Нефертити. 2001 г.

Его вклад в создание художественного фильма «Монгол» был отмечен премиями «Ника-2008» и «Белый слон» «за лучшую работу художника». Д.Б. Намдаков лауреат правительственной премии Российской Федерации 2009 г. в области культуры.


Кадр из фильма «Монгол».

Основные темы произведений Даши Намдакова - кочевники, воины, сакральные фигуры, легендарные личности, родовые покровители бурят, тотемные животные и мифологические существа.


Хан.


Вельможа.


Кочевник.


Кочевник-2.


Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...

Александр БЛОК.

Выставка работ Даши Намдакова в Эрмитаже 2010 г. получила очень точное название: «Ностальгия по истокам. Вселенная кочевников».


Просветленный.


Воин.

Большая часть произведений Даши Намдакова выполнена в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Материалом служит бронза, серебро, золото, медь, драгоценные камни, а также кость (бивень мамонта), конский волос и дерево.


Старый воин. 2001 г.


Старый воин. Фрагмент.

Работы Даши Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Музея искусств народов Востока, Музея современного искусства в Москве, а также в китайских и американских государственных собраниях. Имеются они и во многих частных коллекциях, в том числе и Президента В.В. Путина.


Воин Чингисхана.


Лучник. 2000 г.

Есть у Даши Намдакова и графические работы.

Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.

Александр БЛОК.

Царица. 2010 г.

Даши Намдаков: НОСТАЛЬГИЯ ПО ИСТОКАМ

«Копытами коней вписана история Евразии в летопись человечества. […] Легендарная монгольская конница, вызывавшая ужас у европейцев, навсегда осталась в исторической памяти поколений».
А.Н. ЗЕЛИНСКИЙ.

В одном из предыдущих постов нашего ЖЖ мы уже писали об установке 14 апреля 2012 г. в Лондоне бронзовой конной статуи Чингисхана, созданной Даши Намдаковым к 850-летию со дня появления на свет Великого завоевателя.
Скульптор работал над ней более двух лет. Англичане предоставили ему в Лондоне огромную мастерскую в самом центре города. Мастер нашел интересное решение: Великий Хан, облаченный в монгольские доспехи, как бы остановился у самого края невидимой пропасти - у границы Неба.

Отливали скульптуру из бронзы в мастерской «Mariani» на севере Италии, доставив в Великобританию по частям. Высота ее от копыт коня до шлема всадника составляет около пяти метров, вес - 2714 килограммов.
Установили статую у Лондонского городского совета Вестминстера на островке-лужайке рядом с Мраморной аркой в северо-восточной части Гайд-парка. Событие происходило в рамках фестиваля «Город скульптур» в преддверии Олимпиады.

Однако появление статуи в центре английской столицы не пришлось по вкусу некоторым островитянам.
«В каких облаках витали консерваторы в Вестминстере, когда принимали решение об установке статуи рядом с Мраморной аркой? Кто следующий у них на очереди? Сталин? Пол Пот? Саддам Хусейн?», - возмущался депутат-лейборист Пол Димболденберг.

Ничего странного, конечно, в такой реакции нет. Достаточно вспомнить некоторые строчки из уже приводившегося нами стихотворения Алексея Широпаева:

Буряты, монголы, казаки -
На запад, на запад, на запад,
Туда, где сверкает столица,
Легенда, как туча, стремится.

На офисы, факсы и пластик -
Мистерия шашек и свастик.
Смотрите: на банковских стенах
Пульсирует конская пена.

В ребристые ваши тоннели
Бураны степные влетели,
И рушит компьютеров недра
Империя бронзы и ветра.

Сорвав занавески и шторы,
Влетят в сновидения ваши
Казаки, буряты, монголы,
Влекомы прибоем Ла-Манша.

Тогда конники Чингисхана не добрались до Британских островов.
Однако сегодня бронзовая статуя их Грозного предводителя стоит в самом центре Лондона.

Между тем триумф бурятского скульптора из России в Европе продолжался.
В следующем 2013 году он стал лауреатом международного конкурса скульптуры «Pietrasanta e Versilia nel Mondo», который ежегодно проводится в Пьетрасанте (итальянская провинция Лукка), городе с мiровой известностью, где творили величайшие мастера, включая Микеланджело.


Российская Азия в Сердце Европы.

Это была первая награда такого рода, присужденная российскому скульптору.
Премию и звание «Художник года» Даши Намдаков получил за работы на скифскую тему. Одна из них - «Царская Охота», - изготовленная в знаменитых мастерских художественного литья Италии «Мариани» и «Массимо Дель Кияро», была представлена на суд публики и экспертов на главной площади города Пьетрасанта.

Увиденное покорило зрителей. Известный итальянский критик, поэт, доктор искусствоведения Джузеппе Кордони оставил восторженный отзыв: «Маэстро Даши изобразил прекрасную Царицу - амазонку и Царя - героя. Они в состоянии стремительной погони. Они номады Евразии, где дом - это шатер, а крыша дома - небо над ними. Души всадников “дышат” безграничной необъятностью степи, по которой они скачут. Для автора степь - это центр мiроздания, она определяет суть существования персонажей скульптуры. В ней заключено все, что воплощают и чем обладают герои: шаманский дух предков, тайны ранней буддийской культуры, знаки и символы древнего искусства».

В «Царской Охоте» есть то, что сегодня приходится видеть не часто: пластика, элегантность, легкость, движение…

«Я счастлив!» - так отозвался на успех скульптора глава Тувы Шолбан Кара-оол. «Я безмерно благодарен Даши Намдакову за силу его искусства, за то, как оно сближает народы. За то, что сегодня эта свобода и вольница скифских Царя и Царицы уже здесь на Западе в бронзе, в самом центре мiровой культуры, вызывают восхищение у взыскательной публики и критиков. Высокохудожественная эстетика Даши прочитывается людьми самых разных языков и культур, связывает нас, доносит дух Азии до самых отдаленных уголков планеты».
«Царская Охота» представляет из себя часть скульптурного ансамбля «Центр Азии» в столице Тувы - Кызыле, заказанного Даши Намдакову.

С нетерпением будем ждать осуществления этого замысла.

«По коня-ям!» - доносится команда,
Люди враз взлетают на коней,
И глотают ветер кони жадно,
Ветер тех невозвратимых дней.

Юлия ШИШИНА

Феномен Даши Намдакова как художника в том, что он сохранил национальные традиции, но представил их в совершенно новом, авангардистском стиле.

«Даши, я думаю, это такой азиатский Дали, потому что это вызов, это сумасшедшая энергетика, огромное знание этнических своих собственных корней, но переработка в современных западных ценностях. Он уникальный художник...» (Ирина Хакамада, политик)

Его почерк нельзя повторить: ощущение формы, пластики, движения, чувство пропорции и гармонии академичны, но наполнены самобытным характером и смыслом.

Воссоединение классического, традиционного Востока с привычной европейской цивилизацией придает работам Даши неповторимую индивидуальность, стиль, своеобразие.

Dashi Art Studio , CC BY-SA 3.0

Биография

Даши Намдаков родился в бурятском селе Укурик, в Забайкалье. Полное имя - Дашинима («Даши Нима») - «Удачливое солнце». Являлся шестым ребёнком в многодетной семье Бальжана и Буда-Ханды Намдаковых, у которых родилось восемь детей.

Семья скульптора принадлежит к древнему роду кузнецов-дарханов «дархатэ», из которого выходили лучшие ювелиры, мастера и художники. Только им дозволялось работать с огнём, священным символом избранности.

Dashi Art Studio , CC BY-SA 3.0

По вероисповеданию Намдаков - буддист. Отец художника выреза́л из дерева буддийские символы, фигурки лам и божеств.

Буддизм нашел глубокое отражение в творчестве Даши. На вопрос о том, какую роль играет буддизм в его работах, он ответил, что ему как буддисту даже странно слышать такой вопрос.

На стене дацана в Санкт-Петербурге находится мраморная доска-барельеф в память первого настоятеля храма, выполненная художником.

Ника Долидович , CC BY-SA 3.0

Традиционные образы его работ видны сразу - это кочевники, воины и всадники, сакральные фигуры, волшебные женщины, родовые покровители бурят: тотемные животные и мифологические существа.

Перед зрителем предстают деформированные, изогнутые, вытянутые персонажи с непропорциональными частями тела, например, вытянутыми шеями и удлинёнными конечностями. Почти все из них обладают азиатскими чертами лица.

Dashi Art Studio , CC BY-SA 3.0

До семи лет Намдаков не говорил по-русски, жил в доме предков. В связи с этим он позже отмечал:

« У меня был полноценный богатый мир, просто гигантский, который был насыщен всевозможными духами, животными, существами. И когда я пошёл в школу, мне сказали: «Весь мир вмещается в этот лист, всё остальное выбрось из головы. Это твое больное воображение». И мир ужался в этот лист. Мне 44 года и всю жизнь я борюсь, как мне избавиться от этого листа, который меня ограничивает, всем, что я умею, обязан своим родителям, своей родине».

Даши Намдаков начал работать в мастерской бурятского скульптора Г. Г. Васильева в городе Улан-Удэ.

Dashi Art Studio , CC BY-SA 3.0

В 1988 году он поступил в Красноярский государственный художественный институт, учился у художников и скульпторов Л. Н. Головницкого (приехавшего для преподавания в Сибирь из Ленинграда), Ю. П. Ишханова, А. Х.Боярлина, Э. И.Пахомова.

После окончания института в 1992 году Даши возвращается в Улан-Удэ, где продолжает работать.

В 1990-х годов Даши Намдаков открыл маленькую ювелирную мастерскую в Улан-Удэ. «Эти деньги и часть зарплаты моей супруги, которая тогда работала в Сбербанке, - вспоминал он позднее, - мы тратили на бронзу. А ведь литьё из этого материала - целая технология. Одному это сделать невозможно - нужны люди, которым надо платить зарплату. Я вообще думаю, что скульпторов у нас было бы гораздо больше, если бы можно было проще организовать этот процесс».

В 2000 году прошла первая персональная выставка Даши Намдакова в Иркутске.

Dashi Art Studio , CC BY-SA 3.0

По словам Даши, результаты этой выставки стали большим сюрпризом для него. До неё он считал, что его искусство интересно лишь бурятам и монголам, жителям Иркутской и Читинской областей, но не более того. И именно после этого вернисажа творческая судьба Даши резко пошла вверх: он переехал в Москву, его выставки регулярно проходят в странах Европы и Азии, в Америке.

Творчество

Работы Д. Б. Намдакова выполнены в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Произведения выполнены из бронзы, серебра, золота, меди, драгоценных камней, а также из кости (бивень мамонта), конского волоса и дерева.

Могучий Носорог будет скоро отлит в бронзе, а пока — пластилиновая модель Dashi Art Studio , CC BY-SA 3.0

Скульптура, ювелирные изделия, графика и гобелены имеют ярко выраженный уникальный авторский стиль, в основе которого лежат элементы национальной культуры, традиции Центральной Азии, буддийские мотивы.

Работы Даши Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, Музее современного искусства в Москве, в музеях многих стран мира, в том числе - в «Тибет-Хаусе» (Нью-Йорк) и «Музее искусств» (Гуанчжоу, Китай). Скульптуры имеются в частных коллекциях В. В. Путина («Стихия»), М. Ш. Шаймиева («Всадник»), Ю. М. Лужкова, Р. А. Абрамовича («Вечер», «Старый воин»), других представителей элиты российской политики и бизнеса, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване.

Dashi Art Studio , CC BY-SA 3.0

Работами Д. Б. Намдакова обладают такие разные по характеру известные и влиятельные люди, как Герхард Шредер, звезда кантри-музыки Вилли Нельсон, а также актриса Ума Турман. В Лондоне 14 апреля 2012 г. установили монументальную скульптуру Чингисхана работы Даши Намдакова.

Скульптуры Д. Б. Намдакова «Маски» и «Актёр» явились призами Всероссийского фестиваля современной драматургии им. Вампилова (Иркутск, 2002 г., 2003 г.), а скульптура «Хозяин» - Международного фестиваля документального кино в Иркутске (2002 г.). В 2003 г. он был награждён серебряной медалью Российской Академии Художеств.

С 2004 г. Д. Б. Намдаков живёт и работает в Москве, с 2014 года в Лондоне.

Открытие скульптуры «Хранительница» в Лондоне Dashi Art Studio , CC BY-SA 3.0

В 2007 г. он осуществлял художественный дизайн фильма «Монгол». В марте 2008 г. Д. Б. Намдаков получил «за лучшую работу художника» в этом фильме премию «Ника-2008», а также «Белого слона».

30 июля 2008 г. мастерскую скульптора обокрали (причём, унесли не только ювелирные изделия, но и формы для их изготовления). «Всё, что у нас было за пять лет наработано, - утверждал Д. Б. Намдаков, - унесли в одну ночь.

Некоторые люди, конечно, очень разбогатели - дай им бог здоровья. Сначала у нас была паника, но потом мы успокоились. Ведь это был не только мой труд, но и моих коллег - ювелиров и мастеров по камню. Но мы поставили задачу и в срок исполнили коллекцию заново».

Даши Намдаков, выставка в Нью Йорке

Признание

Даши Намдаков в 2015 году избран почетным академиком Флорентийской Академии искусства рисунка.

Выставки

2015


Музей скульптуры г. Ордос
Ордос, КНР. Персональная выставка

Душа Азии
Галерея В.Бронштейна
Иркутск, Россия. Групповая выставка

Трансформация
Академия изящных искусств
Флоренция, Италия. Персональная выставка

Путешествие в мистическую страну: воспоминания Даши Намдакова об Азии
Галерея Щукин

Искусство создавать
Галерея Хэлсион, Лондон, Великобритания. Групповая выставка.

Кочевник. Произведения Российского скульптора Даши Намдакова
Музей провинции Хэнань
КНР. Персональная выставка

2014

Кочевник. Произведения Российского скульптора Даши Намдакова
Пекинский музей мирового искусства
Пекин, КНР. Персональная выставка

Даши Намдаков. Между небом и землей
Галерея Хэлсион, Лондон, Великобритания. Персональная выставка.

«Аватар»
Галерея Хэлсион, Лондон. Групповая выставка

Ностальгия по истокам. Вселенная кочевников Даши Намдакова
Красноярский Художественный Музей имени В.И.Сурикова

Кочевник. Между небом и землей
Государственный исторический музей, Москва

2013

Волшебные видения: ювелирные изделия и скульптура Даши Намдакова
Галерея Жильбера Альбера, Нью-Йорк, США.
Персональная выставка.

Мистерия
Бурятский республиканский художественный
музей им. Ц. С. Сампилова.
Групповая выставка

Номад: воспоминания об будущем
Национальное общество искусств, Нью-Йорк, США.
Персональная выставка.

«Мир мифов»
Художественный музей г. Тампере, Финляндия. Персональная выставка

2012

«Преображение»
Государственный Центр науки и культуры. Прага, Чехия. Персональная выставка

«Вселенная кочевника»
Галерея Хэлсион, Лондон. Персональная выставка.

Ювелирный колледж Хико Мицуно
Токио, Япония. Выставка ювелирных изделий и графики «25»
Иркутский областной художественный музей и Союз художников. Иркутск. Групповая выставка.

2011

«Бронзовая Азия Даши Намдакова»
Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева. Персональная выставка, участие в программе «Байкальского экономического форума»

«Вселенная кочевника Даши Намдакова»
Государственный музей изобразительных искусств республики Татарстан, галерея «Хазине», Казанский Кремль. Персональная выставка

2010

«Ностальгия по истокам: вселенная кочевников Даши Намдакова»
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Персональная выставка

Российская национальная выставка в Париже
Дворец Гран – пале. Участие.

«Преображение: скульптура и графика Даши Намдакова»
Вилла Версилиана, г. Пьетрасанта, Италия. Выставочный проект

2009


Бурятский республиканский художественный музей им. Ц. С. Сампилова. Персональная выставка

“Стихия” Даши Намдакова
Омский областной художественный музей им. М.Врубеля. Персональная выставка

“Стихия” Даши Намдакова: скульптура, графика, ювелирная коллекция"

Московский государственный выставочный зал «Новый манеж». Персональная выставка

2008

«Бронзовая Азия Даши»
Музей города Далянь, КНР. Персональная выставка

«Преображение: скульптура, графика и ювелирная коллекция Даши Намдакова»
,

«Преображение: скульптура, графика и ювелирная коллекция Даши Намдакова»
Галерея «Дом Нащокина», Москва. Персональная выставка

2007

Государственная Третьяковская галерея
Москва. Персональная выставка

«Бронзовая Азия Даши»
Музей города Чжуншаня, КНР. Персональная выставка

«Бронзовая Азия Даши»
Музей изобразительных искусств, Гуанчжоу, КНР. Персональная выставка

«Бронзовая Азия Даши»
Выставочный центр г. Дунгуаня, КНР. Персональная выставка

«Экспрессия духа»
Государственный центральный музей современной истории России совместно с галереей «Дом Нащокина», Москва. Групповая выставка

2006

«Всадник под небесным сводом»
Центр искусств, Тайчжун, Тайвань. Персональная выставка.

«Вселенная кочевника»
Пекинский музей мирового искусства (Музей Миллениум «Китайский Алтарь»)

Пекин, КНР
Выставочный проект совместно с Музеем истории Республики Бурятия и Иркутским областным краеведческим музеем

China International gallery exposition
Пекин, КНР. Участие

«Открытая Россия»
Национальный Музей изобразительных искусств

Участие в групповой выставке Российских художников
Пекин, КНР. Международный проект.

2005

«Всадник под небесным сводом»
Национальный исторический музей, Тайбэй, Тайвань. Персональная выставка

Арт-Тайбэй
Тайбэй, Тайвань. Участие

«Всадник под небесным сводом»
Исторический музей, Гаосюн, Тайвань. Выставочный проект.
Совместно с А. Иващенко, коллекционером буддийских икон-тангка

Галерея «Сунцзин»
Сингапур. Персональная выставка (ювелирное искусство, скульптура)

Галерея «Ханарт»
Гонконг. Персональная выставка (ювелирное искусство, скульптура)

Галерея «Джефф Хсу Арт»
Тайбэй, Тайвань. Персональная выставка

Сингапурская ювелирная выставка
Сингапур. Участие

Московский международный салон изящных искусств
ЦВЗ «Манеж», Москва. Участие

Los Angeles International Antique
Fine Art and Jewelry Fair, г. Лос-Анджелес, США. Участие

Chicago Contemporary and Classic
Чикаго, США. Участие

Арт-Майами, г. Майами-Бич
США. Участие

Pal, Beach Connaisseurs
Уэст-Палм-Бич, США. Участие

2004

Международный выставочный центр
Гонконг. Закрытый показ в рамках международной конференции РБК

Галерея Герцева
Атланта. Персональная выставка

«Вселенная кочевника»
Государственный музей искусства народов Востока, Москва.
Выставочный проект совместо с коллекциями Бурятского научно-исследовательского центра и сибирских коллекционеров

Tibet Hous US
Нью-Йорк, США. Персональная выставка

Русская неделя, Palace hotel GSTAAD
Швейцария: Групповая выставка

Центральный дом художника
Москва. Групповая выставка

2003

Музей изобразительных искусств
Екатеринбург. Персональная выставка

Российский этнографический музей
Санкт-Петербург. Персональная выставка

Государственный музей искусства народов Востока
Москва. Персональная выставка

Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева
Иркутск. Персональная выставка

Красноярский культурный и исторический музейный комплекс
Музейная биенале. Персональная выставка.

2002

Галерея искусств Зураба Церетелли
Москва. Персональная выставка

Центральный дом художника
Москва. Групповая выставка

2001

Галерея "Классика"
Иркутск. Персональная выставка

Музей истории республики Бурятия
Улан-Удэ. Персональная выставка

Галерея союза художников в Монголии
Улан-Батор

2000

Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева
Иркутск. Персональная выставка

Даши Намдаков - восхитительный скульптор и наш современник



Всего 54 фото

Чего стоила, в свое время, хотя бы, выставка , которая просто «взорвала мой мозг») и высвободила массу неосознанных и глубоких архетипных переживаний и эмоций от контакта с изысканными шедеврами фракийского ювелирного искусства. Так и здесь - вроде выставка как выставка, но когда я случайно увидел ее анонс, что то неосознанное мгновенно сформировалось в твердую уверенность, что надо идти и немедленно. Я обычно прислушиваюсь к таким спонтанным посылам моего бессознательного, поскольку уже хорошо знаю, что если поймать такой посыл сразу и не рассуждая следовать ему, я обязательно получу нечто важное для себя и моего трепетного познания этого Мира. Так произошло и на этой выставке…


Единственное, что следует сказать, так это то, что Выставка «Кочевник. Между небом и землей» представляет собой причудливую смесь двух выставок - на ней выставлены экспонаты Исторического музея, охватывающего тему древних культур степей Евразии и приуроченную к 100-летию отдела археологических памятников музея и вплетенную с ней персональную выставку Даши Намдакова, представившего на этой, без преувеличения, статусной и основательной выставочной площадке, свою персональную выставку скульптуры, графики и ювелирных украшений.

Сразу следует отметить хоть и логичный, но, все равно, странноватый способ экспонирования выставки в целом. Скульптура Даши Намдакова экспонируется как на самой выставке, так и частично разбросана в пяти залах Исторического музея отдела археологии на первом этаже. «Кочевник» же проходит в отдельном новом выставочном зале с входом через изолированный подъезд и, чтобы увидеть все скульптуры Даши Намдакова придется брать еще один билет для посещения основной экспозиции музея. Довольно обескураживающее решение, но потом я понял, в чем дело - сама по себе выставка экспонатов Исторического музея компактна и не велика и на фоне чудных и масштабных произведений Даши смотрелась бы мелковато…
02.


Когда Вы входите в зал выставки «Кочевник. Между Небом и Землей» - вы видите, в основном, только скульптуры Даши Намдакова и вас слегка может удивить этот внешний образ экспозиции, особенно если вы пришли осмотреть только древние артефакты из коллекции музея. Однако, я посвящу , а посему давайте сейчас прикоснемся к творчеству этого удивительного и, как оказалось, близкого мне по духу художника.

Азиатская тема в современном искусстве не нова, но только не относительно Даши Намдакова. Обобщая после выставки фото материал, я никак не мог для себя уяснить, как же мне писать об этой удивительной скульптуре и этом художнике, что не вписываются ни в один привычный принятый стиль. Сначала я поспешно причислил Даши к сюрреализму, навесив на него ярлык бурятского Дали, однако все оказалось не так просто. Вспоминая свои впечатления от каждого его произведения и рассматривая снова и снова сделанные снимки с выставки я никак не мог отделаться от ощущения, что все персонажи, которые в основном претерпели причудливые трансформации и трансмутации в воображении и процессе творчества этого художника существуют и живут, хоть где то и в других измерениях и мирах, но на самом деле. Это необычное открытие побудило меня попытаться узнать поближе этого человека и покопаться в его биографии, и вот тогда многое мне стало ясным.

Оказалось, что он из древнего рода дарханов - касты кузнецов-ювелиров, мастеров работающих с огнем - божественной стихией, символом избранности. Дарханы владели высшими знаниями, передававшимися из поколения в поколение. На них лежала ответственность за мир, в котором они жили. Отец Даши раскрыл перед ним этот фантастический и тонкий мир Степи, Саянских гор, удивительного и загадочного Байкала, многогранности своего ремесла, что всецело наполнено миром духов, чувств и непосредственной радостью творчества.

Творения Даши происходят из зримого воплощения его особого мироощущения, хранящего глубинную бесконечность бытия, архаических скифских образов, где культуры и события прошлого не исчезают бесследно, а продолжают одновременно взаимодействовать с нами и сохранять свою значимость и посылы. В его скульптурах живет дух его земли, силы природы, в которой он рос. В них есть глубокая тайна, которую не каждому дано разгадать, но не ощутить их энергетику и красоту невозможно.

Я даже был в недоумении с чего начать осмотр экспонатов - с «Кочевника» или с произведений Даши, но потом все как то само собой улеглось, и я с необычным ощущением азарта и искреннего любопытства рассматривал как древние степные артефакты, так и графику и скульптуру художника.

Освоившись я, в определенный момент, начал ощущать опускающееся завораживающее марево Степи. Становилось спокойно, размеренно, Степь неумолимо проникала во все частицы моей души. Какое то время я просто стоял и наслаждался практически реальным ощущением нахождения среди этих бескрайних просторов... Вхождению в контекст способствует и фото панно бурятских степей, густых багровых закатов, мирно пасущихся лошадей и кочевников на своих могучих скакунах, поднявшихся на дыбы. Это кадры из фильма «Монгол», где Даши выступил в качестве главного художника-постановщика, в том числе и, конечно, по костюмам. А большие полукруглые панорамные фото панели выстроены в качестве стилизованной юрты кочевника. Сдержанное аудио сопровождение добавляет в общий фон тревожные и одновременно гармоничные музыкальные звуки и характерное горловое сакральное пение шаманов и ритмичный звуки их бубнов... Степь приближалась, и я растворялся в ней…

Отмечу заранее один существенный и немного грустный факт - освещение на выставке как всегда, мягко говоря, сдержанное, скульптуры и ювелирные изделия находятся в мягком мраке, все таинственно, в общем - между небом и землей…) Но снять качественное фото в таких условиях, да еще без вспышки и штатива крайне затруднительно, а посему не обессудьте за некоторую зернистость объектов съемки и искаженный ломаный свет фона, особенно, это касается мелких ювелирных изделий.


Общая композиция выставки хорошо проработана. Сначала я подумал, что здесь довольно много свободного места, но потом понял замысел автора выставки - надо было показать эти степные просторы и дать ощущение погружения в их чудный завораживающий контекст.

Центральное место в этой скульптурной композиции занимает удивительная стилизованная фигура обнаженной девы-кочевницы со сложенными на груди руками подобно степным половецким бабам, когда то обильно расставленным предками кочевников по просторам евразийских степей. В руках она трогательно держит маленькую птичку и с любовью смотрит на нее.


06.

Необычный красновато-охровый патинированный цвет бронзы вызывает легкое завораживающее ощущение от скульптуры. Называется она - «Мадонна с птичкой». 2011 год. Образ бурятской кочевницы - бережной хранительницы воплощающую хрупкую красоту вечной жизни и пронзительной сути порывов степной души ее народа.
07.

У самого входа на выставку - скульптура «Амазонка» из чернёной бронзы. 2010 год. Перед нами погрудный портрет прекрасной женщины, на голове которой шлем в виде головы оскалившейся пантеры. Это возвышенный образ царицы Томирис, предводительницы воинственных кочевников-саков обитавших в IV-V веках в казахстанских и уральских степях, под началом которой разрозненные кочевые племена впервые объединились в единое государство.
08.

Она прославилась своими ратными подвигами и хитроумной стратегией, что позволило ей победить могущественного персидского царя Кира. Наверняка греческие мифы об амазонках ведут свои корни из рассказов очевидцев об их сражениях с воительницами этой прекрасной и одухотворенной царицы.


Минотавр. 2010 год. Необычная таинственная волнующая скульптура быка с третьим глазом во лбу. Мифологический образ Минотавра перекликается у Даши Намдакова, с быком-прародителем из бурятских сказаний, что несет в себе силу первопредков и мощное эпическое звучание.
10.

По древней легенде, образ быка связан с темой прихода весны и плодородием. Весенняя церемония его чествования имеет сходство с шествием быка Аписа в древнем Египте, что выражало надежду на хороший урожай. Кроме того, по поверьям многих народов, это могущественное священное животное изгоняет любых злых духов.
11.

Бык-тотем - мотив архетипический для человеческой культуры в целом, и его образ решён композиционной аллюзией на палеолитические изображения из пещеры Альтамиры — древнейшего памятника изобразительного искусства.
12.

Мифический бык Буха-Нойон, тотемный предок бурятских племён булагатов и эхиритов, в древних сказаниях выступает как олицетворение силы добрых западных тенгри, воплотившихся в сивого быка, борющегося с пёстрым быком, порождением злых сил восточных тенгри.
Тенгри - культ Неба тюркских племен.
13.

В творчестве Даши Намдакова множество зооморфных мотивов мифического характера. С искусством Древнего Востока ассоциируется и «Царица» 2001 год. Пантера или львица, с вытянутым упругим телом, полным мощи и кошачьей грации, с рельефными мускулами под гладкой кожей — являет собой воплощение царственного величия.

Обращённая в фас голова зверя напоминает зооморфные образы древнего Ирана или росписей ориентальной античной керамики VII в. до н.э. Величественное спокойствие всей фигуры и застывшее мгновение выражения ее морды вступают в неожиданный контраст с положением хвоста, который как свистящий в воздухе взмах плети взвивается над мощным телом, внося тем самым в образ намёк на грозную и стремительную силу.
14.

Именно в этом месте также уместно рассказать и о знаменитой «Хранительнице» (2003 год), что преподнесена в дар Историческому музею Даши Намдаковым и будет предварять (охранять) залы античной истории музея. Этот образ, безусловно, навеян мифологическими фантастическими образами культуры Древнего Востока и европейского средневековья, олицетворяющими устрашающую защиту. Первое, что почему то приходит в голову, что это воинственная и немного демоническая ипостась волчицы вскормившей Рема и Ромула, основавших Рим.
15.

16.

Скульптура «Хранительницы» помещена в угол рядом с аркой, что перед залом сарматов и немного теряется в этом месте, однако мощь, архетипная сила этого существа, охраняющего свое жилище масштабна и непреодолима. От скульптуры веет безудержной неистовой животной силой, что пронзает пространство и время. Ее определенно надо увидеть воочию!...
17.

«Конь Модэ» (2004 год) Даши связан с красивой легендой о любимой боевой лошади хана Модэ (234-179 гг.), основателя империи Хунну для которого конь был дорогим другом и соратником. Этот конь пал жертвой в достижении ханом власти и примером беспрекословного подчинения своих воинов: первую стрелу Модэ пустил в любимого коня. Те из воинов, кто не последовал его примеру, сочтя неразумным губить такое великолепное животное, были немедленно казнены ханом. Вторую стрелу Модэ направил в любимую жену. И воины, не решившиеся повторить его действия, были также казнены. Когда же во время охоты хан направил свой выстрел в отца, с которым Модэ боролся за власть, все воины без колебания пустили свои стрелы в старого хана. Эта концепция беспрекословного повиновения воле военного вождя была основой идеологии всех воинственных евразийских кочевников и потому относилась и к истории эпохи Чингисхана.

Мастер намеренно подчеркивает в этом экспонате древность образа легендарного коня, имитируя зеленоватые следы окисления меди и выделяя его обломанные конечности… Даже с порванной уздой и изломанными ногами, он, тем не менее, прекрасен, величествен и полон значения, словно аутентичный объект восхищения, удивления и бережного сохранения.
18.

Тема всадника и его коня с полным правом может быть названа лейтмотивом творчества Даши Намдакова. С ней связаны наиболее яркие решения и профессиональные достижения художника.

«Стихия». 1999 год. Эта ранняя скульптура Даши Намдакова выполнена в условно-реалистической манере и раскрывает образ воздушной стихии как одного из космогонических элементов. В представлении автора она ассоциируется с фигурой летящей в стремительном галопе лошади.


Композиция работы полностью отвечает выбранной теме. Животное распластано в горизонтальной плоскости, голова максимально вытянута вперед, уши прижаты, грива заброшена встречным потоком ветра в сторону. Мускулы до предела напряжены и своим рельефом создают основной пластический рисунок тела.

Эта скульптура, по некоторым сведениям, находится в личной коллекции президента России Владимира Путина.


«Кентавр с камнем». 2009 год. Образ Кентавра Даши сохраняет буйную первобытную энергию, но наделяется яркими чувствами и оригинальными фантастическими атрибутами. Перед нами новый мир, созданный фантазией художника. Его Кентавр с камнем - это бунтарь, главным оружием которого являются справедливая ярость, сила сопротивления посягательствам на его независимость и чувство собственного достоинства.
21.

Необычно видеть эту динамичную мифологическую скульптуру в отрыве от основной композиции выставки, особенно на фоне ). Однако эта и многие другие скульптуры Даши значительных размеров и определенно просятся в большие просторные залы, что и было исполнено авторами выставки.
22.

«Генерал». 2010 год. Персонаж древней истории кочевых племен, этот воин одет в стилизованный национальный костюм, наделен оружием и атрибутами власти. Он реален, но живет в нашем мире как пришелец из прошлого.
23.

Приземистые фигуры, похожие на маски аскетичные лики, излучающие мощную энергию преобразования — таковы представители обширной галереи воинов Даши Намдакова. Вместе с тем художник дает почувствовать зрителю связь этого героя с Дон Кихотом, создавая нужные ассоциации несколькими виртуозно выполненными штрихами.
24.

«Всадник». 2000 год. Излюбленный мотив боя или охоты на зверя, когда всадник видит цель и готов ее поразить, позволяет скульптору и в этой работе продемонстрировать наиболее яркие особенности своего пластического дарования.
25.

Авторский стиль Даши Намдакова отмечен стремлением точно передать характерные «этнические» нюансы пластики персонажа.
26.

"Богатая невеста", 1998 год. Сюжет скульптурной композиции "Богатая невеста" заимствован из традиционной жизни кочевников. Юная степнячка, повернув головку, явно довольная своим приданым, посматривает на ее сундучок, прикрепленный на крупе маленькой коренастой лошадки в ожидании своего жениха. Чувствуя настроение хозяйки, лошадка, пританцовывает на ходу, задрав голову в небо.
27.

Эмоциональное единение человека и природы находится в совершенной гармонии и предвкушении новой счастливой жизни.
28.

«Воин с соколом». 2010 год. Этот брутальный персонаж тоже охраняет зал сарматов в общей экспозиции музея. Сокол, использующийся в традиционной монгольской охоте и в бою, застыл на руке своего хозяина в напряженном ожидании стремительного и смертоносного полета.

Историки считают, что в соколиной охоте монголов участвовали не менее шестидесяти тысяч человек. Этот яркий обряд служил демонстрацией боеготовности и силы армии.

Здесь же в соседнем зале восседает «Великий чемпион». 2001 год.
30.

Еще кое-что из основной экспозиции.

«Степная Нефертити». 2001 год. Древние цивилизации оставили нам богатейшее культурное наследие. Египетская царица Нефертити до сих пор остается общепризнанным идеалом женской красоты. Изысканная стилизация этого образа, мастерски выполненная художником, рождает новый прекрасный эталон монгольской женственности, грации и нежности. Бронзовый скульптурный портрет кажется воплощением гармонии, в котором женская пластичность сочетается с прелестной угловатостью юности, геометрия овалов и плавных линий — с конусообразностью длинной шеи и треугольником лица.

Печать размышления и скрытого чувства, спрятанного в прикрытых глазах удлиненного разреза, придает этому образу характер тайны, выявляет магию восточной красоты.

«Череп». 2005 год. Серебро. Череп занимает особое место в культуре кочевников, и особенно, в шаманизме как вере в духов предков - именно в черепе находится вместилище их духа. Этот стилизованный череп гармонично соседствует в одной витрине с черепом медведя, что использовался шаманами при проведении сакральных ритуалов.
35.

«Всадник с секирой». Из серии «Воины».

«Воин с саблей». 2002 год. Из серии «Воины».
37.

На примере этих графических работ можно представить, как постепенно рождаются персонажи Даши Намдакова и как они находили свое воплощение в бронзе.
38.

Также Даши Намдаков работает и с ювелирными украшениями. На выставки их немного - всего один стенд, что расположен рядом со стендом с похожими древними ювелирными изделиями. Давайте рассмотрим поближе его работы, навеянные археологическими находками древних украшений кочевников.
39.

«Арсалан». 2004 год. Золото, литье, чеканка, камни. Арсалан - по бурятски «Лев».
53.

Ну, что сказать!? Выставка восхитила! И это, наверное, совсем не то слово, чтобы попытаться передать мои многогранные ощущения. Я как будто проник сквозь измерения пространства, времени, краешком глаза заглянув во внутренний мир этого замечательного художника, скульптора, графика, ювелира, и, несомненно, посвященного и мага.

Водоворот образов Даши Намдакова захватил меня, да так, что до сих пор передо мной стройной чередой возникают, исчезая и, снова появляются его персонажи, его герои, его тени, его воины, его предки, его символические и мифологические персонажи облеченные фантастической реальностью и восхитительной живой пластикой. Мне остается лишь только пожелать Вам оказаться на этой выставке и «вживую» ощутить это чудное явление и бездну архетипных и фантасмагорических миров Мастера.


В заключении немного информации и ссылок о самом Даши Намдакове, что никак не вписывалась в ткань моего рассказа в ЖЖ. Надо сказать, что на самом деле работ у Мастера очень много и стоит, все же, покопаться в интернете, чтобы получше представить его творчество:

Официальный сайт Даши Намдакова . Добротный и качественный ресурс. Очень достойные фотографии и высокий насыщенный искусствоведческий текст сопровождающий как главную вводную статью о Даши Намдакове так и его фантастические работы.

Литые скульптуры от Даши Намдакова . Замечательный подробный очерк о художнике, его детстве, становлении, учебе, учителе, успехах и Пути Мастера. А также здесь собрано множество фото его скульптурных работ.

Даши Намдаков - человек, который себя создал сам - О Даши Намдакове, а также здесь приведен перечень персональных выставок художника. Кстати, выставка «Кочевник. Между небом и землей» в Государственном Историческом музее является 50-й по счету, что тоже своеобразный юбилей Даши и значительный и весомый подарок для него.

Даши Намдаков - Скульптор с душою кочевника . Замечательная подборка работ в LiveInternet на основе материалов с его официального сайта, но тем ни менее у автора все получилось очень насыщенно и удачно.

В Государственном историческом музее в рамках крупного музейного проекта «Кочевник Между небом и землей» открылась выставка скульптора, художника Даши Намдакова. Топ-модель, актриса и телеведущая Полина Аскери побеседовала с Даши Намдаковым для портала «love2beauty».

С творчеством Даши Намдакова я знакома примерно с 2002 года. Именно тогда состоялась его первая выставка в Москве в галерее Герцена. Я помню горящие глаза своей сестры, Ангелины Аскери, когда она только вернулась с выставки. Ангелина рассказывала мне про необычайно талантливого скульптора, чьи работы, со временем, по ее мнению, будут стоить миллионы.

Недавно я побывала в Государственном историческом музее, где в рамках крупного музейного проекта «Кочевник. Между небом и землей» открылась выставка одного из моих любимых скульпторов, художника с уникальной стилистикой, — Даши Намдакова. Обладатель множества наград в области искусства, Даши отмечен не только государственной премией Правительства Российской Федерации, но и вниманием королевской семьи Великобритании, при содействии которой в 2012 в Лондоне была установлена его монументальная скульптура «Чингисхан».

Полина Аскери : Давай поговорим о твоей семье и детстве. Твой отец, я знаю, тоже был художником. Как на тебя повлияла семья и та среда, в которой ты вырос? Ведь то, что в нас вложили в детстве, сказывается на том, какие мы сейчас.

Даши Намдаков: Был огромный путь между мной ребенком и тем, кто я сейчас. Мои родители, конечно, влияли на мое развитие, хотя в детстве мне всегда казалось, из-за большого количества детей в семье, что нас никто толком не воспитывал. С возрастом, когда стал отцом, я понял, что сделали мои родители для меня.

Полина Аскери: Что повлияло на твое творчество?

Даши Намдаков: Если чудеса есть на свете, то они, безусловно, произошли со мной. В юности у меня были проблемы со здоровьем, это было большим преодолением в моей жизни. В течение семи лет я тяжело болел, и, думаю, что это повлияло на то, кем я стал. За всей моей работой стоит огромный труд, я перфекционист и считаю, что все всегда должно быть сделано наилучшим образом.

Полина Аскери: О чем ты мечтал в детстве?

Даши Намдаков: Я хотел стать помощником машиниста электропоезда (смеется). Все мечтали быть космонавтами, а я, как всегда, о чем-то другом. На самом деле я мечтал быть скульптором, хотя еще даже не знал, что существует такой термин. Я до 7 лет говорил на бурятском и не знал русского языка. Меня с детства всегда тянуло к объему и к форме. Знаешь, я однажды приехал со своей собакой лайкой в деревню, и она сразу же бросилась на охоту, где показала все свое охотничье нутро, у нее это в крови. Так же и у меня в крови скульптура. Мне помогает данный от природы талант, и, когда есть результат, я благодарю Высшие силы, которые, через родителей, наградили меня этим.

Полина Аскери: Всегда говорят, что у творцов древняя душа. Ты веришь в перевоплощение души?

Даши Намдаков: Конечно, это моя религия. У меня есть внук, и он является 23-им представителем череды предков, чьи имена мы помним в нашем роду. Я горжусь тем, что у меня такой древний род. Когда я делал одну из первых выставок в Москве, на нее пришло немало гостей членов Академии художеств, и многие из них сказали, что думали, что скульптура в России умерла, но, увидев мои работы, обрадовались, что это не так. После открытия выставки я просто летал от счастья. Я поехал к своему духовному учителю, и он мне сказал: «Знаешь, Даши, весь твой талант — это заслуга твоих предков, в которых все поколения копилась сила, выстрелившая в тебе». Тогда мне очень понравились эти слова, и я понял, что я всего лишь инструмент. С тех пор я никогда не зазнавался, и у меня не было головокружение от успеха.

Полина Аскери: То есть знания и умения у тебя внутри, но ты все же учился в художественном институте. Тебе нравилось учиться?

Даши Намдаков: У меня были проблемы с гуманитарными дисциплинами, больше мне удавались точные науки. К тому же мой преподаватель посчитал, что институт может подавить мою индивидуальность, и посоветовал закончить обучение экстерном.

Полина Аскери : Назови самые важные черты, характеризующие твое собственное «Я»?

Даши Намдаков: Я очень критичен к себе, в первую очередь как к художнику, потом как к человеку. И с каждым годом я становлюсь все более требовательным. Это не всегда радует меня, поскольку самокопание, хоть и помогает развиваться в искусстве, но является тяжелым аспектом для личности. Я горжусь тем, что я трудоголик, в хорошем смысле, и полностью отдаюсь своему делу.

Полина Аскери: Ты известный на весь мир скульптор, художник, ювелир. Есть ли желание попробовать себя в чем-то еще?

Даши Намдаков: На самом деле я давно задумываюсь о модной индустрии. Я достаточно авантюрный человек, меня всегда интриговала мысль попробовать себя в этой сфере. Мои родители, будучи мастерами на все руки, шили национальную обувь из кожи и меха, а мы, дети, помогали им. Как правило, тем, чем я занимался в юности, я занимаюсь и сейчас, только, естественно, на другом уровне. В свое время у меня была ювелирная мастерская, благодаря которой я зарабатывал на скульптуру. Потом когда я начал зарабатывать скульптурой, то снова через какое-то время открыл ювелирное направление. Сейчас в Лондоне и Нью-Йорке моя ювелирная коллекция вызывает большой интерес.

Раньше в искусстве не было деления: любой из известных художников, например, Леонардо Да Винчи или Микеланджело, мог делать в области искусства всё.

Я тоже решил попробовать себя во многом. Занимаюсь архитектурой, ювелирными делом, начинаю работать с фарфором. И постепенно это толкает меня в мир моды. Потому что одежда — это та же скульптура и те же объемы. Это то, что я хочу делать, и почему бы не попробовать себя в этой сфере. Мне нравятся росписи на тканях, и я бы начал с этого. С другой стороны я думаю, что этот проект может забрать очень много моего времени. Поэтому я бы хотел посоветоваться с тобой, нужно ли мне это?

Полина Аскери: Мне кажется, ты сам внутри себя знаешь ответ. Это интересно, это расширение поля деятельности, и это может привести к еще более глобальным вещам. Ткани могут быть как для костюма, так и для создания интерьера — это два разных направления. Можно попробовать сделать ткани в сотрудничестве с известным производителем. На мой взгляд, это будет интересно.

Даши Намдаков: Безусловно, это интересно. У меня сейчас очень много проектов, а если браться за модную среду, то это, еще раз повторю, потребует половину моего времени. Поскольку я в этом новичок, то должен изучить все досконально. Но с другой стороны, это хорошая возможность для развития. Меня интересует сам творческий момент. Вся прелесть в процессе, в котором нужно добиваться результата.

Полина Аскери: А как же результат? Расскажи, что ты чувствуешь, когда открываешь выставки?

Даши Намдаков: Я открываю выставки, но никогда не хожу на них. Я всегда ощущаю дискомфорт от этого. Я понимаю, что это неотъемлемая часть работы, выставки нужны, они популяризуют твое имя. Хотя именно выставки сбивают меня с толку. Мы с моей командой делали очень много выставок в Сибири, что было для меня крайне важно. Мы целенаправленно ездили в Омск, Бурятию, Читу и многие другие города.

Полина Аскери: Это же замечательно! Ты даешь шанс людям, у которых нет возможности приехать на твои выставки в Москве или в Санкт-Петербурге.

Даши Намдаков: Да, совершенно верно. Я хотел «отдать дань» своему краю и показать свое творчество, в первую очередь, именно там.

Полина Аскери: Ты много путешествуешь. Какое твоё любимое место?

Даши Намдаков: Я последнее время больше полюбил Москву.

Хотя моим любимым местом остается деревня, в которой я вырос. Увидев множество стран, постоянно находясь в самолетах, я стал намного патриотичнее.

Полина Аскери: Ты женат, у тебя трое детей. Где живет твоя семья?

Даши Намдаков: Моя семья живет в Лондоне. Младшая дочь, 5 лет, пошла в школу. Однажды, я пришел за ней в школу, а она ко мне выбегает, такая счастливая, и кричит: «Папа, я сегодня влюбилась»! Я подумал, слава Богу, наконец-таки это произошло! (Смеется)

Полина Аскери: Это так замечательно. А что приятнее, получать высокую оценку от профессионалов или публики?

Даши Намдаков: Я думаю, что профессионалов, потому что они двигатель процесса.

Полина Аскери: Какая была самая приятная награда?

Даши Намдаков: Когда в Италии меня наградили как скульптора года. Есть такой город Пьетрасанта, где живут и работают множество скульпторов и ремесленников со всего мира. И раз в год среди самых громких имен в области современной скульптуры вручают международную премию «Пьетрасанта и Версилия в мире».

Полина Аскери: Я много слышала об этом месте. У тебя там студия?

Даши Намдаков: Да, я 5 лет уже работаю в Италии. Поскольку мне трудно стоять на одном месте, видно дает о себе знать кровь кочевников, я думаю, что моя пятилетняя итальянская история будет трансформироваться. Мир настолько быстро меняется, что удержаться на одном месте невозможно. Но всегда нужно стараться жить полной жизнью.

Полина Аскери: Я слышала, что осенью планируется твоя выставка в Лондоне, в легендарном Harrods. И что этому предшествовал уникальный случай. Расскажи пожалуйста, как это было?

Даши Намдаков: Как многие знают, я люблю работать с бронзой и, в основном, этот материал преобладает в моих работах. Но я также много работаю с золотом и драгоценными камнями. А однажды я впервые сделал скульптуру из афганского лазурита, что мне крайне несвойственно. И эта работа была выставлена на продажу именно в Harrods. Спустя какое то время мне звонит мой партнер и сообщает, что в Harrods прошла самая дорогостоящая покупка за всю историю магазина, и неизвестный клиент купил мою скульптуру за 1,5 млн фунтов. И теперь они хотят сделать выставку моих работ. Это, конечно, очень приятно.

Полина Аскери: А как насчет Азии?

Даши Намдаков: Скоро, очень скоро, но это пока — большой секрет...

"Думаю, боги обиделись бы на меня,
если бы я сказал, что не счастливый человек.
Я всегда чувствовал - меня «ведут» по жизни.
Мне везло на людей.
Я занимаюсь тем, что умею и люблю.
Скульптура - это мои стихи, поэзия в объеме.
Бывает, люди годами ищут свои почерк, свой стиль.
Я никогда его не искал.
Писал и творил как дышал - то, чем живу.
Это мой мир, который существует у меня внутри.

Но творчество - еще не вся жизнь. Я люблю свою семью, мне нравится путешествовать,
я много поездил по свету, с жадностью открывал для себя мир. Мне интересно все в этой жизни, интересно жить"
.

"Художник с безграничной фантазией, невероятный, завораживающий, мистический, - без этих, уже привычных по отношению к нему, эпитетов невозможно обойтись. Его люди и звери то летят, как степной ветер, то застывают в глубокой задумчивости. Даже фантастические образы выглядят так достоверно, как будто художник делал их с натуры. Они вообще выглядят нерукотворными.
А еще у них есть огромное преимущество... - они все из бронзы, хотя и разного цвета...
И даже если не всё понятно в произведении, вы всё равно не сможете пройти мимо. Оно остановит вас и заставит думать, чувствовать и восторгаться мастерством автора. Когда художник идет от своих корней и желаний, а не плетется в хвосте западной моды, мечтая удивить всех, то в итоге памятник Чингисхану появляется в Лондоне. "

Чингисхан (2011), бронза; литье, патинирование, 243 x 260 x 180 см

Чингисхан (2011), Мраморная арка, Лондон, дата установки — 2012
Бронза; литье, патинирование, 471 x 465 x 585 см

Грандиозная конная статуя изображает всадника в доспехах средневекового воина-монгола, с раскинутыми в стороны руками, в состоянии глубокого размышления. Гордая посадка, мощь тела и уверенность, исходящая от всего облика этого героя, свидетельствуют о его достоинстве, силе духа, долгом и трудном пути. Великолепный конь под ним замер, опустив голову, и ветер треплет струящуюся гриву.
Несмотря на обилие декоративных деталей: золоченые бляхи конской упряжи, рельефные сцены терзания зверей, особую «древнюю» патину заплетенных волос, — перед нами убедительный и цельный образ народного героя монголов, вошедшего в историю мировой цивилизации. Конь под всадником кажется троном, а сам человек — божеством-небожителем.
В 2012 году конная статуя была установлена у Лондонского городского совета Вестминстера рядом с Мраморной аркой в рамках проходящего в городе фестиваля «Город скульптур». Пятиметровая бронзовая статуя была отлита в Италии, доставлена в Великобританию по частям и простояла на этом месте до сентября 2012 года, после чего она отправилась по другим городам мира — в 2012 году отмечалось 850-летие со дня рождения знаменитого завоевателя. (Статуя весит 2714 кг без постамента).

Ханшаим (2008), Астана, Казахстан, дата установки — 2008
Бронза; литье, патинирование и золочение, 1000 x 1200 x 900 см

Композиция весом 15 тонн включает грандиозную фигуру символизирующего плодородие быка, служащего опорой для охраняемого двумя барсами с мечами в оскаленных пастях трона, на котором в полный рост стоит легендарная царица Ханшаим.
Согласно преданию, своими многочисленными победами древние предки нынешних казахов кочевники-саки были обязаны мужеству и доблести знаменитой амазонки Томирис. Под ее предводительством разрозненные племена объединились и образовали одно из первых государств на территории Казахстана. Образ Томирис соединен в сознании народа с образом всех легендарных женщин, вошедших в историю страны. Монумент создан как дань уважения женщине — прародительнице и защитнице.
Скульптурная композиция стилизована под древние памятники Переднего Востока, отличающиеся грандиозностью и эпической статичностью.

Монумент который представляет собой сакскую царицу Томирис, стоит на гигантском быке (бык длиной 10м, а размах рогов около 7 м).

Бронзовый монумент «Золотая Шория». Высота скульптуры больше 6 метров, а вес больше 5 тонн. Был отлит в Италии и частями перевезен по морю в Россию.
Кузбасс, Горная Шория
.

До установки в Кузбассе, монумент был представлен в Parco de la versiliana (Италия). Другое название - Хозяйка тайги. Монумент представляет собой образ сильного зверя - старый Лось с девушкой на спине. Этот образ связан с древней легендой удивительного края. Рисунки на рогах, как послания предков, рисунки эпохи бронзы. Это символы солнца и плодородия. Некоторые части скульптуры, после его установки на холме в Кузбасе, покрыли золотом. Это сделано для того, чтобы окружающий ландшафт и лучи солнца создавали дополнительный эффект восприятия "Золотой Шории".

Золотая Шория (2010), бронза; литье, патинирование и золочение
615 x 702 x 654 см

В основе авторского замысла лежит стремление передать средствами монументальной пластики представление людей, живущих в Шории, о красоте и величии этого древнего края, воплощенных в образе его легендарного прародителя.
Мифический предок-тотем предстает перед зрителем в облике могучего лося, которому многие века поклонялись обитатели тайги. Фигура животного с прекрасными раскидистыми рогами символизирует богатую историю этой заповедной земли. Плоскости рогов испещрены графическими изображениями сцен из повседневной жизни, сродни так называемым петроглифам, или наскальным рисункам, в которых без труда угадываются космогонические символы и магические знаки первобытных культур.
Верхом на лосе сидит девушка с чашей в руках. Это аллегория добросердечного приветствия, приглашения и одновременно символ связи настоящего Золотой Шории с ее далеким прошлым. В священной чаше горит питаемый природным газом «вечный огонь».

Четверо дружных (Туншээ), (2008), Агинск, Россия, дата установки — 2008 г.
Бронза; литье, патинирование, 480 x 215 x 106 см

Скульптура украшает местность, где издревле селились буряты-кочевники. Этот край прославился как центр распространения буддизма в Забайкалье. До сих пор здесь находится множество старых дацанов, которые на протяжении нескольких веков были оплотом просвещения и объединения бурятских родов, осуществляли связь национальной культуры со всем буддийским миром.
Стоящая на небольшой поселковой площади скульптурная композиция восходит к широко известному в буддизме сюжету. Она воплощает образы притчи о вере, о единении всех живых существ в достижении благородной цели. Перед нами несколько аллегорических животных, которые образовали пирамиду, встав друг другу на спины, и в результате достали желанный плод.

"Цель". Скульптура с выставки "Вселенная кочевника"

«Воспоминание»

Мистерия

«Медитация»
Скульптура с выставки "Вселенная кочевника"

«Хозяин»
Скульптура с выставки "Вселенная кочевника"

Царь-птица (2007)
Бронза; литье, чеканка, патинирование, 90 x 77 x 48 см

"Амазонка"
Выставка "Вселенная кочевника"

Вечер, 41х81х17 см

Стихия, 88х30х25 см

Сэтэр, 44х80х57 см, Конь Чингисхана

Мать, 41х111х29 см

Лучник, 44х80х27 см.

Великий чемпион, 47x31x23 см

Старый воин Хранительница

Старый воин, 70х30х17 см

Хранительница.
Крылатая хищница из семейства кошачьих угрожает не нам, а злым силам.

Бегущий, 90x37x30

Мудрец

Полет

Мадонна с птичкой Полет

Лицо Африки

Степная Нефертити

Похищение, бронза; литье, патинирование, 72,5 x 200 x 55,5 см

Царица, 33x80x27

Жемчужина II, 123х38х26
Девочка ли это? Развевающаяся юбка составляет с ней одно целое. А что за странная прореха на теле? На голове не волосы, растрепанные ветром, а раковина... Не сама ли жемчужница раскрыла свои створки перед нами?

Даши Намдаков - российский скульптор, график и ювелир, член Союза Художников РФ. Родился в 1967 году в Читинской области, окончил Красноярский художественный институт. В 2003 году Даши был удостоен Серебряной медали Российской академии художеств за произведения, представленные на персональных выставках в Москве.
За последние годы Даши провел более 15 персональных вставок в крупнейших музеях мира: Государственной Третьяковской галерее и Государственном Музее искусства народов Востока в Москве, Центр тибетской культуры «Тибетский Дом» в Нью-Йорке, Пекинском музее мирового искусств, Музее искусств г. Гуанчжоу в Китае, Национальном художественном музее им. Кастеева в Алматы в Казахстане и т.д.
Работы Даши находятся в личных коллекциях Президента РФ В.В.Путина, бывшего президента Татарстана М.Ш.Шаймиева, бывшего мэра Москвы Ю.М. Лужкова, главы Чукотского автономного округа Р.А. Абрамовича и т.д., в частных собраниях в США, Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Швейцарии, Японии, Китае и Тайване, Сингапуре.

Родители учили Даши: «Нельзя в этой жизни хотеть чего-то слишком сильно. Если начинаешь ставить какие-то сверхзадачи - все рушится. Живи спокойно, отдайся течению реки жизни, получай удовольствие». И он всю жизнь руководствуется этим правилом.
А боги помогают ему. Не зря же его так нарекли - Удачливое солнце.

сайт художника:
http://www.dashi-art.com/

Источники:

http://vakin.livejournal.com/401178.html

http://www.khankhalaev.com/body.php?mx=material&lang=ru&mi=64&smi=1&w=1366&h=768&

http://irinadvorkina.livejournal.com/55012.html

подробная биография еще здесь:



Статьи по теме: