Анализ музыкальной развивающей среды современные программы. Предметно-развивающая среда в музыкальном воспитании

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9

Дидактические возможности предметно-развивающей среды в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей

Из опыта работы

Музыкального руководителя

МБДОУ №9 Калинкиной Н. В.

г. Усть-Лабинск

Современных детей окружает богатый мир звуков, источниками которых являются телевидение, радио, кино, аудио - видеотехника. Дети слушают музыку, доступную и недоступную их пониманию, близкую, интересную по тематике, и музыку, рассчитанную на взрослых. Поэтому процесс музыкального воспитания в ДОУ должен быть целенаправленным. Дошкольников привлекают сюжетность, сказочность, мир игрушек, животных Реальный жизненный опыт ребёнка, непосредственные впечатления об окружающем могут явиться питательной средой для приобщения его к музыкальному искусству.

Содержание музыкального воспитания в ДОУ создаёт благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребёнка, его музыкальных способностей. Музыка воздействует на ребёнка, способствуя формированию полноценной личности, воспитывая и обогащая его чувства, его эмоциональный мир. Если ребёнок с раннего возраста слушает красивую подлинную музыку, то со временем у него формируется музыкальный вкус, своё отношение к миру прекрасного. При восприятии или исполнении музыки возникают эстетические чувства как устойчивое отношение к музыке, содержащее в себе эмоциональную и познавательную природу. Эстетическое чувство формирует музыкальный вкус — способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. Важно знакомить детей с произведениями разных эпох и стилей, обладающими художественными достоинствами.

Основной целью педагогических усилий является не формирование определённого объема ЗУН, а развитие эмоциональной сферы дошкольников. Музыка только тогда выполняет свою функцию, когда у ребёнка будут развиваться эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, музыкальные способности.

Развитие отзывчивости на музыку разного характера, формирование музыкального вкуса в дошкольном возрасте создают фундамент музыкальной культуры. В понятие музыкальной культуры входят различные виды музыкальной деятельности, музыкальные умения, навыки, сложившиеся в результате практической деятельности, музыкально — эстетическое сознание.

Если у ребёнка появился интерес к музыкальной деятельности, если музыка затрагивает его чувства, если он способен дать оценку произведению, то музыкально — эстетическое сознание постепенно поднимается на более высокий уровень, от которого в свою очередь зависят развитие музыкальных способностей и общее развитие ребёнка.

Каковы же возможности детей для музыкального развития на разных возрастных этапах?

До трёх лет у ребёнка формируется музыкальные эмоции, накапливаются музыкальные впечатления.

В четыре года он слушает музыку более продолжительную, у него проявляется интерес к музыке, к определённым видам музыкальной деятельности.

В пять лет появляется устойчивый интерес к музыке и музыкальной деятельности. Эмоции, переживания становятся более глубокими, проявляются музыкальные способности.

Дети 6-7 лет могут контролировать своё исполнение, опираясь на собственный опыт. С приобретением музыкального опыта и жизненно возросшими возможностями дети способны более внимательно слушать, глубже чувствовать настроение произведения и отдельных его частей, развиваются устойчивый интерес к музыке и потребность в ней. Эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке объединяют эстетические эмоции, эстетические переживания содержания произведения.

Достижение основной задачи — воспитание интереса, любви, потребности в общении с искусством возможно только тогда, когда дети будут эмоционально отзывчивы, заинтересованы, активны и целеустремлённы, что создает благоприятную базу для развития индивидуальности каждого ребёнка.

«Если у ребёнка развить заинтересованное и увлеченное отношение, если он восхищается прекрасным, добрым. Выраженным в музыке, то этим решается основная задача нравственно — эстетического воспитания и успешно формируется разнообразные музыкальные навыки» — подчёркивает Н. А. Ветлугина.

Что же способствует созданию фундамента музыкальной культуры.

Выявлены средства, педагогического воздействия, которые формируют интерес детей к музыке, развитию музыкальных способностей. Среди них применение методов, приёмов, наглядных пособий, звуковых средств, которые помогают детям уяснить содержание и средства музыкальной выразительности.

Ведущее место среди педагогических средств занимает собственная увлечённость педагога, яркость, профессионализм исполнения, умение увлечь детей музыкой и словом. Применение поисковых, творческих заданий, проблемных ситуаций, вариативность методов и приёмов, видов музыкальных занятий, форм организации музыкальной деятельности, помогает детям активно приобретать музыкальный опыт, развивать самостоятельную творческую деятельность.

С целью повышения у детей интереса к обучению, развития детской деятельности и личности необходимо создание условий и, прежде всего предметно-развивающей среды по музыкальному воспитанию и развитию.

Предметно-развивающая среда содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как толчок к самостоятельной музыкальной деятельности, и как средство воспитания различных сторон личности ребёнка. Развивающая среда и материальное обеспечение не тождественны, но связаны между собой, так как материальное обеспечение является основой развивающей среды. Часто групповая комната забита случайными предметами, дорогими игрушками, которые не несут в себе развивающего начала. Порой игры, дидактические пособия, созданные руками педагогов, больших мастеров и энтузиастов своего дела, дают гораздо дольше, чем многие игры известных фирм.

При организации учебно-воспитательного процесса положительно сказывается применение дидактических пособий и звуковых средств. Они оказывают на ребёнка сильное воспитывающее и обучающее воздействие, так как обеспечивают наглядность, достоверность. Воздействуя на органы чувств комплексов красок, звуков, интонаций, дидактические пособия и звуковые средства вызывают у ребёнка многообразные ощущения. При одновременном воздействии нескольких раздражителей образуются временные связи между самими анализаторами, возникает ассоциация ощущений, что ведёт к повышению эмоционального тонуса и уровня работоспособности.

Как показывает практика, то, что воспринимается эмоционально, запоминается глубоко и надолго. Последнее очень важно, так как пониженное эмоциональное состояние ребёнка является одним из факторов снижения его работоспособности, а скука — самый мощный фактор утомляемости.

Исследователь М. С. Громбак, отличая, что интерес к обучению -главный источник повышения работоспособности, рассматривает его в двух аспектах: как привлекательность предмета или вид деятельности и как ощущение «интересно». Ведь главная цель обучения дошкольников заключается не столько в том, чтобы они усвоили определенный объём ЗУН, сколько в том, чтобы развить их умственную активность.

Следовательно, в процессе проведения музыкальных занятий должно происходить переплетение информационного и эстетического, взаимопроникновение эмоционального и познавательного. Благодаря сочетанию эмоционального, образного и логического компонентов музыкального материала усиливается познавательная активность ребёнка, создаются благоприятные условия для творческого осмысления нового. Тщательный отбор дидактических материалов на музыкальном занятии и комплексное использование оборудования помогают правильно спланировать работу с детьми. Задача педагога состоит в том, чтобы адаптировать нужное средство к конкретным условиям и возможностям детей, учитывая их индивидуальные особенности.

Изменился статус дошкольных учреждений, которые являются исполнителями запросов родителей, интересующихся, по какой программе работает детское учреждение, гарантируется ли подготовка к школе, есть ли студии, кружки, спортзалы и т. д. Часто в ДОУ можно увидеть насыщенную предметную среду, которую нельзя назвать развивающей. Причина в том, что нет ориентировки на возраст детей, на их индивидуальные возможности, особенности и интересы.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО — РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ:

1.Организация и расположение предметов развивающей среды должно быть рациональным и логичным. Музыкально – театрализованные зоны находятся рядом с литературным центром.

2.Развивающая среда должна отвечать возрастным особенностям и потребностям, иметь отличительные признаки. Для детей третьего года жизни необходимо относительно большое пространство, где они могут активно двигаться. Для детей четвёртого года жизни необходимо большое количество атрибутов (короны, шляпы, сумки) так как они стремятся быть похожими на взрослых. У детей старшей группы наблюдается потребность в игре со сверстниками, в общении, реализации которой помогут театрализованные и музыкально-дидактические игры.

3.Предметно-развивающая среда должна включать не только стационарное, но и полифункциональное игровое оборудование (ширмы разных размеров, скамейки, в коробах — предмет, куски ткани, платки, платья, туфли, шляпы, элементы разных костюмов). Дети всё это примеряют и что-то изменяют с позиций своих детских интересов.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для самостоятельного активного действия с разнообразными материалами-атрибутами, детскими музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми.

Дети должны иметь право выбора предметов для реализации индивидуальных интересов и потребностей.

Расположение предметов развивающей сферы должно быть комфортным, удобным, уютным и свободно перемещаться.

Оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активным действиям в ней.

Во всех возрастных группах необходимо место для отдыха, где можно послушать музыку, музыкальные сказки, поиграть в музыкально-дидактические игры.

С трёх лет у ребёнка в группе должно быть неприкосновенное место, где хранится личное имущество: украшения, зеркальце, открытки, значки, подарки, игрушки.

10.Необходимо соблюдение техники безопасности во взаимодействии с предметами развивающей среды в целях охраны жизни и здоровья детей.

11.Развивающая среда должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям. Мебель, ширмы должны быть по росту ребёнка. Шапочки лучше помещать в полиэтиленовые карманчики, которые с помощью тесьмы можно легко повесить на грудь ребёнку. Детские музыкальные инструменты, такие как дудочки, свирели, губные гармошки, кларнеты, саксофоны и т. д., необходимо хранить в закрытых коробках и давать играть только одному ребёнку, после чего музыкальные инструменты обрабатываются. Предметы развивающей среды должны быть прочными, лёгкими и не громоздкими. Необходимо предусматривать, как ребёнок будет играть — сидя или стоя.

Консультация для педагогов ДОУ: «Музыкально - эстетическая и предметно – развивающая среда в рамках ДОУ»

Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию программы и направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

Интегративным результатом реализации условий является создание развивающей образовательной среды, соответствующей целому ряду требований. Воспитание ребенка дошкольного возраста происходит в деятельности ребенка, поэтому важнейшим условием для обеспечения этой деятельности можно считать создание предметно-развивающей среды.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и нравственного облика. Это такая организация окружающего пространства, которая дает возможность ребенку реализовать себя в различных видах деятельности. Музыкальный зал в детском саду – это, как правило, самое большое, светлое и наилучшим образом оборудованное помещение, это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей.

Предметно-развивающая среда в музыкальном зале имеет свои особенности, связанные со специфической направленностью образовательной области «Музыка».

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

К важнейшим показателям креативности ребенка относятся:

    творческая активность , т.е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового;

    самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла;

    интеллект , «интеллектуальные способности»,

    «музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку;

    знания и навыки.

К факторам, способствующим становлению креативности детей можно отнести:

    информационный , позволяющий развивать интеллект;

    социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;

    эмоциональный , обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

В соответствии с этим в нашем детском саду мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.

1. Музыкально-образовательная среда ДОУ

Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников, театрализация и других видов деятельности с использованием музыки (для всех детей).

Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в теплую погоду - на свежем воздухе):

Совместная с воспитателем (в играх сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.)

Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством).

2. Музыкально-образовательная среда семьи.

Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад - это первый внесемейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности нашей совместной работы с родителями зависит дальнейшее развитие ребенка.

Основная проблема во взаимодействии с семьей – недостаточное понимание родителями значения музыкального воспитания детей, поэтому мы совместно с воспитателями нашего детского сада поставили перед собой следующие задачи:

    сформировать у родителей стойкое убеждение в важности и необходимости раннего музыкального развития ребенка;

    научить способам создания музыкальной среды, методам музыкального воспитания детей в семье;

    способствовать музыкальному просвещению родителей.

Свои самые первые уроки жизни ребенок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребенком дошкольного учреждения наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребенка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.

В нашем детском саду ежегодно проводится анкетирование родителей с целью получения необходимых сведений об их музыкальной культуре (их музыкальные предпочтения), об их осведомленности о музыкальном развитии детей, их отношении к сотрудничеству с педагогами ДОУ.

Нами наработаны различные формы взаимодействия с семьей, например консультации, семинары, родительские собрания, совместное проведение праздников и развлечений и др(конкурс шляпок и конфет, праздник Нептуна). Все они дают определенный эффект.

Однако, мы убедились, что этого недостаточно, мало убедить родителей в необходимости музыкального воспитания ребенка в семье, я поняла, что важно еще обучить их наиболее доступным методам организации этой работы (например, рассказать, как создать музыкальную среду, с какого возраста и как начинать слушать с детьми музыку, какую музыку слушать предпочтительнее, какие музыкальные игрушки и инструменты приобретать или делать своими руками, как организовывать детский праздник.

С целью музыкального просвещения родителей мы организуем проведение родительских собраний (круглые столы), дней открытых дверей, индивидуальных консультаций, а также организацию обратной связи, анкетирование, информирование родителей через уголок для родителей – «Музыкальная палитра» и стенд «Калейдоскоп наших праздников». Проводим выставки работ детей и их родителей на тему «Рисуем музыку».

Опыт показывает, что благодаря объединению усилий педагогов нашего детского сада и родителей, их личному участию в некоторых сторонах педагогического процесса, работа по музыкальному воспитанию детей в целом и развитию их творческих способностей становится более успешной.

3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования.

Среда социума значительно отличается от среды ДОУ и семьи. Поэтому мы строго соблюдаем принцип целостности при организации этой среды. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования направлена на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения. В нашем ДОУ часто организуются концерты воспитанников музыкальной школы и школы искусств, спектакли кукольного и драматического театров и т.п.). Сотрудничаем с театром «Рождественский», с лицеем и школами Западного внутригородского округа, с краеведческим музеем им. Фелмцына.

Таким образом , музыкальная среда как средство приобщения ребенка к музыкальной культуре и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей.

Музыкальная деятельность дошкольников была интегрированной всегда, еще до выхода в свет новых ФГТ. Такие виды занятий как комплексные, тематические и интегрированные были в арсенале музыкальных руководителей с момента их появления в штатном расписании ДОУ.

В приведенной ниже таблице представлена интеграция образовательной области «Музыка» с другими образовательными областями в свете современных требований

«Физическая культура»

Развитие физических качеств в процессе музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений как сопровождения в зарядке и на физкультурных занятиях.

«Здоровье»

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни через музыкально-игровые образы, релаксация.

«Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Познание»

Расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества

«Социализация»

Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Труд»

Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

«Художественное творчество»

Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

«Чтение художественной литературы»

Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений, сочинение простых опер на сюжеты известных сказок.

«Безопасность»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

Весь широчайший спектр оснащения музыкального зала охватить невозможно, коснемся только того оборудования, с помощью которого осуществляется интеграция образовательных областей.

Отдельно хочется сказать о важности такого объекта предметно-развивающей среды, как мультимедийное оборудование в музыкальном зале. Наличие такого оборудования дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей. И значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования. Дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.

Мы живем в южном регионе России, поэтому начиная с мая по ноябрь занятия, развлечения и праздники мы проводим на свежем воздухе. В нашем саду имеется вся необходимая аппаратура для проведения таких мероприятий: синтезатор, радиомикрофоны, микшерный пульт управления, колонка-усилитель, театральные радиомикрофоны.

Перечисленные принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также программных задач, что способствует повышению уровня самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Таким образом, созданная в дошкольном учреждении предметно-развивающая среда соответствует федеральным государственным требованиям.

Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ.

Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого - педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.

Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды.

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:

    восприятие музыки

    воспроизведение музыки

    музыкально-творческая деятельность.

Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности.

Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.

Структура музыкальных мини – центров оформляется в виде модулей, имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.

Младшая группа

Альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях (или чудесные кубики)

Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные, птицы, муз. инструменты, транспорт)

Фонотека с записью детских песен (магнитофонные записи песен, выученных и разучиваемых с детьми в исполнении муз. руководителя, детей, воспитателя, звуки природы)

Магнитофон

Атрибуты к музыкально –дидактическим упражнениям на развитие у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха – «К нам гости пришли», ритмического слуха –«Кто как идет», динамического слуха «Колокольчики».

Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка.

Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические кубики. колокольчики, поющие волчки.

Лесенка из 3-х ступенек, ручные знаки.

Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки - большая и маленькая), платочки, маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья.

Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки.

Дерево и 2 птицы (вверху и внизу)

Средняя группа

Альбом с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях в предыдущих группах (возможно несколько альбомов: по временам года, о животных)

Рисунки детей, выполненные дома к полюбившимся песням;

Фланелеграф с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных инструментов, транспорта;

Фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью на фланелеграфе ритмические рисунки. Например: петушки большие и маленькие для песни «Петушок», солнышки для р.н.п. «Солнышко», шары, флажки, елочки, самолеты и т.д. (6 маленьких и 4 крупных)

Фонотека песен, выученных детьми в данной возрастной группе, в предыдущих группах, разучиваемых в настоящее время (в грамзаписи в исполнении педагогов, детей).

Магнитофон

Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать задачи предыдущей возрастной группы. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Качели», на развитие ритмического слуха –«Кто как идет» (усложнение за счет введения разных видов игры); на развитие динамического слуха – «Колокольчики»; на развитие музыкальной памяти – «Спой песенку по картинке».

Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, гармошки, немая клавиатура с подставкой.

Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки.

Карточки с инструментами, платочки, маски, элементы ряжения.

Лесенка из 4-х ступенек (2 игрушки Б и М)

Пять съемных резинок, нотный стан.

Ручные знаки (4 ст.)

Старшая группа.

Фланелеграф, фишки (полоски длинные и короткие, кружки большие и маленькие, цветочки, елочки -6 мал. и 4 крупных), картинки для фланелеграфа для создания сюжета песни, танца (моделирование)

Альбомы с рисунками к песням («Муз. букварь»)

Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (возможно авторские, с рисунками одного ребенка)

Атрибуты к муз. сказкам (картинки для фланелеграфа), для инсценирования («Репка», «Теремок»)

Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества (например, к стихам А.Барто) см.стр.156 «Пчела жужжит», «Пароход гудит», «Кукла танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» стр. 115 «Волшебные картинки»

Игрушечный микрофон.

Фонотека с записью песен: звуки природы, муз. сказки.

Магнитофон.

Муз.-дид. игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки» стр.76, на развитие динамического слуха «Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков (долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок» стр.90; на различение жанров муз. произведений: песню, танец, марш «Три кита» стр.93.

Неозвученные инструменты6 балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка -3 шт.разной величины).

На картинке: дудочка, скрипка, саксофон, баян, аккордеон, гармонь, флейта, свистульки, триола.

Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, колокольчики, маракасы, румба, треугольник, трещотки, ксилофон, муз. молоточки, различные шумовые самодельные инструменты: на вешалке лючи, бутылочки, фломастеры, варежки с пуговицами. Баночки киндеров с разными наполнителями, несколько одинаковых (Обруч №3 2006, «Муз. рук. №3 2007)

Пластмассовые кубики (на грани наклеить картинки по песням)

Лесенка -5 ступенек (игрушка Б. и М.)

Платочки, маски, ленточки, элементы ряженияю

Нотный стан, ноты.

Ручные знаки (5ст.)

Портрет композиторов Д.Кабалевского («Зайчик дразнит медвежонка»), П.Чайковский («Болезнь куклы»), Р.Шуман («Солдатский марш»)

Подготовительная группа

Фланелегшраф, ноты.

Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.

Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.

Ребусы с названиями нот в словах

Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.

Картинки с муз. жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству.

Иллюстрации к муз. сказкам

Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования

Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей, индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального поэтического творчества)

Магнитофон.

Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми кА в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов.

Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.

Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.

Муз.-дид игры (те же, что в старшей группе, но с усложненными заданиями)

Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, саксафоны, гармошки.

Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм. кубики,колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян, гармонь, шумовые на вешалке (см. в старш. группе)

Лесенка 7 ступенек, ручные знаки

Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 мал. и 4 бол.)

Платочки, маски, ленточки, кокошники.

Портреты композиторов.

Татьяна Жукова

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда (музыкальная среда , а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой , умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей.

Основные знания и умения ребёнок получает на специально-организованных занятиях в музыкальном зале , а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, т. е. в группе. Вот почему педагоги нашего ДОУ очень вдумчиво и внимательно относятся к проектированию и организации музыкально-развивающей среды в группах , стремятся сделать её интересной и насыщенной. При создании условий для музыкального и творческого развития детей, мы учитываем, что обстановка во всех возрастных группах в первую очередь должна быть комфортной и безопасной для ребёнка, пособия должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей.

Силами наших воспитателей в каждой группе созданы предметные зоны для развития творческих способностей дошкольников. Здесь наши воспитанники имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях : исполнить знакомые песни, аккомпанируя себе на детских музыкальных инструментах ; зарисовать сюжет полюбившейся песни или инсценировать её, используя элементы костюмов. Часто можно наблюдать, как дети, распределившись по подгруппам , делятся на певцов, музыкантов и зрителей .

При организации предметной среды , а также в процессе разработки её компонентов, мы столкнулись с проблемой нехватки материальных средств на приобретение различного оборудования, пособий и детских музыкальных инструментов . Как бы парадоксально это не звучало, но эта проблема способствовала развитию творчества педагогов, родителей и детей, так как многое компоненты среды были сделаны своими руками с минимальными материальными затратами.

На наш взгляд, использование нестандартного музыкального оборудования , изготовленного руками воспитателей, очень полезно, так как позволяет обеспечивать динамичность музыкальной среды , постоянное её обновление, а это, в свою очередь, вызывает у детей интерес к музыкальной деятельности , мотивацию, а затем и потребность в ней.

При изготовлении пособий мы стараемся использовать чистые цвета, предметы разных размеров , из разнообразных материалов. Часто эти звучащие атрибуты позволяют ребёнку «слышать» окружающий мир. Они легки в исполнении, требуют минимум материалов и функциональны по выполняемым задачам. Так, например, для изготовления музыкальной шкатулки достаточно взять мыльницу, наполнить её пуговицами, различными по размеру и фактуре, оклеить её клейкой лентой. Получившийся инструмент позволяет :

Научить ребёнка сравнивать отдельные звуки, контрастные по тембру и окраске звучания;

Воспитать желание использовать звучащие предметы в различных видах деятельности.

Так же легки в исполнении «шуршунчики» , «скрипунчики» и т. д. (полотняные мешочки, заполненные мелкими предметами из различных по качеству материалов : крупой, семечками, песком, крахмалом и др.)


Появлению в музыкальных уголках нового пособия «Музыкальные варежки » , вызвало у наших детей неподдельный интерес и способствовало решению задач по развитию ритмического восприятия.

Инструмент «Мишкины штанишки» (пластмассовые плечики с прикреплённой к ним разноцветной шуршащей упаковкой для цветов, которая нарезана мелкой полоской) помогает решать следующие задачи :

Обучение детей самостоятельно и плавно выдыхать через рот;

Развитие навыков правильного дыхания через нос, увеличения объёма лёгких;

Побуждение детей к желанию имитировать звуки природы, развивать воображение (шуршание листьев, дуновение ветра) .


В своей практике мы также используем пособия, разработанные педагогом-музыкантом Е . Ю. Матвиенко «Весёлые кубики» . Кубики мы изготовили из квадратных картонных коробок, украшенных самоклеющейся цветной бумагой. Главное, чтобы кубик был лёгким и не травмоопасным. Изображения на кубиках также выполнили из самоклеющейся цветной бумаги в виде аппликаций. Пособие выглядит ярко, эстетично и тем самым вызывает желание играть с ним.


Игра в «Кубик-оркестр» позволяет чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи и музыки , развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах .


Игра «Ритмический кубик» помогает развить у старших дошкольников слуховое внимание, ритмичность; использовать «звучащие жесты» - хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. д. ; закреплять навыки прямого счёта; вызывать положительные эмоции от игры.

Следует отметить, что при проектировании и создании предметных зон для развития творческих способностей детей, мы стараемся, чтобы музыкальная среда органично соседствовала с театральной и уголком по изодеятельности. Эти виды детской деятельности тесно связаны, взаимопроникновенны и как бы вытекают один из другого. В уголках для театрализованной деятельности представлены разные виды театров . Дети с удовольствием разыгрывают сценки кукольного театра, небольшие сказки, которые «озвучивают» при помощи музыкальных инструментов , и по желанию могут зарисовать сюжет полюбившейся сказки. Отрадно видеть, как кукла оживает в руках ребёнка. Эти куклы изготовлены руками наших воспитателей с участием детей старших возрастных групп. Большую помощь в этом оказывают наши родители.

Театр Смешарики.


Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что организация музыкальной предметно-развивающей среды требует соблюдение следующих принципов :

1. принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей детей;

2. принцип функционального и эмоционального комфорта детей в среде (музыкальная предметная среда сомасштабна глазу , действиям руки, росту ребёнка);

3. принцип системности (периодическое обогащение и обновление содержания предметной среды для поддержания устойчивого интереса детей к творческой деятельности).

Соблюдение этих принципов помогает сформировать у наших воспитанников творческую активность, умение мыслить креативно, расти творчески развитыми людьми.

(из опыта работы)

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начало. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.

Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Показателем творческого развития индивида является креативность. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс.

В настоящее время исследованием проблем креативности занимаются также Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, А. Мелик-Пашаев, Л. Футлик.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

К важнейшим показателям креативности ребенка относятся:

  • творческая активность , т.е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта;
  • самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла;
  • интеллект , «интеллектуальные способности»,
  • «музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку;
  • знания и навыки.

К факторам, способствующим становлению креативности детей можно отнести:

  • информационный , позволяющий развивать интеллект;
  • социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;
  • эмоциональный , обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

Современный подход к образованию как явлению культуры позволяет говорить о культурном становлении личности в процессе освоения различных видов художественной деятельности в специально организованной среде (Р.М. Чумичева).

Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре.

Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Наиболее общее понятие среды как педагогического средства приводится в работах Ю.С. Мануйлова, разработчика теории рядового подхода в воспитании. Он определяет среду «как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего, формируется образ жизни и что опосредует его развитие и усредняет личность». Из этого можно сделать вывод: среда предоставляет каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества личности. Средовой подход обеспечивает создание единого по содержанию музыкально-эстетического пространства в жизни детей и предполагает влияющие друг на друга и взаимосвязанные формы бытования музыки в ДОУ, семье и социуме.

Накопление знаний в педагогике о составляющих среды привело к пониманию необходимости выделения в среде зон, обладающих разнообразными возможностями.

Для ребенка дошкольного возраста, музыкальную среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда дошкольного учреждения, среда семьи, среда социума.

В соответствии с этим в нашем детском саду мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.

1. Музыкально-образовательная среда ДОУ

Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений праздников и других видов деятельности с использованием музыки (для всех детей).

Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в теплую погоду - на свежем воздухе):

Совместная с воспитателем (в играх сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.)

Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством).

2. Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется нерегламентированная музыкальная дельность деятельность детей.

Совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ);

Самостоятельная (аналогична самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ).

3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, спектакли театра оперы и балета и т.п.).

Именно так, интегрируя музыкальную среду и средовой подход в нашем детском саду обеспечивается тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального воспитания детей и составляющих их блоков.

Как же музыкальная среда влияет на развитие креативности ребенка в нашем дошкольном учреждении?

Развитие творческой личности ребёнка – проблема, над которой постоянно работает весь коллектив нашего детского сада. Анализируя результаты своей работы по музыкальному воспитанию, я пришла к выводу, что необходимо использовать музыкальную среду для развития креативности у дошкольников.

Среда организованной музыкально-творческой деятельности в нашем ДОУ создается на музыкальных занятиях, праздниках, которые проходят в музыкальном зале, светлом, просторном, эстетически оформленном.

Часть зала отделяется занавесом – это сцена, где дети разыгрывают музыкальные спектакли, концерты для родителей. Музыкальный зал оснащен техническими средствами: имеются 2 музыкальных центра, телевизор, DVD -плейер.

Музыкальные инструменты, игрушки, пособия, музыкально-дидактический материал хранится в зале, в специально отведенном месте. Собрана фонотека (кассеты, диски) с детскими песнями, современной, народной и классической музыкой.

Одной из форм работы с детьми являются музыкальные занятия. Я придаю им огромное значение. Именно здесь осуществляется систематическое и планомерное развитие музыкальных способностей детей всех возрастных групп, формируется музыкальная культура каждого ребёнка. Происходит это через следующие виды деятельности:

  • восприятие,
  • исполнительство,
  • творчество
  • музыкально- образовательную деятельность.

Очень важно, чтобы дети на музыкальном занятии чувствовали себя комфортно. Я стараюсь отношения с детьми строить на основе сотрудничества, уважения личности ребенка, предоставляя свободу развития в соответствии с его индивидуальными способностями. Знания и умения, приобретенные в процессе обучения, позволяют детям активно проявлять себя на праздниках развлечениях и в самостоятельной деятельности.

Умение переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности и инициативе.

Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэто­му музыкальная среда группы имеет большое значение для музыкального воспитания и развития его креативности.

Организация нерегламентированной деятельности требует соблюде­ния следующих условий. В каждой группе создан музыкальный уголок, где размещаются музыкальные инструменты и дидактические игры, также магнитофон и кассеты, на которые специально для воспитателей записывается новый музыкальный репертуар; кассеты с записью инструментальной музыки, детских песен и музыкальных сказок.

Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется сов­местно с воспитателем в группе и в кружках музыкаль­ного творчества, организуемых мною. В совместной деятельности складываются доброжелательные отношения между детьми, реализуются их творческие замыслы. Здесь мы не обучаем детей, а стараемся заинте­ресовать их в слушании знакомой музы­ки, высказываем свое отношение к ней, вовлекаем детей в знакомые им музы­кальные игры, упражнения, проводим музыкальные разминки и традиции (ут­ренняя песня-приветствие новому дню, проведение раз в неделю вечера песни и т.п.).

Музыкальный репертуар для слушания с детьми в свободное время мы подбираем совместно с воспитателями. Музыкальное сопровождение разных мероприятий, прослушивание музы­кальных произведений, сказок и т.д. позволяют познакомить детей с разнообразными музыкальными произведе­ниями доступными им по стилю.

На консультациях с воспитателями мы работаем над вопросами по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей. Совместно с воспитателями ежемесячно составляется план организации самостоятельной музыкальной деятельности детей по группам. Это дает возможность воспитателю закрепить с детьми навыки и умения, полученные детьми на музыкальных занятиях по различным видам деятельности.

Само­стоятельная музыкальная творческая деятельность детей обладает наи­большим потенциалом развития креа­тивности дошкольников.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством.

В нашей работе мы используем различные формы организации самостоятельной музыкальной деятельности. Одна из форм – это сюжетно- ролевая игра, когда дети выбирают тему под различные музыкальные задания («ищем таланты», «концерт», «музыкально-литературные викторины», «музыкальные занятия», «игра в оркестр», «игра в театр» и т.д.), распределяют роли, и сюжет получает своё развитие.

Другая форма – игры-упражнения, в которых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте, или разучивает танцевальные движения.

Самостоятельная деятельность ярко проявляется в музицировании. Детское музицирование включает и пение, и ритмические движения, и игру на музыкальных инструментах. Наблюдая за детьми можно заметить, как они ищут мелодии для своих забав и развлечений: маршировок, плясок, народных и дидактических игр, кукольных представлений, часто импровизируют свои мелодии. Воспитатель осторожно направляет самостоятельную музыкальную деятельность по желанию и по интересам детей, помогает каждому проявить себя, заинтересовать малоактивных детей.

Самостоятельная музыкальная деятельность воспитывает художественный вкус, увлеченность, творческое воображение, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству.

2. Музыкально-образовательная среда семьи

Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад - это первый внесемейный социальный ин­ститут, в котором начинается система­тическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности нашей совмест­ной работы с родителями за­висит дальнейшее развитие ребенка.

Основная проблема во взаимодействии с семьей – недостаточное понима­ние родителями значе­ния музыкального воспи­тания детей, поэтому я совместно с воспитателями нашего детского сада поставила перед собой следующие задачи:

  • сформировать у родителей стойкое убеждение в важности и необходимости раннего музыкального развития ребенка;
  • научить способам создания музыкальной среды, методам музыкального воспитания детей в семье;
  • способствовать музыкальному просвещению родителей.

Свои самые первые уроки жизни ребенок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребенком дошкольного учреждения наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребенка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.

В нашем детском саду ежегодно проводится анкетирование родителей с целью получения необходимых сведе­ний об их музыкальной культуре (их музыкальные предпо­чтения), об их осведом­ленности о музыкальном развитии детей, их отно­шении к сотрудничеству с педагогами ДОУ.

Мною наработаны различные формы взаимодействия с семьей, например консультации, семинары, родительские собрания, совместное проведение праздников и развлечений и др. Все они дают определенный эффект. Однако, я убедилась, что этого недостаточно, мало убедить родителей в необходимости музыкального воспитания ребенка в семье, я поняла, что важно еще обучить их наиболее доступным методам организации этой работы (например, рассказать, как создать музыкальную среду, с какого возраста и как начинать слушать с детьми музыку, какую музыку слушать предпочтительнее, какие музыкальные игрушки и инструменты приобретать или делать своими руками, как организовывать детский праздник, как создать музыкальный «музей» дома и др.)

С целью музыкального просвещения родите­лей мы организуем проведение родитель­ских собраний (круглые столы), дней открытых дверей, индивидуальных кон­сультаций, а также организацию обрат­ной связи, анкети­рование, информирование родителей через «Уголок для родителей», создание фотоальбомов «Моя семья», проведение выставок книг по музыкально-эстетическому воспита­нию (подборки педагогической и пси­хологической литературы).

Чтобы приобщить родителей к совмест­ной музыкальной деятельности, мы с воспитателями проводим открытые музыкальные занятия для родителей, праздники и развлечения родителей с детьми, вы­ставку работ ребенка и его родителей на тему «Рисуем музыку», лучший самодельный детский музы­кальный инструмент.

Опыт показывает, что благодаря объединению усилий педагогов нашего детского сада и родителей, их личному участию в некоторых сторонах педагогического процесса, использованию ими методических материалов и педагогических рекомендаций, аудио и видеозаписей, имеющихся в детском саду, работа по музыкальному воспитанию детей в целом и развитию их творческих способностей становится более успешной.

3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования.

Среда социума значительно отлича­ется от среды ДОУ и семьи. Поэтому мы строго соблюдаем принцип цело­стности при организации этой среды. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования направлена на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения. В нашем ДОУ часто организуются концерты воспитанников музыкальной школы и школы искусств, спектакли кукольного и драматического театров и т.п.).

Информационный фактор предусмат­ривает согласование педагогами и родителями воз­можностей использования социума в музыкальном воспитании детей. Так, му­зыкальные произведения, с которыми наши дети встречаются в филармонии, театре и др., должны быть им знакомы - они уже слушали их в ДОУ и семье. Это дает детям возможность получить удоволь­ствие от встречи со знакомыми произ­ведениями и более активно и совершен­но осознанно стремиться к посещению концертных залов (большой социум) и музыкальной школы (малый социум).

Особенность социального фактора состоит в том, что дети знакомятся с профессиональными музыкантами, с людьми, заинтересованными в музы­кальном просвещении детей. Этим от­личается и эмоциональный фактор. Ув­леченность профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать ее как мощный фактор стимулиро­вания творческой активности детей. Использование возмож­ностей социальной среды способствует личностному росту детей - развитию их му­зыкальности в целом, художе­ственной и общей культуры, творческого воображения.

Таким образом , музыкальная среда как средство приобщения ребенка к музыкальной культуре и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального воспитания детей и составляющих их блоков.

При организации му­зыкальной среды я, как музыкальный руководитель беру на себя ведущую роль, выполняя различные педаго­гические функции:

  • проводить диагностику среды и личност­ных качеств детей (музыкаль­ность, креативность, эмпатийность);
  • организовывать музыкально-образовательный процесс;
  • консультировать воспитателей и родителей по вопросам музыкального воспитания.

Для музыкального воспитания детей в нашем дошкольном учреждении правильно организованная музыкальная среда стала средством развития личности ребенка.

Список литературы

1. Новосёлова Л.В. – «Развивающая предметная среда», М. Просвещение, 1997 г.

2. Костина Э.П. – «Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста», М., Камертон г.

3. Костина Э. «Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка» // «Дошкольное воспитание» № 11-12, 2006 г.



Статьи по теме: