Актуальные вопросы о посте в рамадан. Вопросы, связанные с постом

Начатый и по каким-либо причинам нарушенный день поста должен быть возмещен. Что касается нарушения поста в месяц Рамадан, то, в зависимости от вида нарушения, может одновременно потребоваться «када» (возмещение) и «каффарат» (искупление) , или же только возмещение.

Лексическое значение арабского слова «када» – выполнение чего-либо. В терминологии шариата это слово, помимо лексического, имеет значение «возмещение кем-либо не выполненного во время или начатого, но нарушенного поклонения, такого, как намаз, хадж или пост, осуществляемое в другое время» .

Лексическим значением слова «каффарат» является «укрытие, стирание» . В терминологии шариата это слово означает определенный набор действий, установленных Всевышним Аллахом, к которым прибегает человек с целью заслужить прощение Аллаха за некоторые совершенные грехи и ошибки.

Каффарат (искупление) за пост в Рамадан требуется в том случае, если человек без каких-либо уважительных причин, сознательно и по собственной воле нарушил начатый пост. В случае нарушения других постов вне месяца Рамадан каффарат не требуется.

Каффаратом (искуплением) за пост является освобождение раба, или соблюдение непрерывного поста в течение двух лунных месяцев, или кормление шестидесяти бедняков. Но вместо еды можно выплатить ее стоимость. Наряду с кафаратом необходимо также сделать покаяние и иметь твердое намерение не совершать подобного греха в будущем.

Шестидесятидневный пост, соблюдаемый в качестве каффарата, должен соблюдаться непрерывно, поэтому, если будет пропущен хотя бы один день, этот пост необходимо начать сначала.

За несколько дней поста, нарушенных в одном Рамадане или нарушенных в разные годы, достаточно одного искупления.

Теперь, после того как мы ознакомились со значением понятий «када» и «каффарат», перейдем к рассмотрению того, что нарушает, и того, что не нарушает пост. Действия, нарушающие пост будут рассмотрены в двух разделах:

первый – это действия, за совершение которых требуется возмещение и искупление;

второй – это действия, за совершение которых требуется только возмещение.

1. Действия, требующие «када» (возмещения) и «каффарат» (искупления):

Сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто нарушит пост месяца Рамадан без уважительной причины, установленной Аллахом, не сможет возместить его, даже если весь год проведет в посте» (Абу Дауд, Сыям, 38).

Действия, входящие в эту категорию можно разделить на две группы:

а) Вступление в интимную связь

Вступление в интимную связь во время поста требует от обеих сторон возмещения и искупления. По этому поводу передается следующий хадис от Абу Хурайры (радыйаллаху ‘анху):

«Однажды мы сидели вместе с Посланником Аллаха, как вдруг к нам подошел один человек и сказал:

О Посланник Аллаха! Я погиб!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил:

Что случилось?

Я вступил с женой в интимную связь во время поста, - ответил тот. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил:

- Можешь ли ты держать пост два месяца подряд?

Нет, - ответил человек.

Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил:

- Можешь ли ты накормить шестьдесят бедняков?

Человек снова ответил:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) ничего не ответил ему. Прошло некоторое время, мы обсуждали происшествие, как вдруг вышел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) с корзинкой, полной фиников, и спросил:

- Где тот человек, который спрашивал меня?

Человек сказал:

Я здесь.

Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) сказал ему:

- Возьми это и раздай как садака.

В ответ человек сказал:

О Посланник Аллаха! Разве есть кто-то беднее меня? Клянусь Аллахом, в долине Медины нет более бедной семьи, чем моя.

В ответ на это Посланник Аллаха рассмеялся, так, что стали видны его зубы, а затем сказал:

Тогда возьми финики и угости ими свою семью.

(Бухари, Саум, 30; Хиба, 20; Нафака, 13, Каффарат, 2-4; Муслим, Сыйам, 81; Абу Дауд, Тахара, 123, Саум, 37; Тирмизи, Саум, 23).

Все мазхабы единодушны в отношении того, что интимная связь нарушает пост и требует как возмещения, так и искупления. Доказательством для всех служит этот хадис. В вопросе каффарата не существует другого доказательства, кроме этого хадиса.

б) Употребление пищи или того, что к ней относится.

Понятие «пища» включает в себя все виды продуктов питания, как готовых к употреблению, так и сырых; все виды сырого или сушеного мяса и мясную продукцию; все виды овощей и фруктов, а также зерновых, и те продукты, которые получены путем их переработки.

По мазхабу Ханафи, человек, нарушивший пост, употребив пищу или питье, подобен тому человеку, который нарушил свой пост, вступив в интимную связь.

2. Действия, требующие только «када» (возмещения).

Нижеперечисленные действия нарушают пост, требуя при этом только возмещения и не требуя искупления:

  • Употребление еды или питья по ошибке.
  • Сознательное проглатывание бумаги, ваты и им подобных предметов. Проглатывание данных предметов хоть и имеет внешнее сходство с приемом пищи, но при этом не имеет цели насыщения, поэтому в данной ситуации каффарат не требуется.
  • Проглатывание воды при полоскании носа или лекарства, положенного в дупло зуба.
  • Проглатывание больших частиц еды, оставшихся между зубами (большой считается частица размером с горошину).
  • Проглатывание чего-либо размером с пшеничное зернышко, попавшего в рот извне.
  • Прием пищи утром, полагая, что время сахура еще не прошло, или вечером, полагая, что время ифтара уже пришло. В данном случае речь идет о приеме пищи по ошибке.
  • Нарушение поста по принуждению.

12. Заглатывание оставшейся между зубами пищи, если в общей массе это не равняется одной горошине.

13. Инъекция в мышцу, в вену или под кожу, но только в случае медицинской необходимости .

14. Вдыхание благовоний, даже преднамеренное .

15. Пробование пищи на вкус, без проглатывания ее .

16. Использование мазей, йода или зеленки для дезинфекции или заживления открытой раны .

Подробнее

Прикосновение

Не нарушает ли пост случайное соприкосновение с женщинами в магазине, метро и т. д.?

Портится ли пост от случайного прикосновения к противоположному полу (женщинам в моем случае)? Орик.

Нет, не портится. На действительность поста это никак не влияет.

У нас в регионе принято здороваться с девушками за руку. Это как-то влияет на пост? Нарушает ли его? Если да, то считаются ли предыдущие годы также нарушенными, вне зависимости от того, знал я о запрете или нет? Азамат.

Ваш пост не нарушен, но здороваться за руку с женщинами, девушками, которые не приходятся вам близкими родственницами, нельзя.

Я врач-гастроэнтеролог. В течение рабочего времени приходится пальпировать (ощупывать) живот пациенток. Хотел взять отпуск на время поста, но главврач не отпустил. Я придерживаюсь ханафитского мазхаба. 1. Портит ли подобное тахарат (омовение)? 2. Не портит ли это пост? Айрат.

1. Нет. По мнению ученых ханафитского мазхаба (обоснованному достоверными хадисами), состояние ритуальной чистоты в вашем случае не нарушается.

2. На пост это никак не влияет.

Посещение стоматолога

Нарушится ли пост, если мне запломбируют зуб? Galymzhan.

Нет, не нарушится.

Мне на 5-й день Рамадана пришлось прервать пост из-за того, что нужно было лечить зуб. Сейчас все нормально. Можно ли мне продолжить пост?

Да, обязательно.

Можно ли во время уразы ходить к стоматологу? Стоматолог этот сам держит пост и читает намаз. Он утверждает, что можно ходить и лечить зубы. У меня больные зубы, но не хотелось бы портить пост, и в то же время мучает зубная боль! Как мне быть?

И уколы анестезии нарушают ли пост? Кайрат.

Ходить к стоматологу можно. Больные зубы лечить нужно. Анестезию делать можно.

Нарушается ли пост при использовании местного наркоза во время лечения зуба или при установке брекетов? Зарина.

На пост это никак не влияет.

Посещение гинеколога

1. Можно ли во время поста посетить женщину-гинеколога? Откладывать визит не хочется, так как мы планируем завести ребенка. Каждая процедура, которую мне, возможно, надо будет провести, откладывает зачатие ребенка на месяц.

2. Нарушит ли мой пост осмотр гинеколога (анализ, УЗИ, процедура, обработка)? Зарема.

Сон

Скажите, пожалуйста, не нарушается ли пост, если целый день спать и вставать только на намаз? У меня отпуск. Расул.

Пост не нарушается, но малоподвижный образ жизни губителен для человеческого тела и мозга.

Я вчера проспал очень долго, проснулся за два часа до ифтара. Это пост не нарушает? Алибек.

Это не нарушает пост, но советую ввести строгий режим сна и бодрствования вне зависимости от того, выходной это день или рабочий. При такой дисциплине ваша работоспособность повысится, а иммунная система укрепится.

Я работаю в ночную смену, днем отдыхаю. Поэтому часто пропускаю молитвы, хотя потом их восстанавливаю. Это допустимо? И как мне быть в месяц Рамадан? Р., 20 лет.

Если вы свободны днем, то не вижу причины, по которой вам приходилось бы пропускать молитвы-намазы. То же касается и поста. Кстати, сон не нарушает поста.

Человек, соблюдающий пост, работает в ночную смену, а днем спит. Получит ли он такое же вознаграждение, как и тот, который активен днем? Лена.

Если у него именно такой график работы, то — да, конечно. Напомню лишь, что спать более 8-9 часов в сутки вредно, как и менее 7.

Спреи, капли и ингаляторы

У меня аллергия вот уже 2 года, чешутся глаза, и частенько забивается нос, поэтому я пользуюсь каплями в нос. Я читал, что капли в нос нарушают пост, так как они проходят через горло. Но я все равно соблюдаю пост, поскольку, думаю, все зависит от намерения. Ведь даже если капли проходят через горло, моя жажда от этого не утоляется. Улан.

Вы правы. Капли не нарушают действительность поста.

Можно ли во время поста (днем) пользоваться каплями в нос (в рот они не попадают), а также делать ингаляции? Аиша.

Скоро священный месяц Рамадан, а у меня началась аллергия — чихаю, нос закладывает и т. п. Могу ли я во время поста пользоваться спреями, каплями для облегчения дыхания? Айбек.

У меня во время поста насморк, мне приходится постоянно высмаркиваться, и я пользуюсь спреем для носа. Я не болею, чувствую себя нормально, и держать пост мне совсем не трудно. Но у меня возникли сомнения. Нарушает ли насморк мой пост? Лиля.

Нет, не нарушает.

Кровь

Скажите, пожалуйста, если я случайно порезала палец и текла кровь, был ли мой пост нарушен?

С постом это никак не связано. Пост не нарушен.

Правда ли, что кровь нарушает пост? Например, порезался случайно или берут кровь из пальца для анализов. Ибрагим.

Нет, неправда.

Портится ли пост при сдаче крови? Зайнаб.

Сдача крови не нарушает поста.

Косметика

Можно ли во время поста использовать бальзам для губ? Губы сильно сохнут.

Можно, если вы его не едите. Уверен, бальзам для губ не относится к продуктам питания.

Можно ли красить губы, если я держу уразу? Мавзуна.

Да, можно.

Можно ли пользоваться лосьоном для лица на основе салицилового спирта во время поста? L.

Охота

Разрешена ли охота во время месяца Рамадан? Рамиль, 29 лет.

Да, если есть соответствующее разрешение от госорганов.

Во время месяца Рамадан открывается сезон охоты на водоплавающую дичь. Можно ли идти на охоту или лучше воздержаться? Ф.

Инъекции (уколы, капельницы)

Не нарушается ли пост, если делать внутримышечные инъекции по два раза в день? Рашид, 22 года.

Нарушают ли пост внутримышечные и внутривенные инъекции?

Нет, если есть на то медицинская, врачебная необходимость.

Нарушает ли пост принятие медицинского раствора в вену посредством капельницы?

Если присутствует медицинская необходимость в процессе лечения, тогда пост не нарушается. Если же раствор питает организм витаминами, являясь общеукрепляющим, и используется именно с этой целью, тогда следует воздержаться.

Разное

Можно ли в Рамадан пить биологически активные добавки (БАД)? Альмира.

После захода солнца и до зари — можно, если они не содержат ничего явно запрещенного (харам).

Можно ли во время Рамадана постящейся вязать? Залина.

Да, конечно.

Можно ли прокалывать уши во время поста? Ayna.

Можно ли постригаться во время уразы? Артур.

Могу ли я во время поста стричь и красить волосы? Диана.

Можно ли во время уразы играть в карты? Талгат.

Зачем? Прочитайте, например, книгу Глеба Архангельского «Тайм-драйв» (либо прослушаете ее аудиовариант) и начните относиться ко времени более ответственно.

Игра в карты не влияет на действительность поста.

Можно ли чистить уши во время поста? Елена.

Да, конечно.

Можно ли глотать мокроту во время уразы?

У меня начальная стадия гайморита, соответственно постоянно заложен нос. Носовая слизь проходит в глотку, и это неконтролируемо! Я надеюсь, мой пост не нарушается из-за этого.

Пост не нарушается. А для профилактики гайморита необходимо больше двигаться — как минимум один километр утром и один километр вечером — и активно при этом дышать.

Если мне через нос попал песок в носоглотку и я его проглотил (не специально, находился в пыльном помещении), нарушен ли мой пост? Султан.

Нет, не нарушен.

Разрешено ли принятие лекарств после захода солнца в Рамазан?

Да, конечно.

Чего нельзя делать во время поста? Недавно услышала, что пост нарушается, если человек почешет ухо. Чего еще нельзя делать? И как надо открывать пост (разговляться)? Надо ли брать малое омовение? Сейрана.

1. Чесание уха никак не влияет на действительность поста.

2. Нет никакой необходимости в малом омовении перед разговением.

1. В середине августа должен вернуться из отпуска уролог, у которого я обследуюсь, мне нужно идти к нему на прием. Считается ли нарушением поста, если он будет проводить мне физиопроцедуры? Также, скорее всего, будут выписаны различные антибиотики. Можно ли их употреблять во время поста или пост не зачтется?

2. Нарушит ли пост гастроскопия (обследование желудка посредством введения в него трубки)? Аслан.

1.Соблюдая пост, вы не сможете употреблять лекарства в дневное время. Советую вам начать лечение (прием лекарств) по завершении месяца Рамадан. Что касается физиопроцедур, то это не влияет на действительность вашего поста.

2. Нет, гастроскопия не нарушит пост.

Нарушается ли пост, если на пасеке во время работы с пчелами меня ужалит пчела? Пчелиный яд содержит 600 полезных микроэлементов. Инсаф.

Пост не нарушится.

Можно ли во время Рамадана обниматься с девушкой, на которой намереваешься жениться? Можно ли целоваться с ней? Не нарушит ли это пост? А.

До свадьбы (никяха) — нельзя, ни во время Рамадана, ни вне него. Но пост это не нарушит.

Случаи нарушения поста

Может ли нарушить пост прием лекарства (таблетки) без воды? Мадина.

Да, это нарушит пост.

Моя мама принимает лекарство от сахарного диабета. Можно ли держать пост, принимая таблетки?

Нет, нельзя.

Меня укусила оса, и было необходимо немедленно принять две таблетки преднизолона. Я не знал, что таблетки нарушают пост. Следует ли мне восполнить этот день? Марсель.

По завершении месяца Рамадан и дня праздника Ураза-байрам восполните нарушенный пост один к одному.

В первый день поста я поел сухур по незнанию и непониманию до восхода солнца, а не до рассвета. Прочитав о посте на вашем сайте, я осознал ошибку и повторять ее не собираюсь. Будет ли принят мой пост за этот день и стоит ли мне сделать када (восполнить его), так как я поел не в то время? Айнур.

Восполните один к одному после месяца Рамадан в удобное для вас время, например в выходной день.

Является ли курение кальяна харамом и можно ли курить кальян в Рамадан?

Курение кальяна запретно (харам) как в Рамадан, так и в любое другое время. Прочитайте об этом соответствующий материал в моей книге «Мужчины и Ислам».

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто нарушил пост по забывчивости, тот не восполняет его, и нет на нем искупления. [То есть вспомнив о соблюдаемом посте, человек прекращает действие, нарушающее пост, и продолжает поститься. Пост его не нарушен]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 517, хадис № 8495, «сахих».

Данный хадис касается всех трех упомянутых пунктов. Подробнее см., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 574.

«Кто по забывчивости начал есть или пить, тот завершает пост [в этот день]. Поистине, Всевышний накормил и напоил его [то есть пост не нарушен, а отмечен Господом]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574, хадис № 1933.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1731; аш-Ша‘рави М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аль-Фатх, 1999. С. 115; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 2. С. 72.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 270, хадисы № 2378 и 2379, оба «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 184, хадис № 1678, «сахих»; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

Достоверно известно, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание во время поста». Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. имама аль-Бухари. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 576, хадисы № 1938 и 1939; Имам Малик. Аль-муватто. Каир: аль-Хадис, 1993. Гл. 18. Ч. 10. С. 247, хадисы № 30-32; то же. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 232, хадисы № 662-664.

Мисвак — палочка, которая заменяет зубную щетку и пасту одновременно.

Достоверно известно, что Пророк пользовался мисваком во время поста. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329.

От использования зубной пасты во время поста можно воздержаться. Бо льшая часть ученых говорит, что попадание ее в желудок нарушает пост. Если человек воспользуется ею, то необходимо быть осторожным, не глотать. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329, 330; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 112.

Подробнее об этом смотрите в материале «Гигиена полости рта во время поста».

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1731; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 97, 98.

Имам аль-Бухари приводит в своем своде хадисов несколько случаев из жизни сподвижников и представителей следующего после них поколения о том, что они проводили различные водные процедуры во время поста. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573.

Подробнее об этом смотрите в материале «Полоскание рта и душ во время поста».

Преднамеренное вдыхание табачного дыма, то есть курение сигарет, кальяна, нарушает пост. Подробнее о допустимости курения сигарет и кальяна с точки зрения мусульманских канонов читайте в моей книге «Мужчины и Ислам» либо на сайте сайт.

В случае очевидного проглатывания крови или лекарств пост нарушается. Исключением могут быть случаи попадания вместе со слюной в гортань, пищевод того, что крайне незначительно, что ближе к мнительности, нежели к явному заглатыванию крови или лекарства.

Самостоятельное вызывание рвоты, при котором ротовая полость заполняется рвотной массой, а также преднамеренное заглатывание рвотных выделений нарушают пост. В этом случае необходимо будет его восполнить. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1676, «сахих».

Подробнее об этом смотрите в материале «Рвота во время поста».

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 107, 109, а также. Т. 2. С. 89.

Что касается клизм, то во всех случаях они нарушают пост. Так считает большинство. См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 108.

Упомяну все же, что есть обоснованное мнение крупных и уважаемых имамов, таких как Ибн Хазма, Ибн Таймийя и других, о том, что клизмы не нарушают пост. В исключительном случае можно, полагаю, воспользоваться и этим мнением. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 136, 137. Основанием для данного мнения является то, что запрет во время поста касается еды и питья, которые поступают через гортань в желудок, а потому нет смысла запрещать то, что поступает в человеческий организм иными путями.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 103, а также. Т. 2. С. 88; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

Подробнее об этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 192, 193.

См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 108.

Чаще всего применяются два вида свечей: вагинальные и ректальные. Первые из них обычно используют для лечения различных болезней женских половых органов. А свечи, предназначенные для введения в прямую кишку, можно разделить на две группы. К первой группе относят те свечи, которые действуют в месте введения. Они могут обладать, к примеру, противогеморройным эффектом. Вторая группа включает свечи, являющиеся как бы заменителями таблеток. То есть лекарственные вещества из них всасываются, поступают в кровь и оказывают влияние на весь организм. Одно и то же вещество, выпускаемое в таблетках и в свечах, проходит по организму разными путями. На лекарство, попавшее в желудок и кишечник, действует множество пищеварительных ферментов. А лекарство, попавшее в прямую кишку, всасывается сразу в кровь, минуя печень, ему не приходится «проходить» через весь пищеварительный тракт. См.: https://health.sarbc.ru/lechebnye-svechi.html.

См.: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 93; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

Основанием для данного мнения является то, что запрет во время поста касается еды и питья, которые поступают через гортань в желудок, а потому нет смысла запрещать то, что поступает в человеческий организм иными путями.

См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305.

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 194, 195; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 109; аль-Буты Р. Машурат иджтима‘ия [Советы людям]. Дамаск: аль-Фикр, 2001. С. 39.

См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 51; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 103, а также. Т. 2. С. 88; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 107, 109, а также Т. 2. С. 89; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

Хвала Аллаху.

Всевышний Аллах заповедал поститься самым совершенным образом и в соответствии с совершенной мудростью. Он приказал постящемуся соблюдать умеренный вид поста, который не вредит человеку, и во время которого человек не употребляет (не совершает) деяний, нарушающий пост.

Поэтому, действия, нарушающие пост, бывают двух видов.

К первому виду относятся те, которые опустошают человека: половой акт, намеренная рвота, менструация и кровопускание. Выход этих веществ из человеческого тела делает его слабым. Чтобы постящийся не чувствовал слабость из-за выхода этих веществ в добавок к обычной слабости, которую он испытывает из-за поста, Всевышний Аллах постановил, что эти действия портят пост. Ведь в противном случае пост человеку нанес бы вред и вышел бы за пределы умеренности.

Ко второму виду относятся те действия, которые наполняют человека: еда и питье. Если постящийся человек станет принимать пищу, то он не достигнет той цели, той мудрости, которые предполагает сам пост. См.: Маджму‘у-ль-фатауа Ибн Теймийи (Т. 25. С. 248).

Всевышний Аллах перечислил основы всех действий, нарушающих пост в Своих словах:

فَالآنَ بَاشِرُوهُنَّ وَابْتَغُوا مَا كَتَبَ اللَّهُ لَكُمْ وَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمْ الْخَيْطُ الأَبْيَضُ مِنْ الْخَيْطِ الأَسْوَدِ مِنْ الْفَجْرِ ثُمَّ أَتِمُّوا الصِّيَامَ إِلَى اللَّيْلِ

Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи (сура аль-Бакара , аят 187).

В этом благородном аяте Аллах упомянул основу действий, нарушающих пост, - принятие пищи, питье и половой акт. Остальные виды действий, нарушающие пост, перечислил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в своей Сунне.

Действий, нарушающих пост, семь:

1. Половой акт.

2. Намеренное семяизвержение.

3. Пища и питье.

4. Принятие того, что играет роль пищи или питья.

5. Выход крови посредством кровопускания или подобного.

6. Намеренная рвота.

7. Выход крови из-за менструации или послеродового кровотечения.

Во-первых: половой акт.

Это самое тяжелое по греховности действие из действий, что нарушают пост.

Если постящийся намеренно совершил половой акт (генитальный контакт) днём в Рамадан, то пост его испортится, даже если семяизвержения не произошло. Этот человек должен покаяться Аллаху, завершить пост этого дня, а после возместить пост этого дня и искупить свой грех (каффара). Доказательство этому в хадисе от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что однажды к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел человек и сказал: Посланник Аллаха, я пропал! Пророк спросил его: Что же тебя погубило? Тот ответил: Я совершил половой акт со своей женой в Рамадан . Пророк спросил: Сможешь ли ты освободить раба? Мужчина ответил: Нет . Можешь ли ты поститься на протяжении двух месяцев подряд? Тот ответил: Нет . Можешь ли ты найти пищу, чтобы накормить шестьдесят бедняков? Тот ответил: Нет (аль-Бухари № 1936 и Муслим № 1111).

Искупление обязательно только в том случае, когда пост нарушен половым актом.

Во-вторых: намеренное семяизвержение.

Намерение семяизвержение при помощи руки или пр.

Доказательством тому, что рукоблудие нарушает пост, служат слова Всевышнего Аллаха, которые переданы в священном хадисе: Он (то есть постящийся) оставляет свою еду, питье и желание ради Меня (аль-Бухари № 1894 и Муслим № 1151).

Человек, который намеренно совершил семяизвержение днём в Рамадан, должен покаяться в своем поступке, соблюдать пост до конца дня и возместить этот день после.

Если же человек приступил к рукоблудию, но дело не дошло до семяизвержения, то он обязан покаяться. Однако пост его остается верным, так как семяизвержения не произошло, и поэтому он не обязан возмещать этот день. Постящийся человек должен стараться отдалиться от всего, что соблазняет его, и отгонять все непристойные мысли.

Что же касается выхода предэякулята, то, в соответствии с верным мнением, это не портит пост.

В-третьих: пища и питье.

Под этим подразумевается принятие пищи и питья, то есть попадание их в желудок через рот. А также, если пища попала в желудок через носовую полость. Это тоже считается принятием пищи и еды.

Поэтому Полощи свой нос максимально хорошо, если только ты не соблюдаешь пост (ат-Тирмизи № 788). Аль-Альбани в Сахих ат-Тирмизи (№ 631) сказал, что хадис достоверный.

Если бы попадание в желудок воды через нос не нарушало пост, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не запретил бы чрезмерность при полоскании носа.

В-четвертых: принятие того, что играет роль пищи или питья.

К этому относятся два случая.

1.Если во время поста человеку проводят вливание крови. Например, человеку провели экстренное вливание крови. В подобном случае пост нарушается, так как в кровь поступают все вещества из пищи и питья.

2. Если во время поста человеку делают питательную инъекцию, при помощи которой он может обходиться без пищи и питья. В этом случае инъекция играет роль пищи и питья, как об этом сказал шейх Ибн ‘Усеймин в Маджалис шахр рамадан (С. 70).

Что же касается инъекций, которые не замещают пищу и питье, но являются лекарственными средствами (пенициллин, инсулин или стимулирующие препараты, или прививки), то они не нарушают пост как в случае, если они вводятся внутривенно, так и в случае внутримышечного введения. Об этом сказал Мухаммад ибн Ибрахим в своих фетвах (Т. 4. С. 189). Но из предосторожности лучше сделать их на ночь.

Гемодиализ (аппарат-гемодиализатор называют искусственной почкой ), при котором из организма выводят кровь, а после очищения и добавления некоторых химических и питательных веществ (глюкоза, соли и пр.) возвращают ее в организм, нарушает пост. Подробнее в Фатауа-ль-ляджнати-д-даима (Т. 10. С. 19).

В-пятых: выход крови посредством кровопускания (ар. хиджама) или подобного.

Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Нарушается пост того, кто делает кровопускание, и того, кому его делают (Абу Дауд № 2367). Аль-Альбани в Сахих Аби Дауд (№ 2047) сказал, что хадис достоверен.

Донорство (сдача крови для другого) приравнивается к кровопусканию, так как это воздействует на тело так же, как и кровопускание.

Поэтому, постящемуся человеку нельзя становиться донором, если только это не случай крайней необходимости. Если же есть острая необходимость, то – можно, но человек, сдающий кровь, нарушает свой пост, поэтому после обязан его восполнить. Для подробной информации обратитесь к книге Ибн ‘Усеймина Маджалис шахр рамадан (С. 71).

Если у человека, соблюдающего пост, случилось кровоизлияние, то его пост остается верным. Так как это произошло не по его выбору. См.: Фатауа-ль-ляджнати-д-даима (Т. 10. С. 264).

Это касается и случаев, когда кровоизлияние происходит из-за того, что удалили зуб, или из-за раны, или если человек сдал кровь на анализ. В этих случаях пост не нарушается, так как это не является кровопусканием и не приравнивается к нему. Ведь в этом случае кровоизлияние не влияет на тело человека так, как кровопускание.

В-шестых: намеренная рвота.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Если рвота наступила непроизвольно, то не следует возмещать пост; если же рвота была вызвана сознательно, то пост необходимо возместить (ат-Тирмизи № 720). Аль-Альбани в Сахих ат-Тирмизи (№ 577) сказал, что хадис достоверный.

Ибн аль-Мунзир сказал: Все ученые единодушны в том, что пост человека, который намеренно вызвал рвоту, нарушается (Аль-мугни. Т. 4. С. 368).

Если человек намеренно вызвал рвоту при помощи пальца, или, надавив на живот, или намеренно послушал неприятный запах, или намеренно смотрел на то, что вызывает у него рвоту, то он обязан возместить пост этого дня.

Если у него расстройство желудка, то он не должен задерживать рвоту, так как это может причинить ему вред. Смотрите подробнее в книге Ибн ‘Усеймина Маджалис шахр рамадан (С. 71).

В-седьмых: выход крови из-за менструации или послеродового кровотечения.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Разве женщина, когда у неё наступает менструация, не оставляет молитву и пост (аль-Бухари № 304).

Когда женщина обнаруживает начало менструации или послеродового кровотечения, то пост её нарушается, даже если это произошло за мгновение до заката (до окончания поста).

Если же женщина чувствует, что скоро придёт менструация, но кровь появится только после заката, то пост её верен.

Если у женщины закончилась менструация или послеродовое кровотечение ночью, и она вознамерилась поститься, но не совершила полное омовение до рассвета, то большинство ученых считает пост её верным. См.: Фатху-ль-Бари (Т. 4. С. 148).

Женщине во время менструации лучше не принимать лекарства, которые предотвращают наступление менструаций, а довольствоваться тем, что предписал ей Аллах и не совершать то, что совершать в таком состоянии запретно. Пусть она подчиниться тому, что Аллах предписал ей разговляться, а после возместит пропущенные дни. Ведь так поступали матери правоверных. См. Фатауа-ль-ляджнати-д-даима (Т. 10. С. 151).

К тому же с медицинской точки зрения было доказано, что задерживание менструации причиняет вред женщине, и у многих женщин после случаются нарушения цикла по этой причине. Если же женщина примет лекарства, которые задерживают менструации, и менструации закончатся, то она считается чистой и может поститься.

Таковы все причины и действия, которые нарушают пост. Все они, кроме менструации или послеродовых кровотечений, нарушают пост, если:

· человек знал о том, что они нарушают пост;

· человек помнил и не забыл об этом;

· человек совершил эти действия по собственному выбору, а не под принуждением.

Упомянем некоторые действия, которые пост не нарушают: клизма, закапывание глазных и ушных капель, удаление зуба, лечение раны. См.: Ибн Теймийа. Маджму‘у фатауа. Т. 25. С. 233, 245.

Не нарушают пост таблетки для лечения стенокардии и пр., что ложатся под язык, если остерегаться и не глотать то, что выделяется; не портят пост гинекологический осмотр посредством рук, или зеркала, а также введение лосьона, суппозиториев и маточной спирали. Также не нарушают пост введение катетера в мочевой пузырь, или вещества для рентгена, или лекарства, или раствора для промывания мочевого пузыря. Не портят пост сверление зуба, его удаление, чистка зубов при помощи мисвака или зубной щетки, если остерегаться глотания веществ, которые достигают горла. А также полоскание рта и использование местного лечения ротовой полости, если избегать глотать то, что достигает горла. Также не нарушают пост вдыхание кислорода или анестезирующих газов, если больному не дают питательных растворов; то, что проникает в тело через кожу (крема, мази, медицинские пластыри с лекарственными или химическими веществами), введение катетера или тонкой трубки для осмотра артерий или лечения сердечнососудистых заболеваний и других болезней. Также не нарушает пост лапароскопия брюшной стенки, лечения внутренних органов или операции; взятие биопсии печени или других органов, если это не производится путем введения растворов; глотание гастроскопа, если это не сопровождается введением растворов или других веществ; а также введение каких-либо инструментов или лекарственных веществ и головной или спинной мозг.

А Аллаху Всевышнему ведомо лучше.

Для дополнительной информации обратитесь к книге Маджалис рамадан шейха Ибн ‘Усеймина, а также ознакомьтесь с брошюрой Семьдесят вопросов о посте , которая есть в разделе книг на сайте.

Пост нарушается при следующих обстоятельствах:

— съесть даже мизерное количество пищи – с кунжутное семечко или ещё меньше, если это произошло сознательно и без принуждения, и при этом человек знал, что это запрещено. А также Пост нарушается, если выпить, хотя бы каплю воды или лекарства.

Замечание : Пост не нарушается при вдыхании дорожной пыли, а также мельчайших частичек при просеивании муки или чего-то подобного, так как тяжело избежать этого. Не запрещается пробовать пищу, если при этом её не проглатывать.

— Пост нарушает если вода попадает в организм при интенсивном полоскании рта или при вдохе. Также Пост нарушается, если проглотить слюну, вышедшую за пределы рта, например, втянуть обратно и проглотить слюну с внешней стороны губ.

Если же была проглочена чистая слюна, собранная в полости рта, то Пост не нарушается.

Если человек проглотил мокроты, то по этому вопросу есть два заключения:

а) если мокрота поднялась в горле выше места произношения арабской буквы ح (Х ) и была проглочена, то Пост нарушается.

Если мокрота в носу спустилась ниже хайшум (носовая кость, которая находится у основания носа), и человек втянул ее обратно, то Пост нарушается.

б) если мокрота поднялась в горле ниже места произношения арабской буквы ح (Х ) и была проглочена, то Пост не нарушается.

Если мокрота в носу, спускаясь, не дошла до хайшума (носовой кости, которая находится у основания носа), и человек втянул ее обратно, то Пост не нарушается.

По школе имама Абу Х анифа во всех этих случаях Пост не нарушается.

— если после начала рассвета проглотить нечистую слюну, например, от дыма сигареты, выкуренной до рассвета, то Пост нарушается.

— если человека вырвало непроизвольно, и после этого он проглотил слюну до того, как очистил рот, его Пост нарушается, так как его слюна была загрязнена рвотой.

— если человек курит, то его Пост нарушается, так как мелкие частички, из которых состоит дым, при курении попадают внутрь организма.

— если дым от сигареты курящего рядом, например, в машине человека попадает в дыхательные пути постящегося, то его Пост не нарушается.

— также Пост не нарушается при вдыхании дыма благовоний, например, бахура или запаха духов.

— использование клизмы через задний или передний проход также нарушает Пост. А также нарушают Пост капли в нос или в уши в том случае, если лекарство попадает внутрь. Некоторые теологи сказали, что использование капель в уши не нарушает Пост. Применение глазных капель не нарушает Пост, также, как и инъекции подкожно или внутривенно.

— если постящийся потерял сознание, а затем снова пришел в себя, то его Пост не нарушается при условии, что он находился в бессознательном состоянии не в течение целого дня. Если же он пребывал в бессознательном состоянии от рассвета и до полного захода солнца (то есть целый день), то его Пост недействителен.

— Пост человека, у которого произошел припадок безумия, то есть сумасшествие, даже если он длился мгновение, нарушается.

— если постящийся проспал весь день от начала рассвета до полного захода солнца, то его Пост не нарушается.

— Пост нарушается, если у женщины в день Поста началась менструация или период послеродового очищения, даже если выделения появились незадолго перед заходом солнца.

— Если у постящегося была поллюция, то есть непроизвольное семяизвержение во время сна, его Пост не нарушается. Если же семяизвержение произошло в результате онанизма или при объятиях обнаженных мужа с женой, то Пост нарушается. Если же семяизвержение произошло из-за прикосновения через изолятор, например, через одежду, и при этом не было цели вызвать семяизвержение, то Пост не нарушается.

— Нарушается Пост человека, совершившего половой акт в дневное время месяца Рамадан сознательно, помня при этом, что он соблюдает Пост и его не принуждали насильно к этому, и он при этом знал, что это запрещено, даже если у него не было семяизвержения. Если он совершил половой акт, забыв, о том, что он постится, то его Пост не нарушается, и этот день не остается для него долгом. Тот, кто проснулся утром после семяизвержения в результате полового акта, совершенного ночью, и т.п., то он продолжает соблюдение Поста, а для совершает г усуль.

Жена Пророка Мух аммада, мир Ему, ‘Аиша, да будет ей милость Аллаhа, рассказала, что когда наступал рассвет и Пророк, мир Ему, был в состоянии джунуб , Он делал полное ритуальное омовение и соблюдал Пост. Это передал имам Аль-Бухарий.

Некоторые обстоятельства, при которых также нарушается Пост:

— совершение куфра без принуждения, то есть не под страхом смерти, если это было совершено сознательно, то есть не было оговоркой ; и не имеет значения, было это совершено в шутку или всерьез, или в состоянии гнева. А также независимо от того, помнил он о том, что соблюдает Пост или не помнил. Это нарушает Пост, так как не принимается поклонение от неверующего.

— семяизвержение в результате страстных поцелуев в дневное время Поста также нарушают Пост. А что касается страстных поцелуев, если это не привело к семяизвержению, то это не нарушает Пост. Но это запрещено в дневное время Поста, если человек осознавал, что это может привести к семяизвержению.

Во время Поста запрещаются, хотя и не нарушают Поста, следующие действия: наблюдение за запретным, обман, клевета, злословие. А то, что сочинили некоторые люди и говорят:

«خَمْسٌ يُفَطِّرْنَ الصَّائِمَ النَّظْرَةُ الْمُحَرَّمَةُ وَالْكَذِبُ وَالْغِيبَةُ وَالنَّمِيمَةُ وَالْقُبْلَةُ»

ложно приписывая эти слова Пророку Мух аммаду, мир Ему. Эти слова означают, что пять вещей нарушают Пост: запретный взгляд, ложь, злословие, сплетни и поцелуй.

Это не Х адис Пророка, и вышеупомянутые действия не нарушают Пост, но являются запретными, а некоторые из них, как, например, клевета, аннулируют вознаграждение Поста.

______________________________

Ароматические палочки.

Состояние, после которого нужно делать г усуль, например, после полового акта (с женой).

Оговорка в данном случае – это ошибка в словах; слово, фраза, ошибочно сказанные вместо других, нужных.

Вам может понравится

Что такое Пост

Кто такой достоверный свидетель-мусульманин, увидевший начало месяца Поста

Когда начинается и заканчивается Пост месяца Рамадан

НЕЛЬЗЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ НАЧАЛО МЕСЯЦА РАМАДАН МЕТОДОМ РАСЧЁТА

Кто обязан и кто не обязан держать Пост месяца Рамадан

При каких условиях и кому разрешено не держать Пост месяца Рамадан

Как выполняется намерение для соблюдения Поста месяца Рамадан

Что нарушает Пост месяца Рамадан

В какие дни запрещено держать Пост

Что делать тому, кто нарушил Пост месяца Рамадан без рухса (разрешения)

К сожалению, в наше время среди мусульман распространены некоторые неверные мнения относительно месяца Рамад ан. В этой статье будет дано опровержение некоторых из этих мнений.

Они не имеют подтверждений в К ур`ане или изречениях Пророка Мух аммада, мир Ему.

Сказано в Священном К ур`ане (Сура «Ан-Нах ль», Аят 116), что означает: «Не говорите, ложно измышляя от себя, это разрешено, а это запрещено».

  1. Некоторые неверно утверждают, что ночью после совершения намерения о соблюдении Поста запрещено кушать.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что пить, кушать, иметь половые отношения разрешается ночью, после намерения о соблюдении Поста.

  1. Некоторые неверно утверждают, что не принимается Пост у человека, который проспал весь день.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что Пост того, кто сделал намерение соблюдать Пост, уснул до рассвета и проснулся после захода солнца, принимается, и он не совершает грех. А, что касается совершения Намаза, то если человек не проснулся или его не разбудили, то он совершает его в качестве долга и также не совершает грех. Пророк Мух «Не отвечает за свои действия: спящий, пока не проснется».

  1. Некоторые неверно утверждают, что нельзя (нежелательно) жениться в месяц Рамад ан.

Опровержение: Исламские ученые сказали, что разрешено жениться в месяц Рамад ан и это не является нежелательным (макруhом). Разрешено посвататься и прочитать никях. А, что касается половых отношений в дневное время, то это нарушает Пост, а сознательное нарушение обязательного Поста является грехом. Половые отношения супругов после захода солнца разрешены. Если же человек боится, что не сможет удержаться от половых отношений днем, то может перенести свадьбу на более позднее время.

  1. Некоторые неверно утверждают, что заключение бракосочетание между праздниками х арам или нежелательно.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что тот, кто утверждает подобное противоречит Шари‘ату так как передал имам Муслим, что ‘Аиша сказала, женился на мне Пророк Мух аммад, мир Ему в Шауу аль (следующий месяц после Рамадана) и наша свадебная ночь тоже была в Шауу аль.

  1. Некоторые неверно утверждают, что начало и конец месяца Рамад ана можно узнать путем расчетов у астрологов.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что месяц начинается с появления молодой луны. За этим нужно вести визуальное наблюдение. Если не удастся увидеть молодой месяц, то месяц Ша‘бан считаем 30 днем.

Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал, что означает: «Держите Пост, когда увидите молодой месяц (Рамад ан), а если не смогли его увидеть, то высчитайте завершение месяца Ша‘бан тридцатым днем, и прекращайте его (Пост), когда увидите молодой месяц Шауу аль» .

Передали имамы Аль-Бухарий, Муслим и другие.

Также Пророк Мух аммад, мир Ему, говорил, что означает: «Мы община, которая не занимается расчетами дней месяца. Месяц будет так или так то есть 29 дней или 30».

  1. Некоторые неверно утверждают, что злословие нарушает Пост.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что злословие в адрес мусульманина без сомнения грех, но злословие не нарушает Пост. Сказал имам Ах мад ибн Х анбаль: «Если бы злословие нарушало Пост, то тогда не был бы принят наш Пост» то есть многие люди, даже соблюдая Пост, злословят.

  1. Некоторые неверно утверждают, что Закят оплачивается только в месяц Рамад ан.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что Закят необходимо выплачивать за имущество, которое будет в распоряжении человека в течение лунного года. Например, если имущество было в течение года от Рамад ана до Рамад ана, то в Рамад ан, если от Шауу аля то в Шауу аль и т.д. Если человек опаздывает с оплатой Закята по истечении срока без религиозного оправдания, то совершает грех.

  1. Некоторые неверно утверждают, что не принимается Пост у тех, кто не совершает Намаз.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что принимается Пост у постящегося мусульманина, пока не нарушил свой Пост (принятием пищи, питья, совершением полового акта, отступлением от Веры). Мусульманин, который соблюдает Пост и не соблюдает Намаз, совершает каждый день 5 больших грехов из-за того, что не совершает Молитву, но его Пост действителен.

  1. Некоторые неверно утверждают, что если человек нюхает цветы, то его Пост нарушается.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что если нюхать цветы, благовония и любые запахи, это не нарушает Пост, так как ничего имеющего объем не попадает вовнутрь через открытые отверстия в теле.

  1. Некоторые неправильно поступают, делая сах ур (принимая пищу и питье) в первую половину ночи.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что время сах ур наступает во второй половине ночи. Поэтому тот, кто хочет получить благословение от этого времени сах ур необходимо сделать в это время. Можно выпить хотя бы глоток воды.

  1. Некоторые неверно утверждают, что проглатывание слюны нарушает Пост.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что проглатывание чистой слюны из полости рта, не нарушает Пост. А кто полагает, что проглатывание чистой слюны (ни с чем не смешанной) нарушает Пост, попадает в неверие (куфр) . Потому что в этом мнении, не соответствующем религии, есть осложнения для мусульман. Поэтому некоторые несведущие люди постоянно плюются, боясь проглотить свою чистую слюну.

  1. Некоторые неверно утверждают, что удаление зубов нарушает Пост.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что удаление зубов не нарушает Пост, если человек сознательно не проглатывает кровь, даже если малое количество. А кто проглотил кровь случайно, то это не нарушает Пост.

  1. Некоторые поступают неправильно, прекращая Пост, основываясь на календаре.

Опровержение : Исламские теологи сказали, что время «аль-фаджр» (время начала Поста) имеет свои признаки, а время захода солнца (время окончания Поста) свои. Если человек руководствуется на Аз ане, то нужно руководствоваться Аз аном богобоязненного человека. Поэтому, кто хочет соблюдать религиозные обязанности правильно должен удостовериться во времени, чтобы его не терзали сомнения.

  1. Некоторые неверно утверждают, что нельзя поститься джунубу.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что если человек был в состоянии джунуб в течение месяца Рамад ан и при этом держал Пост, то его Пост принимается, но совершил много больших грехов, потому что он не совершал Намазы-Фард . ‘Аиша – жена Пророка Мух аммада, мир Ему, рассказывала, что когда наступал рассвет и Пророк, мир Ему, был в состоянии джунуб, после совершения полового акта с женой, Он купался и держал Пост (Аль-Бухарий).

  1. Некоторые неверно утверждают, что пять действий нарушают Пост: запретный взгляд, ложь, злословие, сплетни и поцелуй и говорят, что, якобы, это Х адис Пророка Мух аммада, мир Ему.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что эти слова не являются Х адис ом и являются ложью в адрес Пророка Мух аммада, мир Ему, но некоторые из этих действий аннулируют вознаграждение за Пост, например, сплетни – это передача разговоров с целью навредить мусульманам.

Имам Абу Дау д передал по достоверной цепочке от Анаса, да будет ему больше милости Аллаhа, что Пророк Мух аммад, мир Ему, пришел к Са‘д ибн ‘Убада, да будет ему больше милости Аллаhа. Пророку, мир Ему, принесли хлеб и оливковое масло, Он поел, а затем сказал:

«أَفْطَرَ عِنْدَكُمُ الصَّائِمُونَ وَأَكَلَ طَعَامَكُمُ الْأَبْرَارُ وَصَلَّتْ عَلَيْكُمُ الْمَلَائِكَةُ»

Это означает: «У вас завершили свой Пост постившиеся, пусть вашу пищу едят благочестивые люди и пусть Ангелы читают для вас Ду‘а!»

Имам Абу Дау д передал от Му‘аз а ибн Зуhра, что тот слышал, как Пророк Мух аммад, мир Ему, говорил во время ифтара:

«اللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَعَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ»

Это означает: «О, Аллаh! Ради Тебя я постился и принял пищу, которую Ты даровал мне»

Абу Дау д передал от Ибн ‘Умара, что Посланник Аллаhа, мир Ему, говорил завершив Пост на ифтаре:

«ذَهَبَ الظَّمَأُ وَابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ وَثَبَتَ الْأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللَّهُ»

Это означает: «Утолена жажда и тело наполнилось силой, и надеюсь на получение вознаграждения, если даст Аллаh».

Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали от Абу hурайры, да будет ему милость Аллаhа, что Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал:

«إِذَا جَاءَ رَمَضَانُ فُتِّحَتْ أَبْوَابُ الْجَنَّةِ وَغُلِّقَتْ أَبْوَابُ النَّارِ وَصُفِّدَتْ الشَّيَاطِينُ»

Это означает: «Когда приходит месяц Рамадан, открываются врата Рая и закрываются врата ада, а также главных шайтанов заковывают в цепи» .

Т альх а ибн ‘Убайдилляh, да будет ему милость Аллаhа, сказал, что когда Пророк Мух аммад, мир Ему, видел новолуние, то говорил:

«اللَّـهُمَّ أَهِلَّهُ عَلَيْنَا بِالأَمْنِ وَالإِيمَانِ وَالسَّلاَمَةِ وَالإِسْلامِ»

Это означает: «О, Аллаh! Пусть этот новый месяц будет для нас наполнен спокойствием, безопасностью, здоровьем, чтобы мы смогли сохранить и укрепить нашу Веру и чтобы лучше соблюдали требования нашей Религии».

Этот Х адис передал имам Ат-Тирмиз ий и дал ему степень «х асан» (хорошую).

Имам Муслим передал от Абу К х аммада, мир Ему, спросили о Посте в день ‘Арафат (9 З уль-Х иджа), Он ответил:

«يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ وَالْبَاقِيَةَ»

Это означает: «Это становится причиной прощения грехов за год прошлый и следующий».

Имам Муслим передал от Абу К атады, да будет ему милость Аллаhа, сказал, что когда Пророка Мух аммада, мир Ему, спросили о Посте в день ‘А шу ра ’ (10 Мух аррам), Он ответил:

«يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ»

Это означает: «Это становится причиной прощения грехов за прошлый год».

Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали от Абу hурайры, да будет ему милость Аллаhа, что Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал:

«مَنْ صَامَ رَمَضَانَ إيِمَانًا وَاحْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ»

Это означает: «Тот, кто соблюдал Пост месяца Рамадан с Верой, искренне (с надеждой получить вознаграждение от Аллаhа) и правильно, тому прощаются прошлые грехи».

Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали от ‘Аиши, да будет ей милость Аллаhа, что Пророк Мух аммад, мир Ему, делал и‘тикяф в последние десять дней месяца Рамадан, и так Он поступал до самой смерти. После Его смерти Его жены также делали и‘тикяф.

‘Аиша, да будет ей милость Аллаhа, сказала, что обратилась к Пророку Мух аммаду, мир Ему: «О, Посланник Аллаhа! Если я пойму, что настала ночь Аль-К адр, что мне тогда читать?», на что Он ответил: «Скажи:

«اللَّهُمَّ إِنَّكَ عُفُوٌّ كَرِيمٌ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي»

Это означает: «О, Аллаh! Воистину, Ты Прощающий и Милостивый, любишь прощать, даруй мне прощение!» .

Этот Х адис передал имам Ат-Тирмиз ий и дал ему степень «х асан» и «с ах их » (хорошую и достоверную).

____________________________________

И‘тикяф для мужчин – это неотлучное нахождение в мечети с намерением ради Аллаhа, а для женщин и‘тикяф выполняется дома там, где выделено место для Намаза.

Для принятия поста существуют четыре условия: поститься необходимо целый день; постящийся должен быть мусульманином (пост неверующего и отошедшего от веры (муртад) не принимается); сознательный (пост умалишённого не считается); женщина должна быть чиста от месячных и послеродовых выделений (пост, соблюдающийся в период месячных и послеродовых выделений, не считается).

Этим трём вышеперечисленным пунктам условие сохранения поста на целый день необходимо, поэтому в световой день, в каком бы малом промежутке времени человек не являлся муртадом, умалишённым, в месячных или в послеродовых выделениях, пост их нарушается.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка"
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан
Рамадан - месяц Корана
Как вести себя в месяце Рамадан?

Хоть малое время светового дня должно пройти трезво (пост человека, который целый день прошёл в пьяном состоянии или без сознания, не засчитывается). Но пост того, кто целый день проспал, считается, потому что он может проснуться, если его разбудить. Имам ар-Рамали говорит: «Если часть дня человек будет нетрезв или без памяти, то это не помешает посту» . В «Шархулиршаде» Ибн Хаджар и Ибн Касим говорят, что если не по своей вине (силой влив в рот) человек целый день будет пьян или без сознания, то пост его не нарушается.

Действия, нарушающие пост

Действия, нарушающие пост, делятся на несколько групп.

Рвота. От произвольной рвоты пост нарушается, если даже уверен, что назад в горло ничего не вернулось. Некоторые алимы говорят, что если убеждён в непопадании обратно в горло чего-либо, пост не нарушается. Если мы, не сполоснув рот, проглотим слюну, пост нарушается, ибо рвотные массы относятся к наджасе (нечистотам). Если же непроизвольно вырвать, пост не нарушается, но рот нужно сполоснуть. Подобна рвоте и отрыжка. Если при добровольной отрыжке из желудка в ощутимое место рта что-то попадает, то его пост нарушается. Ощутимым местом рта считается место, откуда мы выговариваем букву «х». Это по мнению имама Рафии. А имам ан-Навави говорит, что место, находящееся перед тем местом, где выговаривается буква «х», считается ощутимой частью рта. Последнее пояснение считается достоверным. Если при самопроизвольной отрыжке что-то попало в рот, пост не нарушается, но рот нужно сполоснуть и очистить от нечистот (наджаса).

Если нечаянно в горло попадёт муха и имеется опасность вреда от неё, её (муху) можно вывести, а при обязательном посте этот день нужно возместить. Подобно этому и вырывание по указанию врача в лечебных целях. Вырывать можно, но при обязательном посте нужно возмещать. Пост нарушается, если добровольно вырвать хоть немного. Если мы отхаркаемся добровольно и оно выходит из горла, то пост нарушается. Харканье, вызванное из верхних ноздрей, и которое, не попав в рот, попадёт в горло, пост не нарушает. Любое харканье нужно выплюнуть, но если при отсутствии возможности выплёвывать проглотить, пост не нарушается. Если при наличии возможности выплюнуть мокроту она всё же попадёт внутрь, по достоверному слову, пост нарушается (имам ар-Рамали, «Шархуль Минхадж»). Имам аль-Газали пишет: «Если человек проглотит мокроту, исходящее из горла или лёгких, пост его не нарушается, если он его не вернёт со рта назад. Если со рта вернёт назад, т. е. проглотит, пост его нарушается» .

Половое сношение. Пост нарушается у обоих лиц, совершивших половой акт независимо от того, произошло семяизвержение или нет. Пост того, кто ночью, переспав с женой, не успел совершить полное омовение до рассвета, не нарушается. Если по забывчивости о посте совершит близость с женой, тоже не портится пост. Но если у человека при мыслях о близости и обозрении происходит семяизвержение, от этих обоих действий пост нарушается. Также нарушается пост у того, кто, зная о семяизвержении, повторным обозрением вызвал его. Если происходит семяизвержение при касании полового члена, тоже пост нарушается. Если при почёсывании чесотки на половом члене происходит семяизвержение, пост не нарушается. Если от возбуждения после поцелуя жены произойдёт семяизвержение, пост нарушается.

Вызывание полового возбуждения. Греховно делать что-либо, что возбуждает человека во время поста. Если даже он и не возбуждается, все равно лучше не совершать этих действий. Подобно поцелую, рассматривание и мысли об этом, т. е., половое возбуждение греховно, если и не нарушается пост. При половом возбуждении человек не застрахован от семяизвержения или полового сношения. По мазхабу имама Малика, постящемуся запрещается (харам) целовать жену, по другим мазхабам, если выйдет не семя, а жидкость, по трём мазхабам пост не нарушается, а по мазхабу имама Ахмада – нарушается. Если при страстном рассмотрении произойдёт семяизвержение, по трём мазхабам пост не нарушается, а по мазхабу имама Малика – нарушается. А если по незнанию в тело войдёт предмет, пост не нарушается у того, кто только принял ислам или вырос вдали от алима, т.е., незнание как оправдание рассматривается только у таких людей.

В понятие внутренность тела входят горло, мозг, кишечник, мочевой пузырь, прободение живота, раскрытие черепа, ушное отверстие, отверстие на молочной железе (грудь), переднее или заднее отверстия.

От курения тоже пост нарушается. От того, что дым сожжённого для благовония предмета дойдёт через нос до мозга, пост не нарушается. Также не нарушается, если от соприкосновения языка с чем-либо вкус дойдёт до горла, но от того предмета не отделится ничего. При закапывании капель в ухо и употреблении нюхательного табака пост нарушается.

От проникновения в половые органы или задний проход пальца, или другого предмета тоже пост нарушается. От введения в отверстие молочных желез (груди) иголки или спичечной палочки пост нарушается, также портится и при введении этих предметов в половой член мужчины.

Границей, нарушающей пост для вышеперечисленных органов, является: для ушей – место от сужения и внутрь; носа – начало верхней кости; мужского полового члена – от места, которое выявляется при движении, для женского полового органа и заднего прохода – место, глубже того, что положено вымыть при обязательном мытье и подмывании.

Мужчине и женщине при подмывании нужно остерегаться проникновения хоть и малой части пальца вовнутрь. Если геморрой самостоятельно или пальцами вернуть внутрь, пост не нарушается. Пустотами тела не считаются костный мозг или внутренняя часть ляжек. От проникновения по ним чего-то вовнутрь пост не нарушается. Если снаружи вовнутрь что-то проникнет по нетрадиционным путям, пост не нарушается. Например, если по отверстиям на коже или из-под корней волос проникнет что-либо внутрь, пост не нарушается. Если вкус от лекарства или сурьмы на глазах дойдёт до горла и этим изменится цвет слюны или харканья, пост не нарушается, так как это дошло до горла не по открытым наружным путям. Но если мы проглотим слюну с изменившимся цветом или вкусом, пост нарушается.

По мазхабам имамов аш-Шафии и Абу Ханифы накладывать сурьму на глаза постящемуся не воспрещается, а по мазхабам имамов Малика и Ахмада – порицается (макрух), по их мнению, если вкус этой сурьмы дойдёт до горла, пост не нарушается.

Мухаммад Хаджар в «Хашияте Фатхуль аллам» пишет: «Равно как не портит пост проникновение через кожу вовнутрь чего-либо, не портят пост и уколы внутримышечные и внутривенные» .

Для нарушения поста по всем этим вышеперечисленным случаям нужно, чтобы всё происходило добровольно, по собственному желанию. Если эти правила будут нарушены по забывчивости или под принуждением, пост не нарушается. Также пост не нарушится, если эти действия совершит новообращённый мусульманин или тот, кто находится вдали от алимов и не имеет возможности для переезда к ним, и совершит их по незнанию, или большинство вопросов, нарушающих пост, бывают нераскрыты для большинства простолюдинов и совершают они эти действия по незнанию.

Ибрагим Уллугаев



Статьи по теме: