1 современные ученые считают труды созданные естествоиспытателями. Великие естествоиспытатели, которые совершили всемирные открытия

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Хотя современные учёные и считают труды естествоиспытателей, созданные в периоды Средневековья и Античности, «ненаучными», они не правы: эти труды соответствуют самым строгим критериям научности.

2) Несмотря на то, что работы античных и средневековых учёных не соответствуют строгим критериям научности, выдвигаемым современными учёными, историки науки сегодня всё чаще включают эпохи Античности и Средневековья в зону своих интересов, признавая ценность исследований тех периодов.

3) Знаменитые учёные Античности и Средневековья, в том числе Аристотель, Аль-Бируни и Р. Бэкон, стоят у истоков современной естественно-научной мысли.

4) Осознавая значимость работ античных и средневековых естествоиспытателей, историки науки включают в сферу своих исследований труды тех эпох, хотя, по мнению современных учёных, такие работы не соответствуют критериям научности.

5) Научной революции XVI–XVII веков предшествовали такие важные процессы, как зарождение естественных наук в эпоху Античности и разработка современных научных методов в эпоху Средневековья.

(1)Современные учёные считают труды, созданные естествоиспытателями до так называемой научной революции, которая произошла в XVI–XVII веках в Западной Европе, несоответствующими строгим критериям научности. (2)<…> достоверные и крайне ценные для человечества исследования окружающего мира мы можем найти уже в античные времена, например в работах Аристотеля, а основы естественно-научной методологии были разработаны в Средние века целым рядом выдающихся учёных, в том числе Роджером Бэконом и Аль-Бируни. (3)Понимая всю значимость проделанной в прежние времена работы, специалисты по истории науки в последнее время всё чаще включают период Античности и Средневековья в сферу своих исследований.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Между тем

В частности,

Кроме того,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЯД. Определите, в каком значении это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому

значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РЯД, -а, м.

1) Линия ровно расположенных однородных предметов. Р. домов.

2) Совокупность каких-н. явлений, следующих или расположенных в определённой последовательности. Р. поколений.

3) Некоторое, немалое количество чего-н. Р. случаев.

4) Состав, среда. В рядах армии.

4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

закУпорить

загнУтый

пОгнутый

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Всадник для порядка пустил ещё несколько стрел и, оставив после себя клубы пыли, скрылся за ЛЕСИСТЫМ холмом.

Направьте увлечение подростка в ПРАКТИЧЕСКОЕ русло: предложите ему записаться на курсы или в кружок − эти знания наверняка пригодятся ему в будущем.

В тот день ко мне подошёл устроитель концерта, пожал руку и вручил БЛАГОДАРНОЕ письмо от администрации.

ДЛИТЕЛЬНОЕ время (примерно 200 лет) историки и лингвисты полагали, будто единый центр расселения славян находился в среднем Приднепровье.

Если не принять мер, этот ЗЛОСТНЫЙ сорняк очень быстро распространится по всему саду.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЛЯГТЕ(на пол)

ИХ работа

горячие СУПЫ

ШЕСТЬЮСТАМИ учениками

поделить НАПОПОЛАМ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

1) Будучи закадычными друзьями, у Лёшки с Женькой просто не могло быть серьёзных ссор и недомолвок.

3) Благодаря стараний всей команды, нам удалось обойти главных конкурентов.

4) Принципиальное новаторство Горького состоит в том, что ни любовная, ни социальная коллизии не являются главным сюжетообразующим стержнем этого произведения.

5) Все, кто посмотрел новый фильм известного режиссёра, высказывали весьма противоречивые суждения.

6) Русский хирург и анатом Н. И. Пирогов завещал нам, что «учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное».

7) В стихотворении «Поэт» М. Ю Лермонтова аллегорически изображается кризис современной поэзии, объясняемый социальной апатией.

8) Язык - лучший показатель не только общей культуры, но и лучший воспитатель человека.

9) Поздний период творчества А.С. Пушкина можно подразделить на этапы, поскольку он представлен очень разнообразными и не похожими друг на друга произведениями.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

осл..пительный

фраз..ологический

зам..реть

предпол..жительно

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра..ширить, бе..человечный;

пр..беречь, пр..градить;

в..ётся, под..ехать;

з..ночевать, не..бозримый;

не..споримый, р..здольный.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

одол..вать

потч..вать

перекле..вать

алюмини..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

медл..щий (с решением)

(они) раскле..т (афиши)

кол..щийся (кустарник)

завис..щий (от родителей)

(они) завер..т (подпись)

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Только через семьдесят лет будут обнаружены (не)опубликованные редактором бумаги деда.

Ещё (не)распустившиеся цветки побило морозом.

Андрей, (не)доумевая, вертел пакет в руках.

(Не)говоря ни слова, лесничий взвалил на себя тяжелую корзину.

Иногда его (не)отличишь от хозяина дома.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.

Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.

Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) и с драматическим итогом любви Обломова к ней.

Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза (В)СЛЕДСТВИЕ ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.

По склонам холма РЕДКО(РЕДКО), но ВСЕ(ЖЕ) растут кусты можжевельника.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Корабли, успевшие заблаговреме(1)о укрыться в гавани, были вытаще(2)ы на берег, но и сюда докатывались рассерже(3)ые волны, и тогда широко раскачивались и плясали стройные, точё(4)ые мачты, а доски скрипели, точно готовые развалиться.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Сначала молодой человек был равнодушен и спокоен однако последние слова поразили его задели за живое.

2) Тему судьбы поколения 30-х годов в лирике М.Ю. Лермонтова можно осмыслить как в узком литературном контексте так и в широкой социальной и историко-культурной перспективе.

3) Этот генерал обладает не только военным талантом но и хорошими организаторскими способностями пользуется авторитетом в армии.

4) Сюжет романа И.А. Гончарова «Обломов» выглядит растянутым и нединамичным осложнён и нагружен параллельными сюжетными линиями.

5) Весна и лето прошли для молодых супругов и их родителей быстро и неприметно.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мать-земля родная наша (1)

В дни беды и в дни побед

Нет (2) тебя (3) светлей и краше

И желанней сердцу нет.

Помышляя о солдатской

Непредсказанной судьбе,

Даже лечь в могиле братской

Лучше (4) кажется (5) в тебе.

(А. Т. Твардовский)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Извилистые дорожки (1) плавные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Справедливость присуща лишь благородным людям.

2) Справедливость можно обосновать арифметически, так как все люди одинаковы.

3) Главная трудность заключается в том, чтобы каждый человек получал согласно справедливости.

4) Люди склонны понимать справедливость как выгодное для себя лично действие, считая других несправедливыми.

5) Прийти к согласию в понятии «справедливость» очень просто.

(1)О несправедливости говорят и пишут с древних времён - возможно, с тех пор, как человечество вообще научилось говорить и писать. (2)Что же такое несправедливость - всё ещё не ясно.

(3)Очень непросто прийти к согласию в этом вопросе, поскольку в данном случае спор ведётся с достаточной долей заинтересованности. (4)Каждый хочет, чтобы с ним обошлись «справедливо», и жалуется на «несправедливость», однако пытается так истолковать ситуацию, чтобы сразу же стала очевидной несправедливость по отношению к нему. (5)И каждый обладает достаточным самомнением, чтобы судить «справедливо» об отношении к другим людям, и совсем не замечает, что другие возмущаются его мнимой «справедливостью». (6)Так проблема искажается страстями и окутывается предрассудками. (7)Целые поколения застревают в этих предрассудках, и замечаешь порой, как само слово «справедливость» вызывает язвительную улыбку.

(8)От предыдущих поколений человечеству досталось по наследству убеждение, будто люди от рождения равны и вследствие этого с ними надо обходиться одинаково. (9)Однако сущность справедливости состоит как раз в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми.

(10)Если бы люди были действительно равны, жизнь была бы предельно простой и справедливость было бы чрезвычайно легко найти. (11)Стоило бы только сказать: одинаковым людям - одинаковую долю или всем всего поровну. (12)Тогда справедливость можно было бы обосновывать арифметически и создавать механически; и все были бы довольны, потому что люди стали бы не чем иным, как одинаковыми атомами, своего рода всюду катящимися механическими шариками, которые были бы похожи внешне и имели бы внутренне одинаковый душевный склад. (13)Как наивно, как просто, как мелко!

(14)На самом же деле люди не равны ни телом, ни душою, ни духом. (15)Они родятся существами различного пола, с различным здоровьем и силой, с совершенно различными предрасположенностями, дарами, инстинктами и желаниями, они принадлежат к различному духовному уровню, и с ними (в силу справедливости!) надо обходиться различно. (16)В этом заключается основа и главная трудность справедливости: людей - бесконечное множество; все они различны; как сделать, чтобы каждый получил согласно справедливости? (17)Если люди неодинаковы, значит, и обходиться с ними надо каждый раз согласно их живому своеобразию. (18)Иначе возникает несправедливость.

(19)Таким образом, справедливость означает именно неравенство: беречь ребёнка, помогать слабому, снисходить к уставшему, ухаживать за больным; проявлять больше строгости к безвольному, больше доверия честному, больше осторожности к болтуну; герою оказывать почести.

(20)Справедливость поэтому - искусство неравенства, и она присуща лишь благородным душам. (21) У неё обострённое чувство реальности; проистекающая от доброго сердца и живой наблюдательности, она отвергает механический подход к людям. (22)Она хочет индивидуально подойти к каждому случаю, располагая человека к состраданию. (23)Она старается уловить в человеке его сущность и своеобразие и соответственно этому обходиться с ним.

(По И. Ильину*)

*Иван Александрович Ильин (1882-1954) - известный русский философ, литературный критик, публицист.

Источник текста не определён.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) 10, 15 предложения подтверждают суждение, высказанное в 14 предложении текста.

2) Предложения 3-6 текста содержат рассуждение.

3) Предложение 19 является выводом рассуждения.

4) В предложениях 10-12 представлено повествование.

5) Преобладающий тип текста- описание.

22. Из предложений 16 и 17 выпишите синонимическую пару.

23. Среди предложений 19-23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексических повторов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Алгоритм выполнения:

1)     Внимательно читаем текст.
2)     Выделяем главные моменты, или микротемы (обычно их 2 или 3).
3) Выбираем утверждения, которые максимально содержат все микротемы.

 
Пример (из пробника за 2016 год):

(1)Первый учёный, который взялся доказать, что янтарь - это окаменевшая смола деревьев, был римский писатель Плиний Старший: он обратил внимание на смоляной запах и коптящее пламя при горении янтаря, а также на то, что в прозрачном янтаре нередко видны попавшие в него насекомые и части растений. (2)Позже учёные пытались оспорить этот вывод: так, например, известный естествоиспытатель Георг Агрикола доказывал, что янтарь образуется в недрах земли из жидкого битуминозного вещества, которое, вытекая на её поверхность, застывает, а в начале XVIII века бытовала гипотеза о том, что янтарь произошёл от соединения нефти с минеральными кислотами. (3)И <...> М.В. Ломоносов в своих трудах привёл неоспоримые аргументы в пользу органического происхождения янтаря, тем самым подтвердив гипотезу Плиния Старшего.

В тексте есть три главные мысли:
1. Плиний Старший доказывал, что янтарь - это окаменевшая смола деревьев.
2. Учёные пытались это оспорить и выдвинуть свои гипотезы.
3. Ломоносов подтвердил гипотезу Плиния (янтарь - это окаменевшая смола деревьев).

 
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

1) Янтарь образуется в недрах земли из жидкого битуминозного вещества, которое, вытекая на её поверхность, застывает.

2) Учёные издавна пытались понять природу янтаря, но лишь М.В. Ломоносов привёл аргументы в пользу органического с происхождения янтаря, подтвердив гипотезу Плиния Старшего.

3) Многие учёные исследовали природу янтаря и правильно определили его структуру, например Георг Агрикола, доказавший, что янтарь образуется а в недрах земли.

4) Первым учёным, доказавшим, что янтарь - это окаменевшая смола деревьев, был римский писатель Плиний Старший, обративший внимание на смоляной запах и коптящее пламя при горении янтаря из-за попавших в него насекомых и частей растений.

5) Гипотеза римского писателя Плиния Старшего об органическом происхождении янтаря, оспоренная многими учёными, получила аргументированное подтверждение в трудах М.В. Ломоносова.

Выбираем подходящие утверждения:

1) - не подходит, так как в нем говорится только о гипотезе Георга Агрикола, да еще и в форме утверждения. А это не так.

2) - подходит, так как содержатся все главные мысли: учёные пытались понять происхождение янтаря (наша 2 главная мысль), Ломоносов привёл аргументы в пользу органического с происхождения янтаря (наша 3 главная мысль), подтвердив гипотезу Плиния Старшего (наша 1 главная мысль).

3) - не подходит, так как есть только одно совпадение с нашим списком ("Многие учёные исследовали природу янтаря..."). А вот дальше искажение фактов: Георг Агрикола правильно определил структуру янтаря - в исходном тексте совсем наоборот.

4) - не подходит, так как в нем указана только одна главная мысль из трёх. Это высказывание не противоречит тексту, но сказать, что в нем выражена ГЛАВНАЯ мысль всего текста мы не можем.

5) - подходит, так как есть все три наших пункта: "Гипотеза римского писателя Плиния Старшего об органическом происхождении янтаря..." (наша 1 главная мысль), "...оспоренная многими учёными..." (наша 2 главная мысль), "...получила аргументированное подтверждение в трудах М.В. Ломоносова."(наша 3 главная мысль).

 
Под статьёй есть возможность комментирования. Задавайте вопросы.

До наступления эпохи Просвещения и даже после нее наука в глазах малообразованного общества мало чем отличалась от магии. Непонятные формулы, странные эксперименты, таинственное облачение, желание проникнуть в тайны мироустройства… Все это создавало ореол таинственности вокруг ученых, которые в глазах толпы превращались в колдунов, продавших душу дьяволу. О пяти из них - в материале «Футуриста».

Герберт Орильякский, папа Сильвестр II (946 - 1003)

Французский средневековый ученый и богослов Герберт Орильякский, помимо того, что четыре года занимал престол католической церкви как папа Сильвестр II, прославился большим вкладом в науку. От этого он и пострадал.

Он занимался математикой, изучал арабские научные труды и популяризировал их в Европе. Одним из первых среди европейцев Герберт познакомился с арабскими цифрами и пытался внедрить их в европейскую арифметику. Он представил в Европе армиллярную небесную сферу, на которой обозначены небесный экватор, тропики, эклиптика и полюса, а также вновь ввел в обращение и усовершенствовал абак , забытый со времен Римской империи.

Невероятная для того времени ученость Герберта вызывала подозрения у его современников. Его называли чернокнижником, обвиняли в колдовстве и в общении с дьяволом. Считалось, что он мог прочесть заклинание и сделаться невидимым, а также создал идола Терафима, который помог ему добиться папской тиары. По легенде, читая свою последнюю мессу, он был растерзан сатаной.

Мигель Сервет (1509 - 1553)


Испанский мыслитель, естествоиспытатель и врач Мигель Сервет изучал медицину в Парижском университете и первым в Европе описал малый круг кровообращения, по которому кровь поступает с правой стороны сердца в левую. В книге «Восстановление христианства» им было уточнено бытовавшее среди врачей более 1300 лет ошибочное представление Галена о переходе крови из правого желудочка в левый через сердечную перегородку.

Помимо анатомических теорий, данный труд содержал отрицание догмата о Троице, за что в христианском мире Сервета стали считать «избранным посланником воплощенного сатаны», отступником и колдуном. 27 октября 1553 года Сервет, так и не признав божественное триединство, был заживо сожжен на костре инквизиции вместе со своей книгой.

Джон Ди (1527 - 1608)


Англичанин Джон Ди был одним из самых образованных людей эпохи позднего Возрождения. Уже в 21 год он преподавал геометрию Евклида в Париже и дружил с выдающимися учеными того времени. В 1561 году он написал существенное дополнение к книге по алгебре и механике «Основа искусств» Роберта Рекорда. С его помощью этот труд превратился в первый универсальный учебник по математике с использованием арабских цифр и знака «ровно». В 1570 году Ди подготовил обширное предисловие к «Началам» Евклида. В нем он определил математику, как ключ к пониманию мира и попытался всесторонне охватить главные ее проблемы на тот момент. Некоторые исследователи находят в этой работе даже первые зачатки неевклидовой геометрии.

В то же время Ди писал гороскопы для английской королевы Елизаветы I, занимался каббалистикой, спиритическими сеансами и оккультизмом. Обыватели, не отличавшие каббалы от Евклида, считали его чернокнижником и пытались наказать за связи с нечистым. В конце 1580-х годов, когда Ди отсутствовал в Англии, они напали на его дом в Мортлейке и разграбили его ценнейшую библиотеку.

Джамбаттиста делла Порта (1535 - 1615)



«Человеческая физиогномика», 1538 год

Итальянский исследователь, один из первых ученых Европы в современном понимании этого слова Джамбаттиста делла Порта и сам был не против считаться магом. Правда, при этом он делал существенную оговорку: «Есть два вида магии: один неподходящий и имеющий дурную репутацию, поскольку имеет дело со злыми духами и состоит из чар и пагубного любопытства; его называют колдовством. Другая магия является естественной; ее признают и принимают, и ей поклоняются все умные люди».

Занимаясь «естественной магией», делла Порта сконструировал усовершенствованный вариант Camera obscura, предшественницы современного фотоаппарата, описал термоскоп и опыт поднятия воды давлением пара, написал труды по криптографии, физиогномике, микологии и другим наукам.

В 1560 году Порта организовал в Неаполе «Академию тайн природы», где помимо естествознания занимались оккультизмом. Вскоре все его члены, включая и самого основателя, были заподозрены в колдовстве. За Порто взялись инквизиторы, но к счастью для него и науки, до костра дело не дошло.

Яков Брюс (1670 - 1735)


Один из сподвижников Петра I, хотя и родился в Москве, был представителем знатного шотландского рода. С детства он был увлечен математическими и естественными науками. Путешествуя вместе с Петром по Европе, изучал алгебру, астрономию, картографию и инженерное дело, Брюс был знаком с Лейбницем и вел с ним переписку. Он составил первый русский учебник по геометрии, открыл первую в России обсерваторию при Навигацкой школе в Москве.

Школа, главой которой с 1701 года был Брюс, располагалась в Сухаревской башне (снесена в 1934 году). В ней, кроме математики и морских наук, преподавали артиллерийское и инженерное дело, немецкий язык. Однако невежественная молва окружила Сухареву башню и Якова Брюса ореолом мистики. Говорили, что у Брюса есть книга, «которая открывала ему все тайны», что он знает секрет оживления мертвецов и рецепт вечной молодости.

После кончины Петра Яков Брюс отдалился от государственных дел и жил в уединении в своем поместье Глинки. Здесь он занимался вычислением удельного веса металлов, искал способы очистки металлов от посторонних примесей. Для простого народа он по-прежнему оставался чародеем, образ которого обрастал легендами. Одни из них гласят, что по ночам к Брюсу в Глинки прилетал дракон, другие, что он мог обратить пруд в ледяной каток посреди жаркого лета.

Данное пособие предназначено для отработки практических умений и навыков учащихся при подготовке к экзамену по русскому языку в 11 классе в формате ЕГЭ. Оно содержит варианты диагностических работ по русскому языку, содержание которых соответствует контрольно-измерительным материалам, разработанным Федеральным институтом педагогических измерений для проведения Единого государственного экзамена. В книгу входят также ответы к заданиям и критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом.
Материалы книги рекомендованы учителям и методистам для выявления уровня и качества подготовки учащихся по предмету, определения степени их готовности к Единому государственному экзамену.

Примеры.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Хотя современные учёные и считают труды естествоиспытателей, созданные в периоды Средневековья и Античности, «ненаучными», они не правы: эти труды соответствуют самым строгим критериям научности.
2) Несмотря па то, что работы античных и средневековых учёных не соответствуют строгим критериям научности, выдвигаемым современными учёными, историки науки сегодня всё чаще включают эпохи Античности и Средневековья в зону своих интересов, признавая ценность исследований тех периодов.
3) Знаменитые учёные Античности и Средневековья, в том числе Аристотель, Аль-Бируни и Р. Бэкон, стоят у истоков современной естественно-научной мысли.
4) Осознавая значимость работ античных и средневековых естествоиспытателей, историки науки включают в сферу своих исследований труды тех эпох, хотя, по мнению современных учёных, такие работы не соответствуют критериям научности.
5) Научной революции XVI-XVII веков предшествовали такие важные процессы, как зарождение естественных наук в эпоху Античности и разработка современных научных методов в эпоху Средневековья.

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.
Поэтому
Так что
Между тем
В частности.
Кроме того.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русский язык, Подготовка к ЕГЭ, Диагностические работы, Кузнецов А.Ю., Межина Т.В., 2018 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Русский язык, Подготовка к ЕГЭ, Диагностические работы, Кузнецов А.Ю., Межина Т.В., 2019
  • Русский язык, Подготовка к ЕГЭ, Диагностические работы, Кузнецов А.Ю., Межина Т.В., 2017
  • Русский язык, Подготовка к ЕГЭ, Диагностические работы, Кузнецов А.Ю., Задорожная А.С., Межина Т.В., Нарушевич А.Г., 2014

Следующие учебники и книги.

Вариант № 6996817

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Хотя современные учёные и считают труды естествоиспытателей, созданные в периоды Средневековья и Античности, «ненаучными», они не правы: эти труды соответствуют самым строгим критериям научности.

2) Несмотря на то, что работы античных и средневековых учёных не соответствуют строгим критериям научности, выдвигаемым современными учёными, историки науки сегодня всё чаще включают эпохи Античности и Средневековья в зону своих интересов, признавая ценность исследований тех периодов.

3) Знаменитые учёные Античности и Средневековья, в том числе Аристотель, Аль-Бируни и Р. Бэкон, стоят у истоков современной естественно-научной мысли.

4) Осознавая значимость работ античных и средневековых естествоиспытателей, историки науки включают в сферу своих исследований труды тех эпох, хотя, по мнению современных учёных, такие работы не соответствуют критериям научности.

5) Научной революции XVI–XVII веков предшествовали такие важные процессы, как зарождение естественных наук в эпоху Античности и разработка современных научных методов в эпоху Средневековья.


Ответ:

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Между тем

В частности,

Кроме того,


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЯД. Определите, в каком значении это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РЯД , -а, м.

1) Линия ровно расположенных однородных предметов. Р. домов.

2) Совокупность каких-н. явлений, следующих или расположенных в определённой последовательности. Р. поколений.

3) Некоторое, немалое количество чего-н. Р. случаев.

4) Состав, среда. В рядах армии.


Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

мЕстностей

зАгнутый

диспансЕр

Ответ:

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЛЯГТЕ на кушетку

БОЛЕЕ НАДЁЖНЫЙ

не ЛОЖИ локти на стол

ПЯТИСТАМ абонентам

две пары ДЖИНСОВ

Ответ:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) неправильное построение предложения с причастным оборотом

В) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

1) Сумасшедшая, загадочная история Есенина и Айседоры Дункан никогда не перестанет интересовать тех, кто стремится познать невероятные тайны любви.

2) По временам в подвале Лизель, забывшись, вслушивалась в голос аккордеона, звучавший в ушах.

3) Петербургский период в творчестве А.С. Пушкина не только характеризуется большей стилистической свободой, но и ломкой жанровых границ.

4) Сверкавшие звёзды на небе искрились и переливались всеми цветами радуги.

5) Согласно постановления комитета, необходимо поощрять особо отличившихся сотрудников.

6) «Вот наш новый претендент на получение премии!» – сказал декан, указывая на студента-третьекурсника.

7) Айседора Дункан отказалась от прав на наследство погибшего Есенина, сказав, что «отвезите деньги его матери и сёстрам».

8) Сам Блок в «Скифах» не печатался ни разу, хотя поддерживал в то время тёплые отношения со многими участниками альманаха.

9) Не успеет грянуть гром, как мы с Лизой побежали со двора в дом.

A Б В Г Д

Ответ:

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

оз..рничать

усм..рить

зан..мать (деньги)

п..лисадник

неж..лательный

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..подлобья, и..чез

пере..дал, ни..верг

пр..обрёл, пр..подал

по..чистить, о..бил

под..грать, вз..мать

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

пальт..цо

запасл..вый

просвеч..вать

(умелый) садовн..к

юрод..вый

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

медл..щий (с решением)

(они) раскле..т (афиши)

кол..щийся (кустарник)

завис..щий (от родителей)

(они) завер..т (подпись)

Ответ:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ВЫСОКОЕ облачное небо виднелось над горами.

Бывают, как нам часто кажется, ничего (НЕ)ЗНАЧАЩИЕ встречи с людьми, но общение с ними может стать началом долгой дружбы.

В этом городе редко встретишь праздного, ничем (НЕ)ЗАНЯТОГО человека.

Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.

Застройка Санкт-Петербурга с его бурыми железными крышами вовсе (НЕ)РАССЧИТАНА на то, чтобы её рассматривали сверху.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Организм становится невосприимчив к инфекции (В)СЛЕДСТВИЕ иммунизации, ТАК(ЖЕ) известной как вакцинация.

Этот ничтожный трактирный разговор имел чрезвычайное на Раскольникова влияние, (КАК)БУДТО действительно было тут КАКОЕ(ТО) предопределение, указание.

(ПО)ТОМУ, что и как говорил мой спутник, я (С)РАЗУ понял: человек он бывалый, крепкий.

Ночью полил такой сильный дождь, что мы все промокли (НА)СКВОЗЬ, но пробраться в деревню (ПО)ПРЕЖНЕМУ не было никакой возможности.

Сашка подумал, что передвигаться лучше (ПО)ОДИНОЧКЕ, Борька предложил ТО(ЖЕ) самое.

Ответ:

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Свобода для Пушкина – полнота жизни, её насыще(1)ость, разнообразие. Болдинское творчество поэта поражает этой самой свободой, которая выраже(2)а в нескова(3)ом разнообразии замыслов, тем, образов, в стремлении постигнуть внутре(4)ий смысл происходящего.

Ответ:

Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Помещичья свадьба в XVIII – начале XIX веков отличалась от дворянской не только богатством но и заметной «европеизацией».

2) Степени сравнения прилагательных образуются с помощью суффиксов либо с помощью вспомогательных слов.

3) Роман «Мастер и Маргарита» бросает вызов рационализму и мещанству пошлости и подлости.

4) Как хороши были на старом пруду эти лилии и полевые ромашки и придорожные васильки!

5) У самого подножия горы зеленел мелкий кустарник и пестрели разноцветные стайки цветов.

Ответ:

Женщина (1) подойдя к изгороди (2) застыла на месте, и (3) только по выходившему из ноздрей (4) пару можно было понять, что это не каменное изваяние, а живой человек.

Ответ:

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Онегин (1) добрый мой приятель (2)

Родился на брегах Невы (3)

Где (4) может быть (5) родились вы (6)

Или блистали (7) мой читатель...

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Искусство и внехудожественную реальность можно рассматривать как области (1) разница между (2) которыми (3) столь велика (4) что даже сопоставление их исключается.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Шукшин в рассказе «Материнское сердце» встаёт на сторону главных героев (1) и (2) хотя оспаривать нарушенный закон трудно и даже невозможно (3) в произведении на первое место выходит материнская

любовь (4) которая не поддаётся никаким писаным законам (5) и неистребимая вера в человека.

Ответ:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Сказка подсказывает человеку, как поступить в трудных жизненных обстоятельствах.

2) В сказках за некрасивой внешностью непременно скрывается прекрасная душа, а за внешней красотой – внутреннее уродство.

3) Современные люди, верящие в сказки, вызывают у окружающих чувство удивления.

4) Сказка способна дать ответы на самые разные вопросы, которые встают перед человеком на его жизненном пути.

5) Все люди, и взрослые и дети, встречались в жизни со сказкой, но в процессе взросления умение слушать и слышать сказку пропадает.


(по И.А. Ильину*)

*Иван Александрович Ильин

Ответ:

Какие из перечисленных утверждений являются верными ? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 1–5 представлено рассуждение.

2) В предложениях 8–12 представлено описание.

3) Предложение 23 поясняет, дополняет содержание предложения 22.

4) В предложениях 13–17 представлено рассуждение.

5) В предложениях 26–27 представлено повествование.


(1)Давайте, дорогой читатель, задумаемся о том, является ли сказка чем-то далёким от нас и насколько она нужна нам. (2)Мы совершаем некое паломничество в волшебные, вожделенные и прекрасные края, читая или слушая сказки. (3)Что же приносят люди из этих краев? (4)Что влечёт их туда? (5)О чём спрашивает человек сказку и что именно она отвечает ему? (6)Человек всегда спрашивал сказку о том, о чём всегда и все люди, из века в век, будут спрашивать, о том, что всем нам важно и необходимо. (7)В первую очередь, о счастье. (8)Само ли оно в жизни приходит или его надо добывать? (9)Неужели непременно нужны труды, испытания, опасности и подвиги? (10)В чём же счастье человека? (11)В богатстве ли? (12)Или, может быть, в доброте и правоте?

(13)Что такое судьба? (14)Неужели её нельзя одолеть и человеку остаётся покорно сидеть и ждать у моря погоды? (15)И сказка щедро подсказывает, как быть человеку на распутье жизненных дорог и в глубине жизненного леса, в беде и в несчастье.

(16)Что важнее – внешняя оболочка или незримая красота? (17)Как распознать, как учуять прекрасную душу у страшилища и уродливую душу у красавицы?

(18)И наконец, правда ли, что возможно только возможное, а невозможное и в самом деле невозможно? (19)Не таятся ли в вещах и душах, окружающих нас, такие возможности, о которых не всякий и говорить решается?

(20)Вот о чём спрашивает человек, и особенно русский человек, свою сказку. (21)И сказка отвечает не о том, чего нет и не бывает, а о том, что теперь есть и всегда будет. (22)Ведь сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. (23)Здесь мудрая древность благословляет русское младенчество на ещё не испытанную им трудную жизнь, созерцая из глубины своего национального опыта трудности жизненного пути.

(24)Все люди делятся на людей, живущих со сказкой, и людей, живущих без сказки. (25)И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье… вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и с открытой душой внимать ответам его первоначальной, доисторической философии. (26)Такие люди живут как бы в ладу со своею национальною сказкою. (27)И благо нам, если мы сохраняем в душе вечного ребёнка, то есть умеем и спрашивать, и выслушивать голос нашей сказки.

(по И.А. Ильину*)

*Иван Александрович Ильин (1883–1954) – русский философ, писатель и публицист.

Ответ:

Из предложения 13–15 выпишите синонимы (синонимическую пару).


(1)Давайте, дорогой читатель, задумаемся о том, является ли сказка чем-то далёким от нас и насколько она нужна нам. (2)Мы совершаем некое паломничество в волшебные, вожделенные и прекрасные края, читая или слушая сказки. (3)Что же приносят люди из этих краев? (4)Что влечёт их туда? (5)О чём спрашивает человек сказку и что именно она отвечает ему? (6)Человек всегда спрашивал сказку о том, о чём всегда и все люди, из века в век, будут спрашивать, о том, что всем нам важно и необходимо. (7)В первую очередь, о счастье. (8)Само ли оно в жизни приходит или его надо добывать? (9)Неужели непременно нужны труды, испытания, опасности и подвиги? (10)В чём же счастье человека? (11)В богатстве ли? (12)Или, может быть, в доброте и правоте?

(13)Что такое судьба? (14)Неужели её нельзя одолеть и человеку остаётся покорно сидеть и ждать у моря погоды? (15)И сказка щедро подсказывает, как быть человеку на распутье жизненных дорог и в глубине жизненного леса, в беде и в несчастье.

(16)Что важнее – внешняя оболочка или незримая красота? (17)Как распознать, как учуять прекрасную душу у страшилища и уродливую душу у красавицы?

(18)И наконец, правда ли, что возможно только возможное, а невозможное и в самом деле невозможно? (19)Не таятся ли в вещах и душах, окружающих нас, такие возможности, о которых не всякий и говорить решается?

(20)Вот о чём спрашивает человек, и особенно русский человек, свою сказку. (21)И сказка отвечает не о том, чего нет и не бывает, а о том, что теперь есть и всегда будет. (22)Ведь сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. (23)Здесь мудрая древность благословляет русское младенчество на ещё не испытанную им трудную жизнь, созерцая из глубины своего национального опыта трудности жизненного пути.

(24)Все люди делятся на людей, живущих со сказкой, и людей, живущих без сказки. (25)И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье… вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и с открытой душой внимать ответам его первоначальной, доисторической философии. (26)Такие люди живут как бы в ладу со своею национальною сказкою. (27)И благо нам, если мы сохраняем в душе вечного ребёнка, то есть умеем и спрашивать, и выслушивать голос нашей сказки.

(по И.А. Ильину*)

*Иван Александрович Ильин (1883–1954) – русский философ, писатель и публицист.

(13)Что такое судьба? (14)Неужели её нельзя одолеть и человеку остаётся покорно сидеть и ждать у моря погоды? (15)И сказка щедро подсказывает, как быть человеку на распутье жизненных дорог и в глубине жизненного леса, в беде и в несчастье.


Ответ:

Среди предложений 18–23 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью сочинительного союза и форм слова.


(1)Давайте, дорогой читатель, задумаемся о том, является ли сказка чем-то далёким от нас и насколько она нужна нам. (2)Мы совершаем некое паломничество в волшебные, вожделенные и прекрасные края, читая или слушая сказки. (3)Что же приносят люди из этих краев? (4)Что влечёт их туда? (5)О чём спрашивает человек сказку и что именно она отвечает ему? (6)Человек всегда спрашивал сказку о том, о чём всегда и все люди, из века в век, будут спрашивать, о том, что всем нам важно и необходимо. (7)В первую очередь, о счастье. (8)Само ли оно в жизни приходит или его надо добывать? (9)Неужели непременно нужны труды, испытания, опасности и подвиги? (10)В чём же счастье человека? (11)В богатстве ли? (12)Или, может быть, в доброте и правоте?

(13)Что такое судьба? (14)Неужели её нельзя одолеть и человеку остаётся покорно сидеть и ждать у моря погоды? (15)И сказка щедро подсказывает, как быть человеку на распутье жизненных дорог и в глубине жизненного леса, в беде и в несчастье.

(16)Что важнее – внешняя оболочка или незримая красота? (17)Как распознать, как учуять прекрасную душу у страшилища и уродливую душу у красавицы?

(18)И наконец, правда ли, что возможно только возможное, а невозможное и в самом деле невозможно? (19)Не таятся ли в вещах и душах, окружающих нас, такие возможности, о которых не всякий и говорить решается?

(20)Вот о чём спрашивает человек, и особенно русский человек, свою сказку. (21)И сказка отвечает не о том, чего нет и не бывает, а о том, что теперь есть и всегда будет. (22)Ведь сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. (23)Здесь мудрая древность благословляет русское младенчество на ещё не испытанную им трудную жизнь, созерцая из глубины своего национального опыта трудности жизненного пути.

(24)Все люди делятся на людей, живущих со сказкой, и людей, живущих без сказки. (25)И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье… вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и с открытой душой внимать ответам его первоначальной, доисторической философии. (26)Такие люди живут как бы в ладу со своею национальною сказкою. (27)И благо нам, если мы сохраняем в душе вечного ребёнка, то есть умеем и спрашивать, и выслушивать голос нашей сказки.

(по И.А. Ильину*)

*Иван Александрович Ильин (1883–1954) – русский философ, писатель и публицист.

Ответ:

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«В предложенном тексте И.А. Ильин говорит с читателем о сказке - о той самой сказке, где живут чудеса, волшебство, добро и справедливость. Автор даёт собственную оценку этому жанру и приглашает нас к приятному, но вместе с тем серьёзному размышлению. Тематика текста определяет форму: рассуждения Ильина очень просты и пафосны одновременно, высокая степень эмоциональности сохраняется на протяжении всего фрагмента. Воплощению замысла автора способствует целый ряд средств выразительности. В синтаксисе это, например, (А)________ (предложения 7, 11, 12) и (Б) __________(предложения 2, 25). В лексике неоднократно используются (В) ________ ("ждать у моря погоды", "с открытой душой"), благополучно соединяясь с яркими тропами, среди которых отметим, в частности, (Г) ___________ (предложение 15). Всё вместе это даёт ощущение живого текста, заставляющего задуматься о многом».

Список терминов:

1) фразеологизмы

2) антитеза

3) неполные предложения

4) метафора

5) ряды однородных членов предложения

6) восклицательные предложения

7) лексический повтор

8) гипербола

9) анафора

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)Давайте, дорогой читатель, задумаемся о том, является ли сказка чем-то далёким от нас и насколько она нужна нам. (2)Мы совершаем некое паломничество в волшебные, вожделенные и прекрасные края, читая или слушая сказки. (3)Что же приносят люди из этих краев? (4)Что влечёт их туда? (5)О чём спрашивает человек сказку и что именно она отвечает ему? (6)Человек всегда спрашивал сказку о том, о чём всегда и все люди, из века в век, будут спрашивать, о том, что всем нам важно и необходимо. (7)В первую очередь, о счастье. (8)Само ли оно в жизни приходит или его надо добывать? (9)Неужели непременно нужны труды, испытания, опасности и подвиги? (10)В чём же счастье человека? (11)В богатстве ли? (12)Или, может быть, в доброте и правоте?

(13)Что такое судьба? (14)Неужели её нельзя одолеть и человеку остаётся покорно сидеть и ждать у моря погоды? (15)И сказка щедро подсказывает, как быть человеку на распутье жизненных дорог и в глубине жизненного леса, в беде и в несчастье.

(16)Что важнее – внешняя оболочка или незримая красота? (17)Как распознать, как учуять прекрасную душу у страшилища и уродливую душу у красавицы?

(18)И наконец, правда ли, что возможно только возможное, а невозможное и в самом деле невозможно? (19)Не таятся ли в вещах и душах, окружающих нас, такие возможности, о которых не всякий и говорить решается?

(20)Вот о чём спрашивает человек, и особенно русский человек, свою сказку. (21)И сказка отвечает не о том, чего нет и не бывает, а о том, что теперь есть и всегда будет. (22)Ведь сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. (23)Здесь мудрая древность благословляет русское младенчество на ещё не испытанную им трудную жизнь, созерцая из глубины своего национального опыта трудности жизненного пути.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Давайте, дорогой читатель, задумаемся о том, является ли сказка чем-то далёким от нас и насколько она нужна нам. (2)Мы совершаем некое паломничество в волшебные, вожделенные и прекрасные края, читая или слушая сказки. (3)Что же приносят люди из этих краев? (4)Что влечёт их туда? (5)О чём спрашивает человек сказку и что именно она отвечает ему? (6)Человек всегда спрашивал сказку о том, о чём всегда и все люди, из века в век, будут спрашивать, о том, что всем нам важно и необходимо. (7)В первую очередь, о счастье. (8)Само ли оно в жизни приходит или его надо добывать? (9)Неужели непременно нужны труды, испытания, опасности и подвиги? (10)В чём же счастье человека? (11)В богатстве ли? (12)Или, может быть, в доброте и правоте?

(13)Что такое судьба? (14)Неужели её нельзя одолеть и человеку остаётся покорно сидеть и ждать у моря погоды? (15)И сказка щедро подсказывает, как быть человеку на распутье жизненных дорог и в глубине жизненного леса, в беде и в несчастье.

(16)Что важнее – внешняя оболочка или незримая красота? (17)Как распознать, как учуять прекрасную душу у страшилища и уродливую душу у красавицы?

(18)И наконец, правда ли, что возможно только возможное, а невозможное и в самом деле невозможно? (19)Не таятся ли в вещах и душах, окружающих нас, такие возможности, о которых не всякий и говорить решается?

(20)Вот о чём спрашивает человек, и особенно русский человек, свою сказку. (21)И сказка отвечает не о том, чего нет и не бывает, а о том, что теперь есть и всегда будет. (22)Ведь сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. (23)Здесь мудрая древность благословляет русское младенчество на ещё не испытанную им трудную жизнь, созерцая из глубины своего национального опыта трудности жизненного пути.

(24)Все люди делятся на людей, живущих со сказкой, и людей, живущих без сказки. (25)И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье… вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и с открытой душой внимать ответам его первоначальной, доисторической философии. (26)Такие люди живут как бы в ладу со своею национальною сказкою. (27)И благо нам, если мы сохраняем в душе вечного ребёнка, то есть умеем и спрашивать, и выслушивать голос нашей сказки.



Статьи по теме: